Полярная кочегарка. 1959 г., сентябрь.

О движении второй космической ракеты в сторону Луны Вторая советская космическая ракета, войдя в сферу действия Луны, к 19 часам 13 сентября по московскому времени приблизилась к Луне на рас­ стояние около 45 тыс. км, преодолев более семи восьмых своего пути. Скорость ракеты относитель­ но Луны к этому моменту возросла до 2,33 кило­ метра в секунду. Уточнение параметров траекторий ракеты, произ­ веденное по данным автоматизированного измери­ тельного комплекса, позволило установить, что встреча ракеты с Луной ожидается в 0 час. 01 мин. 14 сентября. Луна в этот момент будет на­ ходиться от Земли на расстоянии 379 тыс. кило­ метров. Ожидаемая точка встречи ракеты с поверхностью Луны находится в районе моря «Ясности», моря «Спокойствия» и моря «Паров». При наблюдении с Земли ожидаемая точка встречи будет отстоять от центра диска Луны на расстоянии около четвер­ ти лунного радиуса. Скорость ракеты относительно Луны в момент встречи будет равна 3,3 километра в секунду. С момента разделения, контейнер и последняя ступень ракеты совершают полет по несколько от­ личающимся друг от друга траекториям. Публикуе­ мые в сообщениях координаты, а также прогноз места встречи космической ракеты с поверхностью Луны относятся к контейнеру с научной и изме­ рительной аппаратурой. Радиопередатчики, расположенные на контейне­ ре, работающие на частотах 183,6 и 39,986 ме­ гагерц, по которым идет основная информация и ведется измерение параметров траектории, функ­ ционируют нормально, обеспечивая устойчивый прием. Сигналы от передатчика контейнера на ча­ стоте 19,993 мегагерц значительно ослабли. Отмечается также значительное ослабление радио­ сигналов от передатчиков на частотах 20,003 и 19,997 мегагерц, расположенных на последней ступени ракеты, от которой отделен контейнер. На конечном участке полета ракеты за несколь­ ко минут до момента встречи с лунной поверхно­ стью будет включена специальная радиотехниче­ ская система, расположенная в контейнере—лун­ ный альтиметр. Лунный альтиметр позволит полу­ чить дополнительные данные об изменении высоты ракеты над поверхностью Лупы в процессе движе­ ния. Ответные сигналы лунного альтиметра будут передаваться на частоте 183,6 мегагерц. На космической ракете приняты меры, преду­ преждающие возможность заражения лунной по­ верхности земными микроорганизмами. С О О БЩЕ НИ Е Т А С С Сегодня, 14 сентября вторая советская космическая ракета достигла поверхности Луны. Впервые в истории осуществлен кос - мический полет с З ем л и на другое небесное тело. В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вым­ пелы с изображением Герба Советского Союза и надписью „Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь, 1959 год". Д л я обеспечения сохранности вымпелов при встрече с Луной были приняты конструктивные меры. Программа научных измерений завершена. Работа радиосредств, установленных в контейнере с научной и измерительной аппаратурой, в момент встречи с Луной прекра­ тилась. Достижение Луны советской космической ракетой является выдающимся успехом науки и техники . Открыта новая страница в исследовании космического пространства. Пер вая вахта ледоколе наатомном Ленин“ Большой день был '12 сентября у коллекти­ ва Адмиралтейского завода. С утра сотни ра­ бочих и инженеров собрались на набережной Невы, чтобы проводить свое славное детище — атомный ледокол «Ленин» в первый путь. В 10 часов мощные морские буксиры стали выводить ледокол от стенки завода, где он простоял на достройке почти два года. Три прощальных гудка сирены ледокола. Радиорупоры разносят с корабля слова капитана Пономарева: «Рабо чим и инженерам, всем работникам завода же­ лаем дальнейших успехов! Спасибо за работу». С берега раздается ответное «ура». После полудня буксиры подвели ледокол к мосту лейтенанта Шмидта и поставили его на том месте, где сорок два года назад стоял ле­ гендарный крейсер «Аврора», возвестивший о рождении новой эры в истории человечества. Законченный постройкой ледокол «Ленин» сей­ час возвещает миру о крупной победе совет­ ской науки и техники, об использовании атом­ ной энергии в мирных целях. С ленинградских верфей и в прошлом не раз уходили в далекое арктическое плавание мощ­ ные ледоколы, но такого, как «Ленин» еще не было на нашей планете. 0 ходе его строитель­ ства уже много писалось в печати, и вот се­ годня этот замечательный корабль готов к хо­ довым испытаниям в море. Он поставлен на несколько дней на Неве, чтобы им могли по­ любоваться ленинградцы. Совершим небольшую экскурсию по ледоко­ лу. Каждого, кто ступит на борт, спустится в отсеки и пройдет по палубам поражают огром­ ные его размеры. На корабле оборудовано бо­ лее 900 служебных, жилых и культурно-быто­ вых помещений, в том числе ангар для верто­ лета, музыкальный салон, библиотека, амбула­ тория и многое другое. Капитан атомохода П. А. Пономарев расска­ зывает: «Не буду порочить ледоколов, которые я водил прежде. Это тоже хорошие, могучие советские корабли, помогавшие нашим лю­ дям освоить Северный морской путь и при­ близить Мурманск к Владивостоку. Они сейчас верно служат полярным мореплавателям. Но УУ все же ледокол «Ленин» не идет в сравнение с прежними. Ледоколы типа «Ермак» прини­ мают в свои бункеры до 1800 тонн угля. Его хватает примерно на месяц. Ледоколы более поздней постройки уходят в плавание с таким же запасом нефти и могут пробыть в плавании до двух месяцев. Ледокол «Ленин» может взять запасы ядерного горючего на год. Находясь в ледяном царстве такое длительное время, ко­ рабль может преодолевать лед толщиной 2,4 метра. По энерговооруженности на одну тонну водоизмещения атомоход превосходит все су­ ществующие в мире, в том числе и широко афишированный американский «Глетчер». На корабле началась вахта. Особенно горя­ чая работа выпала палубной команде, а также судовым кокам. На борту ледокола находится большая груп­ па заводских строителей. Они вместе с моряка ми поведут корабль на ходовые испытания. Здесь находится и главный строитель ледокола В. И. Червяков. Ему не было спасения от жур налистов. Одни интересовались долго ли будет стоять корабль на Неве, другие спрашивали, как прошли швартовые испытания и что они показали. На все эти вопросы пришлось отве­ чать. Главный строитель заявил, что сложней­ ший корабль построен в точном соответствии с проектом. Швартовые испытания показали вы­ сокое качество машин, механизмов и приборов, изготовленных сотнями предприятий страны. Превосходно работают атомные реакторы, ска­ зал он. В период их испытаний советские уче­ ные подучили много полезного для дальнейше­ го развития атомной техники, расширения воз­ можностей использования атомной энергии в мирных целях. Наш первый переход совпадает с поездкой Никиты Сергеевича Хрущева в США. Строители и монтажники горячо желают главе Советского правительства счастливого пути и всяческих успехов. Хочется, чтобы Никита Сергеевич еще раз сказал американцам: «Да­ вайте соревноваться в мирном использовании атомной энергии!». Ледокол «Ленин»—яркое до­ казательство мирных устремлений советского народа. Советские полярники Шпицбергена горячо одобряют поездку Н. С. Хрущева в Соединенные Штаты Америки I Вчера вечером полярники советских угольных рудников Шпицбергена, как и весь со­ ветский народ и народы всего мира с волнением слушали по радио репортаж о прибытии в Вашингтон Председателя Совета Министров СССР тов. II. С. Хру­ щева. —Это величайшее долгождан­ ное радостное событие в меж­ дународной жизни, — заявляют горняки Баренцбурга, Пирами­ ды и Груманта. Накануне поездки тов. Хру­ щева в Америку наша Родина еще раз продемонстрировала свою миролюбивую политику. На Луну запущена космическая ракета. В Неву вошел атомный ледокол «Ленин». Эти два со­ бытия потрясли человечество и убедительно показали, что СССР намерен использовать атомную энергию и все науч­ ные достижения только в мир­ ных целях. Обо всем этом горячо говори­ ли в нарядной рудника Баренц­ бург, где собрались горняки на митинг, посвященный незабы­ ваемым историческим событиям последних дней. В квартирах у репродукто­ ров, в клубах и в столовых полярники только и говорят о пребывании тов. Н. С. Хруще­ ва в Америке, горячо желают ему успехов в переговорах с президентом США Д. Эйзенха­ уэром, восхищенно обсуждают подробности беспримерного по­ лета космической ракеты на Луну. ■Советские люди,—говорит плотник баренцбургской строй­ конторы тов. Манузин, — гор­ дятся тем, что именно нашей Родине первой удалось начать освоение Космоса. II не случай­ но: в этом сказалось преиму­ щество социалистической систе­ мы, превосходство советской науки и техники. Проходчик секретарь проф­ организации участка ОКР тов. Павликов сказал: — Мы верим, что наступит тот день, когда советский чело­ век достигнет Луны. Чтобы приблизить это событие, все мы должны работать как можно лучше. ... Н. С. Хрущев уже при­ был в США. —Желаем вам успехов в пе­ реговорах, дорогой Никита Сер­ геевич, — говорят горняки Ба­ ренцбурга.—А мы постараемся трудиться так, чтобы ежедневно выдавать сверхплановый уголь. Баренцбуржцы делом подкреп­ ляют свое слово: 14 сентября они выполнили задание на 116 процентов, а на следующий день—на 118 процентов. Отли­ чается бригада тов. Родина. Позавчера она дала 185 про­ центов программы, а вчера — 139 процетов. Ритмично рабо­ тает бригада коммунистическо­ го труда тов. Алташина, высту­ пившая инициатором борьбы за повторное использование кре­ пежа. ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 3 стр. 16 сентября 1959 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz