Полярная кочегарка. 1959 г., сентябрь.
О движении второй космической ракеты в сторону Луны Вторая советская космическая ракета, войдя в сферу действия Луны, к 19 часам 13 сентября по московскому времени приблизилась к Луне на рас стояние около 45 тыс. км, преодолев более семи восьмых своего пути. Скорость ракеты относитель но Луны к этому моменту возросла до 2,33 кило метра в секунду. Уточнение параметров траекторий ракеты, произ веденное по данным автоматизированного измери тельного комплекса, позволило установить, что встреча ракеты с Луной ожидается в 0 час. 01 мин. 14 сентября. Луна в этот момент будет на ходиться от Земли на расстоянии 379 тыс. кило метров. Ожидаемая точка встречи ракеты с поверхностью Луны находится в районе моря «Ясности», моря «Спокойствия» и моря «Паров». При наблюдении с Земли ожидаемая точка встречи будет отстоять от центра диска Луны на расстоянии около четвер ти лунного радиуса. Скорость ракеты относительно Луны в момент встречи будет равна 3,3 километра в секунду. С момента разделения, контейнер и последняя ступень ракеты совершают полет по несколько от личающимся друг от друга траекториям. Публикуе мые в сообщениях координаты, а также прогноз места встречи космической ракеты с поверхностью Луны относятся к контейнеру с научной и изме рительной аппаратурой. Радиопередатчики, расположенные на контейне ре, работающие на частотах 183,6 и 39,986 ме гагерц, по которым идет основная информация и ведется измерение параметров траектории, функ ционируют нормально, обеспечивая устойчивый прием. Сигналы от передатчика контейнера на ча стоте 19,993 мегагерц значительно ослабли. Отмечается также значительное ослабление радио сигналов от передатчиков на частотах 20,003 и 19,997 мегагерц, расположенных на последней ступени ракеты, от которой отделен контейнер. На конечном участке полета ракеты за несколь ко минут до момента встречи с лунной поверхно стью будет включена специальная радиотехниче ская система, расположенная в контейнере—лун ный альтиметр. Лунный альтиметр позволит полу чить дополнительные данные об изменении высоты ракеты над поверхностью Лупы в процессе движе ния. Ответные сигналы лунного альтиметра будут передаваться на частоте 183,6 мегагерц. На космической ракете приняты меры, преду преждающие возможность заражения лунной по верхности земными микроорганизмами. С О О БЩЕ НИ Е Т А С С Сегодня, 14 сентября вторая советская космическая ракета достигла поверхности Луны. Впервые в истории осуществлен кос - мический полет с З ем л и на другое небесное тело. В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вым пелы с изображением Герба Советского Союза и надписью „Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь, 1959 год". Д л я обеспечения сохранности вымпелов при встрече с Луной были приняты конструктивные меры. Программа научных измерений завершена. Работа радиосредств, установленных в контейнере с научной и измерительной аппаратурой, в момент встречи с Луной прекра тилась. Достижение Луны советской космической ракетой является выдающимся успехом науки и техники . Открыта новая страница в исследовании космического пространства. Пер вая вахта ледоколе наатомном Ленин“ Большой день был '12 сентября у коллекти ва Адмиралтейского завода. С утра сотни ра бочих и инженеров собрались на набережной Невы, чтобы проводить свое славное детище — атомный ледокол «Ленин» в первый путь. В 10 часов мощные морские буксиры стали выводить ледокол от стенки завода, где он простоял на достройке почти два года. Три прощальных гудка сирены ледокола. Радиорупоры разносят с корабля слова капитана Пономарева: «Рабо чим и инженерам, всем работникам завода же лаем дальнейших успехов! Спасибо за работу». С берега раздается ответное «ура». После полудня буксиры подвели ледокол к мосту лейтенанта Шмидта и поставили его на том месте, где сорок два года назад стоял ле гендарный крейсер «Аврора», возвестивший о рождении новой эры в истории человечества. Законченный постройкой ледокол «Ленин» сей час возвещает миру о крупной победе совет ской науки и техники, об использовании атом ной энергии в мирных целях. С ленинградских верфей и в прошлом не раз уходили в далекое арктическое плавание мощ ные ледоколы, но такого, как «Ленин» еще не было на нашей планете. 0 ходе его строитель ства уже много писалось в печати, и вот се годня этот замечательный корабль готов к хо довым испытаниям в море. Он поставлен на несколько дней на Неве, чтобы им могли по любоваться ленинградцы. Совершим небольшую экскурсию по ледоко лу. Каждого, кто ступит на борт, спустится в отсеки и пройдет по палубам поражают огром ные его размеры. На корабле оборудовано бо лее 900 служебных, жилых и культурно-быто вых помещений, в том числе ангар для верто лета, музыкальный салон, библиотека, амбула тория и многое другое. Капитан атомохода П. А. Пономарев расска зывает: «Не буду порочить ледоколов, которые я водил прежде. Это тоже хорошие, могучие советские корабли, помогавшие нашим лю дям освоить Северный морской путь и при близить Мурманск к Владивостоку. Они сейчас верно служат полярным мореплавателям. Но УУ все же ледокол «Ленин» не идет в сравнение с прежними. Ледоколы типа «Ермак» прини мают в свои бункеры до 1800 тонн угля. Его хватает примерно на месяц. Ледоколы более поздней постройки уходят в плавание с таким же запасом нефти и могут пробыть в плавании до двух месяцев. Ледокол «Ленин» может взять запасы ядерного горючего на год. Находясь в ледяном царстве такое длительное время, ко рабль может преодолевать лед толщиной 2,4 метра. По энерговооруженности на одну тонну водоизмещения атомоход превосходит все су ществующие в мире, в том числе и широко афишированный американский «Глетчер». На корабле началась вахта. Особенно горя чая работа выпала палубной команде, а также судовым кокам. На борту ледокола находится большая груп па заводских строителей. Они вместе с моряка ми поведут корабль на ходовые испытания. Здесь находится и главный строитель ледокола В. И. Червяков. Ему не было спасения от жур налистов. Одни интересовались долго ли будет стоять корабль на Неве, другие спрашивали, как прошли швартовые испытания и что они показали. На все эти вопросы пришлось отве чать. Главный строитель заявил, что сложней ший корабль построен в точном соответствии с проектом. Швартовые испытания показали вы сокое качество машин, механизмов и приборов, изготовленных сотнями предприятий страны. Превосходно работают атомные реакторы, ска зал он. В период их испытаний советские уче ные подучили много полезного для дальнейше го развития атомной техники, расширения воз можностей использования атомной энергии в мирных целях. Наш первый переход совпадает с поездкой Никиты Сергеевича Хрущева в США. Строители и монтажники горячо желают главе Советского правительства счастливого пути и всяческих успехов. Хочется, чтобы Никита Сергеевич еще раз сказал американцам: «Да вайте соревноваться в мирном использовании атомной энергии!». Ледокол «Ленин»—яркое до казательство мирных устремлений советского народа. Советские полярники Шпицбергена горячо одобряют поездку Н. С. Хрущева в Соединенные Штаты Америки I Вчера вечером полярники советских угольных рудников Шпицбергена, как и весь со ветский народ и народы всего мира с волнением слушали по радио репортаж о прибытии в Вашингтон Председателя Совета Министров СССР тов. II. С. Хру щева. —Это величайшее долгождан ное радостное событие в меж дународной жизни, — заявляют горняки Баренцбурга, Пирами ды и Груманта. Накануне поездки тов. Хру щева в Америку наша Родина еще раз продемонстрировала свою миролюбивую политику. На Луну запущена космическая ракета. В Неву вошел атомный ледокол «Ленин». Эти два со бытия потрясли человечество и убедительно показали, что СССР намерен использовать атомную энергию и все науч ные достижения только в мир ных целях. Обо всем этом горячо говори ли в нарядной рудника Баренц бург, где собрались горняки на митинг, посвященный незабы ваемым историческим событиям последних дней. В квартирах у репродукто ров, в клубах и в столовых полярники только и говорят о пребывании тов. Н. С. Хруще ва в Америке, горячо желают ему успехов в переговорах с президентом США Д. Эйзенха уэром, восхищенно обсуждают подробности беспримерного по лета космической ракеты на Луну. ■Советские люди,—говорит плотник баренцбургской строй конторы тов. Манузин, — гор дятся тем, что именно нашей Родине первой удалось начать освоение Космоса. II не случай но: в этом сказалось преиму щество социалистической систе мы, превосходство советской науки и техники. Проходчик секретарь проф организации участка ОКР тов. Павликов сказал: — Мы верим, что наступит тот день, когда советский чело век достигнет Луны. Чтобы приблизить это событие, все мы должны работать как можно лучше. ... Н. С. Хрущев уже при был в США. —Желаем вам успехов в пе реговорах, дорогой Никита Сер геевич, — говорят горняки Ба ренцбурга.—А мы постараемся трудиться так, чтобы ежедневно выдавать сверхплановый уголь. Баренцбуржцы делом подкреп ляют свое слово: 14 сентября они выполнили задание на 116 процентов, а на следующий день—на 118 процентов. Отли чается бригада тов. Родина. Позавчера она дала 185 про центов программы, а вчера — 139 процетов. Ритмично рабо тает бригада коммунистическо го труда тов. Алташина, высту пившая инициатором борьбы за повторное использование кре пежа. ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 3 стр. 16 сентября 1959 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz