Полярная кочегарка. 1959 г., июнь.

И 3 Р Е Д А К Ц И О Н Н О М П О Ч Т Ы і в ш ш и я м и ш м и м м и и м м м и я и м і н м і м г о и г ш я м ш и I ЭТО— НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА Пассажирский теплоход, сле­ дуя па Шпицберген, в ста ми­ лях от Баренцбурга попал в поле гренландских льдов. Суд­ но получило вмятину и тре­ щины в носовой части корпу­ са. Было сорвано более 30 заклепок. Через пробоину в форпик проникла вода. Но теплоход благополучно доставил пассажиров и груз на все советские рудники. Од­ нако в обратный путь итти было небезопасно. Судовая администрация обра­ тилась к руководителям рудни­ ка Пирамида с просьбой по мочь в ремонте. Была направлена группа рабочих под руководством на­ чальника механического цеха тов. Шевченко и инженера тов. Орлова. Работники пира- мидского порта подготовили илот для организации работы на воде, механизаторы доста­ вили на автомашине электро­ сварочный аппарат, бензорез, металлический лист для обшив­ ки поврежденной части корпу­ са судна, домкраты и т. д. После того как теплоход принял удобное для осмотра положение, на воду была спу­ щена шлюпка, портовики по догнали к корпусу судна илот Работы по ликвидации повреж дения начались. Пока электросварщик Алек сандр Спиридонов занимался за­ делкой трещин на обшивке кор нуса, Алексей Солодкий проник через люковое отверстие ниже ватерлинии в форпик и с по мощью бензореза начал удалять поврежденные шпангоуты. Ра ботать ему приходилось в более сложных условиях, чем тов. Спи ридонову. В полусогнутом по ложении почти невозможно ве­ сти резку металла, пламя бензо­ реза бьет прямо в лицо. А тут еще скопление газов бензина, удушающий запах горелого ме­ талла. Но Алексей Солодкий продолжал свое дело. Короткий отдых на палубе, несколько глотков свежего воз­ духа и Алексей снова спускал­ ся в нижнюю часть форпика. Он вырезал пять частей шпан­ гоутов. Теперь надо выгнуть вмятину изнутри. Рабочие ме­ ханического цеха Игорь Гусев, Іван Шевченко, Евгений Тихо­ миров спустили в форпик пять мощных домкратов. Первая по­ пытка не увенчалась успехом. Слишком прочной оказалась об­ шивка теплохода. Домкраты, грузоподъемностью в сорок тонн каждый, не дали нужного эф­ фекта. Тогда решили подогре­ вать обшивку. На помощь пришли Николай Шатский и Иван Нижегородцев. Оба-электрогазосварщики. Этим теплоходом они уезжали на Ро­ дину. Уже погружены их вещи, но Николай и Иван изъявили желание помочь своим товари­ щам. Праздничный костюм за­ менен рабочей спецовкой. Авто­ геном и горелкой бензореза бы­ стро разогрели площадь вмяти­ ны, а домкратами довершили начатое дело. Когда на место пробоины на­ чали приваривать обшивочный лист размером два па три мет­ ра, электросварщики чередова­ лись между собой. Напряжен­ но трудятся тт. Солодкий и Спиридонов, тт. Шатский и Нижегородцев. Около 12 часов длилась борьба за восстановление нормальных мореходных качеств судна. Гор­ няки проявили упорство, уме­ ние и, главное, показали луч­ шие качества советского чело­ века — дружбу и стремление оказать помощь в любую мину­ ту. Моряки тепло поблагодари­ ли своих иирампдеких друзей за помощь. Теплоход берет курс к род­ ным берегам. Над заливом и поселком раздался знакомый прощальный гудок корабля. Счастливого плавания, това­ рищи моряки! Н. ЯндРеев. Догадайся, мол, сама Одеколон, кремы, папиросы, спички и другие предметы первой необходимости продают на Баренцбурге в специальном ларьке. Но сделать там нуж­ ную покупку не всегда удает­ ся. Придешь в часы работы ларька и вдруг видишь огром­ ный замок. Или такое объяв­ ление: «Сегодня ларек рабо­ тать не будет». Почему? Что служит тому причиной? Дога­ дайся, мол, сама! Может быть, на эти вопросы ответит помощник начальника рудника Баренцбург тов. Смир­ нов? Е. Крыж ано в с к а я . ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ „ХОЖДЕНИЕ ПО М У КЯМ “ Иод таким заголовком в «Поляр­ ной кочегарке» за 6 июня с. г. была опубликована заметка, в ко­ торой говорилось о затянувшейся волоките с переводом типографии в новое помещение. Сейчас типография приступила к работе в новом здании. О помехах Б длинную полярную ночь радио для зимовщиков на остро­ вах Арктики, в том числе и для баренцбуржцев, является единственной питью, связы­ вающей их с Большой землей. К сожалению, именно в этот пе­ риод радио часто «капризнича­ ет», потчует с.іушателей шумом и треском. Полярники спраши­ вают: «Почему у нас дома так хорошо слышны радиопереда­ чи, а здесь нет?» Постараюсь ответить на этот вопрос. Антенны радиовещатель­ ных станций излучают радио­ волны, часть которых распро­ страняется вдоль земной по­ верхности, а другая часть ухо­ дит под углом к горизонту в окружающее пространство. Пер вые названы земными радио­ волнами, вторые — пространст­ венными. Радиус распространения зем пых волн составляет около 300 км и, конечно, до шпиц- бергенских радиоприемных станций пе доходит. Поэтому для нас, жителей высоких ши­ рот, имеют практическое зна­ чение только пространствен ные волны. Прием пространственных волн в большой степени зависит от времени суток и года, от про­ цессов, происходящих на Солн­ це, от расположения точек от ражения волн относительно На фотоконкурс Цветы Шпицбергена. Фото Д. Запарина. внешних и внутренних магнитных полюсов Земли и т. п. Шпицберген расположен в непосредственной близости к северному магнитному полюсу Земли, где время от времени происходят наиболее интенсив­ ные так называемые магнит­ ные бури. Ото одна из серьез­ ных причин, отрицательно влияющих на работу местных радиостанций. Появление пя­ тен на Солнце, например, в на­ чале мая этого года, ухудши­ ло распространение радиоволн на большей части земной по­ верхности, а в районе Восточ­ ной Арктики радиосвязь была полностью нарушена в тече­ ние 8 суток. Вот некоторые причины, ме­ шающие нашим радиопереда­ чам, внешние объективные по­ мехи, не зависящие от людей. Но есть и «внутренние» по­ мехи, создаваемые непосред­ ственно в поселке различны­ ми электроустановками. ...Вы слушаете прекрасную музыку. Ни магнитных бурь, ни пятен на Солнце не предви- дется. И вдруг... в репродук­ торе раздался треск. Что про­ изошло? Это ваши товарищи горняки возвращаются в тележ­ ках из шахты. А может быть, в больнице главврач тов. Са­ вельев включил лечебную элек­ троаппаратуру или в столовой пустили в ход кулинарные электроагрегаты. Все эти меха­ низмы создают шумы, треск п мешают приему и без того сла­ бых радиосигналов. Приведу пример сугубо про­ фессиональных «помех». И та­ кие, к сожалению, не редкость. Дело в том, что приемники на радиоузле устаревшие и в не­ достаточно надежном состоянии. Они тоже зачастую капризни­ чают и выходят из строя. Ли­ нейное хозяйство обветшало. Радиопроводка в домах №№ G, 7, 8, 9 и других не выдержи­ вает никакой критики. Мне кажется, что для прео­ доления местных помех радио­ узел следует перевести на ок­ раину поселка, например, в дом № 16. Профессиональные помехи тоже можно ликвидировать, ес­ ли приемники заменить более совершенными, а линейное хо­ зяйство и абонентную провод­ ку полностью переделать. По силам ли это нашему коллек­ тиву? Безусловно. Так поче­ му же тов. Кубих медлит? Ведь полярное лето очень ко­ роткое. Не пора ли от слов перейти К делу. я Плоский, радиотехник. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ Закончился учебный год в баренцбургском филиале Мур­ манской заочной школы рабо­ чей молодежи. Тт. Русское, Рыбаков, Скатьков и другие семиклассники получили непол­ ное среднее образование. Пере­ ведены в старшие классы ше­ стиклассники тт. Клещенок, Ше­ велев, Серов, Хохонов, Гречин, девятиклассники тт. Астахов, Овчинников, Снтов и другие. Напряженные дни сейчас у выпускников, сдающих экзаме­ ны на аттестат зрелости. Из восьми десятиклассников—чет­ веро баренцбуржцев п четверо грумантчан. Какие же выводы можно сде­ лать из результатов минувшего учебного года? ♦ *♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ О ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 2 стр. 20 июня 1969 г. Во-первых, отрадно отметить, что все заочники, у кого было большое желание учиться, ус­ пешно справились с програм­ мой. Особенно это относится к девятиклассникам. Эго был очень способный, прилежный и дружный коллектив, осталь­ ные лее одноклассники жили менее дружно, мало интересу­ ясь успехами или неудачами соседа но парте. К сожалению, есть и такие учащиеся, вопрос с переводом которых в старший класс еще пе определился. Шестиклас­ сник Логачев не аттестован по геометрии и немецкому язы­ ку, восьмиклассник Омельчен­ ко — по истории Советского Союза и немецкому языку, семиклассник Голуенко вовсе не сдал экзаменов. Да іі у многих других, не назван­ ных здесь товарищей, успевае­ мость по некоторым предме­ там оставляет желать лучшего. Но основной недостаток ми­ нувшего года—это отсев боль­ шей половины учащихся. Некоторые ссылаются на не­ урядицы, которые случались в работе школы. Да, таковые бы­ ли. Но они не помешали тт. Блиновой, Попыгину, Никифо­ рову и Ляшкевичу приступить к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. А разве тт. В. Лпзу- новой, А. Бойко, 3. Волковой, С. Ноженко нельзя было закон­ чить в этом году десятилетку? Кое-кто из учащихся испу­ гался трудностей. А может ли быть учеба без труда п нота? Соловьеву, например, тоже не­ легко было учиться. А ведь но бедил человек трудности и за­ кончил учебный год вполне успешно. Физорганизация рудника пе взяла шефства над учащимися, не контролировала ход их за­ нятий. А ведь секретарь физ- бюро тов. Щербаков является преподавателем школы. Он зая­ вил однажды так: — Я этого ученика не атте­ стую. Он не успевает по ма­ тематике. Но это точка зрения учите­ ля. А где же принципиальная настойчивость вожака молоде­ жи? Не решен до сих пор вопрос со школьным помещением. Тех двух комнатушек,где сей­ час проходят занятия, явно не­ достаточно. В школе не хвата­ ет учебников, наглядных посо­ бий, чертежных инструментов, отсутствует фпзпко-зоологичес- кий кабинет. Очень медленно решается проблема: присылать или не присылать на остров препода­ вателей. Присылайте! Будут учителя, будут и ученики. Ведь преподаватели — общес­ твенники, такие как тт. Соко­ лов, Мурзин, Сибирев, Щерба­ ков немало потрудились в на­ шей школе п добились значи­ тельных результатов. Эти ре­ зультаты будут более ощути­ мые, если дело учебы возьмут в свои руки освобожденные преподаватели. В Баренцбурге крайне необ­ ходим подготовительный класс, в котором товарищи, имеющие трех-и четырехклассное обра­ зование, получили бы необхо­ димые знания для поступлепия в старшие классы. Школа в Баренцбурге может функционировать не хуже, чем в любом другом поселке или городе нашей страны. Конеч­ но, она потребует большого внимания со стороны админис­ трации и всей общественнос­ ти рудника. Д. Иванова, заведующая филиалом Мурман­ ской заочной школы в Баренц­ бурге. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz