Полярная кочегарка. 1959 г., июнь.
И 3 Р Е Д А К Ц И О Н Н О М П О Ч Т Ы і в ш ш и я м и ш м и м м и и м м м и я и м і н м і м г о и г ш я м ш и I ЭТО— НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА Пассажирский теплоход, сле дуя па Шпицберген, в ста ми лях от Баренцбурга попал в поле гренландских льдов. Суд но получило вмятину и тре щины в носовой части корпу са. Было сорвано более 30 заклепок. Через пробоину в форпик проникла вода. Но теплоход благополучно доставил пассажиров и груз на все советские рудники. Од нако в обратный путь итти было небезопасно. Судовая администрация обра тилась к руководителям рудни ка Пирамида с просьбой по мочь в ремонте. Была направлена группа рабочих под руководством на чальника механического цеха тов. Шевченко и инженера тов. Орлова. Работники пира- мидского порта подготовили илот для организации работы на воде, механизаторы доста вили на автомашине электро сварочный аппарат, бензорез, металлический лист для обшив ки поврежденной части корпу са судна, домкраты и т. д. После того как теплоход принял удобное для осмотра положение, на воду была спу щена шлюпка, портовики по догнали к корпусу судна илот Работы по ликвидации повреж дения начались. Пока электросварщик Алек сандр Спиридонов занимался за делкой трещин на обшивке кор нуса, Алексей Солодкий проник через люковое отверстие ниже ватерлинии в форпик и с по мощью бензореза начал удалять поврежденные шпангоуты. Ра ботать ему приходилось в более сложных условиях, чем тов. Спи ридонову. В полусогнутом по ложении почти невозможно ве сти резку металла, пламя бензо реза бьет прямо в лицо. А тут еще скопление газов бензина, удушающий запах горелого ме талла. Но Алексей Солодкий продолжал свое дело. Короткий отдых на палубе, несколько глотков свежего воз духа и Алексей снова спускал ся в нижнюю часть форпика. Он вырезал пять частей шпан гоутов. Теперь надо выгнуть вмятину изнутри. Рабочие ме ханического цеха Игорь Гусев, Іван Шевченко, Евгений Тихо миров спустили в форпик пять мощных домкратов. Первая по пытка не увенчалась успехом. Слишком прочной оказалась об шивка теплохода. Домкраты, грузоподъемностью в сорок тонн каждый, не дали нужного эф фекта. Тогда решили подогре вать обшивку. На помощь пришли Николай Шатский и Иван Нижегородцев. Оба-электрогазосварщики. Этим теплоходом они уезжали на Ро дину. Уже погружены их вещи, но Николай и Иван изъявили желание помочь своим товари щам. Праздничный костюм за менен рабочей спецовкой. Авто геном и горелкой бензореза бы стро разогрели площадь вмяти ны, а домкратами довершили начатое дело. Когда на место пробоины на чали приваривать обшивочный лист размером два па три мет ра, электросварщики чередова лись между собой. Напряжен но трудятся тт. Солодкий и Спиридонов, тт. Шатский и Нижегородцев. Около 12 часов длилась борьба за восстановление нормальных мореходных качеств судна. Гор няки проявили упорство, уме ние и, главное, показали луч шие качества советского чело века — дружбу и стремление оказать помощь в любую мину ту. Моряки тепло поблагодари ли своих иирампдеких друзей за помощь. Теплоход берет курс к род ным берегам. Над заливом и поселком раздался знакомый прощальный гудок корабля. Счастливого плавания, това рищи моряки! Н. ЯндРеев. Догадайся, мол, сама Одеколон, кремы, папиросы, спички и другие предметы первой необходимости продают на Баренцбурге в специальном ларьке. Но сделать там нуж ную покупку не всегда удает ся. Придешь в часы работы ларька и вдруг видишь огром ный замок. Или такое объяв ление: «Сегодня ларек рабо тать не будет». Почему? Что служит тому причиной? Дога дайся, мол, сама! Может быть, на эти вопросы ответит помощник начальника рудника Баренцбург тов. Смир нов? Е. Крыж ано в с к а я . ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ „ХОЖДЕНИЕ ПО М У КЯМ “ Иод таким заголовком в «Поляр ной кочегарке» за 6 июня с. г. была опубликована заметка, в ко торой говорилось о затянувшейся волоките с переводом типографии в новое помещение. Сейчас типография приступила к работе в новом здании. О помехах Б длинную полярную ночь радио для зимовщиков на остро вах Арктики, в том числе и для баренцбуржцев, является единственной питью, связы вающей их с Большой землей. К сожалению, именно в этот пе риод радио часто «капризнича ет», потчует с.іушателей шумом и треском. Полярники спраши вают: «Почему у нас дома так хорошо слышны радиопереда чи, а здесь нет?» Постараюсь ответить на этот вопрос. Антенны радиовещатель ных станций излучают радио волны, часть которых распро страняется вдоль земной по верхности, а другая часть ухо дит под углом к горизонту в окружающее пространство. Пер вые названы земными радио волнами, вторые — пространст венными. Радиус распространения зем пых волн составляет около 300 км и, конечно, до шпиц- бергенских радиоприемных станций пе доходит. Поэтому для нас, жителей высоких ши рот, имеют практическое зна чение только пространствен ные волны. Прием пространственных волн в большой степени зависит от времени суток и года, от про цессов, происходящих на Солн це, от расположения точек от ражения волн относительно На фотоконкурс Цветы Шпицбергена. Фото Д. Запарина. внешних и внутренних магнитных полюсов Земли и т. п. Шпицберген расположен в непосредственной близости к северному магнитному полюсу Земли, где время от времени происходят наиболее интенсив ные так называемые магнит ные бури. Ото одна из серьез ных причин, отрицательно влияющих на работу местных радиостанций. Появление пя тен на Солнце, например, в на чале мая этого года, ухудши ло распространение радиоволн на большей части земной по верхности, а в районе Восточ ной Арктики радиосвязь была полностью нарушена в тече ние 8 суток. Вот некоторые причины, ме шающие нашим радиопереда чам, внешние объективные по мехи, не зависящие от людей. Но есть и «внутренние» по мехи, создаваемые непосред ственно в поселке различны ми электроустановками. ...Вы слушаете прекрасную музыку. Ни магнитных бурь, ни пятен на Солнце не предви- дется. И вдруг... в репродук торе раздался треск. Что про изошло? Это ваши товарищи горняки возвращаются в тележ ках из шахты. А может быть, в больнице главврач тов. Са вельев включил лечебную элек троаппаратуру или в столовой пустили в ход кулинарные электроагрегаты. Все эти меха низмы создают шумы, треск п мешают приему и без того сла бых радиосигналов. Приведу пример сугубо про фессиональных «помех». И та кие, к сожалению, не редкость. Дело в том, что приемники на радиоузле устаревшие и в не достаточно надежном состоянии. Они тоже зачастую капризни чают и выходят из строя. Ли нейное хозяйство обветшало. Радиопроводка в домах №№ G, 7, 8, 9 и других не выдержи вает никакой критики. Мне кажется, что для прео доления местных помех радио узел следует перевести на ок раину поселка, например, в дом № 16. Профессиональные помехи тоже можно ликвидировать, ес ли приемники заменить более совершенными, а линейное хо зяйство и абонентную провод ку полностью переделать. По силам ли это нашему коллек тиву? Безусловно. Так поче му же тов. Кубих медлит? Ведь полярное лето очень ко роткое. Не пора ли от слов перейти К делу. я Плоский, радиотехник. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ Закончился учебный год в баренцбургском филиале Мур манской заочной школы рабо чей молодежи. Тт. Русское, Рыбаков, Скатьков и другие семиклассники получили непол ное среднее образование. Пере ведены в старшие классы ше стиклассники тт. Клещенок, Ше велев, Серов, Хохонов, Гречин, девятиклассники тт. Астахов, Овчинников, Снтов и другие. Напряженные дни сейчас у выпускников, сдающих экзаме ны на аттестат зрелости. Из восьми десятиклассников—чет веро баренцбуржцев п четверо грумантчан. Какие же выводы можно сде лать из результатов минувшего учебного года? ♦ *♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ О ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 2 стр. 20 июня 1969 г. Во-первых, отрадно отметить, что все заочники, у кого было большое желание учиться, ус пешно справились с програм мой. Особенно это относится к девятиклассникам. Эго был очень способный, прилежный и дружный коллектив, осталь ные лее одноклассники жили менее дружно, мало интересу ясь успехами или неудачами соседа но парте. К сожалению, есть и такие учащиеся, вопрос с переводом которых в старший класс еще пе определился. Шестиклас сник Логачев не аттестован по геометрии и немецкому язы ку, восьмиклассник Омельчен ко — по истории Советского Союза и немецкому языку, семиклассник Голуенко вовсе не сдал экзаменов. Да іі у многих других, не назван ных здесь товарищей, успевае мость по некоторым предме там оставляет желать лучшего. Но основной недостаток ми нувшего года—это отсев боль шей половины учащихся. Некоторые ссылаются на не урядицы, которые случались в работе школы. Да, таковые бы ли. Но они не помешали тт. Блиновой, Попыгину, Никифо рову и Ляшкевичу приступить к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. А разве тт. В. Лпзу- новой, А. Бойко, 3. Волковой, С. Ноженко нельзя было закон чить в этом году десятилетку? Кое-кто из учащихся испу гался трудностей. А может ли быть учеба без труда п нота? Соловьеву, например, тоже не легко было учиться. А ведь но бедил человек трудности и за кончил учебный год вполне успешно. Физорганизация рудника пе взяла шефства над учащимися, не контролировала ход их за нятий. А ведь секретарь физ- бюро тов. Щербаков является преподавателем школы. Он зая вил однажды так: — Я этого ученика не атте стую. Он не успевает по ма тематике. Но это точка зрения учите ля. А где же принципиальная настойчивость вожака молоде жи? Не решен до сих пор вопрос со школьным помещением. Тех двух комнатушек,где сей час проходят занятия, явно не достаточно. В школе не хвата ет учебников, наглядных посо бий, чертежных инструментов, отсутствует фпзпко-зоологичес- кий кабинет. Очень медленно решается проблема: присылать или не присылать на остров препода вателей. Присылайте! Будут учителя, будут и ученики. Ведь преподаватели — общес твенники, такие как тт. Соко лов, Мурзин, Сибирев, Щерба ков немало потрудились в на шей школе п добились значи тельных результатов. Эти ре зультаты будут более ощути мые, если дело учебы возьмут в свои руки освобожденные преподаватели. В Баренцбурге крайне необ ходим подготовительный класс, в котором товарищи, имеющие трех-и четырехклассное обра зование, получили бы необхо димые знания для поступлепия в старшие классы. Школа в Баренцбурге может функционировать не хуже, чем в любом другом поселке или городе нашей страны. Конеч но, она потребует большого внимания со стороны админис трации и всей общественнос ти рудника. Д. Иванова, заведующая филиалом Мурман ской заочной школы в Баренц бурге. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz