Полярная кочегарка. 1959 г., апрель.
З АЯ ВЛЕНИЕ ТАСС (Окончание). возрождение германского мили таризма. Однако похоже, что те перь президент де Голль начи нает. соскальзывать пли его подталкивают, что ничуть не лучше, на ту же опасную сте зю, по которой следовали кое- какие государственные деятели па Западе предвоенного пери ода. Но как бы в результате этого вновь не повторилось пе чальное прошлое, причем на этот раз в еще более трагиче ском для Франции виде. Ведь для французов не будет боль шим утешением, что при этом пострадают также и другие па роды. Может быть, кое-кто в Парн асе тешит себя иллюзией, что, пойдя на сговор с Аденауэром, западные державы смогут изба виться от угрозы со стороны германских реваншистов и «канализируют» их агрессивные устремления в сторону Восто ка. Однако германским мили таристам не может не быть известно, что ожидало бы их в случае новой попытки двинуть ся па Восток. Если в прошлую мировую войну нападение гит леровцев на СССР привело Гер манию к национальной катаст рофе, то теперь любая такая попытка может закончиться лишь более тяжелой катастро фой для страны, которая раз вяжет агрессию. Советский Союз, все социалистические страны представляют собою мо гучую, несокрушимую силу, о которую сломают себе хребет но только западногерманские милитаристы, но и все те, кто вздумал бы присоединиться к ним в черном деле агрессии. Сложившееся соотношение сил не изменится существенно и в том случае, если к господину Аденауэру присоединится гене рал де Голль. Советский Союз будет и впредь твердо итти своим пу тем, проводя политику мира и сотрудничества между народа ми. Нужно надеяться, что и в политике руководителей запад ных держав здравый смысл, в конечном счете, возьмет верх, и они убедятся, что в паше время путь мирного сосущест- * вования—это единственно воз можный путь предотвращения войны. Тем печальнее слышать се годня, в момент, когда созда лось некоторое потепление в международных отношениях и появился легкий, согревающий атмосферу, ветерок, выступле ние президента де Голля с во инственными заявлениями, вы держанными в духе «холодной войны», который за последние годы был более характерен для главного очага «холодной вой ны»—Вашингтона, чем для сто лицы крупного европейского государства, в прошлом являв шегося не раз жертвой герман ской агрессии. В этой связи нельзя пройти мимо заявления де Голля по вопросу о создании в Европе зоны с ограниченными воору жениями. ІІо его мнению, со здание такой зоны якобы не обеспечит безопасности Фран- ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 4 стр 1 апреля 1969 г. ции, если эта зона не будет простираться до... Урала. Вот уж действительно размах! Позиция Советского Союза в отношении предложений создать зону ограниченных вооружений известна. Мы, да и не только мы, но и многие люди на За паде, за такую зону, как и за другие предложения, осущест вление которых может способ ствовать прекращению гонки, вооружений и разрядке между народной напряженности. СССР поддержал предложение прави тельства ПНР о создании в цент ре Европы зоны, свободной от атомного, водородного и ракет ного оружия. Советский Союз положительно отнесся в свое время и к английскому пред ложению относительно создания в Европе зоны ограниченных вооружений. Мы готовы внима тельно рассмотреть и другие разумные предложения такого рода. Но когда на Западе на чинают говорить о каких-то зо нах «до Урала» это не может не насторожить. Подобные заяв ления слишком напоминают аг рессивные лозунги гитлеровцев и их союзников, имевшие хож дение накануне второй мировой войны. В этот период в лагере аг рессоров было немало любите лей чужого добра, стремивших ся проникнуть «до Урала». И если сегодняшние руководители западных держав действительно хотят содействовать обеспече нию мирного сосуществования и укреплению взаимопонимания, то им следовало бы избегать употребления таких формул, которые порождают плохие ас социации и могут лишь приве сти к усилению напряженности, отравить отношения между го сударствами. В своем заявлении президент де Голль вновь счел необходи мым выступить с заявлениями относительно приверженности Франции к Атлантическому бло ку, который, по его словам, и «существует только благодаря участию в нем Франции». Пре зидент, всячески подчеркивая также свои теплые чувства в отношении западногерманского канцлера Аденауэра, заявил, что политика Аденауэра «соот ветствует» политике Франции. Он ссылался при этоіі и на под держку такой политики со сто роны итальянского правитель ства Сеньи. Все это весьма напоминает прошлое — тот период, когда кое-кто увлекался созданием различного рода «осей», вроде «оси Берлин—Рим» или «Бер лин—Рим—Токио». Токио вы пало из этих геометрических построений, так как после второй МПрОВОЙ ВОЙНЫ ЯПОНИЯ ПОЛНО' стыо попала подвлияние США и поэтому своей политики, к со жалению, не имеет. «Ось Бер лин—Рим» была вдребезги раз бита. Вряд ли разумно было бы пытаться вновь воскресить в Европе эти тени политических мертвецов, склеивая какую-то «ось»—Бонн—Париж или Бонн— Париж—Рим. Трудно избавиться от впечат ления, что за подобными заяв лениями французского прези дента скрывается определенный нажим на Францию со стороны Бонна. Похоже на то, что эти высказывания де Голля являют ся своеобразной платой за ка- кие^го услуги, оказанные ему западногерманским партнером. Взаимные услуги—дело, конеч но, возможное, но когда они ставят под угрозу сохранение мира между народами и на правлены на развязывание вой ны, то подобная политика не может принести ничего хоро шего народам Европы, в том числе французскому и немец кому народам. Нельзя также пройти мимо заявлений президента де Голля, в которых он допустил ряд вы падов против ГДР. Французское правительство, заявил он, не намерено «признавать» ГДР, как независимое государство. В его словах звучит угроза, что если будет заключен мир ный договор с ГДР, а. ФРГ не подпишет этот договор, то Фран ция и другие западные госу дарства, воевавшие против гит леровской Германии, не согла сятся с таким мирным догово ром. Напрашивается вывод, что господин де Голль хотел бы на сильно сохранить в Германии оккупационный режим и поме шать ГДР освободиться от ос татков второй мировой войны. Но отказывать Германии в мирном договоре—это плохая политика. СССР, со своей сто роны, конечно, подпишет гер манский мирный договор и бу дет приветствовать, если дру гие государства поступят таким же образом. Заключение мир ного договора с Германией—то самое лучшее, чего ждет сей час немецкий народ, ждут все народы Европы. Если же запад ные державы не пойдут на за ключение такого договора и бу дет подписан договор только с ГДР, то руководителям Фран ции, как и других западных держав, придется считаться с положением, вытекающим из факта подписания мирного до говора с ГДР. И если кто-либо попытается нарушить условия мирного договора, то ответст венность за последствия будут, конечно, нести не те, кто даст отпор агрессорам, а нарушите ли международных законов. Было бы гораздо разумнее и полезнее, если бы руководите ли западных держав, вместо того, чтобы накалять атмосфе ру, занялись поисками возмож ностей примирить разногласия и решить неурегулированные международные вопросы путем переговоров, за что стоял и стоит Советский Союз. В этой связи, в Советском Союзе приветствуют, выражен ное президентом де Голлем, со гласие французского прави тельства принять участие в предстоящих переговорах ми нистров иностранных дел, а также во встрече глав прави тельств государств Востока и Запада. В руководящих кругах Советского Союза обратили так же внимание и на другие вы сказывания президента де Голля на пресс-конференции 25 мар та, которые носят положитель ный характер и могут способ ствовать обеспечению мира и решению спорных вопросов мир ными средствами. Президент Франции выска зался за то, чтобы объединение Германии было осуществлено в условиях,-которые «не поста вят под угрозу нынешние грани цы на западе, на востоке, на се вере и rote». Это—правильный, реалистический подход к реше нию вопроса, хотя он, может быть, и не понравится кое-кому в Бонне. Президент де Голль' вы сказался также за то, чтобы «обе части Германии умножили меж ду собой связи во всех прак тических областях». И с этим нельзя не согласиться. Совет ский Союз неоднократно под черкивал, что именно на пути сближения между обоими гер манскими государствами, рас ширения экономических, куль турных п политических контак тов между ними может быть достигнуто оздоровление обста новки в Центральной Европе и подготовлена почва для восста новления единства Герма нии. Президент де Голль в своем заявлении говорил также о чув ствах реальной традиционной дружбы французского народа к народам Советского Союза. В руководящих кругах СССР при ветствуют эти высказывания президента и выражают надеж ду, что с французской стороны будут предприняты конкретные шаги к укреплению и разви тию этой дружбы, скрепленной кровью, пролитой в совместной борьбе наших народов против германского милитаризма. Что касается Советского Союза, то он всегда стоял за дружбу с Францией и ее свободолюбивым народом, творческий гений ко торого внес неоценимый вклад в -историю развития, цивилиза ции. В нашей стране твердо убеждены, что крепкая дружба между СССР и Францией мог ла бы явиться одним из крае угольных камней здания проч ного мира в Европе. 28 марта 1959 года. В МИД С С С Р В МИД СССР получены и внимательно изучены—письмо министра иностранных дел ДРВ Фам Ван Донга от 4 февраля и письмо министра иностран ных дед КНР Чень И от 19 февраля 1959 года, адресо ванные двум председателям Женевского совещания по Индо-Китаю. В письмах обра щается внимание двух пред ставителей на действия и заявления ответственных госу дарственных деятелей Лаоса, а также одного из участников женевских соглашений по Ла осу—правительства США. Как указывается в письмах, в Лаос в настоящее время вво зится большое количество аме риканского вооружения и бое припасов, туда направлена зна чительная группа военного пер сонала США. В прямой связи с этим, правительство Лаоса направило свою делегацию для участия в американо-таиланд ских военных маневрах, про исходивших 3—6 февраля с. г. на севере Таиланда. Началь ник штаба лаосской армии пря мо заявил, что Лаос находится «под защитой» военно-полити ческого блока СЕАТО, агрес сивная сущность которого ши роко известна. Правительство США, говорится в письмах, открыто подстрекает правитель ство Лаоса к нарушению же невских соглашений о Лаосе и поддерживает его мероприятия направленные, по существу, к отказу от указанных соглаше ний. Премьер-министр Лаоса Сананикон 11 февраля с. г. заявил, что женевские согла шения по Лаосу полностью вы полнены и выступил против возобновления деятельности еждународной комиссии по наблюдению и контролю в Ла осе, действующей на основе данных соглашений. Тем самым премьер-министр Лаоса пытал ся отрицать обязательность вы полнения Лаосом тех положе ний женевских соглашений, которые регулируют деятель ность международной комиссии по Лаосу. Не мог не обратить на себя внимания тот факт, что это заявление премьер-ми- нистра Лаоса было немедленно поддержано США. Все эти действия и заявле ния, отмечается в письмах, свидетельствуют о стремлении агрессивных сил превратить Лаос в иностранную военную базу и орудие для создания напряженности в районе Индо китая, для подрыва мира в со седних с Лаосом государствах. Ввиду этого, правительства КНР и ДРВ настаивают на том, чтобы международная комиссия по Лаосу незамедлительно воз обновила свою деятельность, которую она временно прерва ла в середине 1958 года. Оба правительства обратились к двум председателям Женевско го совещания по Индо-Китаю с просьбой, чтобы они приняли меры к сохранению мира в рай оне Индо-Китая и к возобнов лению деятельности между народной комиссии по Лаосу. Как известно, два председа теля 31 января обратились к правительству Индии и пред седателю международной комис сии по Лаосу с посланиями, в которых подчеркнули продол жающуюся действенность по становлений женевских согла шений по Лаосу, определяю щих функции международной комиссии в этой стране. Полностью разделяя озабо ченность правительств КНР и ДРВ по поводу складывающе гося в районе Лаоса положе ния, развитие которого серьез но угрожает миру и безопас ности народов Индо-Китая, Со ветское правительство, пред ставляющее одного из предсе дателей Женевского совещания по Индо-Китаю, направило пра вительству Великобритании, представляющему другого пред седателя, ноту, в которой пред ложило, чтобы два председате ля обратились к международ ной комиссии по Лаосу с прось бой, как можно скорее возобно вить ее практическую деятель ность по наблюдению и кон тролю за выполнением женев ских соглашений оЛаосе. Ответ английской стороны ожидает ся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz