Полярная кочегарка. 1959 г., апрель.
Заявление Советского правительства о двухсторонних военных соглашениях США с Ираном, Турцией н Пакистаном V В Анкаре недавно были подписаны военные двухсто ронние соглашения США с Ираном, Турцией и Пакиста ном. Соглашения вступили в силу сразу после их подписа ния. Правительства этих стран, желая избежать широкого об суждения соглашений в пар ламентах н опасаясь отрица тельного отношения к ним об щественности в своих странах, договорились, чтобы соглаше ния действовали без ратифи кации. Иностранная печать сообщает, что американо-иран ское и американо-пакистанское военные соглашения содержат секретные приложения, опре деляющие конкретные обяза тельства сторон и пути прак тического осуществления со глашений. Эти сообщения по существу не были опровергну ты. К опубликованных текстах всех трех соглашений, анало гичных но своему содержанию, имеются ссылки па Багдадский пакт и небезызвестную «док трину Эйзенхауэра», преду сматривающую вмешательство США во внутренние дела на родов стран Ближнего и Сред него Востока, включая приме нение американских воору женных сил по усмотрению президента США. Иод иредло гом «обороны» от несуществу ющей угрозы агрессии, упомя нутые соглашения означают еще большее привязывание Ирана, Турции и Пакистана к военной колеснице США, вклю чая ввод и использование аме риканских вооруженных сил на территориях этих стран и превращение их в военный плацдарм США. Нарочитая неопределенность некоторых содержащихся в со глашениях формулировок от крывает широкие возможности толковать их так, как это бу дет удобно руководящим кру гам США. Соединенные Шта ты охотно готовы воспользо ваться в своих интересах услугами, например, иранско го шаха, но, вместе с тем, они боятся полностью опереться на него в своей политике, так как это, но их мнению, слабая опо ра, которая может подобно над ломленной трости сломаться и вонзиться нм в руку. Правящие круги США, как более силь ная сторона в этих соглаше ниях, сохранили за собой воз можность вмешиваться во внут ренние дела Ирана, Турции, Пакистана и решать вопросы об использовании американс ких вооруженных сил на тер риториях этих стран по соб ственному усмотрению. Двухсторонние соглашения предусматривают, что прави тельство США будет совместно с правительствами Ирана, Тур ции п Пакистана осуществлять воепно-стратегические меро приятия. Это значит, в част ности, что США на основе этих соглашений могут проводить меры, направленные на подго товку территорий указанных ♦ ♦♦♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦♦ ♦♦ ♦ ♦ ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 2 стр. 1 апреля 1969 г. стран в качестве театра воен ных действий в соответствии с планами американской воен щины. Дело идет о пересмотре и переработке военно - стратеги ческих планов Багдадского бло ка и выработке новых планов, учитывающих изменения, про исшедшие в результате кризи са этого блока, и предусматри вающих иную расстановку сил, при которой Англия еще боль ше отодвигается на второсте пенные позиции в рамках Баг дадского блока, а основная ру ководящая роль в отношении стран—участниц этого блока пе реходит к США. Американская военщина не скрывает того, что одно из ос новных мест в своих агрессив ных планах, направленных против СССР, а также против соседних арабских стран, она отводит Турции, которую на мечается превратить в глав ную ракетно-атомную базу близ южных границ СССР. В этой направлении предусматривает ся дальнейшее расширение со трудничества турецких правя щих кругов с агрессивными силами США, причем, как из вестно, на территории Турции с некоторых пор уже прово дится соответствующая подго товка. Все эти планы, касаю щиеся Турции, хорошо извест ны. Их осуществление ставит турецкую нацию и турецкое государство иод смертельную угрозу в случае развязывания империалистами военного кон фликта, как об этом неодно кратно уже предупреждало Турцию Советское правитель ство. Советский Союз, искренне заинтересованный в установ лении дружественных и добро соседских отношений с Тур цией, не может не расценивать политику нынешнего прави тельства Турции как весьма и весьма опасную. Такая поли тика уже теперь губительно отражается и на экономичес ком положении Турции, кото рая испытывает все большие трудности в связи с возраста ющим бременем военных рас ходов, взваливаемых на турец кий народ в порядке так на зываемого «военного сотрудни чества» с США. США, а также Англия счи тают внутреннее положение в Иране неустойчивым и питают мало надежды на иранскую ар мию, в течение многих лет инспектируемую американски ми военными советниками. Тем не менее США придают перво степенное значение именно военному соглашению с Ира ном, которое должно, по их расчетам, создать условия для полного вовлечения Ираиа американские военные меро приятия на Среднем Востоке. Если Багдадский блок, как это заявлено в послании президен та Эйзенхауэра конгрессу США от '13 марта с. г ., рассматри вается американскими правя щими кругами как «связую щее звено» в цепи агрессив ных военных блоков—НАТО и СЕАТО, то Иран уже по свое- пию является в глазах США такой частью этой цепи, без которой их военные планы, а также планы удушения и но вого колониального закабале ния недавно освободившихся стран Востока оказались бы нарушенными. Втягивание Ирана в более активное участие в военных мероприятиях США на Сред нем Востоке находит выраже ние в целом ряде фактов. Ве дется подготовка к использо ванию территории Ирана для создания американских воен ных баз, которые на первых порах имеется в виду называть «иранскими», хотя их проек тирование и строительство осу ществляются под руководством американцев и они заведомо предназначены не для иран ских войск. Усиливается аме риканский контроль над иран ской армией и полицией, а также - засылка американских «экспертов» в северные райо ны Ирана и районы, приле гающие к границам Иракской Республики. Готовятся даль нейшие перемещения офицеров и генералов на командных должностях в иранской армии, с удалением из армии нацио налистически настроенных офи церов, выражающих недоволь ство засилием в ней американ цев. Планируется строительст во шоссейных дорог военного значения, которые соединят Турцию, Иран и Пакистан. В порядке «обеспечения взаимной безопасности» намечается так же усиление прямого вмеша тельства турецких военных в дела иранской армии. Все это делается главным образом для того, чтобы за крепить военные, политичес кие и экономические привиле гии, которыми США и Англия бесцеремонно пользуются се годня в Иране. Характерно, что в ходе американо-иранских переговоров о военном согла шении с американской сторо ны было заявлено, что иран скую армию следует предназ начить, прежде всего, для по давления народных волпений внутри страны, а что касает ся «обороны» нефтеносных районов Хузистана и Персид ского залива, то эту задачу буд^т выполнять американские войска, поскольку, дескать, иранская армия такую задачу выполнять не способна. Меж ду тем, на примере располо женных неподалеку Бахрейн ских островов Кувейта п Юж но-Аравийских княжеств иран скому народу хорошо известно, что означает подобная «обо рона» территории иностранны ми войсками. Из этого видно, что при заключении военного соглашения с Ираном США стремятся обеспечить также интересы нефтяных монополий, объединенных в так называе мом международном нефтяном консорциуме в Иране. Такая политика, еще больше усиливающая нынешнее подчи ненное положение Ирана в рам ках Багдадского блока, ведет к постепенному превращению страны, как это уже имело ме- му географическому положе- сто в истории 'Ирана, в полу колонию, на этот раз—в аме риканскую. Нет необходимости доказывать, что подобная поли тика правящих кругов Ирана несовместима с национальными интересами иранского народа, как и других свободолюбивых народов, с интересами нацио нально-освободительного движе ния на Среднем и Ближнем Востоке. Советский Союз не может проходить мимо того, что за ключение военного соглашения Ирана с США создает возмож ность для превращения терри тории Ирана в военно-страте гический плацдарм империали стических держав против СССР. Подписанное иранским прави тельством военное соглашение с США находится в вопиющем противоречии с обязательствами Ирана подействующим советско- иранским договорам 1921 и 1927 гг. Известно, что соглас но договору 1927 г ., Иран при нял на себя обязательство не участвовать ни фактически, ни формально в политических сою зах или соглашениях, направ ленных против безопасности Со ветского Союза. В соответствии с договорами 1921 и 1927 гг., правительство Ирана обязалось не допускать всеми доступными способами пребывания на иран ской территории войск или во оруженных сил третьих госу дарств, могущего создавать у г розу границам, интересам иди безопасности Советского Союза, а равно обязалось не допускать превращения территории Ирана в базу для военных выступле ний против СССР. С иранской стороны даются, правда, словесные заявления о том, что военное соглашение с США не направлено против бе зопасности СССР. Но подобные заявления противоречат фактам, а попытки иранских официаль ных лиц объявить «устаревши ми» некоторые положения дей ствующего советско-иранского договора 1921 года лишний раз подтверждают враждебный СССР характер заключенного ирано- американского военного согла шения. Советское правительство уже указывало в своих представле ниях, сделанных правительству Пакистана, на опасности; кото рые несет для Пакистана, а также для дела мира в районе Юго-Восточной Азии и Среднего Востока заключение Пакистаном нового военного соглашения с США. Правительство Пакиста на в своем ответе Советскому правительству от 27 февраля с.г. отрицало наличие у него агрес сивных замыслов против какой- либо страны и заявило, что оно не допустит использования сво ей территории в агрессивных целях какой-либо другой дер жавой. Факты свидетельствуют, однако, о том, что новым воен ным соглашением еще более усиливается зависимость паки станской армии и самого Па кистана, как государства, от агрессивных планов США. По мимо большого количества аме риканских военных советников п специальной военной миссии США, в стране дислоцируется американский военно-инженер ный корпус численностью более тысячи человек, специально за нимающийся строительством во енных баз и стартовых площа док для запуска ракетных сна рядов. Ожидается прибытие в Пакистан новых американских войсковых подразделений, а так же передача под непосредствен ный контроль военного коман дования США некоторых важ ных стратегических баз на тер ритории Пакистана, которые до последнего временя были под контролем пакистанской армии. Подобная политика пакистан ского правительства вызывает понятную озабоченность со сто роны миролюбивых соседей Па кистана. Поставки американ ского оружия в Пакистан и расширение военного сотрудни чества с США поощряют опре деленные круги Пакистана в их приготовлениях против Ин дии и Афганистана, на что, в связи с пакистано-американ ским военным соглашением, обращают внимание междуна родной общественности в своих заявлениях премьер-министр Индии Неру и премьер-министр Афганистана Дауд. Таким об разом, как и в других случаях, американская военная «по мощь» ведет к ухудшению от ношений Пакистана с соседни ми миролюбивыми государст вами, с которыми, особенно в силу своего объективного поло жения, Пакистан должен бы иметь' дружественные добросо седские отношения, к чему стремятся правптельства ука занных соседних стран. Из сказанного видно, что заклю чение двухсторонних военных соглашений США с Турцией, Ираном н Пакистаном усили вает международную напря женность и создает опасность для мира на Среднем и Ближ нем Востоке и в Юго-Восточной А з и и . Само собой разумеется, что эти шаги правительства США никак не вяжутся с его заключениями о стремлении к миру и мирному урегулирова нию международных вопросов и не могут быть оправданы ссылками на мнимые Потреб ности обороны США, поскольку речь идет о районе, более чем на десять тысяч километров отстоящем от США и непосред ственно примыкающем к юж ным границам СССР. Заключение Соединенными Штатами этих соглашений, нри прямом соучастии в этом деле Англии, является враждебным актом в отношении СССР. Ука занные соглашения справедли во расцениваются в КНР, Индии, Афганистане,, Иракской Рес публике и других миролюби вых странах, как глубоко враж дебный акт и в отношении этпх стран. Правящие круги США выступают и в данном случае в неблаговидной роли между народного жандарма против не давно освободившихся от коло ниального гнета народов стран Востока. Подобно тому, как в XVI—XIX веках колонизаторы Португалии, Голландии и Анг лии заключали союз с наиболее (Окончание на 3 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz