Полярная кочегарка. 1958 г., ноябрь.
ПАРТИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ: Каждый рабочий должен повышать образование! В Баренцбургской вечерней школе не все обстоит благополучно с учебой. Такие п р е д меты, как геометрия, тригонометрия, рус ский язык, физика д о сих пор не читались вовсе или отстают от программы. Не хва тает некоторых учебников, отсутствуют наглядные пособия. Все эт о д олж н о встревожить местные обществ енные организации. Партия и пра вительство уделяют огромное внимание системе народного образования, предпри нимают ряд решительных мер по улучше нию связи школы с жизнью. Молодежь Шпицбергена д олж н а итти в ногу с жи знью Родины, приложить все усилия для выполнения важнейших нака зов партии: вдохновенно трудиться, на стойчиво учиться. Ниже публикуется ряд высказываний учащихся и преподавателей о положении д ел в Баренцбургской вечерней школе. Д. ИВАНОВА заведующая консультацион ным пунктом; До последнего времени не был укомплектован преподава тельский состав, что привело к потере большого количества ча сов. Но основная беда--это не добросовестное отношение к за нятиям учащихся. Пропуски уроков, неподготовленность к ним — типичные явления. Мно гие, испугавшись трудностей, вовсе бросили школу, например, тт. Фомин, Минец, Силаев, Маль гин, Аксенов, Литовченко и другие. Г. Н И ЗАМ У ТДИНОВ учащийся; Несколько раз ставился во прос об освобождении учащих ся 10 и 7 классов от треть ей смены. Но до спх нор администрация ничего не пред приняла. И. ВЛАСОВ учащийся: Я много пропускал уроков. Но если меня переведут с пятой шахты на первую, буду зани маться ежедневно. А сделать это очень просто: ведь я рабо таю на ОКРе, бригады которо го имеются на обеих шахтах. К . Щ ЕРБАКОВ преподаватель: Некоторые товарищи не гото вятся к занятиям. Только и слышишь: «я не решил», «я не выучил». Преподаватель вынуж ден объяснять одно и то же но нескольку раз. Такое либераль ничанье не приносит пользы. Ученики не должны рассчиты вать на снисходительность пре подавателей, надеяться на то, что они «как нибудь» получат свидетельство. Злостные про гульщики аттестоваться не будут. В. ГОЛУЕНКО учащийся: Многим ученикам плохо дает ся алгебра. Нужно на это об ратить внимание. Очевидно, од них объяснений на уроках не достаточно. Н . АСТАХОВ учащийся: По-моему, дополнительные консультации, о которых гово рит тов. Голуенко, нецелесооб разны: преподаватели и учени ки не располагают временем, чтобы встречаться более трех раз в неделю. Я предлагаю го товить уроки сообща, как это часто практикуется в дневных школах. Более сильный ученик будет «консультантом». А то у нас никакого коллектива нет. В. СЕЛЕЦК И Й преподаватель: Кстати, о коллективе. Да, таковой у нас отсутствует. Каж дый живет сам по себе. Пред лагаю начать выпускать школь ную стенгазету. Думаю, что она поможет наи организовать ся и наладить дисциплину. Ссылки на занятость не всег да правдивы. Мои уроки про ходят в воскресенье. Однако половина учащихся отсутствует. В. СИБИРЕВ преподаватель: Приведу один пример, харак теризующий «усердие» восьми классников. Более месяца на зад я предложил учащимся по читать в библиотеке комедию «Недоросль» Фонвизина и ро ман «Обломов» Гончарова. Пре дупредил, что по этим произ ведениям пишем сочинение. На днях поинтересовался, брал ли кто-нибудь .эти книги. Оказы вается, никто и не подумал. 0. А Л ЕШ И Н А преподаватель: Программа по немецкому язы ку почти не движется. Учени ки жалуются: «трудно», «на работе задержался» и т. д. Но хотя бы одно слово в неделю можно выучить? С. ИВАНОВ секретарь профбюро: Администрация и обществен ные организации окажут шко ле посильную помощь: урегу лируют вопрос со сменами для 7 и 10 классов, помогут обо рудовать физико - химический кабинет и т. д. Но основную трудность вы должны взять на себя. Здесь никто не поможет. Трудность эта — наука. Конечно, тяжело учиться и работать. Но так поступают миллионы юношей и девушек, которые не только ус пешно заканчивают среднюю школу, но и вузы. Странно слышать, что в вечерней шко ле плохая дисциплина. Первая ваша задача — улучшить отно шение к учебе, повести реши тельную борьбу с пропусками занятий. Полтавская область. В колхозе имени Сталина Реше- тиловского района, как и в других колхозах области, орга низованы в сети партийного просвещения кружки по изуче нию экономики социалистического сельского хозяйства. На снимке: на занятии кружка в колхозе имени Стали на Решетиловского района. Проводит занятие агроном кол хоза пропагандист Ц. П. Шкурупий. Фотохроника ТАСС . Серьезные пробелы в работе физбюро В конце октября ц в начале ноября на руднике Пирамида было немало разговоров об ор ганизации молодежных бригад. Их намечали создать на не скольких участках. Казалось бы, что физбюро и его секретарь тов. Бехтер при мут все меры к укомплектова нию коллективов, созданию им необходимых условий для вы полнения обязательств. Но физ бюро пустило дело на самотек. Не удивительно, что еще и те перь некоторые бригады пере живают «организационный пе риод». Приведенный выше пример — яркое свидетельство стиля работы физбюро. Бюро не занимается органи зацией социалистического со ревнования молодежи, не бо рется за распространение пе редовых метидов труда, за вы сокую культуру производства. Из поля зрения выпали и такие важные вопросы, как быт и отдых полярников, ре гулярное проведение участко вых, цеховых и общеруднич ных физсобраний. Принимае мые решения расплывчаты, их трудно выполнить, и это сни жает активность молодежи. В последнее время участи лись случаи нарушений члена ми физорганизации трудовой и производственной дисциплины. Но особенно большие недо статки в организации учебы мо лодежи. В кружках и полит школах явка слушателей низка. Значительный отсев учащихся наблюдается в заочной школе рабочей молодежи. Физкомитет заслушал отчет секретаря физбюро Пирамиды тов. Бехтера. Были вскрыты эти и другие недостатки. На тов. Бехтера наложено взыска ние. К. Ивлев. ЛЕКЦИЯ О ШПИЦБЕРГЕНЕ В минувшее воскресенье для полярников рудника Пирамида была прочитана лекция: «Эко номическое значение Шпицбер гена». Ее прочел консул СССР тов. Шейко. интересом прослушали лекцию и задали ряд вопросов. Полярники высказали поже лание, чтобы лекции о Шпиц бергене читались как можно Присутствующие с большим чаще. СЧАСТЬЕ КУЗНЕЦА АЛЕКСАНДРА ЯРОВА В Баренцбурге недавно про ходил островной слет передо виков. Когда начались прения, одному из первых предостави ли слово Александру Спирову. Рабочий поднялся на трибу ну. Невысокого роста, в доб ротном костюме. Большими ру ками пригладил белесую шеве люру волос, смущенно из-под густых бровей посмотрел в зал. Во взгляде светилась непод дельная радость. — Я счастлив, товарищи! Счастлив, что присутствую на этом слете, что выступаю здесь, перед вами. Счастлив потому, что я кузнец... ...Счастье! О нем мечтали многие поколения, представляя его сказочной птицей, которая улетает от простых людей. ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 2 стр. 26 ноября 19В8 г. Станут они искать ее — беду наживают. Так случилось и с Егором Спировым. Отец расска зывал' Александру, что его дед искал правду, лучшую жизнь для себя и детей, и за это его выселили из родного гнезда в глухую тайгу на самом севере Архангельской области. Так и умер крестьянин в нужде и бесправии, оставив своему сыну Неофиду тяжелую профессию кузнеца. Сначала и Неофид горя хлебнул. Только) Октябрь принес счастье новой J жизни. И это счастье он н и -' кому не позволил растоптать. Смело шел па бой против иностранных интервентов, под кулацкими пулями создавал первые колхозы. Женился, вырастил семь сы- новей-богатырей. Все они — в отца, полюбили труд, с ува жением относятся к рабочему человеку. А Александр унасле довал и фамильную профессию — стал кузнецом. Еще в дет стве он часто забегал в кол хозную кузницу, часами сидел с широко раскрытыми глазен ками, наблюдая, как из бес форменного куска железа по лучались вилы, коса, а то и какая-нибудь деталь сельско хозяйственной машины. Минуло шестнадцать лет, и не по-годам коренастый пар нишка занял место рядом с отцом. Его руки уже привыч но держат молот, разводят огонь в горне. Зимой в кузнице делать не чего. Отец и сын собираются в тайгу на промысел зверя. А весной в кузнице вновь весе ло стучат молотки, жарко пы лает огонь. Пришла пора итти на воен ную службу. Как и к лю бой работе, сержант Спиров относился к службе добросо вестно, выполнял любые зада ния. Демобилизовался — уст роился в Выборге на судоме ханическом заводе сборщиком. Только все чаще и чаще чу дились ему кисловатый дымок горящего угля, да золотистые искорки металла, кузнечиками отлетающего от наковальни. — Что с тобой поделаешь! Раз отцовская кровь заговори ла, оформим кузнецом,—реши ли в отделе кадров Архангель ского машиностроительного за вода. Сюда, ближе к родным мес там переехал Александр с же ной Фаиной и сыном Володей. А, пожалуй, самое главное—не мог он получить работу ку з неца на судомеханическом за воде. Теперь, вот уже третий год подряд, Александр Спиров— кузнец механического цеха рудника Пирамида. И хотя специальЕгость для него не но ва, на первых порах пришлось тяжело. На заводе деталь од ного профиля куешь целый день, а то и неделю. Из кла довой выдают нужную оснаст- ку, инструменты. А в цехе — что ни час — то и заказ. Не успел с одним справиться— другой подоспел, еще сложнее. Надо действовать быстро, ма шины ведь стоят! —Засел я за книги. При вез с собой целый чемодан ли тературы по кузнечному делу. Только и там не всегда най дешь ответ. Ведь все случаи жизни просто невозможно пре дусмотреть. Надо, значит, са мому умишком пораскинуть. Александр вспоминает, как они решали проблему оснаст ки. Не было ее в цехе. Куз нец решил сам сделать обжим ки, прокатки, зубила—большой арсенал инструмента. Отковы вал все это в свободные мину- ты. * — Зато после—как на свет народился. С приспособлениями любой заказ выполняешь быст рее и куда лучше. Да еще с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz