Полярная кочегарка. 1958 г., ноябрь.

ПАРТИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ: Каждый рабочий должен повышать образование! В Баренцбургской вечерней школе не все обстоит благополучно с учебой. Такие п р е д ­ меты, как геометрия, тригонометрия, рус­ ский язык, физика д о сих пор не читались вовсе или отстают от программы. Не хва­ тает некоторых учебников, отсутствуют наглядные пособия. Все эт о д олж н о встревожить местные обществ енные организации. Партия и пра­ вительство уделяют огромное внимание системе народного образования, предпри­ нимают ряд решительных мер по улучше­ нию связи школы с жизнью. Молодежь Шпицбергена д олж н а итти в ногу с жи знью Родины, приложить все усилия для выполнения важнейших нака­ зов партии: вдохновенно трудиться, на­ стойчиво учиться. Ниже публикуется ряд высказываний учащихся и преподавателей о положении д ел в Баренцбургской вечерней школе. Д. ИВАНОВА заведующая консультацион­ ным пунктом; До последнего времени не был укомплектован преподава­ тельский состав, что привело к потере большого количества ча­ сов. Но основная беда--это не­ добросовестное отношение к за­ нятиям учащихся. Пропуски уроков, неподготовленность к ним — типичные явления. Мно­ гие, испугавшись трудностей, вовсе бросили школу, например, тт. Фомин, Минец, Силаев, Маль­ гин, Аксенов, Литовченко и другие. Г. Н И ЗАМ У ТДИНОВ учащийся; Несколько раз ставился во­ прос об освобождении учащих­ ся 10 и 7 классов от треть­ ей смены. Но до спх нор администрация ничего не пред­ приняла. И. ВЛАСОВ учащийся: Я много пропускал уроков. Но если меня переведут с пятой шахты на первую, буду зани­ маться ежедневно. А сделать это очень просто: ведь я рабо­ таю на ОКРе, бригады которо­ го имеются на обеих шахтах. К . Щ ЕРБАКОВ преподаватель: Некоторые товарищи не гото­ вятся к занятиям. Только и слышишь: «я не решил», «я не выучил». Преподаватель вынуж­ ден объяснять одно и то же но нескольку раз. Такое либераль­ ничанье не приносит пользы. Ученики не должны рассчиты­ вать на снисходительность пре­ подавателей, надеяться на то, что они «как нибудь» получат свидетельство. Злостные про­ гульщики аттестоваться не будут. В. ГОЛУЕНКО учащийся: Многим ученикам плохо дает­ ся алгебра. Нужно на это об­ ратить внимание. Очевидно, од­ них объяснений на уроках не­ достаточно. Н . АСТАХОВ учащийся: По-моему, дополнительные консультации, о которых гово­ рит тов. Голуенко, нецелесооб­ разны: преподаватели и учени­ ки не располагают временем, чтобы встречаться более трех раз в неделю. Я предлагаю го­ товить уроки сообща, как это часто практикуется в дневных школах. Более сильный ученик будет «консультантом». А то у нас никакого коллектива нет. В. СЕЛЕЦК И Й преподаватель: Кстати, о коллективе. Да, таковой у нас отсутствует. Каж­ дый живет сам по себе. Пред­ лагаю начать выпускать школь­ ную стенгазету. Думаю, что она поможет наи организовать­ ся и наладить дисциплину. Ссылки на занятость не всег­ да правдивы. Мои уроки про­ ходят в воскресенье. Однако половина учащихся отсутствует. В. СИБИРЕВ преподаватель: Приведу один пример, харак­ теризующий «усердие» восьми­ классников. Более месяца на­ зад я предложил учащимся по­ читать в библиотеке комедию «Недоросль» Фонвизина и ро­ ман «Обломов» Гончарова. Пре­ дупредил, что по этим произ­ ведениям пишем сочинение. На днях поинтересовался, брал ли кто-нибудь .эти книги. Оказы­ вается, никто и не подумал. 0. А Л ЕШ И Н А преподаватель: Программа по немецкому язы­ ку почти не движется. Учени­ ки жалуются: «трудно», «на работе задержался» и т. д. Но хотя бы одно слово в неделю можно выучить? С. ИВАНОВ секретарь профбюро: Администрация и обществен­ ные организации окажут шко­ ле посильную помощь: урегу­ лируют вопрос со сменами для 7 и 10 классов, помогут обо­ рудовать физико - химический кабинет и т. д. Но основную трудность вы должны взять на себя. Здесь никто не поможет. Трудность эта — наука. Конечно, тяжело учиться и работать. Но так поступают миллионы юношей и девушек, которые не только ус­ пешно заканчивают среднюю школу, но и вузы. Странно слышать, что в вечерней шко­ ле плохая дисциплина. Первая ваша задача — улучшить отно­ шение к учебе, повести реши­ тельную борьбу с пропусками занятий. Полтавская область. В колхозе имени Сталина Реше- тиловского района, как и в других колхозах области, орга­ низованы в сети партийного просвещения кружки по изуче­ нию экономики социалистического сельского хозяйства. На снимке: на занятии кружка в колхозе имени Стали­ на Решетиловского района. Проводит занятие агроном кол­ хоза пропагандист Ц. П. Шкурупий. Фотохроника ТАСС . Серьезные пробелы в работе физбюро В конце октября ц в начале ноября на руднике Пирамида было немало разговоров об ор­ ганизации молодежных бригад. Их намечали создать на не­ скольких участках. Казалось бы, что физбюро и его секретарь тов. Бехтер при­ мут все меры к укомплектова­ нию коллективов, созданию им необходимых условий для вы­ полнения обязательств. Но физ­ бюро пустило дело на самотек. Не удивительно, что еще и те­ перь некоторые бригады пере­ живают «организационный пе­ риод». Приведенный выше пример — яркое свидетельство стиля работы физбюро. Бюро не занимается органи­ зацией социалистического со­ ревнования молодежи, не бо­ рется за распространение пе­ редовых метидов труда, за вы­ сокую культуру производства. Из поля зрения выпали и такие важные вопросы, как быт и отдых полярников, ре­ гулярное проведение участко­ вых, цеховых и общеруднич­ ных физсобраний. Принимае­ мые решения расплывчаты, их трудно выполнить, и это сни­ жает активность молодежи. В последнее время участи­ лись случаи нарушений члена­ ми физорганизации трудовой и производственной дисциплины. Но особенно большие недо­ статки в организации учебы мо­ лодежи. В кружках и полит­ школах явка слушателей низка. Значительный отсев учащихся наблюдается в заочной школе рабочей молодежи. Физкомитет заслушал отчет секретаря физбюро Пирамиды тов. Бехтера. Были вскрыты эти и другие недостатки. На тов. Бехтера наложено взыска­ ние. К. Ивлев. ЛЕКЦИЯ О ШПИЦБЕРГЕНЕ В минувшее воскресенье для полярников рудника Пирамида была прочитана лекция: «Эко­ номическое значение Шпицбер­ гена». Ее прочел консул СССР тов. Шейко. интересом прослушали лекцию и задали ряд вопросов. Полярники высказали поже­ лание, чтобы лекции о Шпиц­ бергене читались как можно Присутствующие с большим чаще. СЧАСТЬЕ КУЗНЕЦА АЛЕКСАНДРА ЯРОВА В Баренцбурге недавно про­ ходил островной слет передо­ виков. Когда начались прения, одному из первых предостави­ ли слово Александру Спирову. Рабочий поднялся на трибу­ ну. Невысокого роста, в доб­ ротном костюме. Большими ру­ ками пригладил белесую шеве­ люру волос, смущенно из-под густых бровей посмотрел в зал. Во взгляде светилась непод­ дельная радость. — Я счастлив, товарищи! Счастлив, что присутствую на этом слете, что выступаю здесь, перед вами. Счастлив потому, что я кузнец... ...Счастье! О нем мечтали многие поколения, представляя его сказочной птицей, которая улетает от простых людей. ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 2 стр. 26 ноября 19В8 г. Станут они искать ее — беду наживают. Так случилось и с Егором Спировым. Отец расска­ зывал' Александру, что его дед искал правду, лучшую жизнь для себя и детей, и за это его выселили из родного гнезда в глухую тайгу на самом севере Архангельской области. Так и умер крестьянин в нужде и бесправии, оставив своему сыну Неофиду тяжелую профессию кузнеца. Сначала и Неофид горя хлебнул. Только) Октябрь принес счастье новой J жизни. И это счастье он н и -' кому не позволил растоптать. Смело шел па бой против иностранных интервентов, под кулацкими пулями создавал первые колхозы. Женился, вырастил семь сы- новей-богатырей. Все они — в отца, полюбили труд, с ува­ жением относятся к рабочему человеку. А Александр унасле­ довал и фамильную профессию — стал кузнецом. Еще в дет­ стве он часто забегал в кол­ хозную кузницу, часами сидел с широко раскрытыми глазен­ ками, наблюдая, как из бес­ форменного куска железа по­ лучались вилы, коса, а то и какая-нибудь деталь сельско­ хозяйственной машины. Минуло шестнадцать лет, и не по-годам коренастый пар­ нишка занял место рядом с отцом. Его руки уже привыч­ но держат молот, разводят огонь в горне. Зимой в кузнице делать не­ чего. Отец и сын собираются в тайгу на промысел зверя. А весной в кузнице вновь весе­ ло стучат молотки, жарко пы­ лает огонь. Пришла пора итти на воен­ ную службу. Как и к лю­ бой работе, сержант Спиров относился к службе добросо­ вестно, выполнял любые зада­ ния. Демобилизовался — уст­ роился в Выборге на судоме­ ханическом заводе сборщиком. Только все чаще и чаще чу­ дились ему кисловатый дымок горящего угля, да золотистые искорки металла, кузнечиками отлетающего от наковальни. — Что с тобой поделаешь! Раз отцовская кровь заговори­ ла, оформим кузнецом,—реши­ ли в отделе кадров Архангель­ ского машиностроительного за­ вода. Сюда, ближе к родным мес­ там переехал Александр с же­ ной Фаиной и сыном Володей. А, пожалуй, самое главное—не мог он получить работу ку з­ неца на судомеханическом за­ воде. Теперь, вот уже третий год подряд, Александр Спиров— кузнец механического цеха рудника Пирамида. И хотя специальЕгость для него не но­ ва, на первых порах пришлось тяжело. На заводе деталь од­ ного профиля куешь целый день, а то и неделю. Из кла­ довой выдают нужную оснаст- ку, инструменты. А в цехе — что ни час — то и заказ. Не успел с одним справиться— другой подоспел, еще сложнее. Надо действовать быстро, ма­ шины ведь стоят! —Засел я за книги. При­ вез с собой целый чемодан ли­ тературы по кузнечному делу. Только и там не всегда най­ дешь ответ. Ведь все случаи жизни просто невозможно пре­ дусмотреть. Надо, значит, са­ мому умишком пораскинуть. Александр вспоминает, как они решали проблему оснаст­ ки. Не было ее в цехе. Куз­ нец решил сам сделать обжим­ ки, прокатки, зубила—большой арсенал инструмента. Отковы­ вал все это в свободные мину- ты. * — Зато после—как на свет народился. С приспособлениями любой заказ выполняешь быст­ рее и куда лучше. Да еще с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz