Полярная кочегарка. 1958 г., май.

С победой вас, товарищи окровцы! □ □ □ □ □ □ □ одинизмногих Все в бригаде знают, что Рлфмир Султанов может гово­ рить громко, если этого тре­ буют интересы производства. Он может отстоять правое дело. Именно поэтому никогда никто из членов бригады не смеет возражать Ряфмпру, когда он делает какое-то замечание по ходу работы. Да и как ему возражать?.. Рнфмир Султанов приехал на остров из Подмосковного уголь­ ного бассейна, где он работал на проходке стволов спецспосо- бом — в условиях, приближаю­ щихся к условиям труда про­ ходчиков Шпицбергена. Опыт­ ный проходчик, он хорошо знает бетонировку, — не из пустого же любопытства с кон­ сультациями по этому поводу к нему часто обращались и горные мастера. Даже такие сложные операции, как бетони­ ровка фундаментов производи­ лись Султановым без помощи горных мастеров. Просто на­ чальник участка Анатолий Нико­ лаевич Засорин давал ему чер­ тежи камер и говорил: «Делай»- А на нарядах, если кто из горных мастеров пытался объяснить проходчикам пз бригады Султанова, что им пужно будет делать в очеред­ ной смене, Засорин сообщал: — Они сами знают — там Султанов. В рекордно- короткий срок бригада Рифмира Султанова прошла и забетонировала каме­ ру лебедки уклона № 6, каме­ ру лебедки людского подъема, преобразовательную камеру. Успешно трудится она и сей­ час на другом важном объекте. . И в эти дни, когда горняки Груманта отмечают успехи ок- ровцев, подготовивших за ко­ роткий срок к пуску в эксплуа­ тацию новые лавы засбросовой части шахтного поля, среди лучших людей — строителей— одним из первых называют имя бригадира Рифмира Султа­ нова. А. КАРПЕНКО, крепильщик добычного участка. Рабочая смекалка Уже в период окончания строительства засбросовой части нашей бригаде пришлось уча­ ствовать в перестилке пути на 6-м уклоне. Очень много вре­ мени заняло скалывание льда, намерзшего на стенах и почве уклона. Когда же приступили непосредственно к перестилке, оказалось, что по проекту меж­ ду колеями нужно сделать ка­ навку для стока воды. Это ос­ ложнило работу, замедлило ее, н всем стало ясно, что к сро­ ку, указанному во втором—ап­ рельском—графике, уклон не будет закончен. А от него, в основном, п зависела готов­ ность засбросовой части к приему добычников. Вот тут-то и пригодилась ра­ бочая смекалка. Посоветовались мы между собой в бригаде и решили: а что если водосточ­ ную канаву заменить деревян­ ным жолобом ? — ведь это на много дней сократит сроки ра­ боты. Сказали об этом главно- торые, рискуя, боролись за бу­ дущее — за жизнь рудника: Александр Некрасов, Тахерзян Ннзюмов, Анатолий Кучеров, Гавриил Юдичев, Виталий Ду­ бов, Иван Кутаренко и многие другие. Каждый из них рабо­ тал за двоих. Наряду с подготовкой горной части, перед механизаторами стояла большая задача по обо­ рудованию всех забоев и мон­ тажу лебедок, вентиляторов, подземных подстанций и т. д. Пришлось сразу же столкнуть­ ся с трудностями. Надо было провести эту работу в очень короткий срок, а некоторое оборудование не было уком­ плектовано. Приходилось свои­ ми силами изготовлять многие детали, которых не было и на соседних рудниках. С большим трудом добывался материал для шиберов, ручных лебедок и прочих узлов. Несколько мон­ таж задержался и из-за пог­ решностей в проекте. Но, несмотря на все эти не­ му инженеру Василию Илларио новичу Трофимову. Он сразу же согласился с нами и даже поблагодарил за находчивость А на второй день мы уже на­ стилали деревянный жолоб. В результате перестилка путей на уклоне была закончена значительно раньше срока. Что я хочу сказать этим примером? Много, очень много инициативы, изобретательности проявляли рабочие окра в пе­ риод строительства засбросовой части. И делали онп это потому, что каждый день видели как трудно приходится их товари­ щам— навалобутчикам, заня­ тым добычей угля в лавах старого шахтного поля потому, что для рудника, для выполне­ ния коллективом государствен­ ного плана новые лавы засбро­ совой части нужны были, как хлеб. Н. ЛУКЬЯНОВ , бригадир проходчиков. достатки, коллектив механиза­ торов справился с поставленной задачей: в короткий срок были смонтированы лебедки подъем­ ных камер, осевые вентилято­ ры и т. д. И в этом немалая заслуга слесарей-монтажников тт. Нечипорова, Хапаева, Семе­ нова, Дубова и начальника ме­ ханического цеха Павла Ива­ новича Шведова. Электромон­ таж в камерах подземных участковых подстанций, лебе­ док и вентиляторов они прове­ ли с большим умением. В настоящее время электро­ монтажные работы на людском подъеме заканчиваются. Среди монтажников нельзя не отме­ тить тт. Перепеличенко, Кар- петченко, Очеретько, Артемен- кова, Орлова, Рубцова, которые своим самоотверженным трудом подавали пример другим. Мно­ го энергии отдал этому большо­ му делу и главный энергетик рудника Александр Моисеев. В эти дни успешно внедряет­ ся механизированная навалка По опыту горняков Сибири Умелые руки Электропроводка играет ту же роль, что нервы н ар­ терии в живом организме. Кто же «лечит» электри­ ческую «нервную» систему? ПосмоТрпте на снимок. Это— электрослесарь грумантского окра Владимир Медянкин. Вместе со своими товарища­ ми — Григорием Мотренко, Иваном Хрестюіпкиным и Василием Коськовым он ре­ монтирует электрооборудова­ ние. Много обязанностей у элек­ трослесаря: смонтировать конвейер или лебедку, про­ вести проводку к компрес­ сору или починить линию, заменить перегоревшую лам­ почку . Но в напряженном ритме труда проходчиков электро­ слесарь тов. Медянкин делает все, чтобы помочь бригадам выполнить сменное задание. Кабель то и дело повреж­ дается глыбами породы. Вос­ становив линию, Медянкин спешит в забой, где вышло пз строя электросверло. По­ том его можно увидеть возле закапризничавших компрес­ соров. Умелые рукп электросле­ саря вовремя ликвидируют аварии, устанавливают новый механизм, стараясь, чтобы техника действовала безот­ казно. Фото А. Манькова. угля с помощью врубовой ма­ шины в 60-й лаве, инициато­ ром которой является началь­ ник рудника Виталий Ва­ сильевич Беломонн. Ведутся и другпе работы. Мы на пороге тех событий, когда мечта о засбросовой ча­ сти осуществится: выданы пер­ вые сотнп тонн угля на-гора. Когда возьмешь кусок этого у г­ ля в руки, сердце бьется ча­ ще. Невольно думается: скоро он попадет в топки пароходов Главсевморпутп, зажжет огонь жизни ледоколов, транспортов, бороздящих высокие шпроты нашего родного советского се­ вера. И в этой силе кораблей, питающей жизнь сотен тысяч полярнпков, есть кусочек и нашей силы, вложенной в гру- мантскую засбросовую часть шахтного поля, где мы—меха­ низаторы — трудимся плечом к плечу со своими товарищами— проходчиками окра. В. СЕЛЕЗНЕВ, механик окра. В связи с тем, чго послед­ ние два месяца нам пришлось работать в лавах старого шахт­ ного поля с очень низкой кон­ диционностью угольного пласта, мы задолжали государству ты­ сячи тонн топлива, допустили немалый перерасход средств. Что нужно сделать, чтоб лик­ видировать этот долг, выпол­ нить своп годовые обязатель­ ства и, возможно, завоевать первенство в соревновании с баренцбуржцами? Этот вопрос заставлял нас крепко думать, часто спорить — искать повое. Лавы засбросовой части шахт­ ного поля открывали большие возможности: пласт, на котором предстояло работать,—хороший, без геологических нарушений, с крепкой кровлей. Использо­ вать здесь старые методы тру­ да было бы даже грешно. Вот почему весь инженерно-техни­ ческий состав, все рабочпе об­ ратились к опыту прошлого, накопленному на материке за долгие годы работы в угольной промышленности. Вспомнился и мне трест «Черемховуголь» в Краснояр ском крае, где пришлось тру­ диться до отъезда на остров. Там на некоторых шахтах с условиями даже несколько но хуже, чем те, которые откры вались перед памп в засбросо­ вой части, применялся метод механической навалки. У нас для этого не хватало транспор тера «СТР-ЗО». Выручил глав­ ный инженер треста тов. Гусев; он вспомнил, что на первом штреке, погашенном еще в 1949 году, оставлен такой тран­ спортер. Вскрыли штрек, по­ искали - нашли. II опять-таки не без горя чих споров оборудовали новую 60-ю лаву в засбросовой части, с тем чтоб применить в ней механическую навалку. В чем же состоит этот метод? Транспортер «СТР-30» насти­ лается вдоль груди забоя. На рештаки транспортера ставятся салазки, на которых закреп­ ляется врубовая машина. Она ставится под таким углом к забою, чтоб дальний конец ба­ ра едва не касался почвы. В таком положении машина под- рубывает всю лаву — пз кон­ ца в конец. Движется же она, само собой разумеется, на са­ лазках, прямо по рештакам. Весь штыб при рабочем ходе машины ложится на рештаки конвейера, и затем транспорти­ руется. Когда врубовка дохо­ дит до конца лавы, ее пере­ оборудуют: изменяют направле­ ние цепи, переворачивают зуб­ ки и непосредственно к бару привинчивают отвальный плуг, похожий на лемех сельскохо­ зяйственного плуга. Таким об­ разом, врубмашина как бы пре­ вращается во врубопогрузочную машину «ВПМ-1». В то время, когда ведется переоборудование машины, взрывники производят отпалку. При этом около 10 — 15 про­ центов угля уже ложится на рештаки. Переоборудованная врубовка отправляется в обратный путь по тем же самым рештакам, на тех же самых салазках. Своим баром и отвальным плу­ гом она механически грузит уголь на рештакп, транспор­ тер качает его дальше — на штрек. Следом за машиной идут на­ вальщики. Собственно, теперь рабочих добычной бригады трудно и называть навальщи­ ками, онп больше напоминают помощников машиниста но оформлению забоя. Следом за машпной рабочпе убирают ос­ тавшийся земник, зачищают за­ бой, сразу же производят по­ стоянное крепление. Таким об­ разом, 90 процентов угля из забоя убирается без прикосно­ вения рук рабочего, что дает возможность уменьшить коли­ чественный состав бригады до 5-6 человек вместе с врубма­ шинистом и бригадиром. Про­ изводительность труда в лаве при этом вырастает почти в пять раз. Само собой разумеет­ ся, что н себестоимость тонны добываемого топлива умень­ шается значительно. Новый метод дает возможность снять цикл за две смены, третья - занимается перено­ ской конвейера, ремонтом лавы. Но если трест даст нам еще один «СТР-30», то. оборудовав лаву двумя такими транспор­ терами, переноску можно будет делать одновременно с обратным ходом машины. А это значит — делать полтора цикла в сутки, работать по графику циклич ­ ности , с комплексной органи­ зацией труда в добычных брига­ дах. Кроме того, механизирован­ ная навалка угля и новая ор­ ганизация труда в засбросовой части позволяют нам при том же плане но добыче угля, втрое сократить контингент до­ бычников сравнительно с кон­ тингентом на старом шахтном поле. Первые дни работы в засбро­ совой части шахтного поля — работы по-новому—показывают, что прорыв, в который попал рудник за последние два меся­ ца, закончился: грумантские горняки начинают погашать свой долг перед государством. И чем короче будет срок освое­ ния засбросовой части, тем бы­ стрее мы рассчитаемся с этим долгом, тем больше у нас бу­ дет шансов на победу в социали­ стическом соревновании с ба- ренцбургскими горняками в честь Дня шахтера. В. БЕЛОМОИН, начальник рудника. Это нужно сделать Угля мы можем дать очень много: лава хорошая, чистая, н метод механизированной на­ валки, примененный в ней, позволяет трудиться высоко­ производительно. Но для этого нужно, чтоб нас обеспечили бесперебойной подачей электро­ энергии, порожняком, постоян­ ным мотористом, который бы с самого начала привыкал к свое­ му делу, к бригаде и т. д. Я. РАК. „ПОЛЯРНАЯ К О Ч Е ГА Р К А * * 3 стр. 31 мая 1968 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz