Полярная кочегарка. 1958 г., май.
С победой вас, товарищи окровцы! □ □ □ □ □ □ □ одинизмногих Все в бригаде знают, что Рлфмир Султанов может гово рить громко, если этого тре буют интересы производства. Он может отстоять правое дело. Именно поэтому никогда никто из членов бригады не смеет возражать Ряфмпру, когда он делает какое-то замечание по ходу работы. Да и как ему возражать?.. Рнфмир Султанов приехал на остров из Подмосковного уголь ного бассейна, где он работал на проходке стволов спецспосо- бом — в условиях, приближаю щихся к условиям труда про ходчиков Шпицбергена. Опыт ный проходчик, он хорошо знает бетонировку, — не из пустого же любопытства с кон сультациями по этому поводу к нему часто обращались и горные мастера. Даже такие сложные операции, как бетони ровка фундаментов производи лись Султановым без помощи горных мастеров. Просто на чальник участка Анатолий Нико лаевич Засорин давал ему чер тежи камер и говорил: «Делай»- А на нарядах, если кто из горных мастеров пытался объяснить проходчикам пз бригады Султанова, что им пужно будет делать в очеред ной смене, Засорин сообщал: — Они сами знают — там Султанов. В рекордно- короткий срок бригада Рифмира Султанова прошла и забетонировала каме ру лебедки уклона № 6, каме ру лебедки людского подъема, преобразовательную камеру. Успешно трудится она и сей час на другом важном объекте. . И в эти дни, когда горняки Груманта отмечают успехи ок- ровцев, подготовивших за ко роткий срок к пуску в эксплуа тацию новые лавы засбросовой части шахтного поля, среди лучших людей — строителей— одним из первых называют имя бригадира Рифмира Султа нова. А. КАРПЕНКО, крепильщик добычного участка. Рабочая смекалка Уже в период окончания строительства засбросовой части нашей бригаде пришлось уча ствовать в перестилке пути на 6-м уклоне. Очень много вре мени заняло скалывание льда, намерзшего на стенах и почве уклона. Когда же приступили непосредственно к перестилке, оказалось, что по проекту меж ду колеями нужно сделать ка навку для стока воды. Это ос ложнило работу, замедлило ее, н всем стало ясно, что к сро ку, указанному во втором—ап рельском—графике, уклон не будет закончен. А от него, в основном, п зависела готов ность засбросовой части к приему добычников. Вот тут-то и пригодилась ра бочая смекалка. Посоветовались мы между собой в бригаде и решили: а что если водосточ ную канаву заменить деревян ным жолобом ? — ведь это на много дней сократит сроки ра боты. Сказали об этом главно- торые, рискуя, боролись за бу дущее — за жизнь рудника: Александр Некрасов, Тахерзян Ннзюмов, Анатолий Кучеров, Гавриил Юдичев, Виталий Ду бов, Иван Кутаренко и многие другие. Каждый из них рабо тал за двоих. Наряду с подготовкой горной части, перед механизаторами стояла большая задача по обо рудованию всех забоев и мон тажу лебедок, вентиляторов, подземных подстанций и т. д. Пришлось сразу же столкнуть ся с трудностями. Надо было провести эту работу в очень короткий срок, а некоторое оборудование не было уком плектовано. Приходилось свои ми силами изготовлять многие детали, которых не было и на соседних рудниках. С большим трудом добывался материал для шиберов, ручных лебедок и прочих узлов. Несколько мон таж задержался и из-за пог решностей в проекте. Но, несмотря на все эти не му инженеру Василию Илларио новичу Трофимову. Он сразу же согласился с нами и даже поблагодарил за находчивость А на второй день мы уже на стилали деревянный жолоб. В результате перестилка путей на уклоне была закончена значительно раньше срока. Что я хочу сказать этим примером? Много, очень много инициативы, изобретательности проявляли рабочие окра в пе риод строительства засбросовой части. И делали онп это потому, что каждый день видели как трудно приходится их товари щам— навалобутчикам, заня тым добычей угля в лавах старого шахтного поля потому, что для рудника, для выполне ния коллективом государствен ного плана новые лавы засбро совой части нужны были, как хлеб. Н. ЛУКЬЯНОВ , бригадир проходчиков. достатки, коллектив механиза торов справился с поставленной задачей: в короткий срок были смонтированы лебедки подъем ных камер, осевые вентилято ры и т. д. И в этом немалая заслуга слесарей-монтажников тт. Нечипорова, Хапаева, Семе нова, Дубова и начальника ме ханического цеха Павла Ива новича Шведова. Электромон таж в камерах подземных участковых подстанций, лебе док и вентиляторов они прове ли с большим умением. В настоящее время электро монтажные работы на людском подъеме заканчиваются. Среди монтажников нельзя не отме тить тт. Перепеличенко, Кар- петченко, Очеретько, Артемен- кова, Орлова, Рубцова, которые своим самоотверженным трудом подавали пример другим. Мно го энергии отдал этому большо му делу и главный энергетик рудника Александр Моисеев. В эти дни успешно внедряет ся механизированная навалка По опыту горняков Сибири Умелые руки Электропроводка играет ту же роль, что нервы н ар терии в живом организме. Кто же «лечит» электри ческую «нервную» систему? ПосмоТрпте на снимок. Это— электрослесарь грумантского окра Владимир Медянкин. Вместе со своими товарища ми — Григорием Мотренко, Иваном Хрестюіпкиным и Василием Коськовым он ре монтирует электрооборудова ние. Много обязанностей у элек трослесаря: смонтировать конвейер или лебедку, про вести проводку к компрес сору или починить линию, заменить перегоревшую лам почку . Но в напряженном ритме труда проходчиков электро слесарь тов. Медянкин делает все, чтобы помочь бригадам выполнить сменное задание. Кабель то и дело повреж дается глыбами породы. Вос становив линию, Медянкин спешит в забой, где вышло пз строя электросверло. По том его можно увидеть возле закапризничавших компрес соров. Умелые рукп электросле саря вовремя ликвидируют аварии, устанавливают новый механизм, стараясь, чтобы техника действовала безот казно. Фото А. Манькова. угля с помощью врубовой ма шины в 60-й лаве, инициато ром которой является началь ник рудника Виталий Ва сильевич Беломонн. Ведутся и другпе работы. Мы на пороге тех событий, когда мечта о засбросовой ча сти осуществится: выданы пер вые сотнп тонн угля на-гора. Когда возьмешь кусок этого у г ля в руки, сердце бьется ча ще. Невольно думается: скоро он попадет в топки пароходов Главсевморпутп, зажжет огонь жизни ледоколов, транспортов, бороздящих высокие шпроты нашего родного советского се вера. И в этой силе кораблей, питающей жизнь сотен тысяч полярнпков, есть кусочек и нашей силы, вложенной в гру- мантскую засбросовую часть шахтного поля, где мы—меха низаторы — трудимся плечом к плечу со своими товарищами— проходчиками окра. В. СЕЛЕЗНЕВ, механик окра. В связи с тем, чго послед ние два месяца нам пришлось работать в лавах старого шахт ного поля с очень низкой кон диционностью угольного пласта, мы задолжали государству ты сячи тонн топлива, допустили немалый перерасход средств. Что нужно сделать, чтоб лик видировать этот долг, выпол нить своп годовые обязатель ства и, возможно, завоевать первенство в соревновании с баренцбуржцами? Этот вопрос заставлял нас крепко думать, часто спорить — искать повое. Лавы засбросовой части шахт ного поля открывали большие возможности: пласт, на котором предстояло работать,—хороший, без геологических нарушений, с крепкой кровлей. Использо вать здесь старые методы тру да было бы даже грешно. Вот почему весь инженерно-техни ческий состав, все рабочпе об ратились к опыту прошлого, накопленному на материке за долгие годы работы в угольной промышленности. Вспомнился и мне трест «Черемховуголь» в Краснояр ском крае, где пришлось тру диться до отъезда на остров. Там на некоторых шахтах с условиями даже несколько но хуже, чем те, которые откры вались перед памп в засбросо вой части, применялся метод механической навалки. У нас для этого не хватало транспор тера «СТР-ЗО». Выручил глав ный инженер треста тов. Гусев; он вспомнил, что на первом штреке, погашенном еще в 1949 году, оставлен такой тран спортер. Вскрыли штрек, по искали - нашли. II опять-таки не без горя чих споров оборудовали новую 60-ю лаву в засбросовой части, с тем чтоб применить в ней механическую навалку. В чем же состоит этот метод? Транспортер «СТР-30» насти лается вдоль груди забоя. На рештаки транспортера ставятся салазки, на которых закреп ляется врубовая машина. Она ставится под таким углом к забою, чтоб дальний конец ба ра едва не касался почвы. В таком положении машина под- рубывает всю лаву — пз кон ца в конец. Движется же она, само собой разумеется, на са лазках, прямо по рештакам. Весь штыб при рабочем ходе машины ложится на рештаки конвейера, и затем транспорти руется. Когда врубовка дохо дит до конца лавы, ее пере оборудуют: изменяют направле ние цепи, переворачивают зуб ки и непосредственно к бару привинчивают отвальный плуг, похожий на лемех сельскохо зяйственного плуга. Таким об разом, врубмашина как бы пре вращается во врубопогрузочную машину «ВПМ-1». В то время, когда ведется переоборудование машины, взрывники производят отпалку. При этом около 10 — 15 про центов угля уже ложится на рештаки. Переоборудованная врубовка отправляется в обратный путь по тем же самым рештакам, на тех же самых салазках. Своим баром и отвальным плу гом она механически грузит уголь на рештакп, транспор тер качает его дальше — на штрек. Следом за машиной идут на вальщики. Собственно, теперь рабочих добычной бригады трудно и называть навальщи ками, онп больше напоминают помощников машиниста но оформлению забоя. Следом за машпной рабочпе убирают ос тавшийся земник, зачищают за бой, сразу же производят по стоянное крепление. Таким об разом, 90 процентов угля из забоя убирается без прикосно вения рук рабочего, что дает возможность уменьшить коли чественный состав бригады до 5-6 человек вместе с врубма шинистом и бригадиром. Про изводительность труда в лаве при этом вырастает почти в пять раз. Само собой разумеет ся, что н себестоимость тонны добываемого топлива умень шается значительно. Новый метод дает возможность снять цикл за две смены, третья - занимается перено ской конвейера, ремонтом лавы. Но если трест даст нам еще один «СТР-30», то. оборудовав лаву двумя такими транспор терами, переноску можно будет делать одновременно с обратным ходом машины. А это значит — делать полтора цикла в сутки, работать по графику циклич ности , с комплексной органи зацией труда в добычных брига дах. Кроме того, механизирован ная навалка угля и новая ор ганизация труда в засбросовой части позволяют нам при том же плане но добыче угля, втрое сократить контингент до бычников сравнительно с кон тингентом на старом шахтном поле. Первые дни работы в засбро совой части шахтного поля — работы по-новому—показывают, что прорыв, в который попал рудник за последние два меся ца, закончился: грумантские горняки начинают погашать свой долг перед государством. И чем короче будет срок освое ния засбросовой части, тем бы стрее мы рассчитаемся с этим долгом, тем больше у нас бу дет шансов на победу в социали стическом соревновании с ба- ренцбургскими горняками в честь Дня шахтера. В. БЕЛОМОИН, начальник рудника. Это нужно сделать Угля мы можем дать очень много: лава хорошая, чистая, н метод механизированной на валки, примененный в ней, позволяет трудиться высоко производительно. Но для этого нужно, чтоб нас обеспечили бесперебойной подачей электро энергии, порожняком, постоян ным мотористом, который бы с самого начала привыкал к свое му делу, к бригаде и т. д. Я. РАК. „ПОЛЯРНАЯ К О Ч Е ГА Р К А * * 3 стр. 31 мая 1968 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz