Полярная кочегарка. 1958 г., март.
шинной.техникой. Опираясь на финансовую под держку государства и на мощь социалистической индустрии, эти предприятия давали громадные вы годы как для колхозов, так и для государства. Во- первых, они обеспечивали материально-техниче ские условия для высокопроизводительного исполь зования парка новых сельскохозяйственных ма шин.' Во-вторых, они могли служить мощным рычагом руководящего воздействия на колхозы со стороны социалистического государства, средством дальнейшего укрепления союза рабочего класса с крестьянством. Руководствуясь интересами социа лизма, партия и правительство развернули строп- ^ тельство широкой сети этого особого типа гоеу- . дарственных предприятий, которые получили наз- вание машинно-тракторных станций и за годы свое го существования сыграли важную историческую роль в создании и укреплении колхозного строя. 3. Начало строительству МТС было положено в 1927 году, когда совхоз имени Шевченко, Одес ской области, создал отряд в составе 10 тракто ров для оказания производственной помощи кре стьянам окружающих селений. В '1928 году на. базе этого отряда была организована первая в стране машинно-тракторная станция, С 1929 года развернулось массовое строительство МТС. Обобщив первый опыт строительства машинно- тракторных станций, ЦК ВКП(б) принял в 1930 году постановление, в котором определялись роль и. значение этих предприятий. «В лице МТС,--ука зывалось в постановлении, — выявлена и проворе- на на массовом опыте форма организации Совет ским государством крупного коллективного сель- ского хозяйства на высокой технической базе, в - котором наиболее полно сочетается самодеятель ность колхозных масс в строительстве своих кол- лективных хозяйств с организационной и техниче- ской помощью и руководством пролетарского госу дарства» . Свидетельством огромного значения, которое, имели МТС для сельского хозяйства, является бурный рост их численности. Уже в 1932 году число МТС достигло 2.446, в 1941 году оно пре высило 7 тысяч, а в 1957 году составляло около 8 тысяч. С помощью МТС колхозы в первые же годы своего существования намного расширили сельскохозяйственное производство, Наряду с сов хозами машинно-тракторные станции сыграли ре шающую роль в осуществлении грандиозной зада чи-освоении 36 миллионов гектаров целинных и залежных земель в восточных районах страны. . Претворяя в жизнь программу крутого подъема сельского хозяйства, Коммунистическая партия в последние годы осуществила крупные мероприятия по дальнейшему укреплению МТС и повышению их роли в развитии колхозов. Тракторный парк МТС по сравнению с довоенным увеличился почти в два раза, а объем работ, выполняемых МТС,—в 2,8 раза. По решению сентябрьского Пленума ЦК КПСС в МТС были созданы постоянные квалифи- % цированные механизаторские кадры. На руководя щую и инженерно-техническую работу в МТС на правлены многие тысячи лучших людей из городов и промышленных центров. 4, Организовав широкое строительство МТС, Коммунистическая партия и Советское правитель ство впервые в истории предоставили в пользова ние трудящегося крестьянства передовую технику, которая помогла ему перейти на единственно пра вильный, социалистический путь развития. В ру ках государства МТС сыграли роль важнейшего средства в борьбе за развитие и укрепление кол хозного строя, за перевоспитание многомиллионного крестьянства в духе коллективизма. Созданные в первые годы колхозного строительства при МТС политические отделы помогли молодым колхозам укрепиться в организационно-хозяйственном отно шении, развеять в пух и прах направленные про тив них кулацкие махинации. В борьбе за крутой подъем сельского хозяйства в последние годы важ ную роль сыграли организованные по решению сентябрьского Пленума ЦК КПСС инструкторские *§’ группы райкомов партии по зонам МТС. Под влиянием машинно-тракторных станций, с пх мощной техникой коренным образом изменился об лик колхозного села и весь уклад деревенской жизни. Вместе с машинно-тракторным парком в деревне появились машинно-ремонтные мастерские, автотранспорт, электрическая энергия. Возникла л развивается сеть подсобных предприятий про мышленного типа. В МТС выросла огромная ар мия механизаторов — трактористов, комбайнеров, бригадиров тракторных бригад, шоферов, ремонт ных и других рабочих, владеющих техникой и индустриальной культурой труда. Численность по стоянных работников МТС в 1957 году составляла свыше двух миллионов человек. Агрономические и зоотехнические кадры МТС проделали большую работу по повышению культуры земледелия и жи вотноводства в колхозах. В училищах и школах механизации п на различных курсах, организуе мых при МТС, подготовлены миллионы квалифи цированных работников для колхозного производ ства. Осуществляя организационно - хозяйственное и техническое руководство колхозами, машинно-трак торные станции помогали партии воспитывать кол хозные. кадры и всех колхозников в духе перво очередного. выполнения своих обязательств перед государством, в духе социалистического отношения к труду и общественной собственности. Строитель ство МТС ознаменовало собой глубочайшую техни ческую революцию в сельском хозяйстве, способ ствовало дальнейшему развертыванию культурной I . Колхозный строй почти за тридцать лет свое го существования прошел большой путь развития. В начальный период большинство колхозов пред ставляло собой мелкие, экономически слабые хо зяйства. Опыт длительного существования мелких колхозов показал, что они не дают возможности всесторонне развивать общественное производство и в полной мере использовать сложную передовую технику, которой государство непрерывно осна щает сельское хозяйство. Так, например, в 1949 году в Белорусской ССР в среднем на один кол хоз приходилось пашни 308 гектаров, дворов — 67, трудоспособных — 100 человек. В Московской области пашни на один колхоз было 188 гекта ров, дворов — 43, трудоспособных — 47; в Киров ской области пашни— 291 гектар, дворов—33, тру доспособных — 48. В среднем по Советскому Сою зу приходилось на. колхоз: пашни 5.57 гектаров, трудоспособных — И З человек. К этому следует добавить, что натуральные и денежные доходы многих мелких колхозов были очень низкими. В таких мелких и экономически слабых колхозах производство сельскохозяйственных продуктов раз вивалось медленно. Укрупнение колхозов, проведенное в 1950 — 1951 годах, явилось важным шагом в развитии колхозного строя. Эта мера открывала, благопри ятные возможности для более рационального ис пользования техники, ресурсов рабочей силы и подъема колхозной экономики. Но при наличии серьезных недостатков в руководстве сельским хозяйством одна эта мера не могла обеспечить коренного перелома в развитии колхозного‘■произ водства.. Всенародная борьба за претворение в жизнь выработанной Коммунистической партией програм мы крутого подъема сельского хозяйства, развер нувшаяся после сентябрьского Пленума ЦК КПСС, озпаменовала собой начало нового этапа в разви тии колхозного строя. Этот этап характеризуется следующими чертами. Во-первых, в настоящее время колхозы в большинстве своем стали крупными и эко номически крепкими хозяйствами, ведущими производство на основе широкого применения со временной техники, достижений науки и передо вого опыта. Если в '1949 году в стране насчиты валось свыше 250 тысяч колхозов, то в результа те укрупнения их стало теперь около 78 тысяч. Пашни на колхоз в среднем по СССР в 1957 го ду приходилось 1954 гектара, то есть в три с лишним раза больше, чем до укрупнения колхо зов. Многие колхозы, особенно в основных зерно вых районах страны, имеют пашни по 5 — 10 п более тысяч гектаров, что позволяет в широких масштабах использовать машинную технику. Боль ше чем в три раза увеличилось также среднее число трудоспособных на каждый колхоз. Знали- тельно возросло производство продукции на сто революции в деревне, и явилось вместе с тем ре шающим шагом на пути создания и упрочения колхозного строя. Опыт машинно-тракторных станций Советского Союза, в организации крупного сельскохозяйствен ного производства широко используется в братских социалистических странах, осуществляющих коопе рирование сельского хозяйства. Организованные в ряде стран народной демократии машинно - трак торные станции помогают молодым кооперативам в работе, способствуя превращению их в образцо вые хозяйства, основанные на коллективном тру де и общественной собственности. Машинно-тракторные станции в нашей стране сыграли огромную роль в борьбе за социалистиче ское переустройство деревни, за укрепление союза рабочих и крестьян. В руках партии и государ ства МТС явилась топ силой, с помощью которой были обеспечены победа и успешное развитие колхозного строя, упрочение новых форм социа листической организации труда и производства, подготовка кадров, способных двигать вперед круп ное хозяйство. Были созданы предпосылки для еще более мощного развития производительных сил деревни. гектаров земельных угодий, повысилась товарность общественного хозяйства колхозов. В связи с. ростом общественного производства и повышением его товарности значительно увеличи лись доходы колхозов и отчисления в неделимые фонды. Если в 1953 году денежные отчисления в неделимые фонды но колхозам страны в целом составили 7 миллиардов 408 миллионов рублей, то в 1956 году они достигли 16 миллиардов 728 миллионов рублей, тѵ есть увеличились более чем в два. раза. Общие неделимые фонды колхозов за это время возросли с 63 миллиардов 18 миллио нов рублей до 98 миллиардов 594 миллионов руб лей. Таким образом, колхозы не только укрупни лись, но и стали за последние годы несравненно более крепкими в экономическом отношении. Не подлежит сомнению, что укрупнение колхозов, оказанная им материальная поддержка и улучше ние работы МТС сыграли важную роль в разви тии колхозного строя, в подъеме всего сельского хозяйства на более высокую ступень. Во-вторых, современные укрупненные кол хозы технически оснащены значительно лучше, чем прежде. Из общего количества 660 тысяч грузовых автомашин, имеющихся в сельском хозяйстве страны, около 330 тысяч автомашин, то есть половина, принадлежат колхозам. Стоимость тракторов, сельскохозяйственных машин, автомо билей. и другой техники в колхозах составляет 24 миллиарда рублей. Многие колхозы имеют свои электростанции, а также подсобные предприятия, оснащенные современной техникой. В настоящее время более половины всех колхозов пользуется электроэнергией. Мощность двигателей, принадле жащих колхозам, уже к началу 1957 года превы шала 3 миллиона киловатт. Таким образом, тех ническая вооруженность колхозов за последние годы также намного усилилась. В-третьих, в колхозах теперь выросли многочисленные кадры квалифицированных полеводов, животноводов , механизаторов — трактористов, комбайнеров, машинистов, электри ков, шоферов, специалистов но строительству, руководителей и организаторов колхозного произ водства, способных умело использовать современ ную технику и достижения пауки. Если в 1953 году в колхозах работало только 18 тысяч 500 специалистов, то сейчас имеется свыше 150 тысяч специалистов с высшим и средним специальным образованием. В колхозах имеются сотни тысяч бригадиров полеводческих бригад, заведующих животноводческими фермами и других опытных организаторов колхозного производства, прошедших обучение на курсах, в школах и училищах. Та ким образом, колхозы имеют теперь в своем рас- (Продолженис на 4-й стр.) „ П О Л Я Р НА Я К О Ч Е Г А Р К А " 3 стр, 28 марта 1968 гѳда Одальнейшемразвити колхозногострояиреорганизаци машинно-тракторныхстанций Тезисы доклада товарища И. С. Хрущева на сессии Верховного Совета СССР (Продолжение. Начало на 1-й и 2-й стр.) Ш. Новый этап в развитии колхозного строя и необходимость реорганизации машинно-тракторных станций
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz