Полярная кочегарка. 1958 г., март.

У НАС НА Р ОДИНЕ Неизвестная переписка М. Горького АІП (Челябинская обл.). ВI дневно помещать от 51) до 100 городе Аше живет старая ком-|строк хроники ни уфимской муниетка — учительница Вера Никитична Кувайцева. Полвека хранит она архив своего покой­ ного отца Кувайцева. В архиве имеются адресованные ему пись­ ма Горького. Неизвестная переписка вели­ кого пролетарского писателя с Кувайцевым относится к перио­ ду, когда Алексей Максимович был сотрудником самарской га­ зеты. Кувайцев работал тогда частным поверенным в суде города, Уфы и был активным корреспондентом этой газеты. «Милостивый государь, Ни­ кита Григорьевич!—писал Горь­ кий в одном пз своих писем,— Константин Константинович По- зерн и Н. 10. Босяцкий гово­ рили мне, что вы взялись бы за устройство в Уфе отделения самарской газеты, за доставле­ ние газете правильных кор респонденцнй о выдающихся событиях городской жизни.. Редакция имеет намерения жизни, а но воскресеньям еже­ недельные обзоры... С почтением М. Горький». «Будьте добры, почтенный Никита Григорьевич, помочь нам в деле распространения газеты в Уфе,—обращается к нему Алексей Максимович в другом евоем письме,—Надеем­ ся на вашу помощь...» Все письма Горького, хра­ нящиеся в архиве, написаны на бланках самарской газеты и хорошо сохранились. Интересна история самой семьи — обладательницы этого редкого архива. Вера Никитична и ее брат Григорий были актив­ ными участниками революцион­ ного движения. Она была орга­ низатором марксистского круж­ ка в Уфе. За революционную деятельность брат и сестра под­ вергались преследованиям, не­ сколько раз находились под арестом и в 1906 году вынуж- На далеком Таймыре Находна МАГАДАН. горнянов При проходке шахты на глубине 32 метров горняки прииска им. Фрунзе обнаружили интересный метал­ лический монолит. Вес монолита около 15 килограммов, он хоро­ шо притягивается магнитом. Химический состав, структу­ ра и форма монолита дают пра­ во предполагать, что он пред­ ставляет собой упавший когда- то здесь метеорит. Таймырскпй 1 !ацпоналыіый I округ Красноярского края по " составу коренного населения весьма разнообразен. Здесь живут саха (долганы), ненцы, наганасаны, эвенки, значитель­ ное число якутов. Все эти па­ роды за годы Советской власти значительно выросли в эконо­ мическом и культурном отно­ шении. На местах бывших стойбищ теперь благоустроен­ ные колхозные поселки со шко­ лами, больницами II другими культурными учреждениями. Пз коренного населения вы­ шли многочисленные нацио­ нальные кадры партийных, со­ ветских и хозяйственных работ­ ников. Промысел песца, олене­ водство, рыбный промысел ... таковы главные отрасли хо­ зяйства колхозов Таймыра. Сейчас народности Таймыра, как и весь советский народ, охвачены большим патриотиче­ ским подъемом. В честь выбо­ ров в Верховный Совет СССР они все шире развертывают сорев­ нования за новые успехи в хозяйственном и культурном строительстве. Б. О З Е Р О В . устроить в газете уфимский от- дены были эмигрировать в Же- дел, в коем хотелось бы еже-Іневу. Новый угольный бассейн Директивы XX съезда КПСС предусматривают освое­ ние нового Итатского месторождения бурого угля (Кемеровская область). Итатский уголь — хорошее топли­ во и отличное химическое сырье. Добыча его открытым способом обойдется в девять—десять раз дешевле донец­ кого и почти в шесть раз — кузнецкого. Сейчас здесь идет строительство поселков, промышленных и культурно- бытовых объектов. На снимке: геодезисты за планировкой строительной площадки. Фотохроника ТАСС. ИЗ Л Е Д О В О Г О П Л Е Н А В газете «Советская Роесия» рассказывается, что ледоколы Капитан Воронин», «Капитан Белоусов» н «Сибиряков» в исключительно сложной аркти­ ческой навигации минувшего года получили повреждения. Они с честью выполнили за­ дания по проводке судов, но вынуждены были остаться на зиму в море, невдалеке от пор­ та Тиксп. Здесь было решено провести ремонт кораблей и подготовку к новой арктиче­ ской навигации. '[то же произошло на ко­ раблях? Как они попали в ледовый плен? Вот что расска­ зывает в своем ппсьме в ре­ дакцию один из членов экипа­ жа ледокола «Сибиряков» Илья Арефьев. С того памятного дня, ког­ да «Сибиряков» покидал род­ ной Мурманск, было ясно, что арктическая навигация пред­ стояла очень еложная. Чтобы провести суда от мыеа Жела­ ния до Диксона, пришлось огибать Новую Землю. Эту за­ дачу «Сибиряков» выполнил успешно. Метр за метром в непрог­ лядном тумане пробивались ледоколы на восток, ведя за собой транспортные суда. За­ кончив проводку первого кара­ вана, они возвратились за дру­ гим. Обстановка изменялась так быстро, что иногда мину­ ты решалп успех целой опера­ ции. Льдами был зажат тепло­ ход «Волга». Необходимо бы­ ло вырвать его из плена. Про­ биваясь к теплоходу через ве­ ковые льды, «Сибиряков» по­ ломал первый кормовой винт. На помощь ему вызван был «Капитан Воронин», но и он потерпел такую же неудачу. Узнав об этом, на выручку по­ спешил мощный дизель-элек­ троход «Ангара» и вывел суда нз ледяного массива. Предстоял тяжелый обратный путь. Выстроившись в киль­ ватерную линию, три ледокола (к ним добавился «Капитан Белоусов ) взяли курс на за­ пад, но с острова Бегичева подул северный ветер и мас­ сив таймырских ледников вновь зажал суда. Остался один вы­ ход — дрейф. Запасы пресной воды были на иеходе. В конце октября перед ле­ доколами образовалась трещи­ на. Появилась надежда на вы­ ход. Срочно бил вызван само­ лет для наведения на куре. ноября с кораблей увидели порт Тнксн, но дальше пути не было. Предстоял «холодный отстой». И все же на судовых собраниях экипажи твердо ре­ шили отремонтировать суда и подготовить их к навигации этого года. во- jzjj ;р ‘ ігпар.1 г .!af“| .ПадвдП' Самолет легко ото­ рвался от поля аэро­ дрома п взял курс на острова Северной Зем­ ли. Он летит на боль­ шой высоте. Внизу — безбрежные просторы Северного ледовитого океана. Через несколь­ ко часов стальная пти­ ца приземляется на острове Среднем. Ко­ роткая остановка, за­ правка и—снова даль­ ний путь. Наконец, сквозь но­ чной мрак показались огни полярной станции Нагурская. В 1913— 1914 годах отважный полярный летчик Ян Нагурскпй впервые со­ вершил посадку на од­ ном из островов архи­ пелага Земли Франца Иосифа. С тех пор это место называется име­ нем летчика. Знаме­ нитый летчик, живу­ щий в Польше, постоян­ но поддерживает связь На архипелаге Земли Франца Иосифа этой комсомольской органи­ зации радиотехник Гребнев провел во все помещения станции ра­ диотрансляцию. В свободное время, когда позволяет погода, молодежь проводит свой отдых на воздухе. В погожие дни короткого полярного лета прово­ дятся игры в волейбол, футбол. На станции много любителей -фотографов. Они сделали немало интересных снимков белых медведей, кото­ рые очень часто подхо- помещения дят прямо к нимовке. везде белые Не скучают охотники- любители. Им тоже есть чем заняться. На кром­ ке льда часто показыва­ ются нерпы, иногда залетают утки, подхо­ дят моржн. с полярнпкамп станции. В Нагѵрекой живет и трудится большой коллектив молодых со­ ветских покорителе! суровой Арктики. Мно­ гие пз них — комсо­ мольцы, выпускники Ленинградского аркти­ ческого училища. В трудных условиях этот коллектив проделал большую и сложную работу во время летней навигации. Комсомоль­ цы хорошо подготови­ лись к зиме. Приятно войти в жилые и слу­ жебные станции: занавеси, чисто при­ брано, оборудование содержится в образцо­ вом порядке. Многое вделали свя­ зисты. По поручению Нелегкой была по­ лярная ночь в Нагур- ской. Частенько дул ветер с силой 35—40 метров в секунду. Но и во время полярной ночи жизнь на станции шла свопм чередом — радисты поддерживали бесперебойную и уве рсниую связь с Боль­ шой землей, сппоитпкп и техники обслуживали самолеты. Не замирает обще­ ственная жизнь в кол­ лективе. Шахматисты провели «сражения» но радио с московским театром им. Ермоловой. Прошел шахматно-ша­ шечный турнир на пер­ венство станции. По­ лярников Нагурской можно часто видеть ( книгами в руках, кото рые они берут в своей библиотеке, насчиты­ вающей бодее тысячи томов. О труде покорителей Аркти­ ки, об их отваге и мужестве рассказал нашему корреспон­ денту инженер Мурманского арктического пароходства Сте­ пан Николаевич Кузнецов, ко­ торый на месте возглавлял ре­ монт ледоколов. В истории освоения Север­ ного морского пути были слу­ чаи ремонта кораблей па пла­ ву, сказал Кузнецов. Но все подобные ремонты были зна­ чительно проще и проводились в порту, где есть необходи­ мые механизмы. Па этот раз нам предстояло вдали от пор­ та сменить на ледоколах два гребных вала и семь винтов. Мы тщательно продумали тех­ нологические процессы и сос­ тавили четкий график работ по каждому ледоколу. Особен­ но сложной оказалась замена гребных валов. Каждый из них веспт примерно восемь тонн п располагается ниже ватерли­ нии. Малейшая неточность мог­ ла привести к затоплению от­ секов. Очень удачное рацио­ нализаторское предложение внес бригадир водолазов Васи­ лий Сокур. Оно полностью исключало проникновение ды в корпус судна. Другая трудность была в установке, казалось бы, самой несложной детали — затяжной гайки гребных винтов. Эта гайка весит всего двести пять­ десят килограммов. Насажи­ вать ее нужно было под во­ дой. Здесь также помогла творческая мысль. Три дня водолазы безуспешно пытались установить первую гайку. А за это время ремонтный ме­ ханик ледокола «Капитан Во­ ронин» тов. Федоров сконструи­ ровал приспособление, которое, обеспечило проведение этой работы за несколько часов, Повреждения на ледоколах «Капитан Воронин: и «Капи­ тан Белоусов» были устране­ ны под водой. Такой возмож­ ности не было на ледоколе «Сибиряков». С погашенными топками судно крепко вмерз­ ло в многометровую толщу льда. Чтобы добраться до подводной части решено было «выморо­ зить» его и организовать ра­ боты в своеобразном ледовом кессоне. Люди начали осто­ рожно, по тридцать миллимет­ ров в сутки снимать лед с по­ верхности. За это время где-то внизу, в толще воды его при­ бавлялось ровно столько же. Нашим водолазам приходи­ лось работать в ледяной воде. Часто смерзались воздухопро­ водные шланги. Пока водола­ зу подавали инструмент или детали, у него коченели ноги п руки. Но мастера подводных глубин Сокур, 'Рюриков, Кон­ дратьев, Иеумонн п другие не выходили на поверхность пока сменное задание не было вы­ полнено. Экипажи ледоколов работа­ ли в пургу, которая длилась по шесть—девять дней. Герои­ чески трудились механики Ма­ лаховский и НІестаков, .мото­ рист Монахов, матрос Киселев. Прекрасно руководили работа­ ми капитаны кораблей и их старшие помощники Поташни­ ков, Хлебников, Вавилов, Ру­ даков. Несгибаемая воля советских полярников победила суровую природу Арктики. Все работы были завершены на пятнад­ цать дней раньше жесткого графика. С первых дней арк­ тической навигации ледоколы- зпмовщпки вновь поведут ка­ раваны судов по суровому Се­ верному морскому пути. „ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА** 3 стр.12 марта 1968 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz