Полярная кочегарка. 1958 г., март.
У НАС НА Р ОДИНЕ Неизвестная переписка М. Горького АІП (Челябинская обл.). ВI дневно помещать от 51) до 100 городе Аше живет старая ком-|строк хроники ни уфимской муниетка — учительница Вера Никитична Кувайцева. Полвека хранит она архив своего покой ного отца Кувайцева. В архиве имеются адресованные ему пись ма Горького. Неизвестная переписка вели кого пролетарского писателя с Кувайцевым относится к перио ду, когда Алексей Максимович был сотрудником самарской га зеты. Кувайцев работал тогда частным поверенным в суде города, Уфы и был активным корреспондентом этой газеты. «Милостивый государь, Ни кита Григорьевич!—писал Горь кий в одном пз своих писем,— Константин Константинович По- зерн и Н. 10. Босяцкий гово рили мне, что вы взялись бы за устройство в Уфе отделения самарской газеты, за доставле ние газете правильных кор респонденцнй о выдающихся событиях городской жизни.. Редакция имеет намерения жизни, а но воскресеньям еже недельные обзоры... С почтением М. Горький». «Будьте добры, почтенный Никита Григорьевич, помочь нам в деле распространения газеты в Уфе,—обращается к нему Алексей Максимович в другом евоем письме,—Надеем ся на вашу помощь...» Все письма Горького, хра нящиеся в архиве, написаны на бланках самарской газеты и хорошо сохранились. Интересна история самой семьи — обладательницы этого редкого архива. Вера Никитична и ее брат Григорий были актив ными участниками революцион ного движения. Она была орга низатором марксистского круж ка в Уфе. За революционную деятельность брат и сестра под вергались преследованиям, не сколько раз находились под арестом и в 1906 году вынуж- На далеком Таймыре Находна МАГАДАН. горнянов При проходке шахты на глубине 32 метров горняки прииска им. Фрунзе обнаружили интересный метал лический монолит. Вес монолита около 15 килограммов, он хоро шо притягивается магнитом. Химический состав, структу ра и форма монолита дают пра во предполагать, что он пред ставляет собой упавший когда- то здесь метеорит. Таймырскпй 1 !ацпоналыіый I округ Красноярского края по " составу коренного населения весьма разнообразен. Здесь живут саха (долганы), ненцы, наганасаны, эвенки, значитель ное число якутов. Все эти па роды за годы Советской власти значительно выросли в эконо мическом и культурном отно шении. На местах бывших стойбищ теперь благоустроен ные колхозные поселки со шко лами, больницами II другими культурными учреждениями. Пз коренного населения вы шли многочисленные нацио нальные кадры партийных, со ветских и хозяйственных работ ников. Промысел песца, олене водство, рыбный промысел ... таковы главные отрасли хо зяйства колхозов Таймыра. Сейчас народности Таймыра, как и весь советский народ, охвачены большим патриотиче ским подъемом. В честь выбо ров в Верховный Совет СССР они все шире развертывают сорев нования за новые успехи в хозяйственном и культурном строительстве. Б. О З Е Р О В . устроить в газете уфимский от- дены были эмигрировать в Же- дел, в коем хотелось бы еже-Іневу. Новый угольный бассейн Директивы XX съезда КПСС предусматривают освое ние нового Итатского месторождения бурого угля (Кемеровская область). Итатский уголь — хорошее топли во и отличное химическое сырье. Добыча его открытым способом обойдется в девять—десять раз дешевле донец кого и почти в шесть раз — кузнецкого. Сейчас здесь идет строительство поселков, промышленных и культурно- бытовых объектов. На снимке: геодезисты за планировкой строительной площадки. Фотохроника ТАСС. ИЗ Л Е Д О В О Г О П Л Е Н А В газете «Советская Роесия» рассказывается, что ледоколы Капитан Воронин», «Капитан Белоусов» н «Сибиряков» в исключительно сложной аркти ческой навигации минувшего года получили повреждения. Они с честью выполнили за дания по проводке судов, но вынуждены были остаться на зиму в море, невдалеке от пор та Тиксп. Здесь было решено провести ремонт кораблей и подготовку к новой арктиче ской навигации. '[то же произошло на ко раблях? Как они попали в ледовый плен? Вот что расска зывает в своем ппсьме в ре дакцию один из членов экипа жа ледокола «Сибиряков» Илья Арефьев. С того памятного дня, ког да «Сибиряков» покидал род ной Мурманск, было ясно, что арктическая навигация пред стояла очень еложная. Чтобы провести суда от мыеа Жела ния до Диксона, пришлось огибать Новую Землю. Эту за дачу «Сибиряков» выполнил успешно. Метр за метром в непрог лядном тумане пробивались ледоколы на восток, ведя за собой транспортные суда. За кончив проводку первого кара вана, они возвратились за дру гим. Обстановка изменялась так быстро, что иногда мину ты решалп успех целой опера ции. Льдами был зажат тепло ход «Волга». Необходимо бы ло вырвать его из плена. Про биваясь к теплоходу через ве ковые льды, «Сибиряков» по ломал первый кормовой винт. На помощь ему вызван был «Капитан Воронин», но и он потерпел такую же неудачу. Узнав об этом, на выручку по спешил мощный дизель-элек троход «Ангара» и вывел суда нз ледяного массива. Предстоял тяжелый обратный путь. Выстроившись в киль ватерную линию, три ледокола (к ним добавился «Капитан Белоусов ) взяли курс на за пад, но с острова Бегичева подул северный ветер и мас сив таймырских ледников вновь зажал суда. Остался один вы ход — дрейф. Запасы пресной воды были на иеходе. В конце октября перед ле доколами образовалась трещи на. Появилась надежда на вы ход. Срочно бил вызван само лет для наведения на куре. ноября с кораблей увидели порт Тнксн, но дальше пути не было. Предстоял «холодный отстой». И все же на судовых собраниях экипажи твердо ре шили отремонтировать суда и подготовить их к навигации этого года. во- jzjj ;р ‘ ігпар.1 г .!af“| .ПадвдП' Самолет легко ото рвался от поля аэро дрома п взял курс на острова Северной Зем ли. Он летит на боль шой высоте. Внизу — безбрежные просторы Северного ледовитого океана. Через несколь ко часов стальная пти ца приземляется на острове Среднем. Ко роткая остановка, за правка и—снова даль ний путь. Наконец, сквозь но чной мрак показались огни полярной станции Нагурская. В 1913— 1914 годах отважный полярный летчик Ян Нагурскпй впервые со вершил посадку на од ном из островов архи пелага Земли Франца Иосифа. С тех пор это место называется име нем летчика. Знаме нитый летчик, живу щий в Польше, постоян но поддерживает связь На архипелаге Земли Франца Иосифа этой комсомольской органи зации радиотехник Гребнев провел во все помещения станции ра диотрансляцию. В свободное время, когда позволяет погода, молодежь проводит свой отдых на воздухе. В погожие дни короткого полярного лета прово дятся игры в волейбол, футбол. На станции много любителей -фотографов. Они сделали немало интересных снимков белых медведей, кото рые очень часто подхо- помещения дят прямо к нимовке. везде белые Не скучают охотники- любители. Им тоже есть чем заняться. На кром ке льда часто показыва ются нерпы, иногда залетают утки, подхо дят моржн. с полярнпкамп станции. В Нагѵрекой живет и трудится большой коллектив молодых со ветских покорителе! суровой Арктики. Мно гие пз них — комсо мольцы, выпускники Ленинградского аркти ческого училища. В трудных условиях этот коллектив проделал большую и сложную работу во время летней навигации. Комсомоль цы хорошо подготови лись к зиме. Приятно войти в жилые и слу жебные станции: занавеси, чисто при брано, оборудование содержится в образцо вом порядке. Многое вделали свя зисты. По поручению Нелегкой была по лярная ночь в Нагур- ской. Частенько дул ветер с силой 35—40 метров в секунду. Но и во время полярной ночи жизнь на станции шла свопм чередом — радисты поддерживали бесперебойную и уве рсниую связь с Боль шой землей, сппоитпкп и техники обслуживали самолеты. Не замирает обще ственная жизнь в кол лективе. Шахматисты провели «сражения» но радио с московским театром им. Ермоловой. Прошел шахматно-ша шечный турнир на пер венство станции. По лярников Нагурской можно часто видеть ( книгами в руках, кото рые они берут в своей библиотеке, насчиты вающей бодее тысячи томов. О труде покорителей Аркти ки, об их отваге и мужестве рассказал нашему корреспон денту инженер Мурманского арктического пароходства Сте пан Николаевич Кузнецов, ко торый на месте возглавлял ре монт ледоколов. В истории освоения Север ного морского пути были слу чаи ремонта кораблей па пла ву, сказал Кузнецов. Но все подобные ремонты были зна чительно проще и проводились в порту, где есть необходи мые механизмы. Па этот раз нам предстояло вдали от пор та сменить на ледоколах два гребных вала и семь винтов. Мы тщательно продумали тех нологические процессы и сос тавили четкий график работ по каждому ледоколу. Особен но сложной оказалась замена гребных валов. Каждый из них веспт примерно восемь тонн п располагается ниже ватерли нии. Малейшая неточность мог ла привести к затоплению от секов. Очень удачное рацио нализаторское предложение внес бригадир водолазов Васи лий Сокур. Оно полностью исключало проникновение ды в корпус судна. Другая трудность была в установке, казалось бы, самой несложной детали — затяжной гайки гребных винтов. Эта гайка весит всего двести пять десят килограммов. Насажи вать ее нужно было под во дой. Здесь также помогла творческая мысль. Три дня водолазы безуспешно пытались установить первую гайку. А за это время ремонтный ме ханик ледокола «Капитан Во ронин» тов. Федоров сконструи ровал приспособление, которое, обеспечило проведение этой работы за несколько часов, Повреждения на ледоколах «Капитан Воронин: и «Капи тан Белоусов» были устране ны под водой. Такой возмож ности не было на ледоколе «Сибиряков». С погашенными топками судно крепко вмерз ло в многометровую толщу льда. Чтобы добраться до подводной части решено было «выморо зить» его и организовать ра боты в своеобразном ледовом кессоне. Люди начали осто рожно, по тридцать миллимет ров в сутки снимать лед с по верхности. За это время где-то внизу, в толще воды его при бавлялось ровно столько же. Нашим водолазам приходи лось работать в ледяной воде. Часто смерзались воздухопро водные шланги. Пока водола зу подавали инструмент или детали, у него коченели ноги п руки. Но мастера подводных глубин Сокур, 'Рюриков, Кон дратьев, Иеумонн п другие не выходили на поверхность пока сменное задание не было вы полнено. Экипажи ледоколов работа ли в пургу, которая длилась по шесть—девять дней. Герои чески трудились механики Ма лаховский и НІестаков, .мото рист Монахов, матрос Киселев. Прекрасно руководили работа ми капитаны кораблей и их старшие помощники Поташни ков, Хлебников, Вавилов, Ру даков. Несгибаемая воля советских полярников победила суровую природу Арктики. Все работы были завершены на пятнад цать дней раньше жесткого графика. С первых дней арк тической навигации ледоколы- зпмовщпки вновь поведут ка раваны судов по суровому Се верному морскому пути. „ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА** 3 стр.12 марта 1968 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz