Полярная кочегарка. 1957 г., октябрь.

ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ „Трудности пирамидских портовиков" Под таким заголовком в „Полярной кочегарке" № 3 3 была опубликована коррес­ понденция начальника тран ­ спорта и порта рудника П и ­ рамида Д. Брагинцева,. в которой рассказывалось, в частности, о недостатках в комплексе погрузочных ра­ бот. Недавно наш корреспон­ дент поинтересовался, ли к­ видирован ли* этот пробел. Вот что ему рассказали ра­ ботники порта: Несмотря на то, что груз­ чики прошли специальные курсы по управлению тр а н ­ спортерами угольного скла­ да и фактически обслужи­ вают весь комплекс работ по погрузке, — угольный склад по-прежнему отделен от порта. Такая размѳжо- ванность очень странно вы­ глядит со стороны: на не­ большом участке работают и руководят одним и тем ж е делом два начальника, два диспетчера, один з а ­ меститель начальника цеха и механик участка. А руководить-то факти­ чески некем, так как на погрузке трудятся всего лишь 7—8 рабочих. Да де ­ ло и не в этом. Была бы польза от этого „коллектив­ ного" руководства! К а к ни странно, началь­ ник ВШ Т , в подчинении к о ­ торого находится и уголь­ ный склад, имеет непонят­ ное тяготение к командо­ ванию и на судне, и дис­ петчером, и начальником порта. А в результате, воз­ никает нездоровая атмос­ фера. Так, при погрузке одного из пароходов, прибывшего недавно с материка, на­ чальник ВШ Т тов. Панты- кин дал команду остано­ вить погрузку, „ввиду не­ исправности на транспор­ терной ленте". Диспетчер тов. Шл ап а к потребовал тут ж е продолжения погруз­ ки. Обслуживающий пер­ сонал растерялся: кому ж е в конце концов подчинять­ ся? И, пока механик ВШ Т тов Легѳза требовал рас­ писку от диспетчера порта в том, что он берет на себя вину за все предпо­ лагаемые последствия, а диспетчер объяснял, что подобный документ он мо­ ж е т дать лишь зам. началь­ ника рудника тов. Главин- скому, судно простояло добрый час. При погрузке другого па­ рохода на него явился тов. Пантыкин, и, пользуясь от­ сутствием диспетчера, рас­ порядился грузить судно, д аж е показал, какой трюм в первую очередь з агружать и как. Через полчаса при­ шел диспетчер порта, о ста­ новил работу и сделал вы­ говор бригадиру. Он пере­ менил порядок погрузки. В результате судно потеряло около полутора часов. Таких примеров множе­ ство. Они р а здражаю т и удивляют работников пор­ та: к а к это руководители рудника могут мириться с подобного рода неоргани­ зованностью на погрузке пароходов? Ведь каждый час стояночного времени судов „обходится в копѳеч- ку“ для треста, да и для государства, в конечном счете. Странно, что и профбюро рудника, зная об этих неполадках, ничего не предпринимает для ус т­ ранения их. По - деловому проводить собрания молодежи На руднике Пирамида состоялось выездное заседа­ ние физкомитета острова. Был заслушан актуальный вопрос—о практике подготов­ ки и проведения участковых и цеховых собраний чле- ' нов физоргашшціш Пира­ миды. Почему молодежь под­ час неохотно посещает соб­ рания, не проявляет актив­ ности в прениях, почему собрания превращаются в формальное мероприятие ?— все это явилось предметом деловой критики выступав­ ших. Секретарь фпзоргани- зации Груманта тов. Муравь­ ев указал на то, что повест­ ка дня собраний часто не интересна, они не готовятся активом, а просто назнача­ ются секретарем. Серьезные недостатки в работе физорганизаций ЖКО и механического цеха вскры­ ла член физкомитета тов. Бер- лева. Отмечен положитель­ ный опыт в проведении со­ браний в физоргаштациях первого участка и рудо­ управления. Обсуждение на физкоми- тете практики подготовки и проведения собраний пред­ принято в осуществление критических замечаний, вы­ сказанных на отчетно - вы­ борном рудничном физсобра- нпп и фпзконференции. (Наш. корр.) Шахтера нужно уважать, товарищи! За последнее время неред­ ки случаи, когда шахтеры, возвращающиеся из ночной сме­ ны, не застают в столовой мас­ ла. То же самое, вот уже в который раз,«произошло и с нами. Вернулись мы из ноч­ ной, покушали, принялись за кофе, а масла, как и не бы­ ло. — Все, что брали на завт­ рак—кончилось, а то, что в кладовой—под замком,—ответи­ ли нам на раздаче, да еще и добавили:—А вообще в столо­ вую надо ходить вовремя. А что касается этого самого «вовремя», так добычники ни­ когда не -попадают первыми в столовую: пока выйдешь из ла­ вы, пока доберешься до комби­ ната, помоешься, переоденешь­ ся—раньше 10 часов никак не поспеть. «Вот вам и вовремя»! Честно говоря, обидно нам стало: кто же для кого на угольном руднике существует — шахтер для столовой или столовая для шахтера? Воз­ вратились к раздаче, потребо­ вали «Книгу жалоб и предло­ жений». Вышла шеф-повар тов. Нехлюдова, спросила: —Вам что, масла не хвати­ ло?—молча выслушала и молча ушла. Через минуту, смотрим, ка­ кая-то сердобольная официант­ ка несет на тарелке кусочек масла в спичечную коробочку величиной: —Возьмите,—говорит,—боль­ ше не нашла. Мы в фуфайках, уже одетые: что нам оставалось делать;' Переглянулись, да и ушли до­ мой. Нет, как хотите, товарищи работники общественного пита­ ния, а такого отношения к шахтерам в столовой не долж­ но быть. Шахтера нужно ува­ жать. В. ДОМАРЕВ , иавалобутчик участка № 2, В. АКУЛИНИЧЕВ , машинист электровоза. Баренцбург. т г З А Д А Ч А Составил С. ЕГОРОВ . Рис. С. АНДРЕЕВА . На наших рисунках воспроизведены части картин девяти известных художников. Как называются эти картины? Из каждого названия выпишите ту букву. ■порядковый номер которой стоит в кружке. Из этих букв составится название задачи. Вспомните авторов картин. Ш а х м a m ы Короткие партии Случается так, что ошибки, приводящие к быстрому раз­ грому, бывают не только в пар­ тиях начинающих, — встреча­ ются они и у опытных шахма­ тистов. Позиция, изображен­ ная на диаграмме, получилась в партии мастеров Ж и б о и Лазар из чемпионата Парижа 1924 года, после 4-го хода бе­ лых (1. (І4 Kf6 2. К(І2 об 3. ііо Kg4 4. ІіЗ?'), который оказался ошибкой. Ответный ход чер­ ных заставил белых сложить оружие, т а к ка к после него они оказались перед выбором: отдать ферзя или получить мат. Таким образом в Этой партии было сделано всего четыре хо­ да. Найдите заключительный ход черных. а b с d е f »' Іі 8 жтш+т і 8 7 тттт^ 7 6 шШ^Ш■ 1 6 5 ш 5 4 ад 4 *> О 3 2 fit ifotr- а :> о 1 isH 21 1 а b е d е f Решение задачи №3 (Газета за 28 сентября) 1 . AfT — і'4! Крсо : f4 2. Фаб — (ІбХ: 1. ... К ре5 — СІ4 К 1)4 — t'3X; 1. ... е4—еЗ 2. К1і4 — gOX; 1. ... (15 — (14 2. ЛГ4—f5X. Почему мы так говорим: З А Р У Б И Н А Н О С У В русских деревнях, где ча­ сто поголовно все были негра­ мотны. прежде употребляли палки— «бирки». На бирках староста и приказчики поме­ щиков отмечали для памяти но­ жом количество сданного хле­ ба, вспаханной земли, выпол­ ненной работы и т. п. Потом бирка раскалывалась на две части так. что зарубки были на обеих. Одна оставалась у исполнителя работ, другая у работодателя. Расчет произво­ дился по этим «квитанциям» — зарубкам на бирках. Заруби на носу», означающее «крепко запомни», идет от времени би­ рок. А «па носу»--значит, что­ бы зарубка была всегда перед глазами. Запомни * Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи. ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ * Следует постоянно освежать в памяти молодых людей правило: ничего лишнего! дабы везде можно было охранить себя от пресыщения и отвращения. Я. КОМ ЕН С КИ Й . ПОГОВОРИМ ОБ ИСКУССТВЕ Музыкасоциалистической эпохи ) Шли тридцатые годы. Совет­ ская страна мужала и крепла. Каждый день приносил новую победу на трудовом фронте. Событий было так много, что за ними мог поспеть только самый популярный музыкаль­ ный жанр — массовая песня. Вот почему в 30-е годы мас­ совая песня достигает невидан­ ного расцвета и подъема. Пи­ шут ряд замечательных песен композиторы старшего поколе­ ния: Ал. Алексанров(«По доли­ нам п по взгорьям»), В. Заха­ ров, Дм. и Дан. Покрасс ( Если завтра война»), Л. Книппер («Полюшко») и другие. Звуковое кино выдвигает ряд мастеров песни: И. Дунаевский («Марш веселых ребят», «Пес­ ня о Каховке»). М. Блантер, А. Новиков. Т. Хренников, *) Начало в газетах №№ 69,71 и 75. В. Соловьев-Седой и другие. В годы Великой Отечествен­ ной войны советские композито­ ры с особым воодушевлением работали над созданием новых массовых несен, проникнутых любовью к Родине, священной ненавистью к врагу. Образцом может служить превосходная патриотическая песня А. Алек­ сандрова «Священная война». Появляются призывные боевые песни («Песня смелых» В. Бе­ лого), задушевные лирические песни («Вечер на рейде» Со- ловьева-Седого, «В прифронто­ вом лесу» М. Блантера), бод­ рые, веселые частушечного склада песни ( «Вася Василек» А. Новикова) и другие. Но перед ■композиторами встала задача создания совет­ ской оперы, развивающей луч­ шие традиции великих масте­ ров классики и выражающей передовые идеи современности. Творческое решение этой проблемы встречает определен­ ные трудности, хотя советский оперный репертуар насчитыва­ ет уже целый ряд интересных произведений, достойных особо­ го внимания. К ним можно причислить оперы: «Поднятая целина» И. Дзержинского (1937) по одноименному роману М. Шолохова, «Кола Брюньон» Д. Кабалевского по одноимен­ ной повести Ромен Роллаііа, «В бурю» (1939) Т. Хреннико­ ва, «Война и мир» С. Прокофь­ ева (1942—1946) по роману Л. Толстого, «Декабристы» (1955) Шапорина и другие. В 30-е годы появляются театры в тех республиках, в которых до революции не было своей национальной оперы и симфонической музыки. В Казахстане ставятся оперы: «Кыз Жнбек» (1934). «Аман- гельды» (1945) Е. Брусилов­ ского, в Узбекистане — «Гюль- сара» (1937) Р. Глпера, в Белоруссии— Алеся (1945) Е. Тпкоцкого, на Украине - «Щорс» (1938) Б. Лятошинско- го, «Молодая гвардия» (1940) К). Мейтуса. Широк охват жанров, пред­ ставленных в творчестве, совет­ ских композиторов. Среди них —многочисленные жанры: сим­ фония. сюита, соната, концерт, квартет, трио и другие - камер­ ные ансамбли, произведения для народпых инструментов. Но достижения советской музыки на путях создания социалистического искусства не вытеснили, однако, формалисти­ ческих и натуралистических тенденций в творчестве некото­ рых композиторов. Уродливое отображение жизни, звуковой сумбур наиболее остро прояви­ лись в опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уез­ да-. Произведением, наглядно выявившим пороки формалисти­ ческого направления, явилась опера ■■■■Великая дружба В. .Му­ радели. Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 194S года «Об онере «Великая дружба» Іі. Му­ радели.; осудило формалисти­ ческое направление в советской музыке, вскрыло сущность лже- новатореких извращений от­ дельных композиторов и под­ черкнуло первостепенное зна­ чение напевной, выразительной и запоминающейся мелодии. Многие композиторы пра­ вильно восприняли критику ЦК, сделали важные для себя вы­ воды. Об этом свидетельствует ряд замечательных произведе­ нии. созданных в последние годы композиторами, ранее, стоявшими па позициях фор­ мализма: Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном. В. Шебали­ ным. Іі. .Мурадели и другими. С. Х А Р Ч Е Н К О . (Продолжение следует). „ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА" 3 стр. 1 9 октября 1957.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz