Полярная кочегарка. 1957 г., октябрь.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА :<Г:Ѵ Ч'-. f t k Анатолий К А РП ЕН КО , полярник Груманта. Вечер в общежитии Отошел к исходу день погожий, Заша гал к шахтерам в гости вечер. Золотом едали закат помечен И на завтрашний восход похожий. В смену угля больше нормы взято, Что скрывать, и трудновато малость, Но шахтерам не р о д н я усталость: Дай , „ Веселую “ ребятам! А д в ух р я д ка с гармонистом - другом В час досуга не живет в ра злуке , Переливами излила звуки — ГорнякОв собрала тесным кругом. Шутят: „Гриша, пожалей подборы1“ На кругу юлой крепильщик пляшет, (Мол, вот так умеют хлопцы наши); Эх, веселый же народ шахтеры! Вечер переполнен смехом, речью, Слышно — песнь душевная тіоется И от сердца льется, так и рвется В дали, утренней заре навстречу. П ро для н ДЕТЯМ б е л ы а ш и х Я хочу вам в этой книжке Рассказать о белом ыишке, Потому что кишка белый Очень сильный, очень смелый. Любит он в мороз трескучий Кувыркаться в снежной куче, А купаться каждый день Мишке белому не лень. Вот поэтому он чистый, Аккуратный и пушистый. * * * Надо всем и вам, детишки, В этом брать пример у мишки: Рано встать, пойти умыться, Поиграть, повеселиться. Не забыть и про урок, Приготовить его в срок, Чтобы быть всегда примером И отличным пионером. Белый мишка Ребятишки любят мишку, Мишку белого как снег. Про него читают книжку, Поднимая звонкий смех. Белый мишка на картинке Нарисован как живой! О н с игрушками в корзинке Возвращается домой. Дед-Мороз шагает рядом, Освещ ает путь л у н а ; Елка убрана нарядом Блещет краше серебра. * ** Медвежата у берлоги Ждут подарков целый день, Хоть у них зам ерзли ноги, Но зайти в берлогу лень. В полярных льдах Белый мишка шел по льдам, По неведомым следам. З д е с ь уж кто-то побывал, Л ед полярный поломал. Л едяные перемычки Все поломаны, как спички. Мишка думает, гадает, Кто полярный лед ломает? Кто пробрался в эти льды И оставил в них следы? То не морж и не тюлень, И не северный олень. Л ед ломал в краю тюленей Ледокол могучий „Ленин11. 1 х м и ш е к д е т и ш ѳ к Л едоколы у нас есть, Их следов в морях не счесть! Он и ходят ср еди льдов С караванами судов. Белый Северном мишка на полюсе Мншка к Полюсу подходит, О н палатки там находит. Ветер, снег над ними веет, Красный флаг над льдами - реет, А в палатках не свеча — Светит „лампа Ил ь и ч а 1*! Там над льдами, как синица, В небе вьется чудо-птица, Н а д торосами кружит И как шмель она жужжит. Вдруг заметила палатку, Полетела в а посадку. О казалось, что на лед С ел советский самолет. Белый мншка удивился, З а сугробом притаился. С тал он строить тут догадки» Ч ь и на Полюсе палатки? Кто в честь ленинских заветов З д е с ь поставил флаг С оветов? * * Мишке трудно догадаться, Кто на Полюс мог добраться. Помогите же, детишки, Р азгад ать загадку мишке. Мишки физкультурники Мишки вышли из берлоги Поразмять немного ноги. Захотелось им играть, По морозу погулять. Но сначала на площадке Приступили к физзарядке. Погонявшись друг за другом, Мишки встали ровным кругом . Стали низко приседать, Л апы кверху поднимать. Поиграли в „кошки мышки" И сплясали танец „Мишки“. А затем все разбрелиоь, Разным спортом занялись. Не забыли искупаться И по снегу поваляться. После ванны ледяной Все отправились домой. * *♦ а Чтоб простуды не бояться. Надо спортом заниматься. Жарким летом и зимой З а к ал я т ь себя водой! « Дорогой читатѳльі Приближается близкая сердцу каждо го советского человека д а т а - сорокалетие нашего социалистического государства. Люди новых поколений, при­ шедшие в жизнь в годы могучего расцвета нашей Родины, не знают того проклятого прошлого, которое навечно оставил за собою Октябрь 1917 года. Людям старшего поколения с высоты достижений сорокалетия Советской власти особенно ясно видно: да, и Русь теперь не та, и русский человек не тот. 4 0 лет. К а к это мало для истории, но как много сделано за это время под руковод­ ством Коммунистической партии — партии революционѳров-преобразователѳй. И чтобы наша молодежь лучше поняла и оценила драгоценные завоевания Октября, ей необ­ ходимо знать прошлое нашей Родины. Об этом прошлом немало рассказано в литературе, в воспоминаниях. Хочется и мне поделиться тем, что я слышала от сво­ их родных и близких, что знаю. НА Е Л К Е У Г О Р Ь К О Г О Эту знакомую мне лично историю я передаю бея малей­ шего вымысла. На окраине Ниаснего - Новго­ рода, в глубоком подвале дере­ вянного старенького домика ютилась семья Федяевых, во многом схожая с героями про­ изведений Горького. Глава семьи, здоровенный детина цыганского типа, чело­ век некогда славившийся не­ заурядным богатством, выделы­ вал душистые и всегда горячие крендели с маком и тмином, но, промотав всю свою славу с девкой из гулящего дома, теперь проживал по глухим закоулкам с семьей из четырех ребятишек и труженицы-жены. Пить отец не переставал и начал буянить от того, что из рук все уходило, а на путь встать было невозможно, ведь бедности только бы за кого зацепиться—найдет себе рабо­ ту. В этой бедности гибло тогда много людей. Только дела до этого никому не было. Находи­ лись изредка богачи, строили церкви, главным образом, а случалось — и школы для бед­ ных. Вот в одну из таких щкол и ходила старшая дочь Федяева Таня. Училась она лучше всех. Помнится, был такой случай с диктантом. В присутствии инспекторов и благодетеля - богача моло­ денькая учительница, волнуясь, сказала ребятам: —Ну, дети, готовы!' Пишите: «Слепой и молоко». Эту фразу она произнесла скороговоркой, а когда стала проверять написанное, то ока­ залось, что все написали «Слепое молоко», и только Таня написала правильно. Богач долго хохотал [учи­ тельница была ни жива, ни мертва). Потом он попросил, чтобы Таню привели в его дом: он устроит девочку за свой счет в гимназию. —Такое удовольствие я по­ лучил, что оно стоит похлопо­ тать об этом. Ха-ха-ха!—долго рпсовался он перед хорошень­ кой смущенной учительницей. Всерьез ли хотел богач по­ мочь Тане, не знаю. Но на просьбы учительницы, жены и дочери отец мотал головой, (Из воспоминаний) • скрежетал зубами, бил кула­ ком по столу и рявкал: —Не бывать нищенке уче­ ной! Для чего ей ученость, чтобы у Иконникова клянчить полено, дров? «Дяденька, дай полешко—замерзают детишки!» Это можно IIбез арифметики... Сколько слез пролила бедная Таня на холодной печке, толь­ ко ночка да печка свидетели. А тут—новое огорчение. Однажды — это были иод рождество—пришла барышня с книжечкой и спросила у ма­ тери. не желает ли она пос­ лать ребенка на елку. Пока женщины говорили, в кухню вошел молодой, высокий муж­ чина и девушка сказала: —Елку устраивает вот этот писатель, его зовут Максим Горький. Он очень любит де­ тей, а деньги на елку мы име­ ем от сбора. — Да, у меня их четверо, кого же иослать-то ? — Школьница в школе елку увидит, а ту, которая за школь­ ницей, ту и пошлите. Так и сделали. Написали Лену. В* назначенный день, рано утром, Лена собрала со всех детишек одеженку и исчезла. Мать искала, волновалась, на­ конец махнула на все рукой и уехала на базар. Уехала — это значило: собрала на санки товар, каким она торговать стала, и повезла его на рынок. А Ленка к вечеру тихонько пробралась домой, укутала в тряпье трехлетнюю сестренку, посадила на санки, взятые у соседнего мальчика, и отпра­ вилась в гости. Таня с годовалым Сережкой горько плакала на печке о преждевременно разрушенной мечте стать учительницей как ее любимая Мария Платоновна. Вернулась мать (пришел и отеп, уже пьяненький), спра­ вилась о хозяйстве у Тани и побежала искать пропавших девчонок. В округе все знали, что Ленка—добытчица и недомосед- ка, что она ежедневно усколь­ зает с утра из дому и возвра­ щается поздно вечером с ре­ вом. так как знает, что ждет Кто написал эти стихи Леонид Иванович Леонов— работник Ленинградского Арктического научно-иссле­ довательского института. Многие годы своей жизни он посвятил исследованиям отдаленных уголков нашей Родины. В путешествиях но Дальнему Востоку, Чукотке, но островам Центральной и Западной Арктики Леонид Иванович провел около 20 лет. За это время он собрал богатые научные материалы, накопил интересные наблю­ дения над природой малоис­ следованного в тот период Севера. Часть из этих ма­ териалов легла в основу на­ писанной и изданной им кни­ ги «Записки натуралиста». Л. И. Леонов пришел в науку в первые годы Совет­ ской власти, когда великий Ленин собирал и мобилизо­ вывал научные силы страны для предстоящей гигантской работы, когда зарождались первые научно - исследова­ тельские учреждения моло­ дого социалистического го­ сударства. В суровых условиях Арк­ тики, преодолевая многочис­ ленные трудности и невзго­ ды, молодой энтузиаст науки прошел пешком тысячи кило­ метров среди вечных льдов и снегов. Обладая могучим здоровьем и железной физи­ ческой закалкой, он не раз выходил победителем там. где, казалось, трагическая развязка неизбежна, не раз приходил на помощь това­ рищам, выручал их из беды. Будучи человеком безза­ ветно преданным делу науки, Леонид Иванович охотно делился с коллегами по ра­ боте собственным опытом и знаниями. В короткие часы досуга , от­ дыхая, он занимался поэзи­ ей. Особенно любил Леонид Иванович писать для детей. Публикуемые сегодня стихи взяты из рукописи, подготов­ ленной автором -Детской книжки про белых мишек». Рукопись книжки бережно сохранили и передают в ре­ дакцию 'Полярной кочегар­ ки» товарищи Леонида Ива­ новича —■ сотрудники Ва­ ренцбургекon обсерваторнп норка неминуемая. Но сегод­ ня все удивились: почему ее ищут? Как же. встречали Ле­ ну на улице, небось до сих пор там, она еще п Саньку с собой прихватила! — говорили соседи. Мать все поняла и пошла прямо но адресу, туда, где устраивали елку. Действитель­ но, войдя в вестибюль, или, вернее, в большую прихожую школы, она увидела, что роди­ тели с ребятами уже расходи­ лись, а и углу, с огромным пакетом, полным подарками, сидела сияющая Ленка. На лесенке стоял тот самый мужчина, который приходил к ним. На руках у него была Санька с плакатом во всю грудь «Санька-безбилетная». Смущенная мать подошла к мужчине, оправдываясь и ру­ гая пропавшую Ленку. Горь­ кий смеялся, защищал наход­ чивую Ленку и велел дать два пакета «Саньке-безбилет- ноп». Дома, ожидавшие с тревогой пропавших, сразу забыли про все невзгоды, когда явилась гулена. Рассмотрели подарки. В пакетах-то было но отрезу сптца—синего в белую звездоч­ ку, кремового в красный горо­ шек и бордового в белую и зеленую полосочку. А орехов, конфет, пряников и шокола- док-то сколько, видимо-невиди­ мо!.. Вот такой был случай в жизни. На Федяева можно посмо­ треть в домике-музее в городе Горьком. На переднем плане фотоснимка он сидит, уже сре­ ди крючников, с седой пряд­ кой на лбу, в рванье и опор­ ках-лаптях. Эта прядка появи­ лась, когда он ударил под жи­ вот жену, она охнула и через неделю померла.' Девченки разбрелись, как мышата, кто куда. Сережку он увел с со­ бой в «Мильенку», где имела приют голытьба нижегородская да пропойцы. Вором Федяев не стал: он был честен до мелочи и рабо­ тал на Волге крючником, ло­ дочником н всем, кем попало. Т. П О К РО В С К А Я . Арктического научно-иссле­ довательского института. Пусть стихи для ’ самых юных полярников будут им подарком к 40-летию Ведв- кого Октября. И мы, пред­ ставители старшего поколе­ ния, преподносим мтот по­ дарок от всей души, в на­ мять исполняющегося в ны­ нешнем году пятилетия со дня смерти Леонида Ивано­ вича Леонова. О. ВЛАДИМИРОВ , директор АНИО . „ П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А " 3 стр. 30 вктября 1967 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz