Полярная кочегарка. 1957 г., октябрь.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА :<Г:Ѵ Ч'-. f t k Анатолий К А РП ЕН КО , полярник Груманта. Вечер в общежитии Отошел к исходу день погожий, Заша гал к шахтерам в гости вечер. Золотом едали закат помечен И на завтрашний восход похожий. В смену угля больше нормы взято, Что скрывать, и трудновато малость, Но шахтерам не р о д н я усталость: Дай , „ Веселую “ ребятам! А д в ух р я д ка с гармонистом - другом В час досуга не живет в ра злуке , Переливами излила звуки — ГорнякОв собрала тесным кругом. Шутят: „Гриша, пожалей подборы1“ На кругу юлой крепильщик пляшет, (Мол, вот так умеют хлопцы наши); Эх, веселый же народ шахтеры! Вечер переполнен смехом, речью, Слышно — песнь душевная тіоется И от сердца льется, так и рвется В дали, утренней заре навстречу. П ро для н ДЕТЯМ б е л ы а ш и х Я хочу вам в этой книжке Рассказать о белом ыишке, Потому что кишка белый Очень сильный, очень смелый. Любит он в мороз трескучий Кувыркаться в снежной куче, А купаться каждый день Мишке белому не лень. Вот поэтому он чистый, Аккуратный и пушистый. * * * Надо всем и вам, детишки, В этом брать пример у мишки: Рано встать, пойти умыться, Поиграть, повеселиться. Не забыть и про урок, Приготовить его в срок, Чтобы быть всегда примером И отличным пионером. Белый мишка Ребятишки любят мишку, Мишку белого как снег. Про него читают книжку, Поднимая звонкий смех. Белый мишка на картинке Нарисован как живой! О н с игрушками в корзинке Возвращается домой. Дед-Мороз шагает рядом, Освещ ает путь л у н а ; Елка убрана нарядом Блещет краше серебра. * ** Медвежата у берлоги Ждут подарков целый день, Хоть у них зам ерзли ноги, Но зайти в берлогу лень. В полярных льдах Белый мишка шел по льдам, По неведомым следам. З д е с ь уж кто-то побывал, Л ед полярный поломал. Л едяные перемычки Все поломаны, как спички. Мишка думает, гадает, Кто полярный лед ломает? Кто пробрался в эти льды И оставил в них следы? То не морж и не тюлень, И не северный олень. Л ед ломал в краю тюленей Ледокол могучий „Ленин11. 1 х м и ш е к д е т и ш ѳ к Л едоколы у нас есть, Их следов в морях не счесть! Он и ходят ср еди льдов С караванами судов. Белый Северном мишка на полюсе Мншка к Полюсу подходит, О н палатки там находит. Ветер, снег над ними веет, Красный флаг над льдами - реет, А в палатках не свеча — Светит „лампа Ил ь и ч а 1*! Там над льдами, как синица, В небе вьется чудо-птица, Н а д торосами кружит И как шмель она жужжит. Вдруг заметила палатку, Полетела в а посадку. О казалось, что на лед С ел советский самолет. Белый мншка удивился, З а сугробом притаился. С тал он строить тут догадки» Ч ь и на Полюсе палатки? Кто в честь ленинских заветов З д е с ь поставил флаг С оветов? * * Мишке трудно догадаться, Кто на Полюс мог добраться. Помогите же, детишки, Р азгад ать загадку мишке. Мишки физкультурники Мишки вышли из берлоги Поразмять немного ноги. Захотелось им играть, По морозу погулять. Но сначала на площадке Приступили к физзарядке. Погонявшись друг за другом, Мишки встали ровным кругом . Стали низко приседать, Л апы кверху поднимать. Поиграли в „кошки мышки" И сплясали танец „Мишки“. А затем все разбрелиоь, Разным спортом занялись. Не забыли искупаться И по снегу поваляться. После ванны ледяной Все отправились домой. * *♦ а Чтоб простуды не бояться. Надо спортом заниматься. Жарким летом и зимой З а к ал я т ь себя водой! « Дорогой читатѳльі Приближается близкая сердцу каждо го советского человека д а т а - сорокалетие нашего социалистического государства. Люди новых поколений, при шедшие в жизнь в годы могучего расцвета нашей Родины, не знают того проклятого прошлого, которое навечно оставил за собою Октябрь 1917 года. Людям старшего поколения с высоты достижений сорокалетия Советской власти особенно ясно видно: да, и Русь теперь не та, и русский человек не тот. 4 0 лет. К а к это мало для истории, но как много сделано за это время под руковод ством Коммунистической партии — партии революционѳров-преобразователѳй. И чтобы наша молодежь лучше поняла и оценила драгоценные завоевания Октября, ей необ ходимо знать прошлое нашей Родины. Об этом прошлом немало рассказано в литературе, в воспоминаниях. Хочется и мне поделиться тем, что я слышала от сво их родных и близких, что знаю. НА Е Л К Е У Г О Р Ь К О Г О Эту знакомую мне лично историю я передаю бея малей шего вымысла. На окраине Ниаснего - Новго рода, в глубоком подвале дере вянного старенького домика ютилась семья Федяевых, во многом схожая с героями про изведений Горького. Глава семьи, здоровенный детина цыганского типа, чело век некогда славившийся не заурядным богатством, выделы вал душистые и всегда горячие крендели с маком и тмином, но, промотав всю свою славу с девкой из гулящего дома, теперь проживал по глухим закоулкам с семьей из четырех ребятишек и труженицы-жены. Пить отец не переставал и начал буянить от того, что из рук все уходило, а на путь встать было невозможно, ведь бедности только бы за кого зацепиться—найдет себе рабо ту. В этой бедности гибло тогда много людей. Только дела до этого никому не было. Находи лись изредка богачи, строили церкви, главным образом, а случалось — и школы для бед ных. Вот в одну из таких щкол и ходила старшая дочь Федяева Таня. Училась она лучше всех. Помнится, был такой случай с диктантом. В присутствии инспекторов и благодетеля - богача моло денькая учительница, волнуясь, сказала ребятам: —Ну, дети, готовы!' Пишите: «Слепой и молоко». Эту фразу она произнесла скороговоркой, а когда стала проверять написанное, то ока залось, что все написали «Слепое молоко», и только Таня написала правильно. Богач долго хохотал [учи тельница была ни жива, ни мертва). Потом он попросил, чтобы Таню привели в его дом: он устроит девочку за свой счет в гимназию. —Такое удовольствие я по лучил, что оно стоит похлопо тать об этом. Ха-ха-ха!—долго рпсовался он перед хорошень кой смущенной учительницей. Всерьез ли хотел богач по мочь Тане, не знаю. Но на просьбы учительницы, жены и дочери отец мотал головой, (Из воспоминаний) • скрежетал зубами, бил кула ком по столу и рявкал: —Не бывать нищенке уче ной! Для чего ей ученость, чтобы у Иконникова клянчить полено, дров? «Дяденька, дай полешко—замерзают детишки!» Это можно IIбез арифметики... Сколько слез пролила бедная Таня на холодной печке, толь ко ночка да печка свидетели. А тут—новое огорчение. Однажды — это были иод рождество—пришла барышня с книжечкой и спросила у ма тери. не желает ли она пос лать ребенка на елку. Пока женщины говорили, в кухню вошел молодой, высокий муж чина и девушка сказала: —Елку устраивает вот этот писатель, его зовут Максим Горький. Он очень любит де тей, а деньги на елку мы име ем от сбора. — Да, у меня их четверо, кого же иослать-то ? — Школьница в школе елку увидит, а ту, которая за школь ницей, ту и пошлите. Так и сделали. Написали Лену. В* назначенный день, рано утром, Лена собрала со всех детишек одеженку и исчезла. Мать искала, волновалась, на конец махнула на все рукой и уехала на базар. Уехала — это значило: собрала на санки товар, каким она торговать стала, и повезла его на рынок. А Ленка к вечеру тихонько пробралась домой, укутала в тряпье трехлетнюю сестренку, посадила на санки, взятые у соседнего мальчика, и отпра вилась в гости. Таня с годовалым Сережкой горько плакала на печке о преждевременно разрушенной мечте стать учительницей как ее любимая Мария Платоновна. Вернулась мать (пришел и отеп, уже пьяненький), спра вилась о хозяйстве у Тани и побежала искать пропавших девчонок. В округе все знали, что Ленка—добытчица и недомосед- ка, что она ежедневно усколь зает с утра из дому и возвра щается поздно вечером с ре вом. так как знает, что ждет Кто написал эти стихи Леонид Иванович Леонов— работник Ленинградского Арктического научно-иссле довательского института. Многие годы своей жизни он посвятил исследованиям отдаленных уголков нашей Родины. В путешествиях но Дальнему Востоку, Чукотке, но островам Центральной и Западной Арктики Леонид Иванович провел около 20 лет. За это время он собрал богатые научные материалы, накопил интересные наблю дения над природой малоис следованного в тот период Севера. Часть из этих ма териалов легла в основу на писанной и изданной им кни ги «Записки натуралиста». Л. И. Леонов пришел в науку в первые годы Совет ской власти, когда великий Ленин собирал и мобилизо вывал научные силы страны для предстоящей гигантской работы, когда зарождались первые научно - исследова тельские учреждения моло дого социалистического го сударства. В суровых условиях Арк тики, преодолевая многочис ленные трудности и невзго ды, молодой энтузиаст науки прошел пешком тысячи кило метров среди вечных льдов и снегов. Обладая могучим здоровьем и железной физи ческой закалкой, он не раз выходил победителем там. где, казалось, трагическая развязка неизбежна, не раз приходил на помощь това рищам, выручал их из беды. Будучи человеком безза ветно преданным делу науки, Леонид Иванович охотно делился с коллегами по ра боте собственным опытом и знаниями. В короткие часы досуга , от дыхая, он занимался поэзи ей. Особенно любил Леонид Иванович писать для детей. Публикуемые сегодня стихи взяты из рукописи, подготов ленной автором -Детской книжки про белых мишек». Рукопись книжки бережно сохранили и передают в ре дакцию 'Полярной кочегар ки» товарищи Леонида Ива новича —■ сотрудники Ва ренцбургекon обсерваторнп норка неминуемая. Но сегод ня все удивились: почему ее ищут? Как же. встречали Ле ну на улице, небось до сих пор там, она еще п Саньку с собой прихватила! — говорили соседи. Мать все поняла и пошла прямо но адресу, туда, где устраивали елку. Действитель но, войдя в вестибюль, или, вернее, в большую прихожую школы, она увидела, что роди тели с ребятами уже расходи лись, а и углу, с огромным пакетом, полным подарками, сидела сияющая Ленка. На лесенке стоял тот самый мужчина, который приходил к ним. На руках у него была Санька с плакатом во всю грудь «Санька-безбилетная». Смущенная мать подошла к мужчине, оправдываясь и ру гая пропавшую Ленку. Горь кий смеялся, защищал наход чивую Ленку и велел дать два пакета «Саньке-безбилет- ноп». Дома, ожидавшие с тревогой пропавших, сразу забыли про все невзгоды, когда явилась гулена. Рассмотрели подарки. В пакетах-то было но отрезу сптца—синего в белую звездоч ку, кремового в красный горо шек и бордового в белую и зеленую полосочку. А орехов, конфет, пряников и шокола- док-то сколько, видимо-невиди мо!.. Вот такой был случай в жизни. На Федяева можно посмо треть в домике-музее в городе Горьком. На переднем плане фотоснимка он сидит, уже сре ди крючников, с седой пряд кой на лбу, в рванье и опор ках-лаптях. Эта прядка появи лась, когда он ударил под жи вот жену, она охнула и через неделю померла.' Девченки разбрелись, как мышата, кто куда. Сережку он увел с со бой в «Мильенку», где имела приют голытьба нижегородская да пропойцы. Вором Федяев не стал: он был честен до мелочи и рабо тал на Волге крючником, ло дочником н всем, кем попало. Т. П О К РО В С К А Я . Арктического научно-иссле довательского института. Пусть стихи для ’ самых юных полярников будут им подарком к 40-летию Ведв- кого Октября. И мы, пред ставители старшего поколе ния, преподносим мтот по дарок от всей души, в на мять исполняющегося в ны нешнем году пятилетия со дня смерти Леонида Ивано вича Леонова. О. ВЛАДИМИРОВ , директор АНИО . „ П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А " 3 стр. 30 вктября 1967 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz