Полярная кочегарка. 1957 г., ноябрь.
; Ж р ' <■■ Л:■ :й щ Штурм ледяной преграды Диаель-элвнтроход ,,0 б ь " "Обь» подошла к береговому ледяному припаю на подступах к южнополярной обсерватории Мирный. До нашего прихода группа полярников Мирного подошла на вездеходе «Газ-47» к кромке припая и установила там на высоком бамбуковом шесте флаг нашей Родины. В этом месте «Обь» начнет раз грузку. За пятьдесят дней пути от Калининграда до берега «Прав ды» судно прошло 12.(НЮ миль, расстояние, превышаю щее ноловпну окружности зем ного шара по экватору. Рано утром 18 ноября на ледяное поле вблизи «Оби один за другим сели самолеты ЛІІ-2». На корабле подняты флаги расцвечивания. На передней стопке надстройки протянут одиннадцати метровый алый транспарант со словами: «От важным полярникам Мирного привет от Родины!» Незабываемые радостные ми нуты встречи. Нагоревшие, об ветренные полярники Мирного, прибывшие на самолетах, по падают и дружеские объятия моряков, ученых, летчиков, водителей, строителей. Несколь ко часов назад некоторые из прилетевших, в том числе, на чальник континентальной эк спедиции Трепшиков, доктор географических наук гляцио лог профессор Шумский, были на научных станциях в глу бине Антарктиды, . за многие сотни миль от побережья. Полярники Мирного получи ли более тысячи писем от род у берегов Антарнтиды пых и близких, друзей. Новые кинофильмы, свежие газеты, журналы. А главное, мы доста вили в Антарктику мощную транспортную технику — тяга чи, тракторы, самолеты и дру гое. оборудование и снаряже ние, необходимое для создания в районе Полюса относительной недоступности станции Совет ская. Тридцатикиломстровая полоса крепкого льда толщиной до двух метров отделяет корабль от Мирного. Выгрузку транспорт ной техники решено начать, когда. «Обь» пройдет третью трещину. Уже выбрана трасса для движения наземного тран спорта но льду до Мирного, и к ней прошли первые вездехо ды, трактор. Сейчас корабль продолжает форсировать мощный ледяной припай. . обі," содрогается от ударов и лед. Снежный покров на льду, достигающий шести десяти сантиметров, делает лед очень вязким. Когда корабль застревает, приходится перека чивать воду в балластных ци стернах; чтобы создать необхо димый креп для освобождения судна из ледового плена. За трое суток «Обь» прошла в припае около трех километ ров, с каждым часом сокра щается расстояние между суд ном и флагом, около которого стоят вездеходы, трактор. У Южного полярного круга светло круглые сутки. Вступил в.свои права полярный день. В. ТКАЧЕВ , первый помощник капитана. Второй раз отправился в Антарктику судовой врач Н. А. Лукацкпй. Воспитанник Киевского медицинского института, он начал работать в Ар ктике в 1938 году. В качестве врача он зимо вал на, Чукотке, трижды участвовал в сквозных плаваниях по Великому северному морскому пути. В очень многих странах побывал он за четверть века работы на водном транспорте. Ему приве лось участвовать в таком интереснейшем плавании, каким был перегон земле черпалок пз Голландии на Дальний Восток: суда прошли Панамским кана лом и по пути посетили Гавайские острова. В прошлом году, буду чи судовым врачом на «Лене», Н. А. Лукацкпй должен был срочно опе рировать одного участни ка экспедиции. В слож ных условиях удушаю щей тропической жары Н. А. Лукацкпй успеш но провел операцию, и через восемь суток боль ной выписался пз судо вого госпиталя — сейчас оп зимует в Мирном. На снимке: Н. А. Лу кацкпй разбирает лекар ства на дизель-электро ходе «Лена».,, Фотохроника ТАСС . Заявление иностранных ДЕЛИ. По сообщению агент ства Пресс-траст оф Индпа, за меститель министра иностран ных дел Лакошп Менон заяви ла в народной палате парла мента Индии, что индийское правительство получило ин формацию о строительстве во енных баз на оккупированной министра дел Индии Пакистаном части Кашмира. Военные базы строятся в рай оне Гплгита п Читрала, Поми мо этого, сказала она, возрос ла численность пакистанских войск в различных районах оккупированной части Каш мира. Выпуск металлических монет в Китае ПЕКИН. Как сообщает агент ство Спньхуа, государственный совет КНР опубликовал поста новление о выпуске металли ческих монет. . Согласно постановлению, '1 декабря этого года будут вы пущены металлические монеты, достоинством в 1, 2 и 5 фэней. Металлические монеты будут пметь равное хождение с бу мажными денежными знаками того же достоинства. Избиение школьников НЫО-ЙОРК. Расистские бес чинства в Литл-Роке продол жаются. На днях два. из девя ти негритянских школьников, посещающих школу, 15-летние Ефренс Томас и Терренс Ро бертс были жестоко избиты, несмотря на то, что школу продолжают патрулировать сол даты. Из первоначального от ряда в 1000 парашютистов, -негров в Литл-Роке отправленного в Литл-Рок в прошлом месяце, сейчас остав лено 225 человек. Остальные выведены иод тем предлогом, что в городе, будто бы, «все успокаивается». Местные рас- спсты нагло заявляют, что они лишь ожидают ухода войск, чтобы наброситься на негритян ских школьников. Грызня в Атлантическом блоке Геология СоветскойАрктики ЛЕНИНГРАД. Вышел в свет большой монографический труд «Геология Советской Арктики»; К нему приложена многокра сочная карта масштабом 1 : 2,5 миллиона. В труде, составленном кол лективом находящегося в Ле нинграде Института геологии Арктики, обобщены результаты многолетних работ ученых, осу ществивших в советские годы геологическое изучение обшир ных, ранее почти неведомых заполярных пространств. К на стоящему времени на геологи ческой карте Крайнего Севера не осталось «белых пятен». Территория Советской Арктики, охвачена сплошной геологичес кой съемкой. ВАШИНГТОН. Обострение франко-американских противо речий, в связи с поставкамппз США и Англии оружия в Т у нис, вызывает в официальных кругах США серьезные опасе ния за судьбу предстоящих в Париже переговоров премьеров стран НАТО. Агентство Ассошп- эйтед Пресс распространило сообщение своего дипломати ческого обозревателя Хайтауэра, отмечающего, что «ожесточен ный спор между Францией, Англией и Америкой, возник ший из-за продажи оружия Тунису, ослабил надежду пре зидента Эйзенхауэра добиться единства в НАТО». «В американских офици альных кругах известно,—пи шет обозреватель,—что некото рые французские официальные представители поговаривали о том, что если США и Англия продадут оружие Тунису, а они это сделали, то Франция, вероятно, откажется принять участие в совещании глав правительств стран НАТО, ко торое состоится в будущем месяце в Париже». е_» Прибытие Пино в Нью-Йорк ■ НЬЮ-ЙОРК, Сюда прпбыл министр иностранных дел Франции К . Пино. На аэродроме Пино заявил корреспондентам, что англо-аме риканские поставки оружия Тунису нарушили работу НАТО и планы декабрьского совеща ния совета НАТО, которое должно состояться в Париже. Касаясь предстоящих перегово ров с Даллесом, Пино заявил, что будут обсуждаться вопросы об англо-американских постав ках оружия Тунису, о подго товке к предстоящему совеща нию НАТО, о положении в Ал жире п на Среднем Востоке. РЕЙСЫ В АРКТИКУ Наступает труднейший пе риод в работе полярных лет чиков. Зима в Арктике давно вошла в своп права. Полярная ночь окутала мраком весь Се вер нашей страны от -Мурман ска до мыса Дежнева. Когда мы подъезжали к под московному аэродрому поляр ной авиации, шел мокрый, крупный снег, небо было за тянуто низкими, серыми туча ми, и я с сожалением думал, что, наверное, полетов не бу дет. Однако, едва мы вошли в управление аэропорта, как столкнулись с известным по лярным пилотом Черепичным. В кожаной куртке, кожаных брюках — в полной полярной экипировке, он спешил к са молету. Старт через 10 минут. В его экипаже — второй пилот j i n u m T ^ 4 стр. 30 ноября 19Б7 г. Самосин, штурман Гришелев,! бортмеханик Макин и борт радист Лопухов. Командир от дельного авиаотряда первой эк спедиции в Антарктиду Герой Советского Союза Черепичный новел самолет »ИЛ-12» в обыч ный транспортный рейс через Архангельск до бухты Тпкси. В такой же транспортный рейс с почтой и пассажирами повел самолет «ИЛ-14» Герой Совет ского Союза Мазурук. В штабе мы застали стар шего штурмана московского отряда Морозова и штурмана. 2-й эскадрильи Жукова. Они горячо о чем-то спорили. При ближается время экзаменов, Которые раз в году проходит весь летный состав. Как ста рые опытные штурманы, Мо розов и Жуков «готовили бп- леты». Их разговор был прерван приходом начальника штаба 2-й эскадрильи Дерюгина. Он протянул на подпись Жукову полетный лист: «Командиру ко рабля 2 класса Терехову 22 ноября 1957 года вылететь в составе экипажа: пплот-инст- руктор Васильев, штурман Фе- сенко, бортмеханик Комразе, бортрадист Дмитриев для вы полнения спецрейса по мар шруту Москва—Северная Зем ля». Жуков рассказал нам об этом рейсе. 1.250 километров само лет пролетит над тяжелыми морскими льдами в направле нии на Землю Франца Иосифа. Восточнее архипелага Георгия Седова находится остров, на котором по программе Между народного геофизического года работает группа ученых. Им нужно доставить приборы и продовольствие. Мало того, по лет предстоит зимой, в поляр ную ночь. Сложной будет по садка. Оборудованный сплами группы ученых аэродром по стоянно заметают жестокие снежные вихри. Вместе с штурманом Морозо вым мы обошли аэродром. На линейке у взлетнопосадочной полосы виднелись самолеты «ИЛ-14» и «ЛИ-2». Чуть по одаль стояли вертолеты поляр ной авиации, а на берегу во дохранилища — летающие лод ки п гидросамолеты. Нп непо года, ни мокрый липкий снег, нп холодный ветер у водохра нилища нп на минуту не пре рывали работу. У одной пз тяжелых машин бригада тех ника Самусева меняла моторы, у другой проверялись шасси. Аэродромные техники и инже неры имеют немалый опыт в переоборудовании серийных транспортных самолетов для работы в полярных условиях. Через пх руки прошли все са молеты и вертолеты, работаю щие в Арктике и Антарктике. Многие летчики несут в эти дни патрульную службу в Арк тике. Доставляют почту п про довольствие на отдаленные зи мовки, оказывают помощь в случае каких-либо аварий са молетов на полярных трассах. Родина дала полярной авиа ции могучие крылья и силь ные моторы. Сейчас на очере ди дня задача — овладеть для полярных полетов скоростной реактивной техникой. Недаром несколько дней назад, когда группе участников Первой ан тарктической экспедиции вру чались почетные грамоты Ми нистерства морского флота п Академии наук СССР, коман дующий полярной авиацией Герой Советского Союза Шеве лев сказал, что беспосадочные полеты по маршруту Москва— Антарктида дело самого близко го будущего. О. СТРОГАНОВ. Редактор В. ЛИТВИНОВ. Заказ 168 Типография треста «Арктикуголь»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz