Полярная кочегарка. 1957 г., ноябрь.

; Ж р ' <■■ Л:■ :й щ Штурм ледяной преграды Диаель-элвнтроход ,,0 б ь " "Обь» подошла к береговому ледяному припаю на подступах к южнополярной обсерватории Мирный. До нашего прихода группа полярников Мирного подошла на вездеходе «Газ-47» к кромке припая и установила там на высоком бамбуковом шесте флаг нашей Родины. В этом месте «Обь» начнет раз­ грузку. За пятьдесят дней пути от Калининграда до берега «Прав­ ды» судно прошло 12.(НЮ миль, расстояние, превышаю­ щее ноловпну окружности зем­ ного шара по экватору. Рано утром 18 ноября на ледяное поле вблизи «Оби один за другим сели самолеты ЛІІ-2». На корабле подняты флаги расцвечивания. На передней стопке надстройки протянут одиннадцати метровый алый транспарант со словами: «От­ важным полярникам Мирного привет от Родины!» Незабываемые радостные ми­ нуты встречи. Нагоревшие, об­ ветренные полярники Мирного, прибывшие на самолетах, по­ падают и дружеские объятия моряков, ученых, летчиков, водителей, строителей. Несколь­ ко часов назад некоторые из прилетевших, в том числе, на­ чальник континентальной эк­ спедиции Трепшиков, доктор географических наук гляцио­ лог профессор Шумский, были на научных станциях в глу­ бине Антарктиды, . за многие сотни миль от побережья. Полярники Мирного получи­ ли более тысячи писем от род­ у берегов Антарнтиды пых и близких, друзей. Новые кинофильмы, свежие газеты, журналы. А главное, мы доста­ вили в Антарктику мощную транспортную технику — тяга­ чи, тракторы, самолеты и дру­ гое. оборудование и снаряже­ ние, необходимое для создания в районе Полюса относительной недоступности станции Совет­ ская. Тридцатикиломстровая полоса крепкого льда толщиной до двух метров отделяет корабль от Мирного. Выгрузку транспорт­ ной техники решено начать, когда. «Обь» пройдет третью трещину. Уже выбрана трасса для движения наземного тран­ спорта но льду до Мирного, и к ней прошли первые вездехо­ ды, трактор. Сейчас корабль продолжает форсировать мощный ледяной припай. . обі," содрогается от ударов и лед. Снежный покров на льду, достигающий шести­ десяти сантиметров, делает лед очень вязким. Когда корабль застревает, приходится перека­ чивать воду в балластных ци­ стернах; чтобы создать необхо­ димый креп для освобождения судна из ледового плена. За трое суток «Обь» прошла в припае около трех километ­ ров, с каждым часом сокра­ щается расстояние между суд­ ном и флагом, около которого стоят вездеходы, трактор. У Южного полярного круга светло круглые сутки. Вступил в.свои права полярный день. В. ТКАЧЕВ , первый помощник капитана. Второй раз отправился в Антарктику судовой врач Н. А. Лукацкпй. Воспитанник Киевского медицинского института, он начал работать в Ар­ ктике в 1938 году. В качестве врача он зимо­ вал на, Чукотке, трижды участвовал в сквозных плаваниях по Великому северному морскому пути. В очень многих странах побывал он за четверть века работы на водном транспорте. Ему приве­ лось участвовать в таком интереснейшем плавании, каким был перегон земле­ черпалок пз Голландии на Дальний Восток: суда прошли Панамским кана­ лом и по пути посетили Гавайские острова. В прошлом году, буду­ чи судовым врачом на «Лене», Н. А. Лукацкпй должен был срочно опе­ рировать одного участни­ ка экспедиции. В слож­ ных условиях удушаю­ щей тропической жары Н. А. Лукацкпй успеш­ но провел операцию, и через восемь суток боль­ ной выписался пз судо­ вого госпиталя — сейчас оп зимует в Мирном. На снимке: Н. А. Лу­ кацкпй разбирает лекар­ ства на дизель-электро­ ходе «Лена».,, Фотохроника ТАСС . Заявление иностранных ДЕЛИ. По сообщению агент­ ства Пресс-траст оф Индпа, за­ меститель министра иностран­ ных дел Лакошп Менон заяви­ ла в народной палате парла­ мента Индии, что индийское правительство получило ин­ формацию о строительстве во­ енных баз на оккупированной министра дел Индии Пакистаном части Кашмира. Военные базы строятся в рай­ оне Гплгита п Читрала, Поми­ мо этого, сказала она, возрос­ ла численность пакистанских войск в различных районах оккупированной части Каш­ мира. Выпуск металлических монет в Китае ПЕКИН. Как сообщает агент­ ство Спньхуа, государственный совет КНР опубликовал поста­ новление о выпуске металли­ ческих монет. . Согласно постановлению, '1 декабря этого года будут вы­ пущены металлические монеты, достоинством в 1, 2 и 5 фэней. Металлические монеты будут пметь равное хождение с бу­ мажными денежными знаками того же достоинства. Избиение школьников НЫО-ЙОРК. Расистские бес­ чинства в Литл-Роке продол­ жаются. На днях два. из девя­ ти негритянских школьников, посещающих школу, 15-летние Ефренс Томас и Терренс Ро­ бертс были жестоко избиты, несмотря на то, что школу продолжают патрулировать сол­ даты. Из первоначального от­ ряда в 1000 парашютистов, -негров в Литл-Роке отправленного в Литл-Рок в прошлом месяце, сейчас остав­ лено 225 человек. Остальные выведены иод тем предлогом, что в городе, будто бы, «все успокаивается». Местные рас- спсты нагло заявляют, что они лишь ожидают ухода войск, чтобы наброситься на негритян­ ских школьников. Грызня в Атлантическом блоке Геология СоветскойАрктики ЛЕНИНГРАД. Вышел в свет большой монографический труд «Геология Советской Арктики»; К нему приложена многокра­ сочная карта масштабом 1 : 2,5 миллиона. В труде, составленном кол­ лективом находящегося в Ле­ нинграде Института геологии Арктики, обобщены результаты многолетних работ ученых, осу­ ществивших в советские годы геологическое изучение обшир­ ных, ранее почти неведомых заполярных пространств. К на­ стоящему времени на геологи­ ческой карте Крайнего Севера не осталось «белых пятен». Территория Советской Арктики, охвачена сплошной геологичес­ кой съемкой. ВАШИНГТОН. Обострение франко-американских противо­ речий, в связи с поставкамппз США и Англии оружия в Т у ­ нис, вызывает в официальных кругах США серьезные опасе­ ния за судьбу предстоящих в Париже переговоров премьеров стран НАТО. Агентство Ассошп- эйтед Пресс распространило сообщение своего дипломати­ ческого обозревателя Хайтауэра, отмечающего, что «ожесточен­ ный спор между Францией, Англией и Америкой, возник­ ший из-за продажи оружия Тунису, ослабил надежду пре­ зидента Эйзенхауэра добиться единства в НАТО». «В американских офици­ альных кругах известно,—пи­ шет обозреватель,—что некото­ рые французские официальные представители поговаривали о том, что если США и Англия продадут оружие Тунису, а они это сделали, то Франция, вероятно, откажется принять участие в совещании глав правительств стран НАТО, ко­ торое состоится в будущем месяце в Париже». е_» Прибытие Пино в Нью-Йорк ■ НЬЮ-ЙОРК, Сюда прпбыл министр иностранных дел Франции К . Пино. На аэродроме Пино заявил корреспондентам, что англо-аме­ риканские поставки оружия Тунису нарушили работу НАТО и планы декабрьского совеща­ ния совета НАТО, которое должно состояться в Париже. Касаясь предстоящих перегово­ ров с Даллесом, Пино заявил, что будут обсуждаться вопросы об англо-американских постав­ ках оружия Тунису, о подго­ товке к предстоящему совеща­ нию НАТО, о положении в Ал­ жире п на Среднем Востоке. РЕЙСЫ В АРКТИКУ Наступает труднейший пе­ риод в работе полярных лет­ чиков. Зима в Арктике давно вошла в своп права. Полярная ночь окутала мраком весь Се­ вер нашей страны от -Мурман­ ска до мыса Дежнева. Когда мы подъезжали к под­ московному аэродрому поляр­ ной авиации, шел мокрый, крупный снег, небо было за­ тянуто низкими, серыми туча­ ми, и я с сожалением думал, что, наверное, полетов не бу­ дет. Однако, едва мы вошли в управление аэропорта, как столкнулись с известным по­ лярным пилотом Черепичным. В кожаной куртке, кожаных брюках — в полной полярной экипировке, он спешил к са­ молету. Старт через 10 минут. В его экипаже — второй пилот j i n u m T ^ 4 стр. 30 ноября 19Б7 г. Самосин, штурман Гришелев,! бортмеханик Макин и борт­ радист Лопухов. Командир от­ дельного авиаотряда первой эк­ спедиции в Антарктиду Герой Советского Союза Черепичный новел самолет »ИЛ-12» в обыч­ ный транспортный рейс через Архангельск до бухты Тпкси. В такой же транспортный рейс с почтой и пассажирами повел самолет «ИЛ-14» Герой Совет­ ского Союза Мазурук. В штабе мы застали стар­ шего штурмана московского отряда Морозова и штурмана. 2-й эскадрильи Жукова. Они горячо о чем-то спорили. При­ ближается время экзаменов, Которые раз в году проходит весь летный состав. Как ста­ рые опытные штурманы, Мо­ розов и Жуков «готовили бп- леты». Их разговор был прерван приходом начальника штаба 2-й эскадрильи Дерюгина. Он протянул на подпись Жукову полетный лист: «Командиру ко­ рабля 2 класса Терехову 22 ноября 1957 года вылететь в составе экипажа: пплот-инст- руктор Васильев, штурман Фе- сенко, бортмеханик Комразе, бортрадист Дмитриев для вы­ полнения спецрейса по мар­ шруту Москва—Северная Зем­ ля». Жуков рассказал нам об этом рейсе. 1.250 километров само­ лет пролетит над тяжелыми морскими льдами в направле­ нии на Землю Франца Иосифа. Восточнее архипелага Георгия Седова находится остров, на котором по программе Между­ народного геофизического года работает группа ученых. Им нужно доставить приборы и продовольствие. Мало того, по­ лет предстоит зимой, в поляр­ ную ночь. Сложной будет по­ садка. Оборудованный сплами группы ученых аэродром по­ стоянно заметают жестокие снежные вихри. Вместе с штурманом Морозо­ вым мы обошли аэродром. На линейке у взлетнопосадочной полосы виднелись самолеты «ИЛ-14» и «ЛИ-2». Чуть по­ одаль стояли вертолеты поляр­ ной авиации, а на берегу во­ дохранилища — летающие лод­ ки п гидросамолеты. Нп непо­ года, ни мокрый липкий снег, нп холодный ветер у водохра­ нилища нп на минуту не пре­ рывали работу. У одной пз тяжелых машин бригада тех­ ника Самусева меняла моторы, у другой проверялись шасси. Аэродромные техники и инже­ неры имеют немалый опыт в переоборудовании серийных транспортных самолетов для работы в полярных условиях. Через пх руки прошли все са­ молеты и вертолеты, работаю­ щие в Арктике и Антарктике. Многие летчики несут в эти дни патрульную службу в Арк­ тике. Доставляют почту п про­ довольствие на отдаленные зи­ мовки, оказывают помощь в случае каких-либо аварий са­ молетов на полярных трассах. Родина дала полярной авиа­ ции могучие крылья и силь­ ные моторы. Сейчас на очере­ ди дня задача — овладеть для полярных полетов скоростной реактивной техникой. Недаром несколько дней назад, когда группе участников Первой ан­ тарктической экспедиции вру­ чались почетные грамоты Ми­ нистерства морского флота п Академии наук СССР, коман­ дующий полярной авиацией Герой Советского Союза Шеве­ лев сказал, что беспосадочные полеты по маршруту Москва— Антарктида дело самого близко­ го будущего. О. СТРОГАНОВ. Редактор В. ЛИТВИНОВ. Заказ 168 Типография треста «Арктикуголь»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz