Полярная кочегарка. 1957 г., февраль.
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ Постановление Пленума ЦК КПСС по докладу тов. Хрущева, принятое 14 февраля 1957 года ( Окончание) кпх п партийных органов в хозяйственном строительстве. Крупным недостатком в практике руководства промыш ленностью и строительством является отрицательное влия ние ведомственности мини стерств в подходе к решению важнейших вопросов развития народною хозяйства. Ведомст венность I! руководстве про мышленностью н строительст вом приводит к ослаблению и нарушению нормальных тер риториальных связей между предприятиями разных отрас лей промышленности, располо женными в одном экономи ческом районе, нередко не дает возможности оперативно решать хозяйственные вопросы на местах, целесообразно ис пользовать имеющиеся мате риальные, трудовые и финан совые ресурсы, принимать опе ративные меры для ликвида ции недостатков, выявляющих ся в ходе выполнения госуда рственных планов. Ведомственные границы ме таю т широкому осуществле нию специализации и коопе рирования производства, зат рудняют комплексное развитие хозяйства экономических рай онов республик, краев н об ластей. В результате этого ог ромные производственные мощ ности предприятий остаются недоиспользованным и, вызыва ются значительные нерацио нальные перевозки грузов. Разобщенность руководства строительством между мини стерствами ведет к созданию на одной территории большого количества мелких строитель ных организаций, распылению и замораживанию государ ственных средств в строитель стве, к его удорожанию. Министерства п ведомства, осуществляя из центра руко водство предприятиями, распо ложенными па всей территории страны, неизбежно обрастают многочисленными, параллельно действующими организация ми — различными сбытовыми и снабженческими конторами, базами, трестами и т .д . При существующей структуре уп равления в центральный аппа рат министерств и ведомств от влекается от непосредственного участия в производстве боль шое количество в совершенст ве знающих практику, талант ливых организаторов производ ства и инженерно-технических работников. Значительная часть из них оседает в канцеляриях министерств и ведомств. Боль шим недостатком нынешней структуры управления про мышленностью п строительст вом является то, что она огра ничивает возможности местных партийных, советских и проф союзных органов в руководстве хозяйственным строительством, сдерживает их инициативу в мобилизации сил предприятий и хозяйственных организаций на более полное и правильное использование местных резер вов и возможностей. В современных условиях, когда наша промышленность и строительство получили огром ное развитие, а государствен ные промышленные предприя тия, в которых насчитывается более 200 тысяч строек, раз мещены в различных респуб ликах и районах на всей об ширной территории страны, в этих условиях практически невозможно конкретно и опе ративно руководить большим учных институтов, высших и средних учебных заведений. Осуществление перестройки уп равления промышленностью и строительством обеспечит даль нейшее укрепление ленинско го принципа демократического централизма и планового на чала в руководстве народным хозяйством страны. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что при осуществлении централи зованного руководства со сторо ны советского государства п ком мунистической партии социалп- количеством предприятий или і стическим строительством, не- строек пз одного министерства обходимо широко привлекать или ведомства. При этпх мае- местные органы к решению хо- штабах производства сущест-1 зяйственных вопросов. «Отсут- ПОЛЯ Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 1- 2 стр 20 февраля 1967 г. вующая структура управления промышленностью и строитель ством не соответствует возрос шим требованиям, она ограни чивает возможности использо вания резервов, заложенных в социалистической системе хо зяйства. Интересы дальнейшего раз вития народного хозяйства вы двигают необходимость совер шенствования организационных форм управления во всех зве ньях промышленности и стро ительства, включая самую его основу — руководство произ водством. При этом организа ционная структура управления промышленностью и строитель ством должны базироваться на сочетании централизованного государственного руководства с повышением роли местных хо зяйственных, партийных и профсоюзных органов в управле нии хозяйством. Центр тяжести оперативного управления про мышленностью и строительст-1 вом должен быть перенесен на места. Имея в виду необходи мость устранения серьезных недостатков ведомственности в руководстве народным хозяй ством, целесообразно управле ние промышленностью и строи тельством организовать по ос новным экономическим районам, что приблизит руководство к производству, сделает его более конкретным и оперативным и по зволит привлечь к управлению хозяйственным строительством широкие массы трудящихся. Введение новой структуры управления промышленностью и строительством позволит зна чительно лучше организовать кооперирование, полнее исполь зовать производственные мощ ности предприятий и средства, выделяемые на капитальное строительство, быстрее ликвиди ровать нерациональные пере возки. Это также даст возмож ность упразднить ненужные звенья в управлении, упорядо чить многие запутанные в на стоящее время экономические вопросы, в частности, такой иск лючительно важный вопрос, как материально-техническое снаб жение предприятий и строек. Перестройка управления ока жет положительное влияние на развитие науки, на объедине ние усилий ученых и специа листов разных областей зна ний для более эффективного обслуживания промышленности и строительства, улучшит тер риториальное размещение на- ствие на местах согласованной работы различных ведомств,— писал В: И Ленин,— одно пз больших зол, препятствующих хозяйственному строительству. Надо обратить на этот вопрос громадное внимание... На ме стах, ближе к массам рабочих и крестьян, эти недостатки виднее, п места же должны выработать— путем обмена опы том — приемы успешной борь бы с этими недостатками» (соч., том 32, стр. 364 - 365). При новой структуре управ ления хозяйством будут созда ны лучшие условия для вовле чения широких кругов рабо чих, инженерно-технической интеллигенции и других слоев общества в активную деятель ность по управлению предприя тиями, отдельными отраслями промышленности п леем народ ным хозяйством. Перестройка руководства промышленностью и строительством еще полнее [раскроет возможности действи- 1телыю творческого участия в управлении хозяйством наших партийных, советских, профес сиональных и комсомольских организаций. Управление про мышленностью по территориаль ному принципу на базе опре деленных экономических рай онов позволит улучшить ис пользование местных ресурсов для развития промышленного производства, коренным обра зом упорядочить дело специа лизации и кооперирования про изводства, шире использовать местную инициативу как для роста объема промышленного производства, так и для улуч шения качественных показа телей работы промышленных предприятий. Учитывая значительно воз росший уровень развития про изводительных сил страны, союзных республик и эконо мических районов и то. что на местах выросли партийные, советские, хозяйственные, ин женерно-технические и проф союзные кадры, Пленум Цен трального Комитета Коммуни стической партии Советского Союза постановляет: 1. Считать необходимым осу ществить мероприятия по даль нейшему совершенствованию управления промышленностью и строительством, чтобы при вести их в соответствие с за дачами и требованиями народ ного хозяйства на современном этапе коммунистического строи тельства, имея в виду прибли жение руководства к экономи ческим районам, расширение прав союзных и автономных республик, повышение роли местных партийных и совет ских организаций, атакже проф союзов и других общественных организаций в деле хо зяйственного строительства, более широкое вовлечение масс в управление производством. Учитывая, что существующие формы управления промыш ленностью п строительством через специализированные ми нистерства приводят к созданию ведомственных барьеров, кото рые мешают в полной мере использовать огромные резер вы и возможности нашей эко номики, а также не обеспечи вают конкретное п оператив ное руководство предприятиями и стройками, следует вместо этпх форм выработать такпе формы руководства хозяйствен ным строительством, при кото рых более полно сочеталось бы конкретное и оперативное руководство по экономическим районам со строгим соблюде нием централизованного пла нового начала в масштабах страны. 2. Поручить Президиуму ЦК КПСС п Совету Минист ров СССР выработать конкрет ные предложения по перестрой ке руководства промышлен ностью и строительством в ука занном направлении и, учиты вая большое государственное значение этого вопроса, внести его на рассмотрение Верховно го Совета СССР. При разработке практичес ких мероприятий предусмот реть необходимость повышения роли Госплана в планировании и руководстве народным хо зяйством страны, перестройки работы Госэкономкомпсспи, под нятие уровня инженерно - тех нического руководства промыш ленностью и строительством и проведения правильной техни ческой политики в общегосу дарственном масштабе, повы шение роли финансовых орга нов в деле финансирования и мобилизации средств для обес печения дальнейшего подъема народного хозяйства, обеспе чение контроля за соблюдением общегосударственных интере сов и государственной дисцип лины, улучшение работы ор ганов государственного контро ля в центре и на местах, а также дальнейшее укрепление всей системы государственной статистики. Всемерно укрепляя и впредь плановое начало в развитии народного хозяйства страны, необходимо коренным образом перестроить работу Госплана СССР, чтобы в своей деятель ности он опирался на органы, создаваемые в экономических районах, своевременно вносил важнейшие перспективные воп росы на рассмотрение в пра вительство и ЦК КПСС. Руководствуясь генеральной линией партии на преимуще ственное развитие тяжелой индустрии, как основы для дальнейшего подъема народного хозяйства, укрепления могу щества страны, повышения ее обороноспособности и неуклон ного роста материального бла госостояния народа, Госплан должен направлять своп уси лия на правильное и рацио нальное размещение нашей промышленности, пропорциона льное развитие всех ее отрас лей, специализацию и коопе рирование, исходя пз конк ретных условий развития про мышленности отдельных рай онов, наличия исторического и культурного опыта, сложив шейся специализации районов п перспектив их развития. Необходимо перестроить ра боту Госэкономкомпсспи, упро стить ее структуру и сделать ее менее громоздкой. Госэко- номкомиссия не должна пов-4 торять работу Госплана и дру гих органов, не должна вме- шп В(іться в функции админи стративного управления. Ее обязанность, наряду с теку щим планированием, координи ровать работу органов управ ления экономических районов в исполнении годовых планов. В целях обеспечения посто янного технического прогресса в развитии народного хозяй ства иметь в виду создание специального органа при пра вительстве СССР. Задача этого органа должна будет состоять в том. чтобы следить за на правлен!.ем и уровнем разви тия техники как внутри стра ны, так и за рубежом, глубо ко изучать все новое, передо вое в техниье, разрабатывать и вносить на рассмотрение правительства рекомендации по дальнейшему совершенство ванию техники и осуществлять ряд других мероприятий. Реорганизация управления промышленностью и народным хозяйством потребует коренной перестройки содержания и ме тодов работы по осуществле нию государственного контро ля. Необходимо, чтобы основ ная работа по контролю была сосредоточена в экономических районах с тем, чтобы на ме стах вскрывались и устраня лись недостатки в деятельно сти государственного и хозяй ственного аппарата. Органы Госконтроля как в центре, так и на местах во всей своей ра боте должны опираться на широкие массы трудящихся. * * * Пленум Центрального Коми тета Коммунистической партии Советского Союза счптает, что перестройка руководства про мышленностью и строительст вом приведет к дальнейшему укреплению ленинского прин ципа демократического центра лизма в хозяйственном строи тельстве, даст еще больший простор развитию производи тельных сил страны, позволит полнее использовать огромные резервы для нового мощного подъема социалистической эко номики нашей Родины, все мерно развить творческую ини циативу и активность самых широких масс трудящихся, обеспечить неуклонный рост благосостояния советского на рода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz