Полярная кочегарка. 1957 г., февраль.

О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ Постановление Пленума ЦК КПСС по докладу тов. Хрущева, принятое 14 февраля 1957 года ( Окончание) кпх п партийных органов в хозяйственном строительстве. Крупным недостатком в практике руководства промыш­ ленностью и строительством является отрицательное влия­ ние ведомственности мини­ стерств в подходе к решению важнейших вопросов развития народною хозяйства. Ведомст­ венность I! руководстве про­ мышленностью н строительст­ вом приводит к ослаблению и нарушению нормальных тер­ риториальных связей между предприятиями разных отрас­ лей промышленности, располо­ женными в одном экономи­ ческом районе, нередко не дает возможности оперативно решать хозяйственные вопросы на местах, целесообразно ис­ пользовать имеющиеся мате­ риальные, трудовые и финан­ совые ресурсы, принимать опе­ ративные меры для ликвида­ ции недостатков, выявляющих­ ся в ходе выполнения госуда­ рственных планов. Ведомственные границы ме­ таю т широкому осуществле­ нию специализации и коопе­ рирования производства, зат­ рудняют комплексное развитие хозяйства экономических рай­ онов республик, краев н об­ ластей. В результате этого ог­ ромные производственные мощ­ ности предприятий остаются недоиспользованным и, вызыва­ ются значительные нерацио­ нальные перевозки грузов. Разобщенность руководства строительством между мини­ стерствами ведет к созданию на одной территории большого количества мелких строитель­ ных организаций, распылению и замораживанию государ­ ственных средств в строитель­ стве, к его удорожанию. Министерства п ведомства, осуществляя из центра руко­ водство предприятиями, распо­ ложенными па всей территории страны, неизбежно обрастают многочисленными, параллельно действующими организация­ ми — различными сбытовыми и снабженческими конторами, базами, трестами и т .д . При существующей структуре уп­ равления в центральный аппа­ рат министерств и ведомств от­ влекается от непосредственного участия в производстве боль­ шое количество в совершенст­ ве знающих практику, талант­ ливых организаторов производ­ ства и инженерно-технических работников. Значительная часть из них оседает в канцеляриях министерств и ведомств. Боль­ шим недостатком нынешней структуры управления про­ мышленностью п строительст­ вом является то, что она огра­ ничивает возможности местных партийных, советских и проф­ союзных органов в руководстве хозяйственным строительством, сдерживает их инициативу в мобилизации сил предприятий и хозяйственных организаций на более полное и правильное использование местных резер­ вов и возможностей. В современных условиях, когда наша промышленность и строительство получили огром­ ное развитие, а государствен­ ные промышленные предприя­ тия, в которых насчитывается более 200 тысяч строек, раз­ мещены в различных респуб­ ликах и районах на всей об­ ширной территории страны, в этих условиях практически невозможно конкретно и опе­ ративно руководить большим учных институтов, высших и средних учебных заведений. Осуществление перестройки уп ­ равления промышленностью и строительством обеспечит даль­ нейшее укрепление ленинско­ го принципа демократического централизма и планового на­ чала в руководстве народным хозяйством страны. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что при осуществлении централи­ зованного руководства со сторо­ ны советского государства п ком­ мунистической партии социалп- количеством предприятий или і стическим строительством, не- строек пз одного министерства обходимо широко привлекать или ведомства. При этпх мае- местные органы к решению хо- штабах производства сущест-1 зяйственных вопросов. «Отсут- ПОЛЯ Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 1- 2 стр 20 февраля 1967 г. вующая структура управления промышленностью и строитель­ ством не соответствует возрос­ шим требованиям, она ограни­ чивает возможности использо­ вания резервов, заложенных в социалистической системе хо­ зяйства. Интересы дальнейшего раз­ вития народного хозяйства вы­ двигают необходимость совер­ шенствования организационных форм управления во всех зве­ ньях промышленности и стро­ ительства, включая самую его основу — руководство произ­ водством. При этом организа­ ционная структура управления промышленностью и строитель­ ством должны базироваться на сочетании централизованного государственного руководства с повышением роли местных хо­ зяйственных, партийных и профсоюзных органов в управле­ нии хозяйством. Центр тяжести оперативного управления про­ мышленностью и строительст-1 вом должен быть перенесен на места. Имея в виду необходи­ мость устранения серьезных недостатков ведомственности в руководстве народным хозяй­ ством, целесообразно управле­ ние промышленностью и строи­ тельством организовать по ос­ новным экономическим районам, что приблизит руководство к производству, сделает его более конкретным и оперативным и по­ зволит привлечь к управлению хозяйственным строительством широкие массы трудящихся. Введение новой структуры управления промышленностью и строительством позволит зна­ чительно лучше организовать кооперирование, полнее исполь­ зовать производственные мощ­ ности предприятий и средства, выделяемые на капитальное строительство, быстрее ликвиди­ ровать нерациональные пере­ возки. Это также даст возмож­ ность упразднить ненужные звенья в управлении, упорядо­ чить многие запутанные в на­ стоящее время экономические вопросы, в частности, такой иск­ лючительно важный вопрос, как материально-техническое снаб­ жение предприятий и строек. Перестройка управления ока­ жет положительное влияние на развитие науки, на объедине­ ние усилий ученых и специа­ листов разных областей зна­ ний для более эффективного обслуживания промышленности и строительства, улучшит тер­ риториальное размещение на- ствие на местах согласованной работы различных ведомств,— писал В: И Ленин,— одно пз больших зол, препятствующих хозяйственному строительству. Надо обратить на этот вопрос громадное внимание... На ме­ стах, ближе к массам рабочих и крестьян, эти недостатки виднее, п места же должны выработать— путем обмена опы­ том — приемы успешной борь­ бы с этими недостатками» (соч., том 32, стр. 364 - 365). При новой структуре управ­ ления хозяйством будут созда­ ны лучшие условия для вовле­ чения широких кругов рабо­ чих, инженерно-технической интеллигенции и других слоев общества в активную деятель­ ность по управлению предприя­ тиями, отдельными отраслями промышленности п леем народ­ ным хозяйством. Перестройка руководства промышленностью и строительством еще полнее [раскроет возможности действи- 1телыю творческого участия в управлении хозяйством наших партийных, советских, профес­ сиональных и комсомольских организаций. Управление про­ мышленностью по территориаль­ ному принципу на базе опре­ деленных экономических рай­ онов позволит улучшить ис­ пользование местных ресурсов для развития промышленного производства, коренным обра­ зом упорядочить дело специа­ лизации и кооперирования про­ изводства, шире использовать местную инициативу как для роста объема промышленного производства, так и для улуч­ шения качественных показа­ телей работы промышленных предприятий. Учитывая значительно воз­ росший уровень развития про­ изводительных сил страны, союзных республик и эконо­ мических районов и то. что на местах выросли партийные, советские, хозяйственные, ин­ женерно-технические и проф­ союзные кадры, Пленум Цен­ трального Комитета Коммуни­ стической партии Советского Союза постановляет: 1. Считать необходимым осу­ ществить мероприятия по даль­ нейшему совершенствованию управления промышленностью и строительством, чтобы при­ вести их в соответствие с за­ дачами и требованиями народ­ ного хозяйства на современном этапе коммунистического строи­ тельства, имея в виду прибли­ жение руководства к экономи­ ческим районам, расширение прав союзных и автономных республик, повышение роли местных партийных и совет­ ских организаций, атакже проф­ союзов и других общественных организаций в деле хо­ зяйственного строительства, более широкое вовлечение масс в управление производством. Учитывая, что существующие формы управления промыш­ ленностью п строительством через специализированные ми­ нистерства приводят к созданию ведомственных барьеров, кото­ рые мешают в полной мере использовать огромные резер­ вы и возможности нашей эко­ номики, а также не обеспечи­ вают конкретное п оператив­ ное руководство предприятиями и стройками, следует вместо этпх форм выработать такпе формы руководства хозяйствен­ ным строительством, при кото­ рых более полно сочеталось бы конкретное и оперативное руководство по экономическим районам со строгим соблюде­ нием централизованного пла­ нового начала в масштабах страны. 2. Поручить Президиуму ЦК КПСС п Совету Минист­ ров СССР выработать конкрет­ ные предложения по перестрой­ ке руководства промышлен­ ностью и строительством в ука­ занном направлении и, учиты­ вая большое государственное значение этого вопроса, внести его на рассмотрение Верховно­ го Совета СССР. При разработке практичес­ ких мероприятий предусмот­ реть необходимость повышения роли Госплана в планировании и руководстве народным хо­ зяйством страны, перестройки работы Госэкономкомпсспи, под­ нятие уровня инженерно - тех­ нического руководства промыш­ ленностью и строительством и проведения правильной техни­ ческой политики в общегосу­ дарственном масштабе, повы­ шение роли финансовых орга­ нов в деле финансирования и мобилизации средств для обес­ печения дальнейшего подъема народного хозяйства, обеспе­ чение контроля за соблюдением общегосударственных интере­ сов и государственной дисцип­ лины, улучшение работы ор­ ганов государственного контро­ ля в центре и на местах, а также дальнейшее укрепление всей системы государственной статистики. Всемерно укрепляя и впредь плановое начало в развитии народного хозяйства страны, необходимо коренным образом перестроить работу Госплана СССР, чтобы в своей деятель­ ности он опирался на органы, создаваемые в экономических районах, своевременно вносил важнейшие перспективные воп­ росы на рассмотрение в пра­ вительство и ЦК КПСС. Руководствуясь генеральной линией партии на преимуще­ ственное развитие тяжелой индустрии, как основы для дальнейшего подъема народного хозяйства, укрепления могу­ щества страны, повышения ее обороноспособности и неуклон­ ного роста материального бла­ госостояния народа, Госплан должен направлять своп уси­ лия на правильное и рацио­ нальное размещение нашей промышленности, пропорциона­ льное развитие всех ее отрас­ лей, специализацию и коопе­ рирование, исходя пз конк­ ретных условий развития про­ мышленности отдельных рай­ онов, наличия исторического и культурного опыта, сложив­ шейся специализации районов п перспектив их развития. Необходимо перестроить ра­ боту Госэкономкомпсспи, упро­ стить ее структуру и сделать ее менее громоздкой. Госэко- номкомиссия не должна пов-4 торять работу Госплана и дру­ гих органов, не должна вме- шп В(іться в функции админи­ стративного управления. Ее обязанность, наряду с теку­ щим планированием, координи­ ровать работу органов управ­ ления экономических районов в исполнении годовых планов. В целях обеспечения посто­ янного технического прогресса в развитии народного хозяй­ ства иметь в виду создание специального органа при пра­ вительстве СССР. Задача этого органа должна будет состоять в том. чтобы следить за на­ правлен!.ем и уровнем разви­ тия техники как внутри стра­ ны, так и за рубежом, глубо­ ко изучать все новое, передо­ вое в техниье, разрабатывать и вносить на рассмотрение правительства рекомендации по дальнейшему совершенство­ ванию техники и осуществлять ряд других мероприятий. Реорганизация управления промышленностью и народным хозяйством потребует коренной перестройки содержания и ме­ тодов работы по осуществле­ нию государственного контро­ ля. Необходимо, чтобы основ­ ная работа по контролю была сосредоточена в экономических районах с тем, чтобы на ме­ стах вскрывались и устраня­ лись недостатки в деятельно­ сти государственного и хозяй­ ственного аппарата. Органы Госконтроля как в центре, так и на местах во всей своей ра­ боте должны опираться на широкие массы трудящихся. * * * Пленум Центрального Коми­ тета Коммунистической партии Советского Союза счптает, что перестройка руководства про­ мышленностью и строительст­ вом приведет к дальнейшему укреплению ленинского прин­ ципа демократического центра­ лизма в хозяйственном строи­ тельстве, даст еще больший простор развитию производи­ тельных сил страны, позволит полнее использовать огромные резервы для нового мощного подъема социалистической эко­ номики нашей Родины, все­ мерно развить творческую ини­ циативу и активность самых широких масс трудящихся, обеспечить неуклонный рост благосостояния советского на­ рода.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz