Полярная кочегарка. 1957 г., декабрь.
25 лет лавсевморпути Краем вековой глуши, за стоя, вымирающего местного населения я безраздельного господства суровой природы — таким недавно был далекий Север с его обширной террито рией, в которой можно легки уместить несколько крупных государств мира. Вызванный к жизни Великой Октябрьский социалистической революцией, сорокалетие которой так тор жественно отметил наш народ, он неузнаваемо преобразился за годы Советской власти. За короткий срок на крайнем Се вере выросли крупные посе дения с промышленными пред приятиями, широкой сетью культурно-бытовых учрежде ний. Прежде забитые и угнетен ные, народности Севера после Октябрьской революции полу чили равные права в дружной многонациональной семье тру дящихся социалистической ит- чизны. В политическом, экономиче ском и культурном росте край него Севера решающую роль сыграло освоение Северного морского пути. Обеспечивая транспортную связь европей ской части СССР с Дальним Востоком, оно дало сильный толчок процветанию этого края, богатого полезными ископаемы ми, лесом, рыбой, пушниной, еще больше повысило значе ние северных рек. Открытие морского пути вдоль северных берегов Сиби ри имеет свою многовековую историю. Отдельные его участ ки были пройдены землепро ходцами еще в XV II веке. Исторический переход из устья реки Колымы до Анадыря был совершен Семеном Дежневым. В первой половине XV III века огромный научный вклад в исследование Северного Ледо витого океана внесла великая северная экспедиция, поло жившая на карту побережье северной Азии. Энтузиастом открытия Се верного морского пути высту пил великий' русский ученый М. В. Ломоносов. Он писал тогда, что «усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою через изобретение восточного север ного мореплавания». В конце X IX века особую настойчивость в необходимости исследования Северного мор ского пути проявили выдаю щиеся русские ученые Мен делеев, Макаров, прогрессив ный промышленник Сидоров и другие. Однако научному предвиде нию великого мыслителя Ломо носова и мечтам других патрио тов суждено было осуществить ся только спустя много лет после победы Великой Октябрь ской социалистической револю ции. До 1917 года, то есть почти за пятьдесят лет, начи ная с 1876 года, когда были совершены первые коммерче ские плавания северным путем, через южную часть Карского моря прошло всего 92 неболь ших судна и было перевезено имя грузов в несколько раз меньше, чем перевозится их в настоящее время только за одну навигацию. Широкое и планомерное ос воение Северного морского пу ти, о котором когда-то мечтали прогрессивные ученые царской России, началось сразу после установления Советской власти. В 1918 году, несмотря на то, что в стране еще продол жалась война с белогвардей скими банда ми п иностранными интервентами, свирепствовали голод, тиф и разруха, прави тельство молодой Советской рес публики, возглавляемое В . И. Лениным, вносит решение об организации гидрографической экспедиции для исследования Северного Ледовитого океана. Из скудных ресурсов того вре мени были выделены необходи мые технические и денежные средства. Эта экспедиция по ложила начало систематиче скому изучению Северного мор ского пути и освоению приле гающих к нему районов. В 1920 году, когда Советская Россия переживала не меньшие трудности, вызванные голодом в промышленных центрах и повсеместным упадком хозяй ства, В. И. Ленин ставит перед моряками задачу — доставить в Архангельск сибирский хлеб по Карскому морю. Советские мо ряки с честью выполнили это задание. Более 10 тысяч тонн хлеба из устья Оби они доста вили для голодающего населе ния промышленных районов страны. Вскоре после этого В . И. ..Іенин подписывает постановле ние об ассигновании средств на обеспечение безопасности кораблевождения по Северному Ледовитому океану. Затем, спустя около года, учреждает ся «Плавучий морской науч ный институт». Перед ним ставилась задача проводить всестороннее исследование се верных морей, их островов и побережий. В восстановительный период и годы первой пятилетки было проведено несколько серьезных экспедиционных исследований арктических морей. Они позво лили накопить значительный опыт плавания в северных мо рях, что дало возможность уже в 1932 году на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» вы полнить экспедиционный рейс по Северному морскому пути в течение одной навигации. На основе выполненных на учно-исследовательских работ и накопленного практического опыта Коммунистическая пар тия и Советское правительство признали необходимым уско рить исследование и освоение Северного морского пути. Для этой цели постановлением СНК СССР от 17 декабря 1932 го да при Совете Народных Ко миссаров Союза ССР было соз дано Главное Управление Се верного морского пути, вошед шее в 1953 году в состав Ми нистерства Морского флота СССР. Перед ним ставилась задача — «...проложить окон чательно Северный морской путь от Белого моря до Берин гова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправно сти и обеспечить безопасность плавания по этому пути». С этого момента начинается новая веха в освоении и раз витии крайнего Севера. За 25 дет своего существования Глав ное Управление проделало зна чительную работу, способство вавшую политическому, эконо мическому п культурному подъему окраинных районов страны. Чтобы обеспечить безопас ность плавания по Северному морскому пути, полярники- гидрографы выполнили сотни тысяч километров морского и прибрежного промера, произ вели большой объем топогра фических съемок. За это вре мя Северный морской путь покрылся сетью радио-п элек тромаяков, были изданы лоции и морские карты для руковод ства при плавании в аркти ческих морях. Безопасность плавания потребовала также разработки ледовых и синоп тических прогнозов. С этой целью ученые Арктического института провели большую работу по исследованию Север ного Ледовитого океана, обога тили науку открытиями в об ласти географии, изучения морских течений, создали ос новы методики ледовых прог нозов. На островах и побе режье Северного Ледовитого океана создана широкая сеть полярных станций. Постоян ный характер приобрели и со ветские дрейфующие станции в центральном полярном бас сейне. Кроме того исследова ния арктических морей ведут ся также с помощью ледоко лов и полярной авиации. Те перь уже нет такого района в советской Арктике, где бы не ступала нога нашего уче ного. Уже первые итоги выпол ненных гидрографических и других научно-исследователь ских работ послужили основа нием для решения правитель ства, обязавшего Главсевмор- путь, начиная с навигации 1935 года, приступить к пе ревозке грузов на коммерче ских судах по Северному мор скому пути. Для выполнения этого полярниками была про делана исключительной важ ности работа, которая в свое время была отмечена партией и правительством. За успеш ное освоение Арктики тысячи полярников, моряков, летчи ков, ученых удостоились вы соких званий Героя Советско го Союза, Героя Социалисти ческого Труда и наград орде нами Советского Союза. Среди них—прославленные капитаны М. Белоусов, П. Пономарев, В. Воронин, А. Мелехов, по лярные летчики И. Мазурук, И. Черевичный, М. Водопья нов, Б . Чухновскпй, ученые 0. Шмидт, И. Папанин. Н. Зубов, В . Визе, М. Сомов, А. Трешников, Е . Толстиков, М. Острекпн н другие. С превращением Северного морского пути в планомерно действующую транспортную ма гистраль, имеющую жизненно важное значение не только для обширных районов крайнего Севера, но и всей страны, зна чительно вырос объем аркти ческих морских перевозок. На трассе Северного морско го пути построено несколько арктических портов, таких как Диксон, Т и к с и , Певек іі Про видение. Они обеспечивают морской флот бункерным топ ливом, пресной водой, соответ ствующим снабжением, а так же в состоянии отремонтиро вать судно, потерпевшее ава рию. Больших успехов добилась полярная авиация. На побе режье Ледовитого океана созда на п оборудована воздушная трасса. Полярные летчики ус пешно обслуживают научно-ис следовательские работы в Арк тике, на дрейфующих льдах и на островах, осуществляют ле довую авиационную разведку и помогают в проводке судов во льдах, занимаются достав кой грузов и пассажиров. За 25 лет среднегодовой объем перевозок грузов'и почты по воздуху увеличился в 9,2 раза, пассажирские перевозки — в 20 раз. Значительный вклад в освое ние и развитие крайнего Севе ра внесли геологи Главсевмор- пути. На основе выполненных ими геологоразведочных работ в районе крайнего Севера созда ны крупнейшие горнорудные предприятия, такие как Но рильский полиметаллический комбинат, «Воркутауголь», а также угольные рудники, обе спечивающие речной и морской транспорт топливом. В годы Великой Отечествен ной войны Северный морской путь обеспечивал снабжение крайнего Севера и золотопро мышленных районов Сибири. В послевоенные годы Северный морской путь обеспечил тран спортной работой бурный рост Для будущего флагмана ледокольного флота ЛЕНИНГРАД. Завод «Элек тросила» имени С. М. Ки рова выполняет заказ на изготовление мощных элек тродвигателей для первого атомного ледокола. На снимке: электросвар щик П. П. Тимофеев за сваркой втулки коллектора электродвигателя для атом ного ледокола. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. народного хозяйства на край нем Севере. Полярникам приходится ра ботать в довольно сложных и суровых прпродных условиях, но, несмотря на это, они ус пешно справляются с задачами, поставленными перед ними пар тией и правительством. Хорошо поработали в текущем году экипажи арктических судов Дальневосточного объединен ного пароходства. Заблаговре менная и тщательная подго товка помогла им в сжатые сроки навигации доставить мно гие тысячи тонн грузов в раз ные районы крайнего Севера. Первым судном, начавшим арк тическую навигацию, был паро ход «Ворошиловград». Значи тельных производственных ус пехов добились экипажи судов «Буденновск», «Брест», «Кеме рово», «Армавир». Онп доста вили снабжение в пункты се верной Чукотки. По два допол нительных рейса совершили за. время арктической навигации пароходы «Эльтон; , Ряжск?■, «Сталпно», работавшие на пере возке угля из Тикси, ІІевек. В успешном проведении аркти ческой навигации значитель ную роль сыграли ледоколы «А. Микоян», «Адмирал Мака ров», дизель-электроходы ле дового класса іі другие, обе спечившие проводку транспор тов. Из года в год, особенно за последний период, флот и порты Северного морского пути осна щаются новейшей техникой. В ближайшее время полярники получат на вооружение мощный ледокол на атомной энергии, а, также другие ледоколы значи тельной мощности. Накопленный полярными уче ными опыт позволил в связи с Международным геофизическим годом развернуть серьезные ис следования в Антарктике и до биться значительного успеха в этом деле. Еще большие задачи стоят перед полярниками в свете решений XX съезда КПСС. Они должны обеспечить регулярную связь по Северному мирскому пути между занадно-европей скими районами СССР и пор тами и пунктами Арктики и Дальнего Востока, добиться увеличения транзитных пере возок. Для этого необходимо улучшить навигационную об становку на трассе, шире раз вернуть исследовательские ра боты, связанные с лучшим освоением арктического пути, обеспечить введение в строй более мощных ледоколов и спе циализированного транспортно го флота, добиться дальнейше го развития арктических мор ских портов. Постоянно раз вивающиеся транспортные эко номические связи между евро пейской частью страны и Даль ним Востоком, между странами народной демократии Европы и Азии, а также дальнейший экономический и культурный рост районов крайнего Севера требуют еще большего внима ния * к развитию Северного морского пути с тем, чтобы он отвечал все возрастающим зап росам и нуждам нашего социа листического государства. 3 стр. 14 декабря 1967 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz