Полярная кочегарка. 1957 г., декабрь.

25 лет лавсевморпути Краем вековой глуши, за­ стоя, вымирающего местного населения я безраздельного господства суровой природы — таким недавно был далекий Север с его обширной террито­ рией, в которой можно легки уместить несколько крупных государств мира. Вызванный к жизни Великой Октябрьский социалистической революцией, сорокалетие которой так тор­ жественно отметил наш народ, он неузнаваемо преобразился за годы Советской власти. За короткий срок на крайнем Се­ вере выросли крупные посе­ дения с промышленными пред­ приятиями, широкой сетью культурно-бытовых учрежде­ ний. Прежде забитые и угнетен­ ные, народности Севера после Октябрьской революции полу­ чили равные права в дружной многонациональной семье тру­ дящихся социалистической ит- чизны. В политическом, экономиче­ ском и культурном росте край­ него Севера решающую роль сыграло освоение Северного морского пути. Обеспечивая транспортную связь европей­ ской части СССР с Дальним Востоком, оно дало сильный толчок процветанию этого края, богатого полезными ископаемы­ ми, лесом, рыбой, пушниной, еще больше повысило значе­ ние северных рек. Открытие морского пути вдоль северных берегов Сиби­ ри имеет свою многовековую историю. Отдельные его участ­ ки были пройдены землепро­ ходцами еще в XV II веке. Исторический переход из устья реки Колымы до Анадыря был совершен Семеном Дежневым. В первой половине XV III века огромный научный вклад в исследование Северного Ледо­ витого океана внесла великая северная экспедиция, поло­ жившая на карту побережье северной Азии. Энтузиастом открытия Се­ верного морского пути высту­ пил великий' русский ученый М. В. Ломоносов. Он писал тогда, что «усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою через изобретение восточного север­ ного мореплавания». В конце X IX века особую настойчивость в необходимости исследования Северного мор­ ского пути проявили выдаю­ щиеся русские ученые Мен­ делеев, Макаров, прогрессив­ ный промышленник Сидоров и другие. Однако научному предвиде­ нию великого мыслителя Ломо­ носова и мечтам других патрио­ тов суждено было осуществить­ ся только спустя много лет после победы Великой Октябрь­ ской социалистической револю­ ции. До 1917 года, то есть почти за пятьдесят лет, начи­ ная с 1876 года, когда были совершены первые коммерче­ ские плавания северным путем, через южную часть Карского моря прошло всего 92 неболь­ ших судна и было перевезено имя грузов в несколько раз меньше, чем перевозится их в настоящее время только за одну навигацию. Широкое и планомерное ос­ воение Северного морского пу­ ти, о котором когда-то мечтали прогрессивные ученые царской России, началось сразу после установления Советской власти. В 1918 году, несмотря на то, что в стране еще продол­ жалась война с белогвардей­ скими банда ми п иностранными интервентами, свирепствовали голод, тиф и разруха, прави­ тельство молодой Советской рес­ публики, возглавляемое В . И. Лениным, вносит решение об организации гидрографической экспедиции для исследования Северного Ледовитого океана. Из скудных ресурсов того вре­ мени были выделены необходи­ мые технические и денежные средства. Эта экспедиция по­ ложила начало систематиче­ скому изучению Северного мор­ ского пути и освоению приле­ гающих к нему районов. В 1920 году, когда Советская Россия переживала не меньшие трудности, вызванные голодом в промышленных центрах и повсеместным упадком хозяй­ ства, В. И. Ленин ставит перед моряками задачу — доставить в Архангельск сибирский хлеб по Карскому морю. Советские мо­ ряки с честью выполнили это задание. Более 10 тысяч тонн хлеба из устья Оби они доста­ вили для голодающего населе­ ния промышленных районов страны. Вскоре после этого В . И. ..Іенин подписывает постановле­ ние об ассигновании средств на обеспечение безопасности кораблевождения по Северному Ледовитому океану. Затем, спустя около года, учреждает­ ся «Плавучий морской науч­ ный институт». Перед ним ставилась задача проводить всестороннее исследование се­ верных морей, их островов и побережий. В восстановительный период и годы первой пятилетки было проведено несколько серьезных экспедиционных исследований арктических морей. Они позво­ лили накопить значительный опыт плавания в северных мо­ рях, что дало возможность уже в 1932 году на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» вы­ полнить экспедиционный рейс по Северному морскому пути в течение одной навигации. На основе выполненных на­ учно-исследовательских работ и накопленного практического опыта Коммунистическая пар­ тия и Советское правительство признали необходимым уско­ рить исследование и освоение Северного морского пути. Для этой цели постановлением СНК СССР от 17 декабря 1932 го­ да при Совете Народных Ко­ миссаров Союза ССР было соз­ дано Главное Управление Се­ верного морского пути, вошед­ шее в 1953 году в состав Ми­ нистерства Морского флота СССР. Перед ним ставилась задача — «...проложить окон­ чательно Северный морской путь от Белого моря до Берин­ гова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправно­ сти и обеспечить безопасность плавания по этому пути». С этого момента начинается новая веха в освоении и раз­ витии крайнего Севера. За 25 дет своего существования Глав­ ное Управление проделало зна­ чительную работу, способство­ вавшую политическому, эконо­ мическому п культурному подъему окраинных районов страны. Чтобы обеспечить безопас­ ность плавания по Северному морскому пути, полярники- гидрографы выполнили сотни тысяч километров морского и прибрежного промера, произ­ вели большой объем топогра­ фических съемок. За это вре­ мя Северный морской путь покрылся сетью радио-п элек­ тромаяков, были изданы лоции и морские карты для руковод­ ства при плавании в аркти­ ческих морях. Безопасность плавания потребовала также разработки ледовых и синоп­ тических прогнозов. С этой целью ученые Арктического института провели большую работу по исследованию Север­ ного Ледовитого океана, обога­ тили науку открытиями в об­ ласти географии, изучения морских течений, создали ос­ новы методики ледовых прог­ нозов. На островах и побе­ режье Северного Ледовитого океана создана широкая сеть полярных станций. Постоян­ ный характер приобрели и со­ ветские дрейфующие станции в центральном полярном бас­ сейне. Кроме того исследова­ ния арктических морей ведут­ ся также с помощью ледоко­ лов и полярной авиации. Те­ перь уже нет такого района в советской Арктике, где бы не ступала нога нашего уче­ ного. Уже первые итоги выпол­ ненных гидрографических и других научно-исследователь­ ских работ послужили основа­ нием для решения правитель­ ства, обязавшего Главсевмор- путь, начиная с навигации 1935 года, приступить к пе­ ревозке грузов на коммерче­ ских судах по Северному мор­ скому пути. Для выполнения этого полярниками была про­ делана исключительной важ­ ности работа, которая в свое время была отмечена партией и правительством. За успеш­ ное освоение Арктики тысячи полярников, моряков, летчи­ ков, ученых удостоились вы­ соких званий Героя Советско­ го Союза, Героя Социалисти­ ческого Труда и наград орде­ нами Советского Союза. Среди них—прославленные капитаны М. Белоусов, П. Пономарев, В. Воронин, А. Мелехов, по­ лярные летчики И. Мазурук, И. Черевичный, М. Водопья­ нов, Б . Чухновскпй, ученые 0. Шмидт, И. Папанин. Н. Зубов, В . Визе, М. Сомов, А. Трешников, Е . Толстиков, М. Острекпн н другие. С превращением Северного морского пути в планомерно действующую транспортную ма­ гистраль, имеющую жизненно важное значение не только для обширных районов крайнего Севера, но и всей страны, зна­ чительно вырос объем аркти­ ческих морских перевозок. На трассе Северного морско­ го пути построено несколько арктических портов, таких как Диксон, Т и к с и , Певек іі Про видение. Они обеспечивают морской флот бункерным топ­ ливом, пресной водой, соответ­ ствующим снабжением, а так­ же в состоянии отремонтиро­ вать судно, потерпевшее ава­ рию. Больших успехов добилась полярная авиация. На побе­ режье Ледовитого океана созда­ на п оборудована воздушная трасса. Полярные летчики ус­ пешно обслуживают научно-ис­ следовательские работы в Арк­ тике, на дрейфующих льдах и на островах, осуществляют ле­ довую авиационную разведку и помогают в проводке судов во льдах, занимаются достав­ кой грузов и пассажиров. За 25 лет среднегодовой объем перевозок грузов'и почты по воздуху увеличился в 9,2 раза, пассажирские перевозки — в 20 раз. Значительный вклад в освое­ ние и развитие крайнего Севе­ ра внесли геологи Главсевмор- пути. На основе выполненных ими геологоразведочных работ в районе крайнего Севера созда­ ны крупнейшие горнорудные предприятия, такие как Но­ рильский полиметаллический комбинат, «Воркутауголь», а также угольные рудники, обе­ спечивающие речной и морской транспорт топливом. В годы Великой Отечествен­ ной войны Северный морской путь обеспечивал снабжение крайнего Севера и золотопро­ мышленных районов Сибири. В послевоенные годы Северный морской путь обеспечил тран­ спортной работой бурный рост Для будущего флагмана ледокольного флота ЛЕНИНГРАД. Завод «Элек­ тросила» имени С. М. Ки­ рова выполняет заказ на изготовление мощных элек­ тродвигателей для первого атомного ледокола. На снимке: электросвар­ щик П. П. Тимофеев за сваркой втулки коллектора электродвигателя для атом­ ного ледокола. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. народного хозяйства на край­ нем Севере. Полярникам приходится ра­ ботать в довольно сложных и суровых прпродных условиях, но, несмотря на это, они ус­ пешно справляются с задачами, поставленными перед ними пар­ тией и правительством. Хорошо поработали в текущем году экипажи арктических судов Дальневосточного объединен­ ного пароходства. Заблаговре­ менная и тщательная подго­ товка помогла им в сжатые сроки навигации доставить мно­ гие тысячи тонн грузов в раз­ ные районы крайнего Севера. Первым судном, начавшим арк­ тическую навигацию, был паро­ ход «Ворошиловград». Значи­ тельных производственных ус­ пехов добились экипажи судов «Буденновск», «Брест», «Кеме­ рово», «Армавир». Онп доста­ вили снабжение в пункты се­ верной Чукотки. По два допол­ нительных рейса совершили за. время арктической навигации пароходы «Эльтон; , Ряжск?■, «Сталпно», работавшие на пере­ возке угля из Тикси, ІІевек. В успешном проведении аркти­ ческой навигации значитель­ ную роль сыграли ледоколы «А. Микоян», «Адмирал Мака­ ров», дизель-электроходы ле­ дового класса іі другие, обе­ спечившие проводку транспор­ тов. Из года в год, особенно за последний период, флот и порты Северного морского пути осна­ щаются новейшей техникой. В ближайшее время полярники получат на вооружение мощный ледокол на атомной энергии, а, также другие ледоколы значи­ тельной мощности. Накопленный полярными уче­ ными опыт позволил в связи с Международным геофизическим годом развернуть серьезные ис­ следования в Антарктике и до­ биться значительного успеха в этом деле. Еще большие задачи стоят перед полярниками в свете решений XX съезда КПСС. Они должны обеспечить регулярную связь по Северному мирскому пути между занадно-европей­ скими районами СССР и пор­ тами и пунктами Арктики и Дальнего Востока, добиться увеличения транзитных пере­ возок. Для этого необходимо улучшить навигационную об­ становку на трассе, шире раз­ вернуть исследовательские ра­ боты, связанные с лучшим освоением арктического пути, обеспечить введение в строй более мощных ледоколов и спе­ циализированного транспортно­ го флота, добиться дальнейше­ го развития арктических мор­ ских портов. Постоянно раз­ вивающиеся транспортные эко­ номические связи между евро­ пейской частью страны и Даль­ ним Востоком, между странами народной демократии Европы и Азии, а также дальнейший экономический и культурный рост районов крайнего Севера требуют еще большего внима­ ния * к развитию Северного морского пути с тем, чтобы он отвечал все возрастающим зап­ росам и нуждам нашего социа­ листического государства. 3 стр. 14 декабря 1967 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz