Полярная кочегарка. 1957 г., декабрь.
ДРУЗЬЯМ МОРЯКАМ В те дни, когда страна отме чает двадцатипятилетие Севмор- пути, у нас лежит плотная тьма полярной ночи. В водах северных м о р е й бушуют жестокие штормы, крепнут морозы,' растет лед. Но шалая стихия студеного моря не в силах сковать морские тро пы советских стальных кораблей. Из Мурманска, Архашельска п других портов высоких широт идут они в дальние рейсы, пере возя в .своих трюмах жизненно важные грузы страны. Один из таких маршрутов ве дет далеко на север, к земле ледников п остроконечных гор. Это—торная тропа русских моря ков: еще в X III веке сюда плава ли на утлых лодьях архангель ские поморы; во второй половине XV III столетия отсюда по проекту Ломоносова были предприняты поиски морского прохода север ным путем к Камчатке; тридцать лет тому назад здесь начали свое существование советские уголь ные предприятия. Остров Шпицберген. Утопаю щие во мраке горы, черное небо, черная вода. И когда корабль, обогнув Шпицберген с запада, входит в один и^ крупнейших за- лпвов острова—Айс-фьорд, —уже от мыса, названного именем зна менитого русского помора Ивана Старостина, навстречу выплывают из тьмы мерцающие огни поселе ний: слева — Грумант, справа — Баренцбург. А если круто повер нуть на север, то в конце этого долго незамерзающего залива вспыхнут огоньки и третьего руд ника — Пирамиды. Советские угольные предприятия на острове Шпицберген. Здесь и в ослепительно яркий полярный день, и в глубоком мраке поляр н о й ночи — круглый год. не угасая ни на минуту, в недрах вечной мерзлоты идет борьба шахтеров за черное золото—хлеб промышленности страны социа лизма. Суровы условия труда шахте ров на этом острове. Сорвется ураганный ветер— разрушит де ревянную галерею между Гру- мантом и Нортом Кольсбей; встре тится на пути подземных ско роходов Пирамиды порода, о ко торую дробятся даже стальные буры; в лаве рудника Баренц бург через трещины боковых по род беспрерывно течет морская вода, а в шахте и на поверхно сти минусовая температура,—мно го и больших, и малых препят- □ □ □ Открытое письмо □ □ □ суровая природа Постоян- ствий чинит края на пути горняка, но приходится прилагать немало усилий для того, чтоб пробить себе путь к углю, чтоб взять его, вырвать из цепких объятий вечной мерзлоты. Но советский шахтер не при вык отступать перед трудностями. Его задача, преодолев их, дать Родине столько угля, сколько она требует. И шахтеры Шпиц бергена верны этому горняцкому закону: они регулярно перевы полняют государственные пла ны. Возьму, к примеру, нашу бри гаду. Она состоит из шести про ходчиков—людей, приехавших из Донбасса и Подмосковного бас сейна: Графов, Тищенко, Шашок, Прокофьев, Павлов. Коллектив небольшой, но спаянный прочно, трудится старательно, дружно. Сейчас бригада проходит отка точный штрек. В прошлом месяце при плане 45 погонных метров мы прошли 53. В декабре нам увеличили план на 10 метров. Но реблта решили: к двадцатиплти- летию Іевморпути превзойти и это задание. Слово свое они держат с честью — систематически вы полняют производственные нор мы на '120—130 процентов. Известно, чем больше пройдепо горных выработок, тем надежнее фронт работы для добычных бригад, тем больше угля. Немало внимания уделяется на наших рудниках подготовительным рабо там—завтрашнему дню шахт. Вот почему трест «Арктикуголь'> вы полнил одиннадцатимесячное го сударственное задание по про хождению основных горных выра боток на 114,9 процента. Особен но велика заслуга в этом проход чиков бригад Ивана Косинова, Федора Горяева и других. Успех проходчиков обеспечива ет условия для высокопроизводи тельного труда добычников. На наших рудниках нет ни одного шахтера, не выполняющего норм выработки. А навалоотбойщики бригад Тимофея Козика, Якова Рака, Александра Емашева и дру гих вырабатывают по полторы— две нормы в смену. Именно это и дало возможность тресту «Арк- № 98 (1092) тикуголь» выпол нить одиннадцатиме- сячноѳ задание по добыче топлива на 109,7 процента и дать Родине десятки тысяч тонн угля сверх плана. А такое предприятие треста как рудник Пирами да еще ко дню со роковой годовщины Великого Октября завершило свое го довое .задание. По сравнению с соот ветствующим периодом прошло го года добыча угля по тресту возросла на 10,5 процента. Толь ко за десять месяцев нынешнего года экономия государственных средств за счет снижения себе стоимости тонны добываемого топ лива превышает по тресту полто ра миллиона рублей. Повышается п качество угля. И все это достигнуто благодаря тому, что и в этом отдаленном уголке земного шара Родина не забывает о нас—советских шахте рах.Она вооружает нас хорошей гор ной техникой—врубовками и элек тровозами, транспортерами и по родопогрузочными машинами, мощ ными вентиляторами и насосами. Оборудование, одежда, продукты питания доставляются к нам на остров кораблями Северного мор ского флота. Они же, эти корабли, увозят от нас уголь, отвоеванный у царства вечной мерзлоты. На 5,5 процента угля больше плана увезли в этом году с острова ко рабли Севморпути. II каждый раз, когда они от ходят от причалов наших шпиц бергенских портов, мы с волне нием провожаем их в трудный путь. Во мраке полярной ночи медленно тают их огоньки. Но мы знаем, они неугасимы: пробив шись сквозь штормы и пурги сту деного моря, огни кораблей со льются с большими огнями Ро дины. Так было сегодня, вчера- все 25 лет, которые сроднили полярного шахтера и моряка Сев- морпути. В день двадцатипятилетия этого содружества мы, шахтеры-поляр ники, говорим вам: доброго пла вания, товарищи! АНАТОЛИЙ ЖЕРДЕВ, бригадир проходчиков рудника Б ар ен цбу р г, н аір аж дсаиы й Почетной грамотой Министерства морского флота ССС Р . ПОЛЯРІІвЯ КОЧИЧИЖЛ Орган профкома советских угольных рудников на Шпицбергене Пролетарии всех, стран, соединяйтесь! Субота, 14 декабря 1957 г. Годнздакня 10-й ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ НАРОДНЫХ СУДОВ I ыьячи тонн груьов перевез неутомимый т р у ж е н и к—б у кс ир ный пароход „Д о н б а с с ". Ему немногим больше года „о т роду", но он у ж е успел пройти не одну ты с я ч у киломѳт» ров по водам Ай с-фиогд а. Назвали пароход „Д о н б а с с о м " недаром. Э т о имя — символ нер а зры в н ой связи горня ко в полярников и моряков Севморпути. На снимке; пароход „Донбасс" на пути к Пирамиде, Фото А . Манькова, Города и села страны готовятся к выборам народных судов. Завтра —выборы народных су дов РСФСР. На Московском заво де малолитражных авто мобилей выступают ра ботники суда п про куратуры Ждановского района, на территории Которого расположено предприятие. В Грузинской ССР, где выборы назначены на 22 декабря, обра зованы избирательные округа, утверждены их границы. Тысячи аги таторов проводят среди избирателей беседы о великих преимущест вах советской демокра тии перед буржуазной, о демократических ос новах советского судо устройства, разъясняют положение о выбо рах. В библиотеках Аш хабада , Чарджоу и других городов Турк мении открыты вы ставки книжно - иллю стративных материа лов. рассказывающих о характере и задачах народного суда. Подготовка к выбо рам народных судей и заседателей проходит в Таджикистане, Кир гизии, Армении, Литве, на Сахалине. Декларация и Манифест мира— программа действий На советских уголь ных пре д п р и я т и я х Шпицбергена проходит обсуждение итогов мос ковского совещания представителей комму нистических и рабочих партий социалистиче ских стран. Полярники сердечно приветствуют принятые на совеща нии исторические до кументы— Декларацию и Манифест мира. Оживленные собра ния состоялись на уча стках и в цехах руд ника Баренцбург. Здесь с докладом и беседами перед трудящимися вы ступают а к т и в и с т ы профорганизации, ин женерно - технические работники. — Мы хорошо зна ем. что такое война,— заявил на собрании трудящихся стройцеха плотник тов. Довго- пол, —И потому, каж дый из нас от всей ду ши приветствует доку менты московских со вещании. В них мы видим могучее средст во дальнейшего укреп ления социалистиче ского лагеря. Ответим на Манифест мира но выми успехами в тру де. С. ИВАНОВ, оекротарі) профбюро.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz