Полярная кочегарка. 1957 г., апрель.
ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР На днях на Бермудских ос тровах происходило совещание президента Соединенных Шта гов Америки Эйзенхауэра и премьер-министра Великобри тании Макмиллана. Как видно из коммюнике, опубликованно го по окончании этого совеща ния, президент США п премьер- министр Великобритании обсу дили широкий круг вопросов, касающихся положения в раз личных частях мира и затра гивающих интересы многих го сударств, Подготовка к пере говорам между президентом Эйзенхауэром и премьер-мини стром Макмилланом и само их совещание проходили в обста новке секретности, По сообще ниям печати, дело не ограни чилось принятием официально го коммюнике, опубликованно го по окончании переговоров, а по ряду вопросов были за ключены секретные соглаше ния, чего, но существу, не от рицает ни правительство США, ни правительство Великобрита нии. Не подлежит сомнению, что совещание глав правительств двух крупных западных дер жав, к тому же принадлежа щих к постоянным членам Со вета Безопасности Организации Объединенных Наций и несу щих особую ответственность перед народами за поддержа ние мира и международной безопасности, является немало важным событием • в междуна родной жизни, и принятые на этом совещании решения дале ко не безразличны для других государств. Уже та часть работы Бермуд ского совещания, которая на шла отражение в опубликован ном коммюнике, дает основа ние судить о характере сове щания и направленности при нятых на нем решений. В коммюнике Бермудского совещания говорится, что его участники «признают свою от ветственность за поиски коор динации своей внешней поли тики в интересах мира в ус ловиях справедливости». Мож но было бы ожидать, что ру ководители правительств США и Великобритании, исходя из этой своей ответственности за дело мира, направят своп уси лия на достижение решений, которые способствовали бы смягчению международной на пряженности и развитию мир ного сотрудничества между все ми странами. Можно было бы, в частости , ожидать, что уча стники Бермудского совещания внесут свой вклад в разреше ние таких волнующих все че ловечество вопросов, как пре кращение гонки вооружений, устранение угрозы атомной войны, оздоровление обстанов ки в районах, где в настоящее время сложилось напряженное положение, например, на Ближ нем и Среднем Востоке. К сожалению, в совместном заявлении участников Бермуд ского совещания нет и следа такого конструктивного подхода к важнейшим международным проблемам наших дней. Известно, что проблема ра зоружения является важнейшей проблемой современности, ре шение которой имеет первосте пенное значение для сохране ния мира. Можно ли сказать, что уча стники Бермудского совещания внесли какой-либо вклад в ре шение этой проблемы? Нет, этого сказать нельзя. Ссылаясь на отсутствие меж дународного соглашения в воп росе разоружения, достижение которого, как известно, все время наталкивается на упор ное сопротивление со стороны западных держав, прежде всего, США и Великобритании, уча стники совещания заявляют, что их безопасность «должна и впредь зависеть в значитель ной степени от ядерного сдер живающего фактора». Таким образом, правитель ства США п Великобритании погірежнему делают ставку на гонку в области производства таких опасных видов оружия массового уничтожения, как атомное в водородное. Игнорируя волю народов, а также парламентов и прави тельств стран, представляющих большинство человечества, пре зидент США и премьер Вели кобритании заявили в своем коммюнике, что в дальнейшем ядерные испытания «совершен но необходимы». Всякому понятно, что в све те этих заявлений об ориен тации на «ядерный фактор» содержащееся в коммюнике Бермудского совещания утвер ждение, что США и Велико британия будут проявлять сдержанность при проведении испытаний ядерного оружия н готовы заранее информировать ООН о проведении таких ис пытаний, ни в какой мере не способствует разрешению про блемы прекращения испытаний этих видов оружия. На самом деле, такое утвер ждение означает попытку под менить немедленное прекраще ние этих испытаний наблюде нием за ними и тем самым, по существу, узаконить гонку атомного вооружения. Это за явление предназначено пови- димому для того, чтобы в ка кой-то мере усыпить мировое общественное мнение, настоя тельно требующее немедленно го прекращения испытаний ядерного оружия и принятия эффективных мер по неотлож ному и безусловному запреще нию этого оружия. Советское правительство счи тало и продолжает считать, что, когда речь идет о принятии мер по предотвращению угро зы атомной войны, не должно быть места для дипломатиче ских маневров и уловок. СССР со всей решительностью вы ступает за безотлагательное достижение соглашения дер жав о запрещении атомного и водородного оружия, как оружия массового истребления, пред ставляющего особую опасность для мирного населениям первую очередь, для государств с наи большей концентрацией насе ления, а также материальных и культурных богатств на от носительно небольших террито риях . Стремясь всемерно облег чить достижение этой благо родной цели, советское прави тельство считает целесообраз ным выделить из общей проб лемы разоружения вопрос о прекращении испытаний ядер ного оружия и решить его самостоятельно уже теперь, не связывая это с договоренностью по другим воиросам разоруже ния. Если правительства неко торых западных держав не согласны в настоящее время пойти на полный отказ от испытаний ядерного оружия, то правительство СССР готово, в качестве первого шага в этом направлении, заключить соглашение о временном пре кращении испытаний ядерного оружия на определенный срок. Чем объяснить, что прави тельства США и Великобрита нии отклоняют предложения, направленные на запрещение атомного и водородного ору жия, в том числе и предложе- ние о немедленном прекраще нии испытаний этого оружия?' Ответ может быть только один: они взяли курс на пря мую подготовку к атомной вой не. Об этом свидетельствует также и принятое на Бермуд ских островах решение о іом, что Соединенные Штаты предо ставят Великобритании управ ляемые снаряды (ракеты) для использования их английскими вооруженными силами. Из это го следует, что территория Великобритании будет теперь использоваться не только для размещения американской бом бардировочной авиации, снаб женной атомным оружием, но и в качестве стартовой пло щадки для запуска ракет с атомными зарядами. Нельзя не видеть, что правительство Ве ликобритании, принимая такое решение, ставит английский народ перед лицом гибельных последствий неизбежного ответ ного атомного удара в случае развязывания агрессии участ никами НАТО. Советское правительство счи тает своим долгом обратить внимание правительств США и Великобритании на то, что путь подготовки атомной вой ны, па который они все более открыто становятся, — это путь катастрофы для тех, кто пы тается навязать такую войну другим. С установкой на дальней шую гонку вооружения и под готовку атомной войны непос редственно связано и решение Бермудского совещания, нап равленное на расширение и активизацию агрессивного Се веро-атлантическою и Багдад ского блоков. В коммюнике прямо гово рится, что правительства США и Великобритании считают деятельность Северо - атланти ческого блока «краеугольным камнем их политики на Запа де». Оба правительства заяв ляют о своей «совместной за интересованности в развитии европейского единства в рам ках атлантического сообще ства». Проще говоря. США при поддержке Великобритании на мерены продолжать в Европе преяснюю политику раскола этого континента на противо поставленные друг другу воен ные группировки, фактической оккупации территории западно европейских государств аме риканскими войсками, подчи нения этих государств страте гическим планам Северо-атлан тического блока, в котором определяющую роль играют все те же Соединенные Ш та ты, не отказавшиеся от поли тики с позиции силы, полили ки бряцания оружием. Никакие попытки замаски ровать подлинную сущность агрессивного Северо - атланти ческого блока с пояощыо фраз об интересах «безопасности» западных стран не могут скрыть фактов, известных всем. Вот эти факты. Агрессивная политика за падных держав, нашедшая свое наиболее откровенное выраже ние в Атлантическом пакте, привела к невиданной ранее гонке вооружений, бремя кото рой ложится на плечи широ ких народных масс. По пос ледним данным, только прямые военные расходы государств, входящих в Атлантический блок, составили за семь лет его существования громадную сум му— 372 миллиарда долларов— ежегодно в среднем по 122 доллара на душу населения этих стран. Если учесть, что, согласно официальной стати стике, средний годовой доход на душу населения европей ских стран в 1955 году соста вил лишь 175 долларов, то яс но видно, во что обходится на родам эта гонка вооружений. Атлантический блок расчи стил путь ремилитаризации За падной Германии и привел к тому, что в руки солдат воз рождаемого немецкого вермах та, еще недавно маршировав ших, сея смерть и разруше ния, по улицам городов и сел Франции, Норвегии, Дании, Бельгии, Голландии и других европейских государств, сегод ня снова вложено оружие. Более того, организаторы Ат лантического блока намерены предоставить западногерман ской военщине самое опасное оружие — атомное. Вместе с тем, Северо-атлан тический блок несет бедствия и германскому народу, нагро мождая новые препятствия на пути восстанонления нацио нального единства Германии и подвергая немцев опасности новой, еще более разрушитель ной, войны со всеми ее тяже лыми последствиями для гер манского народа. Агрессивная политика Атлан тического блока привела к раз рыву традиционных экономи ческих и торговых связей европейских государств, ведет ко все большему подчинению экономики западноевропейских стран интересам американских монополий, для которых гонка вооружений, эксплуатация дру гих стран и народов — золо тое дно для извлечения новых прибылей. Атлантическая политика при вела к ослаблению роли запад ноевропейских государств в решении международных дел, к усилению вражды и недове рия в отношениях между госу дарствами. Она, эта политика, вносит неуверенность в нацио нальную жизнь западноевро пейских стран и держит их в постоянном страхе перед воен ной опасностью, являющейся продуктом собственных дейст вий организаторов Атлантиче ского блока. Таковы «блага», которые принес агрессивный Северо атлантический блок народам западноевропейских государств. ными очагами которых нави сает тень истребительной вой ны, проявляют законную тре вогу в связи с провозглаше нием участниками Бермудско го совещания намерения про должать политику, «краеуголь ным камнем» которой являет ся агрессивный Северо-атлан- тпческий блок. На Бермудском совещании обсуждались также вопросы, связанные с положением на Ближнем и Среднем Востоке. Главным результатом этого об суждения явилось соглашение о том, что США будут активно участвовать в работе военной комиссии Багдадского пакта. Таким образом, Соединенные Штаты становятся участником этого колониалистского и аг рессивного по своей природе блока, созданного с .целью порабощения народов Востока. Это является лишним дока зательством агрессивности внешнеполитического курса США на Ближнем и Среднем Востоке, выраженного в так называемой «доктрине Эйзен хауэра». Если до сих пор правительство Соединенных Штатов старалось формально отмежевываться от колониаль ной политики Великобритании в этом районе и выдавать себя за противника колониальных порядков, то в настоящее вре мя легенде об «антиколониализ ме» США, которую усердно распространяла американская пропаганда, кладется кинец. Маска сброшена, и отныне США открыто выступают еди ным фронтом со старыми коло ниальными державами— Вели кобританией п Францией—в их попытках восстановить колони альные порядки в странах Ближнего и Среднего Востока. Именно так и расценивается фактическое присоединение США к Багдадскому пакту в странах этого района. Такая политика правящих кругов С-ІПА выражает стремление этих американских кругов от теснить Англию и Францию, занять прежние колониалист ские позиции указанных стран на Ближнем и Среднем Востоке. Нетрудно поэтому понять, почему правительства западных держав заняли отрицательную позицию в отношении предло жений советского правительства относительно принятия декла раций, принципами которых должны руководствоваться ве ликие державы в своих от ношениях со странами Ближ него и Среднего Востика. Пра вительства США и Великобри тании не хотят отказаться от своей политики грубого вмеша тельства во внутренние дела государств Ближнего и Сред него Востока и попрежнему рассматривают их в качестве объекта для колониальной эк сплуатации. Советское правительство со своей стороны убеждено, что если искренне стремиться к миру на Ближнем и Среднем Востоке и уважать независи мость стран этого района, то невозможно оставаться на по зиции уклонения от таких предложений, как совместное (Окончание на 4 стр.). Вполне можно понять, что „ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА" европейские народы, над мир-| 3 стр. 3 апреля 1957 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz