Полярная кочегарка. 1956 г., май.
ЮѴ .м 'J I ' К ЛЯ ОБЛ.БИБЛИОТЕКА П р о л е т а р и и в с е х с т р а н ^ с о е д и н я й т е с ь ! поаярняя КОВДГЯШ Орган профкома советских угольных рудников на Шпицбергене Среда 23 м а я 1956 г. №42 (932) Год издания 9-й Новое сокращение численности советских войсн и вооружений лучше всяких слов по казывает, что Советский Союз являет ся искренним и верным поборником мира, искренним и верным поборником смягчения международной напряженности. (Из заявления правительства СССР по вопросу о разоружении). ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР ПО ВОПРОСУ О РАЗОРУЖЕНИИ Ныне все признают, что ' в последнее время достигнуто смягчение напряженности в международных отношениях. 'Потушены очаги войны, кото- чЧГ рые еще недавно грозили пре вратиться в новый мировой конфликт. Достигнуты опреде ленные результаты по урегу лированию некоторых нерешен ных политических проблем в Азии и Европе. Это достигну то путем переговоров между заинтересованными государ ствами. В последнее время значитель но расширились связи между государствами, возобновились ^ встречи и контакты между го- сударственными деятелями ве ликих держав. На этих встре чах стали обсуждаться важные международные проблемы, в том числе и вопросы, по кото рым имеются разногласия, усилились поиски путей по согласованию взглядов п пози ций государств с различным . общественным устройством. ' Во всех странах крепнут позиции сторонников междуна родного сотрудничества. Обра зовалась обширная зона мира, включающая большие и малые государства, охватывающая большинство населения земно го шара. # у Все это содействовало умень- > ' шению международной напря женности, укреплению мира. Это не только результат дея тельности правительств. Здесь оказали свое огромное влияние рост сил народов и их стрем ление к миру, к мирному со существованию государств. В этом состоит важный результат многих усилий народов упро чить мир, обеспечить развитие международного сотрудничества в интересах мирного строитель- w ства и подъема благосостояния Т народов. Не следует, однако, успока иваться на достигнутом. Нап ряженность в международных отношениях все еще не устра нена, еще не создано необхо димое доверие в отношениях между государствами, а агрес сивные силы некоторых госу дарств пытаются проводить свою старую линию, враждеб ную интересам мира. Главным препятствием на пути к дальнейшему ослабле нию международной на тяжен ности является продолжающая ся гонка вооружений. Несмот ря на бесспорное улучшение международной обстановки, до стигнутое за последнее время, государства все еще содержат разбухшие вооруженные силы. Продолжается накапливание ^ запасов атомных и водородных бомб. Миллионы молодых лю дей поставлены под ружье, оторваны от мирного созида тельного труда. В продолжении гонки воору жений, в росте милитаризма заинтересованы. те влиятель ные круги, и прежде всего крупные монополии, которые занимаются производством ору жия и наживают громадные барыши на поставках воору жения. Именно эти агрессив ные круги, пользующиеся большим влиянием в некото рых странах, стремятся сей час помешать дальнейшей раз рядке напряженности в между народных отношениях, сохра нить искусственно взвинчивае мую военную конъюнктуру. С деятельностью этих кру гов связано продолжение та ких мероприятий холодной войны, как создание и расши рение в ряде районов мира агрессивных военных группи ровок, организация военных баз на чужих территориях, раздувание военных бюджетов. Такое положение, конечно, обеспечивает неслыханные прибыли крупным монополиям, но оно несовместимо с жизнен ными интересами народных масс. Нынешние непомерно раздутые военные бюджеты капиталистических государств означают высокие налоги на заработки и доходы трудящих ся, дальнейшее повышение цен на предметы массового потребления, ухудшение жиз ненных условий народных масс. Чем больше средств идет на увеличение вооруже ний, тем меньше средств ос тается на мирное строитель ство, на развитие экономики, на нужды образования и здра воохранения, на оказание по мощи слаборазвитым странам и районам. ■ Народы не могут мириться с таким положением, которое вызвано ростом взваленной на них тяжести чудовищно раз дувшегося милитаризма. Но если не мирные потреб ности, а гонка вооружений становится основой развития экономики, если все большие материальные ценности пожи раются разбухшими вооружен ными силами государств и многомиллиардные суммы еже годно расходуются только для того, чтобы заменить еще вче ра произведенное, а сегодня уже устаревшее вооружение новым вооружением, то такая экономика покоится на шат ком, ненадежном основании. Она чревата опасной неустой чивостью, экономической ката строфой. В прошлом, как известно, гонка вооружений приводила, в конечном счете, к войне. Об этомговорпт опыт как первой, так ’ и второй мировых войн. Народы на себе испытали всю тяжесть этих войн. Эти войны унесли в могилу многие мил лионы человеческих жизней, причинили народам колоссаль ные бедствия, повели к раз рушению тысяч городов и де сятков тысяч деревень Европы, Азии, Африки, к уничтожению богатств, созданных трудом ря да поколений. Возникновение третьей мировой войны в сов ременных условиях, когда имеются такие виды оружия, как атомные и водородные бомбы и такие средства их доставки как дальние бомбар дировщики, как баллистические ракеты, которые могут доста вить указанное оружие в лю бой пункт земного шара, пове ло бы к гораздо более тяже лым человеческим жертвам, к несравненно большим мате риальным потерям, к уничто жению крупнейших городов и промышленных центров, к раз рушению целых районов и об ластей, особенно в странах с высоким промышленным разви тием и большой плотностью на селения. Сложившееся положение тре бует от народов „и от прави тельств, несущих ответствен ность за судьбы своих госу дарств, принятия действенных мер к прекращению гонки во оружений, к предотвращению возможности возникновения но вой войны. Дальнейшее улуч шение международного положе ния может и должно быть до стигнуто, прежде всего, на пу тях сокращения вооружений, на путях проведения эффек тивных мер, направленных к разоружению. Что касается Советского Союза, то он сра зу же после окончания второй мировой войны провел ряд меро приятий по решительному сок ращению своих вооруженных сил военного времени, демоби лизовав из Советской" Армии 33 призывных возраста. Кроме того, Советский Союз на протяжении всех послевоен ных лет упорно добивался в Организации Объединенных Наций достижения международ ного соглашения по вопросам разоружения и вносил с этой целью соответствующие пред ложения. По предложению Советского Союза, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла еще в 1946 году решение о всеобщем сок ращении вооружений и запре щении атомного оружия. Одна ко это решение не получило до спх пор практического осу ществления. Когда дело косну лось выработки конкретных ме роприятий по выполнению это го решения, то со стороны за падных держав стали выдви гаться разного рода возражения против этого. Советское правительство счи тало и считает, что решение проблемы разоружения должно обеспечить запрещение атом ного и водородного оружия II решительное сокращение обыч ных вооруженных сил. Оно всегда добивалось, чтобы все эти мероприятия проводились государствамп под соответст вующим международным конт ролем. Советское правительст во предложило установить меж дународный контроль на всех крупных аэродромах, железно дорожных узлах, в портах и важных узлах шоссейных до рог, чтобы иметь возможность предупредить внезапное напа дение агрессора. Учитывая, что в нынешних условиях особую опасность для народов представляет атом ная война, Советское прави тельство придает важнейшее значение запрещению атомно го и водородного оружия. Именно поэтому мы предлага ли и предлагаем безотлагатель но принять решение о полном запрещении атомного и водород ного оружия, о прекращении его производства и об уничтоже нии имеющихся запасов этого оружия с тем, чтобы великое открытие человечества—атом ная энергия служила исклю чителыю мирным целям. Это советское предложение натолк нулось на возражения со сто роны Соединенных Штатов Америки и других западных держав. Эти возражения выдви гались все снова и снова, под предлогом будто не удается договориться об установлении международного контроля, хо тя Советский Союз не только не возражал против междуна родного контроля, но, напротив, настаивал на необходимости установления такого контроля. Отказываются принять и предложение Советского Союза о запрещении испытаний атом ного и водородного оружия. Как известно, Советский Союз не ограничился внесе нием предложения о полном и безусловном запрещении атом ного оружия с изъятием его из вооружений государств. Ви дя, что со стороны Соединен ных Штатов Америки и дру гих западных держав нет же лания встать на этот путь, Правительство СССР предложи ло сделать хотя бы первый шаг в этом направлении. Со ветское правительство внесло предложение о том, чтобы ве ликие державы торжественно заявили, что они не будут применять атомное оруяше и отказываются от его использо вания. Принятие державами на себя такого обязательства означало бы морально-полити ческое осуждение атомного оружия. Это обязательство мог ло быть принято без каких- либо оттяжек и, конечно, сыграло оы свою важную роль в у страиенпп угрозы атомной войны. Эти предложения Советского Союза, которые нашли полную поддержку со стороны Китая, Польши, Чехословакии и дру гих стран народной демокра тии, как п со стороны ряда других государств, соответст вовали известному международ ному соглашению, принятому после первой мировой войны многими государствамп об от казе от использования хими ческого и бактериологического оружия, что, как известно, сыграло положительную роль и оказало сдерживающее вли яние в отношении применения этих видов оружия. Несомнен но, отказ от использования атомного оружия отвечает ин тересам всех народов, причем принятие па себя такого обя зательства государствами н, прежде всего, великими дер жавами повело бы к улучше нию международной обстанов ки. Западные державы не пошли, однако, и на это пред ложение, хотя в данном слу чае они не могли сослаться на трудности установления международного контроля, так как дело шло лишь о морально- политическом обязательстве и 0 том, чтобы без дальнейших отлагательств добиться со сто роны всех великих держав первого., соглашения, направ ленного против атомной войны. Все это показывает, что Советский Союз добивался и добивается безотлагательного решения вопроса о запрещении атомного п водородного оружия, и уже теперь—проведения пер вых шагов в этом направлении. До спх пор не удалось до биться такого рода соглашений ввиду отрицательной позиции, занятой Соединенными Штата ми Америки и их западными партнерами. Отказываясь пойти по пути запрещения атомного и водород ного оружия, западные держа вы ссылались на то, что Со ветский Союз имеет преиму щество перед западными дер жавами в обычных вооружени ях к что западные державы могут пойти на запрещение атомного оружия только после значительного сокращения обычных вооружений. С этой целью они внесли предложение об установлении предельных уровней вооруженных сил для пяти великих держав, а имен но: для СССР, Соединенных Штатов Америки п Китая от 1 до 1,5 миллиона человек, а для Англии и Франции по 650 тысяч человек. Чтобы не затягивать решения вопросов о разоружении и добиться неко-/ (Окончание на 2-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz