Полярная кочегарка. 1956 г., июнь.
2 П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 13 июня 1956 г., № 48 (938) Почему культ личнос ти чужд духу марксизма - ленинизма? На XX съезде Коммунисти ческой партии Советского Сою за. разработавшем грандиоз ную программу дальнейшего движения нашей страны по пути к коммунизму, получил глубокое марксистско-ленин ское освещение вопрос о ре шающей роли в социалистиче ском строительстве народных масс, руководимых партией, и о вреде культа личности. Съезд решительно осудил культ лич ности как чуждый духу мар ксизм а,-ленинизма. 1! резолюции XX съезда пар тии по отчетному докладу ЦК КПСС говорится. „Для повышения ак тивности коммунистов и всех трудящихся важ ное значение имело ши рокое разъяснение мар ксистско-ленинскою по нимания роли личности в истории. Съезд счита ет, что Центральный Комитет совершенно правильно выступил про тив культа личности, распространение которо го умаляло роль партии и народных масс, при нижало роль коллектив ного руководства ' 'в пар тии и нередко приводи ло к серьезным упущени ям в работе, и поручает Центральному Комите ту не ослаблять борьбы против пережитков куль та личности, во всей своей деятельности исхо дить из того, что под линными творцами новой жизни являются народ ные массы, руководимые Коммунистической пар тией '• Это решение XX съезда. КПСС встретило единодушное одобрение всей партии, всего советского народа. Почему паша партия раз вернул;!. решительную борьбу против культа личности и его последствий'' Потому что культ личности означает непомерное возвеличение отдельных лю дей, наделение их сверхъесте ственными чертами и' качест вами, превращение их чуть ли не в чудотворцев и прекло нение перед ними. Подобные неправильные, чуждые духу марксизма-ленинизма представ ления о человеке, а именно о II. И. Сталине, сложились ■и культивировались у нас много лет. Бесспорно, что П. II. Сталии имеет большие заслуги перед нашей партией, рабочим клас сом и перед международным рабочим движением. Общеиз вестна его роль в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской вой не, в борьбе за построение социализма, Занимая важный пост генерального секретаря ЦК партии, II I!. Сталин выд винулся в число руководящих деятелей партии и Советского государства. Он активно, осо бенно 1 ! первые годы после смерти Ленина, вместе с дру гими членами ЦК боролся за ленинизм, против извратителей и врагов ленинского учения. (талин являлся одним из сильнейших марксистов, его труды, его логика, воля ока зывали большое воздействие на кадры, на работу партии. Руководствуясь учением ве ликого Ленина, партия во гла ве с Центральным Комитетом развернула большую работу ио индустриализации страны, коллективизации сельского хо зяйства, осуществлению куль турной революции и добилась всем известных исторических побед. Эти победы были завое ваны партией в непримиримой идейной борьбе против различ ных враждебных ленинизму политических теиений — троц кистов, зиновьевцев, правых оппортунистов, буржуазных националистов, всех тех. кто пытался сбить ее с единствен но правильного ленинского пути. 1! то время Сталин заво евал популярность в партии, ее симпатии и поддержку, получил известность в народе. Однако постепенно начали проявляться те черты и каче ства в практике руководства Сталина, которые затем сложи лись в культ личности. Культ личности возник и різвплся на фоне величайших истори ческих завоеваний марксизма- ленинизма, огромных успехов советского парода и Коммуни стической партии в строитель стве социализма, победоносно го завершения Отечественной войны, дальнейшего укрепле ния нашего общественного и государственного строя и роста его международного авторите та, Не получая в достаточной мере правильного марксистско- ленинского истолкования, эти гигантские успехи в строи тельстве нового общества, до стигнутые советским народом под руководством Коммунисти ческой партии, на основе от крытых марксизмом-лениниз мом исторических закономер ностей неправомерно приписы вались заслугам одного чело века -Сталина. и объяснялись какими-то его особыми досто инствами как руководителя. Не обладая личной скромно стью, он пе только не пресе кал тех славословий и восхва лений, которые шли по его адресу, а всячески поддержи вал и всемерно поощрял их. С течением времени этот культ личности приобретал все более уродливые формы и принес серьезный ущерб делу. Само собой разумеется, что подобная практика И. В. Ста лина означала нарушение ленинских принципов руковод ства и противоречила духу марксизма-ленинизма, Основоположникам марксиз ма^ е н и н и з м а — Марксу, Энгельсу, Ленину было глубо ко чуждо и антипатично ка кое-либо проявление культа личности. Они в корне пресе кали всяческие попытки их личного возвеличения, откуда бы эти попытки ІІИ исходили. Угодничество, говорил Маркс, ему внушает самое наиболь шее отвращение. Маркс и Энгельс подвергали резкой критике и осмеянию чпстолЛбнс и кичливость не которых политических деяте лей. Они, например, едко вы емейвали мелкобуржу азные черты Лассаля, его «хвастли вое самовоспеванпе», его стрем ление «казаться самому себе невероятно, важным», они ре шительно выступили против намерений лассальянцев соз дать «льстивый культ Ласса ля ». В письме к немецкому по литическому деятелю Вильгель му Блосу Маркс писал: «...Из неприязни ко всякому культу личности я во время сущест вования Интернационала 'ни когда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои зас луги и которыми мне надоеда ли из разных стран,-—я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступле ние Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произо шло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторите тами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 1-е. - том XXVI, стр. 487—488). Энгельс, в ответ на предло жение устроить по случаю 71 года со дня его рождения му зыкальное чествование, отве чал его устроителям: «II Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстра ций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы быЛи про тив таких демонстраций, кото рые при нашей жизни каса лись бы лично нас».(К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.. том XXY1JI, стр. 385). Известна речь В, И. Ленина, которую он произнес на собра нии , организованном Московс ким комитетом партии по пово ду пятидесятилетия со дня его рождения. В этой речи Влади мир Ильич просил, чтобы его избавили от выслушивания юбилейных речей, «чтобы из бавили пас впредь вообще от подобных юбилейных празд неств». Ленин говорил- о глу пом, позорном п смешном по- ложепип всякого зазнавшегося человека и предупреждал, что бы блестящие победы и успе хи никоим образом не поста вили нашу партию «в очень опасное положение, — именно, в положение человека, который зазнался». (В. И. Йенпп. Соч., том 80, стр. 493). Всем извест на величайшая скромность и простота Владимира Ильича. М. Горький приводит слова сормовского рабочего, который па его вопрос, какая самая характерная черта В. И. Ленина, отвечал: «Простота. Прост, как правда». Простота — это то достоинство, которое и Маркс, по его собственным словам, более всего ценил в людях. Нельзя сказать, что в сочи нениях II. В. Сталина нет выс казываний, осуждающих неоп равданное восхваление лично стей и принижение роли масс, Эти высказывания, как пра вило, не выходили за преде лы общих, отвлеченных рас- суждений, на деле же не ока зывалось никакого противодей ствия все более разраставшей ся практике личного возвели чения, которая нм самим вся чески поощрялась, а нередко выступала и в форме самовос хваления. Будучи строго взыскательны ми к себе, скромными в отно шении своих заслуг, Маркс, Энгельс, Ленин неустанно разоблачали все попытки бур жуазных идеологов теоретичес ки обосновать культ отдельных личностей. Они противопостав ляли идеалистическим теориям «героя и толпы» материалис тическое понимание, истории, согласно которому, только на род, трудящиеся массы явля ются действительными и под линными творцами истории. Вырабатывая основы науч ного коммунизма, выясняя и обосновывая всемирно - истори ческую роль рабочего класса как строителя коммунистичес кого общества, марксизм вел непримиримую борьбу против неправильных воззрений, ут верждавших, что будто исто рия творится выдающимися личностями. Марксизм-ленинизм противо поставил этим неправильным взглядам на историю учение о том, что народ является дей ствительным творцом истории и, чем глубже и шире проис^ ходят общественные преобра зования, тем более многочис ленные народные массы при нимают в них участие. Вели кая Октябрьская социалисти ческая революция, оказавшая гигантское влияние на весь последующий ход мировой ис тории, была совершена рабо чим классом нашей страны в союзе с беднейшим крестьян ством и при поддержке среднего крестьянства, иод руководством Коммунистической партии. Она была совершена большинством парода, поэтому и является народной революцией. Такими же народными являются Вели кая китайская революция, революционные социалистичес кие преобразования, происшед шие во всех странах народной демократии. Развивая открытое Марксом и Энгельсом материалистичес кое понимание истории, В. И. Ленин всю жизнь вел непри миримую борьбу против враж дебных марксизму народни ческих, а затем эсеровских воззрений о «всемогущих ге роях» II серой, безликой, без деятельной «толпе». «М а р к с и зм , — п и ш е т Ленин, — отличается от всех других социалистических тео рий замечательным соедине нием полной научной трезвости в анализе объективного поло жения вещей и объективного хода эволюции с самым реши тельным признанием значения революционной энергии, рево люционного творчества, рево люционной инициативы масс,— а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций,' партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами». (Соч., том 13, стр. 21—22). Многое, сделал для правиль ного понимания роли личности и роли масс в истории один из выдающихся марксистов — Г. В. Плеханов, по мнению которого неправильно было бы считать, что история есть дело выдающихся личностей, вну шающих по своему произволу понятия непросвещенной пос лушной массе; история, гово рил он, делается народом. Марксизм не отрицает роли выдающихся людей в истории, роли вождей трудящихся в руководстве революционно - ос вободительным движением, в строительстве нового общества. В. И. Ленин со всей силой подчеркнул роль революцион ных вождей, как организато ров масс. Разработанное клас сиками марксизма - ленинизма материалистическое понимание истории, признание, что тру дящиеся массы, народ, являют ся творцами нового общества, дает возможность правильно понять и оценить роль вождей, организаторов, начинателей, героев, которых создает и выдвигает . сам народ. Выдаю щиеся личности, благодаря сво им особенностям, делающим их наиболее способными для слу жения общественным интере сам, могут сыграть серьезную роль в обществе в качестве организаторов, вожаков масс, понимающих события глубже и видящих дальше других. Разоблачая мелкобуржуаз ных, анархиствующих пнтел- лигентов-радикалов, выступав ших против организаторской роли и авторитета партии,- Ленпн говорил: «Рабочему классу, ведущему во всем мире трудную и упор ную борьбу за полное освобож дение, нужны авторитеты, — но, разумеется, в том только смысле, в каком молодым ра бочим нужен опыт старых борцов против угнетения п эксплуатации, борцов, провед ших много стачек, участвовав ших в ряде революций, умуд ренных революционными тра дициями и широким полити ческим кругозором. Авторитет всемирной борьбы пролетариа та нужен пролетариям каж дой страны... Коллективность передовых сознательных рабо чих каждой страны, ведущих непосредственную борьбу, всег да будет наибольшим автори тетом во всех таких вопросах». (Соч., том И , стр. 374—375). Вождем и организатором со ветского народа в его борьбе за новое общество является Коммунистическая партия, со стоящая из передовой части рабочего класса, трудящихся крестьян и интеллигенции, а коллективным руководителем партии, хранителем и истолко вателем ее принципов — Цен тральный Комитет, избираемый (Окончание на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz