Полярная кочегарка. 1956 г., июнь.

2 П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 13 июня 1956 г., № 48 (938) Почему культ личнос ти чужд духу марксизма - ленинизма? На XX съезде Коммунисти­ ческой партии Советского Сою­ за. разработавшем грандиоз­ ную программу дальнейшего движения нашей страны по пути к коммунизму, получил глубокое марксистско-ленин­ ское освещение вопрос о ре­ шающей роли в социалистиче­ ском строительстве народных масс, руководимых партией, и о вреде культа личности. Съезд решительно осудил культ лич­ ности как чуждый духу мар­ ксизм а,-ленинизма. 1! резолюции XX съезда пар­ тии по отчетному докладу ЦК КПСС говорится. „Для повышения ак­ тивности коммунистов и всех трудящихся важ­ ное значение имело ши­ рокое разъяснение мар­ ксистско-ленинскою по­ нимания роли личности в истории. Съезд счита­ ет, что Центральный Комитет совершенно правильно выступил про­ тив культа личности, распространение которо­ го умаляло роль партии и народных масс, при­ нижало роль коллектив­ ного руководства ' 'в пар­ тии и нередко приводи­ ло к серьезным упущени­ ям в работе, и поручает Центральному Комите­ ту не ослаблять борьбы против пережитков куль­ та личности, во всей своей деятельности исхо­ дить из того, что под­ линными творцами новой жизни являются народ­ ные массы, руководимые Коммунистической пар­ тией '• Это решение XX съезда. КПСС встретило единодушное одобрение всей партии, всего советского народа. Почему паша партия раз­ вернул;!. решительную борьбу против культа личности и его последствий'' Потому что культ личности означает непомерное возвеличение отдельных лю­ дей, наделение их сверхъесте­ ственными чертами и' качест­ вами, превращение их чуть ли не в чудотворцев и прекло­ нение перед ними. Подобные неправильные, чуждые духу марксизма-ленинизма представ­ ления о человеке, а именно о II. И. Сталине, сложились ■и культивировались у нас много лет. Бесспорно, что П. II. Сталии имеет большие заслуги перед нашей партией, рабочим клас­ сом и перед международным рабочим движением. Общеиз­ вестна его роль в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской вой­ не, в борьбе за построение социализма, Занимая важный пост генерального секретаря ЦК партии, II I!. Сталин выд­ винулся в число руководящих деятелей партии и Советского государства. Он активно, осо­ бенно 1 ! первые годы после смерти Ленина, вместе с дру­ гими членами ЦК боролся за ленинизм, против извратителей и врагов ленинского учения. (талин являлся одним из сильнейших марксистов, его труды, его логика, воля ока­ зывали большое воздействие на кадры, на работу партии. Руководствуясь учением ве­ ликого Ленина, партия во гла­ ве с Центральным Комитетом развернула большую работу ио индустриализации страны, коллективизации сельского хо­ зяйства, осуществлению куль­ турной революции и добилась всем известных исторических побед. Эти победы были завое­ ваны партией в непримиримой идейной борьбе против различ­ ных враждебных ленинизму политических теиений — троц­ кистов, зиновьевцев, правых оппортунистов, буржуазных националистов, всех тех. кто пытался сбить ее с единствен­ но правильного ленинского пути. 1! то время Сталин заво­ евал популярность в партии, ее симпатии и поддержку, получил известность в народе. Однако постепенно начали проявляться те черты и каче­ ства в практике руководства Сталина, которые затем сложи­ лись в культ личности. Культ личности возник и різвплся на фоне величайших истори­ ческих завоеваний марксизма- ленинизма, огромных успехов советского парода и Коммуни­ стической партии в строитель­ стве социализма, победоносно­ го завершения Отечественной войны, дальнейшего укрепле­ ния нашего общественного и государственного строя и роста его международного авторите­ та, Не получая в достаточной мере правильного марксистско- ленинского истолкования, эти гигантские успехи в строи­ тельстве нового общества, до­ стигнутые советским народом под руководством Коммунисти­ ческой партии, на основе от­ крытых марксизмом-лениниз­ мом исторических закономер­ ностей неправомерно приписы­ вались заслугам одного чело­ века -Сталина. и объяснялись какими-то его особыми досто­ инствами как руководителя. Не обладая личной скромно­ стью, он пе только не пресе­ кал тех славословий и восхва­ лений, которые шли по его адресу, а всячески поддержи­ вал и всемерно поощрял их. С течением времени этот культ личности приобретал все более уродливые формы и принес серьезный ущерб делу. Само собой разумеется, что подобная практика И. В. Ста­ лина означала нарушение ленинских принципов руковод­ ства и противоречила духу марксизма-ленинизма, Основоположникам марксиз­ ма^ е н и н и з м а — Марксу, Энгельсу, Ленину было глубо­ ко чуждо и антипатично ка­ кое-либо проявление культа личности. Они в корне пресе­ кали всяческие попытки их личного возвеличения, откуда бы эти попытки ІІИ исходили. Угодничество, говорил Маркс, ему внушает самое наиболь­ шее отвращение. Маркс и Энгельс подвергали резкой критике и осмеянию чпстолЛбнс и кичливость не­ которых политических деяте­ лей. Они, например, едко вы­ емейвали мелкобуржу азные черты Лассаля, его «хвастли­ вое самовоспеванпе», его стрем­ ление «казаться самому себе невероятно, важным», они ре­ шительно выступили против намерений лассальянцев соз­ дать «льстивый культ Ласса­ ля ». В письме к немецкому по­ литическому деятелю Вильгель­ му Блосу Маркс писал: «...Из неприязни ко всякому культу личности я во время сущест­ вования Интернационала 'ни­ когда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои зас­ луги и которыми мне надоеда­ ли из разных стран,-—я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступле­ ние Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произо­ шло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторите­ тами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 1-е. - том XXVI, стр. 487—488). Энгельс, в ответ на предло­ жение устроить по случаю 71 года со дня его рождения му­ зыкальное чествование, отве­ чал его устроителям: «II Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстра­ ций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы быЛи про­ тив таких демонстраций, кото­ рые при нашей жизни каса­ лись бы лично нас».(К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.. том XXY1JI, стр. 385). Известна речь В, И. Ленина, которую он произнес на собра­ нии , организованном Московс­ ким комитетом партии по пово­ ду пятидесятилетия со дня его рождения. В этой речи Влади­ мир Ильич просил, чтобы его избавили от выслушивания юбилейных речей, «чтобы из­ бавили пас впредь вообще от подобных юбилейных празд­ неств». Ленин говорил- о глу­ пом, позорном п смешном по- ложепип всякого зазнавшегося человека и предупреждал, что­ бы блестящие победы и успе­ хи никоим образом не поста­ вили нашу партию «в очень опасное положение, — именно, в положение человека, который зазнался». (В. И. Йенпп. Соч., том 80, стр. 493). Всем извест­ на величайшая скромность и простота Владимира Ильича. М. Горький приводит слова сормовского рабочего, который па его вопрос, какая самая характерная черта В. И. Ленина, отвечал: «Простота. Прост, как правда». Простота — это то достоинство, которое и Маркс, по его собственным словам, более всего ценил в людях. Нельзя сказать, что в сочи­ нениях II. В. Сталина нет выс­ казываний, осуждающих неоп­ равданное восхваление лично­ стей и принижение роли масс, Эти высказывания, как пра­ вило, не выходили за преде­ лы общих, отвлеченных рас- суждений, на деле же не ока­ зывалось никакого противодей­ ствия все более разраставшей­ ся практике личного возвели­ чения, которая нм самим вся­ чески поощрялась, а нередко выступала и в форме самовос­ хваления. Будучи строго взыскательны­ ми к себе, скромными в отно­ шении своих заслуг, Маркс, Энгельс, Ленин неустанно разоблачали все попытки бур­ жуазных идеологов теоретичес­ ки обосновать культ отдельных личностей. Они противопостав­ ляли идеалистическим теориям «героя и толпы» материалис­ тическое понимание, истории, согласно которому, только на­ род, трудящиеся массы явля­ ются действительными и под­ линными творцами истории. Вырабатывая основы науч­ ного коммунизма, выясняя и обосновывая всемирно - истори­ ческую роль рабочего класса как строителя коммунистичес­ кого общества, марксизм вел непримиримую борьбу против неправильных воззрений, ут­ верждавших, что будто исто­ рия творится выдающимися личностями. Марксизм-ленинизм противо­ поставил этим неправильным взглядам на историю учение о том, что народ является дей­ ствительным творцом истории и, чем глубже и шире проис^ ходят общественные преобра­ зования, тем более многочис­ ленные народные массы при­ нимают в них участие. Вели­ кая Октябрьская социалисти­ ческая революция, оказавшая гигантское влияние на весь последующий ход мировой ис­ тории, была совершена рабо­ чим классом нашей страны в союзе с беднейшим крестьян­ ством и при поддержке среднего крестьянства, иод руководством Коммунистической партии. Она была совершена большинством парода, поэтому и является народной революцией. Такими же народными являются Вели­ кая китайская революция, революционные социалистичес­ кие преобразования, происшед­ шие во всех странах народной демократии. Развивая открытое Марксом и Энгельсом материалистичес­ кое понимание истории, В. И. Ленин всю жизнь вел непри­ миримую борьбу против враж­ дебных марксизму народни­ ческих, а затем эсеровских воззрений о «всемогущих ге­ роях» II серой, безликой, без­ деятельной «толпе». «М а р к с и зм , — п и ш е т Ленин, — отличается от всех других социалистических тео­ рий замечательным соедине­ нием полной научной трезвости в анализе объективного поло­ жения вещей и объективного хода эволюции с самым реши­ тельным признанием значения революционной энергии, рево­ люционного творчества, рево­ люционной инициативы масс,— а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций,' партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами». (Соч., том 13, стр. 21—22). Многое, сделал для правиль­ ного понимания роли личности и роли масс в истории один из выдающихся марксистов — Г. В. Плеханов, по мнению которого неправильно было бы считать, что история есть дело выдающихся личностей, вну­ шающих по своему произволу понятия непросвещенной пос­ лушной массе; история, гово­ рил он, делается народом. Марксизм не отрицает роли выдающихся людей в истории, роли вождей трудящихся в руководстве революционно - ос­ вободительным движением, в строительстве нового общества. В. И. Ленин со всей силой подчеркнул роль революцион­ ных вождей, как организато­ ров масс. Разработанное клас­ сиками марксизма - ленинизма материалистическое понимание истории, признание, что тру­ дящиеся массы, народ, являют­ ся творцами нового общества, дает возможность правильно понять и оценить роль вождей, организаторов, начинателей, героев, которых создает и выдвигает . сам народ. Выдаю­ щиеся личности, благодаря сво­ им особенностям, делающим их наиболее способными для слу­ жения общественным интере­ сам, могут сыграть серьезную роль в обществе в качестве организаторов, вожаков масс, понимающих события глубже и видящих дальше других. Разоблачая мелкобуржуаз­ ных, анархиствующих пнтел- лигентов-радикалов, выступав­ ших против организаторской роли и авторитета партии,- Ленпн говорил: «Рабочему классу, ведущему во всем мире трудную и упор­ ную борьбу за полное освобож­ дение, нужны авторитеты, — но, разумеется, в том только смысле, в каком молодым ра­ бочим нужен опыт старых борцов против угнетения п эксплуатации, борцов, провед­ ших много стачек, участвовав­ ших в ряде революций, умуд­ ренных революционными тра­ дициями и широким полити­ ческим кругозором. Авторитет всемирной борьбы пролетариа­ та нужен пролетариям каж­ дой страны... Коллективность передовых сознательных рабо­ чих каждой страны, ведущих непосредственную борьбу, всег­ да будет наибольшим автори­ тетом во всех таких вопросах». (Соч., том И , стр. 374—375). Вождем и организатором со­ ветского народа в его борьбе за новое общество является Коммунистическая партия, со­ стоящая из передовой части рабочего класса, трудящихся крестьян и интеллигенции, а коллективным руководителем партии, хранителем и истолко­ вателем ее принципов — Цен­ тральный Комитет, избираемый (Окончание на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz