Полярная кочегарка. 1956 г., февраль.

2 П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А Серьезные недостатки в работе с молодежью Седьмая островная физкон- ференцпя, состоявшаяся осенью прошлого года, отметила ряд существенных недостатков в работе с молодыми полярника­ ми советских угольных рудни­ ков на Шпицбергене. Делегаты конференции внесли много ценных предложений, направ­ ленных на улучшение воспи­ тательной, культурно-массовой и спортивной работы. На днях профком заслушал отчет секретаря физкомитета т. Иванина о работе комитета после седьмой островной физ- конференции. Докладчик и вы­ ступающие приводили ряд при­ меров некоторого улучшения организации работы с моло­ дежью, но, в то же время, указали и на серьезные не­ достатки в осуществлении за­ дач, поставленных перед физ- комптетом седьмой островной физконференцией. В сети физпросвещенпя очень плохо обстоит дело с дисцип­ линой. В ряде кружков (у про­ пагандиста т. Парфенова и других) посещаемость занятий составляет 20 — 30 процентов общего состава. Не показывает примера в учебе физактив. Недавно, нап­ ример, проводилось теоретичес­ кое собеседование членов фііз- организаціш, изучающих по­ литэкономию. Руководящие ра­ ботники — члены физорганиза- ции тт. Скоров, Гальчин, Могучее, Лунев, Дончулеско 10. не только не показали пример активности в таком важном де­ ле. но и не пришли на собе­ седование. Секретарь физбюро рудника т. Скоров не был ни па одной консультации, он, по сути, еще только-только начи­ нает браться за учебник. Впол­ не понятно, что он не может тре­ бовать п от других серьезного отношения к повышению теоре­ тических знаний, поскольку сам относится к этому делу с исключительной беззабот­ ностью. На рудниках созданы моло­ дежные бригады. Но физбюро рудников и физкомитет совер­ шенно не интересуются, как работают молодые производст­ венники, как они выполняют свои социалистические обяза­ тельства. Не проводится почти никакой работы п с контрольно- молодежными постами. Редко проводятся участковые и цеховые физеобрания. Из-за плохой подготовки приходилось иногда переносить общеруднич­ ные физеобрания. Не органи­ зовано почти никакой работы с молодежью в общежитиях. Профком потребовал от физ­ комитета устранить эти недос­ татки, улучшить организаци­ онную работу, направив ее на повседневное осуществление решений седьмой островной фпз- конференции. Профком особо отметил слабое руководство фпзорганизацпямп со стороны профбюро рудников, цеховых и участковых профорганизаций. Т е о р е т и ч е с к о е с о б е с е д о в а н и е При профбнблиотеке рудни­ ка Грумант состоялось теоре­ тическое собеседование изучаю­ щих политэкономию. Тема со­ беседования : Докапиталистиче­ ские способы производства-. Присутствовало 14 человек, самостоятельно изучающих по­ литэкономию. Наиболее активно п с глу­ боким знанием изучаемого ма­ териала выступали тт. Ерин, Тыщенко, Бавыкин, Ребров, Митякин, Крылов. Эти товари­ щи серьезно работают над по­ вышением свопх теоретических знаний. Пассивно отнеслись к собе­ седованию тт. Шульга, Зелин­ ский П. В., Русакова, Конди- терова, Рекунова, Бабушкина. Они не подготовились к теоре­ тическому собеседованию, ма­ ло работают над собой. Судя по всему, не работают над повышением своих знаний члены профорганизации тт. Хар- расов, Бычков, Ильин, Вязни ков, Говоров и Разновский Они решили самостоятельно изучать политэкономию, но нп разу не посетили ни одной консультации и не явились на теоретическое собеседование. Н. ЯКОВЛЕВ. Многое зависит от пропагандиста Световая газета Редколлегия общерудничной стенгазеты «Вперед» (рудник Пирамида) решила регулярно выпускать световую газету. Перед началом киносеанса де­ монстрировался первый номер газеты. В нем рассказывалось о трудовых достижениях бригад проходчиков, возглавляемых тт. Гнмальдиновым и ('(‘мено­ вым. Iазета подвергает критике отдельных полярников. Так, начальника механического це­ ха Кузовлева газета критикует за медлительность с выполне­ нием заказов, а начальника жилищно-коммунального отдела т. Алексеева — за бесхозяй­ ственность. Газета вскрывает и другие недостатки. ОТЧЕТ РЕДАКТОРА СТЕНГАЗЕТЫ На состоявшейся недавно ра­ бочей конференции рудника Пирамида был заслушан отчет редактора общерудничной стен­ газеты «Вперед» т. Здешневой о работе редколлегии. Конфе­ ренция признала деятельность редколлегии за отчетный пе­ риод удовлетворительной. Здесь же был избран новый состав редколлегии общеруд- ничной стенгазеты. На первом заседании редколлегии редак­ тором вновь избрана т. Здеш- нева. Члены редколлегии обсуди­ ли план очередного номера стенгазеты. Усвояемость изучаемого ма­ териала слушателями кружка, их интерес к занятиям, посе­ щаемость во многом зависят от пропагандиста. Только в том случае занятия будут прохо­ дить интересно, с участием в собеседованиях всех присут­ ствующих, если сам пропаган­ дист хорошо подготовится, под­ берет интересные цифры и факты, сумеет вовлечь в бесе­ ду всех слушателей. ' К сожалению, этого нельзя сказать о кружке по изучению биографии В. И. Ленина, где пропагандистом т. Кудашов (рудник Баренцбург). Здесь, как правило, занятия проходят на низком уровне, при слабой активности слушателей. Видно, что некоторые из них прихо­ дят на занятия лишь бы от­ быть очередь: без конспектов, неподготовленными. К с т а т и сказать, даже староста кружка т. Васильев не имеет кон­ спекта. Пропагандиста т. Кудашова такое положение ничуть не тревожит. Он ничего не делает для того, чтобы все слушатели имели конспекты. Выяснилось, например, что некоторые из них даже не знают как правильно составить конспект. Слушатель т. Смертин, например, полно­ стью переписывает материал из книги в тетрадь. Это вряд ли можно назвать конспектом и пользы от такого конспекта нет никакой. Пропагандист не рассказал детально как пра­ вильно вести конспект. Надо добавить, что и сам пропагандист еще слабо гото­ вится к проведению занятий Он пользуется лишь материа­ лами из учебника, не исполь­ зуя дополнительную полити­ ческую п художественную ли­ тературу. Правда, иногда про­ пагандист упоминает те или другие произведения, но не приводит ярких выдержек иди характеристик отдельных поло­ жений. Не пользуется он и наг­ лядными пособиями, географи­ ческой картой. Недостаточная требователь­ ность пропагандиста приводит к тому, что, как правило, на занятиях выступает небольшой круг одних и тех же слуша­ телей, а остальные отмалчи­ ваются. Дело дошло до того, что на последнее занятие, 24 января, явилось всего лишь 5 слушателей. Безусловно, и с ними можно было провести занятие. Но пропагандист ре­ шил по-иному: отпустил всех домой, потребовав от них даль­ ше изучать материал. Следует указать и еще на один существенный недостаток. Пропагандист не знает своих слушателей по фамилиям. —А ну-ка, скажите Вы, ба­ рышня, — обратился однажды т. Кудашов к слушателю т. Се­ меновой, — дополните выступ­ ление предыдущего товарища. Вряд ли такое обращение мо­ жет расположить слушателей к непринужденной беседе. Пропагандистом т. Кудашов работает сравнительно недавно. Он еще не имеет достаточного опыта проведения занятий. В этом ему должны оказать серь­ езную помощь профбюро и профбиблиотека рудника Ба­ ренцбург. А. ПЛАТОНОВ. ПО ИНИЦИАТИВЕ ЖЕНСОВЕТА Избранный недавно женсо вет рудника Пирамида, воз­ главляемый т. Шишкиной, раз­ вертывает массовую работу среди полярниц рудника. По инициативе женсовета были организованы две лекции для женщин. На днях организован кру­ жок художественной вышивки, подобрано помещение для за­ нятий. Кружок уже начал свою работу. Руководит им по­ лярница т. Седых. М О Р Я К Море он полюбил сразу го­ рячо, вдохновенно, как любят океанские просторы истинные, видевшие виды, моряки. Нра­ вилось ему всі; : и тихая без­ мятежная голубизна моря, слив­ шаяся с безоблачным небом, и могучее дыхание пенистых грохочущих волн, и свирепые шквалы солоноватого ветра. А больше всего полюбились лю­ ди на корабле: смелые, акку­ ратные. ио-морщки дружные и непреклонно беспощадные к любому проявлению неуваже­ ния моря и, тем более, святы­ не моряков их судна. — Ну, как Сережа? - на­ перебой спрашивали родные, друзья, как только вернулся Фёдоров с буксирного парохо­ да. — Хорошо, очень хорошо... И ему хотелось петь, петь во весь голос о том. что от­ ныне ему не жить без моря, как и морю не жить без него, хотелось обнять весь много­ миллионный советский народ, давший ему возможность по­ лучить диплом штурмана и должность капитана корабля. 1! его голубых приветливых глазах искрилась нескрывае­ мая радость, кумачом горели и без того румяные щеки, еще теплее стала улыбка. — А что за корабль: боль­ шой. новый? — продолжали допытываться родственники. Нет. — весело отвечал молодой капитан — нп то п не другое. Буксир маленький и очень старый. Но зато ка­ кие люди там! Они так леле­ ют итак берегут «старика?, что он лучше нового. На нем пы­ линки не увидешь. И Сергей тут же подумал: надо не только восхищаться коллективом, но и быть до­ стойным этой хорошей моряц­ кой семьи, заслужить ее до­ верие. Путь для этого один: трудолюбие и неутомимая уче­ ба у тех, кто опытен, в чьих руках так молодецки послушен и крепок старик-буксир. II Сергея Фёдорова полюби­ ли на корабле с первых дней. Даже бывалые, соленые во всех океанских водах, мореходы не находили подходящего случая, чтобы кольнуть новичка ост­ рой шуткой, дать ему почувст­ вовать, что он находится на корабле. Новичок запросто, по- товарищески шел к каждому из них, располагая к себе своей добродушной откровенно­ стью, без тени смущения рас­ спрашивая о том, в чём недо­ статочно хорошо разбирался. II даже старший механик букси­ ра Борис Иванович Красавин, для которого нет более ценных сокровищ на земле, как ма­ шины судна, сказал как-то в кают-компанііп о новом капи­ тане: — Дельный парень. Очень дельный. С таким можно хо­ дить на нашем «старике» к у ­ да угодно. Девять лет плавания на бук­ сире- были для Сергея Андрее­ вича Фёдорова годами постоян­ ного совершенствования. Он многому научился у коллек­ тива и особенно у старшего механика. Борис Иванович мог снисходительно пожурить како­ го-либо моряка за то, что он в чем-либо не разбирается п допустил из-за этого оплош­ ность. Но Борис Иванович был беспощаден к неряшливости, к беззаботности, терпеть не мог невежд и зазнаек. II если на буксире всегда, в любых ус­ ловиях была идеальная чисто­ та, четкое и безупречное вы­ полнение каждым моряком своих обязанностей, то душой всего этого был любимец эки­ пажа старший механик Борис Иванович. И чем больше познавал мо­ лодой моряк, тем больше ощу­ щал необходимость в учебе. Без отрыва от своего особого производства он закончил уни­ верситет марксизма-ленинизма. Совмещать плавание с теоре­ тической учебой было, конеч­ но, нелегко. Но ведь без труд­ ностей ничто не дается. А сей­ час он думает о том, как по­ лучить высшее образование, чтобы идти в ногу с возрастаю­ щими масштабами стремитель­ ного развития нашей Родины. Никогда не расстается моряк с учебниками и технической литературой о навигации, лоц­ манской службе и другой. . . . Арктика давно манила молодого моряка суровой роман­ тикой. Хотелось испытать свои силы на наиболее трудном де­ ле, сторпцею отплатить Родине за учебу, за счастливую юность. Жалко было расста­ ваться с Балтикой, трудно бы­ ло представить себя в незна­ комом море без щепетильного гі по-отечески заботлпвого Бо­ риса Ивановича, без своего, по-праздничному чистого, ста- рика-буксира. Да, к тому же, трудно' было поступиться п са­ мым сокровенным — оставить капитанский мостик буксирно­ го парохода ради того, чтобы пойти работать в Арктику старшиной катера. Но решение созрело как-то быстро, безот­ лагательно. Катер, который принял Сер­ гей Андреевич в Баренцбурге, разочаровал его. Он был так запущен, так грязен, что труд­ но было представить себе с какой поразительной нелю­ бовью относились люди к делу, к морю. Трудно представить даже, как море, с его суровы­ ми законами, не наказало не­ рях за их недопустимое отно­ шение к морским традициям. Ведь пароход, катер — да все с чем связан моряк—это, преж­ де всего, образец чистоты, об­ разец идеального порядка. Ина­ че и нельзя в море. Отрадным было то, что мото­ ристом на этот катер назначи­ ли опытного моряка т. Грпши-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz