Полярная кочегарка. 1955 г., август.
24 августа 1955 г., № 68 (855) П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А Трибуна передового опыта За полное использование врубовки Шесть лет назад я впервые спустился в шахту. Начал тог да работать проходчиком. Инте ресная это специальность: ведь проходчики первыми открывают путь к углю. Но меня всегда интересовали механизмы, ко торые в большом количестве поступали на нашу шахту «7 ноября» в Кузбассе. Когда на шахте открылись курсы по подготовке машинистов врубо вых машин, я без колебания решил посещать их. И вот я пришел в лаву, как помощник машиниста врубовой машины. Врубовка казалась мне очень сложным механиз мом. Однако уже через два месяца полюбилась мне маши на. Вскоре, изучив все детали, сам стал устранять неисправ ности. Даже малейшие непо ладки определял по слуху. Если, скажем, сломались пиле ние зубки в режущей цепи, в этом случае машина перегру жается, оставляет земник. А когда выйдут из строя верхние зубки, врубовка начинает вы ходить из забоя и зажимает бар. В случае, если один из зубков загнулся и он стал длиннее других, машину на чинает дергать, мотор работает с перегрузом. Если сильно натянуть ре жущую цепь — мотор пере гружается и не тянет, а если, наоборот, слабо — начинает ее захлестывать, цепь выходит из параллели бара. Поэтому весь ма важно правильно натянуть цепь. Я по опыту знаю, что на ра боту машины действует и смаз ка. Смазку надо производить правильно, ни в коем случае нельзя заливать масла больше, чем положено. Много будет масла в ведущей части — снова перегруз мотора, смазка через буксу проникает в контроллер йотораи размачивает изоляцию, контроллер выходит из строя. Из приведенных примеров | видно, что врубовая машина любит тщательный уход. Она только тогда будет работать безотказно, когда будешь стро го соблюдать все правила тех нической эксплуатации. Почти два года назад я при ехал на рудник Баренцбург и стал работать .машинистом врубовки на втором участке. До этого уже имел достаточный опыт и казалось, что начну сразу работать бесперебойно. Но в первые дни встретился с некоторыми препятствиями. Во-первых, геологические усло вия здесь несколько иные, чем у нас в Кузбассе: мощ ность пласта быстро меняется, почва неровная. Случилось так, что сначала машина выходила из забоя н оставался земник. Я поставил зубки режущей цепи ровно. Машина не стала выходить из забоя. Но при этом еще оставался земник. В нашей лаве вверху уголь мягче, а внизу — крепче. Как -я ни старался удлинить ниж ние зубки это ничего не дава ло. Земник оставался. Тогда я решил зубки в кулачках уста новить не под углом 43 гра дуса, а под углом 45—46 гра дусов. Теперь врубовка стала работать ровно, бар стало при жимать к почве своим весом. Вот, собственно, ответ на вопрос горняков нашего участка: по чему при неровной почве ров но производится подрубка лавы. Надо, значит, правильно уста новить зубки режущей цепи. Нередко бывает так. При подрубке лавы уголь обвали вается и падает на бар. Вру бовка его перемалывает. При этом получается большой пе регруз мотора. Приходится выключать машину и очищать бар от угля. Сколько таким образом времени теряешь не- производитальноР Я задумался над тем, каким образом можно устранить этот недостаток. И решил поставить заградитель ный щит — лист железа тол щиной 3 миллиметра, укрепив его одним болтом к режущей части; Этот щит свободно под вигается к забою. И если вру бовка неплотно прижата к за бою (в этих случаях и бывает обрушение), то обрушенный уголь попадает на щит и спол зает вниз. Помощнику стало гораздо легче расштыбовывать цепь, намного сократились остановки. Если раньше на подрубку лавы у меня уходило !) — 10 часов, то теперь — G— 7 часов. При этом сокра тилось не только время, но и сбережено значительное коли чество электроэнергии. Я постоянно ищу пути для повышения производительности врубовой машины. Общеизвест но, что глубина зарубки дает возможность увеличить добычу угля. Вешил для-этой цели удлинить бар. С завода маши на пришла с двухметровым баром. Я поставил в режущую цепь одно дополнительное зве но и закрепил его винтом. Бар удлинился па 10 сантиметров. В период работы этот метод оправдал себя. Лава стояла нормально, дополнительного давления не ощущалось. Только за счет удлинения бара мы смогли давать еже месячно на один цикл больше, чем прежде. При этом облег чился труд навалоотбойщиков. Они стали меньше производить крепления, меньше выполнять вспомогательных работ. Дости гается также экономия крепежа. Но достигнутое — не предел. Я постоянно шцу пути для дальнейшего повышения произ водительности врубовки. Призываю всех механизато ров включиться в соревнование за полное использование мощ ности врубовки, изыскание пу- те'й дальнейшего снижения себестоимости продукции. Н. ТОЛМАЧЕВ, машинист врубовой машины. Совершенствовать оборудование Новатор Василий Зацепа В шахте Баренцбург рабо тают десятки механизмов и машин. Медленно движутся ленты, установленных в лаве скребковых конвейеров, где-то в другом забое вращаются электросверла или барабаны лебедок с тугими, натянутыми на них, как струны, стальны ми тросами, буксирующими вагонетки с грузом. Хозяйство современного руд ника сложное и совершенное. При всем том, ценная рацио нализаторская «поправка» всег да найдет себе применение и па таком своеобразном произ водстве. каким является шах та. Насущные прозводственные потребности и нужды предос тавляют необозримое поле деятельности для рационали затора. Многое сделал для совер шенствования производствен ных процессов механик пер вого участка т. Зацепа. Все, что он осуществил подсказано жизнью. Например, на руднике ко лонковые электросверла были рассчитаны на напряжение в 380 вольт.Это обстоятельство вы зывало большие неудобства. Для подачи электрической энергии к сверлу каждый раз нужно было протягивать два кабеля (один из них непосредственно от источника тока, другой—от соединенного с ним трансфор- — По нашему предложению, — говорит т. Зацепа, — колон ковые сверла были переделаны в механических мастерских. Теперь достаточно одного ка беля (попреяшему соединенно го с тем же трансформатором, понижающим напряжение до 127 вольт) для работы не толь ко такого сверла, но одновре менно с ним и ручного. В одном из штреков, пред назначенном для механической откатки, работают сейчас три лебедки вместо четырех. Один механизм «высвобожден» но предложению Василия Митро фановича Зацепы. Третья лебедка теперь ис пользуется с двойной нагруз кой: для транспортировки гру за и порожняка. Механик т. Зацепа видоиз менил способ соединения реш таков с натяжной головкой скребкового конвейера. Осуще ствление этого простого пред ложения позволило широко применять обычные стандарт ные рештаки вместо дефицит ных переходных. Он также внес некоторые существенные усовершенствования в устрой ство одной из деталей вруб машины. Член профорганизации, ис кусный механизатор Василий Митрофанович Зацепа учится у жизни, подчиняя свои спо собности требованиям произ водства. Способный рационалп- матора пониясения) минимум затор стал душой всякого тех- на 100 метров, в зависимости нического новшества на у част от того, насколько подвинулся ке. забой. I в. Маринин. „Необычный" заказ Помощь строителям В минувшее воскресенье на руднике Пирамида состоялся воскресник по подготовке строя щегося бремсберга к работе и зимних условиях. Участники воскресника помогли строите лям произвести уборку терри тории вокруг бремсберга, сде лать насыпь грунта к галерее и т. д. Своевременная подготовка к зиме этого важного производ ственного объекта имеет для рудника большое значение. вагонетки стоят... У горняков рудника Грумант много справедливых нареканий на плохую работу участка внутришахтного транспорта. Из-за нерегулярной подачи в забои порожняка зачастую срывается работа по прохож дению горных выработок. Начальник участка т. Май- мулахин объясняет такое по ложение тем, что нет доста точного количества вагонеток. А между тем, еще в мае в адрес рудника прибыло 50 но вых вагонеток. Их сгрузили и поставили на запасной путь на участке Кольсбей. Вагонетки вот уже почти 3 месяца стоят без дви жения. А начальник участка внутришахтного транспорта тем временем ссылается на недо стачу вагонеток и никак не решится доставить их из тупи ка в шахту. К. ИВЛЕВ. Сталинская область. В цехе № 2 Ждановского коксо химического завода недавно пущена новая коксовая бата рея. Процесс получения кокса полностью механизирован. Кол лектив успешно освоил проект ную мощность печи и уже вы дал несколько сот тонн сверх плановой продукции. Н а с н и м к е : новая коксо вая батарея. В выполнении того пли ино го сложного производственного задания, поступившего в меха нический цех рудника Баренц бург, участвует весь коллек тив. Один поможет советом, другой во-время вспомнит об устройстве приспособления, ко торое он когда-то применил при разрешении подобного же вопроса, третий сделает набро сок чертежа. Например, недавно потребо валось изготовить линейку для регулятора одного из агрегатов электроцеха. На продолговатом отрезке металла нужно было нанести деления с точностью до двух микрон (микрон—одна тысячная миллиметра). Мастер ские располагали прибором, при помощи которого можно было нанести деления с пре дельной точностью до сотых долей миллиметра. Как быть? Механизаторы со обща обсудили этот вопрос, сообща разрешили его. На сто ле токарно-винторезного станка, за которым вот уже второй год трудится один из лучших ма стеров своего дела Михаил Васильев, был установлен ин дикатор (прибор, о котором шла речь выше) и фрезеров щик, призвав на помощь все свое умение и опыт, хорошо справился с делом. Сверхточная линейка была изготовлена и сдана в электро- цех. Т. ВЛАДИМИРОВ. Облегчается штивка угля В порт Баренцбург прибыл очередной пароход. Вскоре на чинается погрузка угля. Так как уголь при этом сыплется в центральную часть трю ма, подпалубное пространство остается незаполненным топ ливом. На судах, имеющих твиндеки это пространство за полняется с помощью штивки вручную, на что затрачивается много времени и труда. Бригадир грузчиков т. Про копович предложил простое приспособление для облегчения процесса штивки угля на с,у- і дах такого типа. Оно состоит I из’ двух шахтных рештаков, соединенных между собой зам ками, так что они составляют длинный шестиметровый жолоб. г>то приспособление является продолжением погрузочной тру бы. Его устанавливают под таким углом, чтобы уголь ссыпался под собственной тя жестью в нужном направлении. Предложение т. Прокоповича уже внедрено. Рабочие порта с успехом использовали этот жолоб при загрузке углем двух судов. С . ФЕДОРОВ, старшина катера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz