Полярная кочегарка. 1955 г., август.

24 августа 1955 г., № 68 (855) П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А Трибуна передового опыта За полное использование врубовки Шесть лет назад я впервые спустился в шахту. Начал тог­ да работать проходчиком. Инте­ ресная это специальность: ведь проходчики первыми открывают путь к углю. Но меня всегда интересовали механизмы, ко торые в большом количестве поступали на нашу шахту «7 ноября» в Кузбассе. Когда на шахте открылись курсы по подготовке машинистов врубо­ вых машин, я без колебания решил посещать их. И вот я пришел в лаву, как помощник машиниста врубовой машины. Врубовка казалась мне очень сложным механиз­ мом. Однако уже через два месяца полюбилась мне маши­ на. Вскоре, изучив все детали, сам стал устранять неисправ­ ности. Даже малейшие непо­ ладки определял по слуху. Если, скажем, сломались пиле­ ние зубки в режущей цепи, в этом случае машина перегру­ жается, оставляет земник. А когда выйдут из строя верхние зубки, врубовка начинает вы­ ходить из забоя и зажимает бар. В случае, если один из зубков загнулся и он стал длиннее других, машину на­ чинает дергать, мотор работает с перегрузом. Если сильно натянуть ре­ жущую цепь — мотор пере­ гружается и не тянет, а если, наоборот, слабо — начинает ее захлестывать, цепь выходит из параллели бара. Поэтому весь­ ма важно правильно натянуть цепь. Я по опыту знаю, что на ра­ боту машины действует и смаз­ ка. Смазку надо производить правильно, ни в коем случае нельзя заливать масла больше, чем положено. Много будет масла в ведущей части — снова перегруз мотора, смазка через буксу проникает в контроллер йотораи размачивает изоляцию, контроллер выходит из строя. Из приведенных примеров | видно, что врубовая машина любит тщательный уход. Она только тогда будет работать безотказно, когда будешь стро­ го соблюдать все правила тех­ нической эксплуатации. Почти два года назад я при­ ехал на рудник Баренцбург и стал работать .машинистом врубовки на втором участке. До этого уже имел достаточный опыт и казалось, что начну сразу работать бесперебойно. Но в первые дни встретился с некоторыми препятствиями. Во-первых, геологические усло­ вия здесь несколько иные, чем у нас в Кузбассе: мощ­ ность пласта быстро меняется, почва неровная. Случилось так, что сначала машина выходила из забоя н оставался земник. Я поставил зубки режущей цепи ровно. Машина не стала выходить из забоя. Но при этом еще оставался земник. В нашей лаве вверху уголь мягче, а внизу — крепче. Как -я ни старался удлинить ниж­ ние зубки это ничего не дава­ ло. Земник оставался. Тогда я решил зубки в кулачках уста­ новить не под углом 43 гра­ дуса, а под углом 45—46 гра­ дусов. Теперь врубовка стала работать ровно, бар стало при­ жимать к почве своим весом. Вот, собственно, ответ на вопрос горняков нашего участка: по­ чему при неровной почве ров­ но производится подрубка лавы. Надо, значит, правильно уста­ новить зубки режущей цепи. Нередко бывает так. При подрубке лавы уголь обвали­ вается и падает на бар. Вру­ бовка его перемалывает. При этом получается большой пе­ регруз мотора. Приходится выключать машину и очищать бар от угля. Сколько таким образом времени теряешь не- производитальноР Я задумался над тем, каким образом можно устранить этот недостаток. И решил поставить заградитель­ ный щит — лист железа тол­ щиной 3 миллиметра, укрепив его одним болтом к режущей части; Этот щит свободно под­ вигается к забою. И если вру­ бовка неплотно прижата к за­ бою (в этих случаях и бывает обрушение), то обрушенный уголь попадает на щит и спол­ зает вниз. Помощнику стало гораздо легче расштыбовывать цепь, намного сократились остановки. Если раньше на подрубку лавы у меня уходило !) — 10 часов, то теперь — G— 7 часов. При этом сокра­ тилось не только время, но и сбережено значительное коли­ чество электроэнергии. Я постоянно ищу пути для повышения производительности врубовой машины. Общеизвест­ но, что глубина зарубки дает возможность увеличить добычу угля. Вешил для-этой цели удлинить бар. С завода маши на пришла с двухметровым баром. Я поставил в режущую цепь одно дополнительное зве­ но и закрепил его винтом. Бар удлинился па 10 сантиметров. В период работы этот метод оправдал себя. Лава стояла нормально, дополнительного давления не ощущалось. Только за счет удлинения бара мы смогли давать еже­ месячно на один цикл больше, чем прежде. При этом облег­ чился труд навалоотбойщиков. Они стали меньше производить крепления, меньше выполнять вспомогательных работ. Дости­ гается также экономия крепежа. Но достигнутое — не предел. Я постоянно шцу пути для дальнейшего повышения произ­ водительности врубовки. Призываю всех механизато­ ров включиться в соревнование за полное использование мощ­ ности врубовки, изыскание пу- те'й дальнейшего снижения себестоимости продукции. Н. ТОЛМАЧЕВ, машинист врубовой машины. Совершенствовать оборудование Новатор Василий Зацепа В шахте Баренцбург рабо­ тают десятки механизмов и машин. Медленно движутся ленты, установленных в лаве скребковых конвейеров, где-то в другом забое вращаются электросверла или барабаны лебедок с тугими, натянутыми на них, как струны, стальны­ ми тросами, буксирующими вагонетки с грузом. Хозяйство современного руд­ ника сложное и совершенное. При всем том, ценная рацио­ нализаторская «поправка» всег­ да найдет себе применение и па таком своеобразном произ­ водстве. каким является шах­ та. Насущные прозводственные потребности и нужды предос­ тавляют необозримое поле деятельности для рационали­ затора. Многое сделал для совер­ шенствования производствен­ ных процессов механик пер­ вого участка т. Зацепа. Все, что он осуществил подсказано жизнью. Например, на руднике ко­ лонковые электросверла были рассчитаны на напряжение в 380 вольт.Это обстоятельство вы­ зывало большие неудобства. Для подачи электрической энергии к сверлу каждый раз нужно было протягивать два кабеля (один из них непосредственно от источника тока, другой—от соединенного с ним трансфор- — По нашему предложению, — говорит т. Зацепа, — колон­ ковые сверла были переделаны в механических мастерских. Теперь достаточно одного ка­ беля (попреяшему соединенно­ го с тем же трансформатором, понижающим напряжение до 127 вольт) для работы не толь­ ко такого сверла, но одновре­ менно с ним и ручного. В одном из штреков, пред­ назначенном для механической откатки, работают сейчас три лебедки вместо четырех. Один механизм «высвобожден» но предложению Василия Митро­ фановича Зацепы. Третья лебедка теперь ис­ пользуется с двойной нагруз­ кой: для транспортировки гру­ за и порожняка. Механик т. Зацепа видоиз­ менил способ соединения реш­ таков с натяжной головкой скребкового конвейера. Осуще­ ствление этого простого пред­ ложения позволило широко применять обычные стандарт­ ные рештаки вместо дефицит­ ных переходных. Он также внес некоторые существенные усовершенствования в устрой­ ство одной из деталей вруб­ машины. Член профорганизации, ис­ кусный механизатор Василий Митрофанович Зацепа учится у жизни, подчиняя свои спо­ собности требованиям произ­ водства. Способный рационалп- матора пониясения) минимум затор стал душой всякого тех- на 100 метров, в зависимости нического новшества на у част­ от того, насколько подвинулся ке. забой. I в. Маринин. „Необычный" заказ Помощь строителям В минувшее воскресенье на руднике Пирамида состоялся воскресник по подготовке строя­ щегося бремсберга к работе и зимних условиях. Участники воскресника помогли строите­ лям произвести уборку терри­ тории вокруг бремсберга, сде­ лать насыпь грунта к галерее и т. д. Своевременная подготовка к зиме этого важного производ­ ственного объекта имеет для рудника большое значение. вагонетки стоят... У горняков рудника Грумант много справедливых нареканий на плохую работу участка внутришахтного транспорта. Из-за нерегулярной подачи в забои порожняка зачастую срывается работа по прохож­ дению горных выработок. Начальник участка т. Май- мулахин объясняет такое по­ ложение тем, что нет доста­ точного количества вагонеток. А между тем, еще в мае в адрес рудника прибыло 50 но­ вых вагонеток. Их сгрузили и поставили на запасной путь на участке Кольсбей. Вагонетки вот уже почти 3 месяца стоят без дви­ жения. А начальник участка внутришахтного транспорта тем временем ссылается на недо­ стачу вагонеток и никак не решится доставить их из тупи­ ка в шахту. К. ИВЛЕВ. Сталинская область. В цехе № 2 Ждановского коксо­ химического завода недавно пущена новая коксовая бата­ рея. Процесс получения кокса полностью механизирован. Кол­ лектив успешно освоил проект­ ную мощность печи и уже вы­ дал несколько сот тонн сверх­ плановой продукции. Н а с н и м к е : новая коксо­ вая батарея. В выполнении того пли ино­ го сложного производственного задания, поступившего в меха­ нический цех рудника Баренц­ бург, участвует весь коллек­ тив. Один поможет советом, другой во-время вспомнит об устройстве приспособления, ко­ торое он когда-то применил при разрешении подобного же вопроса, третий сделает набро­ сок чертежа. Например, недавно потребо­ валось изготовить линейку для регулятора одного из агрегатов электроцеха. На продолговатом отрезке металла нужно было нанести деления с точностью до двух микрон (микрон—одна тысячная миллиметра). Мастер­ ские располагали прибором, при помощи которого можно было нанести деления с пре­ дельной точностью до сотых долей миллиметра. Как быть? Механизаторы со­ обща обсудили этот вопрос, сообща разрешили его. На сто­ ле токарно-винторезного станка, за которым вот уже второй год трудится один из лучших ма­ стеров своего дела Михаил Васильев, был установлен ин­ дикатор (прибор, о котором шла речь выше) и фрезеров­ щик, призвав на помощь все свое умение и опыт, хорошо справился с делом. Сверхточная линейка была изготовлена и сдана в электро- цех. Т. ВЛАДИМИРОВ. Облегчается штивка угля В порт Баренцбург прибыл очередной пароход. Вскоре на­ чинается погрузка угля. Так как уголь при этом сыплется в центральную часть трю­ ма, подпалубное пространство остается незаполненным топ­ ливом. На судах, имеющих твиндеки это пространство за­ полняется с помощью штивки вручную, на что затрачивается много времени и труда. Бригадир грузчиков т. Про­ копович предложил простое приспособление для облегчения процесса штивки угля на с,у- і дах такого типа. Оно состоит I из’ двух шахтных рештаков, соединенных между собой зам­ ками, так что они составляют длинный шестиметровый жолоб. г>то приспособление является продолжением погрузочной тру­ бы. Его устанавливают под таким углом, чтобы уголь ссыпался под собственной тя­ жестью в нужном направлении. Предложение т. Прокоповича уже внедрено. Рабочие порта с успехом использовали этот жолоб при загрузке углем двух судов. С . ФЕДОРОВ, старшина катера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz