Полярная кочегарка. 1954 г., декабрь.
25 декабря 1954 г., № 150(786) П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 3 Рационализаторские предложения п о л я р н и к о в На руднике Пирамида, как и на любом предприятии, мно го талантливых новаторов, лю дей смелой технической мысли. Они вносят рационализаторские предложения, совершенствуют производственный процесс. Слесарь - инструментальщик т. Тихомиров изготовил штамп, позволивший в три—четыре ра за сократить время на изготов лены! шайб. Фрезеровщик т. Соколов постоянно ищет и находит новые резервы для усовершенствования техники. Им внесено ценное рационали заторское предложение, давшее возможность заменить головку ручного электросверла на кон струкцию, позволяющую уста навливать бур без заделки хво стовика бура. Технический совет рудника тщательно изучил новшество. Свое изобретение т. Соколов продемонстрировал на практи ке. Совет одобрил усовершен ствование, вносящее сущест венную поправку в конструк цию электросверла, направлен ное на повышение производи тельности труда. Предложение, внесенное т. Соколовым, внед рено в производство, а его ав тор отмечен денежной премией. Турбинистт. Черногіваненко и дежурный щита т. Мухин долго изучали особенности ра боты агрегата, обращались за советом и помощью к товари щам. Позднее они изготовили приспособление для вальцовки труб в силовом котле. Их пред ложение одобрено техническим советом, внедрение его даст воз можность быстро и высокока чественно развальцовывать тру бы в тесных местах силового котла. Недавно рабочий пилорамы т. Нехорошев разработал новый метод распиловки леса с обеих сторон пилорамы. Такое пред ложение дает экономию време ни и сокращает излишние зат раты рабочей силы на пере мещение леса с одной стороны пилорамы на другую. Началь ник рудника т. Гладун разра ботал винтовое приспособление для зажимов пневматических шлангов. Все рационализаторские пред ложения регистрируются техни ческим советом рудника, вни мательно изучаются, обсуж даются и если они могут дать соответствующую пользу, не медленно внедряются в произ водство. Опыт, накопленный новаторами производства, их усовершенствования и изобре тения дают возможность совер шенствовать технику, двигать ее вперед. А. ЛОГУНОВ, член техсовета, главный механик рудника Пирамида. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТРАНСПОРТ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОСРОЧНО ВЫПОЛНИЛИ ПЛАН 1954 года Работники, инженеры, тех- j шпнетвом отделений выполнено Больше внимания качеству угля _ с о Угольные пласты в большин стве своем не являются одно родными п содержат прослойки глинистого или углистого слан ца и других минералов. При добыче угля часть этой поро ды, а также той, из которой состоит кровля и почва пласта, попадает в выдаваемый на- гора уголь. Засорение угля пустой породой еще более уве личивается в случае недоста точного крепления очистных горных выработок. Чтобы уголь был более вы сокого качества, необходимо блюдать установленный пас порт крепления очистного за боя, технологию выемки плас та, а также производить отбор ку породы' непосредственно в лавах. Руководители первого и второго участков тт. Потапен ко и Дончулеско еще недос таточно уделяют внимания это му важному вопросу’. В лавах выемку угля, как правило, производят без наличия смен ного запаса леса под лавой. Имеют место случаи наруше ния паспортов крепления. Отделы технического конт роля шахт ведут повседневную борьбу за то, чтобы качество угля соответствовало государ ственным общесоюзным стан дартам, временным нормам и техническим условиям. Они производят отбор и разделку проб угля, ведут его учет при отгрузке потребителю, контро лируют качество угля, выдавае мого отдельными участками шахт и т. д. Для выполнения этой рабо ты в ОТК шахты существует штат специальных работников. Но у нас в штатах ОТК руд ника почему-то ликвидировали должность браковщика угля, хотя еще совсем недавно, в 1953 году, она существовала. Мастера отдела технического контроля выполняют работу приемщиков добытого угля и не имеют возможности бывать в шахте, ввиду специфических условий своего труда. Следо вательно, обязанности браков щика они не выполняют. Уголь, добываемый на руд нике Баренцбург, соответствует установленному стандарту золь ности. Но это достигается ис ключительно за счет интенсив ной отборки породы на поверх ности, тогда как выборщики ее обязаны работать непосред ственно на участках в каждую добычную смену. А. МАНУЙЛЕНКО, начальник О Т К и угольного склада рудника Баренцбург. ники и служащие предприятий промышленности и транспорта Москвы и Московской области, воодушевленные исторически ми решениями Партии и Пра вительства, направленными на дальнейший подъем промыш ленности и сельского хозяйства, успешно выполнили принятые в начале текущего года соци алистические обязательства. Промышленность Москвы и Московской области досрочно, 20 декабря, выполнила госу дарственный план 1954 года по валовой продукции и боль шинству важнейших изделий, предусмотренных планом. По сравнению с 1953 годом зна чительно увеличена добыча угля, торфа, выработка элек троэнергии, возросло произ водство стали, проката, авто мобилей, металлорежущих стан ков, паровозов, электромоторов, подшипников, электроаппарату ры. Промышленные предприятия расширили производство това ров народного потребления. Выпущено хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей, обуви, продовольственных и других товаров народного пот ребления значительно больше, чем в прошлом году. Предпри ятия машиностроения увеличи ли производство часов, велоси педов, холодильников и других предметов культурного и до машнего обихода. Промышленные предприятия обеспечивали выполнение за даний для сельского хозяйства. Перевыполнен план производ ства сельскохозяйственных ма шин, запасных частей к трак торам и сельскохозяйственным машинам, минеральных удоб рений. Отделения железных дорог Московского узла успешно спра вились с перевозкой народно хозяйственных грузов. По срав нению с прошлым годом сред несуточная погрузка грузов возросла на 3 процента, боль- задание по сокращению време ни простоя вагонов. Машинис тами проведено более 80 ты сяч тяжеловесных поездов, ко торыми перевезено 30 млн. тонн грузов сверх нормы. Пе ревыполнили план перевозок пассажиров и грузов речные пароходства, организации ав томобильного транспорта. На предприятиях промыш ленности и транспорта прово дилась работа по развитию и внедрению новой техники. На учно-исследовательскими уч реждениями п предприятиями машиностроения создано много новых типов и марок машин и механизмов. Выпущены новые типы машин для текстильной, угольной, металлургической и других отраслей промышленно сти. На предприятиях промыш ленности и транспорта Москвы и Московской области в теку щем году зародились новые патриотические начинания, вы росли ряды новаторов и пере довиков производства, показы вающих образцы высокой про изводительности труда. По ини циативе 28 передовых пред приятий развернулось сорев нование за повышение произ водительности труда п увели чение выпуска продукции с существующих производствен ных площадей. За 11 месяцев текущего года задание по рос ту производительности труда в целом промышленностью Мос квы и Московской области вы полнено. По сравнению с соот ветствующим периодом 1953 года производительность труда рабочих промышленности воз росла на 7,4 процента. В настоящее время на пред приятиях Москвы и Московс кой области развертывается со циалистическое соревнование, начатое по инициативе 13 пе редовых Московских предприя тий за досрочное выполнение программы пягилетнего плана. стная ракета. Когда горизон тальная скорость летательного аппарата достигнет двух кило метров в секунду, из ракеты с помощью кумулятивного заряда (к выбрасывается выстрелом не большой снаряд. В этом случае он более не упадет на Землю и будет вечно вращаться вок руг нашей планеты. Таким образом, все приведен ное выше позволяет утверждать, что со стороны физиологии нет никаких препятствий для вы лета человека в мировое прост ранство. Но здесь астронавта подстерегают другие опасности: ультрафиолетовые лучи солнца п космические лучи. Что ка сается ультрафиолетовых лучей, то уже найдено средство для того, чтобы задержать их в стен ках космического коробля. Нес колько иначе обстоит дело с космическими лучами. Пока из вестно лишь, что некоторые породы обезьян безболезненно переносят кратковременное дей- * ствие этих лучей. В последнее время в специ альной и популярной литера туре высказывались опасения, что космический корабль во время своего полета рискует встретиться с метеорами. При столкновении метеора (летя щего в районе Земли со ско ростью в несколько десятков километров в секунду) с ко смическим кораблем метеор вы шибет из тела, в которое он ударится, массу в десятки, а иногда и в сотни раз больше его собственной. Это объясня ется тем, что при ударе двух тел происходит сильный взрыв, вследствие почти мгновенной остановки метеора. Но так ли уж велика воз можность встречи космическо го корабля с метеором? Неко торые работы советских уче ных помогли внести ясность и в этот вопрос. Оказалось, что метеоры находятся в простран стве достаточно далеко друг от друга. Многочисленные вычис ления показали, что космичес кий корабль может пролететь в пространстве миллиарды ки лометров, прежде чем встре тит хотя бы один метеор. От сюда видно, что реальная опас ность в этом случае чрезвы чайно мала. Напомним, что до Марса — несколько десятков миллионов километров, а до Луны 400 ты сяч километров. Если сопоста вить эти колоссальные цифры с данными, характеризующими размеры корабля, станет еще более понятным, что космичес ким кораблям обеспечен безо пасный путь на сотни миллиар дов километров. Проблемы отопления, венти ляции, вопросы снабжения ас тронавтов пищей и питания их воздухом в герметически закры тых кабинах космического ко рабля разрешимы уже в наши дни. Повидимому, так же успеш но можно будет разрешить за дачу радиосвязи космического корабля с Землей. Ведь уже в наши дни можно получать отражение радиоволн, направ ленных на Луну и фиксировать эти отражения. Для того, чтобы можно было быстро осуществить радиосвязь с космическим ко раблем, радиоволны нужно нап равить точно в сторону движе ния корабля. Как же мы сможем узнать где находится космический ко рабль в любую минуту? Ока зывается это очень просто. Достаточно знать где был кос мический корабль в момент вы ключения двигателя, скорость его движения и направление этой скорости, чтобы с предель ной точностью определить его местонахождение в любой мо мент. В самом деле, когда кос мическая ракета летит с вык люченным двигателем, она ни чем не отличается от небесных тел. А ими, как известно, управляют законы небесной ме ханики, определяющие пути движения Земли, планет, их спутников и т. д. Астронавтика — самая моло дая наука. Ей предстоит вели кое будущее. Еще прежде чем космические путешественники отправятся в свой первый меж планетный рейс, астронавтика принесет человечеству большую пользу. Огромный интерес представ ляет в частности возможность организации земных сообщений по эллиптическим траектори ям. В чем сущность этой идеи? ...Ракетный корабль отправ ляется из Москвы. Он стреми тельно взлетает и, двигаясь с огромной скоростью, описывает гигантскую эллиптическую тра екторию и опускается в Пеки не. В таком корабле-ракете путешествие от Москвы до Пе кина продлится всего полчаса, а от столицы нашей Родины до Симферополя — каких-ни будь десять минут. Мы произвели ряд необходи мых вычислений и расчетов многих эллиптических траекто рий, по которым со временем будут двигаться ракетные ко рабли с пассажирами. В заключение укажем, что задача создания искусствен ного спутника Земли и полета вокруг Луны, а также с посад кой на эту планету, является проблемой, разрешение которой под силу науке и технике ближайших лет. Несомненно, что применение атомной -энергии в мирных це лях, столь успешно развиваю щееся в налпей стране, окажет и здесь самое благотворное влияние, поможет приблизить славный день первого в исто рии человечества космического полета. А. ШТЕРНФЕЛЬД, лауреат международной поощрительной премии по астронавтике.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz