Полярная кочегарка. 1954 г., декабрь.

25 декабря 1954 г., № 150(786) П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 3 Рационализаторские предложения п о л я р н и к о в На руднике Пирамида, как и на любом предприятии, мно­ го талантливых новаторов, лю­ дей смелой технической мысли. Они вносят рационализаторские предложения, совершенствуют производственный процесс. Слесарь - инструментальщик т. Тихомиров изготовил штамп, позволивший в три—четыре ра­ за сократить время на изготов­ лены! шайб. Фрезеровщик т. Соколов постоянно ищет и находит новые резервы для усовершенствования техники. Им внесено ценное рационали­ заторское предложение, давшее возможность заменить головку ручного электросверла на кон­ струкцию, позволяющую уста­ навливать бур без заделки хво­ стовика бура. Технический совет рудника тщательно изучил новшество. Свое изобретение т. Соколов продемонстрировал на практи­ ке. Совет одобрил усовершен­ ствование, вносящее сущест­ венную поправку в конструк­ цию электросверла, направлен­ ное на повышение производи­ тельности труда. Предложение, внесенное т. Соколовым, внед­ рено в производство, а его ав­ тор отмечен денежной премией. Турбинистт. Черногіваненко и дежурный щита т. Мухин долго изучали особенности ра­ боты агрегата, обращались за советом и помощью к товари­ щам. Позднее они изготовили приспособление для вальцовки труб в силовом котле. Их пред­ ложение одобрено техническим советом, внедрение его даст воз­ можность быстро и высокока­ чественно развальцовывать тру­ бы в тесных местах силового котла. Недавно рабочий пилорамы т. Нехорошев разработал новый метод распиловки леса с обеих сторон пилорамы. Такое пред­ ложение дает экономию време­ ни и сокращает излишние зат­ раты рабочей силы на пере­ мещение леса с одной стороны пилорамы на другую. Началь­ ник рудника т. Гладун разра­ ботал винтовое приспособление для зажимов пневматических шлангов. Все рационализаторские пред­ ложения регистрируются техни­ ческим советом рудника, вни­ мательно изучаются, обсуж­ даются и если они могут дать соответствующую пользу, не­ медленно внедряются в произ­ водство. Опыт, накопленный новаторами производства, их усовершенствования и изобре­ тения дают возможность совер­ шенствовать технику, двигать ее вперед. А. ЛОГУНОВ, член техсовета, главный механик рудника Пирамида. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТРАНСПОРТ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОСРОЧНО ВЫПОЛНИЛИ ПЛАН 1954 года Работники, инженеры, тех- j шпнетвом отделений выполнено Больше внимания качеству угля _ с о Угольные пласты в большин­ стве своем не являются одно­ родными п содержат прослойки глинистого или углистого слан­ ца и других минералов. При добыче угля часть этой поро­ ды, а также той, из которой состоит кровля и почва пласта, попадает в выдаваемый на- гора уголь. Засорение угля пустой породой еще более уве­ личивается в случае недоста­ точного крепления очистных горных выработок. Чтобы уголь был более вы­ сокого качества, необходимо блюдать установленный пас­ порт крепления очистного за­ боя, технологию выемки плас­ та, а также производить отбор­ ку породы' непосредственно в лавах. Руководители первого и второго участков тт. Потапен­ ко и Дончулеско еще недос­ таточно уделяют внимания это­ му важному вопросу’. В лавах выемку угля, как правило, производят без наличия смен­ ного запаса леса под лавой. Имеют место случаи наруше­ ния паспортов крепления. Отделы технического конт­ роля шахт ведут повседневную борьбу за то, чтобы качество угля соответствовало государ­ ственным общесоюзным стан­ дартам, временным нормам и техническим условиям. Они производят отбор и разделку проб угля, ведут его учет при отгрузке потребителю, контро­ лируют качество угля, выдавае­ мого отдельными участками шахт и т. д. Для выполнения этой рабо­ ты в ОТК шахты существует штат специальных работников. Но у нас в штатах ОТК руд­ ника почему-то ликвидировали должность браковщика угля, хотя еще совсем недавно, в 1953 году, она существовала. Мастера отдела технического контроля выполняют работу приемщиков добытого угля и не имеют возможности бывать в шахте, ввиду специфических условий своего труда. Следо­ вательно, обязанности браков­ щика они не выполняют. Уголь, добываемый на руд­ нике Баренцбург, соответствует установленному стандарту золь­ ности. Но это достигается ис­ ключительно за счет интенсив­ ной отборки породы на поверх­ ности, тогда как выборщики ее обязаны работать непосред­ ственно на участках в каждую добычную смену. А. МАНУЙЛЕНКО, начальник О Т К и угольного склада рудника Баренцбург. ники и служащие предприятий промышленности и транспорта Москвы и Московской области, воодушевленные исторически­ ми решениями Партии и Пра­ вительства, направленными на дальнейший подъем промыш­ ленности и сельского хозяйства, успешно выполнили принятые в начале текущего года соци­ алистические обязательства. Промышленность Москвы и Московской области досрочно, 20 декабря, выполнила госу­ дарственный план 1954 года по валовой продукции и боль­ шинству важнейших изделий, предусмотренных планом. По сравнению с 1953 годом зна­ чительно увеличена добыча угля, торфа, выработка элек­ троэнергии, возросло произ­ водство стали, проката, авто­ мобилей, металлорежущих стан­ ков, паровозов, электромоторов, подшипников, электроаппарату­ ры. Промышленные предприятия расширили производство това­ ров народного потребления. Выпущено хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей, обуви, продовольственных и других товаров народного пот­ ребления значительно больше, чем в прошлом году. Предпри­ ятия машиностроения увеличи­ ли производство часов, велоси­ педов, холодильников и других предметов культурного и до­ машнего обихода. Промышленные предприятия обеспечивали выполнение за­ даний для сельского хозяйства. Перевыполнен план производ­ ства сельскохозяйственных ма­ шин, запасных частей к трак­ торам и сельскохозяйственным машинам, минеральных удоб­ рений. Отделения железных дорог Московского узла успешно спра­ вились с перевозкой народно­ хозяйственных грузов. По срав­ нению с прошлым годом сред­ несуточная погрузка грузов возросла на 3 процента, боль- задание по сокращению време­ ни простоя вагонов. Машинис­ тами проведено более 80 ты­ сяч тяжеловесных поездов, ко­ торыми перевезено 30 млн. тонн грузов сверх нормы. Пе­ ревыполнили план перевозок пассажиров и грузов речные пароходства, организации ав­ томобильного транспорта. На предприятиях промыш­ ленности и транспорта прово­ дилась работа по развитию и внедрению новой техники. На­ учно-исследовательскими уч­ реждениями п предприятиями машиностроения создано много новых типов и марок машин и механизмов. Выпущены новые типы машин для текстильной, угольной, металлургической и других отраслей промышленно­ сти. На предприятиях промыш­ ленности и транспорта Москвы и Московской области в теку­ щем году зародились новые патриотические начинания, вы­ росли ряды новаторов и пере­ довиков производства, показы­ вающих образцы высокой про­ изводительности труда. По ини­ циативе 28 передовых пред­ приятий развернулось сорев­ нование за повышение произ­ водительности труда п увели­ чение выпуска продукции с существующих производствен­ ных площадей. За 11 месяцев текущего года задание по рос­ ту производительности труда в целом промышленностью Мос­ квы и Московской области вы­ полнено. По сравнению с соот­ ветствующим периодом 1953 года производительность труда рабочих промышленности воз­ росла на 7,4 процента. В настоящее время на пред­ приятиях Москвы и Московс­ кой области развертывается со­ циалистическое соревнование, начатое по инициативе 13 пе­ редовых Московских предприя­ тий за досрочное выполнение программы пягилетнего плана. стная ракета. Когда горизон­ тальная скорость летательного аппарата достигнет двух кило­ метров в секунду, из ракеты с помощью кумулятивного заряда (к выбрасывается выстрелом не­ большой снаряд. В этом случае он более не упадет на Землю и будет вечно вращаться вок­ руг нашей планеты. Таким образом, все приведен­ ное выше позволяет утверждать, что со стороны физиологии нет никаких препятствий для вы­ лета человека в мировое прост­ ранство. Но здесь астронавта подстерегают другие опасности: ультрафиолетовые лучи солнца п космические лучи. Что ка ­ сается ультрафиолетовых лучей, то уже найдено средство для того, чтобы задержать их в стен­ ках космического коробля. Нес­ колько иначе обстоит дело с космическими лучами. Пока из­ вестно лишь, что некоторые породы обезьян безболезненно переносят кратковременное дей- * ствие этих лучей. В последнее время в специ­ альной и популярной литера­ туре высказывались опасения, что космический корабль во время своего полета рискует встретиться с метеорами. При столкновении метеора (летя­ щего в районе Земли со ско­ ростью в несколько десятков километров в секунду) с ко­ смическим кораблем метеор вы­ шибет из тела, в которое он ударится, массу в десятки, а иногда и в сотни раз больше его собственной. Это объясня­ ется тем, что при ударе двух тел происходит сильный взрыв, вследствие почти мгновенной остановки метеора. Но так ли уж велика воз­ можность встречи космическо­ го корабля с метеором? Неко­ торые работы советских уче­ ных помогли внести ясность и в этот вопрос. Оказалось, что метеоры находятся в простран­ стве достаточно далеко друг от друга. Многочисленные вычис­ ления показали, что космичес­ кий корабль может пролететь в пространстве миллиарды ки ­ лометров, прежде чем встре­ тит хотя бы один метеор. От­ сюда видно, что реальная опас­ ность в этом случае чрезвы­ чайно мала. Напомним, что до Марса — несколько десятков миллионов километров, а до Луны 400 ты­ сяч километров. Если сопоста­ вить эти колоссальные цифры с данными, характеризующими размеры корабля, станет еще более понятным, что космичес­ ким кораблям обеспечен безо­ пасный путь на сотни миллиар­ дов километров. Проблемы отопления, венти­ ляции, вопросы снабжения ас­ тронавтов пищей и питания их воздухом в герметически закры­ тых кабинах космического ко­ рабля разрешимы уже в наши дни. Повидимому, так же успеш­ но можно будет разрешить за­ дачу радиосвязи космического корабля с Землей. Ведь уже в наши дни можно получать отражение радиоволн, направ­ ленных на Луну и фиксировать эти отражения. Для того, чтобы можно было быстро осуществить радиосвязь с космическим ко­ раблем, радиоволны нужно нап­ равить точно в сторону движе­ ния корабля. Как же мы сможем узнать где находится космический ко­ рабль в любую минуту? Ока­ зывается это очень просто. Достаточно знать где был кос­ мический корабль в момент вы­ ключения двигателя, скорость его движения и направление этой скорости, чтобы с предель­ ной точностью определить его местонахождение в любой мо­ мент. В самом деле, когда кос­ мическая ракета летит с вык­ люченным двигателем, она ни­ чем не отличается от небесных тел. А ими, как известно, управляют законы небесной ме­ ханики, определяющие пути движения Земли, планет, их спутников и т. д. Астронавтика — самая моло­ дая наука. Ей предстоит вели­ кое будущее. Еще прежде чем космические путешественники отправятся в свой первый меж­ планетный рейс, астронавтика принесет человечеству большую пользу. Огромный интерес представ­ ляет в частности возможность организации земных сообщений по эллиптическим траектори­ ям. В чем сущность этой идеи? ...Ракетный корабль отправ­ ляется из Москвы. Он стреми­ тельно взлетает и, двигаясь с огромной скоростью, описывает гигантскую эллиптическую тра­ екторию и опускается в Пеки­ не. В таком корабле-ракете путешествие от Москвы до Пе­ кина продлится всего полчаса, а от столицы нашей Родины до Симферополя — каких-ни­ будь десять минут. Мы произвели ряд необходи­ мых вычислений и расчетов многих эллиптических траекто­ рий, по которым со временем будут двигаться ракетные ко­ рабли с пассажирами. В заключение укажем, что задача создания искусствен­ ного спутника Земли и полета вокруг Луны, а также с посад­ кой на эту планету, является проблемой, разрешение которой под силу науке и технике ближайших лет. Несомненно, что применение атомной -энергии в мирных це­ лях, столь успешно развиваю­ щееся в налпей стране, окажет и здесь самое благотворное влияние, поможет приблизить славный день первого в исто­ рии человечества космического полета. А. ШТЕРНФЕЛЬД, лауреат международной поощрительной премии по астронавтике.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz