Полярная кочегарка. 1954 г., декабрь.

2 ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 25 декабря 1954 г., № 150 (786) П Р О Ф С О Ю З Н А Я Ж И З Н Ь Авангардная роль членов профорганизации Член профорганизации — это передовой борец за осуществле­ ние задач,. поставленных пар­ тией и правительством перед советскими полярниками. Где бы ни работал член профорга­ низации, какой бы пост пи за­ нимал, он должен не забывать о своем долге служения наро­ ду, соблюдать строго профдис­ циплину, выполнять уставные обязанности, быть авангардом в любой отрасли производства. В шахте рудника Баренц- бург, каждом цехе и на произ­ водственных участках работают члены профорганизации. Своим самоотверженным трудом они показывают пример всему кол­ лективу, добиваясь постоянного роста производительности тру­ да. . На руднике хорошо известно имя бригадира навалоотбойщи­ ков второго участка т. Суруш- кина. Его бригада 23 ноября выполнила годовой план. Но­ ябрьский план ею выполнен на 119 процентов. Не уменьшая темпы добычи угля, бригада работает и в декабре. Задание 22 дней она выполнила на 118,7 процента. Таких успехов коллектив добился благодаря хорошей под­ готовке рабочего места, строго­ го соблюдения паспорта креп­ ления и управления кровлей. Среди навалоотбойщиков брига­ ды организован обмен опытом. Кадровые горняки передают своп навыки труда молодым, каждый стремится равняться но передовым шахтерам. Всего несколько месяцев во­ дит врубовку член профорга­ низации т. Попескул. Но уже за это время он зарекомендо­ вал себя хорошим врубмаши­ нистом, обеспечивающим кол­ лектив первого участка добро­ качественным врубом. Четвертый год работает на руднике Баренцбург заведую­ щий механической мастерской т. Ковакин. Он требователен к себе и своим подчиненным. Механическая мастерская руд­ ника стала передовым цехом, коллектив которого способен выполнить любой заказ, сде­ лать любой ремонт механизмам рудника. В этом коллективе много чле­ нов профорганизации. Все они добросовестно выполняют своп обязанности. Например, мастер т. Адлакин, токарь т. Бурла- шев, электрослесарь т. Осад- ченко, фрезеровщик т. Василь­ ев являются не только хороши­ ми производственниками,, но и вносят свой вклад в дело вос­ питания полярников, направляя весь коллектив на выполнение задач, стоящих перед механи­ ческой мастерской. Хорошо трудится на втором участке смена, которой ру­ ководит член профорганизации т. Шпкпн. Он заботится о свое­ временной подготовке рабочих мест для горняков, о беспере­ бойной подаче порожняка, по­ могает организовать высокопро­ изводительный труд в бригаде. Отлично работают члены проф­ организации этого участка нава­ лоотбойщик т. Кузьменко А. Ф., лесогоп т. Орлов, проходчик т. Филатов и другие. Члены профорганизации уча­ стка, где начальником т. Конь­ ков, буровые мастера тт. Пи­ куль, Петровский, Шевчук, несмотря на полярную ночь, трудные условия работы, с че­ стью справляются с поставлен­ ными задачами, выполняя п перевыполняя план. Но есть еще п члены проф­ организации, которые не пока­ зывают пример как на произ­ водстве, а также и в быту. Например, член профорганиза­ ции т. Силаев халатно и безот­ ветственно относится к возло­ женным обязанностям. Он час­ то нарушал трудовую дисцип­ лину, за что снят с работы. Его проступки обсуждались на профбюро. Профсобрание недавно об­ суждало аморальные поступки члена профорганизации т. Сев- рюкова. Все это говорит о том, что некоторые члены профорга­ низации не отдают себе отчета о том, какие огромные и по­ четные обязанности возлагает на них звание члена профор­ ганизации. Быть примером в труде, пос­ тоянно укреплять дисциплину, связь с массами, выявлять не­ достатки в работе и добиваться их устранения, быть передовым на производстве и в обществен­ ной жизнп — долг и обязан­ ность каждого члена профорга­ низации. А. МА РКУШИН , секретарь профбюро рудника Баренцбург. Семинар секретарей профорганизаций На днях состоялся семинар секретарей профорганизаций рудника Баренцбург. С докла­ дом на тему «Контроль проф­ организации хозяйственной де­ ятельности предприятия» выс­ тупила инструктор профкома т. Котова. О руководстве работой агит­ коллектива рассказал участ­ никам семинара заведующий профбиблиотекой рудника Ба­ ренцбург т. Лукин. Он подроб­ но остановился на вопросах подбора, воспитания, расста­ новки сил агитаторов, на том, какое место должно быть от­ ведено агитационно-массовой работе в плане деятельности профорганизации. Совещание агитаторов Профбиблпотека рудника Гру­ мант провела совещание аги­ таторов. Присутствующие прос­ лушали инструктивный доклад заведующего профбиблиотекой т. Никулина п обменялись мне­ ниями о том, как лучше орга­ низовать агитационно-массовую работу на' участках. И. Д АНИЛО В . Фельетон Неудавшнйся опыт 40 Николай Игнатьевич Пере- пичай отличается одной осо­ бенностью: он любит поспать. Сои валит его иногда где по­ пало и как попало. И если он, хотя бы на секунду прикор­ нул, то можно палить из ору­ дий любого калибра, н Нико­ лай Игнатьевич не шелохнется. Сонливость Николая Игнать­ евича отнюдь не является следствием какого-либо печаль­ ного недуга. Далеко ему и до того почтенного возраста, ког­ да увядающий организм тянет в сладостное сонное царство. Напротив, Николай Игнатьевич еще только-только познает всю прелесть совершеннолетия. Ему всего-навсего двадцать два года от роду. Здоровьем он не оби­ жен, телосложение богатыр­ ское, характер спокойный. Но вот... ...Электровоз едва тронулся с места, и Перепичай почув­ ствовал неладное. Веки слипа­ лись и, казалось, что весь он погружается в какое-то неося­ заемое пространство. — А что, если для опыта попробовать? — размышлял он. —Ведь на стрелках разлинов­ ки колеса загрохочат и я прос­ нусь. До разминовки двадцать пять минут полного хода... Мысль водителя на чем-то оборвалась, п он, не теряя времени, погрузился в люби­ мую стихию. Электровоз с пол­ ным составом вагонеток мчался по галерее от угольного скла­ да Кольсбея на Грумант. В не­ которых вагонетках примости­ лись пассажиры. Они не знали слабостей машиниста и не подоз­ ревали, что вместе со всей этой несущейся и грохочущей мас­ сой вагонеток являются под­ опытными водителя. Мелькали огни галереи. Впереди отчетливо обозначи­ лось ответвление разминовки. Поезд не снижал скорости. Еще несколько секунд, и электро­ воз рванул в сторону, пронес­ ся на предельной скорости по разъезду. —Ухарски ведет поезд,—рас­ суждали озадаченные пассажи­ ры. —Почему он не остановился на размпновке ?— тревожились другие. Вдали, пробивая тьму, по­ казался яркий сноп света. С каждой секундой он возрастал, приближался к мчавшемуся электровозу. Кондуктор стучал металлическими предметами, кричал, пытаясь обратить вни­ мание водителя на возникшую опасность. Но поезд не сбав­ лял скорость. Встречный электровоз вел на разлиновку машинист т. Вол­ ков. И .только благодаря его самообладанию и находчивости удалось предотвратить столкно­ вение мчавшихся навстречу друг другу двух электровозов. Быстро затормозив машину, т. Волков дал задний ход, что­ бы уйти от мчавшегося на не­ го электровоза. Но его машина не успела набрать необходимой скорости. «Подопытный» поезд нагнал ее и с большой силой толкнул поспешно отступавший электровоз. Машинист электро­ воза т. Волков не бросил свою машину до тех пор, пока не остановил мчавшегося на него состава. У Перепичая это не первый случай безмятежного сна на производстве. Недавно он бро­ сил электровоз с составом ва­ гонеток у бункера рудника Гру­ мант и расположился спать в диспетчерской будке. — Почему не работаешь? — кричали ему возмущенные шах­ теры. — Бункер переполнен, уголь сыпется из-за этого под откос, а ты спишь. — Работа не Алитет, в горы не уйдет,— рассуждал Нерепп- чай, сладко позевывая. Руководители рудника Гру­ мант продолжают думать, какое бы бодрящее средство предло­ жить Перепичаю. Но что-то дол­ го размышляют они над этим. Б . С Ю Р О В . -1 А Накануне космического полета В 1881 году известный рус­ ский революционер Н. И. Ки­ бальчич предложил проект ра­ кетного корабля. Однако, подлинно научно­ обоснованная теория косми­ ческого полета была создана два года спустя выдающимся русским ученым К. Э. Циол­ ковским. К этому времени отнв- еятся первые попытки ученого воспользоваться ракетой, как средством передвижения вне Земли. Но первая его научная работа в этой области «Иссле­ дование мировых пространств реактивными приборами» поя­ вилась в печати лишь в 1913 году. Константин Эдуардович Циолковский неустанно разви­ вал и углублял свои исследо­ вания. До конца своей жизни ученый занимался вопросами космического полета. Последняя его идея о переливании топли­ ва во время полета из одних ракет в другие выдвигается сей­ час в практике посылки кос­ мических ракет в мировое прост­ ранство из межпланетных стан­ ций. Каково же современное состо­ яние проблемы полета в миро­ вое пространство? Вспомним из физики: для того, чтобы то пли иное тело вырвалось из поля тяготения Земли, достаточно сообщить ему скорость немногим более 11 километров в секунду, т. е. увеличить скорость соврелен- пых жидкостных ракет всего в четыре с лишнил раза. В от­ ношении дальности их полета следует сказать, что жидкост­ ные ракеты, построенные но схеме, впервые предложенной Циолковским в 1903 году, способны сейчас покрыть ты­ сячи километров. Такие резуль­ таты являются большим дости­ жением науки и открывают практические перспективы для постройки первых космических ракет. Какими возможностями рас­ полагает современная наука для облегчения сложной зада­ чи полета в мировое простран­ ство? Еще К. Э. Циолковский предложил разделить межпла­ нетное путешествие на ряд промежуточных этапов и от­ правлять ракету в мировое пространство с промежуточной станции, которая будет являться искусственным спутником Зем­ ли. Ученый предполагал ис­ пользовать этот спутник, как своеобразную пересадочную и научную базу, позволяющую безгранично расширить сферу научных наблюдений. Искус­ ственный спутник нашей пла­ неты должен непрерывно вра­ щаться на высоте нескольких сот километров над поверхно­ стью Земли со скоростью 8 ки ­ лометров в секунду. В его герметически закры­ тых отделениях разместятся жилые помещения, склады топ­ лива, приборов, продоволь­ ствия и всего необходимого для полета в мировое пространство. Здесь расположатся грандиоз­ ные мастерские, где будут ео- оираться по частям космичес­ кие корабли. Отправление ле­ тательных аппаратов с такой межпланетной платформы впол­ не осуществимо. Начальная скорость, которая потребуется этим кораблям, для того, что­ бы они смогли достичь Луны п соседних планет Венеры и Марса составит всего 3—4 ки ­ лометра в секунду. Форма этих межпланетных кораблей будущего еще не раз­ работана. Но можно с уверен­ ностью сказать одно: конструк­ торы их не будут стеснены необходимостью придавать сво­ им сооружениям обтекаемые очертания, так как сопротив­ ление воздуха на высоте нес­ кольких сот километров прак­ тически отсутствует. На искусственном спутнике нашей планеты земное притя­ жение не будет ощущаться вовсе, так как оно уравновесит­ ся центробежной силой, возни­ кающей вследствие движения спутника вокруг Земли. Мы пока не знаем как бу­ дет действовать на человека длительное пребывание вне силы тяжести. Известно лишь, что кратковременное отсутствие ее (в пределах одной минуты) совершенно безвредно для че­ ловеческого организма. Если, однако, такое состояние будет переноситься с трудом, придет­ ся, по идее К. Э. Циолковско­ го, создать искусственную тя­ жесть. Участники полета в косми­ ческое пространство также, как и первые обитатели искусствен­ ных спутников, не будут ощу­ щать силы тяжести. Во время взлета ракеты получится обрат­ ное явление. Сила тяжести при этом будет в несколько раз больше, чем она ощущается в обычных, «земных» условиях. Опыты, проведенные в лабо­ раториях, где с помощью вра­ щательных машин были созда­ ны условия, аналогичные тем, которые будут внутри ракеты во время ее взлета, показали, что человек в течение несколь­ ких минут переносит увеличе­ ние силы тяжести безболезнен­ но. Уже сегодня возможно соз­ дать миниатюрные искусствен­ ные спутники нашей планеты следующим образом. На высо­ ту 200— 300 километров запус­ кается мощная составная жидко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz