Полярная кочегарка. 1954 г., декабрь.
2 ПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА 25 декабря 1954 г., № 150 (786) П Р О Ф С О Ю З Н А Я Ж И З Н Ь Авангардная роль членов профорганизации Член профорганизации — это передовой борец за осуществле ние задач,. поставленных пар тией и правительством перед советскими полярниками. Где бы ни работал член профорга низации, какой бы пост пи за нимал, он должен не забывать о своем долге служения наро ду, соблюдать строго профдис циплину, выполнять уставные обязанности, быть авангардом в любой отрасли производства. В шахте рудника Баренц- бург, каждом цехе и на произ водственных участках работают члены профорганизации. Своим самоотверженным трудом они показывают пример всему кол лективу, добиваясь постоянного роста производительности тру да. . На руднике хорошо известно имя бригадира навалоотбойщи ков второго участка т. Суруш- кина. Его бригада 23 ноября выполнила годовой план. Но ябрьский план ею выполнен на 119 процентов. Не уменьшая темпы добычи угля, бригада работает и в декабре. Задание 22 дней она выполнила на 118,7 процента. Таких успехов коллектив добился благодаря хорошей под готовке рабочего места, строго го соблюдения паспорта креп ления и управления кровлей. Среди навалоотбойщиков брига ды организован обмен опытом. Кадровые горняки передают своп навыки труда молодым, каждый стремится равняться но передовым шахтерам. Всего несколько месяцев во дит врубовку член профорга низации т. Попескул. Но уже за это время он зарекомендо вал себя хорошим врубмаши нистом, обеспечивающим кол лектив первого участка добро качественным врубом. Четвертый год работает на руднике Баренцбург заведую щий механической мастерской т. Ковакин. Он требователен к себе и своим подчиненным. Механическая мастерская руд ника стала передовым цехом, коллектив которого способен выполнить любой заказ, сде лать любой ремонт механизмам рудника. В этом коллективе много чле нов профорганизации. Все они добросовестно выполняют своп обязанности. Например, мастер т. Адлакин, токарь т. Бурла- шев, электрослесарь т. Осад- ченко, фрезеровщик т. Василь ев являются не только хороши ми производственниками,, но и вносят свой вклад в дело вос питания полярников, направляя весь коллектив на выполнение задач, стоящих перед механи ческой мастерской. Хорошо трудится на втором участке смена, которой ру ководит член профорганизации т. Шпкпн. Он заботится о свое временной подготовке рабочих мест для горняков, о беспере бойной подаче порожняка, по могает организовать высокопро изводительный труд в бригаде. Отлично работают члены проф организации этого участка нава лоотбойщик т. Кузьменко А. Ф., лесогоп т. Орлов, проходчик т. Филатов и другие. Члены профорганизации уча стка, где начальником т. Конь ков, буровые мастера тт. Пи куль, Петровский, Шевчук, несмотря на полярную ночь, трудные условия работы, с че стью справляются с поставлен ными задачами, выполняя п перевыполняя план. Но есть еще п члены проф организации, которые не пока зывают пример как на произ водстве, а также и в быту. Например, член профорганиза ции т. Силаев халатно и безот ветственно относится к возло женным обязанностям. Он час то нарушал трудовую дисцип лину, за что снят с работы. Его проступки обсуждались на профбюро. Профсобрание недавно об суждало аморальные поступки члена профорганизации т. Сев- рюкова. Все это говорит о том, что некоторые члены профорга низации не отдают себе отчета о том, какие огромные и по четные обязанности возлагает на них звание члена профор ганизации. Быть примером в труде, пос тоянно укреплять дисциплину, связь с массами, выявлять не достатки в работе и добиваться их устранения, быть передовым на производстве и в обществен ной жизнп — долг и обязан ность каждого члена профорга низации. А. МА РКУШИН , секретарь профбюро рудника Баренцбург. Семинар секретарей профорганизаций На днях состоялся семинар секретарей профорганизаций рудника Баренцбург. С докла дом на тему «Контроль проф организации хозяйственной де ятельности предприятия» выс тупила инструктор профкома т. Котова. О руководстве работой агит коллектива рассказал участ никам семинара заведующий профбиблиотекой рудника Ба ренцбург т. Лукин. Он подроб но остановился на вопросах подбора, воспитания, расста новки сил агитаторов, на том, какое место должно быть от ведено агитационно-массовой работе в плане деятельности профорганизации. Совещание агитаторов Профбиблпотека рудника Гру мант провела совещание аги таторов. Присутствующие прос лушали инструктивный доклад заведующего профбиблиотекой т. Никулина п обменялись мне ниями о том, как лучше орга низовать агитационно-массовую работу на' участках. И. Д АНИЛО В . Фельетон Неудавшнйся опыт 40 Николай Игнатьевич Пере- пичай отличается одной осо бенностью: он любит поспать. Сои валит его иногда где по пало и как попало. И если он, хотя бы на секунду прикор нул, то можно палить из ору дий любого калибра, н Нико лай Игнатьевич не шелохнется. Сонливость Николая Игнать евича отнюдь не является следствием какого-либо печаль ного недуга. Далеко ему и до того почтенного возраста, ког да увядающий организм тянет в сладостное сонное царство. Напротив, Николай Игнатьевич еще только-только познает всю прелесть совершеннолетия. Ему всего-навсего двадцать два года от роду. Здоровьем он не оби жен, телосложение богатыр ское, характер спокойный. Но вот... ...Электровоз едва тронулся с места, и Перепичай почув ствовал неладное. Веки слипа лись и, казалось, что весь он погружается в какое-то неося заемое пространство. — А что, если для опыта попробовать? — размышлял он. —Ведь на стрелках разлинов ки колеса загрохочат и я прос нусь. До разминовки двадцать пять минут полного хода... Мысль водителя на чем-то оборвалась, п он, не теряя времени, погрузился в люби мую стихию. Электровоз с пол ным составом вагонеток мчался по галерее от угольного скла да Кольсбея на Грумант. В не которых вагонетках примости лись пассажиры. Они не знали слабостей машиниста и не подоз ревали, что вместе со всей этой несущейся и грохочущей мас сой вагонеток являются под опытными водителя. Мелькали огни галереи. Впереди отчетливо обозначи лось ответвление разминовки. Поезд не снижал скорости. Еще несколько секунд, и электро воз рванул в сторону, пронес ся на предельной скорости по разъезду. —Ухарски ведет поезд,—рас суждали озадаченные пассажи ры. —Почему он не остановился на размпновке ?— тревожились другие. Вдали, пробивая тьму, по казался яркий сноп света. С каждой секундой он возрастал, приближался к мчавшемуся электровозу. Кондуктор стучал металлическими предметами, кричал, пытаясь обратить вни мание водителя на возникшую опасность. Но поезд не сбав лял скорость. Встречный электровоз вел на разлиновку машинист т. Вол ков. И .только благодаря его самообладанию и находчивости удалось предотвратить столкно вение мчавшихся навстречу друг другу двух электровозов. Быстро затормозив машину, т. Волков дал задний ход, что бы уйти от мчавшегося на не го электровоза. Но его машина не успела набрать необходимой скорости. «Подопытный» поезд нагнал ее и с большой силой толкнул поспешно отступавший электровоз. Машинист электро воза т. Волков не бросил свою машину до тех пор, пока не остановил мчавшегося на него состава. У Перепичая это не первый случай безмятежного сна на производстве. Недавно он бро сил электровоз с составом ва гонеток у бункера рудника Гру мант и расположился спать в диспетчерской будке. — Почему не работаешь? — кричали ему возмущенные шах теры. — Бункер переполнен, уголь сыпется из-за этого под откос, а ты спишь. — Работа не Алитет, в горы не уйдет,— рассуждал Нерепп- чай, сладко позевывая. Руководители рудника Гру мант продолжают думать, какое бы бодрящее средство предло жить Перепичаю. Но что-то дол го размышляют они над этим. Б . С Ю Р О В . -1 А Накануне космического полета В 1881 году известный рус ский революционер Н. И. Ки бальчич предложил проект ра кетного корабля. Однако, подлинно научно обоснованная теория косми ческого полета была создана два года спустя выдающимся русским ученым К. Э. Циол ковским. К этому времени отнв- еятся первые попытки ученого воспользоваться ракетой, как средством передвижения вне Земли. Но первая его научная работа в этой области «Иссле дование мировых пространств реактивными приборами» поя вилась в печати лишь в 1913 году. Константин Эдуардович Циолковский неустанно разви вал и углублял свои исследо вания. До конца своей жизни ученый занимался вопросами космического полета. Последняя его идея о переливании топли ва во время полета из одних ракет в другие выдвигается сей час в практике посылки кос мических ракет в мировое прост ранство из межпланетных стан ций. Каково же современное состо яние проблемы полета в миро вое пространство? Вспомним из физики: для того, чтобы то пли иное тело вырвалось из поля тяготения Земли, достаточно сообщить ему скорость немногим более 11 километров в секунду, т. е. увеличить скорость соврелен- пых жидкостных ракет всего в четыре с лишнил раза. В от ношении дальности их полета следует сказать, что жидкост ные ракеты, построенные но схеме, впервые предложенной Циолковским в 1903 году, способны сейчас покрыть ты сячи километров. Такие резуль таты являются большим дости жением науки и открывают практические перспективы для постройки первых космических ракет. Какими возможностями рас полагает современная наука для облегчения сложной зада чи полета в мировое простран ство? Еще К. Э. Циолковский предложил разделить межпла нетное путешествие на ряд промежуточных этапов и от правлять ракету в мировое пространство с промежуточной станции, которая будет являться искусственным спутником Зем ли. Ученый предполагал ис пользовать этот спутник, как своеобразную пересадочную и научную базу, позволяющую безгранично расширить сферу научных наблюдений. Искус ственный спутник нашей пла неты должен непрерывно вра щаться на высоте нескольких сот километров над поверхно стью Земли со скоростью 8 ки лометров в секунду. В его герметически закры тых отделениях разместятся жилые помещения, склады топ лива, приборов, продоволь ствия и всего необходимого для полета в мировое пространство. Здесь расположатся грандиоз ные мастерские, где будут ео- оираться по частям космичес кие корабли. Отправление ле тательных аппаратов с такой межпланетной платформы впол не осуществимо. Начальная скорость, которая потребуется этим кораблям, для того, что бы они смогли достичь Луны п соседних планет Венеры и Марса составит всего 3—4 ки лометра в секунду. Форма этих межпланетных кораблей будущего еще не раз работана. Но можно с уверен ностью сказать одно: конструк торы их не будут стеснены необходимостью придавать сво им сооружениям обтекаемые очертания, так как сопротив ление воздуха на высоте нес кольких сот километров прак тически отсутствует. На искусственном спутнике нашей планеты земное притя жение не будет ощущаться вовсе, так как оно уравновесит ся центробежной силой, возни кающей вследствие движения спутника вокруг Земли. Мы пока не знаем как бу дет действовать на человека длительное пребывание вне силы тяжести. Известно лишь, что кратковременное отсутствие ее (в пределах одной минуты) совершенно безвредно для че ловеческого организма. Если, однако, такое состояние будет переноситься с трудом, придет ся, по идее К. Э. Циолковско го, создать искусственную тя жесть. Участники полета в косми ческое пространство также, как и первые обитатели искусствен ных спутников, не будут ощу щать силы тяжести. Во время взлета ракеты получится обрат ное явление. Сила тяжести при этом будет в несколько раз больше, чем она ощущается в обычных, «земных» условиях. Опыты, проведенные в лабо раториях, где с помощью вра щательных машин были созда ны условия, аналогичные тем, которые будут внутри ракеты во время ее взлета, показали, что человек в течение несколь ких минут переносит увеличе ние силы тяжести безболезнен но. Уже сегодня возможно соз дать миниатюрные искусствен ные спутники нашей планеты следующим образом. На высо ту 200— 300 километров запус кается мощная составная жидко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz