Полярная кочегарка. 1951 г., сентябрь.

26 сентября 1951 г., № 81-82 (352). п:0 ЛТЯ Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 3 V 4 ► У' I \ Накануне нового учебного года в сети партийного просвещения 20 сентября в Колонном зале Дома Союзов состоялось собрание актива московской городской партийной организа­ ции. Собрание обсудило докла­ ды партийных организаций в связи с началом нового учеб­ ного года в системе партийно­ го просвещения. С докладом выступил секре­ тарь Московского городского комитета ВІШ(б) тов. Донской, Анализируя итоги прошлого учебного года, он отметил, что марксистско-ленинскую теорию изучали 93 процента комму­ нистов столичных организаций. В предстоящем учебном году историю и теорию большевист­ ской партии будут изучать 690 тысяч коммунистов, бес­ партийных, комсомольцев и несоюзной молодежи. Значи­ тельно увеличится число слу­ шателей в кружках повышен­ ного типа по изучению исто­ рии партии, а также число са­ мостоятельно изучающих марк­ систско-ленинскую теорию. Воз­ растет количество кружков и семинаров по политической эко­ номии и философии. Одной из центральных задач, стоящих перед партийными ор­ ганизациями Москвы в новом учебном году, является усиле­ ние помощи коммунистам, са­ мостоятельно изучающим марк­ систско-ленинскую теорию. Сле­ дует шире развернуть лекцион­ ную пропаганду, повысить ка­ чество, улучшить консульта­ цию. Выступавшие в прениях от­ метили, что с каждым годом растет число коммунистов и беспартийных, изучающих марк­ систско-ленинскую теорию. Пар­ тийные организации стали боль­ ше уделять внимания пропаган­ де, глубже вникать в содержа­ ние работы политшкол, круж­ ков, усилили помощь самостоя­ тельно изучающим историю и теорию большевистской партии. Вместе с тем, выступавшие говорили о недостатках, имею­ щихся в постановке партийно­ го просвещения. Собрание актива приняло ре­ шение наметить практические мероприятия по устранению не­ достатков в подготовке к новому учебному году. Т ты т ? ІЕРЕДОВИКОВ- - ВСЕМ РАБОЧИМ! С ТРИБУНЫ СОВЕЩАНИЯ ПРОХОДЧИКОВ * В творческом содружестве I У В годы Великой Отечественной войны немецко - фашистские за­ хватчики разрушили старинный русский город Великие Луки. Сей­ час он вновь возрождается. На снимке: вновь созданная биб­ лиотека. В первое время после того, как организовалась наша про­ ходческая бригада, и мы при­ ступили к прохождению укло­ на шахты № 1, долго не ла­ дилась у 'нас работа. Вы­ работка продвигалась медлен­ но. Главным затруднением было бурение и отпалка твердых по­ род, представлявших мощные слои песчаника без клеважа. Приходилось делать большое количество шпуров. Тратилось много усилий, по дело продви­ галось плохо. Коэфициент полезного ис­ пользования шпуров был весь­ ма низок. В забое, после от­ ладки оставались «стаканы», глубиной 0 ,7—1,0 метра. Нуж­ но было давать вспомогатель­ ные шпуры, чтобы очистить забой. В результате, почти по­ ловина времени, затраченное на бурение, пропадало. Надо было решить, каким образом ускорить прохождение этих твердых пород. Горное дело—это искусство, которому чужды неизменные рецепты в работе. Условия за­ легания горных пород часто меняются и при прохождении их надо уметь найти ключ к разгадке «секрета» данной вы­ работки. Мы стали искать решения ставшей перед нами задачи в определении наиболее целесо­ образной схемы расположения шпуров. В нашей бригаде в основном работает молодежь. Многие ов­ ладели проходческой специаль­ ностью уже здесь па острове. Поэтому мы, конечно, не могли рассчитывать только на свои силы. Нам нужна была креп­ кая техническая помощь. В этот трудный период в ра­ боте и укрепилось творческое содружество инженеров и шах­ теров нашей бригады. Инже­ нерная мысль, которая подава­ лась бригаде инженерами тт. Коваленко и Аватынь, испыты­ валась нами, шахтерами, на практике и претворялась в жизнь. Шахтеры совместно с инженерами искали наилучший вариант вруба. В результате многократного опыта, мы остановились на «бор­ товом клиновом» врубе. По пред­ ложению т. Аватынь забой стал забираться не сразу,. а в два цикла. Вначале обуривалась верхняя часть забоя, затем нижняя. Ряды шпуров располагались Сокращенное выступление молодого бригадира проходчиков шахты Кг 1 И. Гнидина * * один от другого па высоте 70 см. Крайние две «бурки» бури­ лись строго вертикально к гру­ ди забоя, а вторые—наискось, под небольшим углом к ним. Чтобы они не соединялись меж­ ду собой, косые шпуры дела­ лись несколько короче прямых. Запальщик заряжал не все шпуры одновременно. Первые два прямых шпура оставались незаряженными, два последую­ щих, косых — он заряжал и сразу же палил, после чего только заряжал и палил уже бортовые шпуры. Таким образом, «законурива- ние» получалось клинообраз­ ное. Это намного облегчало на­ шу дальнейшую работу. Для того, чтобы линия забоя у пас была ровной, вруб де­ лался последовательно то с од­ ноП, то с другой стороны забоя. В процессе проходки бригада ис.іытала и ввела в практику удлиненные буры. Скорость проходки возросла и уход вы­ работки вперед у пас достиг уже от 1,5 —2,0 метров в цикл. Свои нормы выработки мы ста­ ли доводить до двухсот процен­ тов. В дни стахановской вахты мира наша бригада работает с удвоенной энергией. Условия труда у нас несколь­ ко изменились. Значительно улучшилась вентиляция. Если раньше мы производили отпал- ку в полсмены, то сейчас она завершается в течение часа. Это—огромная экономия рабо­ чего времени. Бригада стремится с каждым днем наращивать темпы, улуч­ шая качество работы. Было время, когда у нас в забое сильно отставало крепление. Сейчас этого нет. Мы добились такого положения, что крепле­ ние почти следует за проход­ кой. Это, во-первых, обеспечи­ вает безопасность ведения ра­ бот, во-вторых, позволяет нам более точно ориентировать па- правление забоя. Почти безо­ шибочно можно определить сей- .час, где следует бурить край­ ние шпуры. А это очень важ­ но для скорости прохождения. Пробурить точно по паспорту крайний шпур—это значит из­ бежать выемки лишней породы, сэкономить время и взрывчат­ ку. С другой стороны, раньше при отставании крепления, нам для безопасности приходилось ставить временную крепь, «ре- монтины». Теперь, когда по­ стоянные стойки укреплены почти вплотную у линии за­ боя, временная крепь не тре­ буется. Благодаря этому, мы экономим лес, потребный для «ремонтам», и не затрачиваем время па установку их. Ну, и кроме этого, мы постоянно ви­ дим результаты своего труда. Каждый пройденпый метр у нас закреплен и вполне подготовлен к эксплоатации. Посуществу это является по­ вышением культуры ведения горных выработок. А работать не только высокопроизводитель­ но, но и высококультурно, каче­ ственно—задача советских шах­ теров. На днях мы ввели еще одно небольшое изменение в орга­ низацию труда. Если раньше мы заклинивались вперед по углю на один выпал и тут же опускали расположенную сверху породу, то теперь мы попробо­ вали перейти на другой способ. Решили брать по углю два вы­ пала, как предложил ппженер т. Аватынь, и только после этого опускать породу. Причем оба отпала по углю забирают­ ся полностью на транспортер, и под породой, которую пред- хтоит палить, остается пусто­ та. Это намного облегчает про­ цесс отпалки породы. Если раньше у нас все-таки остава­ лись хоть небольшие «стаканы», то теперь порода обрушивает­ ся в пустоту, как срезанная, по концам шпуров. Очень хо­ роший эффект. Мы благодарны т. Аватынь за добрый техниче­ ский совет. С своей стороны, пользуясь этим советом, бригада старает­ ся ежесменно перевыполнять задание. Мое искреннее пожелание, чтобы не только проходчики нашей бригады работали в та­ ком тесном контакте с инже­ нерной мыслью. Пусть эта мысль и на всех других участ­ ках поможет шахтерам дать в смену не одну, а две-три и более нормы! Кампания по сбору подписей иод Обращением Всемирного Совета Мира вдохновляет нас на беззаветный труд. Молодые горняки будут в первых рядах борцов за мир, ибо мы не хотим воевать! НАМ ПИШУТ Соревнованиеневпочете Уважаемая редакция! Как ты полагаешь: для ка­ кой цели у здания треста вы­ ставлена «Доска показателей?» Много толков и перетолков существует по отношению этой «Доски показателей», но нам кажется, что выставлена опа для простого отвода глаз, что в переводе на обыкновенный язык означает «очковтиратель­ ство». На самом деле так оно и есть. На руднике Баренц­ бург мы уже второй год и ни разу не видели, чтобы она за­ полнялась. Кроме того, пройдет немного времени и от этой «Доски показателей» останется только след: она придет в не­ годность. А мимо нее ежедневно по несколько раз проходят руко­ водители треста и других ор­ ганизаций, пробегают секре­ тарь профбюро т. Буров и пред­ седатель месткома т. Самойлов, [ но никто из них так и не ос­ меливается взглянуть на оси­ ротевшую «Доску показателей». Спросите, пожалуйста, от на­ шего имени: уважают лц вы­ шеозначенные руководители со­ циалистическое соревнование. Н. Сидоренко, М. Уральцев. Сноростная погрузна вагонов Смена проходчиков уклона шахты № 1 , в которой работа­ ют тт. Деменок и Григоренко, добилась в дни стахановской вахты мира больших успехов в своей работе. 22 сентября про­ ходчики на 2 часа раньше графика закончили очистку забоя от породы. Каждый вагон грузился проходчиками за 4-5 мин., в еще невиданно ко­ роткие сроки, тогда как рань­ ше на эту же работу уходило времени в два раза больше. Секрет успеха проходчиков тт. Деменок и Григоренко в том, что они прежде, чем при­ ступать к погрузке вагонов, производят тщательную подго­ товку рабочего места:—нара­ щивают рельсы до самой груди забоя, чем предупреждают из­ лишние перекидки породы, хо­ рошо обирают забой, разбивают большие глыбы породы на бо­ лее мелкие, удобные для ■ по­ грузки. В сэкономленные 2 часа проходчики произвели затяжку установленных в предшествую­ щей смене крепежных пар, что не входило в их сменное зада­ ние. Инициатива тт. Деменок и Григоренко повышает скорость проходки. П. Карпенко. „Рационализация“ не впрок Как провести электровоз с гружеными вагонетками но не­ исправным путям 7 штрека шахты ЗѴ° 5? Эта проблема, вставшая перед нами, машини­ стами электровоза, вызывает бурное развитие «творческой» инициативы, не идущей, к со­ жалению, внрок. Дело в том, что состояние путей на указанном штреке довно требует капитального ре­ монта. Рельсы сместились в сторону. Чтобы закрепить пу­ тевую стрелку, приходится за­ бивать ее металлическими ко­ стылями. Многие стыки рельс не скреплены планками. Боль­ шинство шпал пришло в негод­ ность. Может быть руководству уча­ стка № 1 и доставляет удо­ вольствие видеть, как машини­ сты электровоза изощряются в «изобретении» все новых «средств» и «приспособлений», чтобы невредимо провести со­ став с грузом и порожняком через все эти встречающиеся препятствия. Но нам кажется, что не нужно ломать голову над тем, что можно легко лик­ видировать простым ремонтом путей. г. Щукин, машинист электровоза. ТРУДНЫЙ во п ро с Где нам ремонтировать тракто­ ры и автомашины, гаража-то нету? (Из выступлений на собрании стройцеха Баренцбурга).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz