Полярная кочегарка. 1951 г., февраль.
28 февраля 1951 г., № 18-19 (289). П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 3 > Г > 4 г ■> Остров Шпицберген (Краткая история изучения и освоения) т т Группа островов, расположен ных в Ледовитом океане меж ду 76°2Г и 80°24‘ северной широты и между 10° и 35° восточной долготы, принято на зывать Шпицберген. Самый за падный и самый большой из них носит название Западный Шпицберген, на котором и на ходятся советские угольные рудники. Открытие Шпицбергена свя зано с попытками отыскания морского пути в Китай и Пн- дшо вдоль северных берегов Европы и Азии. В 1596 году для отыскания этого пути голландское прави тельство отправило экспедицию под начальством Баренца. 12 июня 15% года Баренц при близился к земле, которую наз вал Шпицбергеном. Эту дату и считают временем открытия острова. Значительно раньше Варен ца, в средних веках, русские, проживающие по побережью Белого моря, знали этот остров, промышляли на нем морского и сухопутного зверя іі назвали его Грумантом. Только недо статочно развитая в те времена письменность является причи ной того, что эти данные не были своевременно доведены до сведения других народов. В водах вблизи Шпицберге на наблюдалось большое коли чество китов и это привлекало сюда целые флотилии кораблей многих национальностей. Хищ ническое истребление китов привело к полному замиранию промысла к концу XV III века. Русские промишлеіт н и ки , или как их называли груман- лапы, приезжали на остров не на летний сезон, как это дела ли другие, а. на год. Прибыв па. остров, они вытаскивали свою ладыо на берег, строили избу и принимались за охоту. Русские избы, их остатки и кресты на могилах, найдены во многих местах: на острове Эдж, на мысе Южном о-ва За падного Шпицбергена, в разных местах залива •Айс-фиорд, на острове Принца Карла, по бе регам заливов, на северном по бережье Северо-Восточной Зем ли и в других пунктах. Помор Старостин прожил на мысе при входе в залив Айс-фиорд без перерыва 15 лет, а всего на острове побывал 37 раз. Эти данные позволяют с полным правом считать пионерами ос воения острова русских помо ров. Первая научная экспедиция на остров Шпицберген под на чальством Чичагова (1765 г.) была послана русским прави тельством, а проект ее органи зации и программа проведения исследований были разработа ны русским ученым Ломоносо вым. Позже остров посетил рус ский адмирал Макаров на ле доколе «Ермак». С 1899 года по 1901 год здесь работала рус ско-шведская научная экспе диция но определению формы и размера земного шара. Гора Олаф, которая видна из Баренц бурга, была одним из пунктов, откуда производились наблюде ния. Иностранные научные экс педиции начали посещать ост ров Шпицберген позже русских. В 1912 году на остров Шпиц берген с целыо изучения его геологического строения, поис ков полезных ископаемых и изучения природы, на судне Геркулес» отправилась рус ская экспедиция под руковод ством В. А. Русанова. Экспе диция обследовала побережья многих заливов: Айс-фиорд, Биль-Зунда, Кпнгс-бей и дру гие. В следующем году па участ ке Грумант работала геолого разведочная экспедиция под ру ководством Р. П. Самойловпча. Этой экспедицией на берегу залива Айс-фиорд, между Гру мантом и бухтой Кольсбей, был построен жилой дом, .который и в настоящее время находится в хорошем состоянии и носит теперь название «Домика Р у санова». Долгое время остров Шпиц берген не принадлежал ии од ному пз государств. Все нации свободно могли посещать ост ров и вести па нем исследова тельские работы. После окон чания первой мировой войны, когда капиталистические стра ны закончили между собой раз дел мира, встал вопрос о при надлежности Шпицбергена. 15 Париже была созвана, без уча стия Советского Союза, конфе ренция, решением которой ост ров передан Норвегии. Только в 1924 году, после установле ния дипломатических отноше ний с Норвегией, наша страна признала принадлежность ост рова Шпицберген за Норвегией. (В следующем выпуске страни цы „Наука и техника" будет прв- двлжение статьи). Г. Дубовик. Некоторые вопросы развития энергетики Человечество в области раз вития энергетики прошло за мечательный путь. На смену ветряным и водяным колесам, насчитывающим многовековую историю, появляется невый вид двигателя — паровая машина, впервые построенная в России 11. Ы. Ползуновым в 1765 го ду. Генератор для получения пара, приводившего -в движение паровую машину, назвали па ровым котлом. При всех своих достоинствах паровой двигатель имел суще ственный недостаток—для того чтобы приводить им в движе ние механизмы, требовалось сооружение громоздких тран смиссионных устройств. С открытием основ электро техники, появлением электри ческого генератора и электри ческого двигателя, изобретен ного в России академиком Б. С. Якоби в 1834 году, по является возможность проведе ния работ по передаче энергии на расстояние. В связи с удачным разреше нием этой проблемы к концу XIX века возникает необходи мость увеличения мощности двигателей, приводящих в дви жение электрический генератор. Появляются новые виды ма шин—двигатели внутреннего сгорания и паровые турбины. Электрическая энергия в на стоящее время получила широ кое распространение в промыш ленности и быту. Она вращает станки, плавит металл, двигает поезда, освещает жилища н т. д. Электроэнергия без боль ших потерь может быть пере дана по проводам на значитель ные расстояния н легко может быть распространена между потребителями. Благодаря это му она весьма удобна для прак тического использования. Электрическая энергия, вы рабатывается на электрических станциях пз энергии топлива, воды или ветра. Длд превращения энергии топлива в электроэнергию, в топке котельных агрегатов сжи гается уголь, торф, сланец, дрова, мазут и другие горючие вещества. Полученный пар отводится к турбине, которая под действием его струи вращается с большой скоростью (от 1500 до 5000 оборотов в минуту). С турби ной соединен электрический генератор, вырабатывающий при вращении электрический ток, который затем передается по проводам к потребителю. С целыо уменьшения сечения про водов 11 потерь энергии напря жение электрического тока для передачи на расстояние повышают до 6—110 т. вольт. Перед поступлением к потреби телю напряжение тока снижа ют до 500 вольт и ниже. Возможность транспортировки электроэнергии гіо проводам позволило концентрировать энер гетические точки и использо вать более міщпые турбогене раторы. В 1937 году металлургиче ским заводом им. Сталина сов местно с заводом «Электроси ла» в Ленинграде впервые в мире был сконструирован и построен мощный агрегат в 100 тысяч квт., развивавший 3000 оборотов в минуту н превзо шедший ио техническим пока зателям все известные до того турбогенераторы. Чтобы иметь представление о технических данных этой машины достаточ-* но сказать, что для ѳбеспече- ния ее работы на полную мощ ность в течение только одного часа необходимо выработать и подвести к турбине 600 тонн пара, для чего потребуется сжечь 130 тонн высококалорий ного угля. Для конденсации отработанного пара в такой тур бине нужно 36 тысяч тонн ох лаждающей воды. Учитывая, что на наших го сударственных электростанциях устанавливается но несколько электрогенераторов, можно пред ставит!. насколько сложна в эксплоатации такая промыш ленная точка — комбинат по выработке электроэнергии. Большое значение имеет в народном хозяйстве п гидро энергетика. В процессе своего развития водяные колеса прош ли большой путь. ІІа сегодняш ний день турбогенераторы, ис пользующие энергию падения воды, по мощности не уступа ют паровым, а стоимость вы рабатываемой ими электроэнер гии значительно ниже. В нашей стране, где водяные ресурсы неиссякаемы, вопросу использования гидроэнергии придается исключительное зна чение. Исторические постанов ления партии и правительства о строительстве колоссальных электростанций на Волге, Днеп ре, Аму-Дарье говорят о том, что обеспечение мощной энер гетической базы страны—есть задача первостепенной важно сти. Вопрос использования для энергетических целей нового вида энергии—энергии атома встал сейчас перед техникой, как важнейшая задача совре менности. Использование ее для мирных целей может не виданно повысить благосостоя ние человеческого общества, еслп эта энергия будет постав лена па службу интересов тру дящихся. lie имея возможности, ввиду ограниченности объема данной статьи, детально разобрать ос новные физические явления, происходящие при расщеплении атомного ядра, остановимся на некоторых цифрах, характери зующих будущее этого нового вида энергии. При распаде одного килограм ма Урана—235, выделяется теп ловая- энергия эквивалентная 25 миллионам квт. часов. Эту энергию несут в себе частицы расщепленных атомов данного вещества, обладающие большой скоростью. В результате отдель ных столкновений, энергия дви жения этих частиц и превра щается в тепловую. При соот ветствующих условиях это теп ло может быть полезно исполь зовано для нагревания воздуха, воды и т. д. Такие установки, работающие на естественном Уране, представляются первы ми возможными способами ис пользования атомной энергии в народном хозяйстве, Для прев ращения атомной энергии в ме ханическую п электрическую энергию могут быть использо ваны современные типы паро вых двигателей при новом ти пе парового котла. Однако, это не исключает возможности изоб ретения совершенно новых вп- дов двигателей для использова ния атомной энергии или даже прямого получения электриче ства при расщеплении атома. По современному состоянию вопроса нельзя считать, что атомные установки могут пол ностью вытеснить использова ние топлива для стационарной п транспортной энергетики. Можно считать установлен ным н доказанным, что в про мышленном масштабе возможно регулирование выделения теп ловой энергии из Урапа—235, и Плутония—239. Пет сомне ний и в том, что эта энергия сможет быть использована для получения пара, что тепло, вы деляемое при распаде атома мо жет быть превращено в меха ническую или электрическую энергии в турбинах. Возможно, что такой источник энергии в ближайшем будущем сможет и экономически конкурировать с некоторыми видами топлива. Исследования нового вида энергии вышли уже из лабора торий физиков. Дальнейшее развитие этой важнейшей от расли физических знаний и технической деятельности в зна чительной мере зависит от нап ряженной совместной работы ученых п техников. И. Смирнев. П Е Р В О Е С О Л Н Ц Е 23 февраля полярники Шпиц бергена наблюдали после дол гой полярной ночи первый вос ход солнца.—Почему так бы вает? Полярная ночь, когда солнце в течение нескольких суток совершенно не восходит, и противоположное явление—по лярный день, происходят всле дствие того, что земная ось— воображаемая линия, вокруг которой происходит суточное вращение Земли, наклонена к плоскости вращения ее вокруг Солнца. Благодаря этому ос вещаются больше то северное, то южное полушария. В зим ний период больше освещено южное полушарие, так как Солнце расположено южнее плоскости экватора. В это вре мя за Полярным кругом, в с е верном полушарии, будет наб людаться полярная- ночь, про должительность которой, как и длительность полярного дня, зависит от широты места и изменяется от 1 суток на По лярном круге до 6 месяцев на Полюсе. В наших широтах они длятся около 4 месяцев. С уменьшением южного скло нения Солнца, его лучи будут освещать все более северные широты. В то время, кагда юж ное склонение Солнца умень шится до 12°, на широте 78°, т. е. на широте Баренцбурга, в полдень по местному време ни (14 ч. по московскому вре мени), 21 февраля должно появиться Солнце. Но ввиду того, что южнйя часть гори зонта закрыта горами, солнце здесь впервые показывается 22 февраля. В этом году из-за пасмурной погоды первый раз мы наблюдали восход лишь 23 февраля. М. Юрьев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz