Полярная кочегарка. 1951 г., февраль.

28 февраля 1951 г., № 18-19 (289). П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 3 > Г > 4 г ■> Остров Шпицберген (Краткая история изучения и освоения) т т Группа островов, расположен­ ных в Ледовитом океане меж­ ду 76°2Г и 80°24‘ северной широты и между 10° и 35° восточной долготы, принято на­ зывать Шпицберген. Самый за­ падный и самый большой из них носит название Западный Шпицберген, на котором и на­ ходятся советские угольные рудники. Открытие Шпицбергена свя­ зано с попытками отыскания морского пути в Китай и Пн- дшо вдоль северных берегов Европы и Азии. В 1596 году для отыскания этого пути голландское прави­ тельство отправило экспедицию под начальством Баренца. 12 июня 15% года Баренц при­ близился к земле, которую наз­ вал Шпицбергеном. Эту дату и считают временем открытия острова. Значительно раньше Варен­ ца, в средних веках, русские, проживающие по побережью Белого моря, знали этот остров, промышляли на нем морского и сухопутного зверя іі назвали его Грумантом. Только недо­ статочно развитая в те времена письменность является причи­ ной того, что эти данные не были своевременно доведены до сведения других народов. В водах вблизи Шпицберге­ на наблюдалось большое коли­ чество китов и это привлекало сюда целые флотилии кораблей многих национальностей. Хищ­ ническое истребление китов привело к полному замиранию промысла к концу XV III века. Русские промишлеіт н и ки , или как их называли груман- лапы, приезжали на остров не на летний сезон, как это дела­ ли другие, а. на год. Прибыв па. остров, они вытаскивали свою ладыо на берег, строили избу и принимались за охоту. Русские избы, их остатки и кресты на могилах, найдены во многих местах: на острове Эдж, на мысе Южном о-ва За­ падного Шпицбергена, в разных местах залива •Айс-фиорд, на острове Принца Карла, по бе­ регам заливов, на северном по­ бережье Северо-Восточной Зем­ ли и в других пунктах. Помор Старостин прожил на мысе при входе в залив Айс-фиорд без перерыва 15 лет, а всего на острове побывал 37 раз. Эти данные позволяют с полным правом считать пионерами ос­ воения острова русских помо­ ров. Первая научная экспедиция на остров Шпицберген под на­ чальством Чичагова (1765 г.) была послана русским прави­ тельством, а проект ее органи­ зации и программа проведения исследований были разработа­ ны русским ученым Ломоносо­ вым. Позже остров посетил рус­ ский адмирал Макаров на ле­ доколе «Ермак». С 1899 года по 1901 год здесь работала рус­ ско-шведская научная экспе­ диция но определению формы и размера земного шара. Гора Олаф, которая видна из Баренц­ бурга, была одним из пунктов, откуда производились наблюде­ ния. Иностранные научные экс­ педиции начали посещать ост­ ров Шпицберген позже русских. В 1912 году на остров Шпиц­ берген с целыо изучения его геологического строения, поис­ ков полезных ископаемых и изучения природы, на судне Геркулес» отправилась рус­ ская экспедиция под руковод­ ством В. А. Русанова. Экспе­ диция обследовала побережья многих заливов: Айс-фиорд, Биль-Зунда, Кпнгс-бей и дру­ гие. В следующем году па участ­ ке Грумант работала геолого­ разведочная экспедиция под ру­ ководством Р. П. Самойловпча. Этой экспедицией на берегу залива Айс-фиорд, между Гру­ мантом и бухтой Кольсбей, был построен жилой дом, .который и в настоящее время находится в хорошем состоянии и носит теперь название «Домика Р у ­ санова». Долгое время остров Шпиц­ берген не принадлежал ии од­ ному пз государств. Все нации свободно могли посещать ост­ ров и вести па нем исследова­ тельские работы. После окон­ чания первой мировой войны, когда капиталистические стра­ ны закончили между собой раз­ дел мира, встал вопрос о при­ надлежности Шпицбергена. 15 Париже была созвана, без уча­ стия Советского Союза, конфе­ ренция, решением которой ост­ ров передан Норвегии. Только в 1924 году, после установле­ ния дипломатических отноше­ ний с Норвегией, наша страна признала принадлежность ост­ рова Шпицберген за Норвегией. (В следующем выпуске страни­ цы „Наука и техника" будет прв- двлжение статьи). Г. Дубовик. Некоторые вопросы развития энергетики Человечество в области раз­ вития энергетики прошло за­ мечательный путь. На смену ветряным и водяным колесам, насчитывающим многовековую историю, появляется невый вид двигателя — паровая машина, впервые построенная в России 11. Ы. Ползуновым в 1765 го­ ду. Генератор для получения пара, приводившего -в движение паровую машину, назвали па­ ровым котлом. При всех своих достоинствах паровой двигатель имел суще­ ственный недостаток—для того чтобы приводить им в движе­ ние механизмы, требовалось сооружение громоздких тран­ смиссионных устройств. С открытием основ электро­ техники, появлением электри­ ческого генератора и электри­ ческого двигателя, изобретен­ ного в России академиком Б. С. Якоби в 1834 году, по­ является возможность проведе­ ния работ по передаче энергии на расстояние. В связи с удачным разреше­ нием этой проблемы к концу XIX века возникает необходи­ мость увеличения мощности двигателей, приводящих в дви­ жение электрический генератор. Появляются новые виды ма­ шин—двигатели внутреннего сгорания и паровые турбины. Электрическая энергия в на­ стоящее время получила широ­ кое распространение в промыш­ ленности и быту. Она вращает станки, плавит металл, двигает поезда, освещает жилища н т. д. Электроэнергия без боль­ ших потерь может быть пере­ дана по проводам на значитель­ ные расстояния н легко может быть распространена между потребителями. Благодаря это­ му она весьма удобна для прак­ тического использования. Электрическая энергия, вы­ рабатывается на электрических станциях пз энергии топлива, воды или ветра. Длд превращения энергии топлива в электроэнергию, в топке котельных агрегатов сжи­ гается уголь, торф, сланец, дрова, мазут и другие горючие вещества. Полученный пар отводится к турбине, которая под действием его струи вращается с большой скоростью (от 1500 до 5000 оборотов в минуту). С турби­ ной соединен электрический генератор, вырабатывающий при вращении электрический ток, который затем передается по проводам к потребителю. С целыо уменьшения сечения про­ водов 11 потерь энергии напря­ жение электрического тока для передачи на расстояние повышают до 6—110 т. вольт. Перед поступлением к потреби­ телю напряжение тока снижа­ ют до 500 вольт и ниже. Возможность транспортировки электроэнергии гіо проводам позволило концентрировать энер­ гетические точки и использо­ вать более міщпые турбогене­ раторы. В 1937 году металлургиче­ ским заводом им. Сталина сов­ местно с заводом «Электроси­ ла» в Ленинграде впервые в мире был сконструирован и построен мощный агрегат в 100 тысяч квт., развивавший 3000 оборотов в минуту н превзо­ шедший ио техническим пока­ зателям все известные до того турбогенераторы. Чтобы иметь представление о технических данных этой машины достаточ-* но сказать, что для ѳбеспече- ния ее работы на полную мощ­ ность в течение только одного часа необходимо выработать и подвести к турбине 600 тонн пара, для чего потребуется сжечь 130 тонн высококалорий­ ного угля. Для конденсации отработанного пара в такой тур­ бине нужно 36 тысяч тонн ох­ лаждающей воды. Учитывая, что на наших го­ сударственных электростанциях устанавливается но несколько электрогенераторов, можно пред­ ставит!. насколько сложна в эксплоатации такая промыш ленная точка — комбинат по выработке электроэнергии. Большое значение имеет в народном хозяйстве п гидро энергетика. В процессе своего развития водяные колеса прош­ ли большой путь. ІІа сегодняш­ ний день турбогенераторы, ис­ пользующие энергию падения воды, по мощности не уступа­ ют паровым, а стоимость вы­ рабатываемой ими электроэнер­ гии значительно ниже. В нашей стране, где водяные ресурсы неиссякаемы, вопросу использования гидроэнергии придается исключительное зна­ чение. Исторические постанов­ ления партии и правительства о строительстве колоссальных электростанций на Волге, Днеп­ ре, Аму-Дарье говорят о том, что обеспечение мощной энер­ гетической базы страны—есть задача первостепенной важно­ сти. Вопрос использования для энергетических целей нового вида энергии—энергии атома встал сейчас перед техникой, как важнейшая задача совре­ менности. Использование ее для мирных целей может не­ виданно повысить благосостоя­ ние человеческого общества, еслп эта энергия будет постав­ лена па службу интересов тру­ дящихся. lie имея возможности, ввиду ограниченности объема данной статьи, детально разобрать ос­ новные физические явления, происходящие при расщеплении атомного ядра, остановимся на некоторых цифрах, характери­ зующих будущее этого нового вида энергии. При распаде одного килограм­ ма Урана—235, выделяется теп­ ловая- энергия эквивалентная 25 миллионам квт. часов. Эту энергию несут в себе частицы расщепленных атомов данного вещества, обладающие большой скоростью. В результате отдель­ ных столкновений, энергия дви­ жения этих частиц и превра­ щается в тепловую. При соот­ ветствующих условиях это теп­ ло может быть полезно исполь­ зовано для нагревания воздуха, воды и т. д. Такие установки, работающие на естественном Уране, представляются первы­ ми возможными способами ис­ пользования атомной энергии в народном хозяйстве, Для прев­ ращения атомной энергии в ме­ ханическую п электрическую энергию могут быть использо­ ваны современные типы паро­ вых двигателей при новом ти­ пе парового котла. Однако, это не исключает возможности изоб­ ретения совершенно новых вп- дов двигателей для использова­ ния атомной энергии или даже прямого получения электриче­ ства при расщеплении атома. По современному состоянию вопроса нельзя считать, что атомные установки могут пол­ ностью вытеснить использова­ ние топлива для стационарной п транспортной энергетики. Можно считать установлен­ ным н доказанным, что в про­ мышленном масштабе возможно регулирование выделения теп­ ловой энергии из Урапа—235, и Плутония—239. Пет сомне­ ний и в том, что эта энергия сможет быть использована для получения пара, что тепло, вы­ деляемое при распаде атома мо­ жет быть превращено в меха­ ническую или электрическую энергии в турбинах. Возможно, что такой источник энергии в ближайшем будущем сможет и экономически конкурировать с некоторыми видами топлива. Исследования нового вида энергии вышли уже из лабора­ торий физиков. Дальнейшее развитие этой важнейшей от­ расли физических знаний и технической деятельности в зна­ чительной мере зависит от нап­ ряженной совместной работы ученых п техников. И. Смирнев. П Е Р В О Е С О Л Н Ц Е 23 февраля полярники Шпиц­ бергена наблюдали после дол­ гой полярной ночи первый вос­ ход солнца.—Почему так бы­ вает? Полярная ночь, когда солнце в течение нескольких суток совершенно не восходит, и противоположное явление—по­ лярный день, происходят всле­ дствие того, что земная ось— воображаемая линия, вокруг которой происходит суточное вращение Земли, наклонена к плоскости вращения ее вокруг Солнца. Благодаря этому ос­ вещаются больше то северное, то южное полушария. В зим­ ний период больше освещено южное полушарие, так как Солнце расположено южнее плоскости экватора. В это вре­ мя за Полярным кругом, в с е ­ верном полушарии, будет наб­ людаться полярная- ночь, про­ должительность которой, как и длительность полярного дня, зависит от широты места и изменяется от 1 суток на По­ лярном круге до 6 месяцев на Полюсе. В наших широтах они длятся около 4 месяцев. С уменьшением южного скло­ нения Солнца, его лучи будут освещать все более северные широты. В то время, кагда юж­ ное склонение Солнца умень­ шится до 12°, на широте 78°, т. е. на широте Баренцбурга, в полдень по местному време­ ни (14 ч. по московскому вре­ мени), 21 февраля должно появиться Солнце. Но ввиду того, что южнйя часть гори­ зонта закрыта горами, солнце здесь впервые показывается 22 февраля. В этом году из-за пасмурной погоды первый раз мы наблюдали восход лишь 23 февраля. М. Юрьев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz