Полярная кочегарка. 1951 г., август.

4 августа 1951 г., № 64-65 (335). П О Л Я Р Н А Я КОЧЕГАРКА 3 НА ВЕЛИКИХ СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА В Ж И Г У Л Я Х У гори Могутной, в Уіпгу- лях, —Правобережный строи­ тельный район «Куйбышевгпд- ростроя». Здесь роется котло­ ванпод будущее здание элек­ тростанции. Объем земляных работ составит к общейслож­ ности почтичетыре, миллиона кубометров. Одной своей частью электро­ станция встанет на берегу, а другой выдастся далеко вреку и всем своим огромнейшим те­ лом войдет составной частью в грандиозную плотину Куйбы­ шевского гидроузла... Сменный техник Татьяна Кондрахина оторвала листок календаря: 1В июля. Как и вчера, красные флажки побе­ дителей социалистического со­ ревнования развеваются па эк­ скаваторах, экипажи которых возглавляюттт. Лямпп, Колоба- ев и Агишев. В строй вступают все новые и новые машины. К мощным уральским электрическим экс­ каваторам прибавляются шага­ ющие экскаваторы, сделанные руками краматорских машино­ строителей. Могучая техника обеспечивает не только масш­ табы, но и высокие темпы. На самом берегуреки, на несколько десятков метров над Волгой,подняласьажурнаябаш­ ня из легких стальных конст­ рукций. На вершине ее в го­ лубом небеполощется кумаче- вый флаг. Копер под руковод­ ством тов, Ловягинабыл собран в небывало короткийсрок—за '10 дней. Монтажники намного перевыполнили своп социали­ стические обязательства—крас­ ным флагом отмечена их заме­ чательная трудоваяпобеда. Ко­ пер работает вторые сутки. Один к другомуплотнойсталь­ ной стеной встают шпунты, уходя от берега напросторре­ ки. Пройдет немного времени и полукружье металлического забора, образуя основание пер- вой перемычки, замкнется. Гид­ ромеханизаторы намоют на не­ го грунт. Когда выкачают воду изперемычки, экскаваторыста­ нут работать широким фронтом на всей площади фундамента электростанции. А пока идет сооружение стального забора, покаон еще не замкнулся, на Волге, на месте будущейэлектростанции, работают земснаряды«Волж­ ская—19» и «Волжская—22», вынимая грунтсо дна реки в подводной части котлована. Несколько дней назад нало­ вом берегу Волги—напротив Жигулей, строители гидроузла начали сооружение нижнего шлюза. Сегодня в забое уже работают экскаваторы тт. Але­ нина, Миронова и других. Они перенимают опыт передовиков, включаются в кипучее сорев­ нование за досрочное сооруже­ ние величайшей в мире гидро­ электростанции. Многие читатели нашей газеты просят подробнее показать творчесние дела с о в е т с к о г о народа на великих стройках коммунизма. Ниже мы помещаем репортаж корреспондентов газеты „Извес тия1 о том, ка к прошел день —13 июля на отдельных участках этих величествен­ ных сооружений сталинской эпохи. ‘- ........................ .................= * * -X— - ------------------------- ----- — -------- Н А В Насыпь у котлованадевятого шлюза. Этот шлюз—последня ступень волжской лестницы— сооружается на самом высоком месте водораздела Волги До­ на. Отсюда открывается вели­ чествен ая панорамастройки. На запад, сколько может ох­ ватить глаз, между высокими грядами холмов тянетсяглубо­ коеущелье. Это—русло кана­ ла, отрытое шагающим экска­ ватором. Экипаж машины под­ вел итоги своейработы: запол­ года экскаватор выбросил мил­ лионкубометров грунта. Из-за гор, насыпанных машиной, не видно даже 32-метровой башни бетоного завода. Степной ги­ гант приближается к девятому шлюзу. На восток до самой Волги раскинулась широкая долина. В нейсо ружаются 9 шлюзов. Это и есть волжская лестница. Чтобыпопасть с Волгив ка­ меру девятого шлюза, судно должнобудет поднятьсяпо ле­ стнице на 87 метров и затем спуститься па 44 метра по 4 шлюзам в Дон. К волжской лестнице сейчас приковано вни­ мание всего коллектива строи­ телей: здесь сосредоточены от­ ветственные бетонные работы. О А Ж С К О Й А Е С Т Тринадцатого июля—обыч­ ный трудовой день ВолгоДона. На шлюзах волжской лестницы одна и та же радостная карти­ на: люди работают с большим подъемо, идет борьба за то, чтобы к зиме закончить уклад­ ку бетона. По дпу котлошіа девятого шлюзагрузовики с опущенны­ ми бортами подвозят готовые звеньяарматуры. Кран снима­ ет и подает укладчикам блок за блоком. Арматурщики гото­ вят фронт работ для бетона. Через каждые полторы-две ми­ нуты большие самосвалы Мин­ ского завода сбрасывают на эстакаду раствор. Насосы не­ прерывно подают его вниз, на днищешлюза. В этотдень надевятомшлюзе было уложено 480 кубометров бетона—небывалое ещевВодо­ раздельном районе количество. Следующие пять ступеней волжской лестницы сооружает Чапурннковский район. Уклад­ ка бетона идет на всех объек­ тах. Шестой шлюз, которым руководит т. Крюков, начавший бетонные работы последним, обгоняет другие участки, То что, скажем, делалось на вось­ момшлюзе в течениемесяца, Н И Ц Е I на шестом делается за декаду, і13 июля коллектив этого шлю­ за уложилпочти в полтора ра­ за больше бетона, чем накану­ не, и подготовил фронт работ для того, чтобы на следующий день сделать еще больше. Кол­ лективышестого и пятогошлю­ зов уверенно догоняют инициа­ торовсоревнования—строителей первого шлюзаКрасноармейско­ го района. Первый шлюз строители на­ зывают воротами в Волгу. Он со ружается на близком рас­ стоянии от реки. Плывуны, оползни, подпочвен ые воды- все подземные силы природы оказывают сопротивление стро­ ителям. Но уже забетонировано днище шлюзаивозводится пер­ вый ярусстен. Скоро начнут­ ся облицовочные работы. СтроителиВолго-Донскогока­ нала обязались довести уклад­ ку бетона до трехтысяч ку­ бометров в день. Почти две трети этого количества прихо­ дится на шлюзы волжской ле­ стницы. Уже несколько дней подряд бетонщики перевыпол­ няют свое обязательство. 13 июля на всех девяти шлюзах уложеноболее двух тысяч ку­ бометров бетона. У Т И Х О Г О Котлован водосливной части плотины полон движения.Он— сердце Цимлянского гидроузла. На стальных фермах эстакады, пересекающейкотлован, про­ легла яркая красная черта. Этачерта на фермах эстакады отмечает линию, которой ук­ ладчикам бетона необходимо достичь ко второй декаде сен­ тября. К этим дням поперек старого русла рекиляжетпроч­ ный каменый барьер, и стро­ ители попросят тихийДон«по­ сторониться». Он, ворчливый и сердитый, плеснет волной у «банкета» и повернет влево, пройдет нпжней частью плоти­ ны, обнажит старое русло, и люди до зимыукрепят и намо­ ют гидромеханизмамирусловую часть плотпиы водохранил ща. Быстрее закрыть красную черту бетоном —этому подчине­ но все. Стахановцыучастка инженера т. Волынского13 ию­ ля приступили к укладке бе­ тонав блоки анкерного масси­ ва. На пятом участке инжене­ ра т. Ткач начали бетониро­ вать первый блок водосливной плотины. Напротив котлована к левому и правому берегам реки подхо­ дят груженые баржи. С бортов в воду, вздымая брызги, летят камни. Осыпаетсякамнями «банкет». С левого берега уже проглядывают контуры расту­ щей из воды каменной прегра- Д ОН А ды.Тут же изготовляются ря­ жи. Накануне этому строитель­ ному району было присуждено Iпервенствовсоревновани. Кол­ лектив строителей района (на­ чальник тов. Резчиков)взял но­ вые повышенныеобязательства. Начались земляные работы по ликвидации продольной пе­ ремычки. Расчищается путьво­ дам Доіга по новому, временно­ му руслу. Все это торопит строителей. Засутки, если перевести в наглядные, объемы, строители уложили до тысячивагоновбе­ тона п железобетона;свыше20 тысяч вагонов грунта вынуто, переброшено в отвал и намыто в тело плотины. С каждым днем расширяется фронт иодготовительных работ к строительству Южно-Украин­ ского и Северо-Крымского ка­ налов. От Запорожья до Сим­ ферополя, там, где уже дейст­ вуют строительно-монтажные управления«Укрводстроя», ар­ мия строителей следует по пя­ там разведчиков и проектиров­ щиков. Быстрыми темпами соз­ даются производственные базы для основногостроительства. Третий участок Запорожско­ го строительно-монтажного уп­ равления отличился в соревно­ вании насооруженииремонтно- Н А Д Н Е П Р Е машинной базы, гаража, скла­ дов, подъездныхпутей, высоко­ вольтных линий. Здесь13 июля транспорт едва успевал пода­ вать строительные материалы. Участок сдавалвэксплоатацпю девять жилых домов и асфаль­ тированый подъездной путь. То, что происходит здесь, типично для многих других участков. Первое строительно- монтажное управление 13 июля сдало вэксплоатацпювосемнад­ цать жилых домов. Второе уп­ равление в Васильевке подго­ товило к сдаче восемь домов. Заложен новый кварталвновом поселке строителей у селаТер­ пение. В Мелитополе заверша­ лась кирпичная кладканатрех- Автор ы репортажа: С. Р у д вНКО (Сталинград), П. НИКИТИН (Ростов-на-Дону)! А. Степанов (Куйбышев), А. ПаВІІОВИЧ (Запорожье), М. Егоров (Симферополь), М. Бодрый (Ашхабад). В ДЖАНКОЕ В Джанкое, 13 июля утром на Интернациональной улице заложен фундамент нового ка­ меного дома. Этот дом—один из многих, соружаемых для строителей Северо-Крымского канала. Там, где. были пустыри, поднялись красивые двухэтажные здания. В середине дня из Джанкоя но автомагистрали Москва— Симферополь в село Терпепие иод Мелитополем вышла колон­ на автомашин. Она направи­ лась за буровымоборудованием для бурения 100-метровой скважины па промышленой площадке. В Джанкой присланы гене­ ральный план промышленой площадкиканала, карта трас­ сы подъездного железнодорож­ ного путик подсобным пред­ приятиям и складам. На товарной станцииДжан­ кой круглые сутки дежурят бригады грузчиков. Они без промедленпя начинают разгру­ жатьвагоны. Автомашины от­ возят камень на стройплощадки. В тот же день возвратилась в Джанкой с будущей трассы капала научная экспедицияЛе­ нинградског санитарно-техни­ ческого института. В се соста­ ве 25 научных сотрудников. В течепиеиюня и первой поло­ виныиюля экспедиция прове­ ла санитарное обследование предполагаемой трассы Северо- Крымского канала. Этимполо­ жено начало изучению вопро­ са, как будут влиять на здо­ ровье трудящихся изменение климата п другие факторы, возникающие в связи сороше­ нием, обводнением и озелене­ нием засушливыхрайоновКры­ ма. этажном здании общежития учебного комбината строителей. В СнегиревкебригадаСуворова начала сооружатьбольшой склад и за деньвыполнилаза­ дание па 160 процентов. В Запорожье прибыла первая партия мощных экскаваторов. Изыскательские буровые пар­ тии на трассе Южно-Украин­ ского канала начали проходку 22-й тысячи погонных метров глубокого бурения. Шесть топографических пар­ тий устанавливают для строи­ телей опознавательные знаки трассы канала. В ПЕСКАХ КАРА-КУМОВ Строители Главного Турк­ менскогоканала ведут наступ­ ление на Кара-Кумы. Два больших отрядатопогра­ фов геологической экспедиции, преодолевая препятс вия пу­ стыни, безостановочнодвигают­ сянавстречу друг другу. Один отряд идет со стороныЯсхана, другой со стороныКуня-Урген- ча.Изыскателиразбиваютпред­ варительную трассу,исследуют полосуширинойв20километров. 13 июля отличились геологи тт. Глаголев и Шевченко. Они перевыполнили дневное задание по гидрогеологической съемке на 50 процентов. Хорошо пора­ ботали п бригады прораба т. Поспелова, занятые на руч­ ном бурении. Ответственные поручениявы­ полняют каждый день пилоты гражданской авиации. Сегодня заслужил похвалу пилот Хан­ ков,производившийнаблюдения с воздуха. Фронт работ на трассе кана­ ла. становится все более широ­ ким.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz