Полярная кочегарка. 1951 г., апрель.

2 П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 6 апреля 1951 г., № 29-30 (300). Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М. ЛОМОНОСОВ . СТРАНИЦА НАУКИ И ТЕХНИКИШ (Редакторы Г. Дубовик, И. Сивориновскші, Ю. Макеров). □ □ Механизация трудовики в угольной промышленности GC И з лекции Б. Е. Казакова, прочитанной полярникам Баренцбурга Благодаря н еустанной заботе па р ти и и п р а в и т е л ь с т в и з г и ­ да в год все более ме ха н изи­ р у ю т с я процессы у г л е д о б ы ч и и тем самым об л е гчае тс я тр уд советского шахтера. Обушок п кайло, основные о р у д и я шахтера царской Рос­ сии, я в л я ю т с я в настоящее время музейной редкостью. М е х а н и з а ц и я процесса за­ р у б к и и о тб о й ки в 1 9 4 9 году составляла 9 8 ,1 процента про­ т и в 1 , 7 процента в 1 9 1 3 году. В н аш и х ш а х т а х в 1 9 1 9 году 9 9 процентов добытого у г л я доставлялось и з о ч и с т н ы х за­ боев при помощи машин. Все процессы, н а ч и н а я с проходки в е р т и к а л ь н ы х ш а х т н ы х ство­ лов до в ы д а ч и у г л я и з забоя «н а -го р а », максимально меха­ н и з и р о в а н ы . Совместным трудом инжене­ ров К . Н . Ще п о тье в а п Б . П . И ва н о ва разработана методика п р о х ож д е н и я в е р т и к а л ь н ы х ство­ ло в ш а х т посредством б у р е н и я . Усо ве рше н с тво ва н и я, внесен­ н ы е в это дело доктором т е х ­ н и ч е с к и х н а у к Г . И. Ма н ьк о в- скпм, п о зв о л и л и б у р и т ь ш а х т ­ н ы е с т в о л ы диаметром в 5 — 6 метров на г л у б и н у 1 0 0 п более метров в месяц. Д л я ме ха н изаци и наиболее трудоемкой операции— подруб­ к и у го л ь н о г о пласта, советские г о р н я к и и машиностроители создали в р у бо вые маши н ы , ста в­ шие ведущими машинами в у го л ь н о й промышленности. Од­ на ко, до последнего времени отбойка у г л я , дробление его на мелкие к у с к и , у до б н ы е д л я тра н с п ор ти ро вки и н а в а л к и на конвейер, про изво дилис ь в р у ч ­ н у ю . М е х а н и з а ц и я э т и х про­ цессов пре дста вляла собой слож­ н у ю т е х н и ч е с к у ю задачу. После н а п р я ж е н н ы х и з ы с к а ­ н и й , н а к а н у н е В е л и к о й Отече­ ствен ной в о й н ы , б ы л и з го т о в л е н у г о л ь н ы й комбайн системы А . И . Б а х м у тс к о г о . И н ж е н е р ы Е . Т . Абакумов, А. Д. С у к а ч , А. Д. Г р и д и н и д р у ги е совет­ ские г о р н я к и та к ж е разработа­ л и к о н с т р у к ц и и у г о л ь н ы х ком I байнов и у г о л ь н ы х с тр уго в, ко ­ т о р ы е п о з в о л я ю т п олностью ме­ х а н и з и р о в а ть работы іто д о б ы ­ че у г л я в лаве. і На базе мощной врубовой ма- I ш и н ы и н ж е н е р ы А. Д. С у к а ч , , С. М . А р у т ю н я н и д р у ги е соз­ дали в ы с о к о п р о и зв о д и те л ь н ы й комбайн «Донбасс». Комбайн «Донбасс» имеет кольцевой р еж ущ и й бар, к о т о ­ р ы й , врезаясь в пласт, о тд еляет у г о л ь от массива и разрушает его на к у с к и , удоб ные д л я тра н с пор ти ро вки . С п е ц и а л ьн ы й п о г р у з ч и к с ко н со л ьными скреб­ ками г р у з и т о т б и т ы й у г о л ь на конвейер л а в ы . Комбайн «До н ­ басс» — в ы с о к о п р о и зв о д и те л ь н а я машина, п о лн ос тью м е х а н и з и ­ р ующа я тр у д шахтера в л а в е .’ Д л я д о б ы ч и у г л я на пластах средней мощности советские г о р н я к и разработали врубово- п о г р у з о ч н ую машину « В І І М - І » , нашедшую широкое примене­ н ие на ш а х т а х Донбасса. Осо­ бенностью этой машины я в л я ­ е тс я то, ч т о на у г о л ь одновре­ менно в о зд е й с твую т з у б к и ба­ ра, дробящие его, и специа ль­ н ы й лемех, н а пра вляющи й у г о л ь на конвейер. Д о б ы т ы й в лаве у г о л ь дол­ же н д о с т а в л я т ь с я .н а о т к а т о ч ­ н ы й ш тр е к. Т я ж е л о й была эта работа в доре во люци о нны х ш а х ­ т а х. Ползком , медленно под ви­ га л с я « с а н о ч н и к » , таща за со­ бою сан ки с до б ы тым углем . Советские ш а хте р ы не з н а ю т та ко го труда. Вместо санок в ла ва х н аш и х ш а х т повсеместно п р и м е н я ю тс я л е н т о ч н ы е и с кр е бко вые транспортеры. Скребковые к о н в е й е р ы— н а и ­ более совершенные механизмы д л я доставки у г л я в з л а в ы на о т к а т о ч н ы й ш тр е к . Они п о в ы ­ шаю т п ро и зво д и те льн ос ть на­ валоотбойщиков на 1 5 — 2 0 про­ центов, а при взры во -н а ва лке у г л я — до 5 5 процентов. Кроме того, скребковые кон вей еры обеспечивают в ы д а ч у у г л я и з л а в ы большой д л и н ы , об ле гча я внедрение у г о л ь н ы х комбайнов и н а в а л о ч н ы х машин. У г о л ь , п о г р у ж е н н ы й на штре­ ке в в а г о н е т к и , дос та вляе тс я мощными электровозами к р уд ­ н и ч н ом у двору. В д оре волюци онных ш а х т а х у г о л ь по горным выработкам транспортировался, в л у чшем случае , при помощи лошадей. За г о д ы с т а л и н с к и х п я т и л е т о к м е ха н и за ц и я подземного тра н с ­ порта по горным выработкам СССР доведена до 9 5 , 5 процен­ та . Н а со ве тс ки х ш а х т а х рабо­ т а ю т н о вы е р у д н и ч н ы е э л е к т ­ ровозы. Созданный в последнее время р у д н и ч н ы й конденсатор­ н ы й электровоз, работающий на переменном то ке , п о зв о л яе т з н а ч и т е л ь н о у и р о с тп т ь все э л е ктр о хо зяй с тво ш а х т ы . В у г о л ь н о й промышленности царской России основным т и ­ пом механического подъема б ы л п р и м и т и в н ы й подъем к л е т ь ю , приводимой в д ви ж е н и е паро­ вой машиной. В дореволюцион­ н ы х ш а х т а х ис п о л ьзо ва ли с ь та к ж е р у ч н ы е и к о н н ы е воро­ та. По сталинскому п ла н у и н ­ д ус тр иа ли за ц и и страны б ы л и ре ко н с тр у иро ва н ы и созданы за во ды горного машинострое­ н и я . Советские под ъемные ма­ ш и н ы по своим качествам пре­ в о с хо д ят иностран ные . Совершенно и н а че обстоит дело с механизацией трудоем­ к и х и т я ж е л ы х работ в к а п и ­ т а л и с т и ч е с к и х странах. В Сое­ д и н е н н ы х Ш т а т а х Америки, к и ­ ч ащ и х с я своей т е х н и к о й , в ш а х т а х ежегодно п ро ис хо д ят к р у п н ы е катастрофы, сопровож­ дающиеся большим количеством ж е р т в . Основная п р и ч и н а э т и х катастроф — несоблюдение моно­ по л и с ти че с ким и у г о л ь н ы м и ком­ п а н и ям и и шахтовладельцами эл еме нтарных п ра ви л т е х н и к и безопасности и к а т о р ж н а я и н ­ те н с и в н о с т ь труда. Т о л ь к о в социалистической стране тр у д шахтера перестал б ы т ь т я ж е л ы м и опасным. □ □ □ НАШИ РА Ц И О Н А Л И ЗА Т О РЫ Секрет моих успехов С конвейера X сходят „машины (Дит войну". арьковского тракторного завода один за другим мира“---тракторы. На них надпись: „Мир побе- Знаете ли вы?.. . . . Ч т о широко распространен­ н ы й н ы н е ги д р а в л и ч е с к и й спо­ соб механизированной добы чи торфа вп ер вы е в мире б ы л и з о ­ бретен т а л а н т л и в ым русским инженером -энергетиком Р . Э. Клас соном. . . . Ч т о п о л я р н и к и со ве тс ки х р у д н и к о в на острове Ш п и ц б ер ­ ге н смогут 2 9 я н в а р я 1 9 " 3 го­ да в 1 3 часов 5 0 м и н у т но московскому времени наблюдать полное л у н н о е затмение, ко то ­ рое будет д л и т ь с я 1 ч . 2 2 мин. . . . Ч т о древесина к у с т а р н и к а ба ка ута то п е т в воде. Б а к а у т растет в тро п и чес ко й зоне Аме­ р и к и . У нас встре чае тс я в К р ы м у под названием «к е в о в о » дерево, С тр о и те л ьн ы е и монтажные работы на у ча с тк е Кодьсбей тре б ую т от нашего маленького к о л л е к т и в а мехмастерской в ы ­ сокой про и зво д и те льн о с ти труда. Мы достигаем этого путем в н е ­ д р е н и я с т а х а н о в с к и х методов производства и рационализа­ торства. Недавно я п о л у ч и л задание срочно изго то в и ть более т ы с я ч и р а з н ы х в и н т о в д л я с тр о и те л ьс т­ ва. Н а ч а л ь н и к цеха поставил з а д а ч у— в ы п о л н и т ь этот за ка з в те ч е н и е т р е х — ч е т ы р е х дней. Сделав одно приспособление к с т а н к у , мне удалось у с к о р и т ь т е х н о л о г и ч е с к и й процесс и з г о т о ­ в л е н и я э т и х деталей и с ч е с ты о с пра витьс я с заданием. Д л я переделки ма ховика к д ви га те лю н у ж е н б ы л специ­ а л ь н ы й стано к. Я предложил j произвести р а с то чку этой д е та ­ л и большого диаметра на про­ стом фрезерном станке т а к же с помощью соответствующего приспособления. Подобные за да чи , требующие твор чес кого реше ни я, в о з н и к а ­ ю т перед нами, ремонтниками, п о ч т и повседневно, и мы справ­ ляемс я с ними, и с п о л ь з у я л у ч ­ шие примеры новаторов произ­ водства. В с т а в на в а х т у мира, наш к о л л е к т и в ш п р п т соревнование между смежными профессиями по методу машиниста т . Г а т и ­ на и н а пр а вл яе т свои у с и л и я на то, ч т о б ы быстро обеспечи­ в а ть строителей добротными де­ т а л ям и , по ко вками, произво­ д и т ь высо ко ка че с тве н но ремонт механизмов. Рассудов, токарь. в мире и техники Подземные сокровища Донбасса Г р у п п е с о тр уд н и ко в Д о н е ц - , про вер ки э т и х наблюдений и к о го н а у ч н о -и с с л е д о в а те л ь с к о го ; на основании х и м и че с к о го ана- у г о л ь н о г о и н с т и т у т а , в о з г л а в ­ ляемой кандидатом т е х н и ч е с к и х н а у к П о л и н о й Я к о в л е в н о й Оа- мойлович, присуждена С та л и н ­ с ка я премия за создание гео- л о го -у гл е х им и ч е с к о й к а р т ы До­ нец кого бассейна. Э та кар та я в л я е т с я первой, единственной, на учно-иссле дова тельской рабо­ той о по д земн ы х сокровищах бассейна. И з у ч а я дан ные м н о г и х гео- л о го -р а зв е д о чн ы х п а р ти й , соста­ в и т е л и к а р т ы п р ишл и к в ы в о ­ д у , ч т о между х им и ч е с к им и и т е х н о л о г и ч е с к им и особенностя­ ми у г о л ь н ы х п ласто в и то лщ и ­ ной, р а зд е л яющи х и х г о р н ы х пород, с ущес твует определенная зависимость. После тща те льной л и за н е с к о л ь к и х т ы с я ч проб о ни определили напра вление в сех у г о л ь н ы х пластов на г л у б и н у до полутора т ы с я ч метров и и х х и м и ч е с к у ю кла с ­ сификацию .. Т е п е р ь , ч т о б ы з а л о ж и т ь н о ­ в у ю ш а х т у , р а зв е д ч и к и м о гу т не п р о и зв о д и ть м н о го ч и с л е н н ы х дорогостоящих б уре н ий, а п р я ­ мо н а й т и на карте место, где по у с л о в и ям з а л е г а н и я г о р н ы х пород следует ож и д а ть н а л и ч и я необ ходимых у г л е й . Составители г е о л о го -у гл е х и - мической к а р т ы Донбасса своим трудом за кр е п и л и за нашей Родиной мировой при орите т в области комплексного и з у ч е н и я п о д земны х бога тств. Т Ы С Я Ч Ш и р о к о й и з в е с т н о с т ь ю в на­ шей стране и за границей п о л ь­ з у е т с я в ы д ающи й с я у ч е н ы й и педагог, к р у п н е йш и й специа­ л и с т по л е ч е н ию г л а з н ы х бо­ ле зней, лауреат С талинской пре­ мии, академик В . П . Фи ла то в. Им возвращено зрение ты с я ч ам л ю ­ дей. И Г А А З За к р у п н ы е н а у ч н ы е о т к р ь г т и я и в ы д ающ и е с я з а с л у г и в области л е ч е н и я г л а з н ы х забо­ ле ва н ий и п о д го то в к у н а у ч н ы х кадров, в с в я з и с и с п о л н и вшим ­ с я в прошлом го д у 75-ле тием со д н я р ож д е н и я академику В . П . Ф и л а то в у присвоено з в а ­ ние Ге р о я Социа листического Тр у д а . > 4 На снимке: академик В. П. Филатов производит операцию п е­ ресадки роговицы. Это 1.023-я сложная операция, сделанная ру* камн ученого,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz