Полярная кочегарка. 1950 г., март.
П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 17 марта 1950 г. № 28 (204) Профорганизация в подготовке к навигации Профорганизация порта Ба- репцбурга в прошлом году про делала большую работу при под готовке и н период самой нави гации. 1! каждую бригаду были вклю чены члены профорганизации. Регулярно выпускалась цеховая стенная газета, а также «боевые листки» которые отражали нашу работу, паши успехи. Члены профорганизация были инициа торами социалистического сорев нования по досрочной обработке судив. По у нас были и существен ные, недостатки в работе. Проф организация недостаточно руко водила работой цехового коми тета, не всегда добивалась свое временного наглядного показа результатов работы и заработной платы на доске показателей. В текущем году профоргани зация порта должна будет обра тить на это большое внимание, еще острее сделать выступления стенной газеты, чтобы она бы ла острым оружием в борьбе с недостатками. Правильной расста новкой профсоюзных сил на каж дом участке мы должны будем обеспечить четкую работу бригад, зоркую охрану социалистическо го имущества. Надиях у нас состоялось проф собрание, на котором мы обсу дили, что нужно, чтобы с честью справиться с возложенными на нас задачами. Собрание приняло конкретные решения. Профорг порта м. Костин В БУХТЕ НОЛЬСБЕЙ Двое суток- длился шторм. Ве тер вырвал лед из залива. Вол ны свирепо набросились на низ кий берег бухты, как будто хо тели захлестнуть притихший-по селок. Пирс трещал и медленно отходил в сторону. Баржи, опо ясанные стальным тросом, жа лись к берегу. Раздался треск. На баржах погас свет. У двух крайних барж оторвало кормо вые концы и они, как испу ганные птицы, забились о борта соседних. Могли получиться про боины от ударов. Оторвавшиеся баржи ветер мог унести в бушую щее море. На всех баржах бухты нахо дилось всего пять человек бар жевых. Минуты были напряжен ными. Соображать надо было быстро и действовать немедленно. Уловив момент, когда волной приблизило оторвавшуюся баржу, полярники Кудрявцев и Семенов перескочили на нее и, борясь с порывами ветра и качкой, за крепили концы. Баржа была спасена. За эти штормовые сутки брига да баржевых Николаева отлично справилась со своей задачей. Обливаемые ледяной водой, упор но борясь со стихией, она стой ко несла вахту. Прошло два дня, шторм утих. Бухта снова покрылась льдом. Порт погрузился в свою повсе дневную работу по подготовке к навигации. По Советскому Союзу Художественная выставка, посвященная Советской Ар мии,в Государственном музее изобразительных искусств имени А . С. Пушкина. На снимке: „Десант на Курильских островах". Ре продукция с кар тин .зі худож ника А . И. Плотнова. СОРЕВНОВАНИЕ СУДОРЕМОНТНИКОВ X. Макаров НЕ ЗА ТЯ ГИВА ТЬ РЕМОНТ ПЛАВСРЕДСТВ Портовикам Баренцбурга пред стоит большая работа по подго товке к навигации 1950 года. Необходимо капитально отремон тировать катера «Горняк» и «Бу ревестник \ сделать' ремонт и ревизию іе,талям, подготовить надводную и подводную части ка теров к окраске. Кроме катеров, нужно будет отремонтировать шлюпки, баржи, подъемный ав токран и другие механизмы и плавсредства. Для этого нужно изготовить в механической ма стерской многие детали, инстру мент и греоные винты к кате ру, которые заказаны еще в ян варе месяце. Однако, наши заказы до сих пор в механической мастерской' не выполняются, и это затяги вает ремонт плавсредств. Начальнику механической ма стерской тов. ІІсупову и главно му механику рудника тов. Стри- гулину необходимо принять срочные меры к выполнению указанных заказов. Механик порта Челноков КИЕВ. В затонах Днепровско го пароходства идет деятельная подготовка к предстоящей нави гации. Речники соревнуются па досрочное окончание зимнего судоремонта. Широкое распространение по лучил групповой метод ремонта флота. Это позволило, несмотря на позднее закрытие навигации, значительно перевыполнить гра фик. Уже отремонтированы де сятки самоходных и несамоход ных судов. Коллективы многих судов производят ремонт своими сила ми по методу знатного механи ка речного флота лауреата Ста линской премии Б . И. Бурлако ва. Это позволит сэкономить полтора миллиона рублей. З А Р У Б Е Ж О М На пресс-конференции в ведомстве информаций Германской Демократической Республики БЕРЛИН. Вчера в ведомстве информаций правительства Гер манской демократической рес публики состоялась пресс-кон ференция, созванная по поводу запрета западных оккупацион ных властей на ввоз в Герман скую демократическую респуб лику стали из западных зон Германии. Руководитель ведомства инфор маций Германской демократичес кой республики профессор Гер хард Эйслер отметил, что новое распоряжение западных оккупа ционных властей, которое они пытаются выдать за распоряже ние западно-германского прави тельства, является ни чем иным, как одним из новых средств хо лодной войны, проводимой англо- американцами в целях создания экономической блокады Герман ской демократической республи ки. I Запрет поставок стали из За падной Германии в Германскую демократическую республику вы ражает стремление западных ок купационных властей сорвать нормальные торговые отношения между Восточной и Западной Германией. Запрет этот был про диктован Макклою (руководитель американских оккунаци ониых властей) в период его пребыва ния в Вашингтоне. Новая попытка введения эко номической блокады Германской демократической республики про диктована стремлением воспре пятствовать нормальному эконо мическому развитию Германской демократической республики, попытка, продиктована страхом перед симпатиями западно-гер манского населения к Герман ской демократической респуб лике, в успехах которой запад но-германское население видит пример бескризисного разви тия. В подтверждение того, что за падные оккупационные власти стремятся осуществить экономи ческую блокаду Германской де мократической республики, Эйс лер привел выдержку из газеты «Нью-Йорк Таймс», в которой го ворится: «Запрет ввоза стали является шагом к осуществле нию давно задуманной блока ды». Затем выступил руководитель отдела внутрпгерманской торгов ли Орлопп, доказавший на ряде конкретных фактов и цифр, что ни одно из обвинений, брошен ных в адрес Германской демок ратической республики, якобы имевших место с ее стороны нарушений Франкфуртского сог лашения о двухсторонней тор говле, не имеет под собой ни какой почвы. Природа полярных сияний представляет собою еще не впол не изученную форму свечения в высоких и, следовательно, раз реженных слоях атмосферы, наб людаемую, главным образом, в полярных странах. До конца 19 века было предложено более 40 теорий полярных сияний, но все лтп теории-оптическая, косми ческая, магнитная, электриче ская и электромагнитная—не могли удовлетворительно объяс нить этого сложного явления природы. Лишь в последние 10 — лет вопрос (1 природе поляр ных сияний поставлен на стро го научную точку зрения. Из всех теорий полярных сия нии, наиболее научно-достовер ной и достаточно хорошо объяс няющей эти явления, является теория, согласно которой рас каленная поверхность Солнца испускает в значительном коли честве катодные лучи; подобно го рода лучи должны испускать и радиоактивные вещества, не ПОЛЯ Р НЫЕ СИЯНИЯ сомненно, имеющиеся на Солн це. В периоды усиленной дея тельности Солнца, когда громад ные массы материи выбрасыва ются на значительные расстоя ния, эти лучи могут выходить из сферы действия Солнца, и пос тупление их в атмосферу Земли увеличивается. Прохождение их через высокие разреженные слои атмосферы обусловливает свече ние этих слоев, аналогично све чению разреженных газов в раз рядных трубках при пропуска нии через них электрического тока. Так как эти заряженные час тицы, отклоняясь иод действием магнитного поля Земли, сосре дотачиваются вблизи магнитных полюсов Земли, то и обусловлен ные ими световые явления наб людаются преимущественно в полярных и приполярных стра нах, сообразно чему эти явления □ □ □ и получили названия полярных сияний. Однако, интенсивное сияние можно наблюдать и в более низких широтах. ■Различаются, в зависимости от структуры, следующие формы полярных сияний: 1. Полярные сияния нелучпе- той структуры: а) дуги наподо бие радуг, б) неопределенные, облакообразные, светящиеся об разования, в) диффузные свече ния. 2. Полярные с и я н и я лучистой структуры. Эти сияния часто сопровождают полярные сияния первого класса. Иногда они в виде радиальных лучей исходят из дугообразных сияний (1а), иногда лее идут в виде почти параллельных лучей, образуя или полосы, или так называемые драпри, иди занавесы. Часто лучи бывают очень интенсивными, достигают значительной длины, но, вследствие перспективы, ка жутся не параллельными, а схо дящимися к одной точке, обра зуя так называемую корону. Свет полярных сияний боль шей частью беловатый с разны ми оттенками, преимущественно желтоватыми, красноватыми и зеленоватыми, реже голубоваты ми и фиолетовыми. Полярные сияния первого класса обыкновенно обладают большим протяжением в гори зонтальном направлении. Они сравнительно устойчивы, форма их не изменяется, и они не сопровождаются магнитными бу рями. Сияния второго класса, напротив, незначительного про тяжения. Если полосы или драп ри оказываются в зените, то они кажутся очень тонкими. Эти сияния отличаются подвиж ностью, изменчивостью очерта ний и сопровождаются магнит ными возмущениями. Ориентировка полярных сия ний обусловлена силовыми ли ниями земного магнитного поля. Высота полярных сияний в ви де дуг доходит до 500—750 ки лометров, по самым последним данным, даже до 1000 километ ров. Для остальных видов сия ний нижняя граница лежит, в среднем, на высоте 110 кило метров. Верхняя же граница ле жит, в среднем, для лучистых сияний,на высоте 250 километ ров, а для сияний в виде драп ри (занавесе}!)—на высоте 175 километров. Таким образом вер тикальная мощность лучистых сияний около 140 километров, а сияний в виде занавесей— около 65 километров. Г. Бурмистров, О. Федорова Ответственный редактор ЯРОВОЙ М. П. Типография газеты „Полярная кочегарка*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz