Полярная кочегарка. 1949 г., февраль.
2 П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 6 февраля 1949 г. № 13—14 (43—44) ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР О СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСНОМ ПАКТЕ ся также во всё новых и новых требованиях увеличения армий и военных бюджетов, что еще больше подрывает возможность их дальнейшего и устойчивого экономи ческого подъема. Такое положение, вместе с тем, вы ливает всё большее нарастание серьезных политических затруднений внутри этих государств. II это в то время, Когда Советский Союз и страны народной демократии, делают только первые шаги в своем социалистическом развитии и идут по пути неуклонного и быстрого эко номического восстановления и подъёма и, вместе с тем, но пути укрепления демократических основ и полити ческого сплочения пародов, освободившихся от реакци онных угнетательских режимов. Западный союз предпринял уже немало мер для своего организационного оформления. Еще весной про шлого года был создан не только консультативный совет, но и постоянный орган этого Союза из представителей пяти государств в Лондоне. Создан также военный комитет и даже штаб обороны западного союза, состо ящий из начальников штабов пяти государств во главе с британским фельмаршалом Монтгомери, хотя учреди тели западного союза не в состоянии указать на нали чие какой-либо опасности агрессии для их государств. Торопливость в проведении всех этих организацион ных мер, включая создание и военного штаба, в усло виях нынешней мирной обстановки свидетельствует отнюдь не о том, что участники новой группировки проникнуты стремлением к обеспечению прочного мира в Европе. Суетливость в осуществлении этих мероприя тий скорее всего свидетельствует о том, что этим пре следуются цели политического нажима на некоторые европейские страны, включая западную часть Германии, чтобы при помощи рекламной шумихи вокруг всех этих мер ускорить привлечение этих стран к участию в за падной группировке и, вместе с тем, содействовать уси лению тревоги и неуверенности и военной истерии в общественных кругах европейских государств, что яв ляется в настоящее время одной из главных тактичес ких задач в развертывании агрессивной политики англо- американского блока в Европе. Наряду с созданием этой новой группировки в Европе, правящими кругами США п Великобритании велась в последние месяцы подготовка к .образованию северо-ат лантического союза в составе тех же пяти западно-ев ропейских государств, Канады и Соединенных Штатов Америки. Цели северо-атлантического союза значитель но шире, чем цели западно-европейской группировки, причем, не трудно разглядеть, что эти цели теснейшим образом связаны с планами насильственного установле ния мирового англо-американского господства под эги дой Соединенных Штатов Америки. Северо-атлантический пакт и англо- американские планы мирового господства Е сли создание западного союза отвечает целям англо- американского блока в Европе, то теперь уже видно, что западно-европейская группировка является лишь одним, н притом не главным, звеном в системе меро приятий, входящих в планы установления англо-аме риканского мирового господства. Предоставляя Велико британии главное место в западном союзе, правящие круги США имеют полную возможность оказывать нуж ное им воздействие на политику всей западно-европейс кой группировки. Нельзя забывать и о том, что в конце прошлого года вступил в силу заключенный в Рио-де-Жанейро договор между странами Северной и Южной Америки, обеспе чивающий нужное правящим кругам США влияние в отношении подавляющего большинства этих государств. Осуществление западного союза в Европе п вступле ние в силу межамериканского пакта государственный департамент рассматривает в упомянутом выше докумен те. как важное условие, подготовившее почву для про ведения политики США в мировом масштабе. При этом, в качестве главного звена в проведении этой политики выдвигается северо-атлантический пакт, опорой которо го должны стать созданные уже группировки стран Ев ропы п Америки, причем, с самого начала правящие круги США взяли осуществление всего этого дела в свои руки. В своем документе «Коллективная безопасность в се веро-атлантическом районе» государственный департа мент США старается представить подготовленный им северо-атлантический пакт, ка к региональное соглаше ние по вопросам безопасности между странами север ной Атлантики, чем затушевывает действительный ха рактер и истинный смысл этого пакта. Несостоятель ность приведенного объяснения о необходимости такого пакта видна уже из того, что, ка к всем известно, стра нам северной Атлантики никакая агрессия не угрожает. Чтобы еще больше замаскировать действительный ха рактер и истинные цели северо-атлантического пакта, (Продолжение. Начало см. 1 стр.) государственному департаменту пришлось прибегнуть к нелепым выдумкам об «обструкционистской политике» Советского Союза в Организации Объединенных Наций іі нарочито туманным заявлениям о необходимости «встре тить нотенциальюго агрессора подавляющей силой», что будто бы является обязанностью специальной груп пировки стран во главе с США, которые не могут до жидаться того времени, когда достаточно укрепится Ор ганизация Объединенных Наций. Государственный департамент не смог скрыть враж дебного Советскому Союзу и странам народной демокра тии характера северо-атлантического пакта, ограничив шись, однако, всякими темными намеками насчет «по тенциального агрессора». Но, с другой стороны, госу дарственный департамент не решился прямо сказать об антисоветских целях подготовленного им нового дого вора, так ка к распространение клеветы об агрессив ности политики Советского Союза всё более обращает ся в международных общественных кругах против тех, кто прибегает к подобным нечистым средствам полити ческой борьбы. Проект северо-атлантического договора и сопутствую щие его подготовке обстоятельства явно обнаруживают стремление англо-американского блока к мировому гос подству. Хотя северо-атлантический пакт предусматривает уча стие в'качестве его ядра пяти европейских стран, Канады и США, но для всех ясно, что руководство в этом деле принадлежит, правящим кругам Соединенных Штатов Америки, которые находятся в блоке с правящими кругами Великобритании, ка к наиболее сильной ка питалистической державы в Европе. При таком поло жении северо-атлантический пакт фактически превра щается в главное орудие агрессивной политики правя- щих кругов США и Великобритании «по обе. стороны Атлантики», то есть в обоих полушариях земли и ' отвечает, тем самым, агрессивным стремлениям установ ленного англо-американского мирового господства, что ,' ка к известно, было провозглашено в качестве главной ( послевоенной задачи США и Великобритании в нашумев шей фултоновской речи Черчилля на необычном ми тинге, происходившем под председательством президента Трумэна. Кроме Соединенных Штатов, Канады и пяти западно европейских государств, включая и такое «северо-атлан тическое» государство, ка к Люксембург, проект северо атлантического договора допускает включение в число его участников и некоторых других государств. В этой связи теперь идет немало пересудов. Говорят о привлечении к участию в этом договоре таких стран, ка к Швеция, Норвегия и Дания, отмечая при этом своеобразную активность в этом деле прави тельства Норвегии. Имеющиеся на этот счет затруднения, некоторые предлагают обойти путем осуществления особого скандинавского пакта, что не должно, согласно- этим планам, помешать включению скандинавских стран в орбиту государств, нахоящихся под фактическим руководством «северо-атлантической» группировки. Заявляют., что обсуждается возможность участия в северо-атлантическом пакте франкистской Испании, Португалии, Италии и даже Турции, считая, видимо , что таким способом можно содействовать выполнению задач руководящей группировки так называемой «се верной Атлантики». Наряду с этим обсуждается план образования средиземноморского союза или восточно- средиземноморского пакта, в качестве одного из подсоб ных орудий «северо-атлантической» группировки. Такие планы создания всё новых обособленных груп пировок государств под эгидой США и Великобритании лишь подчеркивают, что цели основной империалисти ческой группировки, сколачиваемой теперь на основе северо-атлантического пакта, отнюдь не носят регио нального характера, а воплощают в себе претензии определенных держав на господство во всех частях земного шара. Об этом же свидетельствует проект создания груп пировки стран Юго-Восточной Азии, к осуществлению которого было пристуилено на недавней конференции в Дели (Индия), созванной иод предлогом обсуждения индонезийского вопроса. Но одной услужливости не которых лидеров в правительствах этих стран, разу меется, недостаточно для того, чтобы народы Азии со гласились пойти по той скользкой дорожке, на которую их усиленно толкают запутавшиеся в колониальных делах державы п их богатые покровители. Всё это показывает, что, осуществляя создание северо атлантического союза, правящие кру ги США и Велико британии стремятся втянуть в это дело прямыми и косвенными путями возможно большее количество го сударств и этим способом прибрать их к своим рукам. Для этого прибегают ко всяким дозволенным и недоз воленным средствам. Используют финансовые и другие экономические подачки. Обещают улучшение экономи ческого положения странам, которые, между тем, под нажимом « по л и ти ки доллара» впадают во всё новые и но вые экономические затруднения. Запугивают несущес твующей опасностью со стороны «потенциального агрес сора» и одновременно прибегают к, грубым средствам давления на правительства малых государств. Однако, в одном отношении, положение следует счи тать совершенно ясным, что при создании западного союза вдохновители северо-атлантического пакта с са мого начала исключили возможность участия в этом пакте всех стран народной демократии и Советского Со юза, дав понять, что эти государства не только не мо гут стать участниками договора, но, что северо-атлан тический пакт именно и направлен против СССР и стран новой демократии. Из всего этого видно, что цеди северо-атлантического пакта заключаются в том, чтобы правящие круги США и Великобритании забрали в свои руки вожжи в отно шении ка к можно большего количества государств, ли шив их возможности проведения самостоятельной внеш ней и внутренней политики и использовав эти государ ства в качестве подсобного средства в осуществлении своих агрессивных планов, направленных на, установле ние англо-американского мирового господства. В таком положении, конечно, не приходится говорить об уча стии СССР и стран новой демократии в северо-атланти ческом пакте или в других подобных союзах государств. Может быть кое-у кого одно время и существовали предположения, что в послевоенный период, путем всех и всяких средств нажима и угроз извне, удастся столк нуть Советский Союз с избранного им социалистичес кого пути, поскольку некоторые «умники» исходили из расчетов, что в результате тяжелых военных и эко номических испытаний в годы второй мировой войны, Советский Союз настолько ослабнет, что будет не в состоянии своими силами справиться с внутренними трудностями и должен будет сойти со своих социали стических позиций ради получения экономической под держки со стороны сильных капиталистических держав. Абсурдность таких расчетов для всех нас очевидна, но это, однако, не исключает возможности существования всякого рода близоруких расчетов и враждебных нашей советской Родине планов. В упомянутом выше официальном документе, госу дарственный департамент вынужден был признать, что не удалось «за три года бесполезных попыток добиться изменения советской политики». Это заявляется госу дарственным департаментом, очевидно, в целях оправда ния теперешних планов по созданию северо-атлантичес кого союза, поскольку больше уже нельзя скрывать антисоветский характер «северо-атлантической» группи ровки. Из, сказанного видно, что на деле северо-атлантический пакт является наиболее далеко идущим выражением агрессивных стремлений узкой группы держав, прежде всего, выражением стремлений правящих кругов Соеди ненных Штатов и Великобритании, которые хотят при способить в той или иной мере к осуществлению этих своих целей политику податливых или прямо зависимых от них правительств других государств. Совершенно очевидно также, что западный союз и межамериканская группировка государств так же, ка к и подготовляемые теперь пакты средиземноморских государств, скандинав ских стран, стран Юго-Восточной Азии и тому подоб ные, тесно связаны с осуществлением целей северо атлантического пакта, имеющего направляющее значе ние в англо-американских планах установления господ ства в западной Европе и северной Атлантике, в Южной Америке и Средиземном море, в Азии, Африке и всюду, куда только дотянутся руки. Нельзя, однако, не признать, что одно дело создание всякого рода группировок и собирание подписей под новыми и новыми пактами, состряпанными в канцеля риях американского государственного департамента и британского форейн-оффиса и, разумеется, совсем дру гое дело действительное достижение тех целей, которые преследуются вдохновителями этих группировок а пактов. Само создание этих группировок и подписание пактов еще не ликвидирует тех многочисленных трений и противоречий, которые существуют в жизни между стра нами, подписавшими эти пакты. Даже внутри англо-аме- риканского блока появление этих пактов отнюдь не уменьшает противоречий между главными партнерами, поскольку агрессивные стремления обеих держав стал киваются друг с другом на каждом шагу. Тем более следует сказать, что нельзя простым подписанием раз ных пактов ликвидировать противоречия интересов между большими и ‘ малыми странами, входящими в эти груп- (Продолжение на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz