Полярная кочегарка. 1949 г., февраль.

2 П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 6 февраля 1949 г. № 13—14 (43—44) ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР О СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСНОМ ПАКТЕ ся также во всё новых и новых требованиях увеличения армий и военных бюджетов, что еще больше подрывает возможность их дальнейшего и устойчивого экономи­ ческого подъема. Такое положение, вместе с тем, вы­ ливает всё большее нарастание серьезных политических затруднений внутри этих государств. II это в то время, Когда Советский Союз и страны народной демократии, делают только первые шаги в своем социалистическом развитии и идут по пути неуклонного и быстрого эко­ номического восстановления и подъёма и, вместе с тем, но пути укрепления демократических основ и полити­ ческого сплочения пародов, освободившихся от реакци­ онных угнетательских режимов. Западный союз предпринял уже немало мер для своего организационного оформления. Еще весной про­ шлого года был создан не только консультативный совет, но и постоянный орган этого Союза из представителей пяти государств в Лондоне. Создан также военный комитет и даже штаб обороны западного союза, состо­ ящий из начальников штабов пяти государств во главе с британским фельмаршалом Монтгомери, хотя учреди­ тели западного союза не в состоянии указать на нали­ чие какой-либо опасности агрессии для их государств. Торопливость в проведении всех этих организацион­ ных мер, включая создание и военного штаба, в усло­ виях нынешней мирной обстановки свидетельствует отнюдь не о том, что участники новой группировки проникнуты стремлением к обеспечению прочного мира в Европе. Суетливость в осуществлении этих мероприя­ тий скорее всего свидетельствует о том, что этим пре­ следуются цели политического нажима на некоторые европейские страны, включая западную часть Германии, чтобы при помощи рекламной шумихи вокруг всех этих мер ускорить привлечение этих стран к участию в за­ падной группировке и, вместе с тем, содействовать уси­ лению тревоги и неуверенности и военной истерии в общественных кругах европейских государств, что яв­ ляется в настоящее время одной из главных тактичес­ ких задач в развертывании агрессивной политики англо- американского блока в Европе. Наряду с созданием этой новой группировки в Европе, правящими кругами США п Великобритании велась в последние месяцы подготовка к .образованию северо-ат­ лантического союза в составе тех же пяти западно-ев­ ропейских государств, Канады и Соединенных Штатов Америки. Цели северо-атлантического союза значитель­ но шире, чем цели западно-европейской группировки, причем, не трудно разглядеть, что эти цели теснейшим образом связаны с планами насильственного установле­ ния мирового англо-американского господства под эги­ дой Соединенных Штатов Америки. Северо-атлантический пакт и англо- американские планы мирового господства Е сли создание западного союза отвечает целям англо- американского блока в Европе, то теперь уже видно, что западно-европейская группировка является лишь одним, н притом не главным, звеном в системе меро­ приятий, входящих в планы установления англо-аме­ риканского мирового господства. Предоставляя Велико­ британии главное место в западном союзе, правящие круги США имеют полную возможность оказывать нуж ­ ное им воздействие на политику всей западно-европейс­ кой группировки. Нельзя забывать и о том, что в конце прошлого года вступил в силу заключенный в Рио-де-Жанейро договор между странами Северной и Южной Америки, обеспе­ чивающий нужное правящим кругам США влияние в отношении подавляющего большинства этих государств. Осуществление западного союза в Европе п вступле­ ние в силу межамериканского пакта государственный департамент рассматривает в упомянутом выше докумен­ те. как важное условие, подготовившее почву для про­ ведения политики США в мировом масштабе. При этом, в качестве главного звена в проведении этой политики выдвигается северо-атлантический пакт, опорой которо­ го должны стать созданные уже группировки стран Ев­ ропы п Америки, причем, с самого начала правящие круги США взяли осуществление всего этого дела в свои руки. В своем документе «Коллективная безопасность в се­ веро-атлантическом районе» государственный департа­ мент США старается представить подготовленный им северо-атлантический пакт, ка к региональное соглаше­ ние по вопросам безопасности между странами север­ ной Атлантики, чем затушевывает действительный ха­ рактер и истинный смысл этого пакта. Несостоятель­ ность приведенного объяснения о необходимости такого пакта видна уже из того, что, ка к всем известно, стра­ нам северной Атлантики никакая агрессия не угрожает. Чтобы еще больше замаскировать действительный ха­ рактер и истинные цели северо-атлантического пакта, (Продолжение. Начало см. 1 стр.) государственному департаменту пришлось прибегнуть к нелепым выдумкам об «обструкционистской политике» Советского Союза в Организации Объединенных Наций іі нарочито туманным заявлениям о необходимости «встре­ тить нотенциальюго агрессора подавляющей силой», что будто бы является обязанностью специальной груп­ пировки стран во главе с США, которые не могут до­ жидаться того времени, когда достаточно укрепится Ор­ ганизация Объединенных Наций. Государственный департамент не смог скрыть враж­ дебного Советскому Союзу и странам народной демокра­ тии характера северо-атлантического пакта, ограничив­ шись, однако, всякими темными намеками насчет «по­ тенциального агрессора». Но, с другой стороны, госу­ дарственный департамент не решился прямо сказать об антисоветских целях подготовленного им нового дого­ вора, так ка к распространение клеветы об агрессив­ ности политики Советского Союза всё более обращает­ ся в международных общественных кругах против тех, кто прибегает к подобным нечистым средствам полити­ ческой борьбы. Проект северо-атлантического договора и сопутствую­ щие его подготовке обстоятельства явно обнаруживают стремление англо-американского блока к мировому гос­ подству. Хотя северо-атлантический пакт предусматривает уча­ стие в'качестве его ядра пяти европейских стран, Канады и США, но для всех ясно, что руководство в этом деле принадлежит, правящим кругам Соединенных Штатов Америки, которые находятся в блоке с правящими кругами Великобритании, ка к наиболее сильной ка­ питалистической державы в Европе. При таком поло­ жении северо-атлантический пакт фактически превра­ щается в главное орудие агрессивной политики правя- щих кругов США и Великобритании «по обе. стороны Атлантики», то есть в обоих полушариях земли и ' отвечает, тем самым, агрессивным стремлениям установ­ ленного англо-американского мирового господства, что ,' ка к известно, было провозглашено в качестве главной ( послевоенной задачи США и Великобритании в нашумев­ шей фултоновской речи Черчилля на необычном ми­ тинге, происходившем под председательством президента Трумэна. Кроме Соединенных Штатов, Канады и пяти западно­ европейских государств, включая и такое «северо-атлан­ тическое» государство, ка к Люксембург, проект северо­ атлантического договора допускает включение в число его участников и некоторых других государств. В этой связи теперь идет немало пересудов. Говорят о привлечении к участию в этом договоре таких стран, ка к Швеция, Норвегия и Дания, отмечая при этом своеобразную активность в этом деле прави­ тельства Норвегии. Имеющиеся на этот счет затруднения, некоторые предлагают обойти путем осуществления особого скандинавского пакта, что не должно, согласно- этим планам, помешать включению скандинавских стран в орбиту государств, нахоящихся под фактическим руководством «северо-атлантической» группировки. Заявляют., что обсуждается возможность участия в северо-атлантическом пакте франкистской Испании, Португалии, Италии и даже Турции, считая, видимо , что таким способом можно содействовать выполнению задач руководящей группировки так называемой «се­ верной Атлантики». Наряду с этим обсуждается план образования средиземноморского союза или восточно- средиземноморского пакта, в качестве одного из подсоб­ ных орудий «северо-атлантической» группировки. Такие планы создания всё новых обособленных груп­ пировок государств под эгидой США и Великобритании лишь подчеркивают, что цели основной империалисти­ ческой группировки, сколачиваемой теперь на основе северо-атлантического пакта, отнюдь не носят регио­ нального характера, а воплощают в себе претензии определенных держав на господство во всех частях земного шара. Об этом же свидетельствует проект создания груп­ пировки стран Юго-Восточной Азии, к осуществлению которого было пристуилено на недавней конференции в Дели (Индия), созванной иод предлогом обсуждения индонезийского вопроса. Но одной услужливости не­ которых лидеров в правительствах этих стран, разу­ меется, недостаточно для того, чтобы народы Азии со­ гласились пойти по той скользкой дорожке, на которую их усиленно толкают запутавшиеся в колониальных делах державы п их богатые покровители. Всё это показывает, что, осуществляя создание северо­ атлантического союза, правящие кру ги США и Велико­ британии стремятся втянуть в это дело прямыми и косвенными путями возможно большее количество го­ сударств и этим способом прибрать их к своим рукам. Для этого прибегают ко всяким дозволенным и недоз­ воленным средствам. Используют финансовые и другие экономические подачки. Обещают улучшение экономи­ ческого положения странам, которые, между тем, под нажимом « по л и ти ки доллара» впадают во всё новые и но­ вые экономические затруднения. Запугивают несущес­ твующей опасностью со стороны «потенциального агрес­ сора» и одновременно прибегают к, грубым средствам давления на правительства малых государств. Однако, в одном отношении, положение следует счи­ тать совершенно ясным, что при создании западного союза вдохновители северо-атлантического пакта с са­ мого начала исключили возможность участия в этом пакте всех стран народной демократии и Советского Со­ юза, дав понять, что эти государства не только не мо­ гут стать участниками договора, но, что северо-атлан­ тический пакт именно и направлен против СССР и стран новой демократии. Из всего этого видно, что цеди северо-атлантического пакта заключаются в том, чтобы правящие круги США и Великобритании забрали в свои руки вожжи в отно­ шении ка к можно большего количества государств, ли­ шив их возможности проведения самостоятельной внеш­ ней и внутренней политики и использовав эти государ­ ства в качестве подсобного средства в осуществлении своих агрессивных планов, направленных на, установле­ ние англо-американского мирового господства. В таком положении, конечно, не приходится говорить об уча­ стии СССР и стран новой демократии в северо-атланти­ ческом пакте или в других подобных союзах государств. Может быть кое-у кого одно время и существовали предположения, что в послевоенный период, путем всех и всяких средств нажима и угроз извне, удастся столк­ нуть Советский Союз с избранного им социалистичес­ кого пути, поскольку некоторые «умники» исходили из расчетов, что в результате тяжелых военных и эко­ номических испытаний в годы второй мировой войны, Советский Союз настолько ослабнет, что будет не в состоянии своими силами справиться с внутренними трудностями и должен будет сойти со своих социали­ стических позиций ради получения экономической под­ держки со стороны сильных капиталистических держав. Абсурдность таких расчетов для всех нас очевидна, но это, однако, не исключает возможности существования всякого рода близоруких расчетов и враждебных нашей советской Родине планов. В упомянутом выше официальном документе, госу­ дарственный департамент вынужден был признать, что не удалось «за три года бесполезных попыток добиться изменения советской политики». Это заявляется госу­ дарственным департаментом, очевидно, в целях оправда­ ния теперешних планов по созданию северо-атлантичес­ кого союза, поскольку больше уже нельзя скрывать антисоветский характер «северо-атлантической» группи­ ровки. Из, сказанного видно, что на деле северо-атлантический пакт является наиболее далеко идущим выражением агрессивных стремлений узкой группы держав, прежде всего, выражением стремлений правящих кругов Соеди­ ненных Штатов и Великобритании, которые хотят при­ способить в той или иной мере к осуществлению этих своих целей политику податливых или прямо зависимых от них правительств других государств. Совершенно очевидно также, что западный союз и межамериканская группировка государств так же, ка к и подготовляемые теперь пакты средиземноморских государств, скандинав­ ских стран, стран Юго-Восточной Азии и тому подоб­ ные, тесно связаны с осуществлением целей северо­ атлантического пакта, имеющего направляющее значе­ ние в англо-американских планах установления господ­ ства в западной Европе и северной Атлантике, в Южной Америке и Средиземном море, в Азии, Африке и всюду, куда только дотянутся руки. Нельзя, однако, не признать, что одно дело создание всякого рода группировок и собирание подписей под новыми и новыми пактами, состряпанными в канцеля­ риях американского государственного департамента и британского форейн-оффиса и, разумеется, совсем дру­ гое дело действительное достижение тех целей, которые преследуются вдохновителями этих группировок а пактов. Само создание этих группировок и подписание пактов еще не ликвидирует тех многочисленных трений и противоречий, которые существуют в жизни между стра­ нами, подписавшими эти пакты. Даже внутри англо-аме- риканского блока появление этих пактов отнюдь не уменьшает противоречий между главными партнерами, поскольку агрессивные стремления обеих держав стал­ киваются друг с другом на каждом шагу. Тем более следует сказать, что нельзя простым подписанием раз­ ных пактов ликвидировать противоречия интересов между большими и ‘ малыми странами, входящими в эти груп- (Продолжение на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz