Полярная кочегарка. 1949 г., февраль.
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ■с V * - ш ш т т ч т т ОРГАН ПРОФСОЮЗНОГО КОМИТЕТА СОВЕТСКИХ УГОЛЬНЫХ РУДНИКОВ острова ШПИЦБЕРГЕН No 13—14 ( 43 - 44 ) Воскресенье, 6 февраля 1949 г. год „ издания 2-и ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР О СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКОМ ПАКТЕ 14 января государственный департамент Соединенных Штатов Америки опубликовал пространное заявление под громким названием «Строим мир. Коллективная безопасность в северо-атлантическом районе». Б этом официальном документе излагается позиция США по вопросу о так называемом ‘ «Северо-атланти ческом пакте», переговоры о котором правительство Соединенных Штатов Америки совместно с Канадой ве дут с лета прошлого года с правительствами Велико британии, Франции, Бельгии, Голландии и Лю к сембурга. Если в прошлом году, под предлогом коллективной обороны, правящие кр у ги пяти указанных западно европейских государств при покровительстве со стороны США создали военно-политический союз, то в этом году осуществляется далеко идущий англо-американский план создания «Северо-атлантического союза» при учас тии тех же европейских стран и Канады, возглавляе мого непосредственно Соединенными Штатами Аме рики . В своем выступлении 20 января президент Трумэн заявил, что в скором времени на рассмотрение сената будет поставлен проект северо-атлантического пакта, официальными целями которого объявлено желание укрепить безопасность в районе северной Атлантики. Западный союз--орудие агрессивного а н гл о -ам е р и канского блока в Европе. В марте 1948 года в Брюсселе был подписан договор о взаимопомощи п коллективной обороне между Великобританией, Францией, Бельгией, Голландией и Люксембургом, который положил начало созданию обособленной группировки некоторых западно европейских государств, известной под именем «Запад ного Союза». Имеется в виду, что в западный союз будут включены п некоторые другие европейские страны, которые готовы приспособить свою политику к целям указанной гр уп пировки, возглавляемой Великобританией. Вместе с тем известно, что учредители западного союза с самого на чала исключили возможность участия в этом союзе всех стран народной демократии и Советского Союза, обнаружив тем самым, что западный союз создан не в целях объединения миролюбивых европейских стран и вообще не в интересах обеспечения прочного мира в Еізропе, а в других целях, которые не имеют ничего общего с интересами укрепления мира п международной безопасности. Не случайно, что государственные деятели стран— участников этой группировки, начиная с британского министра Бевина, вынуждены были открыто заявить, что создание западного союза означает важное измене ние в политике этих стран. Этого уже и нельзя было скрыть, когда закулисная работа по подготовке этой группировки была завершена. Не трудно разглядеть, что создание этого союза означает, что правительства Великобритании, Франции и других участвующих в нем стран окончательно порвали с той политикой, которая проводилась демократическими государствами, входив шими в антигитлеровскую коалицию в период второй мировой войны и ставившими своей целью сплочение сил всех миролюбивых государств, чтобы покончить с гитлеровской агрессией и фашизмом и не допустить воз рождения агрессивных сил после окончания войны. Создание западного союза означает, прежде всего, пол ное изменение политики Великобритании и Франции в германском вопросе и демонстрирует отказ правительств этих стран от той демократической и антиагресспвной политики в отношении Германии, которая была- при нята Ялтинской и Потсдамской конференциями держав антигитлеровской коалиции. Во время второй мировой войны, союзники антигитлеровской коалиции были объединены не только стремлением победоносно закончить освободительную войну против гитлеровской Германии и фашизма, они были объединены также стремлением и в будущем не допустить германскую агрессию, которая развязала две мировые войны в течение последних десятилетий. Эти благородные стремления и нашли свое выражение в решениях Ялтинской и Потсдамской конференций. Выражением этой же политики, ставящей целмо не допустить возрождения агрессивной Германии, являются двадцатилетние договоры о дружбе и взаимопомощи, подписанные между Советским Союзом и Англией в 1942 году и Францией в 1944 году. Совершенно оче видно, что политика, нашедшая свое выражение в этих и других подобных договорах, отвечает не тол1ко интересам стран, подписавших эти договоры, но и интересам всех миролюбивых народов Европы. Советский Союз и теперь твердо стоит на, почве этой политики, полностью соответствующей решениям Ялтин ской и Потсдамской конференций глав правительств ■СССР, США и Великобритании и присоединившейся к этим решениям Франции, направленной на обеспечение прочного мира в Европе и предупреждение новой агрес сии со стороны государства, которое было главным виновником развязывания двух мировых войн. Образование западного союза означает, что Велико британия и Франция отказались от проведения указан ной антиагресспвной политики, принятой на Ялтинской и Потсдамской конференциях, и, что эти державы пе решли к новой и, притом весьма опасной, для миро любивых народов политике, преследующей цели их гос подства над другими народами Европы вплоть до исполь зования для этих целей вчерашнего агрессора, попав шего после окончания войны в зависимое от них поло жение. Только этим можно объяснить то обстоятель ство, что, хотя в тексте брюссельского пакта, между прочим, и говорится о стремлении не допустить возоб новлепия политики агрессии со стороны Германии, правительства Великобритании и Франции вместе с правительством США стремятся в настоящее время вов лечь и использовать в своих целях Западную Германию, где при содействии, в первую очередь, англо-американс к и х оккупационных властей все больше стали укреп ляться во всех звеньях управления старые прогитле ровские и милитаристские элементы немецкой реакции. Гот факт, что этот поворот в политике западно-европей ских государств нашел поддержку и поощрение со сто роны правящих кругов США, значительно усиливает опасность происшедших политических изменений в у ка занных европейских странах, порвавших с политикой м ироло 'ия и вставших на путь подготовки повой агрес сии в Европе. В отличие от всех договоров о взаимопомощи, заклю ченных Советским Союзом с другими европейскими го сударствами, в том числе с Англией н Францией, имею щих целью предупредить возможность новой агрессии со стороны Германии и тем способствовать укреплению мира в Европе, военный союз пяти западных государств имеет в виду не столько Германию, сколько возмож ность использовать созданную им группировку запад ных держав против тех государств, которые были их союзниками в годы второй мировой войны. В выступле ниях ряда государственных деятелей западных стран, а также англо-американской и французской печати от крыто делаются агрессивные заявления о том, что запад ный союз создан против СССР и государств народной демократии, хотя миролюбие политики этих стран яв ляется бесспорным и общеизвестным фактом. При таком ! положении нелі зя отрицать, что, ка к бы не затушевы вались действительные цели Брюссельского договора, (создание западного союза не имеет нпчего общего с интересами самообороны этих государств. С другой стороны, теперь уже достаточно разъяснено, что иод предлогом недопущения ситуации, ставящей в опасность, так называемую «экономическую стабиль ность» стран-участниц этого пакта, имеется ввиду при менение военных мер и всякпх респресспй против рабо чего класса и растущих демократических сил внутри этих государств, а также против нарастающего освобо дительного движения пародов в колониях и зависимых странах. Не случайно, что брюссельский пакт является союзом колониальных держав, которые ради сохранения своих вековых привилегий в колониях, стремятся псполь- зовать созданную теперь военно-политическую гр уппи ровку в целях подавления национально-освободительных движений в этих колониях. Всё это лишь подчеркивает антидемократический и реакционно-агрессивный харак тер западного союза. Союз пяти западно-европейских государств является военно-политическим дополнением к тому экономичес кому объединению европейских стран, которое создано для проведения плана Маршалла в Европе. Обе эти группировки европейских стран получают свое направ ление от правящих кругов англо-американского блока, который отнюдь не заинтересован в осуществлении дей ствительных национально-государственных или, по край ней мере, экономических целей всех этих стран, входя щих в указанные группировки, а преследует цели укреп ления и дальнейшего расширения своих собственных военно-стратегических и экономических позиций. Так же, к а к проведение плана Маршалла не направ лено па действительное экономическое возрождение европейских государств, а является средством приспо собления политики и экономики «маршаллизпрованных» стран к узко-корыстным и военно-стратегическим планам англо-американского господства в Европе, так образо вание новой группировки произошло отнюдь не в целях взаимопомощи и коллективной обороны участников за падного союза, поскольку при условии выполнения Ялтинского и Потсдамского соглашений этим странам не угрожает ника кая агрессия, а преследует цели укреп ления и дальнейшего расширения господствующего влия ния англо-американских правящих кругов в Европе и подчинения их узким целям всей внешней и внутрен ней политики соответствующих европейских государств. Несовместимость таких планов англо-американского блока с интересами мира и проведением принципов демократии в странах Европы совершенно очевидна. Ка к только в марте прошлого года народился запад ный союз, со стороны правящих кругов США сразу же было заявлено, что этому союзу будет оказана полная поддержка. Такое заявление было вполне естественным, поскольку у этих кругов есть полные основания считать, что новая группировка от йих никуда не уйдет и будет находиться в полной зависимости от всякого рода англо- американских планов. На всякий случай в западный союз были введены и специальные американские наблю датели, роль которых понятна теперь, так к а к видно, что, чем быстрее и чем дальше страны западного союза пойдут по пути противопоставления странам народной демократии и Советскому Союзу, на что их всячески толкает политика англо-американского блока, тем все больше западно-европейские государства будут попадать в политическую п экономическую зависимость от гос подствующих кругов США, которым вовсе нет дела до политической независимости и экономического возрож дения государств Европы. Результатом такого положения будет неизбежное п уже сказывающееся на каждом шагу обострение про тиворечий, ка к между США и западным блоком, так и внутри самой западно-европейской группировки. Не на здоровой и не на прочной базе экономического возрож дения создана западно-европейская группировка, имею щая своего рода подсобное значение, если иметь в виду более широкую европейскую группировку, соз данную из «маршаллизированных» стран. Она не только не оказывает участвующим в новой группировке стра нам какой-либо существенной практической помощи, но, ка к известно, отнюдь не помешала возникновению всё нарастающих экономических ватруднений в целом ряде западно-европейских государств, не помешала так же громадному росту безработицы в некотрых из них и не помогла открыть, хоть сколько-нибудь, обнаде живающие перспективы в их дальнейшем экономическом развитии. Агрессивные цели этой группировки сказывают- (Продолжениѳ на 2-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz