Полярная кочегарка. 1948 г., декабрь.

П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 15 декабрь 948 г. № 26 ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ ЧКАЛОВ (к десятилетию со дня смерти) В еликий летчик нашего вре мени“ —так назвал Чка­ лова товарищ Сталин. Валерий Павлович был воплощением всего героического, что заложено в со­ ветском народе, любимым сыном которого он являлся. В. П. Чкалов родился 2-го фе­ враля 1904 года в селе Васильево- Слобода, Горьковской области, в семье котельщика. Он рано начи­ нает свою трудовую жизнь, рабо­ тая с отцом в затоне подручным молотобойца, в качестве судового кочегара. В суровые годы граж­ данской войны 15-летний Чкалов идет добровольцем в ряды Красной Армии, где становится мастером но ремонту самолетов. Там все его думы поглощены одной мыслью: стать пилотом. В 1921 году Чкалов поступает вшколу летчиков. Став летчиком, он стремится к высо­ там летного искусства, п в 1923 г. поступает в школу высшего пи­ лотажа, ас 1924 г. он уже летчик- испытатель. Здесь-то особенно и сказались талант, мужество п бесстрашие Чкалова. Его истинно русский революционный размах сочетался с прекрасным знанием техники и деловитостью, приобретенными в рядах Красной Армии. В каче­ стве летчика-испытателя Чкалов облетал и изучил более семидесяти различных конструкций самоле­ тов, выжимая пз машины все, что она может дать. Он двигал впе­ ред не только технику самолето­ вождения, но и самолетостроения.! Именно для этого он совершал такие рискованные и легендар­ ные по отваге п искусству лет­ ные дела, как 250 мертвых пе­ тель в течение 4Гі минут, полет под мостом над Невой, беспоса­ дочный полет по Сталинскому маршруту Москва—Петропавловск на Камчатке, перелет через се­ верный полюс в Северную Аме­ рику. Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех, готовиться бить врага наверняка—вот задача, ко­ торая всегда стояла перед Вале­ рием Павловичем, никогда не успокаивавшимся на достигнутом. Совершенствуясь сам, В.П. Чка­ лов растил целое поколение мо­ лодых летчиков, воспитав плеяду таких,как Герой Советского Союза Байдуков и др. 5 мая 1935 года за неодно­ кратно проявленную смелость и мужество при испытании новых конструкций самолетов прави­ тельство наградило В. 11. Чкалова орденом Ленина. Состоявшаяся перед этим встре­ ча с любимым Сталиным на всю жизнь запомнилась Валерию Па­ вловичу. Вот как он ее описы­ вает: «— Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно старае­ тесь спасти машину? — спросил товарищ Сталин. Я ответил, что летаю на опыт­ ных, очень ценных машинах, гу­ бить которые жалко. Обычно ста­ раешься спасти машину, а вме­ сте с ней и себя. — Ваша жизнь дороже нам любой машины,—сказал Сталин. Долгое время я ходил под впе­ чатлением сталинских слов». «Слово Сталин, —пишет Вале­ рий Павлович, - в авиации звучит, как призыв к победе». Это имя двигало Чкалова, как движет миллионы советских лю­ дей, на борьбу и успехи. В конце 1935 года В. П. Чкалов задумал полет на северный полюс. Однако, товарищ Сталин сказал: «Зачем летать обязательно на северный полюс? Летчикам все кажется не страшным—рисковать привыкли. Зачем рисковать без надобности?...»—и тут же пред­ ложил другой маршрут: Москва— Петропавловск на Камчатке. 1 вот в 1936 г. Чкалов со слав­ ными своими соратниками Г. Бай­ дуковым п А. Беляковым совер­ шает свой знаменитый перелет но неизведанной трассе с путевкой Сталина. За 56 час. 20 м. само­ лет «Сталинский маршрут» про­ шел 9.374 км, совершив посадку на острове Удд (ныне Чкалов). За этит перелет в чрезвычайно трудных условиях Арктики Чка­ лову и его отважным спутникам правительство присвоило звание Героя Советского Союза. В 1936 г. решением ЦКВКП(б) Чкалов был і.ринят в ряды партии Ленина — Сталина. С исключи­ тельной трогательностью Чкалов любил своего вдохновителя и отца — Сталина. В нем воплоти­ лась народная любовь к своему великому вождю. Сталин—знамя Чкалова, как всех гордых соко­ лов нашей родины. Валерий Па­ влович об этом писал: «Он—наш отец. Летчики Совет­ ского Союза называют советскую авиацию сталинской авиацией.! Он нас учит, воспитывает, как дорогих сердцу детей, предупреж­ дает от рискованных шагов, на­ ставляет на верный путь, радуется успехам нашим, и мы советские пилоты, каждодневно чувствуем на себе любящие, внимательные, отеческие его глаза. Он - наш отец. Гордый родитель находит задушевные, ласковые и величе­ ственные слова любви для своих сыновей. Сталин назвал летчи­ ков соколами. Он отправляет сво­ их соколов в полет и, где бы они пи реяли, он следит за ними и но возвращении обнимает, прижи­ мает к любящему сердцу». Мысль о полете на полюс не оставляет В. П. Чкалова. Добив­ шись разрешения и прямого одо­ брения Сталина, он 18 июня 1937 г. совершает невиданный в истории авиации полет из Москвы в Америку через северный полюс, связав два континента, покрыв за 63 ч. 25 м. расстояние в 12000 км. воздушного пути в трудней­ ших климатических и метеороло­ гических условиях. Во всех своих героических под вигах В. П. Чкалов всегда думал об одном: прославить свою страну, увеличить мощь и силу советского народа, готовить себя и всех ста­ линских соколов к обороне лю­ бимой социалистической родины. Весь мир теперь знает разго­ вор Чкалова с американским мил­ лионером; «— Вы богаты?—спросил он. — Да, очень богат,—ответил я. — В чем выражается ваше бо­ гатство? — У меня 170 миллионов. — 170!!! чего—рублей или долларов? — Нет, '170 миллионов человек, которые работают на меня, так же, как я работаю на них!», В этом диалоге—весь Чкалов. Недаром так тесно был связан Валерий Павлович с трудящимися. Любимейшего своего сына народ послал своим избранником в Верховный Совет СССР. В один из приездов Чкалова в свой из­ бирательный округ он за 20 дней выступил 72 раза, его видели и слышали тогда 630 тыс. человек в 21 районе области, Чкалов люшмейший герой пз славной плеяды героев советского народа! Его жизнь—замечатель­ ная, красочная, страстная поэма о талантливой, бесстрашной и скромно! жизни человека стали­ нской эпохи, всего отдавшегося делу Ленина—Сталина, служе­ нию народу и родине. «Я буду держать штурвал са­ молета до тех пор, пока в моих руках имеется сила, а глаза ви­ дят землю»,—так сказал однажды Чкалов товарищу Сталину. 15 декабря 1938 г. при испы­ тании нового самолета нелепый случай вырвал из семьи советско­ го народа великого летчика. Все свои силы, опыт, знания отдал Валерий Павлович беззаветному служению родине. Память о любимом герое совет­ ского народа, о гордом соколе сталинской авиации будет жить в сердцах многих и многих по­ колений советских людей. Его образ будет всегда служить при­ мером мужества, героизма и без­ заветной преданности великой партии Ленина—Сталина. ОНИ Л Ю Б Я Т К Н И Г У Книга—один из лучших дру­ зей наших полярников. Горняки, строители, механики—частые по­ сетители библиотеки рудника Баренцбург. Культурно проводя свой досуг, трудящиеся рудника много читают, расширяют свой кругозор. В активе нашей библиотеки немало читателей, которые за последнее время прочли много художественной литературы. По­ лярник А. Дунаев прочитал за1 последнее время «Днепр» II. Ры­ бака. «На хуторе», «Мое поко­ ление», «Огни в бухте» и дру­ гие художественные произведе­ ния. Строитель И. Г. Чугѵнов также много читает. Он прочитал за последнее время Подпольный обком действует*, «Дом среди тундры», «Цемент», «Клятва» и т. д. Полярника тов. Гончарова интересуют произведения рус­ ских классиков. Он прочел много книг Тургенева, Салтыкова-Щед­ рина, Чехова. Активные читатели нашей би­ блиотеки Г. Безруков, А. Гре­ чишкин, Н и к о л ь с к и й ,. Ионова, Гусева и многие другие. Они любят книгу, бережно относятся к ней. Д. Дедова. М О С К В А По решению ВЦСПС на предприятиях страны начинается обще­ ственный смотр внедрения в производство изобретений и рацио­ нализаторских предложений. Смотр и подготовка к нему дадут тол­ чок к еще более мощному развитию творческой инициативы, к, мобилизации масс на досрочное выполнение послевоенной сталин­ ской пятилетки. На снимке:комиссия по смотру рационализаторских предложений и изобретений на Московском карбюраторном заводе рассматривает рационализаторское предложение стахановцаКулакова. (Второй слева) Фото Д. Чернова. Л Е Н И Н Г Р А Д Па заводе «Линотип» но инициативе профсоюзной организации создан кабиінт стахановца-рационализатора. Здесь имеются журналы но различным отраслям технических знаний, техническая энцикло­ педия, картотека ТЭХСО, в которой освещаются новинки техники, опыт передовиков предприятий страны, важнейшие изобретения. 15 кабинете инженерами завода проводятся консультации, читаются лекции, организуются просмотры технических кинофильмов. На снимке: в кабинете стахановца рационализатора. Слева—инже­ нер С. М. Георгиевский проводит консультацию с группой молодых рационализаторов. Фото И. Фетисова. О т о в Комитет но делам физической культуры и спорта при Совете Министров РСФСР решил прове­ сти вторую зимнюю спартакиаду Российской Федерации. Она нач­ нется в декабре с. г. * # « В Красноярске начато строи­ тельство нового механизирован­ ного хлебозавода. # # =:« В олимпиаде художественной самодеятельности Сталинской об­ ласти приняло участие 30 тысяч человек. Свое мастерство проде­ монстрировали 1960 драматиче­ ских и музыкальных кружков, хоров, оркестров духовых и на­ родных инструментов, созданных че­ сть » р - ' с ю д у в послевоенные, годы при проф­ союзных и сельских клубах об­ ласти. * * * 7 декабря в Ленинграде на­ чался розыгрыш первенства стра­ ны по гимнастике. В соревнова­ ниях участвуют 350 виднейших С‘Пор т с ме н ов,представляющих Москву, Ленинград и союзные республики. * * # За годы советской власти в Закарпатье ликвидировало негра­ мотность около 35 тысяч чело­ век. Ответственный редактор 1 А. В. ОКУНЕВ. 1 Щь ( S Типография газеты „Полярная кочегарка"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz