Полярная кочегарка. 1948 г., декабрь.
П О Л Я Р Н А Я К О Ч Е Г А Р К А 15 декабрь 948 г. № 26 ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ ЧКАЛОВ (к десятилетию со дня смерти) В еликий летчик нашего вре мени“ —так назвал Чка лова товарищ Сталин. Валерий Павлович был воплощением всего героического, что заложено в со ветском народе, любимым сыном которого он являлся. В. П. Чкалов родился 2-го фе враля 1904 года в селе Васильево- Слобода, Горьковской области, в семье котельщика. Он рано начи нает свою трудовую жизнь, рабо тая с отцом в затоне подручным молотобойца, в качестве судового кочегара. В суровые годы граж данской войны 15-летний Чкалов идет добровольцем в ряды Красной Армии, где становится мастером но ремонту самолетов. Там все его думы поглощены одной мыслью: стать пилотом. В 1921 году Чкалов поступает вшколу летчиков. Став летчиком, он стремится к высо там летного искусства, п в 1923 г. поступает в школу высшего пи лотажа, ас 1924 г. он уже летчик- испытатель. Здесь-то особенно и сказались талант, мужество п бесстрашие Чкалова. Его истинно русский революционный размах сочетался с прекрасным знанием техники и деловитостью, приобретенными в рядах Красной Армии. В каче стве летчика-испытателя Чкалов облетал и изучил более семидесяти различных конструкций самоле тов, выжимая пз машины все, что она может дать. Он двигал впе ред не только технику самолето вождения, но и самолетостроения.! Именно для этого он совершал такие рискованные и легендар ные по отваге п искусству лет ные дела, как 250 мертвых пе тель в течение 4Гі минут, полет под мостом над Невой, беспоса дочный полет по Сталинскому маршруту Москва—Петропавловск на Камчатке, перелет через се верный полюс в Северную Аме рику. Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех, готовиться бить врага наверняка—вот задача, ко торая всегда стояла перед Вале рием Павловичем, никогда не успокаивавшимся на достигнутом. Совершенствуясь сам, В.П. Чка лов растил целое поколение мо лодых летчиков, воспитав плеяду таких,как Герой Советского Союза Байдуков и др. 5 мая 1935 года за неодно кратно проявленную смелость и мужество при испытании новых конструкций самолетов прави тельство наградило В. 11. Чкалова орденом Ленина. Состоявшаяся перед этим встре ча с любимым Сталиным на всю жизнь запомнилась Валерию Па вловичу. Вот как он ее описы вает: «— Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно старае тесь спасти машину? — спросил товарищ Сталин. Я ответил, что летаю на опыт ных, очень ценных машинах, гу бить которые жалко. Обычно ста раешься спасти машину, а вме сте с ней и себя. — Ваша жизнь дороже нам любой машины,—сказал Сталин. Долгое время я ходил под впе чатлением сталинских слов». «Слово Сталин, —пишет Вале рий Павлович, - в авиации звучит, как призыв к победе». Это имя двигало Чкалова, как движет миллионы советских лю дей, на борьбу и успехи. В конце 1935 года В. П. Чкалов задумал полет на северный полюс. Однако, товарищ Сталин сказал: «Зачем летать обязательно на северный полюс? Летчикам все кажется не страшным—рисковать привыкли. Зачем рисковать без надобности?...»—и тут же пред ложил другой маршрут: Москва— Петропавловск на Камчатке. 1 вот в 1936 г. Чкалов со слав ными своими соратниками Г. Бай дуковым п А. Беляковым совер шает свой знаменитый перелет но неизведанной трассе с путевкой Сталина. За 56 час. 20 м. само лет «Сталинский маршрут» про шел 9.374 км, совершив посадку на острове Удд (ныне Чкалов). За этит перелет в чрезвычайно трудных условиях Арктики Чка лову и его отважным спутникам правительство присвоило звание Героя Советского Союза. В 1936 г. решением ЦКВКП(б) Чкалов был і.ринят в ряды партии Ленина — Сталина. С исключи тельной трогательностью Чкалов любил своего вдохновителя и отца — Сталина. В нем воплоти лась народная любовь к своему великому вождю. Сталин—знамя Чкалова, как всех гордых соко лов нашей родины. Валерий Па влович об этом писал: «Он—наш отец. Летчики Совет ского Союза называют советскую авиацию сталинской авиацией.! Он нас учит, воспитывает, как дорогих сердцу детей, предупреж дает от рискованных шагов, на ставляет на верный путь, радуется успехам нашим, и мы советские пилоты, каждодневно чувствуем на себе любящие, внимательные, отеческие его глаза. Он - наш отец. Гордый родитель находит задушевные, ласковые и величе ственные слова любви для своих сыновей. Сталин назвал летчи ков соколами. Он отправляет сво их соколов в полет и, где бы они пи реяли, он следит за ними и но возвращении обнимает, прижи мает к любящему сердцу». Мысль о полете на полюс не оставляет В. П. Чкалова. Добив шись разрешения и прямого одо брения Сталина, он 18 июня 1937 г. совершает невиданный в истории авиации полет из Москвы в Америку через северный полюс, связав два континента, покрыв за 63 ч. 25 м. расстояние в 12000 км. воздушного пути в трудней ших климатических и метеороло гических условиях. Во всех своих героических под вигах В. П. Чкалов всегда думал об одном: прославить свою страну, увеличить мощь и силу советского народа, готовить себя и всех ста линских соколов к обороне лю бимой социалистической родины. Весь мир теперь знает разго вор Чкалова с американским мил лионером; «— Вы богаты?—спросил он. — Да, очень богат,—ответил я. — В чем выражается ваше бо гатство? — У меня 170 миллионов. — 170!!! чего—рублей или долларов? — Нет, '170 миллионов человек, которые работают на меня, так же, как я работаю на них!», В этом диалоге—весь Чкалов. Недаром так тесно был связан Валерий Павлович с трудящимися. Любимейшего своего сына народ послал своим избранником в Верховный Совет СССР. В один из приездов Чкалова в свой из бирательный округ он за 20 дней выступил 72 раза, его видели и слышали тогда 630 тыс. человек в 21 районе области, Чкалов люшмейший герой пз славной плеяды героев советского народа! Его жизнь—замечатель ная, красочная, страстная поэма о талантливой, бесстрашной и скромно! жизни человека стали нской эпохи, всего отдавшегося делу Ленина—Сталина, служе нию народу и родине. «Я буду держать штурвал са молета до тех пор, пока в моих руках имеется сила, а глаза ви дят землю»,—так сказал однажды Чкалов товарищу Сталину. 15 декабря 1938 г. при испы тании нового самолета нелепый случай вырвал из семьи советско го народа великого летчика. Все свои силы, опыт, знания отдал Валерий Павлович беззаветному служению родине. Память о любимом герое совет ского народа, о гордом соколе сталинской авиации будет жить в сердцах многих и многих по колений советских людей. Его образ будет всегда служить при мером мужества, героизма и без заветной преданности великой партии Ленина—Сталина. ОНИ Л Ю Б Я Т К Н И Г У Книга—один из лучших дру зей наших полярников. Горняки, строители, механики—частые по сетители библиотеки рудника Баренцбург. Культурно проводя свой досуг, трудящиеся рудника много читают, расширяют свой кругозор. В активе нашей библиотеки немало читателей, которые за последнее время прочли много художественной литературы. По лярник А. Дунаев прочитал за1 последнее время «Днепр» II. Ры бака. «На хуторе», «Мое поко ление», «Огни в бухте» и дру гие художественные произведе ния. Строитель И. Г. Чугѵнов также много читает. Он прочитал за последнее время Подпольный обком действует*, «Дом среди тундры», «Цемент», «Клятва» и т. д. Полярника тов. Гончарова интересуют произведения рус ских классиков. Он прочел много книг Тургенева, Салтыкова-Щед рина, Чехова. Активные читатели нашей би блиотеки Г. Безруков, А. Гре чишкин, Н и к о л ь с к и й ,. Ионова, Гусева и многие другие. Они любят книгу, бережно относятся к ней. Д. Дедова. М О С К В А По решению ВЦСПС на предприятиях страны начинается обще ственный смотр внедрения в производство изобретений и рацио нализаторских предложений. Смотр и подготовка к нему дадут тол чок к еще более мощному развитию творческой инициативы, к, мобилизации масс на досрочное выполнение послевоенной сталин ской пятилетки. На снимке:комиссия по смотру рационализаторских предложений и изобретений на Московском карбюраторном заводе рассматривает рационализаторское предложение стахановцаКулакова. (Второй слева) Фото Д. Чернова. Л Е Н И Н Г Р А Д Па заводе «Линотип» но инициативе профсоюзной организации создан кабиінт стахановца-рационализатора. Здесь имеются журналы но различным отраслям технических знаний, техническая энцикло педия, картотека ТЭХСО, в которой освещаются новинки техники, опыт передовиков предприятий страны, важнейшие изобретения. 15 кабинете инженерами завода проводятся консультации, читаются лекции, организуются просмотры технических кинофильмов. На снимке: в кабинете стахановца рационализатора. Слева—инже нер С. М. Георгиевский проводит консультацию с группой молодых рационализаторов. Фото И. Фетисова. О т о в Комитет но делам физической культуры и спорта при Совете Министров РСФСР решил прове сти вторую зимнюю спартакиаду Российской Федерации. Она нач нется в декабре с. г. * # « В Красноярске начато строи тельство нового механизирован ного хлебозавода. # # =:« В олимпиаде художественной самодеятельности Сталинской об ласти приняло участие 30 тысяч человек. Свое мастерство проде монстрировали 1960 драматиче ских и музыкальных кружков, хоров, оркестров духовых и на родных инструментов, созданных че сть » р - ' с ю д у в послевоенные, годы при проф союзных и сельских клубах об ласти. * * * 7 декабря в Ленинграде на чался розыгрыш первенства стра ны по гимнастике. В соревнова ниях участвуют 350 виднейших С‘Пор т с ме н ов,представляющих Москву, Ленинград и союзные республики. * * # За годы советской власти в Закарпатье ликвидировало негра мотность около 35 тысяч чело век. Ответственный редактор 1 А. В. ОКУНЕВ. 1 Щь ( S Типография газеты „Полярная кочегарка"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz