Полярная правда. 1934, январь.

ПЯТИЛЕТКА ПРЕВРАЩЕНИЯ МУРМАНА В МОЩНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КРЯЙ Доклад тов. ГОРБУНОВА об основных установках развития народного хозяйства округа во 2-м пятилетии и в 1934 году, на 5-й Окружной партконференции 8 января ПРИ Р ЕК ОН С ТР УКЦ ИИ И НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОВЫШ ЕНИЕ КАЧ ЕС ТВА П РОД УКЦИИ Товарищи! В тезисах ЦК к Х У І І партийному с'езду по вопросу о втором пятилетием плане указано, что этот план развития народного хозяйства должен нам обеспечить лик­ видацию капиталистических элементов и классов вообще, окончательно ликвидировать частную собственность на средства производства, лик­ видировать ыногоукладность нашего хозяйства и устано­ вить социалистический спо­ соб, как единственный способ производства. В тезисах выставляется по- ложение об изжитип проти­ воположности между городом и деревней. Точно указано,! что создаются все необходи­ мые предпосылки дня ликви­ дации этой противополож­ ности. В итоге выполнения плана второй пятилетки мы должны иметь такое положе­ ние, при котором сельское хозяйство, по своей общест­ венной форме, однотипно с промышленностью, к концу второй пятилетка мы долж­ ны иметь такое положение, при котором сельскохозяй­ ственный труд представляет риального и культурного состояния трудящихся горо­ да и д е р е в н и Мы д о лж ны во второй пятилетке придти к такому положению, что все т р у д 5щ и е с я нашей страны, должны стать действительно, по настоящему сознательны­ ми строителями социалисти­ ческого общества.—Мы дол­ жны помнить, что в резуль­ тате выполнения второй п я ­ тилетки, СССР превращается в о дн у из самых мощных , в о д н у из самых передовых, технико экономически незави­ симую страну, передовое в техническом отношении госу­ дарство в Езропе. В плане второй пятилетки исключительное место зани­ мает вопрос размещения про­ изводительных сил в нашей стране. Устанавливается та­ кая программа размещения промышленности и произво­ дительных сил, которая в первую очередь охватывает национальные республики и отсталые области нашего Советского Союза. Промыш­ ленность должна быть приб­ лижена к источникам сырья. і План в т о р о й пятилетки Нам надо обратить особое это промышленная внимание на нашу рыбообра- j карела? ботку. У постанов- нас по генерально­ му плану намечена построй-! ка целого ряда заводов, мы ва второй пятилетке должны построить холодильно-филей- ный ” комбинат, консервный завод, коптильный завод, за­ вод использования отходов, клееваренный завод и т. д. Для того, чтобы создать сельдяную промышленность, как таковую, надо много и много поработать и много сделать капиталовложений. Надо, прежде всего, опреде­ лить тип судов, тип ботов. Многие товарищи говорили, что у нас б^лее или менее Надо иметь ввиду, что по выработан лучший тип и на- указаниям в тезисах ЦК пар-1до по этому типу строить тии мы должны по пищевой j суда. Но все это пока разго- промышленности увеличить виры и у нэп нет настоящего-дороги— постройка паровоз­ ного депо, вагонных мастер- нее. Это одна из важных проблем, которую мы должны разрешить. Исключительное внимание должно быть уделено транс­ порту. Имеется решение ЦК партии о том, что северный участок Мурманской железной доро­ ги—Мурманск— Кандалакша будет электрифицирован. Но это дело будет через 2,2г/2года. Другие вопросы реконструк ции Мурманской железной разновидность индустриаль- (предполагает такое рцзмеще- ного труда. В тезисах делает-' ние производительных сил, ся ставка на мощную тран­ спортную связь между горо­ дом и деревней, что значи­ тельно облегчает темп разви­ тия промыштенности и сель­ ского хозяйства. Тов. Сталин в своей беседе с г-ном Дюрантя и на вопрос последнего: „Чго является сейчас наиболее важной проб­ лемой внутренней политики СССР“—ответил: „разверты­ вание товарооборота между городом п дереьней и усиле­ ния всех видов транспорта, особенно железнодорожного4*. В этом, товарищи, гвоздь воп­ росов, в этом заключается наше движение вперед. В результате выполнения плана второй пятилетки, сближаются уровни мате- чтобы обеспечить в итоге вто­ рой пятилетки экономическое районирование страны в целом. Мы с вами должны, как но­ вый район, попасть в ногу с темпами и уровнем развития передовых районов, это исклю­ чительно трудная, но и по­ четная задача. Основная на­ метка развития Мурманского края дана нам тезисами. Там совершенно четко написано:, развернуть широкое промыш­ ленное строительство в отста­ лых прежде районах, как на­ пример, Средняя Волга, Се­ верный К а в к а з , Карелия, Д -Восточная Сибирь, Мур­ манский край и т. д. путем развития крупной промыш­ ленности в этих отсталых об­ ластях. ОСНОВНЫЕ П У ТИ РАЗВИТИЯ ' КОЛЬСКОГО ПОЛ УОС ТРОВА В О В Т О Р О Й П Я Т И Л Е Т К Е Мы должны Мурманский край мышленности. Судостроение из отсталого превратить во второй пятилетке в промыш­ ленный передовой край. Наша задача заключается в том, чтоСы наметить совершенно правильные и конкретные пу ­ ти этого превращения. Отсю­ да, товарищи,очевидна исклю­ чительная сложность п серьез ность разработки второй пяти­ летки для нашего Кольского полуострова. В результате первой пяти­ летки мы имеем следующее положение по нашему краю. Созданы две крупных отрас­ ли промышленности: рыбная, которая развивается и растет на богатствах Баренцова мо­ р я ^ горно химическая, глав­ ным образом апатитовая, ко ­ торая возникла и разви­ лась в годы первой пятилетки. Капиталовложения в годы первой пятилетки определяли движение и дальнейший рост нашего края и нашей промыш­ ленности. В соответствии с развитием промышленности растет и численность населе­ ния. Если на 1/1-29 г. населе­ ние округа состовляло 20 тые. человек, то на I/I-34 г . мы имеем 165 тыс. человек. Помимо указанных отрас­ лей промышленности начали развиваться еще две: лесная и промышленность стройма­ териалов.- Пути нашего развития во второй пятилетке по Мурман­ с ку должны быть следующие: Более решительное освоение богатств недр Кольского полу­ острова. Помимо апатитовой должно быть создано здесь непосредственно, и с учетом всех особенностей Біренцова моря, с учетом особенностей освоения Арктики. Точно так-' же решительно нужно выдви- втрое' выпуск продукции " к ковпу пятилетки, а посколь­ к у эго так, то рыбная про­ мышленность должна будет резко увеличить выпуск про­ дукции. Со всей резкостью перед нами стоит вопрос об улуч­ шении качества продукции, об улучшении качества обра­ ботки рыбы. То, что мы имеем сейчас, дальше продолжать­ ся не может. Потребитель бу- нуть вопрос производства» дет требовательней и мы по- стройматериалов, которое мо-^ падем в положение людей, жно оргавпзгвать непосред­ ственно в Мурманске. Езли говорить об основных направ­ лениях развития нашей про­ мышленности, можно гово­ рить только об этих отраслях. Кавово-же положение у нас сейчас и какие задачи мы, ставим перед собой во вто-]но рой пятилетке как по суще­ ствующим отряслям промыш-] ленносги, так и по вновь со­ здаваемым. Нашей важней-j шей задачей является пере­ стройка работы и базы рыб-| пой промышленности и в пѳр-І бу- она не у которых через 2 года дет много продукции, но будет лежать на складах будет иметь сбыта. Отсюда ясно, что при рекон­ струкции и новом строитель­ стве предприятий рыбообра­ ботки в центре внимания долж- быть повышение продукции. О нашей сельдяной про­ мышленности. У нас есть огромные сырьевые ресур­ сы, но у нас нет еще сельдя­ ной промышленности, нет технической базы для нее вую очередь тралового флота.» и это можно подтвердить ря- Всем известно, что наш трало-| дом фактов. В добыче сельди вый флот является единст-’ мы держимся на старой по- венным в Советском. Союзе, суде, на старых ботах, чуть- что только наш флот обла- чуть только подкрепленных дает такой мощностью и т а к ’ за последний год. У нас механизирован. Такого коли-j совершенно нет обрабатываю-18 судов. Поэтому чества траулеров не имеет ни Д. Восточный трест, ни Ар- вы " промысловые суда — і стоит в проекта судна, на • котором можно было бы обеспечить лов всеми орудиями. С этими во­ просами надо немедленно по­ кончить и тип судна устано­ вить. Если мы возьмем вопросы приемно - транспортного вспо­ могательного флота, то с точ­ ки зрения буксиров вопрос ясен—чем мощнее буксир, тем лучше, но мы задаваясь целью иметь особый морской транспортный флот еще окон­ чательно это дело не доработа­ ли. Мы ставим вопрос отно­ сительно морского лихтера. Все эти вопросы в пятилет* цем плане поставлены и здесь требуется прямая директива партийной конференции, что­ бы вопрос о типах судов для нашей рыбной ка к траловой, качества j так и для сельдяной промы­ шленности решить в 1934 г. бесповоротно. По зверобойной промышлен­ ности. Товарищи, зверобой­ ная промышленность у нас— исключительно отсталый уча­ сток, а мы в нашем Баренцо- вом море, в этом деле,могли бы сделать исключительные чудеса. Иностранцы десятка­ ми судов ходят к нашим берегам на зверобойный про­ мысел, а мы имеем только вопрос об хангельский трест. Мы ста­ вим задачу увеличить этот флот с 60 до 106 единиц в 1937 году. Для этого необхо­ димо в первую очередь за­ кончить разработку генераль­ ного плана реконструкции тра­ ловой базы. Нельзя вклады­ вать новые десятки млн. руб­ лей в траловый флот, не ве­ дя это строительство по гене­ ральному плаву проблемы, которая в основном^ Второй вопрос: у нас имеет- решена, и вопрос идет только I ся 60 траулеров, из них 30 об увеличении этого произ-і иностранных траулеров. Эти водства и о постройке обога- ' * щей базы. Мы не имеем тран- увеличении количества зверо- спортного флота и выеужде-[боев во вторую пятилетку таком разрезе, что тральщики ставить на пере-'бы мы могли, обеспечить возку сельди. Разве это промысел добычей 350 тысяч ских и постройка вокзалов в Мурманске и Хибиногорске— мы ставим, как вопросы сегод няшаего дня. Мы уже сегод­ ня на нашем железнодорож­ ном участке наблюдаем боль­ шой затор с грузами, а что будет дальше при росте про­ мышленности, при росте гр у ­ зооборота. Вот почему воп­ росы постройки депо и дру­ гие надо во второй год вто­ рой пятилетки разрешить окончательно. По вопросу развития Мур­ манского порта мы намечаем увеличить площадь, построить новый пирс и увеличить при­ чальный фронт погрузки. Но основное заключается в том, чтобы механизацию порта дви­ гать, как можно быстрее. Во вторую пятилетку все уча­ стки портового хозяйства должны быть полностью ме­ ханизированы. Мы проводим реконструк­ цию и в лесной промышлен­ ности. Лесные массивы Коль­ ского полуострова не отли­ чаются богатством) Мы на сегодняшний день на 50 проц. в зависимости от Карелии и Архангельска и несмотря на то, что будем повышать про­ грамму, всетаки будет по­ вышаться наша зависимость перед отдельными районами. Это ставит перед нами зада­ чу, чтобы мы двинули вперед рационализацию лесного хо­ зяйства, добились бы такого положения, как в Карелии, где лесное дело поставлено действительно рациональ- вигаем но Мы ставим вопрос о том, чтобы построить допол­ нительно 2 лесопильных за­ вода и реконструировать Умбский и Зашейковский за­ воды и построить мебельный завод, а также бондарно-ящяч* ный завод. Все это включено в нашу программу новых строительстве эту пятилетку. На вопросах апатитовой и горной промышленности я останавливаться не стану, о5 этом скажет тов. Кондриктв в своем содокладе. Я хотел бы только из этого д^ла по­ ставить одну проблему —это пооблема железа. Тщательно изучив и добив­ шись данных о запасах же­ леза на Кольском полуостро­ ве, необходимо развернуть до­ бычу железной руды в про­ мышленном масштабе.—Вме сте с этим надо неустанно вести резведку на месторож­ дения угля, ибо только нали чие угля позволит разрешить проблему создания северной металлургии. В эту пятилет­ к у с развертыванием метал­ лургии мы не ввязываемся, но за разработку и обогаще­ ние железной руды в этой пятилетке нужно взяться, для этого имеются вее есмо- I анализы уже сделаны, при чем запасов глины хватит, примерно, лет на 30. Мы выд­ вигаем вопрос о постройке 3-х кирпичных заводов, но эга глина годна не только для кирпичного производства, но и для гончарного, черепицы и проч. Кроме того, нужно поста вить вопрос о производстве диатомитового кирпича и по­ стройке известкового завода на 20 тыс. тонн (в настоящее время мы известь ввозим из Ленинградской области). На­ конец, относительно карьер­ ного хозяйства. К стыду на­ шему надо сказать, что когда мы начинаем говорить о ка­ менном строительстве, то мы упираемся в вопрос песка, по­ лучение песка становится це­ лой проблемой не только с точки зрения того, как его привезти, но и откуда его привезти и как добыть. Надо с этими трудноотяма кон­ чать как можно быстрее. Мы выставляем задачу про­ изводства кирпича в наших районах. Я имею сведения, что в Териберском районе этим вопросом занялись и в По­ лярном районе тоже думают к этому приступить. Средств для этого дела нужно немно­ го и эти средства нужно дать, немыслимо же ввозить кир ­ пич в районы из Мурманска или из других мест. Необходимо остановиться на вопросе о нерудоископаемых. У нас в СССР есть фаянсово фарф >ровая промышленность. Сырьем для нее служит по­ левой шпат, и с т о ч н и к и кото­ рого крайне ограничены. Мы предлагаем использовать для этой промышленности, имею­ щиеся у нас огромные запасы керамических материалов, ко­ торых у нас по подсчетам профессора Борисова имеется около 30 миллионов тонн. Точ­ но также, когда мы говорим о диатомите, то речь идет не только о производстве кир ­ пича, а об использовании диа­ томита в других отраслях про­ мышленности. По воздушному сообщению мы во второй пятилетке выд- випрос о том, чтобы ние Ленинград—Мурманск а затем установить местное воз душное сообщение на 800 ы лометров для связи bhvtdh нашего полуострова. \ Мы должны построить до­ рогу Мурманск—Кандалакша Мурманск — Хибиногорск — Кандалакша, Мурманск_Те- рнберка и т. д. Вот наша евром ная программа на всю вторую пятилетку (аплодисменты). Мы расчитываем, что этот план дорожного строительства войдет в общий план пяти летки. Но помимо этого аг еще сможем и должны стооитѵ дороги местными средствами как это было блестяще сдела­ но в Чувашской республике. По народной связи уже при­ нят проекг, установить в 1934 г. „бронзовую* телефон­ ную связь Мурманск—Ленин­ град, вся трудность этой ра­ боты заключается в отсутст­ вии бронзы. Мы также ставим вопрос об устройстве в 1934 г. 2-хсторонней связи с райо­ нами, чтобы к концу пятилетки установить связь с нашими сельсоветами. Нисколько слов об об'еме продукции и капиталовложе­ ниях. В 1933 г. мы дали про­ дукции на 70 млн. руб. в це­ нах 26—27 года; в этом году мы сделаем продукции на 120 миллионов, а в 37 году должны дать продукции всей промышленности на 631 мил­ лион, а если взять эту продук­ цию по ценам 32 года, то это составит миллиард слишком рублей. По главнейшей нашей про­ мышленности—по рыбной мы в центнерах должны дать ры­ бы в 37 году 3050 тыс. цен­ тнеров, траловый флот должен будет дать 1850 тыс. центне­ ров, а береговой лов 1200 тыс. центнеров. О цифрах по Апа- титтресту скажет более под­ робно тов. Кондриков. По лес­ ной промышленности мы дол­ жны будем дать 1700 тыс кубометров дров по заготов­ кам и столько же по вывозке. Во второй пятилетке мы дол жны сделать капиталовложе­ ния в размере 1.112 миллионов рублей, из которых,—290 мил­ лионов на городское (жилищ­ ное, коммунальное и т. д.) строительство. наладить воздушное сообщс- ВЫПОЛНЕНИЕ П Л А Н А 1934 Г . Р ЕШ А Е Т У С П Е Х 2-й ПЯТИЛ ЕТИИ Перехожу ко второй части чорского угля. Поэтому надо своего доклада—к программе 34 года. Предварительно я хотел бы сказать несколько слов по двум вопросам. Пер- ; вый вопрос—о топливе. Мы в Мурманском округе израсхо­ довали в 1933 году 619 тыс. кубометров дров и 256 тыс. тн. каменного угля, причем поло­ вина дров идет из Карелии, а другая половина из Архан­ гельска, а угля мы имеем 20 проц. Шпицбергенского, а 80 проц. из Донбасса, т. е. почти за 4 тыс. километров по железной дороге. Отсюда, товарищи, вся острота топ­ ливного вопроса. Правда, я должен довести до сведения конференции, что мы в этом году иностранного угля не ввозили, но тем не менее сейчас задачи по углю стоят- выстазить такое положение, чтобы мы были активными борцами за быстрейшее освое­ ние этого района. Правда, этот район принадлежит Се­ верному краю, но это не исключает возможности, что мы можем влиять ца ход до­ бычи, на ускорение освоения этого района. Эту задачу бе­ зусловно надо будет поставить Следующий вопрос о раб­ силе. У меня по вопросу.раб­ силы имеются расхождения с рядом крупных хозяйствен­ ников. Товарищи хозяйствен­ ники говорят о том, что воп­ рос о рабсиле надо разрешать путем переселенчества и воз­ лагают свои надежды на пе­ реселенческий комитет. Я счи­ таю, что это неверное положе­ н и е , что сейчас еща раз подт- нормальное положение, разве голов морского зверя,—не ме-вания. СОЗДАТЬ МОЩНУЮ ЭН ЕР ГЕТИЧ ЕСН УЮ Б А З У РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА Относительно энергетики.; должно быть уже 5 тыс. чело В нашем пятилетнем плане'век, а в июле — августе намечается достройка второй 15—18 тыс. человек, при этом тительных фабрик, нужно создать целый ряд других отраслей промышленности, как например: цветная металлур­ гия и железнорудная про­ мышленность. Гораздо более широким дол­ жен быть размах в развитии рыбной промышленности на основе освоения богатств на­ шего моря, а также в разви­ тии зверобойной промышлен­ ности. Со всей решительностью мы обязаны двинуть вперед раз­ витие судостроительной про­ траулеры принадлежат 6 раз­ личным фирмам, 6 типов трау­ леров и 7-й отечественный. Кроме этого, в 1934 г. прихо дит еще один тип судов, так называемая,„вторая серия" и разрабатывается еще один тип—третья серия. Нивской гидростанции на 60 тыс. киловатт. Надо бу­ дет построить регулирующую плотину и тогда в общей сложности мы будем иметь 80 тыс. киловатт, что частич­ но обеспечит электрификацию нашей железной дороги. Кроме того, по пятилетне­ му плану намечена построй- условии Туломская гидро­ станция будет построена втечение 2-х лет. К одной из новых отраслей промышленности нужно от­ нести промышленность строй материалов. Я должен отме­ тить одну интересную вещь, что вокруг этой строитель­ ной промышленности у нас исключительно остро и прав .вердилось, Мне кажется,.что тов. Абрамов, когда онобращал I надежды на такой порядок в особое внимание на борьбу за*получении рабочей силы уже ка Туломской электростанции, развертываются нелепые раз- - к строительству которой уже говоры о том, что здесь гли- Совершенно ясно, товари щи, что имея 7—8 разных:пристуолено в конце 1933 г. типов судов трудно внпол-|На сегодняшний день на н я т ь ремонт. Поэтому вопрос . строительстве гидростанции о выборе определенного типа; работает 2300 человек и по тральщиков, если мы хотим''плаву, который на - днях удвоить их количество во второй пятилетке, надо ре- представил начальник строи­ тельства, к 1 февраля в& шить бесповоротно в атом году. строительстве гидростанция ны нет, или глины недоста­ точно. Не так давно я был крайне удивлен статьей некой Мар­ ковой в журнале „Карело-Мур манский край* М 2 7—8, в ко­ торой она пишет о том, что на Кольском полуостроао гли ны нет, а следовательно кир­ пичных заводов строить нель зя. Ну пусть не верит в это дело Маркова, но ведь за это отвечает редакция. Спраши­ вается, зачем нужен такой журнал? Конференция долж­ на поставить вопрос о своем собственном журнале, это жизненно необходимо. Товарищи, несмотря на та­ кие заверения журнала „К а ­ рело-Мурманский край“ мы в 1932 году сделали 3800 ты­ сяч кирпича, в 1933 г о д у - 8091 тысячу штук. Мы наме­ чаем по пятилетнему плану в 1937 г. получить 60 мил­ лионов кирпича и на 1934 г. намечаем 20 миллионов штук кирпича. Мы имеем сейчас экономию угля. Помимо этого я выдвигаю задачу, что надо развернуть научно-исследовательскую ра боту и форсированно искать уголь на Кольском полуостро­ ве. До сих пор ни один гео­ лог, ни один профессор, ко­ торые у нас работают, не могут твердо сказать, что на Кольском полуострове угля нет, т. к. на Кольском полу­ острове еще много белых не­ изученных пятен. Поэтому вопрос о поисках угля, безу­ словно, стоит перед нами. быть не может. Мы должнм будем перейти решительно к выполнению одного из б т і условий тов. Сталина, что ра­ бочую силу можно получить только организованным по­ рядком, путем договоров с колхозами. Еще одним источ­ ником является добровольней приток рабочей силы. И в том и в другрм случае важнейшим условием обеспе­ чения рабочей силой является создание жилья и культурно- бытовых условий для завер­ бованных. Вопросы рабочей силы для прекрасное месторождение района. Мы будем являться глины — Кжльдинекяй ручей ,« главными потребителям* Не- титтрест этим делом занялся! пеі)ед нами с пе.обой по торфо-добыче на Лапланд­ ском болоте. Надо сказать, что нядо шире форсировать работы в этом направлении, т. к. это, безусловно, ослабит нашу зависимость от дальне­ привозного топлива. Сейчас идут колоссальные работы по созданию и освое­ нию своего Северного Дон­ басса, а именно, Шчорского стоят исклю­ чительной остротой. Не"'менее остро стоит вопроо о качестве стройки. Мы строим исклю­ чительно плохо, отсюда ясна необходимость механизации всех процѳсов стройки. Мы имеем капитальных вло­ жений на 1934 год 142 миллиг на рублей в то время, к яв і 1U33 году мы освоили 88 мил­ лионов, к а к видите, рост по­ рядочный. Порядок ід е ж онн 1 (Ф кфнншнш ФфМЛ. йм. нл 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz