Полярная правда. 1934, январь.
ПЯТИЛЕТКА ПРЕВРАЩЕНИЯ МУРМАНА В МОЩНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КРЯЙ Доклад тов. ГОРБУНОВА об основных установках развития народного хозяйства округа во 2-м пятилетии и в 1934 году, на 5-й Окружной партконференции 8 января ПРИ Р ЕК ОН С ТР УКЦ ИИ И НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОВЫШ ЕНИЕ КАЧ ЕС ТВА П РОД УКЦИИ Товарищи! В тезисах ЦК к Х У І І партийному с'езду по вопросу о втором пятилетием плане указано, что этот план развития народного хозяйства должен нам обеспечить лик видацию капиталистических элементов и классов вообще, окончательно ликвидировать частную собственность на средства производства, лик видировать ыногоукладность нашего хозяйства и устано вить социалистический спо соб, как единственный способ производства. В тезисах выставляется по- ложение об изжитип проти воположности между городом и деревней. Точно указано,! что создаются все необходи мые предпосылки дня ликви дации этой противополож ности. В итоге выполнения плана второй пятилетки мы должны иметь такое положе ние, при котором сельское хозяйство, по своей общест венной форме, однотипно с промышленностью, к концу второй пятилетка мы долж ны иметь такое положение, при котором сельскохозяй ственный труд представляет риального и культурного состояния трудящихся горо да и д е р е в н и Мы д о лж ны во второй пятилетке придти к такому положению, что все т р у д 5щ и е с я нашей страны, должны стать действительно, по настоящему сознательны ми строителями социалисти ческого общества.—Мы дол жны помнить, что в резуль тате выполнения второй п я тилетки, СССР превращается в о дн у из самых мощных , в о д н у из самых передовых, технико экономически незави симую страну, передовое в техническом отношении госу дарство в Езропе. В плане второй пятилетки исключительное место зани мает вопрос размещения про изводительных сил в нашей стране. Устанавливается та кая программа размещения промышленности и произво дительных сил, которая в первую очередь охватывает национальные республики и отсталые области нашего Советского Союза. Промыш ленность должна быть приб лижена к источникам сырья. і План в т о р о й пятилетки Нам надо обратить особое это промышленная внимание на нашу рыбообра- j карела? ботку. У постанов- нас по генерально му плану намечена построй-! ка целого ряда заводов, мы ва второй пятилетке должны построить холодильно-филей- ный ” комбинат, консервный завод, коптильный завод, за вод использования отходов, клееваренный завод и т. д. Для того, чтобы создать сельдяную промышленность, как таковую, надо много и много поработать и много сделать капиталовложений. Надо, прежде всего, опреде лить тип судов, тип ботов. Многие товарищи говорили, что у нас б^лее или менее Надо иметь ввиду, что по выработан лучший тип и на- указаниям в тезисах ЦК пар-1до по этому типу строить тии мы должны по пищевой j суда. Но все это пока разго- промышленности увеличить виры и у нэп нет настоящего-дороги— постройка паровоз ного депо, вагонных мастер- нее. Это одна из важных проблем, которую мы должны разрешить. Исключительное внимание должно быть уделено транс порту. Имеется решение ЦК партии о том, что северный участок Мурманской железной доро ги—Мурманск— Кандалакша будет электрифицирован. Но это дело будет через 2,2г/2года. Другие вопросы реконструк ции Мурманской железной разновидность индустриаль- (предполагает такое рцзмеще- ного труда. В тезисах делает-' ние производительных сил, ся ставка на мощную тран спортную связь между горо дом и деревней, что значи тельно облегчает темп разви тия промыштенности и сель ского хозяйства. Тов. Сталин в своей беседе с г-ном Дюрантя и на вопрос последнего: „Чго является сейчас наиболее важной проб лемой внутренней политики СССР“—ответил: „разверты вание товарооборота между городом п дереьней и усиле ния всех видов транспорта, особенно железнодорожного4*. В этом, товарищи, гвоздь воп росов, в этом заключается наше движение вперед. В результате выполнения плана второй пятилетки, сближаются уровни мате- чтобы обеспечить в итоге вто рой пятилетки экономическое районирование страны в целом. Мы с вами должны, как но вый район, попасть в ногу с темпами и уровнем развития передовых районов, это исклю чительно трудная, но и по четная задача. Основная на метка развития Мурманского края дана нам тезисами. Там совершенно четко написано:, развернуть широкое промыш ленное строительство в отста лых прежде районах, как на пример, Средняя Волга, Се верный К а в к а з , Карелия, Д -Восточная Сибирь, Мур манский край и т. д. путем развития крупной промыш ленности в этих отсталых об ластях. ОСНОВНЫЕ П У ТИ РАЗВИТИЯ ' КОЛЬСКОГО ПОЛ УОС ТРОВА В О В Т О Р О Й П Я Т И Л Е Т К Е Мы должны Мурманский край мышленности. Судостроение из отсталого превратить во второй пятилетке в промыш ленный передовой край. Наша задача заключается в том, чтоСы наметить совершенно правильные и конкретные пу ти этого превращения. Отсю да, товарищи,очевидна исклю чительная сложность п серьез ность разработки второй пяти летки для нашего Кольского полуострова. В результате первой пяти летки мы имеем следующее положение по нашему краю. Созданы две крупных отрас ли промышленности: рыбная, которая развивается и растет на богатствах Баренцова мо р я ^ горно химическая, глав ным образом апатитовая, ко торая возникла и разви лась в годы первой пятилетки. Капиталовложения в годы первой пятилетки определяли движение и дальнейший рост нашего края и нашей промыш ленности. В соответствии с развитием промышленности растет и численность населе ния. Если на 1/1-29 г. населе ние округа состовляло 20 тые. человек, то на I/I-34 г . мы имеем 165 тыс. человек. Помимо указанных отрас лей промышленности начали развиваться еще две: лесная и промышленность стройма териалов.- Пути нашего развития во второй пятилетке по Мурман с ку должны быть следующие: Более решительное освоение богатств недр Кольского полу острова. Помимо апатитовой должно быть создано здесь непосредственно, и с учетом всех особенностей Біренцова моря, с учетом особенностей освоения Арктики. Точно так-' же решительно нужно выдви- втрое' выпуск продукции " к ковпу пятилетки, а посколь к у эго так, то рыбная про мышленность должна будет резко увеличить выпуск про дукции. Со всей резкостью перед нами стоит вопрос об улуч шении качества продукции, об улучшении качества обра ботки рыбы. То, что мы имеем сейчас, дальше продолжать ся не может. Потребитель бу- нуть вопрос производства» дет требовательней и мы по- стройматериалов, которое мо-^ падем в положение людей, жно оргавпзгвать непосред ственно в Мурманске. Езли говорить об основных направ лениях развития нашей про мышленности, можно гово рить только об этих отраслях. Кавово-же положение у нас сейчас и какие задачи мы, ставим перед собой во вто-]но рой пятилетке как по суще ствующим отряслям промыш-] ленносги, так и по вновь со здаваемым. Нашей важней-j шей задачей является пере стройка работы и базы рыб-| пой промышленности и в пѳр-І бу- она не у которых через 2 года дет много продукции, но будет лежать на складах будет иметь сбыта. Отсюда ясно, что при рекон струкции и новом строитель стве предприятий рыбообра ботки в центре внимания долж- быть повышение продукции. О нашей сельдяной про мышленности. У нас есть огромные сырьевые ресур сы, но у нас нет еще сельдя ной промышленности, нет технической базы для нее вую очередь тралового флота.» и это можно подтвердить ря- Всем известно, что наш трало-| дом фактов. В добыче сельди вый флот является единст-’ мы держимся на старой по- венным в Советском. Союзе, суде, на старых ботах, чуть- что только наш флот обла- чуть только подкрепленных дает такой мощностью и т а к ’ за последний год. У нас механизирован. Такого коли-j совершенно нет обрабатываю-18 судов. Поэтому чества траулеров не имеет ни Д. Восточный трест, ни Ар- вы " промысловые суда — і стоит в проекта судна, на • котором можно было бы обеспечить лов всеми орудиями. С этими во просами надо немедленно по кончить и тип судна устано вить. Если мы возьмем вопросы приемно - транспортного вспо могательного флота, то с точ ки зрения буксиров вопрос ясен—чем мощнее буксир, тем лучше, но мы задаваясь целью иметь особый морской транспортный флот еще окон чательно это дело не доработа ли. Мы ставим вопрос отно сительно морского лихтера. Все эти вопросы в пятилет* цем плане поставлены и здесь требуется прямая директива партийной конференции, что бы вопрос о типах судов для нашей рыбной ка к траловой, качества j так и для сельдяной промы шленности решить в 1934 г. бесповоротно. По зверобойной промышлен ности. Товарищи, зверобой ная промышленность у нас— исключительно отсталый уча сток, а мы в нашем Баренцо- вом море, в этом деле,могли бы сделать исключительные чудеса. Иностранцы десятка ми судов ходят к нашим берегам на зверобойный про мысел, а мы имеем только вопрос об хангельский трест. Мы ста вим задачу увеличить этот флот с 60 до 106 единиц в 1937 году. Для этого необхо димо в первую очередь за кончить разработку генераль ного плана реконструкции тра ловой базы. Нельзя вклады вать новые десятки млн. руб лей в траловый флот, не ве дя это строительство по гене ральному плаву проблемы, которая в основном^ Второй вопрос: у нас имеет- решена, и вопрос идет только I ся 60 траулеров, из них 30 об увеличении этого произ-і иностранных траулеров. Эти водства и о постройке обога- ' * щей базы. Мы не имеем тран- увеличении количества зверо- спортного флота и выеужде-[боев во вторую пятилетку таком разрезе, что тральщики ставить на пере-'бы мы могли, обеспечить возку сельди. Разве это промысел добычей 350 тысяч ских и постройка вокзалов в Мурманске и Хибиногорске— мы ставим, как вопросы сегод няшаего дня. Мы уже сегод ня на нашем железнодорож ном участке наблюдаем боль шой затор с грузами, а что будет дальше при росте про мышленности, при росте гр у зооборота. Вот почему воп росы постройки депо и дру гие надо во второй год вто рой пятилетки разрешить окончательно. По вопросу развития Мур манского порта мы намечаем увеличить площадь, построить новый пирс и увеличить при чальный фронт погрузки. Но основное заключается в том, чтобы механизацию порта дви гать, как можно быстрее. Во вторую пятилетку все уча стки портового хозяйства должны быть полностью ме ханизированы. Мы проводим реконструк цию и в лесной промышлен ности. Лесные массивы Коль ского полуострова не отли чаются богатством) Мы на сегодняшний день на 50 проц. в зависимости от Карелии и Архангельска и несмотря на то, что будем повышать про грамму, всетаки будет по вышаться наша зависимость перед отдельными районами. Это ставит перед нами зада чу, чтобы мы двинули вперед рационализацию лесного хо зяйства, добились бы такого положения, как в Карелии, где лесное дело поставлено действительно рациональ- вигаем но Мы ставим вопрос о том, чтобы построить допол нительно 2 лесопильных за вода и реконструировать Умбский и Зашейковский за воды и построить мебельный завод, а также бондарно-ящяч* ный завод. Все это включено в нашу программу новых строительстве эту пятилетку. На вопросах апатитовой и горной промышленности я останавливаться не стану, о5 этом скажет тов. Кондриктв в своем содокладе. Я хотел бы только из этого д^ла по ставить одну проблему —это пооблема железа. Тщательно изучив и добив шись данных о запасах же леза на Кольском полуостро ве, необходимо развернуть до бычу железной руды в про мышленном масштабе.—Вме сте с этим надо неустанно вести резведку на месторож дения угля, ибо только нали чие угля позволит разрешить проблему создания северной металлургии. В эту пятилет к у с развертыванием метал лургии мы не ввязываемся, но за разработку и обогаще ние железной руды в этой пятилетке нужно взяться, для этого имеются вее есмо- I анализы уже сделаны, при чем запасов глины хватит, примерно, лет на 30. Мы выд вигаем вопрос о постройке 3-х кирпичных заводов, но эга глина годна не только для кирпичного производства, но и для гончарного, черепицы и проч. Кроме того, нужно поста вить вопрос о производстве диатомитового кирпича и по стройке известкового завода на 20 тыс. тонн (в настоящее время мы известь ввозим из Ленинградской области). На конец, относительно карьер ного хозяйства. К стыду на шему надо сказать, что когда мы начинаем говорить о ка менном строительстве, то мы упираемся в вопрос песка, по лучение песка становится це лой проблемой не только с точки зрения того, как его привезти, но и откуда его привезти и как добыть. Надо с этими трудноотяма кон чать как можно быстрее. Мы выставляем задачу про изводства кирпича в наших районах. Я имею сведения, что в Териберском районе этим вопросом занялись и в По лярном районе тоже думают к этому приступить. Средств для этого дела нужно немно го и эти средства нужно дать, немыслимо же ввозить кир пич в районы из Мурманска или из других мест. Необходимо остановиться на вопросе о нерудоископаемых. У нас в СССР есть фаянсово фарф >ровая промышленность. Сырьем для нее служит по левой шпат, и с т о ч н и к и кото рого крайне ограничены. Мы предлагаем использовать для этой промышленности, имею щиеся у нас огромные запасы керамических материалов, ко торых у нас по подсчетам профессора Борисова имеется около 30 миллионов тонн. Точ но также, когда мы говорим о диатомите, то речь идет не только о производстве кир пича, а об использовании диа томита в других отраслях про мышленности. По воздушному сообщению мы во второй пятилетке выд- випрос о том, чтобы ние Ленинград—Мурманск а затем установить местное воз душное сообщение на 800 ы лометров для связи bhvtdh нашего полуострова. \ Мы должны построить до рогу Мурманск—Кандалакша Мурманск — Хибиногорск — Кандалакша, Мурманск_Те- рнберка и т. д. Вот наша евром ная программа на всю вторую пятилетку (аплодисменты). Мы расчитываем, что этот план дорожного строительства войдет в общий план пяти летки. Но помимо этого аг еще сможем и должны стооитѵ дороги местными средствами как это было блестяще сдела но в Чувашской республике. По народной связи уже при нят проекг, установить в 1934 г. „бронзовую* телефон ную связь Мурманск—Ленин град, вся трудность этой ра боты заключается в отсутст вии бронзы. Мы также ставим вопрос об устройстве в 1934 г. 2-хсторонней связи с райо нами, чтобы к концу пятилетки установить связь с нашими сельсоветами. Нисколько слов об об'еме продукции и капиталовложе ниях. В 1933 г. мы дали про дукции на 70 млн. руб. в це нах 26—27 года; в этом году мы сделаем продукции на 120 миллионов, а в 37 году должны дать продукции всей промышленности на 631 мил лион, а если взять эту продук цию по ценам 32 года, то это составит миллиард слишком рублей. По главнейшей нашей про мышленности—по рыбной мы в центнерах должны дать ры бы в 37 году 3050 тыс. цен тнеров, траловый флот должен будет дать 1850 тыс. центне ров, а береговой лов 1200 тыс. центнеров. О цифрах по Апа- титтресту скажет более под робно тов. Кондриков. По лес ной промышленности мы дол жны будем дать 1700 тыс кубометров дров по заготов кам и столько же по вывозке. Во второй пятилетке мы дол жны сделать капиталовложе ния в размере 1.112 миллионов рублей, из которых,—290 мил лионов на городское (жилищ ное, коммунальное и т. д.) строительство. наладить воздушное сообщс- ВЫПОЛНЕНИЕ П Л А Н А 1934 Г . Р ЕШ А Е Т У С П Е Х 2-й ПЯТИЛ ЕТИИ Перехожу ко второй части чорского угля. Поэтому надо своего доклада—к программе 34 года. Предварительно я хотел бы сказать несколько слов по двум вопросам. Пер- ; вый вопрос—о топливе. Мы в Мурманском округе израсхо довали в 1933 году 619 тыс. кубометров дров и 256 тыс. тн. каменного угля, причем поло вина дров идет из Карелии, а другая половина из Архан гельска, а угля мы имеем 20 проц. Шпицбергенского, а 80 проц. из Донбасса, т. е. почти за 4 тыс. километров по железной дороге. Отсюда, товарищи, вся острота топ ливного вопроса. Правда, я должен довести до сведения конференции, что мы в этом году иностранного угля не ввозили, но тем не менее сейчас задачи по углю стоят- выстазить такое положение, чтобы мы были активными борцами за быстрейшее освое ние этого района. Правда, этот район принадлежит Се верному краю, но это не исключает возможности, что мы можем влиять ца ход до бычи, на ускорение освоения этого района. Эту задачу бе зусловно надо будет поставить Следующий вопрос о раб силе. У меня по вопросу.раб силы имеются расхождения с рядом крупных хозяйствен ников. Товарищи хозяйствен ники говорят о том, что воп рос о рабсиле надо разрешать путем переселенчества и воз лагают свои надежды на пе реселенческий комитет. Я счи таю, что это неверное положе н и е , что сейчас еща раз подт- нормальное положение, разве голов морского зверя,—не ме-вания. СОЗДАТЬ МОЩНУЮ ЭН ЕР ГЕТИЧ ЕСН УЮ Б А З У РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА Относительно энергетики.; должно быть уже 5 тыс. чело В нашем пятилетнем плане'век, а в июле — августе намечается достройка второй 15—18 тыс. человек, при этом тительных фабрик, нужно создать целый ряд других отраслей промышленности, как например: цветная металлур гия и железнорудная про мышленность. Гораздо более широким дол жен быть размах в развитии рыбной промышленности на основе освоения богатств на шего моря, а также в разви тии зверобойной промышлен ности. Со всей решительностью мы обязаны двинуть вперед раз витие судостроительной про траулеры принадлежат 6 раз личным фирмам, 6 типов трау леров и 7-й отечественный. Кроме этого, в 1934 г. прихо дит еще один тип судов, так называемая,„вторая серия" и разрабатывается еще один тип—третья серия. Нивской гидростанции на 60 тыс. киловатт. Надо бу дет построить регулирующую плотину и тогда в общей сложности мы будем иметь 80 тыс. киловатт, что частич но обеспечит электрификацию нашей железной дороги. Кроме того, по пятилетне му плану намечена построй- условии Туломская гидро станция будет построена втечение 2-х лет. К одной из новых отраслей промышленности нужно от нести промышленность строй материалов. Я должен отме тить одну интересную вещь, что вокруг этой строитель ной промышленности у нас исключительно остро и прав .вердилось, Мне кажется,.что тов. Абрамов, когда онобращал I надежды на такой порядок в особое внимание на борьбу за*получении рабочей силы уже ка Туломской электростанции, развертываются нелепые раз- - к строительству которой уже говоры о том, что здесь гли- Совершенно ясно, товари щи, что имея 7—8 разных:пристуолено в конце 1933 г. типов судов трудно внпол-|На сегодняшний день на н я т ь ремонт. Поэтому вопрос . строительстве гидростанции о выборе определенного типа; работает 2300 человек и по тральщиков, если мы хотим''плаву, который на - днях удвоить их количество во второй пятилетке, надо ре- представил начальник строи тельства, к 1 февраля в& шить бесповоротно в атом году. строительстве гидростанция ны нет, или глины недоста точно. Не так давно я был крайне удивлен статьей некой Мар ковой в журнале „Карело-Мур манский край* М 2 7—8, в ко торой она пишет о том, что на Кольском полуостроао гли ны нет, а следовательно кир пичных заводов строить нель зя. Ну пусть не верит в это дело Маркова, но ведь за это отвечает редакция. Спраши вается, зачем нужен такой журнал? Конференция долж на поставить вопрос о своем собственном журнале, это жизненно необходимо. Товарищи, несмотря на та кие заверения журнала „К а рело-Мурманский край“ мы в 1932 году сделали 3800 ты сяч кирпича, в 1933 г о д у - 8091 тысячу штук. Мы наме чаем по пятилетнему плану в 1937 г. получить 60 мил лионов кирпича и на 1934 г. намечаем 20 миллионов штук кирпича. Мы имеем сейчас экономию угля. Помимо этого я выдвигаю задачу, что надо развернуть научно-исследовательскую ра боту и форсированно искать уголь на Кольском полуостро ве. До сих пор ни один гео лог, ни один профессор, ко торые у нас работают, не могут твердо сказать, что на Кольском полуострове угля нет, т. к. на Кольском полу острове еще много белых не изученных пятен. Поэтому вопрос о поисках угля, безу словно, стоит перед нами. быть не может. Мы должнм будем перейти решительно к выполнению одного из б т і условий тов. Сталина, что ра бочую силу можно получить только организованным по рядком, путем договоров с колхозами. Еще одним источ ником является добровольней приток рабочей силы. И в том и в другрм случае важнейшим условием обеспе чения рабочей силой является создание жилья и культурно- бытовых условий для завер бованных. Вопросы рабочей силы для прекрасное месторождение района. Мы будем являться глины — Кжльдинекяй ручей ,« главными потребителям* Не- титтрест этим делом занялся! пеі)ед нами с пе.обой по торфо-добыче на Лапланд ском болоте. Надо сказать, что нядо шире форсировать работы в этом направлении, т. к. это, безусловно, ослабит нашу зависимость от дальне привозного топлива. Сейчас идут колоссальные работы по созданию и освое нию своего Северного Дон басса, а именно, Шчорского стоят исклю чительной остротой. Не"'менее остро стоит вопроо о качестве стройки. Мы строим исклю чительно плохо, отсюда ясна необходимость механизации всех процѳсов стройки. Мы имеем капитальных вло жений на 1934 год 142 миллиг на рублей в то время, к яв і 1U33 году мы освоили 88 мил лионов, к а к видите, рост по рядочный. Порядок ід е ж онн 1 (Ф кфнншнш ФфМЛ. йм. нл 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz