Полярная правда. 1934, январь.
3 Г О Д А М У Р М А Н С К О Й П А Р Т И И ЭПРОН«а ПОБЕДИТЕЛИ ГЛУБИН ПОЛЯРНЫХ МОРЕЙ МУРМАНСКИЕ ПОДВОДНИКИ, ПЕРЕДОВОЙ ОТРЯД КРАСНОЗНАМЕННОГО ЭПРОНа ПОКАЗЫВАЮТ БЛЕСТЯЩИЕ ОБРАЗЦЫ РАБОТЫ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЭПРОН'а, ТРИ ГОДА МУРМАНСКОЙ ПАРТИИ -------- — В. Ф. ЮЩЕНКО - ------------- Начальник мурманской партии ЭПРОН'а В 1932 году в Мурманском порту начаты работы по отсо су засьійанного грунтом 130 т. пловучего крана, затонувшего в Кольском галвве. Особенного разворота работ Мурманская партия Эпрова добилась в 1933 году. Под руководст вом командования Эороьа и повседневном наблюдении и внвмавви со сторовы Окруж кома партіи. Мурманская пар тия Эарона к 10 летнему юби лею Эирона пришла в пере довых шеренгах эпроновцер, перевыполнив свою произвол ственную программу. За 1933 год Мурманской пар твей подготовлен к снятию в 1934 гс-лу переход Владиво сток, выброшенный ва камни у становища Ззхребетное, под* ем 130 тонного илавкр^на, раз делка английского тральщика „Магнето*, затонувшего в ста новищѳ Поршввха. Подвяты буксирный пароход „Пора- , водоизмещение 130 тона, ях та „Любовь** 100 тонн, баржа У Л» ‘2—100 тонн, два плаш коута, катучий кран 40 тонн. Сняты с’камней и отбукси „Я РАБОТАЮ 25 ЛЕТ, ИЗ НИХ З '|2 ГОДА ПРОБЫЛ ПОД В0Д0Й“ --------- •........ - ф Д Хандюк , Старший водолазный инструктор мурманской парти В начале 1923 года я рабо- свалить ее на дао, не повре-| Управление Северного ок- тал в Севастопольском воен-Ідив при атом крана. А в этом) руга, видя рентабельность ном порту в качестве произво дителя работ по водолазному делу. Первый судопод ем "в и заключалась вся трудность. Фарватер Кольскою залива был очищен раньше заданно советских водах, на котором го срока. Это быпа первая я участвовал, был под;ем ли-1 победа зпроновцев на Крайнем нейного корабля „Императри-і Севере. Оставшись работать ца Мария*. Іна Мурмане, я оыл позже Когда по инициативе тов.’ одним из организаторов Мур- Дзержинского организовалась■минской партии ЭЛРОНа. В. Ф. ЮЩЕНКО. экспедиция подводных работ (ЭПРОН), я получил перевод в эту организацию и был за числен водолазным инстру ктором. Первыми работами ЭПРОН'а были поиски „Чер ного принца*, затопленного у берегов Балаклавы. Я работал на розыске под водных лодок. Первой была отыскана подводная лодка „Орлан** на глубине 40 мет ров. Потом я участвовал в под‘- рованы 1 советские порты j НвСКОЛЬКИХ ПОДВОДНЫХ Л0- советекий транспорт „Кола4 ДОК И ЭСМИНЦвВ. водсизмещением о тысяч 13 д е к а б р я 1929 ГОДа, ПО Во время работ вна 130-ти тонном кране нами были до быты сведения о том, что в Большой Волоковой губе в 17 году затонул транспорт- И'полннлооь 10 лат сѵществова ния Эарона и 3 года ого Мурман ской партии. За это время Эарон вырто в мощную, технически осна щенную, организации, выполняю щую все аварийно-спасательные, су- допод‘емные и водолазные работы в Советском Союзе. Организованная по инициативе ру ководителя ВЧК ОГQУ Феликса /Наржинского экспедиция подвод ных работ особого назначения (Эа рон) из нескольких десятков работ ников, начала о 1923 года пронзво- / и т ь супопод'емные работы на Чер ном и Азовском морях с ничтожными техническими средстаами. Но даже и тогда, будучи чрезвы- тонн, потерпевший аварию по вине норвежского лоцмана в норвежских шхерах, английский траноаорт „Пенхим4*, водоизмеще нием 5 тыо. тонн, потерпевший аварию у Попова острова, норвеж ский транспорт .Хаугланд* водоиз мещением 7,5 тыс. тонн, выброшен ный и полузатопленный в районе мыса Лукового в Мотовском заливе. Совместно о Архангельской пар- тпей эароновцами Мурмана снят с камней голландский транспорт .Алсайд* водоизмещением 10 тыс. тонн, выброшенный на банку у Орловско-Терского маяка, ликвиди рованы последствия аварг.и во время первого под'ема ледокола .Садко*. чяВно слабо технически вооружен-, „ . нчми! эпроновцы провели ряд 6лв - |Кроие этого ва долю Мурманской стящих работ по под‘ему судов. | партии выпала счастливая роль Г лдн я т а эскадрилья миноносцев: „Калнякрия* „ГаджибеЙ*, и ряд других. Зги работы были началом 14 судоаод‘емного дела в Советском Союзе, достигшего за 10 лет таких КРУПНЫХ успехов, КвКМ нот нн в од ной стране мира. З а это время Эарон поднял и спао 110 судов, из них 76 судов одаяы для восстановления и укреп ления мзщи нашего воевного и тор гового флота. За это время Эпро- ном поднято с морского дна десят ки тысяч тонн черного и цветного металла. Особо выдающимися работами Эа рона в 33 году бичи спасение па роходов . Крестинтерн“, .ІІотемкин*, „Харьков *, , Меркурий *, „Алкайд“, , Кола“ , „П^пхин", „Хзугланд* и др. Спасение кр°сно наменного ледо кола „Малый і “ , потерпевшего ава рию у Ш шцбергев*, под ем подвод ноіі лодки * 9 в Балтийском море на глубине 50 ''аженей и под‘ем ле докола „Садко“, затонувшего в Кан далакшском заливе 17 лет тому на- вад—зги работы ваисали блестя щую страницу в историю краснозна менного Эарона. участия в сборной экспедиции спасении Краснознаменного ледоко л а .Малыгин*, большая часть работ по спасению которого легла на пле чи личного состава Мурмгнской партии Эарон!». Поэтому командо вание Главного Управления Эаро на спасение ледокола .Малыгина*4 внесло в список выполненных ра бог Мурманской партией Мурманская партия Эарона вы ковала таких ударников, как т.т. Каменский, Мальгин, Кошев Кузнецов, Михайлов, Крюгер, Кон с т ан тнное , Суховей, Потемкин, Бон ДЫреи. Преданные делу рабочего класса, они своей примерной работой увлекали весь личвый состав на выаолаѳниѳ задач , по ставленных командованием Элрона. В юбилейные дни нельзя обойт молчанием такого замечательного человека, как старший водолазный инструктор Мурманской партии Эа Десятилетняя работа Эзрова за- рона т. Хандюк-непосредственный тппигп Т* пг.ном сѵло- органиіатор и руководитель всех кхючалась не только в одно судо дод‘еме. Нет в СССР ни одной круп ной новостройки, где бы ве работа- водолазных работ, производившихся Мурманской партией за все вр ем я н р ем е ни , в м е с т е С ли водолазы. Все работы под в о д о й ев существования. Х«ндг>к сумел передать весь свой распоряжению Главного Уп- )звленпя ЭПРОН‘аг я с не сколькими водолазами Ново- зоссийской партии выехал в Ленинград, а оттуда управ ление Северного округа ко мандировало меня в Мур манск для очистки фарвате ра Кольского залива и сбора сведений у Мурманских ста рожил о наличии затопленных судов в Кольском заливе. Мае было поручено убрать стрелу 130-титонного под'ем- ного крана, затопленного в 1918 году при под’еме спа сательного парохода ЛЬ 2. До меня на эту работу Северным округом был коман дирован специалист по авто генному делу под водой Кре- нец. Осмотрев кран, Кренец пришел к выводу, что при сильном течении Кольского залива, постоянном волнении и сильных морозах, доходив ших до 30 градусов по Цель сию, убрать стрелу крина невозможно. Водолазная стан ция во главе с Кренецом вы ехала обратно в Ленинград. Работать на 36 метровой глубине и при 35 градусном морозе ваверху, когда замер зают шланги и прекращается подача воздуха,—очень труд но и опасно. К тому же льды, движущиеся по заливу со скоростью 4 миль в час, еже минутно грозили перерезать шланги и телефон. Эго еще больше осложняло работу. Но я поставил перед собой цель: во что бы то ни стало очистить фарватер Кольского фиорда. Поэтому, не теряя водолазом Ф. К. ХАНДЮК ныіі пароход „Буревестник" с ценным грузом. Имея в своем распоряжении двух во долазов, дна водолазных аппа рата и два баркаса, я обсле довал затонувшее судно и при помощи бывшего в то время капитана порта Бон- дыре ва мы установили на месте аварии „Буревестника* на якорях якорные бочки, а к ним пришвартовали парус ник „Помор". Через несколько дней на „Поморе* уже скрипели ле бедки, поднимая со дна япон ские патроны. Патрсны и работы 3 х водолазов на Мур мане, прислало сюда еще не сколько водолазов и для ру ководства партии ЭПРОН а, выросшей с 2 до 23 человек, был прислан в качестве на чальника партии тов. Борисов, работающий сейчас главным водолазным специалистом в Глазном Управлении ЭПРОН'а. В мае месяце 1931 года я работал на под'еме РТ „Л у - чинский*. Участвовал почти во всех экспедициях по спа сению советского парохода „Кола*, посаженного на бан к у норвежским лоцманом у норвежских шхер, по спасе нию .Норы*, „Поноя*, ледо кола „Малыгин*, где мне пришлось втеченае 81/5 ча • сов находиться беспрерывно под водой, а потом втечение 2 суток бессменно стоять на вахте. Немало я поработал и на под‘ еме .Садко". И пос ледняя работа, которой я руководил,—это спасение и отбуксировка норвежского транспортного парохода „Ха- угланд* водоизм ещ ением 71/2 тысяч тонн. За 25 лет работы водолазом я около 3 с половиной лет пробыл^ под е о д о й . За все время я участвовал по спа сению около юо судов. Ра- Водолаз перед спуском в воду ПЕРВАЯ ПОБЕДА ЗПРОНОВЦЕВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ Ми:хаилов Водолазный инструктор мурманской партии Вспоминается мне такой эпизод: Мурманская партия ЭПРОН‘а начала еще только зарождаться. Личный состав партии состоял из 3 человек: меня—водолаза, Хандюка— старшего водолазного ин структора к Каменского— начальника Мурманской пар тии. Все снаряжение партии заключалось в 2-х водолаз ных станциях и 2 баркасах. После нескольких мелких работ в Мурманском порту (однажды, в мае 30 года, из боі а водолаза связана с боль-. Главного У п р а в л е н и я шими трудностями, но теперь, эцроН 'а на имя начальника когда мы уже имеем мощную технику водолазного дела, пули мы сразу же расплав ляли, а в Ленинград отгру жали уже ценный мытленности металл и свинец). технику судопод'емов,—рабо тать стало в несколько раз легче. Мне 46 'лет, из них больше половины я работаю водола зом, но и сейчас, несмотря на свой преклонный возраст, я чувствую, что под руко водством нашего боевого на чальника Фотия Ивановича Крылова я еще не раз буду участвовать в под‘еме судов, еще не раз ваш коллектив для про-)сможет. рапортовать партии ( л а т у н ь ^ 0 прави тел ь с тв у о победах I красно знаменно го ЭПРОН'а. партии пришла телеграмма молния, в которой было при казано „всему* составу Мур манской партии выехать в Кандалакшский залив для спасения сторожевого судна Убеко-север „Пахт ус"* Погрузив в багаж водолаз ную станцию (аппарат и два водолазных костюма), я с Хандюком В/ тот же день выехал на поезде в Канда лакшу, а там, выкупив стан цию, взвалили себе на плечи (около 14 пудов) и, перенеся еѳ на моторную лодку, на всех гидротехнических сооруже ниях выполняются нашими эпронов- цами. Во всех работах Эарона иѳ малую роль сыграла Мурманская партия, организованная в іЭЗО году. Мур манская партия Эарона уже о само го начала своей работы показывала ирекрасвыѳ образцы работы. С 1930 по 32 год Мурманская партия рабо тала по подѵму воевного груза с транспорта „Буревестник4, затонув шего в Большой Волоковой губе на глубине 46 метра. Кроме этого, Мурманской партией Эоронз подняты РТ .ЛучвнсЕна", ватовувшвй У ставоввща Рывда, саасательвоѳсудво ,.Повой .потерпев шее аварию в Кольс.ом . « * « . £ і.азделан под водой п /с & о ко торого свято много цевных меха низмов и РТ „Дельфин-. 25-летний оиыт работы под водой молодым водолазам, которые рабо тали и работают под его руковод ством. Это дало возможность выко вать прекрасную водолазную моло дежь, уже показавшую образцы ра боты. Безручков, Хромав, Антонов, фильнеков, Босый, Моисеенио, Чуви- лин н ряд других под руководством Хандюка уапешно осваивают тех нику водолазного дела. Наша годовщина проходит в дни, когда все трудящвеся Советской с т а в ы готов'ятся к XYII о'езду ш і т и и , с'езду построения бесклассо вого социалистического общества. Мы вместе о пролетариатом Совет ского Союэа приходим к нему креп ко сплоченными рядами вокруг партии н ее ЦК во главе о тов. Сталиным. ЭТО С Л У Ч И Л О С Ь НА ПОД'ЕМЕ „САДКО" 1 ==== Кузнецов — =» водолаз мурманскойjiapjH Шаровым, с которым я при ехал, работая по 4 часа под водой, иногда до потери созна ния, мы продолжали беско нечные спуски и подѴмы. После 14 рабочих дней нам удалось подорвать стрелу и Норвежский транспорт .Хаугланд* спасенный мурманскими эпроновцами мы тронулись на место ава рии. ^ „Пахтус" сидел на банке. Его нос высоко поднимался над водой, а корма ушла под воду, крепко сидя на под водной каменной скале. Надо было заделать пробоияы, лик видировать течь. После тех нического осмотра, сделанно го Хандгоком под водой, мы приступили к заделке про боин. Для того, чтобы вода не поступала через кормовой трюм и световые люки, нам пришлось поставить жесткие пластыри. Водолазу разрешается ра ботать в сутки по два часа, т. е. каждая водолазная стан ция должна работать в сред нем б часов в сутки. Я и Хан- дюк, чтобы быстрее закон чить работу по спасению „Пахтуса", часто работали в сутки по 10 часов. Это была тяжелая работа. Нередко с 3-хдюимовыми шитами, которые имеют боль шую плову честь, приходи лось работать на весу. Щит рвался кверху и вытаскивал нас за собой, но водолазные работы были все же закон чены. Откачав воду из трюмоз „Пахтуса* он с помощью спасательного судна „Рус- лан“ бьл снят с банки, отве ден на обсушку и после окон чательной заделки пробоин мы вышли в Архангельск. Двое суток продолжался переход из Кандалакши в Архангельск. Идя на буксире .Руслана- , „ГІахтус* своими машинами откачивал воду из трюмов, легко справляясь с незначительным поступлени ем ее. Это был первый серьезный судопод‘ем на Крайнем Се вере. Эго была крупная по беда первого ядра Мурманской партии ЭПРОН'а. ТАК БЫЛ СПАСЕН „ХАУГЛАНД* Шторм трепал пароход вторые сутки. От каждой налетавшей вол ны судно трещало, но машізны все же работали бесперебойно. Вдруг под кормой раздался сухой треск— поломался рудерпост, руль пере- cTaj действовать. Он ваоыпал водолаза вопросами* Получая короткие ответы, Хандюк сразу же давал ему практические указания. После четырех часов ра боты под водой Михайлов расска зал: Т1 — Носовая часть разбита, часть Норвежский транспорт♦*Хаугланд* ф 0 р г а т е в н я в часть киля совершен- ПсгГДав?і аваРию* ® эфир полетел I и0 отсутствуют. В обшивке сплош- . После нескольких часов то- ная пробоина до переборки пѳрво- мнтельного ожидания, установив по г0 ТрЮма лТ вТ -Т н Г * д а Г е т ™ ' *ХаУГ' , На второй девь утром, при Налой На вов пришел английский траль- ! оде- H3l aaAcq\ Трю“ ° В °Т щвк. После веудавшнйся попытки ГРЯЗИ и Ряав1ины н *аД«л “ “ ел спасти судно, тральщик снял коман- к н \ пробоин. Я б и л у ч а ст н и к ом п од 'ем а „Садко" . Однажди в ночное *;>емя н а м приш ло сь соеди н я т ь скобы с понт онам и . между корпусом и понтоном нельзя было пролезть . И вот не прошло полчаса , как Хро мов тревожно говорит по т е - К аж д а я скоба—8 п у д о в 1 а п о н - лефону: „вибирай шланг*. Ми ti.oH — 2 0 0 тонн . Я был ст а р • с п р о с и л и : „в чем дело?* Он и и н о й на баркасе, со м н о й еще передает-, что зажало понтон Си л и т о в а р ищ и ВЫ О І І 1И Н u и он не может вылезт и. Не Х РОМ О В . Ідолго думая я быстро одел Очередь и дт и в воду Хро - ; к о ст ю м и спустился на по л о в у б и л а . Одевшись в водо-' мощь товарищу . л л о з н ы й ко стюм , при вя за в к \ Смотрю , он стоит и немо • р у к е э л е кт р и ч е с к ую л а м п о ч Аж е т витащить шланга и он с п у с т и л с я . Е м у было ' сигнала, Я быстро спрыгнул г улко е задание : забит ь чек у в и вытащил шланг и сигнал. с l ,б у и соединит ь вторую, j Хромов был спасен. Спустившись, Хромов пошел Если би я хотя бы не ч; полотенцу, чтобы соеди- много задеѵжался—шланг Оыл іь его с понтоном . Он п о - | бы придавлен и іоболаё мо*по ла.і поё понтен, потому чте гибнуть. д у и ушел в норвежский порт. ночь с 3 на 4 ноября в трюмах .Хаугланд** был брошен на произвол «Хаугланда* заработали электриче- судьбм. Утром, когда шторм немно- ские и цевтробежные помаы, выка- го ствх, потерпевший аварию тран- ч и в а я д о 1000 т о н н воды в час. спорт оказался выброшен на при- В ь часов угра аварийный пароход б п р ж я Ы А р . к я л ы х і п т л н і ч г п г г » я я т і ы п я СИЛОЮ ОуКСИроВ б Ы Л С Т Й Щ ^ Н С П О Д водных камней и поставлен на плав. Во время стаскивания ,Хау- іланда*4 жесткие иласгыри спружи- брежныѳ скалы Мотовского залива и лежал на правом борту с 17 г р а дусным креном. 18 октября 1933 года; через 4 дня после аварии, к борту „Хаугтанда* пришвартовался небольшфй мотор- ны бот .Айзбеог4, на котором при была оиасательная экспедиция вили и в цементе оэразовалнсь боль шие трещины. Отливные средства спасатгльного судна .Буревестник4 не в состоянии были обеспечить от Мурманской партии Эпрон'а во , качку воды из трюмов. Вести судно главе о начальником партии т о в . ' было невозможно. 1. Ющенко отдал Ющенко и старым опытным водола- распоряжение оукеирам .завести зным инструктором Хандюком. „Хаугланд" в закрытие от штормов После разгрузки спасательного место и поставить его нэ обсушку снаряжения эпроневцы приступили Аля заделки повреждений, к детальному осмотру повреждения.1 Первая попытка эпроновпев прн- З а борт бы л спущен водолаавый вести „Хаугланд** в Мурманск окон* инструктор Михайлов. чилась неудачей. Экспедиция вер- Прошел час, второй, третий. Ми- нулась в Мурманск за необходимы- Бор. Федоров хайдов не показывался и з воды Хандюк подошел к телефону. — Обнаружил лн повреждения? Почему еадерхалоя? мн материалами, продовольствием и пресной водой, оотавив на борту .Хауглаида - часть команды для продолжения работ. В море начались сильные штор ма. Вышедшие 18 ноября из Мур манска на буксирном пароходе „Карелец*, эароновцы прибыли в Мотовский залив только через чет веро суток. Весь материал и водо лазное сооружение было перегруже но на .Хаугланд* ,;а буксирный па роход «Карелец» вышел в Захре- бетное, на место аварии судна „Вла дивосток*, ва мото-помпами .Магж- риуо*. Прибывший из Мурманска буксир ный пароход .Карелец* не мог из- за маломощности машин один бук сировать .Хаугланд*, водоизмеще нием семь с половиной тысяч тони. Нужен был белее сильный буксир. Таким буксиром мог быть только „Мурман* или «Память Руслана» Но из-за шторма нх тот, нн другой не могли придти. На другой день было получено радию о том, что .Память Руслана* прислан быть не может из-за вагрув ки в порту, а буксирный пароход „Мурман* находится в Умбе. Хандюк прикаэал открыть горло* вины и кингстоны. .Хаугланд* был ѳатоплѳн. Назначив караул для охраны оудна, Хандюк о остальны ми людьми выехал в Мурманск. Вторая попытка притти в Мурманск о „Хаугландом* окончилась неуда чей. 25 декабря экспедиция Эпр*на в I третий раз выехала из Мурманска »к месту аварии .Хаугланда**. Б у к с и р ны е пароходы .Память Руслана" н .Бѳломорец* должны были прит ти в Мотовсвий залив 26-го Во время шторма, от толчков о грунт, бетон в первом трюме трес нул, появилась течь. Эпроновцы без отдыха заделыва ли пробоивы. В 25-тиградусный мороз по пояс в воде работали бе тонщики, укладывая замес за заме сом. Мотористы по 12 часов стояли у помп, откачивая воду из трюмов. Образовавшийся от перегоревшей смеси едкий чад безжалостно жег глаза, заполнял легкие. Прошло двое суток. Всѳ-было го тово, но на море лег густой туман, и выход буксиров из Мурманска снова гадержался. Прошли еще сутки, туман не рассеивался. Темпе ратура до 35 град, по Цельсию. В кладовой .Хаугланда* продукты приходили к концу. 29 декабря все учаотники экспе диции подучила на день 100 грамм хлеба, тарелку супа н немного ма карон. Часть продуктов с расчетом на 100 человеко-дней была отложе на в неприкосновенный фонд. В этот день у мотористов Сухо вея и Иванова, во время опробова ния помпы, вырвался шланг. Вода о силой обрушилась на помпу. Еще 2—3 минуты—вода попадет на маг нето ж агрегат выйдет вз строя. Суховей и Иванов легли на помпу, прикрыв ее овоимн телами. С голо вы до йог их онатывало ледяной водой п р і 22 градуоном морозе. Втиченме нескольких минут,пока не выкдюшц помпы, Суховей и Ива нов лежали обледенелыми на .Маги- русе“, спасая дорогостоящий агре гат. К вечеру аврал был вакончен, опробование трюмов дало хорошие результаты, поступление воды не превышало 300 тонн в чао, а пом пы могли откачивать до 1.500 тонн Эароновцы разошлись на отдых. В 12 часов ночи, сквозь густую полосу тумана показались огни буксирного парохода. Черев час к борту .Буревестника* подошел об леденелый „Память Руслана*. Начался новый аврал. Пооле 4-х чаового отдыха эароновцы, как один, стояли на своих местах. Снова загудели помиы. В кают-компании .Буревестника", собралось техническое* совещание Ющенко, Хандюк, капитан .Буревеот ника* Чухчин, старший механик Сычев, каои іан „Память Руслана* Кононов, механик Ловин. Было решено, что .Память Русла на“ пойдет в голове, ведя на бу ксирѳ „Хаугланд**, лагом к нему пойдет .;Б*ревестник“ с перекинуты ми шлангами от центробежных помп и кабелями для электропомп, мото бот „Айзберг** будет курсировать от „Хаугланда“ к „Памяти Руслана, и „Буревестнику*4, иногда заходя вперед, чтобы по западному берегу Баренцова моря определять место нахождение. 31 декабря в 6 часов 30 минут утра „Хаугланд-* при полной воде всплыл ц был оттащен на середн ну Мотовского залива. С „Бураве отника4* был дан оигнал: „Трогать ся в путь** Борт п / і .Хаугланд*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz