Полярная правда. 1934, ноябрь.
П Р Е В Р А Т ИМ МУ Р МА Н С К В U ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА Товарищи, па пути от ѴІ-го к VII с‘езду советов наша страна под руко водством славной коммунистической партии во главе с тов. СТАЛИНЫМ, на основе ленинской политики, доби лась новых крупнейших успехов. Стра на стала сильней. Материальное и с о - ' цнально-культурноѳ благополучие тру дящихся масс значительно поднялось. Окончательно победила политика ин дустриализации страны. Вот несколько цифр, характеризую щих наши достижения. Мы вы пустили 77.000 тракторов за десять ме сяцев 1934 г., против 12.700 в 1930 г. Наши автомобильные заводы в І930 г. дали только 4.200 автомобилей, а за десять месяцев 1934 г. выпущено 57.500 автомобилей. Наши железные дороги значительно окрепли. Модернизируют ся паровозные и вагонные парки. Всту пил в эксплоатацию реконструированный Луганский паровозостроительный завод, выпускающий мощные паровозы. На десятки тысяч километров увеличилась длина железнодорожных путей. Только наднях закончена строительством пер вая очередь сверхмощной магистрали Москва—Донбасс. Высокими . темпами строится вторая колея Великого Сибир ского железнодорожного пути. Построен Беломорско-Балтийский нал, основная часть грандиозного Бел.- Балт. комбината. Полным ходом раз вернуто строительство канала Волга— Москва. Наконец, товарищи, мы имеем строительство метрополитена в Москве. В техническом отношении страна ста новится все менее н менее зависимой от капиталистического мира. Больше того! К VII с‘езду советов мы начали экспорт продукции нашего машино строения. Таков краткий, далеко не полный, перечень достижений нашей страны по линии индустриализации. Не менее грандиозны победы на фронте социалистического переустрой ства деревни. Победы эти находят свое отражение и в изменении классового лица деревни. Мы переделали почти два десятка миллионов крестьян ских хозяйств—превратили' их в колхо зы. В нашей стране, с о з д а н ы сотни тысяч колхозов, тысячи совхо зов и машинотракторных станций. Вот цифры, характеризующие темпы технического вооружения нашего сель ского хозяйства. В 1930 г. было 158 МТС. а сейчас к VII с‘езду советов создано 3.500 МТС. В 1930 г. было 72.600 трак торов, а сейчас к VII с‘езду советов мы имеем 250.000 тракторов. Окончательно победила наша полити к а коллективизации сельского хозяй- Доклад председателя Окрисполкома тов. ГОРБУНОВА н а отчетном пленуме Горсовета 17, ноября 1934 года ства. ѴІІ-й с'езд советов—первый с‘сзд, собирающийся на основе победы колхоз ного строя. Это, товарищи, факт исклю чительного значения, факт, свидетель ствующий об огромном укреплении про летарской диктатуры. Мы имеем огромный рост культуры в нашей стране. Введено за отчетный период всеобщее обучение. В школах Советского Союза обучаются 26.419.000 учащихся. В ВУЗ'ах и техникумах обу чаются 1.150.000. Мы имеем научных, учебных и стационарных библиотек 195.000 и 200.000 передвижек. В нашей стране 560 театров и 29(ХЮ стационар ных и передвижных кино. Исключительно возросла роль нашей печати. Если в 1930 г. тираж газет был 12.500.000. то сейчас он составляет 38.000.000. Это, товарищи, невиданный рост и поэтому совершенно ясно, что мировой центр науки и культуры сей час перемещается в нашу страну. Наша страна за последние два года ка \ рядом примеров показала всему миру свое могущество. Пробег через Кара- Кумскую пустыню наших авто-машин, полеты в стратосферу, арктические экспедиции, эпопея челюскинцев и го- j рои-летчики—все эти примеры показали j всему миру нашу индустрию, нашу тех- j нику, показали прекрасных люден, ко- j торых выковывает наша страна, кото- . рых воспитывает паша партия, воспи тывает тов. СТАЛИН. Достаточно этих примеров, чтобы характеризовать наш рост, наши дости жения, с которыми мы идем к ѴП с*ез- ду. Растет и крепнет Советский Союз, и на фоне этого роста особенно ярко виден распад капиталистического мира, j Углубляется кризис, каппталистиче -• ский хаос продолжается, оживление на- * ступает только в военной промышлен ности. Мы знаем, что фашисты готовят нам войну, но. товарищи, мы также знаем, что наша страна в культурном, хозяйственном, в военном отношении могуча и нам не , страшны никакие козни, никакие происки наших врагов. З а %нас могучая, сильная Красная ар мия, за нами миллионные массы кре стьянства, одобряющие и поддерживаю щие нашу политику. З а нами 90 мил лионов наших избирателен Великого Советского Союза. Они еще не раз дока жут безграничную преданность партии, правительству и вождю тов. СТАЛИНУ. завод. Я уже не говорю о таком круп нейшем сооружении, как Судоремонт ный завод с его слипом. Правда, надо сказать, что капиталовложения, которые мы затратили на нашу рыбную промыш ленность, еще не освоены. Они не дают стране столько, сколько можно и нуж но от них получить. Судостроительная верфь, валовая про дукция которой в 1931 г. составляла 2.400.000 руб. и доходит до 5.000.000 в этом году, дала сотни судов крупного п мелкого типа д л я нашей рыбной про мышленности. О нашем оорте и его значении. Вме сто ,500.000 тонн, которые мы имели в когда мы неплохо отправили на 7 дней раньше против правительственного срока Ленскую и Карскую экспедиции, перера ботав груз 34 пароходов. Наконец, Мурманский порт имеет ис ключительное значение с точки зрения хозяйства округа. . Он перерабатывает шпицбергенский уголь. Известно, что последним годом завоза английского у гля был 1932' ѵ. В 1933 и 1934 гг. мы английский уголь в Мурманск не за возим — заменяем его шпицбергенским и донбассовскнм углем. Железная дорога — самый отсталый участок в развитии нашего хозяйства, его надо улучшать, реконструировать. Бурный рост строительства в округе Товарищи! Мы являемся составной Построен Фадеевский кирпичный завод частью Великого Советского Союза. Мурманский округ есть составная часть Ленинградской области. Трудящиеся Мурманска при помощи ленинградских пролетариев и совместно с ними, под руководством вождя ленинградских большевиков тов. Кирова, тоже имеют достижения и победы к ЛИ с‘езду сов{' на 10.000.000 штук кирпича в год и реконструирован Варничный завод на 6.000.000 штук кирпича. В условиях Севера это—исключительная победа. Это, товарищи, короткий перечень, который, конечно, можно было4бы зна чительно продолжить. Приезд т т . С т а л и н а , В о р о ш и - фтов. . . > ж. о в *ѵл К и р о в а 22 июля 1933 г., Кольский полуостров, ранйе предс*ав-*й£сймненгіо, ‘ сыграл исключительную лявшнй собой пустынный и трудноза- селяемый, трудно хозяйственно осваи ваемый, самый северный участок Совет ского Союза за последние два года пер вой пятилетки и два года второй пяти летки преобразился. Возьмем хотя бы рост населения. В 1930 г. в Мурманском округе жило 55.000 человек, а сейчас 195.000 человек. Капиталовложения с 1931 по 1934 г. включительно составляют 350.000.000 руб лей. Это часть тех двух миллиардов руб., которые вложены в Ленинградскую область, включая и Ленинград. А извест но, товарищи, что из двух миллиардов р., которые Ленинградская область вложила за последние четыре года, 1.200 милли онов приходятся на Ленинград. Выпуск валовой продукции промышленности нашего округа вырос с 26.700.000 до 180 . 000.000 руб. По темпам роста в нашем округе пер вое место занимает горнохимическая промышленность, второе место рыбная промышленность и выходит н а третье место наша металлическая промышлен ность—судоремонтная. Н ар яд у с ростом Мурманска и’Хибино горска за эти годы возникли новые промышленные центры. Я имею в виду Зашеек с его лесопильной про мышленностью, я имею в виду Сай да-губу и Порт - Владимир — наши крупные обрабатывающие рыбные базы, Торос - Остров и его механические ма стерские. Старые рыбацкие становища на побережьп Баренцова моря за четыре года также стали неузнаваемы. Они выросли, обстроились, население там значительно увеличилось. З а эти годы в нашем округе построены крупнейшие предприятия: обогатитель ная фабрика апатитового концентрата в Хнбнногорске мощностью в 1.000.000 тонн в год. Построен ряд заводов и предприятий рыбной промышленности роль в деле дальнейшего бурного роста Мурманского округа. Это подтверждается размерами капиталовложений. Мы за первую пятилетку вложили 184.500.000 р. за 1933 г. 94.000,009 руб и в этом году осваиваем 139.000.000 руб. Прнступлено к строительству крупнейшего кирпич ного завода на Кильдннском ручье с годовой производительностью в 23000.000 штук кирпича и стоимостью 12.000.000 р. Заканчивается строительство первой заполярной гидростанции \ Нивастроя, энергия которой полностью должна обслужить промышленность Хибнногор- ска. Приступлено в конце 1933 г. к строительству самой северной гидро станции в мире — Туломской станции мощностью в 48.000 квт. На базе этих двух гидростанций уже в этом году Приступлено к работам по электрификации Мурманской железной дороги, в первую очередь на ее северном участке — Мур манск—Кандалакша. В нашем округе, товарищи, за эти четыре года окончательно доказана воз можность северного земледелия за поляр ным кругом, на болотах тундры. Мы создали за этот период крупнейшие совхозы „Индустрию" и „Арктику*4, ряд пригородных хозяйств вокруг Мурманска и Хибиногорска. Вырос животноводческо- молочный совхоз Мурманска на базе своих кормов. В 1930 году было иод всеми сельскохозяйственными куль турами всего 18 га, а в этом году мы имеем 1.050 га посевов. Наконец, в этом году мы пошли по пути крупного механизированного земледелия. Я имею ( в виду организацию первой Кольской машнно-тракторной станции гусенич ных тракторов, которая, несомненно, двинет наше пригородное хозяйство вперед. Растут торговая сеть и торговля. ___ Товарооборот Мурманского окрѵга до- ПоетрЬен крупнейший судоремонтный б м г 180.000.000 руб. против 31.000.000 р. завод в Мурманске. Строится Мурман- в г * с кии порт, который превращается в Таковы, товарищи, основные итоги крупнейший порт Советского Союза, строительства в Мурманском округе. Освоить технику наших предприятий проделана Мурман- Какая же работа скнм Горсоветом? Посмотрим, что представлял собой Мурманск в конце 1930 г., когда от читывался прошлый состав Горсовета перед своими избирателями. Вот район промышленности, береговая полоса на шего города. В 1930 г. там не было лесных причалов. Не было в порту пирса № 2, на котором сейчас проложе ны железнодорожные пути, установлены основные механизмы Мурманского йорта, построен громадный железобетонный склад. Не было района малой каботажкн, не было судоремонтного завода. На всем этом пространстве, на месте, отвоеван ном у моря, на так называемой „новой земле", трудящимися Мурманска воздвиг нуты эти сооружения. А город! Не было Жилгородка. Были ли на осушку города, прокладку ка нав и подсыпку улиц, устройство деревянной канализации по проспек ту Ленина длиной в 390 погонных метров. Сделано мостов через овраги и канавы проезжих и пешеходных 12 штук, затем приступлено к уст ройству сквера на площади Жертв Революции". Таков был Мурманск, когда избирали депутатов, сегодня находящихся в этом зале. За последние годы, повторяю, мы вложили 350.000.000 рублей в строитель ство округа и это не могло не сказаться в таком уже освоенном хозяйственном центре как Мурманск. Поэтому понятен тот быстрый рост Мурманска, который основан на таких исключительно круп ных, богатых экономических факторах, как рыба, как Мурманский незамерэаю- деревянные одноэтажные дома, и о с т а в - . щнй порт, шиеся „представители" интервенции , В мурманскую рыбную промышлен- чемоданы", над которыми „возвыша- ность за эти четыре года вложено с б ы л и с ь * д в а каменных здания—городская ше 100.000.000 рублей. Траловый флот баня и магазин ТПО. {увеличен до 62 тральщиков против 45 в В этом городе было 21.000 жителей и 1931 году. Траловая ' добыча увеличн- докладчик, отчитывавшийся о работе лась до 900.000 центнеров,—это програм- президиума Горсовета на пленуме Гор- ма 1934 г.—против 500.000 центнеров в совета 26-го декабря 1930 года, до к л а - : 1931 г. Заново создан сельдяной про- дывал: мысел. В 1930 г. Мурманск дал 11.000 „Благоустройство города Мурман- центнеров сельди., в 1933 г. мы дали ска только в начальной стадии удов- уже 450.000 центнеров и в этом году летворения элементарных нужд. З а наша программа больше 500.000 центне- истекшне два года 1929 и 1930 гг. ров. На траловой базе построены кон- на это дело затрачено всего лишь сервный завод, холодильник, утилнза- Но в постройке городской сети, раз ветвлении, подаче воды к рабочим до мам еще много недостатков. Присоедн нено вместо 148,домов в 1930 г. 235 до мов из 1060. Остальные пользуются, колонками, но- _ сят В°ДУ в ведрах. Главная*задача обе- Оовершенно спокойно можно сказать, спечення источников водоснабжения что наша промышленность порт, ж е - . уже решена. Горсовету остается обеспе- лезная дорога, электростанция^-сейчас чить разветвление сети и дать воду иа- водой обеспечены.. «селению. Строим бани и прачечные Банно-прачечное хозяйство. Известно, что до прошлого года была одна баня, сейчас две. Строим, я бы сказал, не крупный, но средний банно-прачечный комбинат — баня с пропуском 250 че- j ловек в час. Для портовскон части и центральной части города это не пло хое достижение. К сожалению, из-за от сутствия средств мы должны были несколько времени тому назад законсер вировать ее строительство и, очевидно, баня вступит, в эксплоатацию только в первом полугодии 1935 года. Прачечное дело поставлено у нас ис ключительно плохо. Мы имеем одну прачечную Жилгородка, которая нам да ет только450килограммов бельявсмену. Некоторое улучшение з д е с ь бу дет только иосле пуска банно-прачечно го комбината, который даст 2000 кгр. белья в смену. Тов. ГОРБУНОВ. Город растет по строгому плану Канализацией, планировкой города— > Проект сливной и хозяйственной кана- этими вопросами президиум Городского | лизацин у нас имеется. На основе стро го разработанной канализационной трас сы. в будущем году к исполнению этих работ Мурманский Городской со вет должен будет приступить. Каннтало- совета занимался. Мы - имеем сейчас утвержденный план Гипрогора, деревян ное и каменное строительство идет по этому плану. Строго очерчены наши магистрали, строго очерчено, где долж ны быть жилье, где должны быть тор говые здания, учреждения и т. д. ГІо этому плану сейчас город Мурманск строится. вложения в эту часть нашего комму нального хозяйства с о с т а в л я ю т 14.600.000 нз 64.000.000 руб. общегород ских вложении. Дадим нашим детям новые школы 1930 г., грузооборот порта сейчас дости гает более 1.000.000 тонн. Перед Мурманским портом стоит гро мадная задача — выполнение программы экспорта больше чем в 500.000 тонн. Крупнейшее значение имеет наш порт, как порт, откуда идет наступление на Арктику. Я имею в виду все те арктиче ские походы, которые снаряжались и шли через Мурманский порт. Я имею в виду, товарищи, уроки и опыт 1934 г., После электрификации дело улуч шится, но сейчас надо укреплять стан цию Мурманск. Мы строим паровозное депо, строим вагонное депо. Что нам особенно сейчас нужно—это постройка вокзала. З а 1933 г. на ст. Мурманск про дано 320.000 билетов. Это значит 1.000 пассажиров дальнего, пригородного и местного сообщения проходит в сутки через вокзал. Наша задача: во что бы то ни стало построить вокзал. Форсировать строительство Дома связи Тяжело говорить на пленуме Город ского совета о нашей связи, потому что все знают историю „исторического" строительства Дома связи. Прав один из товарищей - фельетонистов, который про дом связи написал: „Если подхо дишь к Дому связи и там ничего не слышно, все тихо, значит — хорошая по года, до снега далеко и морозов не бу дет*... Эту иронию надо и к себе от нести. Дом связи начали строить в 1932 году. Заложила фундаменты ка кая-то строительная артель. Фундаменты пришлось в 1933 г. разбирать, потому что на них никакого здания нельзя было воздвигать. Надо сказать, что Нарком- связи не борется за постройку дома. Здесь е начала до конца проводится дивенческая „политика" Нужно всемерно форсировать строительство Дома связи. Но, несмотря на этот прорыв, в деле улучшения связи есть значите.^ьнц^ сдвиги, Четыре года тому назад один nyHKf обслуживал все население. Сейчас имеются пять пунктов. Не такое „мировое дело" ящики — но этих ящиков сейчас в три раза больше, чем было. Наш телефон. До недавнего времени работали, так называемые, МБ — вер- j тушки: крутишь — крутишь, хочет от ветит, хочет нет, а сейчас работает полуавтоматическая стапцня на 900 номеров, которая начинает хорошо об служивать город. Есть, автоматическая станция на 100 номеров, для админи стративно - хозяйственного обслужива ния учреждений. Посмотрите, что было О народном образовании и просвещении. Начну со школ. К моменту избра ния настоящего городского совета в Мурманске было две школы: железно дорожная и городская. Наиболее благо устроенной была городская школа, кото рая в прошлом году в апреле сгорела. Мы построили в 1933 г. две школы — одну в портовском районе, другую на улице ІІеровской. В этом году мы строим три школы—две деревянных, од ну каменную, причем две деревянных сейчас достроили, а каменная еще строится. Таким -образом Мурманск рас полагает только шестью школами в строгом смысле этого слова. Осталь ное—или приспособление жилые дома или занятые под школьные классы комнаты Дома культуры, красные угол ки, клубы и другие помещения. Наши школы имеют трехсменку, не имеют никаких мастерских, никаких кабинетов, никаких подсобных помеще ний д л я внешкольной работы. Все нор мы Наркомпроса нарушены. Поэтому вопросы школьного строительства у нас сейчас стоят исключительно остро. 10.260 как в Цифры говорят, что мы имеем учащихся в 1934 г„ в' то время 1930 г. обучалось 1.410 чел. Рост исклю чительный. Но школьное строительство отстает и решением вопроса является постройка еще несколькнх крупных школ. З а эти годы, товарищи, построен прекрасный Дом культуры, в котором мы сидим, построено звуковое ’ кино „Северное сияние", но нет пока у нас с вами дома политпросвещения, нет ни каких детских ^ р еж д ени й . Вообще здесь дело обстоит исключи тельно плохо. Здесь перед нашими из бирателями мы, Городской совет, не можем продемонстрировать никаких достішенпй. В Мурманске нет ни одно го детского дома, а нужда в этом ис ключительная. В Мурманске плохо с яслями, с детскими очагами. Надо сказать, что по линии Городского сове т а мало сделано, но н по линии наших хозяйственников, непосредственных ру ководителей хозяйственными предприя тиями сделано тоже мало. Повысить качество медобслуживания Народное здравоохранение. Затраты по округу с 649.000 в 1930 г. выросли до 7.000.000 руб. в 1934 г. Расход на од ного жителя вместо 8 рублей вырос до 33. Капиталовложение в новое строи тельство составляет больше 3.000.000 рублей. Из новых помещений можно назвать только железнодорожную поли- два года назад в Мурманске. Г ород ! КЛИННКУ. которая будет обслуживать и был опутан паутиной: тут провода тРУДящихся Мурманска. Мы построили телефонные, тут и провода электриче- несколько стандартных домов, чтобы разрешить некоторые первоочередные или через месяц первый, исключитель но хороший большой терапевтический корпус вступит в строй. Мы вынужде ны его законсервировать из за недо статка денег. Правда, у нас имеется рост количества коек в четыре раза: вместо 150—600. Увеличилась врачебная помощь. Врачебные участки выросли. Но надо посмотреть наши больницы, наши палаты, чтобы сказать: только от нужды, сильнейшей нужды можно дер жать их в этих помещениях. Поэтому вода, висящего на столбах, мы спрятали ’ а . т и пдсі особенно остро поставлена и в на- ^ ство больничного городка. Строим о I ѵ в ------ . . . _ — л— ! здурманскнй казе новому составу Горсовета должна 1931 года, но н сегодняі Горсовет не может сказать, что завтра стоять, как одно нз первых требований. тут провода ские, низкого и высокого напряжения и т. д. В этом году 50 километров hdo - » I борьба за больничный городок должна столбах, мы спрятали ’ Исключительно плохо идет строитель-1 *.............. *............................ .......................... - в землю. Задача сейчас — увести землю электрические провода. На теле графе улучшено обслуживание — по ставлены лучшие аппараты. г Построена радиостанция на 10 квт, £ лд.Ш'йна сеть до 75 километров про тив 35. Количество радиоточек увели чилось до 2.600 вмбсто 100. Но я повторяю, что улучшение связи трудящиеся нашего города полностью почувствуют тогда, когда будет постро ен Дом связи. Нужен новый хлебозавод Городу—пассажирский транспорт Городской транспорт. До 1930 года мы исключительно пользовались гуже вым транспортом и „знаменитыми" мур манскими мотовозами. Только с раз вертыванием дорожного строительства мы начали переходить к авто-транс порту. Немного, но 114 авто-машин сегодня в городе есть, по одной маши не на 1.000 жителей. Авто транспорт, в основном должен на будущий год заменить гужевой. Городской совет имеет крупнейший ; недочет в работе городского транс порта — в городе со стотысячным на селением до сих пор нет пассажирско го транспорта. Только первые авто бусы, в очень мизерном количестве, подходят сейчас. Иногда рабочему нужно, чтобы попасть на предприятие, потратить час сорок минут. Это, не сомненно, вызывает опоздания и пр о гулы. Поэтому вопрос о пассажпрном городском транспорте нужно резко поставить перед новым составом Город ского совета. Продовольственное снабжение в обществен ное питааие. Здесь есть, безуслов но, достижения. Наши нормы значитель но выше, чем четыре года назад. Ника кого сравнения нет. Взять хотя бы пи тание—увеличено количество столовых до 27 в городе, вместо 18 в 1931 г. Ко личество отпускаемых блюд в сумме, составляет 62.000. Мы охватили 52 про цента рабочих общественным питанием. Увеличилась торговал сеть до 152 то чек вместо 84 в 1931 году. Построено овощехранилище на 15.000 тонн вместо 3.000 тонн в 1930 году. Построен и пу щен в эксплоатацию новый хлебный завод. Тем не менее Городской совет полную норму печеным хлебом выд а вать уже не может. Мы 200 гр. заменяем выдачей мукой вместо хлеба, потому что пущенный завод уже не справляется. Поэтому вопрос о постройке нового хле бозавода, о постройке складов, овоще хранилищ, о постройке торговой сети перед Городским .советом стоит особен но остро. Больше массовости в работе совета Строить жилища скоро, дешево, культурно Перехожу к наиболее больному ме сту—к жилищному строительству. В 1930 г., как я говорил, в городе было 21.000 жителей, сейчас—100 с лишним тысяч. Рост в пять раз. Построили же мы на 1 ноября 1934 г. 210.000 квадрат ных метров против 87 тысяч, которые имели в 1930 г. Как видите, увеличе-* нпе только в два раза с небольшим. Отсюда такой качественный показатель: если в 1930 г. душевая норма была 4,2 кв.м., то на 1 ноября мы имеем 2,1 кв.м. З а год потеряли около 6.000 кв. мет. жилплощади от сноса не годных домов и от большого пожара. Если бы я вам показал таблицу ро- На прошлых выборах в Мурманский Горсовет было избрано 159 чел. депута тов, плюс к этому наши секции на пред приятиях привлекли дополнительно свой актив. 700 человек советского актива в Мурманске на 100.000 чел. населения — і это, товарищи, чрезвычайно мало. Мы , сейчас будем выбирать в Городской со- ном строительстве. Городской совет вет 560 депутатов. Это даст возможность свою площадь удвоил. Мурманрыба свою j нам представить все наши крупные и площадь утроила—она имеет 75.000 кв .м .' мелкие предприятия и учреждения, че- вместо 25.000 кв. метров. Значительно го не имел настоящий состав, Да это и увеличил площадь и Наркомвод. Же- понятно. Мы насчитываем десятки пред- лезная дорога вместо 19.000 кв.м, имѳ-1приятии, возникших за эти четыре года, хозяйство ра- и они не имели своих депутатов в со- ет 21.000 кв.м. Но наше стет, население, повторяю, выросло в пять раз, а жилая площадь увеличилась только в 2,5 раза. Это показывает, что развивая хозяйство, Наркоматы и Гор совет по своей линии еще недостаточно строят. Оснозная причина—недостаточ ные капиталовложения. Мы вложили в наше городское хозяйство за четыре года в жилищное, коммунальное, в ста площади, то вы увидели бы, что школы, больницы, торговлю 64.000.000 р. нет таких наркоматов или ведомств, Это крупнейшие средства. Тем не ме- которые не участвовали бы в жилищ- нее нужды еще колоссальны. ТЭЦ—вторую турбину Каковы итоги работы по коммуналь ному хозяйству? Известно, что до мар та 1934 г. мы имели в Мурманске толь ко две электростанции—городскую— дизельную мощностью 460 квт. и стан цию Мурманрыбы мощностью 800 квт. Только с вступлением в эксплоатацию в марте этого года ТЭЦ, мощность пер вой турбины которой 3.000 квт., мы несколько облегчили положение. Про тяжение сети увеличилось до 67 Існло- метров вместо 25 клм. в 1930 г. Мы об служили все основные наши предприя тия промышленности и транспорта. Мы осветили город, но население не удо влетворено. К моменту наших выборов было освещено 570 домов, сейчас 700 до мов из 1.060, которые имеются в Мур манске. Поэтому надо бороться за вто рую турбину 3.000 квт. Все д л я этого готово: здание, фундаменты, полностью смонтирована электрическая часть. Толь ко поставив эту турбину, мы продер жимся до вступления в строй Тулом ской станции. . * вете. Тем пе менее, когда оживала работа в нашем Орготделе, когда массовая ра бота шла по пути привлечения широ кой общественности к городским рабо там, то мы имели исключительно хоро шие показатели. Я имею в виду поход за чистоту, за благоустройство города, когда в течение месяца было привлече но больше 11.000 человек, которые отра,- ботали 40.000 часов. У нас имеется пе речень тех работ, которые проделала общественность, п надо сказать, что этот ііеречень не маленький. Из этого видно, что можно сделать в мурманских условных при настоящей массовой ра боте. Работа президиума Городского совета проходила совместно с работой прези диума Окрисполкома и это об‘единение ири росте города и росте городского хозяйства, при усложненности задач, которые стояли перед Окрисполкомом, не могло не сказаться на недочетах ра боты. Поэтому мы поставили вопрос перед нашим областным Ленинградским Исполнительным комитетом, чтобы в эту перевыборную кампанию Мурман ский совет выделить в самостоятель ную единицу — -Горсовет, имеющий свой бюджет, имеющий свой президиум, с освобожденными работниками, имею щий такие отделы, как орготдел, ком мунально-жилищный отдел, гор.ОНО, горФО. Задача Мурманского Городского совета будущего состава по городскому хозяйству развернуть работу так, чтобы обслуживание нужд трудящихся Мур манска было поставлено на должную высоту. Выше классовую бдительность! Дать воду в квартиру рабочего Водоснабжение. В 1930 г.мы использовали только два озера, Семеновское и Сред нее, мощностью 1.280 кубометров в с у т ки (подача). Вы помните особенно тре- 35.000 рублей. В основном они пош- ционно-мукомольный завод, бондарныйвожнын моме нт, когда мы почти в ы п и л и Семеновское озеро, В 1933 г. постро ен водовод с Большого озера, кото рый вместо 1.280 кб.м. дает в сутки до 14.450 кб.м. Увеличилась и протяженность сети. Товарищи! Наши перевыборы должны проходить под знаком проверки всей советской работы. На отчетных и вы борных ' собраниях нужно развернуть самокритику наших недостатков, а их у нас имеется немало. Надо изжить эле менты волокиты, нечуткости к нуждам трудящихся, изжить канцелярско-бюро кратические методы руководства, отсут ствие проверки исполнения в проводи мой нами работе. Идя на отчетные собрания, нам нужно иметь в виду еще следующее: В Мурман ске мы находимся в совершенно другой обстановке, чем в других городах. Здесь большая засоренность, больше лишен цев, и отсюда классовой бдительности при перевыборах должно быть уделено исключительное внимание. Например, за последние дни мы имеем следующие два факта. На Судоремонт ном заводе, на ТЭЦ списки начинают исчезать, срываться. Это указывает на то, что еще живучи остатки разгром ленного кулачества, представители нх. Это указывает н а то, что нам надо быть бдительными, следить за тем, что бы в наши органы диктатуры пролета риата проходили действительно пред ставители рабочего класса, лучшая его часть и случайно не пролезли бы наши враги. (Окончание на 3 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz