Полярная правда. 1934, май.
ДВА МИРА— ДВЕ СИСТЕМЫ с р і і ш р ц і ш з і ш ш і с и і з ь н г к ж и з н и Коллективный рассказ -— команды парохода „ 7 оболи I. ЛЕНИНГРАД—МУРМАНСН— ЛОНДОН Мы раньше почти не зналв друг друга. Плава аи на развых судах і на развых лкн іях . Боль- шінство і з нас не впервые уча ствовало в перегоне вновь прио бретенных судов нз заграннчяых портов в советские. Все же было очень лестно, когда нас комплек товали д ія перегона парохода „Манорділо" из англ ііского пор та Тальбота—в Бристольском ка нале—в Мурманск. Мы гордиись, что нам доверяют такое ответ ственное дело. Это было 22 февраля. В мороз ные вечер мы покидан Леяин- град. Д»ро а до Мурманска каза лась бесконечной. Хотелось ско рее добраться до зимнего порта, „погрузиться14на какое либо суд но, ждущее в Англию ж добраться до Тальбота, где нас ждет без работный пароход на мертвом приколе. . \ Но поезд же считался с жашим желанием. Он делал положенное количество километров в час. Ко чегары Иванов ж Бримов мечта ли: „Эх, пустили бы нас к топ кам, мы показали бы с какой скоростью можю и іти “ ... Вот станция Апатиты. Отсюда в 20 километрах город, кст#- рого не было на карте Россий ской жмпериж—Хибжжогорск. Все ближе цель. Кола ... Остаюсь совсем женжого. Вещи давным давно сложены. Ог нетерпения мы вылезаем в тамбур. Провод ник сердится. Но мы упорно не возвращаемся в вагон. Надоел он за время путж, скорее, ско рее, на „коробку*1. Стоп! „Швартуемся* у [мур манского вокзала. Вылезаем. Спе шим в порт. Скоро уходит в Лон дон теплоход .Феликс Дзержин- екпй“ . Мы размещаемся на нем. Впереди у нас несколько сво бодных дней. Старший машж- іист—парторг тов. Слижов ор ганизует проработку решений XVII партс'езда. Мы с большим интересом принялись за изуче- ков, рабочих судострожтельжых заводов Гамбурга, Лондона, Рот тердама, вырастали бездействую щие краны, сотжж пароходов на якорях, сжатые кулакж бастую щих моряков, озверелые морды шуцманов. Познакомились мы друг с дру гом еще на собраниях в Ленин граде, где нам рассказывали о предстоящем рейсе, о трудно стях, какие нам предстоит встре тить, о тяжелой работе, о неудоб ствах на судне, плававшем под капиталистическим фл а г о м . Команда не страшилась тяжелой работы и бытовых неудобств. Ребята знали, что едут не на гото вое, что придется своими силами возвращать к шиз ни мертвеца. Каждый думал о своем. Машини сты об иксцент- риках, о бугелях, о балластной ж питательной дон ках; кочегары заочно представ- деревом не обшиты, парового отопления нет ж в помине, тем пература, что на палубе-одина ковая. Банж нет. Зато у команд ного состава есть ванна. Оно ж пожятно! Капитан и ме ханики—англичане, штурмана— шотландцы, а команда— черные- арабы. А как .заботятся4* загра ницей о командах вообще ж тем более о черных—это нам хорошо известно. НАМ НЕНУДА ДЕВАТЬСЯ— СКАЗАЛ КОЧЕГАР САИД АХМЕТ Семь человек из команды еще жило на пароходе. Они встрети ли нас, новых хозяев, не совсем дружелюбно, Онж очень неохотго, с грустью уходили с „Манорди- лом. собирали свож скудные по житки. Чго их ожидало впереди? Пользуясь тем, чю один из нас владел английским языком, мы разговарились с арабами. Они расспрашивали нас о предстоя щих рейсах, о заработке, о той, как вас кормят, интересовал я сь много ли пароходов покупает в сгроит Советский Союз, какой у вас грузооборот—они засыпали нас вопросами. Наши рассказы об условиях жизни советских моряков изумля- лж их. — Нам некуда больше девать ся,— печально сказал одни из! Д а р р іс Брос них— кочегар Сажд Ахмет,—ТальI же подвинется Джон, Вильям Нельсои, Хук ,— очень, очень много. В одном Тальботе 40 тысяч безработных. Прощай последнее судно!... На утро мы заглянули в Los Book вахтенный журнал „Ма- яордпло"— 20 ноября была еде лана последняя зааись на левой странице журнала: „9. ЬО. Перевозка у г л я за кончена. Пароход поставлен на прикол с старом доке в Тальботе. Команда расчитана. A ll finiched— все кончено*. А рядом, на правой странице журнала, наш вахтенный напи сал размашистым почерком: п 11 апреля. 8 часов утра . Па пароходе „Тобол*— бывший „ Манордилом— поднят совет ский флаг . Команда готовит судно к приемке груза*. Да, ва корме уае развевался наш советский флат! Флаг кампании больше никогда честь возвращать к жнзнж, к большой жизни мертвеца. Очень худо в наших кубри ках. Холод, грязь, теснота. По стели примерзали к борту—на утро приходилось подушки про сто отдирать силой. Проснувшись мы наперегонки бежали, насколько это позеоляли „просторы** кубри ка, в машинное отделение греться. Пришлось прибегнуть к помо щи камельков. Но от жжх больше дыма ж копоти нежели тепла. Грязь мы кое как поскоблили, помыли, почистили. Кубрики стали обживагься. Ребята не скулили, не жаловались. Все ведь знают, что по пржходѳ в Ленин град пароход станет в капиталь ный ремонт, что кубрикж будут изнежены до неузнаваемости. Знают, что уже в Мурма ске бу дет кое-что сделано для улучше ния бытовых условий. И вот— опять полярный порт. Снова знакомый причал № 10. Какая резкая разница хеяду на шим портом ж заграничным! Здесь жизнь бьет полным пуль сом, там гробовая тишина. У всех причалов суда. Г уьятся, выгружаются, бункеруются, берут воду. V. ПРИНИМАЙТЕ, ДРУЗЬЯ, НОВОГО НОЛЛЕГУ нием доклада тов. Сталина. Раз- деі о кр .з .се в странах каПн т а - | " " ж ла мы иллюстрировали на зажя- д и в * , тиях примерами, которые нам самим приходилось наблюдать за время пребывания в загранич ных портах. В мудрых строках вождя вставали, как живые, тол пы безработных докеров, грузчи- II. НА НАРТИННЕ И В ДЕЙСТВИ - в каком ссстоянии огне вые коробки ж дымогарные труб ки, матросы, ко нечно, беспокои лись за лебедки, кок — за камбуз. ТЕЛЬНОСТИ 12 марта пришли в Лондон. Сели на автобус и 13 часов ехали до Тальбота. Ночь. Погода стоит холодная. Небольшой порт погружен в тишину. Не слышно скрежета работающих кранов и лебедок, бвімолвсгвуют механиче ские перегружали , чернеюі силуэты стоящих на приколе кораблей. Кто-то начинает считать „Во* сем, девять.. , двадцать шесть тридцать четыре..., сорок.., пятьде- десят",.. Надоело. Бросил. Вспо минали открытку в альбоме ка питана, с надписью: in the docks port Talbot (док в порт) Тальбот). На картинке это выгля дело довольно прилично, а на самом деле—как на кладбище. Ищем „Манордило". Один жз нас наметил марку фирмы „Хар рис Брос*—братья Харрис, кото рой принадлежал ітот пароход. Подошли поближе. Ошибка! Марка •та, а пароход—другой. Видно у братьев не одно судно на якоре. Пока мы ищем .Манордило* нам рассказывают его историю. DroT пароход, имеющий тоннаж 2741 регистровую тонну—брут ю, грузопод‘емиесть—3885 тони, был когда-то военным немецким транспортом, с женским именем .Анин**. Построен он был еще л 1911 году в городе Фрейсбург. В 1915 году, в империалистиче скую войну, он был оставлен в Англии ж после окончания войны На судне кипит работа... Грязь мы поскоблили, почистили . стал частным грузовым парохо дом — „Манор- дило*4. Хозяин его— ------------- -------- один жз братьев Харрмс имеет шесть судов. Боль шинство из них уже по несколь ко месяцев, а некоторые года ми—на приколе. Помимо парохо дов, Харрис владеет многими «рупиымм отелямж по всей Ажг- лин. Дела у него здорово пошатну лись. Отелж закрываются, паро ходы приходится продавать. В тот день, когда представители наше го торгпредства покупали „Манор дило*, хозяин его пытал свое счастье жа скачках в Лондоне. Его срочно вызвали. Приехал злой, видимо тотализатор подвел... „Манордило** последние годы несколько раз бывал в Ленин градском порту. Кое-кто жз на шего акжпажа помнжт его. Он уж ж тогда выглядел довольжо потрепанным. Вот уже пять ме сяцев, как он етоит на кладбище судов. До окончательной смерти он еще кое-как существовал— плавал на малом каботаже упод углем. . . . Но вот и „Манордило". Бы стро взбегаем по трапу н не смотря на ночь, на усталость после тридцатичасового путеше ствия на автобусе, мы прини маемся осматривать машину, вспомогательные мехажжзмы, трю via, кубргкж. Потом собравшись на палубе группамж, мы переглядываемся. Каждый чувствует, о чем думает другой. „М-да,—выдавил старшиі ееханик, ничего себе, к-с-р-с-б-о-ч к-а*. „М да — согласились мы с ним, маленечко запущена*. Впечатление от знакоиства с состоянием парохода превзошло са ш г мрачные воображения. Грязь, кучи мусора на палубе, в на- (пинном отделении, по всему па роходу. Бубрикн больше напоми нали собачьи кожуры, чем поме щение для людей. Крохотные, тесные, запущенные борта даже рое н Ужеиі Капитан Андрей Александрович Малыгин встал 'у компаса. . . Курена Мурманск, курс на Советский порт . . . сформацией. бот мертвый; в Кардифэ много таких, как мы, в Лондоне тоже очень много безработных моряков, нам некуда больше деваться... Мы поделились с нимн нашим ужином ж распрощалжсь друзья- мж. Сколько таких вот, как они, иы уже видели в портах Англии, Германии, Голландии, Бельгии! н сколько раз мы еще встретим Саидов, Ганов, Джанов, толпящихся в портах в ожида нии какой-нибудь работы. Вот он, кризис! Страшнейший нз штор мов, обрушившийся со всей си лой на пролетариев всех наций, он губит многих, но он одно временно ж растит крепкие отря ды, в сознании которых зреет идея штурма основ капитализма. Когда наш вачман пришел на приобретенный советским прави тельством „Манордило*, он уви дел сидящего в камбузе капита на с низко опущенной головой. 64-х летний старик плакал. Ког да вачиан при5лизился, капитан сказал ему: — Старый Бп Д*оа никому не нужен. Капиіаз Бп Джон, меха ник Визьям Нельсон коачили плавать, они уходят навсегде за берег. Кто позоает Би Двонз, кто даст ему судно? Никто >е позоіет Ба Дкона. Таких, как Би IV. К У Р С — НА СОВЕТСКИЙ на етом паро ходе. Мы приветст вовали поднятие краевого флага с редной імблемой ж пятиконечной звездой—32 голо совым „Ура!*4 Матросы спешно закрашивали ста аз в а н не. счезали под г у с т ы м слоем краски буквы Д и « и .« > и* » ж, наконец, про пало „о ". Еще в ч е р а здесь стоял мерт- вед, а сегодня он ожил, на суд не кипит работа, слышатся бод рые голоса со ветекмх моряков Жители Тальбота с удивлением на блюдали ва та кой быстрой тран С утра>сѳ было еще раз тща тельно осмотрено. 6 топок напол йены разным мусором. При опро бовании динамо-машины обнару жили ослабшие бандажи на яко ре ж пришедшие в негодность щеіюдержатели, в цилнндрестукЭ| заставивший наших машинист насторожиться. Электропроводка ветхая. Балластная донка ра ботала п л о х о . М н о г о чего пришлось механикам записать в акт. Двое суток мы грузились. Пос ле бункеровки хотели сразу ит- ти в рейс, но пришлось все та ки повозиться с балластной дон кой. Наконец, пошли в Ливерпуль за дополнительным грузом. Не капиталистический „Манордило** а советский „Тобол** в рейсе. Между Тальботом ж Ливерпу лем проржавленная магистраль дала себя знать. Пятернак (от ливная труба) совсем отвалился. В течение десяти минут машин ное отделение наполнилось на Чі метра водой. Был об*явлен аврал нижней команды. С уча стием бодмана за 20 минут вге было ликвидировано. Клапан закрыли, трубу вамоталм бре зентом, прокрашенБЫМ белилами. Ого! Уже работают два отече ственных портальных крана. И здорово работаюі! „Вира!*4 .Майна!*4 .Трави!6 Слова короткой и знакомой ко манды звучат как самая замеча тельная музыка, музыка радост ного труда. В огромные пасти трюмов с грохотом сыплется апатитовая руда с советского рудника горы Кукисвумчорр. Рядом—густые об лава белой пыли. Это грузят концентрат— продукт двух совет ских обогатительных фабрик Хи. биногорска. У лесных причалов— штабеля досок. Эго— советский лес, обработанный на советских лесозаводах. Вот аккуратно сло женные квадраты пропса взле тают в воздух. Стрела лебедки легко проносит их над лесово зом «Михаил Томский» ж плавно опускает в трюм. .Вираі*4 „Майна!*4 „Вираі*4... Хорошо, чорт подери! Рабочие механической мастер ской помогают нашему новому судну принять человеческий вжд. Машжна на „Тоболе*4 хорошая сильная. Эго единственное, что сохранило боевую способность. Все остальное надо здорово переде лывать. Ничего, переделаем, да еще как переделаем! На буду щий год, когда мы придем в Гальбот, нас жжкто не узнает Честное, пролетарское слово ни- дто не узнаеті Борта в кубриках обшиваются фанерой, войлоком ж деревом. Те перь уже куда теплее. Команда .Манордило* не имела н * столо вой, ни баин, ни умывальников. Мы вымылж кают-кампанию ко мандного состава ж, по рѳшежию треугольиииа судна, она отдана под столовую (одновременно ж под краежый уголок) для кэмады Ванная также стала обг им до стоянием. Теперь мы час:о моем ся, обедаем в чистой, хотя и те сноватой кают-кампанни. Одниж словом—жа корабле почувствова лась советская власть, кии мы шутжм жиогда. Кочегары выкраоилж машин ное отделение—прямо на \ адость. Здесь стало чище, светлеэ, при ятнее. Долгоруков весь извалялся в машжне, все оттирал чаетж до блеска. Сегодня 23 апреля. Мы прижи маем руду ж генеральный груз. Угля нам осталось взять немного тонн восемьдесят. Вода епь . Че рез два—три дня уходим в пер вый заграничный рейс— г & Гам бург ж потож в Ажтвериен. Гер мания ж Бельгия увждат мертве ца возвращенного/в жжзии. Да, чуть было ве за5ыли: в первый же рейс Лондон—Мур манск мы выполнили своі транс- финплан жа 102 процента. Это на такой то капиталистической коробке. Здорово? Рассказ записал со трудник щііолярной прав Д. ПОНЕВЕЖСКИИ. ПОРТ В Ливерпуле взяли груз и ка питан Андрей Александрович Ма лыгин встал у компаса, матрос Федя Заплатив за шгурваюм— курс на Мурманск, курс на Со- ! ухсділо к новому владельцу, в * горый не знает кризисов, не сбывает тоннаж, р наоборот — fBejH4KBaoT его, строит н при обретает новые и новые суда! В море мы штормовали все время до самого Мурманска. Но настроение у экипажа было бод рое, моряки гордились сознаннем ветский порт. Капиталистическую Англию по кидало еще одно, судно. Покида ло, как хозяина, наісегда. Судно того, что на жх долю выаала Работают дла отечественных портальных крана . Вира ! 4 „ Майна ! * ,Трави!\ Слова короткой и знакомой коман&и звучат, как самая замечательная музыка, музыка р а достного труda. j \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz