Полярная правда. 1934, май.

ДВА МИРА— ДВЕ СИСТЕМЫ с р і і ш р ц і ш з і ш ш і с и і з ь н г к ж и з н и Коллективный рассказ -— команды парохода „ 7 оболи I. ЛЕНИНГРАД—МУРМАНСН— ЛОНДОН Мы раньше почти не зналв друг друга. Плава аи на развых судах і на развых лкн іях . Боль- шінство і з нас не впервые уча­ ствовало в перегоне вновь прио­ бретенных судов нз заграннчяых портов в советские. Все же было очень лестно, когда нас комплек­ товали д ія перегона парохода „Манорділо" из англ ііского пор­ та Тальбота—в Бристольском ка ­ нале—в Мурманск. Мы гордиись, что нам доверяют такое ответ­ ственное дело. Это было 22 февраля. В мороз­ ные вечер мы покидан Леяин- град. Д»ро а до Мурманска каза­ лась бесконечной. Хотелось ско­ рее добраться до зимнего порта, „погрузиться14на какое либо суд­ но, ждущее в Англию ж добраться до Тальбота, где нас ждет без­ работный пароход на мертвом приколе. . \ Но поезд же считался с жашим желанием. Он делал положенное количество километров в час. Ко­ чегары Иванов ж Бримов мечта­ ли: „Эх, пустили бы нас к топ­ кам, мы показали бы с какой скоростью можю и іти “ ... Вот станция Апатиты. Отсюда в 20 километрах город, кст#- рого не было на карте Россий­ ской жмпериж—Хибжжогорск. Все ближе цель. Кола ... Остаюсь совсем женжого. Вещи давным давно сложены. Ог нетерпения мы вылезаем в тамбур. Провод­ ник сердится. Но мы упорно не возвращаемся в вагон. Надоел он за время путж, скорее, ско­ рее, на „коробку*1. Стоп! „Швартуемся* у [мур­ манского вокзала. Вылезаем. Спе­ шим в порт. Скоро уходит в Лон­ дон теплоход .Феликс Дзержин- екпй“ . Мы размещаемся на нем. Впереди у нас несколько сво­ бодных дней. Старший машж- іист—парторг тов. Слижов ор­ ганизует проработку решений XVII партс'езда. Мы с большим интересом принялись за изуче- ков, рабочих судострожтельжых заводов Гамбурга, Лондона, Рот­ тердама, вырастали бездействую­ щие краны, сотжж пароходов на якорях, сжатые кулакж бастую­ щих моряков, озверелые морды шуцманов. Познакомились мы друг с дру­ гом еще на собраниях в Ленин­ граде, где нам рассказывали о предстоящем рейсе, о трудно­ стях, какие нам предстоит встре­ тить, о тяжелой работе, о неудоб­ ствах на судне, плававшем под капиталистическим фл а г о м . Команда не страшилась тяжелой работы и бытовых неудобств. Ребята знали, что едут не на гото вое, что придется своими силами возвращать к шиз ни мертвеца. Каждый думал о своем. Машини­ сты об иксцент- риках, о бугелях, о балластной ж питательной дон­ ках; кочегары заочно представ- деревом не обшиты, парового отопления нет ж в помине, тем­ пература, что на палубе-одина­ ковая. Банж нет. Зато у команд­ ного состава есть ванна. Оно ж пожятно! Капитан и ме­ ханики—англичане, штурмана— шотландцы, а команда— черные- арабы. А как .заботятся4* загра­ ницей о командах вообще ж тем более о черных—это нам хорошо известно. НАМ НЕНУДА ДЕВАТЬСЯ— СКАЗАЛ КОЧЕГАР САИД АХМЕТ Семь человек из команды еще жило на пароходе. Они встрети­ ли нас, новых хозяев, не совсем дружелюбно, Онж очень неохотго, с грустью уходили с „Манорди- лом. собирали свож скудные по­ житки. Чго их ожидало впереди? Пользуясь тем, чю один из нас владел английским языком, мы разговарились с арабами. Они расспрашивали нас о предстоя­ щих рейсах, о заработке, о той, как вас кормят, интересовал я сь много ли пароходов покупает в сгроит Советский Союз, какой у вас грузооборот—они засыпали нас вопросами. Наши рассказы об условиях жизни советских моряков изумля- лж их. — Нам некуда больше девать­ ся,— печально сказал одни из! Д а р р іс Брос них— кочегар Сажд Ахмет,—ТальI же подвинется Джон, Вильям Нельсои, Хук ,— очень, очень много. В одном Тальботе 40 тысяч безработных. Прощай последнее судно!... На утро мы заглянули в Los Book вахтенный журнал „Ма- яордпло"— 20 ноября была еде лана последняя зааись на левой странице журнала: „9. ЬО. Перевозка у г л я за­ кончена. Пароход поставлен на прикол с старом доке в Тальботе. Команда расчитана. A ll finiched— все кончено*. А рядом, на правой странице журнала, наш вахтенный напи­ сал размашистым почерком: п 11 апреля. 8 часов утра . Па пароходе „Тобол*— бывший „ Манордилом— поднят совет­ ский флаг . Команда готовит судно к приемке груза*. Да, ва корме уае развевался наш советский флат! Флаг кампании больше никогда честь возвращать к жнзнж, к большой жизни мертвеца. Очень худо в наших кубри­ ках. Холод, грязь, теснота. По­ стели примерзали к борту—на утро приходилось подушки про­ сто отдирать силой. Проснувшись мы наперегонки бежали, насколько это позеоляли „просторы** кубри­ ка, в машинное отделение греться. Пришлось прибегнуть к помо­ щи камельков. Но от жжх больше дыма ж копоти нежели тепла. Грязь мы кое как поскоблили, помыли, почистили. Кубрики стали обживагься. Ребята не скулили, не жаловались. Все ведь знают, что по пржходѳ в Ленин­ град пароход станет в капиталь­ ный ремонт, что кубрикж будут изнежены до неузнаваемости. Знают, что уже в Мурма ске бу­ дет кое-что сделано для улучше­ ния бытовых условий. И вот— опять полярный порт. Снова знакомый причал № 10. Какая резкая разница хеяду на­ шим портом ж заграничным! Здесь жизнь бьет полным пуль­ сом, там гробовая тишина. У всех причалов суда. Г уьятся, выгружаются, бункеруются, берут воду. V. ПРИНИМАЙТЕ, ДРУЗЬЯ, НОВОГО НОЛЛЕГУ нием доклада тов. Сталина. Раз- деі о кр .з .се в странах каПн т а - | " " ж ла мы иллюстрировали на зажя- д и в * , тиях примерами, которые нам самим приходилось наблюдать за время пребывания в загранич­ ных портах. В мудрых строках вождя вставали, как живые, тол­ пы безработных докеров, грузчи- II. НА НАРТИННЕ И В ДЕЙСТВИ - в каком ссстоянии огне­ вые коробки ж дымогарные труб ки, матросы, ко­ нечно, беспокои­ лись за лебедки, кок — за камбуз. ТЕЛЬНОСТИ 12 марта пришли в Лондон. Сели на автобус и 13 часов ехали до Тальбота. Ночь. Погода стоит холодная. Небольшой порт погружен в тишину. Не слышно скрежета работающих кранов и лебедок, бвімолвсгвуют механиче­ ские перегружали , чернеюі силуэты стоящих на приколе кораблей. Кто-то начинает считать „Во* сем, девять.. , двадцать шесть тридцать четыре..., сорок.., пятьде- десят",.. Надоело. Бросил. Вспо­ минали открытку в альбоме ка­ питана, с надписью: in the docks port Talbot (док в порт) Тальбот). На картинке это выгля­ дело довольно прилично, а на самом деле—как на кладбище. Ищем „Манордило". Один жз нас наметил марку фирмы „Хар­ рис Брос*—братья Харрис, кото­ рой принадлежал ітот пароход. Подошли поближе. Ошибка! Марка •та, а пароход—другой. Видно у братьев не одно судно на якоре. Пока мы ищем .Манордило* нам рассказывают его историю. DroT пароход, имеющий тоннаж 2741 регистровую тонну—брут ю, грузопод‘емиесть—3885 тони, был когда-то военным немецким транспортом, с женским именем .Анин**. Построен он был еще л 1911 году в городе Фрейсбург. В 1915 году, в империалистиче­ скую войну, он был оставлен в Англии ж после окончания войны На судне кипит работа... Грязь мы поскоблили, почистили . стал частным грузовым парохо дом — „Манор- дило*4. Хозяин его— ------------- -------- один жз братьев Харрмс имеет шесть судов. Боль­ шинство из них уже по несколь­ ко месяцев, а некоторые года­ ми—на приколе. Помимо парохо­ дов, Харрис владеет многими «рупиымм отелямж по всей Ажг- лин. Дела у него здорово пошатну­ лись. Отелж закрываются, паро­ ходы приходится продавать. В тот день, когда представители наше­ го торгпредства покупали „Манор­ дило*, хозяин его пытал свое счастье жа скачках в Лондоне. Его срочно вызвали. Приехал злой, видимо тотализатор подвел... „Манордило** последние годы несколько раз бывал в Ленин­ градском порту. Кое-кто жз на­ шего акжпажа помнжт его. Он уж ж тогда выглядел довольжо потрепанным. Вот уже пять ме­ сяцев, как он етоит на кладбище судов. До окончательной смерти он еще кое-как существовал— плавал на малом каботаже упод углем. . . . Но вот и „Манордило". Бы­ стро взбегаем по трапу н не­ смотря на ночь, на усталость после тридцатичасового путеше­ ствия на автобусе, мы прини­ маемся осматривать машину, вспомогательные мехажжзмы, трю via, кубргкж. Потом собравшись на палубе группамж, мы переглядываемся. Каждый чувствует, о чем думает другой. „М-да,—выдавил старшиі ееханик, ничего себе, к-с-р-с-б-о-ч к-а*. „М да — согласились мы с ним, маленечко запущена*. Впечатление от знакоиства с состоянием парохода превзошло са ш г мрачные воображения. Грязь, кучи мусора на палубе, в на- (пинном отделении, по всему па­ роходу. Бубрикн больше напоми­ нали собачьи кожуры, чем поме­ щение для людей. Крохотные, тесные, запущенные борта даже рое н Ужеиі Капитан Андрей Александрович Малыгин встал 'у компаса. . . Курена Мурманск, курс на Советский порт . . . сформацией. бот мертвый; в Кардифэ много таких, как мы, в Лондоне тоже очень много безработных моряков, нам некуда больше деваться... Мы поделились с нимн нашим ужином ж распрощалжсь друзья- мж. Сколько таких вот, как они, иы уже видели в портах Англии, Германии, Голландии, Бельгии! н сколько раз мы еще встретим Саидов, Ганов, Джанов, толпящихся в портах в ожида­ нии какой-нибудь работы. Вот он, кризис! Страшнейший нз штор­ мов, обрушившийся со всей си­ лой на пролетариев всех наций, он губит многих, но он одно­ временно ж растит крепкие отря­ ды, в сознании которых зреет идея штурма основ капитализма. Когда наш вачман пришел на приобретенный советским прави­ тельством „Манордило*, он уви­ дел сидящего в камбузе капита­ на с низко опущенной головой. 64-х летний старик плакал. Ког­ да вачиан при5лизился, капитан сказал ему: — Старый Бп Д*оа никому не нужен. Капиіаз Бп Джон, меха­ ник Визьям Нельсон коачили плавать, они уходят навсегде за берег. Кто позоает Би Двонз, кто даст ему судно? Никто >е позоіет Ба Дкона. Таких, как Би IV. К У Р С — НА СОВЕТСКИЙ на етом паро­ ходе. Мы приветст­ вовали поднятие краевого флага с редной імблемой ж пятиконечной звездой—32 голо совым „Ура!*4 Матросы спешно закрашивали ста аз в а н не. счезали под г у с т ы м слоем краски буквы Д и « и .« > и* » ж, наконец, про­ пало „о ". Еще в ч е р а здесь стоял мерт- вед, а сегодня он ожил, на суд­ не кипит работа, слышатся бод­ рые голоса со ветекмх моряков Жители Тальбота с удивлением на­ блюдали ва та­ кой быстрой тран С утра>сѳ было еще раз тща­ тельно осмотрено. 6 топок напол йены разным мусором. При опро­ бовании динамо-машины обнару­ жили ослабшие бандажи на яко­ ре ж пришедшие в негодность щеіюдержатели, в цилнндрестукЭ| заставивший наших машинист насторожиться. Электропроводка ветхая. Балластная донка ра­ ботала п л о х о . М н о г о чего пришлось механикам записать в акт. Двое суток мы грузились. Пос­ ле бункеровки хотели сразу ит- ти в рейс, но пришлось все та­ ки повозиться с балластной дон­ кой. Наконец, пошли в Ливерпуль за дополнительным грузом. Не капиталистический „Манордило** а советский „Тобол** в рейсе. Между Тальботом ж Ливерпу­ лем проржавленная магистраль дала себя знать. Пятернак (от­ ливная труба) совсем отвалился. В течение десяти минут машин­ ное отделение наполнилось на Чі метра водой. Был об*явлен аврал нижней команды. С уча­ стием бодмана за 20 минут вге было ликвидировано. Клапан закрыли, трубу вамоталм бре­ зентом, прокрашенБЫМ белилами. Ого! Уже работают два отече­ ственных портальных крана. И здорово работаюі! „Вира!*4 .Майна!*4 .Трави!6 Слова короткой и знакомой ко­ манды звучат как самая замеча­ тельная музыка, музыка радост­ ного труда. В огромные пасти трюмов с грохотом сыплется апатитовая руда с советского рудника горы Кукисвумчорр. Рядом—густые об­ лава белой пыли. Это грузят концентрат— продукт двух совет ских обогатительных фабрик Хи. биногорска. У лесных причалов— штабеля досок. Эго— советский лес, обработанный на советских лесозаводах. Вот аккуратно сло­ женные квадраты пропса взле­ тают в воздух. Стрела лебедки легко проносит их над лесово­ зом «Михаил Томский» ж плавно опускает в трюм. .Вираі*4 „Майна!*4 „Вираі*4... Хорошо, чорт подери! Рабочие механической мастер­ ской помогают нашему новому судну принять человеческий вжд. Машжна на „Тоболе*4 хорошая сильная. Эго единственное, что сохранило боевую способность. Все остальное надо здорово переде­ лывать. Ничего, переделаем, да еще как переделаем! На буду­ щий год, когда мы придем в Гальбот, нас жжкто не узнает Честное, пролетарское слово ни- дто не узнаеті Борта в кубриках обшиваются фанерой, войлоком ж деревом. Те­ перь уже куда теплее. Команда .Манордило* не имела н * столо­ вой, ни баин, ни умывальников. Мы вымылж кают-кампанию ко­ мандного состава ж, по рѳшежию треугольиииа судна, она отдана под столовую (одновременно ж под краежый уголок) для кэмады Ванная также стала обг им до­ стоянием. Теперь мы час:о моем­ ся, обедаем в чистой, хотя и те­ сноватой кают-кампанни. Одниж словом—жа корабле почувствова­ лась советская власть, кии мы шутжм жиогда. Кочегары выкраоилж машин­ ное отделение—прямо на \ адость. Здесь стало чище, светлеэ, при­ ятнее. Долгоруков весь извалялся в машжне, все оттирал чаетж до блеска. Сегодня 23 апреля. Мы прижи­ маем руду ж генеральный груз. Угля нам осталось взять немного тонн восемьдесят. Вода епь . Че­ рез два—три дня уходим в пер­ вый заграничный рейс— г & Гам­ бург ж потож в Ажтвериен. Гер­ мания ж Бельгия увждат мертве­ ца возвращенного/в жжзии. Да, чуть было ве за5ыли: в первый же рейс Лондон—Мур­ манск мы выполнили своі транс- финплан жа 102 процента. Это на такой то капиталистической коробке. Здорово? Рассказ записал со­ трудник щііолярной прав Д. ПОНЕВЕЖСКИИ. ПОРТ В Ливерпуле взяли груз и ка­ питан Андрей Александрович Ма­ лыгин встал у компаса, матрос Федя Заплатив за шгурваюм— курс на Мурманск, курс на Со- ! ухсділо к новому владельцу, в * горый не знает кризисов, не сбывает тоннаж, р наоборот — fBejH4KBaoT его, строит н при­ обретает новые и новые суда! В море мы штормовали все время до самого Мурманска. Но настроение у экипажа было бод­ рое, моряки гордились сознаннем ветский порт. Капиталистическую Англию по­ кидало еще одно, судно. Покида ло, как хозяина, наісегда. Судно того, что на жх долю выаала Работают дла отечественных портальных крана . Вира ! 4 „ Майна ! * ,Трави!\ Слова короткой и знакомой коман&и звучат, как самая замечательная музыка, музыка р а ­ достного труda. j \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz