Полярная правда. 1934, май.
Эти планы валяются н а столах в Рыболовпотреб - союзе П О Л Я Р Н А Я СТРЕЛА" Составіѳккѳ цехторгфинплаиа ка III квартал по системе Ры- боіовсоюіа в основной закончено 10 мая. ЗРЕ дообработки, трал- фюта. Судоремонтного завода, подсобных предприятий усе пред ставили в Рыболовпотребсоюз сверстанные заявки на товары. На первом листе этих заявок характерная надаись: план со ставлен при участии рабочих всех цехов. Теперь планы непохожа на прежние. Эго уде не голые диф* ры г товарооборота. Эго хорошо продуманны!, составленный при непосредственном участии рабо чих план с разнообразным ас сортиментом товаров. Из всех планов лучше всех составлен план 3PS. дообрабэтки. Здесь предусмотрены не только готовая одежда и обувь мужжая, женская, детская, не только пром товары, мебель, но и все бытовые хозяйственные мелочи— вплоть до примусной и швейных иголок. Наконец, в плане намечено за* готовить иа 228 250 рублей не нормированных продуктов: гри бов, ягод, молока, копченой рыбы, сельди разной, фруктов, карто фельной муки, солода, варенья, меда, дрожжей и т. д. ЗРК составили свои пла іы в точно указанные с-ржи. Теперь перед работниками ЗРЕ тоит другая еще боіез сложная задача. Надо заключить договора с Нурпромсоюзом на пошивку го товой одежды, с колхозами—иа поставку грибов, ягод, яиц. Надо командировать заготовителей в центр, заключить соглашение с цехами производства на выработ ку бытового ширпотреба. "А уж после этого, когда опре делится точная возможность по лучения товаров, ЗРЕ должны со общить рабочим, какие же товары ж кому именно придут в I I I квар тале. Еогда и кто разрешит эти воп росы? Рыболовпотребсоюз должен со ставить сводный план, утвердить точное количевтво товаров каж дому ЗРК, сообразуясь с фондами и передать требования на товары базам промышленности. Это Рыболовпотребсоюз должен был сделать к 15 мая, но даже 16 мая планы ЗРЕ беспорядочной грудой лежали на столе у товаро веда Лобанова. — Почему же вы ничего не делаете?—спрашизаюг его работ ники ЗРЕ. У товароведа одна отговорка. — Не делаеи нячего потому, что ЗРЕ Ленснабстроя, ж судо верфи не представила своих планов. А сделаі л і Рыболовпогреб- союз что либо для того, чтобы эти ЗРЕ представили планы во-время, организовал ли он им помощь. Нетѵ это не было сделано.1 До снх пор Рыболовпотребсоюз не наметил никаких мероприя тий по составлению плана на I I I квартал в районах. На во сточный берег выезжал товаровед Лобанов, но он ничего не сделал. Попрежнему план для района бу дет составляться в плановом от деле Рыболовпотрзбсоюза без уча стия колхозников, без учета их запросов. Руководители Рыболовпотреб союза должны, наконец,заставить свой аппарат оказывать непо средственно практическую помощь низовым кооперативным органи зациям. Л. Фролов. В ОТВЕТ НА ОБРАЩЕНИЕ ГОРЬКОВСКИХ водников Бригада грузчиков к оператив ные работники 3-го участка (ле сные прнчаіы) порта, на обра щение Горьковских водников, от ветили ударной работой. Пароход „Пнрэт“ стал под по грузку пропс 12 мая в 16 часов, а 15 мая в 16 час. 30 мин.— за трое суток он был уже до гружен. Досрочно на 9 дней 18 часов 30 минут! Досрочная погрузка парохода „Пирэт,, дала стране 110 англий ских фунтов днепача. При погрузке парохода бригады грузчиков получали сиеннэ-су- точные задания и соревнуясь за их перевыполнение—дали ре кордные показатели. бот несколько примеров: бри гада Горячева выполнила нор мы погрузки от 109д о 242 проц, бригада Пуронині в среднем 190 проц., бригада Мялкиыа от 128 до 183 проц. и бригада По пова от 134 до 167 проц. В среднем по всем бригадам выполненіе норм погрузки со- с я т . 1 Г ■» .« „ 5ИНМВ^ »На станционных часах 13 час. 20 мнн. Пронзительный паровозный гудок и из эа поворота южного контрольного поста показывается паровоз, потом вагон, другой... Плавно, без всяких толчков, останавливает машрниот паровоза С 74 свой состав. Без опозданий, минута в минуту по расписанию—у перрона станция Мурманск останавливается первый экспреоо «Полярная стрела1*. C jthh пытливых глаз рабочих городских предприятий и железнодорожников, пришедших сегодня приветствовать „Полярную стрелу*1, внимательно огладывают состав. Внешне соотав беаукоризнен. Вагон к вагону вытя нулся в велений состав, отливающий лаком. На каждом вагоне метадлнчес ая дощечка и на ней надпюь: ., Полярная стрела*', а внизу „Ленинград—Мурманск". * . * 16 мая—памятный д еаь не только для железнодорож ников, но н для всех трудящихся Мурманока. Первый рейс экспресса „Полярная отрела"—это начало систематического культурного, образцового обслуживания пасоажиров во время длинного пути из Мурманска в Ленинград. . . . 33 часов и 96 часов. „Полярная сірела*'—и «Максимка»... Дым, копоть. йеотерпимая жара в вагонах сменялась холодом. В пути пассажиров заставляли по 5—6 раз гру зить дрова на паровоз. Лас надо было заготовлять вдесь же около ливии. Маломощные паровозы серии «ОД» беспомощно пыхте ли. Они не могли взять состав с места. Снова пріходнлооь пассажирам вылезать из вагонов, и ватянув дубинушку помогать паровозу сдвинуть поевд о места. Четыре, а ино гда пять дней продолжался путь не Мурманока до Ле нинграда. Эго было давно—скажут. А так ли давно поевда в Мур* манок ходили 2 раза в неделю. Теперь три поезда ежедневно связывают берега Невы о берегами моря Баренпа. Растет социалистический Мурман! * * * В августе 33 года на транспорт пришли политотделы. Черев меояц из Мурманока ■ Ленинграда были отправлены первые образцовые поевда. Это были первые ласточки. Поддерживая инициативу лучших ударников, Дорполитотдел решил во что бы то ни стало добиться не случайного, а систематического образцового обслуживания пассажиров на всем протяжении полярной магистрали. Было решено оборудовать и пустить в обращение экопреос .Полярную стрелу". Начинание Политотдела в кабинетах управления дороги встретили в штыки. Неко торые консервативно настроенные руководящие работники дороги предсказывали провал организации „Полярной стрелы*'. Они очнтали, что это пустая дорогостоящая и технически невыполнимая 8атея. Эги настроения были разбиты. Начальник дороги тов. Ледник горячо поддержал инициативу и Политотдел добился организации экспресса. * • * 16 мая—первый оостав экспресса „Полярная стрела" пришел в Мурманск. По нему должны будут равнятьоя бригады других пассажирских поездов. А равняться есть по чему. Во воех вагонах „Полярной стрелы" образцовая чи стота. Чистоту в каждом вагоне, в купе дополняет необ ходимый уют. На столах в купе стоят небольшие настоль ные элѳктричѳокие дампы, на дампах цветные абажуры. Полы в купе и в коридорах покрыты мягкими коврами. Ковры скрывают шум шагов и в вагонах, едва покачивае мых во время хода поезда, стоит полная тишина. Замечательны проводники в вагонах. И не потому что проводники одеты в новенькую темно-синюю форму, не от того, что у них на френчах ваеото петлиц металличе ские дощечки с надписью: „Полярная стрела". Нет. Совсем не поэтому. Спокойно, бее лишней угодливости встречают проводники «Полярной стрелы» пассажира около вагона. Проверив билет, они ведут его в вагон, указывают отведен ное меото и помогают разложить вещи. Записав в свою книжку ваявлевиа пссажира относитель но постельной принадлежности, приводник идет к следую щему паооажиру. Раздевшись , пасоажир может зайти в вагон реоторан. Он может быть совершенно спокоен ва свои вещи. Провод ники экспреооа „Полярная стрела" несут полную ответст венность, гарантированную правлением дороги, за сохран ность вещей, принадлежащих паооажиру. В вагоне-ресторане чисто, светло и просторно. На столи ках, покрытых белоснежными салфетками, живые цветы, вазы о фруктами. В чиотых, белых куртках, между столижймн скользя? официанты. Подают быстро и аккуратно. Ассортимент холодных и горячих ѵакусок самый разнообразный. В ва гоне-ресторане образцового экспрѳоса .Полярная отрела* пасоажиров обслуживают не хуж е , чем в первоклассных* ресторанах. Если первые составы „Полярной отрѳлы" еще не радио фицированы и нѳукомплѳктованы газетами, книгами и игра ми, то в ближайшие дни этот пробел будет заполнен. Пас сажир „Полярной стрелы" будет иметь возможность слу шать по радио последние газетные новости, концерты луч ших артнотов Ленинграда и Москвы. * * * «Полярная стрела» не случайнооть, а начало постоян ного систематического культурного, образцового обслужи вания трудящихся Заполярья на Мурманокой железной до роге. Вот почему встреча первого экспресса «Полярная отрела» превратилась в массовый праздник, в праздник, на котором лучшие ударники узла правильно говорили о рей се «Полярной стрелы», как об очередной большой произ водственной победе. — Сегодня ны видим, что «Полярная стрела» не скаэка, а действительность и это наша большая победа, — окавал лучший ударник депо Мурманск т. Зиновьев, выступая на митинге. — Мы ваверяем начальника дороги тов. Ледника и н а чальника Политотдела т. Чаплине, что вое поевда, которые будут уходить нз мурманока, будут такнмя-же образцовы ми, как и <Полярная отрела»,—заканчивает свое выступле ние т. Зиновьев. Взрыв аплодиоментов и мощные звуки Интернациона л а были ответом на слова ударника. В 18 часов 5 минут «Полярная отрела* ушла в обрат ный рейо. в. лесной . ЛЮБИТЕЛИ ХОРОШО ПОКУШАТЬ Событие, о котором пойдет речь, произошло неожиданно, j Правление Мурманрыбы п о - 1 лучило приказ Наркома за № 508. — В целях стимулирова н и я 4тралового лова и у л у ч шения материально-бытового положения комсостава тр а у леров установить с 1 марта 34 года специальные допол нительные п а й ка—таков был с ч - і с л приказа наркома. И с этого все началось. В коридорах, з уборных , в канцеляриях собирались воз бужденные со тр уд ни ки М ур манрыбы. И х разговоры шли об одном. О дополнительных пайках. О ни украд кой пере читывают приказ, напрасно отыскивая в перечне лиц , имеющих право на пайки , хоть ка кую нибудь лазейку для себя. Увы ... Приказ пре дусматривая выдачу пайков только д я і моряков, промыш лявших з море, а пресные биографии ах не содержали на одного указания на этот счет. Они копались в биографиях своих родственников и когда оказывалось, что у Иван Ива новича был дядюшка Петр Степанович, который два раза совершал путешествие на па роходе от Рыбинска до Астра хани—Иван Ивановича прово жали завистливыми взгляда ми. А у Иван Ивановича гор до горели глаза и шел он к своему столу , высоко подняв голову. О, к а к все изменилось в ти хи х канцеляриях . Теперь даже такие простые и знако мые слова, к а к сальдо, баланс, дебиторы, кредиторы—звуча ли совсем к а к призывная мор ская команда. Бухгалтера курил и корот кие тр у б ки , смачно сплевы вали через плечо и ходили по комнатам, ка к моряки по паду бе, широко расставляя но ги . В такие минуты бухгалтер становился похож на капита на, экономист на старшего механика. Внезааяо нахлы нув шая любовь к морю заж глась в сердцах этих людей. Сте ны, на которых прежде висели чинные диаграммы, дол женствующие столбиками и кривыми показать быстроту составления годового отчета, в прошлом, нынешнем и бу дущем годах,—поучительны ми плакатами о вреде к у р е ния, отмене рукопожатия и экономии времени — теперь запестрели олеографиями А й вазовского и др у ги х извест ных маринистов. Море билось под окнами канцелярии... А затем к начальнику в кабинет вошел г л а в б у х Штейнберг, за ним главбух Козлов, потом начальник фин- сектора Абрамович, акономиот I Неворотин, экономист Д ри - хел ь .. . заведующий учетным отделом Любимов, начальник административного отдела Поспелов, начальник сторжѳ- вой охраны Кадлец, юрист Бройдо и прочая и прочая. К а к м ухи на сладкое. И пайки , предназначенные для стимулирования тралово го лова, раздавались направо и налево—бухгалтерам, эко номистам, юристам, начальни кам снабжения, управделам... Нико го не смущало то об стоятельство, что эти бухи , экономисты и финансисты уже получают один паек и не простой, а итровский или в магазине ответственных ра ботников. 100 человек ни один из которых не имеет прямого отношения к промыслу— тем не менее получают вдобавок к основному п а й к у трало вый паек, предназначенный в приказе Наркома только для моряков-промысловиков. До чего дошло разбазари вание пайков если даже на ведывающему магазином Прок- ш ину положили траловый паек. Даже его помощнику не пожалели. Впрочем, им то давали не зря. Прокшин имел прямое предписание от правления Мурманрыбы нико му не пред'явдять списков снабжаемых, ни, боже упаси, копии списков. Д е ся т ки траулеров бороз дят Баренцово море. И в шторм, и в бурю ’ ^самоотвер женно работают моряки . И результат и х работы это сот ни и ты сячи тонн рыбы, о т- п р а в л я е м о й пролетарским центрам. Партия ’и правительство создают все условия для то го, чтобы этот тр уд был воз награжден. Приказ т . Микоя на лишний раз подтверждает э ту исключительную заботу и внимательность, о каждом моряке тралфлота, самоотвер женно и честно работающем. И вот в о к р у г этих пайков собралась к у ч к а любителей хорошо покуш ать . Самым бес совестным образом они рас хищают продовольственные фонды специального назна чения. Они не ^смогли бы этого сделать, если бы не благо склонное разрешение управ* ляющѳго трестом, ведающего распределением пайков, если бы был выполнен приказ Наркома. Ф . Леонидов. КАК ПРОЗЕВАЛИ БОЛЬШИЕ ПОДХОДЫ МОЙВЫ (ПИСЬМО Бригады гослова № 9 (брига дир Ромашов) переключена из Тѳрибѳрки в Воронью для лова мойвы. При переводе в Воронью администрация гослова (т . Еуз- нецов, Лысенко и техник по бе реговому лову Ларин) обещали обеспечить бригаду полностью тоннажем н погребами. В Вороньей имеется неограни ченное количество мойвы. В пер вый же день лова мы выловили и погрузили иа мото-бот „Ре конструкция* 10 тони мойвы. * ОТ РЕДАКЦИИ: Почта недопу стимо задержала доставку письма Баева. Ояо отправлено 23 апреля, а получено редакцией только в мае. В течение этого времени контора гоолова неоднократно обращалась в УБРО по поводу тоннажа, но УБРО ( нач. тов. Безденежных) ни чего не сделало д л я обеспечения лова мойвы тоннажем. Гослов вы нужден был сам органиаовать прием ку мойвы своим небольшим ботам. Мойва не дожидалась полного обеспечения бригады № 9 тоннажем ЛОВЦА) Через двое суток бот снова при шел в Воронью и опять взял та кое же количество мойвы. В виду таких больших подхо дов мойвы наша бригада срочно потребовала дать больше тонна жа. Но тоннажа нет и по сие время. Бели бы наша бригада была обеспечена тоннажем полностью, то могла бы в среднем вылавли вать по 30 тони мойвы в сутки. Баев (бригада № 9). * ж ушла из губы Вороньей. Бригада Ромашова выловила только 150 тонн мойвы, а подходы мойвы обеспечи вали вылов до 2000 тонн. Уход мойвы нз Вороньей оигна- лизирует о неповоротливости руко водителей УБРО, о неумении жх маневрировать приемным флотом. \ Случай в губе Вороньей должен послужить уроком для руководите лей рыбохозяйственных организа ций. Ііж в коем случае нельзя до- пуотить повторения подобной ис тории. О ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ И ЛЮБВИ К ПЕРЕПИСКЕ . 16 марта сего года техниче с ки ! отдел управления тралфло та направил жа Судоремоитныі завод номенклатурную ведомость за № 186-161/17 на запас ные части. 24-го того же месяца начальником управления трал флота был подписан договор, за ключенный с СРЗ на изготовление запасных частей. В тот же день вышеупомяну тый договор вместе с дополни тельной ведомостью на запчасти по дизельным тральщикам—был отослан руководителям завода. Номенклатурные ведомости со ставлены по всем правилам но менклатурного искусства. Они соответствующе разграфлены, графы заполнены: иколец порш невых..... 350 штук, крышек ци линдровых..... 15 штук, пальцев поршневых..... 50 штук и т. д. В специальной графе. „Срок вы полнения* указано все точно: когда должны быть приготовле ны те или иные части. На 50 процентов заказ трал флота обеспечен чертежами. Еазалось бы чего же недо стает? Теперь дело лишь за из готовлением означенных запас ных частей. Так нет, техническому дирек тору СРЗ тов. Гобчанскому все таки чего-то недостает. Несколько дне! назад, то есть через два месяца после того, как ену посланы ж ведомость, и до говор, и чертежи, Гобчанскні посылает в управление тралфло та такую бумажку: •Управлению тралфлота. В. Срочно. Постановлением бюро ОК ВЕП(б) от 2/ІѴ ван было предложено дать Судоремонт ному заводу дополнительную заявку на комплектное произ водство запасных частей. До сего врененн таковая заявка не поступала. Прошу поспешить с присыл кой этой заявки. Одиоврененно прошу выделить ответствен ного работника для проведения стандартизации деталей к а РТ совнестно с ПО СРЗ. Технический директор Гоб- чанский*. Е производству запчастей, да же по первой заявке тралфлота, на СРЗ еще не приступали. А нежду тем, уже во I I квартале завод должен был сделать трал- флоту первую партию запасных частей. И вот, внестэ того, чтобы начать, наконец, производство этих частей, технический дирек тор „весьна срочно" требует до полнительные заявки. В тот час, когда эта бунажка Гобчанокого пришла к главному инженеру тралфлота, вдесь на ходился директор Судоремонтного завода тов. Еиселѳв. Ёну было показано сочинение Гобчаиского. Еиселев прочел и сказал: — Это бюрократнзн. Вот именно, товарищ Еиселев, на вверенной вам предприятии к изготовлению запасных частеі относятся по бюрократически. Т. Ломоносова. ВЕТРЯНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ НА МУРМАНЕ В. С. Самоиленко Заведующий Мурманской Морской обсерваторией Недавно .Полярная правда* сооб щала о пуокѳ в экзаяоатацяю пер вой ветроэлектрической станции на Мурмане при морской обсерватории. Прошло ужа I 1/* месяца со дня пуска, кожзо подвести некоторые итоги ее работы и, вместе с тем, дать соображения об условиях р а боты ветряков на Мурмане. В пер зую о іередь необходима харакге- риотнка ветрового режима Мурман ского побережья о точки врвнжя скоростей воздушных потоков. Большая часть ветродвигателей (и в чаотнооти ветродвигатели кон струкции Центр, Ветро-Эяергетиче- окого Кяотжгута) начинают нор мально работать тогда, когда сред няя скорость установившегося воз душного потока не падает ниже 5 метров в секунду. Иными олова- ми, для работы ветряка достаточно, Чтобы ветер достигал силы умерен ного (4 балла). Ветры от 0 до 3 баллов (штилевые, .тихие*, „легкие* и .слабые*) составляют нерабочее время ветряка. Отрицательно влияет на работу ветряка порывиотость ветра и, особенно, неустойчивость его нап равления, обивая установившуюся равномерность числа оборотов крыльев. Для характеристики ветрового ре жима нами иоподьвованы, прежде всего, вапиои анемографа Морской обсерватории, который расположен совершенно открыто для ветров со всох сторон, и его данные мы мо жем применить ж любому совершен но открытому пункту Мурманского побережья (хребты, открытые оотро- ва, открытое море). Для получения представления о режиме мест защи щенных, нами использованы данные метеорологической станции на Ека* теринннском острове. Эти данные можно очнтать характерными для большинства населенных пунктов Мурмана, так как в каждом на них нетрудно выбрать меото, не менее открытое для ветров, чем площадка метеорологической станции Екате рининского остров». Средняя скорость ветра для от крытых мост ни ва один меояц, ва два года наблюдений, не опуока- лаоь ниже б метров в секунду. Даже в самые твхие месяцы (май и июль 1933 г.) она составляла 5,6 м/с. В зимние месяцы она обыч но превосходит 9 м/с., а в январе 1934 г. доотигала наибольшей вели чины 12,4 м/с. В среднем, ва весь период наблюдений, она оказалаоь равной 8,0 м/с. Уже одно это ука зывает, что рабочее время ветряка, даже в оамыѳ тихие месяцы, долж но превышать 50 проц По ваписям анемограф а можно подсчитать точно холнчеотво рабочих и нерабочих часов ветряка ва каждый день. В среднем sa 1933 год рабочее время соэтавляѳт 70 проц. В зимние месяцы процент рабочих часов под нимается до 80—90 проц. Наимень шее число рабочих часов упаяо на май н июль 1933 года и март 1934 г., но вое же превышает 50 проц. Если ветро-электричеокая станция используется для целей оовещ*ная ж отопления (как вго почти всегда бывает), то мы можем вовсе h o k i d - чить жз недочета: дня освещения—ме- ояцы май, нюнь и июль. Тогда про центы рабочих чаоов оказываются: в 1932--&3 г. 7бѴ2'проц.; в 1933—34 г. 74 проц. Для отопления — месяцы июль и август. Получаем для 1933 г. процент рабочих часов 73. Из всего оказанного ясно, что при наличии на электростанции доста точно емкой аккумуляторной бата реи (200—250 ампер-часов), которая может при рациональном и эконом ном использовании заменять гене ратор д л я освещения и отопления в течение около суток, мы можем рассчитывать на почти бесперебойное снабжение электроэнергией в тача ние круглого года, в оаобеннооти в течение осенних и з імннх месяцев, то-ѳоть как раз тогда, когда это наиболее важно. Для полного освещения этого во проса, нами было подсчитано коли чество и продолжительность .ш ти левых* (нерабочих) периодов в раз личное время года. Не приводя пол ных данных, укажу, что общее к о личество нерабочих периодов, прѳ- вышавшгх по своей продолжитель ности 20 чаоов, ва 1933 год равно 25. Из нах 10 приходится на период май—август. Таким обравом, лніпь в течение 15 дней в году мы имеем такие условия, что вапаоов энергии аккумуляторов батареи может ока- аатьоя недостаточно для поддержа ния постоянного н достаточного на пряжения электро тока. Это состав ляет около 4 проц. на год. Наиболее длинные, превышавшие 2 суток штилевые периоды, эа два года наблюдались всего 6 раз, т. е. в'ореднвм по 3 в год (в октябре 1932 г.—62 часа ж 94 часа, в мае 1933 г.—77 чаоов, в декабре—48 ча сов и в марте 1934 г.—62 часа и 101 чао). Что каоается штормов, то как по казал опыт работы первого ветря ка, при силе ветра ве превышаю щей 10 баллов, ветродвигатель ра ботает нормально. Лишь во время жѳотких И - б а л ь н ы х штормов и ураганов, вероятно, придется вы ключать ветродвигатель на холо стой ход, что никакой, однако, опас ности для ветряков, при правиль ном уходе, не представляет. З а два года мы имеем только 29 чаоов, когда скорость ветра был& равна 11 иди 12 баллам. Эти часы, которые также следует причислить к нерабочим, не состав ляют даже 0,2 проц. всего количест ва чаоов в году. Приходятся они, главным образом, жа январь и фев раль. Для меот не вполне открытых для іетров, мы не имеем т аких подробных наблюдений, так как на метеорологической станции Екате рининского оотрова в других нет анемографа. По данным метеороло гической станции Екатерининско го острова оказываетоя, что средняя скорость ветра там, в среднем, в 1.5 раза меньше ветра на совершен но открытом меоте. Пользуяоь этим коэфицнѳнтом, мы 'произвели пере расчет числа рабочих часов, умень шая все скорости, записанные ане мографом Морокой обсерваторжн в 1.5 раза. В среднем, ва год, рабочее время ветряка оказывается равным толь ко 49 процентам, т.-ё. составляет около половины всего чнола рабочих часов. Однако, еоди исключить июль ж август, то рабочее время выр а зится в 54 проц. Если же ве считать, применительно к целям, освещения май, июнь и жюаь, то рабочее вре мя выразится в 57 проц. Эти данные необходимо учесть при установке ветродвигателей в не в полно открытых для ветров ме стах. Подводя нтогя мы можем прионать, что условия для работы ветрэдвк- гателей на открытых д л я ветрев местах Мурманского побережья весь ма блігоориятяы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz