Полярная правда. 1934, май.
БОЛЬШОЙ ДЕНЬ Весенние проверочные испытания в школах Сегодня первый день у с т ны х испытаний. День больш )- го значения для каждого из этой оотни учагцахся, запол нивших помещение 4-ой ФЗС . Ведь сегодня в какой то сте пени решается судьба—д о водятся итоги годовой учебы. Но напрасно было бы искать следов растерянности и угне тенного состояния. ш кол ьны й двор гуд и г от десятков звонких голосов— это резвятся ребята исполь зуя время оставшезся до на чала урока. О ткуда эта весе лость. Оттого, что им напле вать на проверку? Нет. Толь ко не это. Попробуйте сде лать такое заявление любому учащемуся... Нет. Это разуль- тат созданной в школе здоро вой атмосферы. Ребята знают, что весенние проверочные испытания это не УГОЛОК ПРОПАГАНДИСТА КАКИЕ КЛАССЫ СУЩЕСТВУЮТ В СССР? начале^’ испытаний отвечают подготовленные учени ки ; их бодрые правильные ответы вселяют уверенность в более слабых учеников. Николай Андреевич ’{задает экзамены вопрос Кроп іепину. с и х казуистикой , запутан -; — К а к работает ганзратор? ными вопросами, с уни зи тель -J Крошения берет мелок и ными и мучительными поряд- чертит на доске схему гене- ка и и , а деловая проверка зна- ратора. Попутно об ясняет. ний . ( — Вот это магнаты. Норд Звонок прерывает игры . По и зюйд—значит северный и коридору слышен топот со- южный. Вот эт > якорь. А вот тен ног. Дверь беспрестанно j вводы. Эго коллектор. Ог тре- скрипи т . Ученики расходятся ’ ния щеток на магнитах обоа- по классам. (зуется эзектричеотво. Эго Стуча партами, рассаживают электричество снимает кол ея учащиеся 7-го класса. Ве сенние проверочные испыта ния для них имеют особое значение. Они кончают ш колу . Педагога еще нет. И эти несколько минут ожидания каж у т с я очень долгими. Вот в у г л у три ученицы , лектор и то к бежит по про водам. Крошенин рассказывает спо койно, будто беседует с това рищем о только что прочи танной кни ге . I Потом Крош энин берет р у ч к у колесика и вертит коле- вынув тетрадь громко повто -4сико . Динамка соединена с ряют закон Ома. {гальванометром. С грелка галь- Преподаватель физики Н и - , ванометра отклоняется вправо, колай Андреевич Ошин вошел Динамо дает то к в ф іасс. Учени ки поднялись: Староста четко отрапортовал* — Взе 36 человек налицо, явились без опозданий. Потом весь класс дружно сказал: Очень хорошо, Кроше нин. Садись. Следующим отвечает Зай цев. Он бодро рассказывает, к а к то к идет по цепи. Гово рит о единицах измерения — Здравствуйте Николай і тока. Выводит формулу си- Андреевич. |л ы тока. — Здравствуйте ребята, са - ‘ — Очень хорошо — поме- дитесь. чает Николай Андреевич у Николай Андреевич ставит на стол гальванометр, малень к ую динамо-машину и рео стат с электролампочкой, от крывает тетрадку, в которой записаны фамилии учеников и проставлены вопросы, по кѳторым надо проверить ния ученика. Ребята следят за к а ж д ы м ' Ребята,обрадованные успехом НА УРОКЕ ФИЗИКИ вместе с преподавателем сде лали для кабинета физики много приборов и поэтому они рассказывают о генераторе, о гальванических элементах, о законе Ома, не к а к зубрилы, выучившие наизусть от слова до слова задания. Нет они мыслящее люди советской ш іо л ы В этом принципиаль ное различие между старой и новэй ш«олой. В ответах учеников есть система. Оин умеют вопрос развить и^обобщить. Нет про сто „'вопросов и односложных ответов. Езть беседа по теме. Крошенин, Зайцев, Мали новская и ещ 1, три десятка д р у ги х кончаю г ш колу . В дальнейшем у каждого из них свой жизненный путь . О-іи будут учиться в девятилетке, в техникуме , на курса х . ^Сегодня они подвели итоги своей учебы за год по фи зике. Они учились ударно весь год. Итоги прекрасные. Из ш *олы о н и ’ у й д у г обогащен ные знаниями. В этом нема лая заслуга педагога. Оа с у мел ученикам передать свои знания. Ударяй* педагог — Эпоха диктатуры пролета риата есть эпоха наиболее резкого изменения в состоя нии и взаимоотношениях раз ны х классов. Диктатура про летариата имеет своей основ ной задачей ликвидацию клас сов вообще. О ходе выполне ния этой задачи Ленин в 1919 г. писал так : „Чтобы уничтожить классы, надо, во- первых, свергнуть помещи ков и капиталистов. Э ту часть задачи мы выполнили, но это только часть и притом нѳ са мая трудная. Чтобы уничто жи ть классы, надо, во-вторых, уничтожить разницу между рабочим и крестьянином, сде лать всех—работниками. Это го нельзя сделать сразу. Э г о - задача несравненно более т р у д ная и, в силу необходимости, длительная. Эго—задача, к о торую нельзя решить свер жением какого бы то ни бы ло класса. Ее можно решить только организационной пе рестройкой всего обществен ного хозяйства, переходом от единичного, обособленного, мелкого товарного хозяйства к общественному крупном у орудием этой перестройки является коллективизация сельского хозяйства на осно ве общей индустриализации страны. Процесс коллективи зации есть процесс классовой борьбы. К о л л е к т и в и за ц и я - рычаг ликвидации кулачества к а к класса. Задачей кол л е к тивизации является, к а к ска —будет иття все более у с ко ряющимся темпом и что окончательное «превращение сельского хозяйства в хозяй ство однотипное с социали стической промышленностью» является для нас ближайшей конкретной исторической за дачей. Нельзя поэтому говорить ни зано в вышеприведенных е л о -1° том> что крестьянство уже вах Ленина, .ун и ч тож и ть раз* j перестало быть в ССОР осо- ниц у между рабочим и кре-<бым классом и что в Союзе стьянином, сделать всех — j ударника ученика . Ведь ° т .хозяйству*. Ясно, что на опи- 8 конечном счете | санноМ Л е н и ны м 'п у ти от ка- 2 v « yC' eBde" ° ? У ^ І н а т а л и с т и ч е с к о г о к социали- ков. Уметь З іиатѳресовать,: коммунистиче- уметь заставить учеников про- обшзТ-твѵ оазчичные рабатывать предмет, а не про-1 кла сУы> которыѳУ заРтаѳт про . летариат, завоевав власть, должны претерпеть серьез нейшие изменения. Основным здесь, к а к указывают приве денные слова Ленина, являет ся, после свержения власти помещиков и капиталистов, сто вызубрить—большое ис - і кусство . Весенние проверочные I испытания в ш к о л а х—это не! только проверка знаний уче ников, но и проверка педа г о г а . . . Резкий звонок прервал за нятия. П олучив разрешение 'такая „перестройка всего об- Николая Андреевича ребята і щественного хозяйства- , ко- гурьбой побежала на двор, на ули ц у . Из 36 сдававших в этот день зачеты по фазике— 6 получи ли отметка—„очень хорошо", 14—.хорошо4*, 15 „удовлетво рительно* и лиш ь один— „не удовлетворительно4*. А. ПАУЛИН. работниками14. В иных словах та же зада ча указана в резолюции X V II с'езда партии тт. Молотова и которой сказано, что осуще ствление полной коллективи зации обозначает, что „по своей общественной форме сельское хозяйствэ ся однотипным с существует т о л ь к о один клаос — пролетариат, к а к склонны иногда упрощать это дело некоторые, не по по^ докладам j p a3y My П0СцѲшающие това- Куйбышвва, В ’ р ИЩ^ на 0 том> что колхоз . ное крестьянство является якобы каким -то «новым клас сом». Политика партии, проводи- становит- :мая под руководством това- промыш- j рища Сталина, привела к гро- ленностью, сел ьскохозяйствен- ный тр уд превращается в разновидность труда и н д у с т риального...* Колхозное крестьянство ра ботает на государственной земле, на государственных средствах производства и средствах производства, при надлежащих данному кресть янскому /колле ктиву . „К о л х о зы к а к тип хозяйства ,—гово рил товарищ Сталин,— есть одна из форм социалистиче ского хозяйства- . Однако, надо помнить неод нократные указания тов. Ста лина на многочисленные и упорные пережитки мелкособ- Т Ѵ П Р П Ь ѵ н чиаем п? только ственнической психологии , к о - [ отвѳт нѳ метафизический, а Теперь мы знаем не только I торыѳ не мо гут ^ диалектический, должен быть торая должна .унич тож и ть разницу между рабочим и крестьянином4 *мадной победе социализма, заключающейся в том, чго основная масса крестьянства быстрым темпом двинулась к социалистическим спосо бам производства. «Факты го ворят, чго наше советское крестьянство окончательно от чалило от берегов капитализ ма и пошло вперед в союзе с рабочим классом—к соцналаз- Муэ. При этом кулачество в ос новном ликвидировано ка к класс, а некоторая чаоть крестьянства отстала от обще го движения и застряла на переходном положении еди ноличников—завтрашних кол хозников. Итак, развернутый ответ на вопрос о классах в СССР, мета изический, а из теоретического учения Маркса—Энгельса — Ланина— Сталина, но и из практиче ского опыта первого проле тарского государства, что себя в тетради. К доске идет Вирин . Он об‘ясняет закон преломления света сквозь призму. Решает задачи, пишет формулы. — Хорошо — говорит Н и колай Андреевич и улы - зна-1 баете#. Настроение в классе бодрое. преподавателя, вызовет, что движением Ж д у т , кого спросит. — Крошенин! — Да—ответил тот и под нялся. Крошенин один из л учш и х учеников . Он хорошо учился весь год. Николай Андреевич вызвал его первым именно поэтому. Крошенин ответил хорошо. А ведь очень ваясно для всего класса , если в своих товарищей, начинают переговариваться, ш ум еть . I Николай Андреевич напоми нает им об условии сегодняш него занятия. — Мы договорились сидеть тихо . Ребята смолкают. Слышно ка к трется мел о доску . Это ученица Мохортова ри сует гальванические сосуды. Крошенин , Зайцев, Вирин, Мохортова любят учебу . Они ИСПЫТАНИЯ ВЫЦЕРЖАНЬі I.. РАСПРОСТРАНИТЬ ИДЕЮ ЦЕХТОРГФННПЛАНА НА ПОБЕРЕЖЬЕ Инициатива рабочих рыбо обрабатывающего завода, со ставивших план своего ЗР К в цеху , доказала свою ж и з ненность и начинает приви ваться во всей рыболовецкой системе города. На Судоремонтном зазодѳ в цехах появилась тетрадь, в которую 1300 рабочих запи сали свои требования на 3 квартал. Проведены собра ния на всех строительных об 'ектах Мурснабстроя. Там тоже все рабочие втянуты в составление плана. В ЗР К подсобных предприятий и судо* верфи каждая бригада, каж дый цех составили сп и с ки на требуемые товары. Рыболовецкие З Р К начали составлять план снизу . Ты ся чи рабочих участвуют в со ставлении плана своей коопе рации, помогают ей. И порт няжная мастерская на 8 порт ных, которую организовал тралфпот, есть результат ра боты поновому. Движение снизу началось. Но им п л р х ) руководят, ни кто его не направляет. Рыбо- ловпотребсоюз, об‘явив • ко н к у р с на лучшее проведение этой работы, ни разу не по интересовался узнать, ка к ра ботают ЗРК , ничем не помог им. Совещание, созванное ре дакцией „Полярной правды* показало, что каж ды й ЗРК работает по своему и по сво ему понимает составление нлана снизу. В З Р К тралфлота собрали требования от 80 проц. всего состава моряков. При рас смотрении собранных требо ваний выяснилась любопыт ная особенность: основное ме сто в требованиях занимают за казы на костюмы, и х потребует ся 1700 и почти такое же кол и чество желтых ботинок. Пред седатель З Р К решил удовле творить все эти требования сразу, Без учета ударничест ва, без учета качества рабо ты команды каждого тр а у лера. Помимо того, что ставка на удовлетворение требований всех рабочих в течение одно го квартала не реальна, это создает обезличку в снабже нии, отодвигает преимущ ест венное снабжение ударников на задний план. В З Р К Судоверфи, наобо рот, решили, что выполнить требования рабочих в у к а занные ими ср о ки—вещь вооб ще невозможная. И потому там не хотят давать гаран тию в получении требуемых товаров. А ведь план саи- з у тем и отличен ог ста рого плана, что он зазтав- ляет З Р К не ждать, когда а добиваться точно указан* придут товары, их получения в ныѳ сроки. Характерно и то, что ра ботники З Р К опыт планиро вания сни зу называют не цехторгфин планом, а .и з у ч е нием спроса потребителя**, „предварительными заявка ми* всем, только не цехторг- финпланом. Дело, конечно, не в названии, а в нонамании сущ ности цех- торгфинплана. Н а з ы в а я цехторгфин- план „изучением спроса4* ЗРК , собрав требования,боль ше к рабочим не показывают ся, не хотят обсуждать на рабочих собраниях сверстан ный план. Называя цехторгф анплан „предварительными заявками* работники ЗР К составляют требования почти иекючи- тѳльно по группе готовой одежды и обуви, не касаясь ни плана мобилизации средств, ни промтоваров, различ нѳго ассортимента, ни децент рализованных заготовок и самозакупок. Я сно, что такое односто роннее понимание участия рабочих в составлении тор г финплана—не верно. К а к же должен составлять ся цехторгф индлан? На совещании работника ЗРК все-же нашли оЭщия язык. Перваеіі^часть работы—это сбор требований рабочих. Затем идет составление сводного плана и заявка на требуемые товары. В это же время определяются возмож ности получения фонди руемых товаров, пошивки го тового платья, заключения дированы простым переходом от единоличного хозяйства к хозяйству коллективному, но требуют длительной воспи тательной работы по и х вы корчевыванию. Ленин еще в 1919 году у ка зывал, что .д л я полного унич тожения классов надо... пре одолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно , упорно и особенно трудно поддается преодолению) мно гочисленных остатков мелко го производства, надо п р е о д о леть громадную силу привыч ки и косности (подчеркнуто нами. Ред.), связанной с эти ми остатками*. Следователь но, необходимо различать п уть и цель, по которому и к ко торому идет крестьянство под руководством пролетариата, и тот этап, на котором охвачен ное коллективизацией кресть янство находится в данный исторический момент. З а д а ч а коллективизации сельского хозяйства—социа листическая переделка кре стьянства, к а к особого клас са, в работников единого бес классово го общества. П уть , которым партия идет к этой цели, — переработка старых производственных н а в ы к о в договоров на приобретение торговых организациях Рыбо товаров ширпотреба и т. л. ! ловпотребсоюза, то она совер- После того, ка к определится шѳнно не коснулась еще окру- количество товаров, работни- га и побережья, ки ЗРК на рабочих собраниях Между тем, составлеаиѳ пла- делают сообщения, какое к о - ' на снизу с учетом всех за- личество товаров на та ко й -то ! просов и особенностей от- квартал З Р К получает, и дельных слоев трудящ ихся чьи именно требования в те -\ села особеано необходимо, чение этого квартала будут т. к . именно там снабжение по ярко вчон^шлась н словах плановик* Благовещенского. — То, чго применимо в од ной системе—невозможно в другой . И поэтому в Горпо ничего I мелкого товарного производи- не делают, остаются на ста рых позициях. Надо еще отметить, что если перестройка планирова ния началась в городских удовлетворены, обязательно предусматривая первоочеред ность снабжения ударников и рабочих ведущих про фессий. На этом же собрании дол ж ны быть обсуждены ко н трольные цифры по мобили зации средств. Рыболовпотребсоюз обязан в ближайшее время точно разработать все детали цех- торгфинплана, для того, что бы уничтожи ть разнобой, ко торый до сих пор сущ е ствует. В то время, к а к в Рыболов потребсоюзе, хотя и с ошиб ками, все же началась работа по перестройке планирования, в остальных кооперативных организациях не делается ни чего. поставлено скверно, а затова ривание ненужными товарами очень велико. Большую роль в удовлетво рении требований рабочих должна сыграть промысловая кооперация. Однако, Муриром- союз не согласен с этим. Оа отказывается давать гаран тию на изготовление готовой одежды в указанные ЗРК сроки и не гарантирует та к же качество пошивки . Кроме того, Мурпромсоюз и артель инвалидов берут за шитье такие цены, что стоимость, при мерно, костюмов удорожается в два раза по сравнению с ценами промышленности. Перестройка начинается. И сейчас необходимы повседнев ный контроль и помощь ни зовым кооперативным орга- Предстазптели ОРС'а п >рта ' назациям со стороны поав- и железной дорога на совеща нии не была. Позиция же Гор* ленаа тор гующ их си*тем. • Л. Фролов. теля, выкорчевывание из его сознания тысячелетних навы ков мелкого хозяйчика сред ствами коллективного труда, на б а з е обобществления средств производств и меха низации производственных процессов. Когда era цель будет достигнута и этот путь пройден, мы п о л у іим возмож ность говорить о завершении переделки крестьянства, к а к особого класса, в работников социалистического общества. Но провозгласить сегодня, что этот п у ть уж е пройден, у нас нет н и ка ки х оснований. Сегодня мы можем говорить только о том, что ди ктатура пролетариата сделала громад ный ш а г вперед в делз со- зданая условий к превоаще- нию трудящ е гося крестьян ства в работников бесклассо вого социалистического об щества. М)Жзо та кж з с уве ренностью сказать, что дви жение по этому п у т и , по ме ре насыщения сельского хо зяйства машинами, по мере внедрсаая социалистических методов организация труда , по мере под'ема материаль ного благосостояния кол хо зов, по мере осуществления лозунга вождя сде іать всех к о л х о і н и к о з зажиточными, а юлхоаы — большевистскими, таков. Кроме пролетариата, осуществляющего свою клас совую д и кта т ур у о целью ликвидации классов и построе ния бесклассового социали стического, а затем комму нистического общества в СССР, имеется еще один основной класс: крестьянство, основная определяющая часть которого уж е порвала о мето дами производства, характер ными для мелких товарных производителей капиталисти ческого общества, и под руководством пролетарского государства быстро двигает ся к превращению в работ ников общего социалистиче ского хозяйства, и сравни тельно незначительная по езоему весу в хозяйстве группа крестьян, остающаяся пока еще на почве старых методов производства, бесспор но отличных от новых мето дов производства, к которым перешла основная масса крестьянства. Советская интеллигенция прочно идет за пролетариа том. Еще в 193 і г. товарищ Сталин отметил поворот ста рой технической интеллиген ции в сторону советской власти. Дальнейший хозяйст венный и политический рост нашей страны еще больше закрепил этот поворот, не говоря уж е о том, что подав ляющая масса советской ин теллигенции состоит сейчас из молодых кадров, выросших за годы революции и пре данных делу социализма. Наконец, в нашей стране сохранилось еще то отребье человеческого рода, которое товарищ Сталия в докладе об итогах первой пятилетки охарактеризовал к а к „про мышленники и и х челядь, торговцы и и х приспешники , бывшие дворяне и попы, к у лаки и подкулачники , быв шие белые офицеры и у р я д ники , бывшие полицейские и жандармы, всякого рэда бур жуазные интеллигенты шови нистического толка и все про чие антисоветские элементы*4. Но это уже.конечно, не классо вая группа и даже не под группа , это только— жалкие остатки разбитых классов. Эти враждебны^ охвостья не могут уж е и грать в стране никакой социальной рели, хотя вни оказывают тем более озверелое сопротивление, чем ближе чувствую т свою гибель. Чтобы добить и х окончатель но, еще и еще выше должна быть революционная бдитель ность всех п р ол е та р ия х орга низаций. (.Правда*4).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz