Полярная правда. 1934, март.

ОБЩЕС 7 ВЕННО-7ЕХНИЧЕСКИИ ЭКЗАМЕН НА СУДОРЕМОНТНОМУ ЗА ВОДЕ СДАТЬ ЭКЗАМЕН НА „ОТЛИЧНО" д е л о ч е с т и н а ж д о г о р а б о ч е г о КАЖДЫЙ КОММУНИСТ ДОЛЖЕН СДАТЬ ЭКЗАМЕН НА ОТЛИЧНО (Беседа с секретарем парткома СРЗ т. ОГАНЕСОВЫМ) Решения семнадцатого парт- {надо организовать второй тех о ‘ езда обязывают коммунистов экзамен стать ведущими в деле ос-1 Т у т у ж мы берем установ - воения т е х н и ки своего п р о - | в у , чтобы каж ды й коммунист изводетва. У нас на СРЗ это .сдал на отлично или во вся- выполняется плохо. Проводимый комсомолом техни че с ки й экзамен показал, что большинство воммуаистов в производственной т е о р и и слабы. Коммунистов , сдавших э к за ­ мен на хорошо и отлично— f диницы. В механическом це­ х у Тимофеев, Сазанов, в к у з ­ нечном— Елкин. Многие ком м у н и с іы не поняли важности этого дела. Вот. например, кандидат пар ­ тии Белик. К о гд а ему на ко миссии задали е опрос , он де монстративно отказался отве­ чать. Это получилось потому, что во время под готовки и гроведения техэкзамена парт- ор ганизация не обеспечила веаущей роли коммунистов , не мобилизовала и х сдавать ком случае не ниже , чем на хорошо. Собрание оценило первый техэкзамен, к а к первый этаа за овладение минимумом тех ­ н и ч е с к и х знаний. Первый этап выявил слабые наши места. Новый устав пар тии обязы­ вает каждо го коммуниста в первую очередь по-настояще­ му узнать дело, которое ему поручено, по-настоящему ов­ ладеть техникой производст­ ва. У с тав партии говорит , что каж ды й комм унист обязан „.. ка к член правящей партии в Советском государстве—быть образцом соблюдения трудо­ вой и государственной дисцип­ лины, овладевать техникой своего дела, непрерывно повы­ шая свою РАБОТУ НА-ГЛА 30 К сменил технический расчет В красном у гол ке котельно­ го цеха собрались электро ­ сварщики . Самому старому 25 лет. Производственный стаж по электросварке у большинства меньше года. Д ча месяца готовились они s сдаче техническо го экзаме­ на, серьезно занимались. И вот экзамен начался. — Рассказов!... С в а рщ и к—комсомол9ц Рас­ сказов снимает ш а п к у , берет мелок и становится у доски . — Вот вам д ад у т сварить дно дон ки , к а к вы сварите три разных к у с к а ? Рассказов отвечает. Он сначала схватит два больших листа в трех местах о т с т у п я от краев . Эго надо сделать, чтобы л и с ты не по корежило Потом начнет с в а р ку листов. — Стародубцев, а вы к а к Следующим проверяли зна- j У своив первые поня тия о ния Стародубцева. Он р а с - ,т е х н и к е электросварки , свер- сказал о способах плав ки , о щ и к и топерь не работают на том, ка к и е имеются ч у г у я ы и j глазок . Приваривая н а кл а д ку ка кие из н и х не поддаются на котел они не делают, к а к техэкзамен в первую очередь. | мен— к а к форма, не только производственную,! ~ о дѳдовую квалификацию*. С т а р о д у б ц е в оспаривает сказанное Рассказовым. Поэтому те хн и че с ки й экза - Всѳ шло самотеком. Сдал ко м м у н и с т -х о р ош о . Не сдал— н и к о го это не беспокоило. Мы разбирали этот вопрос проверки техминимума, но и и зучения , овладения, техни ­ ко й производства в ко н кр е т ­ ны х условиях судоремонтно- на общезаводском собрании го завода—-приобретает особое коммунистов и решили , что і значение. о т л и ч н и к и Не забыла ком иссия спро ­ си ть о металлах. Спросили , где применяется алюминий, к а ­ кие у него особенности и что достигается применением его в той или иной части машины . титѳ на доскѳ л ин ии вала. В первый день техэкзамена проверяли знания бригадиров. Командиры производства впер­ вые, не в у з ком к р у г у рабо­ ч и х—в бригаде ,— а перед всем цехом демонстрировали свои знания и навы ки . Их слуш ало больше 50 человек Наконец , очередь дошла до Яцен ко . Член комиссии инж е ­ нер Кривопалов сказал : —- Дот р а с с каж и , Яцен ко , ва к і ы ремонтируешь армату­ р у котлов? Р а с каж и т а к , ч то ­ бы люди могли п о учи ть ся . Задумался бри гадир . К а к он в самом деле ремонтирует? — Вот, ка к о й ты ввел способ запрессовки гнезд в клапана?— помогает ему инженер. Способ этот не новый. На д р у ги х заводах Союза он давно применяется , но на СРЗ сн стал применяться только с приходом на ѳавод Яцееко. — Способ такой — начал об‘ ясневие Я цен ко— к о р п у с клапана нагревается до мали­ нового цвета, затем вставляет­ ся гнездо. ІІо мере охлажде­ н ия к о р п у с клапана равно­ мерно обжимает гнездо и во время прессовки нѳ происхо -1 гадир Я цен ко , т а к подготовил дит деформация гнезда , к а к | он рабочих своей бригады сварке. Потом спрашивали Пашки- чава. Он говорил об эле ктри ­ честве, о том, к а к надо произ водить св а р ку . — К а к должен сидеть свар­ щ и к во время работы? К аж е тся вопрос п у с т я к о ­ вый. Но все ж е —к а к должен сидеть сварщик? Н з все ли рэвао? Оказывается , что нет. — Ко гда я приш ел в це х ,— говорит на чал ьни к цеха тов. Кѳкигфвст—я сра зу понял , что среди сварщиков кв а л и ­ фицированных очень мало. Они почти все сидели с ко р ­ чивш ись , ш л а н г с проводом п у с к а л и пове рх плеча , а электрод держали в р у к е , к а к карандаш . — Пишете или работаете?— спраш ивал я сварщиков , по раньше, лиш ь бы заплата побольше да потолще. Все, к то серьезно готовился , сдал техэкзамен на хорошо, те, кто отвечал на слабо, ког-« да ко н ч и л с я экзамен просили , переэкзаменовки. Отстающим н и к го не хотел быть. Даж е сдавшие на хорошо хотят пересдать на отлично. — Э ле ктросварщ и ки в боль­ шинстве своем энтузиасты с в а р о ч н о г о дела — го ­ ворит тов. Кени гфест . Но до си х пор и х ни к то не учил работать. Т е хни че с кий экза ­ мен мы еще не раз повторим, а у ч е б у развернем по настоя ­ щему. Этого требуют от меня сами сварщ ики , к а к требо- Мастер Тимофеев ^принимает отремонтированный вал у бригадира Яценко. 31 и — По моему не т а к ,— гово­ рит он—у нас тр и разных к у с к а . Е сли сварить боль­ шой л и с т со средним, то маленький к у с о к уж е нельзя будет приварить . Поэтому надо сначала приварить два меньших . Проверка знаний Рассказо ­ ва превращается в про вер ку знаний сразу н е с ко л ь ки х че­ ловек, превращается в ожив ­ ленную беседу. Ребята смеют ся, подш учиваю т , но не под ­ сказывают. — К а ки е вредные примеси в металлах? Рассказов отвечает. Оя от- И на эти вопросы ответил Я цен ко без запин ки . — Хорошо . Теперь вы ч е р - !, в^чает и на вопросы , что та ц е н т р о в к у . кое вольтова д у га , к а к она Еозбуждается, ка кова ее тем- Я цен ко в з я л - к у о о в мела пература? и подошел в доске. Д о с к а показалась ему черной и без­ донной. Р у к а не подымалась. Вместо четкой линии провел п у ь к т и р . Потом оправился и начертил . Техэкзамен Яценво сдал на отлично. Сейчас он сам экза ­ менует слесарей низших р а з ­ рядов . К сдаче техэкзамена Яцен­ ко хорошо под готовил и свою бри га д у . П о ка из бри гады проверили только двоих: Кущева и Сухарникова. Тех- экзамеа они обязались сдать на хорошо и свое обещание выполнили. Т а к сдал техэкзамен бри- Огвечал Рассказов толково и только один раз, смутив ш ись , тихо сказал : „засы пал ­ с я * . они не понимали моего воп - вали скорее провести техэкза роса. Н и кто из сварщиков не мен. К а ж ды й хотел себя про ­ верить и узнать , что знает Я П .ДРУГОЕ Теперь будем у чи ть ся . переменным током. Не знали ) У ч и т ь с я есть чему и у ко - ра зом кнута ли электриче - го . Н и к т о из сварщиков не с кая цепь между металлом и умеет работать та к , к а к рабо- электродом во время работы, тает с в а рщ и к Чусов. Он луч- Стали заниматься в т е х - .ш и й сварщик Судоремонтного к р у ж к е . Первые занятия в j завода и только сварщ ик Гу- т е х к р у ж к е показали, что с в а р -1сев начинает оспаривать пер- щ и к и те хни че с ки совершенно венство у Чусова . Еще не­ неграмотны. Но не только это давно Гусев был чернорабо- показали первые дай учебы . | чим,. а сейчас он показывает С варщ и ки , кроме те хн и ки , не вы со кий класс электросварки , знали та кж е и 4-х правил Г у с е в читает те хничес кую арифметики . Стало ясно , что ли те р а т ур у , внимательно вы- болы пиаству сварщиков рань -! слуш ивает у ка за н и я мастера ше, чем садиться за и зучение и инженера , присматривается электричества надо н а у ч і т ь с я , к работе Чусова и запоминает сложению и вычитанию. С м а - |о ш и бвп д р у г и х сварщиков* их тем а ти ки и начали. И то ги техучебы блестящие. Они говорят , ч го электросвар ­ щ и к и из неквалифицирован­ ны х чернорабочих стано ­ вя тс я опытными, овладеваю­ щ ими теорией и п р а к ти кой I сварщ иками . это бывает, ко гд а гнезда волачивают молотвом. за. к техэкзамену. А. Оленин. Отличники токарного цеха : Фомин , Филиппов и ком­ сомолка слесарь Цейтлина , сдлвиіие экзамен на хорошо . чтобы с а й в й у не повторить. Мечта Г у се в а — стать вы­ сококвалифицированным свар­ щ и ком . К о гд а шел монтаж Судоре­ монтного— на завод приезжал л у чш и й сварщ и к С о ю з а — Спинч . Гусев тогда был черно­ рабочим и помогал С п и н ч у на сварке котлов. С аинч дал первые у ка за н и я Г у с е в у , к а к надо производить св а р ку , ка к д е рж а іь электрод, к а к узна ­ вать по пламени и искрам до­ статочно ли напряжение тока . С пинч уехал , но Гусев н а,- забыл его у ка заний . Техниче ­ с к и й экзамен он сдал на от­ лично. Взял обязательство пе­ ресдать техэкзамен на сверх- отлично, предварительно под­ готовившись . Все св а рщ и ки взяли на се Через экзаменационную к о ­ миссию по корпусно -ко тел ь ­ ному ц е х у пропущ ено пока всего 10 человек, Н з них 9 бригадиров и один котель ­ щ и к . К ом и ссия п р и опросе бригадиров старалась пр о ­ верить, умеет л и бри гадир читать чертеж , изобразить эсвиз детали, быстро ли он ориентируется п р и выборе требуемого чертежом мате­ риала и т. д. 'З а д а в а л и с ь вопросы, с по ­ мощью ко то ры х комиссия создала себе впечатление о бри гадирах , к а к об организа­ торах работы своих бригад. За двадцать—тридцать ми­ н у т опроса каж д о го экзаме­ нующ е гося получалась ясная картина о квалиф и кации того или ино го бри гадира . У ж е с первых д в у х засе­ даний комиссий можно сде­ лать выводы о техническом уровне рабочих всего цеха. Установлено , что все б р и ­ гадиры без исклю чения не имеют твердой уверенности п р и разборе чертежей , не приучены работать по чер­ т е ж у и по ч ти Евсе нѳ м о гу т набросать х о т я бы грубо э с ки з ка кой -либо детали. Очень слабое имеют они пред ­ ставление о механических к а ­ чествах материала. Е с ть бри гадиры , которые не м о гу т сделать ра звертки усеченно го ко н у са , ила под ­ считать площадь простейшей геометрической ф и гуры . Нет ясного представления о значении той ил а иной ча ­ сти корабля , кроме котла . Бри гадиры привы кл и нахо­ ди ть ся под руководством и полной опекой мастеров. Т а к , нааример, без помощи масте ­ ра бри гадир К у п ц ів не мо г сделать та ко й простой вещи , к а к подобрать по длине за­ к л е п к и для ремонта РТ-22. У бри гадиров нет инициа ­ тивы . Отсюда ясно , что те хн и ­ ч е с к ую у ч е б у бри гадиров на­ до у сил и ть . Надо ор ганизо ­ вать тематические зан я ти я . Б р и гад иры обязаны повы ­ шать свою общ ую и те хн и ­ ческую грамотность . Г. Родин. ХРОНИКА СОЦ-ТЕХ-ЭКЗАМЕНА НА СРЗ ф 24 января на Судоре­ монтном заводе за развал комсомольской работы сма нили руководство комсомоль­ с кой ор гани зации . О кр уж но й комитет комсомола послал креп ко го работника на завод. ф Новое руководство энер­ ги чно взялось за выполнение у ка за н и й Ц К В Л КСМ о про­ ведении общественно-техниче­ с ко го экзамена. Ф У ж е 26 января партий - бя обязательство в будущ ем ны й колле ктив одобрил меро- сдать техэкзамен ва отлично, п ри я ти я , выдвинутые комсо- А. Паулин. КОГДА УЧЕНИКИ СТАНОВЯТСЯ УЧИТЕЛЯМИ Со ш кол ьной скамьи у Во­ лоди Тимофеева зародилось желание стать слесарем. По­ этому он все свое свободное время проводил в депо, где работали его прия тели Хомен- во и Свляров. Присматриваясь в и х рабо­ те, он спраш ивал о непонят ­ ном, пол уча л ра з 'яснения и кр е п ко и х запоминал. Нрави ­ лась ему у х в а т к а хорошо знающих свое дело людей. Особенно поражал его ре ­ монт паровоза. Ч удом это к а ­ залось. И спор ти тся к а ка я нибудь мелочь, а паровоз— та кая громадина— у ж е не мо­ жет сдвин у ть ся с места. По- т ащ у т его в депо в слесарям лечить. Заберутся слесаря в м аш ину , разберут ее, п о - шабрят ш а туны , переберут движение, запаяю т т р у б к и— гл я д иш ь паровоз опять за­ пыхтел , запарил и пошел из депо сам. Желание стать та ким же, ка в С кляров , росло у Тимо­ феева. В 1929 го д у Володя пол учил , на конец , возмож ­ ность исполнить свое жела ­ ние. Он попадает в набор сверх брони уч е н и ком слеса­ ря в мехмастерскую . С тех пор начинается его у п о р н а я работа по овладению те хн и - зали бри гадиры Чеботарев, к о й слесарного дела. Через тр и месяца после по­ с тупл е н и я Тимофеев держит свой первый экзамен. — Нас был«і двое: Бинун да я ,— рассказывает Тимофе­ ев.—Обоим нам дали задани. Сейчас это задание кажется до смешного л е гким , но т о г ­ да оно не казалооь таким . Нам дали к р у г л у ю б о л в а н к у - 60 миллиметров в диаметре и 40 миллиметров длиной. Из этой болванки надлежало сде­ лать ш е сти гранную га й к у . Я старательно при н ял ся за работу. И т а к вав я уж е рань­ ше присматривался к слеса­ рям мехмастерских , работа у меня ш ла с пор ко . Через не­ с ко л ь ко часов я г а й к у сдал мастеру . Мастер оценил мою работу на хорошо. Г ай ка бы­ ла сработана чисто и времени было потрачено на т р и часа меньше, чем положено. У п о р с тв о и внимательность сказались . Первый экзамен Володя выдержал Это его еще больше воодушевило . Что не что для звания хорошего ра- Пересолов, Можвроз . Ельцов. Желание постичь все тайны слесарного дела заставляло Тимофеева оставаться после работы ,иногда в выходные дни приходить в мехмастерскую для того , ч ю б ы под учи ться . К аж ды й день его у м обого- щ ал ся жовыми знаниями . Прошло три года. И в этом серьезном слесаре т р удно п р и ­ знать Володю, бегавшего в депо, собиравшего на улице г а й к и и болты. Последовательно он у з н а ­ вал все операции . От под гон ­ к и подш и пн и ко в он переходил к ремонту механизмов, сна ­ чала лебедок, затем донок, арматуры и динамо. Постепен ­ но осваивал ремонт машины на отдельных ее деталях . Тепер ему у ж е нѳ казалось чудом , ч то бездействующий траулер через некоторое вре­ мя обретал свою подвижность и силу . паровых машинах , о взаимо- он тщательно и добросовестно действии отдельвы х частей механизма. И к н и г и открывали ему все новые и новые с тр а н и ­ цы знаний, к которым он та к долго и у по р н о стремился . Н и кто не удивился , ко гд а готовился в экзамену . В красном у го л к е соби р а ­ лись слесаря. Первого вызва­ ли Тимофеева. К ом и с с и я задает вопросы: К а к проверить золотниви однажды бригадир Чеботарев главной машины? К а ка я раз- из пятнадцати слесарей н и да между в ул и с с о й Сте- остановил выбор именно н а . Фейсона и приводом клу га? .. Володе Тимофееве, выбрав Тимофеев об 'яснял , стоя у его своим помощником . Теперь Тимофееву н у ж н о было не только работать, но и руково­ дить бригадой. Тимофеев не растерялся . Он умело замещал бригадира, с успехом вы пол нял задания мастеров. В 1933 го д у мехмастерские перешли в СРЗ. А дм ин и ­ страция завода обратила вни­ мание на упорство в овладе­ н и и те хни кой , оценила знания Тимофеева и назначила его мастером. Володя Тимофеев, п р иш ед ­ ш и й в 1929 го д у в мехмаотер- с кие подроотком-пионером, стал руководителем высоко- квалифицированвых бригад Чеботарева, В а н я в ки на и Ох- рименко , и неплохим р у ко в о ­ дителем. У ж е сейчас, ко гда - то бы вш ий его учителем бри- понимал, он старался т у т же выяснить , обращался за со ­ ветом в мастерам и те ему охотно помогали . Он с благо­ дарностью и сейчас вспоми ­ нает ка в ую помощь ему ока- Но, узнав на п р в к ти в е еле- гадир Чеботарев оправляется сарное дело, Тимофеев п о н я л ,1У мастера Тимофеева—и быв­ ш и й ученив толково и веско дает об(яснѳния . Техэкзамен, воторый на* чад на заводе вомсомол, для Тимофеева был вторым э к за ­ меном в ж и зни . Несмотря на то* что он был у ж е мастером, ботника н уж н о еще овладеть- теорией. Это сра зу вызвало в вем желание заниматься. По вечерам после работы и в выходные дни он читал лите­ ра тур у * о слесарном деле, о доски . Р у к а его уверенно чер­ тила порш ень с цилиндром , золотниковую ко р о б к у и зо­ ло тни ки . Затем он об 'яснял , к а к по с т у п а е т пар; к а в ую работу выполняю т золотниви , объяснял правильяое р а с кры - тие окон и правильное поло­ жение п о рш н я . К а к становит­ ся золотник , если поршень стоит в ниж ней или верхней мертвой точке? Подробно отвечал Тимофеев на каж ды й вопрос. Председа­ тель комиссии удовлетворен­ но сказал: — Ответил ты , Тимофеев, на отлично, но продолж ай зани ­ маться самообразованием, оно тебе о каж е т больш ую п о л ь з у , Тимофеев комоомолац-комму нист. Он и з у ч и л решения семнадцатого партс 'езда и знает, ч іо в новом уставе есть п у н к т , обязывающий каж ­ дого коммуниста овладеть т е х ­ никой и знанием дела своего производства. Этот п у н к т для каж д о го комм ун ис та обяза­ телен. И Тимофеев его выпол­ нит . П о р у к о й этому его ж е - ланне стать полноценным ма­ стером слесарного деда. Л. Фролов. контрольны х вопросов по тех ­ м иним ум у . • '„К 'інец чернорабочей ива* лификации“ , т е х н и ч е с к и й эазамеа сдать на отлично44. Под такими ш ап кам и вышел номер ааводской мно готвраж * к и «Металлист» от 7 фев­ раля. „ . . . Я приветствую вто важ ­ нейшее мероприятие ком со ­ мола и п рим у в нем самое горячее участие Призываю в этом у всех бригадиров и ма- стеров“ — пишет в этом номе­ ре мастер Кузнецов А. ф Газета .М е таллист1 в следующем номере помещает обязательства бри гад и вы­ зовы. Однако, хорошо начав, она в течение 10 дней в трех номерах техническому экза ­ мену не п о с в я щ а е т ни с троч ки . ф 20 февраля после работы в красном у го л к е собрались слесаря и токаря . Они первые начинали тѳхакаамѳн. • Проверочная комиссий задает вопросы. Ст>я у до* экзамен не только молодежь ,' с к а отвечают б р и г а д и р ы ... но и взрослых рабочих,* го - Неймарк, Баев, Яценко. У в е - молом по проведению т е х н и ­ ческо го экзамена. ф 31 января на стенах за вода был расклеен п р и ка з д и р е кц и и о проведении тех ­ ничес ко го экзамена. • 2 февраля на общезавод­ ском пленуме комсомола вме­ сте о рабочими завода и ин ­ женерно -техническим и работ­ ни кам и об суж дал ись меро­ п р и я т и я по проведению об­ щественно -технического э к ­ замена. • Надо вовлечь в тех- »»• • ворили вы ступавш ие рабо­ чие. ф 3 февраля утром до н а ­ чала работы в к а ж д ую бри ­ гаду приш ел баседчик. В ме­ ханическом— у слесарей и то­ карей . В котельном— у к о ­ тельщиков . У кузнецов . В ра­ дио цехе. Повсюду разнес­ лась весть о большом деле, начатом комсомолом. Ф 38 брчгад охвачено бесе дами. 766 рабочих в клю чи ­ лись в поход за овладение техни кой . 124 рабочих а к ти в ­ но об суж дали мероприятия по этому походу. Включались в поход и брали обязатель­ ства. ф 6 февраля за кончили свою работу технические к р у ж к и . Сотни рабочих п ол у ­ чали минимум теоретических знаний. • Приближался экзамен. В помощь рабочим в цеха no jn - к и инженеры и т е х н и ки . Бы ­ ли организованы 'к о н с у л ь т а ­ ционно - справочные столы. 7 февраля все рабочие полу* чили к н и ж к и о перечнем ренно ч е р тя г они на досвѳ схемы механизмов. Но не все. Бри гадир Пиме­ нов, хорошо зная д о н к у на пр а к ти ке , не мог вычертить её схем у на д о с к е . . . В этот день прошло про ­ в е р ку 8 бригадиров. • Экзамен начался. У ж е за первые два двя по слесарно* му , токарному и котельному цнхам прошло п р о в е р к у 20 человек. С тех пор си с те ­ матически идет проверка. • ф С двадцатого февраля по 15 марта прошло пр о в е р к у 193 человека. У Первый кончил твхаква* мен кузнечный цех. Там на отлично сдало 13 человек, на хорошо 15, на удовлетвори­ тельно 9 и слабо 4. Первые от* личники ку зн е чно го ц е х а -м о ­ лотобоец Лыоков повышен в разряде. К у зн е цы - Елкин А*, Елкин Вл. направлены на раб­ фак. ф По токарном у ц е х у пер* вы*} отличники: Фомин, Филио* пов. По слесарному цеху : Ти­ мофеев, Сааонов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz