Полярная правда. 1934, июнь.

Г О Р Д О С Т Ь с о в е т с к о й с т р а н ы О предстоящей экспедиции на „Челюскине* я|ваервые узнал из письма Огто Ю іь- евача Шмидта, которое полу­ чал в Мурманске ранней вес­ ной 1933 г. Я тогда еще не совсем раз­ делался с экспедицией „Са- биряковам. Кроме того, пред­ стояло и гти на зверобойный промысел, поэтому я ещ і не знад, удастся ли пойти на „Челюскане* ила нет. В пэловине в ю ія м^ня от­ правили лечиться в Мацезту на подгрра месяца. 30 нюня я получил т е л е г р а м м у О. Ю. ПІандтя: .Двадцѵгь пя­ того ию іа ,Ч д лю ж іін “ при­ был в Ленинград под именем „Лена*. К а к здоровье? Когда можете выехать?4 Подумал, решал плюнуть на лечение и на следующий же день выехал в Л энанград. Приехал. Оказывается, суд ­ но уж е погружено. На судае был тогда кааитаа Безаас с Дальнего В ютока, который наблюдал за постройкой nJIe- ны“ в Копенгагене (отрои®* датская фарма „ьурейотер Вайн“ ). На другой день я одел свою морскую робу и стал ползать по пароходу, оемаг- ривать его. Но осмотреть уда­ лось только румпельное отде­ ление и канатные ящики. Все остальное судно было загру­ жено углем и экспедицион­ ным грузов. Н і ло прямо сказать: то, что удалось осмотреть, не произ­ водило хор ли зго впачзтле-іия. Судао по сзоей крепости и н*б )ру сичьно уступало .Се­ дому* И .СибИрЯКОЗу*. Эго бы іо пачги обычное тор­ говое судно, только снесколь- ко б ш ѳ толстой обшизкой С точки зрения арктического мореалавітеяя ко н з то у кщ я судла им ^л і юзестаые недо­ статка Оі о бы но слишком широкое. Носовая часть д >лж- н * была очень сильно воспри­ нимать удары льда. Ф>рма носа был і такова, ч г ) ^д а р н льда во^арзаимались не ппд- острым угла*, а асчти пэд прямым, что, конечно, сніьна сказываюсь на состоянии кор­ пуса Кроме того, су*а> было слишком діинно, чго пред­ ставляет собой ояреаеаенныа неудібства при плазаааа во іьда *. Слаб был кормовой на­ бор Пра плаваааа во льдах нередко праходатся де іа гь крутой поворот при очеаь медіенаом п >стуаатеж эаом д*ажеааи суда*: рудь на бор г, дать ма іп іае ход, й ко ­ рабль сгремагедьяо 6*юсаег- В. ВОРОНИН К А П И Т А Н тЧЕЛЮПКЯНАи УРОКИ „ЧЕЛЮСКИНА“ ся в нужаую сторону. Пои ; этом неиібеясаы толчка кор­ мы о лед почта под прямым углом. Чтобы выдержать тол­ чки, нуж^а коегмяй кормовой набор. вЧ ілю5кан* его не имел. Сгринге? (продольная бал- sa, идущая по уситенаому ц)яоу обивки) был слашсом короток и олабг он не шол ао всей длане судна, как это полагалось бы, а кончался аа трюме .Ns 2. Корочз, „Ч е ію з ка а * не мог считаться достаточно подхо­ дящ а * судчом д ія пдавааая в А ік т а к е , особвна) д ія сквозного п /ти от Лэіингрода до Берингова пролива. Н> вед* рзчь п л а не обобыча ім рей­ се, а о научной экспедиции ;Д т а этой цели „ Ч э п ф м и н * был приспзооблѳн, и не будь тяасзлого сосгояаия льдов на Чукбтоком море, піаванае .Ч е ію і к іа а “ могло бы ко н ­ читься бл ігополучао. Охзтояаае льд>в в том ила иаом paftoae — влщъ далеко еще не изучезаая. Зшасы ■гладь. С моей точка зрения это непрактично: при этом методе склепка каждая вмя­ тина приводит к большому ра­ стяжению листа обшивки ка крепко планки. кой-то остров значится на мо**й карте, а его нет. Какое может быть мореплавание f a t точных карт! Надо взяться за создание точаых морских карт. Дня Ка киеосю внче выводы дол- эт >го нужны научные экспе- льда в Аэктике более ила j не приходится. Несомненно,, менее постоянны, но его рас- существует известная зако- жны сделать мы, моряки, из дициа. Мае кажется, такие пределеаяе по отдельным!номерность распределения эксалоатацяи „Челюокива*? эзепедицаи следует райоям- районам мэняется с каждым ;арктического льда по райо- Прежде всего зимовка „Чѵлю- ровагь, т. и. дать каждой из нам, но она еще не изучена. !скиаам на в коем случае не них получше изучать только Зга неизученность стояла нам стават под вопрос целесооб- один участок, а не все А р к - 84М08КИ. „Челюскиа*, вонеч- разность Северо-Восточного таческое море. На мой взгляд, но, не м і г выдержать эту зи- пути . Я убежден, что этот бы то 6<і целесообразно орга- м із ку . Уже пра первой взтре- путь осуществи* и государ- назовать четызв таких аяспе- че в Каооком море оо льдом стзенно целэсэобразен, хотя с дцции. Первая: Елисей—мыс везенного происхождения (р)в- узко-коммерческой точка з -ое -^еаю скиа—Северная Земля— ные поля, масса ' сквозных ния он, может быть, менее вы - 1 пролив Валькицкого, выход дыр) поа малом, до среднего, годен, чем путь вокруг Е в - : экспедиционных судов из Ар- годом. Старые полярника хо рошо помня г, ка к в 1913 и 1914 г г . . Т аймыр * и „В ій г а ч и свободно ходячи п ) Ч уко т ­ скому морюсеверчее о. Вран­ геля я Новосибирских оогро- вов и проходили по побе- эежью до мыза Челоскааа. Там, встретив льды, она воз­ врат; шась обратно во Вла- дазосток. Значит, тогдаЧ /кот- окое море бьпо свободно ото льдов, проходимо дажэ дня судов, нв приспособленных к;показалась течь в обоих бор­ тах. Ясно, что заковка был* „Чеяюокаау* неюсальна. Но еще вопрос, ка к повел бы се­ бя вэ льдах Чукотского моря даже настоящий ледокол! Уж очеаь тяжэлый был ; лед в ходе, пра отсутствии толчков роаы. Руководиться надо, ко- іангѳпьске; вторая экспеди- о лед .Чілюзчич* полуниі по- нэчно, не такой .коммерцией*, цая: мыс Челюскина—Лена и вреждѳния: лопнул шпангоут, а интересами хозяйства с е - ! к западу от Новосибирских сорзалз несколько заклепок, вѳэных районов Союза. [островов, выход судов из лэдоаому піаванию. В тѳ ж*, годы состояние льда в запад­ ной часта Ледоватого океааа было очеаь тяжелым. Экспе- дац^я Седова дошла только до Панкрагьевокях острозов архишеяага Новой Земли, где. этом году... еызуждеаа была зазам)вать.I Кзтата, я Но Великий северный путь 'Лены ; третья: проливы Лаптѳ- ’ ва и Санаакова и к северу от о. К>телоног* до о. Колы­ мы, выход из Лены; четвер- слыппл разго- В текущем году было на­ оборот: на западе мы созар- шінно не аотрѳтини льдов. Чу- когсное жз море б залз все заполнено льдом. Год на год воры, будто в габела шЧ*яю- скааа* какую- то роль играла езарка. Зто абсолютно невер­ но. К о р іу с .Челюокааа* был не сварюй , а склепанный надо осзоить. Д л * это еще многого нехватает. Я остав­ ляю в стороне вопросы метео­ рологии, радиосвязи и пр., с кажу только по своей епѳ- цна іьнэоти—о морсних картах. Сейч іс нет точных морских ка р т арктических районов: мы пользуемся примптавны- ми, прабла женными каргами лоцаи Еегенова. Скажем, та- тая: Колыма—Берингов про­ лив, выход из Владивостока. В результате работ этих экспедицай мы получим точ­ ные морские карты, которые гарантируют нашим арктиче­ ским м ірапздвателя* сложен­ ный, беззпа&ііый путь. („Л. Р Л З Д 4 " ) В Д А Л Ь Н И Й ПРОФЕССОР ОТГО ЮЛЬЕВИЧ ІПМНДТ—£1АЧАЛЬНЯК ПОЛЯРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ .ЧЕ.ІЮПКИНА*. П У І Ь 16 ИЮЛЯ. На раоовѳтв ледожодь- аый п ароюд .Чѳяюоіснн" вышел ие Ленянграла во Влацивоото*. Пугь дальнее: Балтийское море аый ледовитый океан, Берингов ароиив, Тихий океан. На борту— >*коаедидня во главе о 0. Ю. Шмид­ том. 3 АВГУСТА. Мурманок. Здеоь— юодедняя бункеровка. 5ерѳт также уголь д л я .Красина": он должен яотретитьзя о ним. 11 АВГУСТА. Снова в море. Полу­ чена первая полярная сводка: в іролнвѳ Лаптева—лед в 3—4 балла. Лроход оудча возможен. 13 АВГУСТА. У мыса Лігерного обаапужаы .заяц*, парень дет 22. От Мурманска отсиживался в уголь- іой яие. Сегодня утром вылез и представился: эагузнаст Арктики, желаю итти с „Чѳлюокнным*. Паро­ ход бросил якорь и передал .зайца* ( на встречный .Аркоом. 15 АВГУСТА. Форсируя льды, ,Чв- люокнн* полу інл несколько вмя­ тин и остановился, чтобы вырав- {аять положение. Об'явден аврал. / отроятся деревянные бараки. У . каждого—опальный мешок, меховая одежда. Продоводьствае, радио и оамодет также на льду. В М О С К В Е 14 ФЕВРАЛЯ. Совет Народных Ко- Север- ’ мносаров Союза ССР организовал правительственную комиссию для оказания помощк чѳдюоквнцям под председатедьотвом В. В. Куйбышева. На Чукотском полуострове образова на тройка под председательством Челюскин* j начальника полярной станции мыоа гппл ы«а*л., тов. Петрова. во Л Ь Д А Х 1 СЕНТЯБРЯ. .Чэлюскин* подошел с одноименному о ним мысу—замой Ч ЕЛЮ СКИНЦЫ Н А Л ЬДУ I 16 ФЕВРАЛЯ. На Чукотском поду- оотрове об‘явлена мобилизация со­ бачьих упряжек. 60 упряжек вышло . из Уэллена на мыс Онман, гд« ор-! ганизуетоя база помощи челюскин­ цам. Комиссией отдано распоряже­ ние находящимся на Уэллене лет­ чикам Ляпидевскому и Конкину гото­ виться вылететь к месту аварии. 18 ФЕВРАЛЯ. Летчик Ляпидевзкий сделал поаытку вылететь в лагерь, но вернулся И8-8а пурги в Уэллен. 19 ФЕВРАЛЯ. Комиссией отдано распоряжение отправить в бухту^ t Провидения 2 самолета о Камчатки i ~ 3 из Влаиивоотока. 5Молокова 28 МАРТА. Леваневский и Слепнев вылетела из Фербенкса в Ном на самолетах, опѳциадьно купленных в Америк*. 30 МАРТА Іетчик Леваневский, имея иа борту механика-американ­ ца и уполномоченного правитель отвенной комиссии Ушакова, выле­ тел нз Нома. Возле Ванкарема Ле ваневскнй попал в густой туман, « изумительным мастерством ж отва гой удержав самолет от падения Летчик ранен оотальные невредимы. 1 АПРЕЛЯ Несмотря на мороз, лет чик Бабушкин на «заплатанном* са ­ молете ,Щ 2* вместе о бортмехани­ ком Валавиным прилетел из лагеря в Ванкарем. .Совет* находится на пути к Петропавловску. На Чукот­ ке—пурга. 3 АПРЕЛЯ Слепнев вылетел вэ Но­ ма и опустилоя в Уэллене. „Совет1* прибыл в Пегроиавловск-на-Камчат- ке. Галышев, Доронин и Водопья­ нов—в Каменском. Каманин и Моло­ ков вылетели в Уэллен. у Ц Е Л И и - ------------------ ------------------- — І 20 ФЕВРАЛЯ. В Америку выехали', (неверной точке материка. Здесь^ . уполн0л0ч«нный правительственной^ встретилась шесть совѳтових с у д о в : 4д0МН 0 Сии Ушаков и пилоты Слепнев и ( - ѵ - _ ; .Челюскин®, .Седов*. .Стални', „Кра-{Леваневский. Ии дано задание: орга- л6нае Л6ГКНЗС' Уполномоченный ара-й сия \ .сибиряков- н „Русанов". 'низовать поѵошь челю«инпаи оо1виі8льоіввнаой «оансоней Уша .оз 21 СЕНТЯБРЯ. Вокруг—торосистые іь ш . В каюгкомпааии, на палубах ‘лышны олова: „пробьемся^ и „чи- і4овка“. День на пароходе прэходиг \ і занятиях. А Р К Т И К А НАСТУПАЕТ 7 АПРЕЛЯ. Летчики Слеанѳв, Ка­ манин и Молоков перелетели из Уэллена в Ванкарем и тот час же вылетели в лагерь Шмидта. Слѳп- нев при посадке повредил у само­ лета шасси. Самолеты Каманина и доставили в Ванкарем о паосажиоов. В Анадыре—пурга. 9 АПРЕЛЯ. Заболел т. О. Ю. Шяидт Предполагается плеврит или воспа- г 5 ОТВАЖНЫЙ ПОЛЯРНИК ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВОРОНИН— КАПИТАН ЛЕДОКОЛЬНОГО ПАРОХОДА „ЧЕЛЮСКИН". ЛЕДОКО. IЬ ПЫ it ПАРОХОД ѵЧЙ.ІіОиКИН«‘ В МУРМАНСКОМ ПОРТУ ПЕРЕД ОТХОДОМ В ПОЛЯРНУЮ ЭКСПЕДИЦИЮ. і ѴЧЕЛЮСКІШ" В ТЯЖЕЛЫХ ЛЬДАХ. КОМАНДА ПРОКЛАДЫВАЕТ |і ПУТЬ ПАРОХОДУ. ЦЕЛЫЕ ДНИ РАЗДАЮТСЯ ВЗРЫВЫ АММОНАЛА. 5 ОКТЯБРЯ. Десятые сутка вЧелю- кнн4 борется со льдами. Сегодня ароход—около Колючинекой губы. Неожиданно льды стали расходить- «я. Появились небольшие разводья. 10 ОКТЯБРЯ. Команда прокдады- <ает путь аароходу. 17 ОКТЯБРЯ. Вчерв .Челюскин* іыл у мыоа Уникин. До Берингова пролива—76 километров. Льды же- іѳзвым кольцом сковали судно и юнесли «го обратно насеваро-аапад. 26 ОКТЯБРЯ. Вчера пароход снова юнесло на восток. До Б*рингова «ролива теперь—150 километров. Зудно доейфует со льдиной. ‘ 4 НОЯБРЯ. Гидрологи сообщали грнятную весть.* .Челюгкиаа' со іьдиной несет ва юг. Прошли ост- уов Диомида в Беринговом проли­ ве. Горизонт темный—значит, близ­ ко чистая вода. Послали воздушно­ го разведчика. Он доносит: до во­ ды 6 миль .-Льдина , в которой дрейфует .Челюскин, по раэмѳрам завна площади Москвы: ее диа ­ метр—18 километров. 9 НОЯБРЯ. Камчатокиѳ тайфуны зіхзатилп льдиау и повернули ее— шять на оевѳр! Пароход сю си т к северным берегам Америки. 24 НОЯБРЯ. Направление дрейфа й з м ѳ н в л о с ь . Парсход опять уд аляе т ­ ся от Бзонагова поолава. Его от- і о с и т к Чукотке. Ученые на оуднэ з огромзым иатересом собирают материал о течениях Полярного мо­ ря в еланях условиях. 21 ДЕКАБРЯ. Солнце больше не по кізываетоя. Холодно. Піроход дрей­ фует к оітрову Врангеля. До мате­ рика—105 миль. 10 ЯНВАРЯ. Дрейф повернул на юго-восток. Сильный севсро восточ­ ный ветер взламывает многометро­ вые ледяные торосы. Лед с громад- чой силой и шумом напирает на па- оохэд. Корпус выдерживает сжатие. Н<» приняты меры на всякий случай. Научные работы продолжаются. 3 ФЕВРАЛЯ. Эксаедицня ведет яепрерывные наблюдения за измене­ нием льдэв. Ветер то гонат их ог­ ромными торосами, то раздвигает образуя разводья, коюрые на гла- аах покрываются молодым льдом. Лед изучаетзя. ГИ Б Е Л Ь . ЧЕЛЮСКИНА “ низо м щ ск ц м стороны Аляска. 21 ФЕВРАЛЯ С 13 по 21 февраля ледяное поде, на котором находит­ ся лагерь, сдвинулось на северо- восток почти на 28 километров. Льды заметно стало разводить. Одна из трещин прошла поперек лагеря. 26 ФЕВРАЛЯ. Пароход .Смоленск* грузит уголь во Владивостоке. С пароходом отправляется 7 самоле­ тов. На Онманѳ органазуетоя база горючего. Связь с лагерем-^нэпрв- рывная. Н А С Е В Е Р Л Е ТЯ Т САМОЛЕТЫ 5 МАРТА. Сегодня летчик Ляподев- f ский с бортмеханихом Руковским и летчиком-наблюдателем Петровым совершила блестящий полет в лагерь на двухмоторном самолете .АНТ-4*. Они вывезли в Уэллен из лагеря 10 женщин и двух детей. 6 МАРТА. В лагере Шмидта появи­ лись широкие трещины, лед продол­ жает перемѳщатьзя, тороситься. Ночью разломан надвое деревянный барак, в котором жила половина челюскинцев, а до отлета жили ж ен« щины и дети. 7 МАРТА. В Хабаровске готовятся в вылету летчики Галышев и Доро­ нин. Из Ленинграда выезжает с само­ летом летчик Болотов. На цуги в Хаба­ ровск находится самолет *П-5“ с летчиком Водопьяновым. .Смоленск* пришзартозался в Петропавловск).м порту. 13 МАРТА. В Олюторкѳ с парохода „Смоаенск“ выгружены пять самоле­ тов эвеча КАМАНИНА. U МѴРТА. На мысе Вічкарэм оборудован аэзодрэм для приема са ­ молетов. Оргааиіовінсі ба?а для чечюскинцчв. Ставится аварийная у радиоотанцая. Лѳгчяк Лалпдевский вылетел из Уэллена в Ванкарем, нэ совершал вынужденную посадку j мыза Онман, позпедив самолет. просит укавания вывезти т. Шмидта из лагеря на Аляску. Праватель- ствѳнная комиссия предлагает тов Шмидту категорически сдать, а тов. Боброву принять экспедицию. 11 АПРЕЛЯ. Летчики Молоков, Ка­ манин и Слепнев за два дня пере­ везли на материк 57 челюокжнцѳч. 12 АПРЕЛЯ. Водопьянов перевез 7, Каманин и Доронин -15. На льдине ооталось шестеро. Водопьянов и До­ ронин участвовали в полетах после того, как они геройски преодоле­ ли неизведанный и сурдвый Ана- дырокий хребет, чтобы сократить путь к лагерю. На самолете Слеп- нѳва н а ч а л ь н и к экспедиции О. К) Шмядт доставлен в Ном ПО С Л Е ДН И Е Ш ЕС ТЬ 13 АПРЕЛЯ. Утром последние шесть челюскинцев, во главе о тов. Бобровым и ценное имущество до ­ ставлены в Ванкарем. В Ы ПОСЛЕ ГИБЕЛИ СУДНА КОМАНДА ПЕРЕШЛА Н а ЛЕД. ЧЕЛЮСКИН, ЦЫ ВО ГЛАВЕ СО ШМИДТОМ ВЕДУТ ОБОРУДОВАНИЕ ЛАГЕРЯ. * I і * \ Н А Г Р А Д А 2і АПРЕЛЯ постановлением Цент­ рального Изполнятельного Коми­ тета Союза Советских социалисти­ ческих Р е с п у б л и к летчикам., т.т Ляпидевскому, Леваневскому. Молокову, Каманину, Слепне зу, В о д о п ь я н о в у и Доронину было присвоено звание героев Со­ ветского Сэюза. В этот же день по­ становлением ЦПК'а Союза ССР летчика герои Советского Союза и бортмеханики и летчика наблюда­ тели, участвующие в опасении че­ люскинцев были награждены орде­ ном Ленина. В этот же день поста­ новлением ЦИК‘а Союза ССР 101 челюзканца за исключительное му жество и организованность, проав ленную ими после гибели .Челюс- у с и а , з . : “ « а * были награждены орденом Упиков, находившейся в Нью-Иэрке, * МОРиЗ B om 'll 1Ѵ_* іЧДлЛ ОСТАНОВИЛИ ДВИЖЕНИЕ. 13 ФЕВРАЛЯ Сегодня, в 15 часов 30 минут, в 155 милях от мыоа Сэ- верного н в 144 миляг от мыса Уэллен, раздавленный льдами, зато­ нул ,Ч**люскин“. Экиааж и экопеде цня высадились на лед. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могиле* вич. На льду построены палатки, выехал на Аляоку через город Фзр^енкс. С ним отправилась летчи­ ки Леваневский и Слѳанев. 17 ГААРТА. Лгтчаки Галышев, До- роаиа, Вздоаьяаов начали перелет. Им предстоит пройти 5 ООО километ­ ров по малоизвестному, необорудо­ ванному пути, сквозь пургу и тума­ ны. Дороаиа а Г іяышэв в тот же день опустилась в Николаевске-на- Амуре, Водопьянов, попав в метель, вернулся обратно. 21 МАРТА. Звено Каманина в со­ ставе пятя самолетов вылетело из Олюторкя на сьвер. Вылет Галыше- ва, Доронина и Водопьянова из Охотска вадержался: пурга, Дири­ жабли поибыли во Владивосток. 22 МАРТА Выгруженные .Сталин­ градом* два самолета ,Ш-2* попали в сильный поток воздуха. Машины равбиты. Галышев, Доронин и Во­ допьянов прилетели в Нагаево. Уша ков, Лчвановокий и Слепнев прибы­ ли в Фербенкс на Аіяскѳ. 27 МАРТА. Летчики Галышев, До ­ ронин и Водопьянов прибыли в Гижпгу. ЦИК Союза CUt' за умелую орга­ низацию дела спасения челюокан- цея т. т. Ушакова, Петрова, Галы шэва, И таш гѳйн а , Демирова награ дил орднном Красной Ззезды 13 МАЯ пароход ^Смолечск* по­ дошел к зализу Л ізрѳнтая , В эгог день все челюскинца сели аа оаро ход и начразились во Владнвозток. 5 ИЮНЯ пролетарская Москва встречала героя Арктики ОгтоЮі ь - ѳвичаШиидта и популярнейшего по­ лярного исолчдовагеія—начальник і ’ спасательной экзаѳдицаи т. У ш ѣ - кова. 8 ИЮНЯ в 2 часа ночи пароход „Смолэаок* подошел к В і а ;ян<>ото- ку. Челюскинцы при общем ликова­ нии масс трудящихся с о л и на берег. В К Р А С Н О Й ПЕРЗМІІ САМО JGT^jHA I ЛАГЕРЕМ... СТРАНА ПОСЛАЛА ЛУЧ­ ШИХ СПАСАТЬ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ. СТ ОЛИЦЕ 19 ИЮНЯ. Герои Советского Сою­ за летчики и отважные последова­ тели Арктики—челюскинцы прибы­ ли в красную отолицу. НА Uf.iViUUii . n i o x i v v O l т.т. ЫА -ШН . ВОРОШИЛОВ, КАЛИНИН • ,КУЙБЫШЕВ ПРИВЕТСТВУЮТ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz