Полярная правда. 1934, июнь.

„ОБРАЗОВАЛ СЬ ПРОПАСТЬ МЕЖДУ ИДЕЯМИ И ПРАКТИКОЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА" ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ ПАПЕНАІ Обеспечить с е л ьд ян ую п ут и н у - т а р о БЕРЛИН. Вацеканцлер Папен выступи в Марбурге с речью, в котороі прямо прнзнаі, что под- л н іы э настроения шжрэкях масс неизвестны. Печать же отражает этих настроеіий. Диее Пааеі сказал: „Гернанскіі іарод серьез- жо ощущает акононнческую жуж ду, прекрасно відвт иедостаткі некоторых жовых законов ж остро і открытом отказе всякоі „соцн- j альнойм демагогжи. Речь Папена расценивается, как резкое выявление глубо­ чайших противоречий внутри правительства и прямое при­ знание серьезного ухудшения внутриполитического положе­ ния. Зкачекже речи Папена осо- бежжо подчеркивается, что гер- реагиіжрует жа насадив, жесправед мажскоѳ ннформаціоаное бюро ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ НЕПОЛАДКИ СРЫВАЮТ ВЫПУСК ТАРЫ УСИЛИТЬ ТЕХНИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО лвость, нрожкческж улыбается по поводу жеуклюжіх попыток вводит его в заблуждение с поиощью иеабозноваинѳго приукрашивания деіствительностн, Нівакая орга­ низация, даже самая лучшая пропаганда не смогут надолго сохранить доверие к правитель­ ству” . Папен подчеркнул, что считает необходимым открыто заявить об атон, ибо эти настроения чре­ ваты жрайне опасными послед­ ствиями. Огромная оаасиость, по словам Папена, заключается в том, что „все время не превращаются j разговоры" о второі вполне иацио-' нальноі революции. Далее Папек сделал ценное признание, чтэ сиачаіа распространило отредак- лірованное изложение речи, ио затем даже в этой форме газетам было запрещено ее напечатать. Ночные издания некоторых га­ зет, в которых речь была вкрат­ це жзложеиа, конфискованы. отклики АНГЛИЙСКОЙ ПЕЧАТИ ЛОНДОН. Бзрлрнскай коррес­ пондент „Тайме" пишет, что рдчь Папена в Марбурге вызвала бурю в германских правитель­ ственных кругах. „Еще никогда с момента прихода Гитлера, к выполнить ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧИХ „ о б р а з о в а л а с ь п р о п а с т ь мѳж- в л а с т и — пишет газета,—не б ы л о ду идеей и каждодневной прак­ тикой" германского национал- столь откровенных публичных выступлений членов правитель- социализма, Папен настаивает на ства1 ГЕРИНГ ТРЕБУЕТ ОБЕСПЧЕНИЯ ДОВЕРИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА" БЕРЛИН. В прусском государ ­ ственном совете, созванном для при вятия к сведению бюджета Пруссии, Геринг заявил, что государствен­ ная реформа должна полностью лик видировать формально еще „само­ стоятельные* германские провин­ ции, среди них Пруссию. Но послед нее, по словам Геринга, должно оз­ начать установление госаодства ^прусского духа *4 по воей Германии. Геринг также признал, что ..кое- где вспыхивает недовольство* ме­ рами правительства, но пытался ослабить впечатление от первой части своей речи, заявлением, что это только .единичные олучаи*4. Все же Геринг подчеркну*.* нужно во что бы то нн стало ооѳспечить доверие правительству 'и н ач е .все рухнет*. Геринг признал: коммуни­ стическая опаснооть „пока что еще не исчезает*. ОЧИСТКА ВТ Д Б Л Ш Щ Е Ж Ш Г 10000 ЧЕЛО ВЕК УВОЛЕНО ИЗ ШТУРМОВЫХ ОТРЯДОВ сельдяной путине, о0 этом БЕРЛИН. „Берлинер Тагеблат* оообщает, что на конференции наци­ онал-социалистской организации в Тюрингии, руководитель тюрпнг- окпх штурмовых отрядов признал, что за последние месяцы в однойт оль- ко Тюрингии исключено из штурмовых отрядов почти 10 тыснч человек, „оказавшихся неподходящими*. Мас­ совым иохлючѳнвѳм штурмовиков подтверждается слуг, что после об‘явления .летнего отпуска* очень много штурмовиков не вернутся в отряды. Т а к расчитывают очистить штурмовые отряды от .неблагонадеж­ ных элементов". Ни <£дна из смен бондарного заво­ да не выполняет своих заданий. Не выполнялись задания по трещание, но особенно снизилась производи­ тельность завода после перехода на выпуск сельдяной тары. Это особен­ но недопустимо сей час, когда завод усилил свое оборудование Громадный процент произвол* ственого брака, вызываемого пло­ хой сортпровкоіі материала, большие простои станков из-за многочислен­ ных аварий, низкая производитель­ ность рабочих из-за неслаженности производственного процесса, из-за непракіиьно установленного обору- довавия (транспортер), из-за недос- таточчоіі квалиіикаціш рабочих— вот основные болезни бондарного завода. Эти болезни в первую оче­ р едь -р е зул ьт ат слабого техническо­ го руководства. Партийная и профсоюзная органи­ зации завода ослабили виимание к такому важному вопросу, как тех- учсба. Рабочие маханического цеха, роль которого сейчас особепно боль шая, совсем оказались вне учебы. Заглохло па заводе соревнование. Заводские организации, техниче­ ское руководство завода должны перестроить свою работу Этого требует решение Окружного коми­ тета партии о подготовке к летней говорят выступления мастеров и рабочих завода, которые мы сегодня печа­ таем. С. ЕФИМОВА—фуговщица I ХОМЯКОВ—см ен ны й м а ст ер МУССОЛИНИ СТОРОННИК СБЛИЖЕНИЯ ГЕРМАНИИ С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ П А Р И Ж . Римский спецкор Iшеняе советско- германских от- )Тан*, касаясь советско-гер- ‘ ношений сильно повлияло Ны на манских отношений пишет: „Му с с о л и н и в с е г д а х о т е л х о р о ш и х о т н о ш е н и й с С о в е т с к и м С о ю з о м и н и к о г д а н е с к р ы в а л с в о ­ е г о м н е н и я о Г е р м а н и и , к о т о р а я в е д е т п о о т н о ше н и ю к М о с к в е н е о б о с н о ­ в а н н у ю п о л и т и к у . В Риме считают, чго Берлин со ­ вершает большую ошибку. Из ­ менив политику в отношении СССР , Германия облегчила бы умиротворение Европы**. Не­ смотря на то, что Италия ка­ залось бы заинтересована в направлении германской экс­ пансии на Восток, в Риме по- видимому считают, что улуч- франко-советские отношения. „Во в с я к о м с л у ч а е М у с ­ с о л и н и с т а р а е т с я о с ­ л а б и т ь н а п р я ж е н и е с о ­ в е т с к о-г е р м а н с к и х о т н о ш е н и й \ „Эвр“ касаясь этих сообще ­ ний пишет: „Мы проверили эти сообщения у наших русских друзей и можем с удовлетво­ рением констатировать их мне­ ние: е с л и Г е р м а н и я д е й ­ с т в и т е л ь н о х о ч е т с б л и ­ з и т ь с я с С о в е т с к и м С о ­ ю з о м , она должна принять восточное Локарно, предложен­ ное Литвиновым*. Сменный мастер — ш е р ш а в и в : Продолжение т еле грамм смот ­ р и н а 4 странице .) НЕОБХОДИМА ЗАМОЧКА ОБРУЧЕЙ Отдел снабжения достав­ ляет • обручи низкого каче­ ства. Обручи заготовлены дав­ но и сейчас уже „издрябла*. Кроме того, у нас обручи обрабатывают сухими. Поэто­ му половина их идет в отход Я несколько раз вносил предложение вырыть яму око­ ло завода для замочки обру­ чей. Обработка обручей в моченом виде снизит отход, повысит производительность и качество. Имеющаяся ванна для за мочки обработанных обручей может обслу- ____ жить т о л ь к о 5 строгальщи­ ков, а их рабо­ тает 15. Если будет введена предваритель­ ная мочка об­ ручей в яме, п р о п у с к н а я способность ванныувеличит ся, т. к . обзучи нужно будет мочить меньше. СТРОЖЕ производить БРАКОВКУ МАТЕРИАЛА Материал на клепку достав­ ляется очень плохой—суко ­ ватой и гнилой. Но и этот материал доставляется в не­ достаточном количестве. По­ этому приходится его меньше браковать. А в результате су ­ коватые доски лопаются и бочки приходится пускать в переборку. Несмотря на то, что мате­ риала недостаточно, негодные клецки все же нужно брако­ вать. Не будет тогда зря зат­ рачиваться рабочее время. Администрация завода дол­ жна обеспечить смены досточ- ным количеством материала. Д еж у р ны й слесарь Х А Р Л А М О В УЛУЧШИТЬ РАБОТУ МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА За качество работы станков в первую очередь отвечает механический цех. С механи­ ческого цеха спрашивают мно­ го, это так и должно быть. На заводе оборудование но­ вое. Оно требует тщательного ухода. Слесарь должен знать станки, которые он ремонти­ рует, нужна достаточная ква­ лификация. Большинство же наших дежурных слесарей не отве­ чает таким требованиям. Ква­ лификация у них низкая, они не знают станков, которые ремочтяруют, поэтому не мо­ гу т предупредить поломок. Мастерская механического ц а>ха не оборудована, нет да­ же хороших тисков. Нет и н ­ струментов. Нечем работать, даже болты нечем нарезать, нет ни одной хорошей пары плашек. Надо требовать качество ра­ боты с дежурных слесарей, но нужно дать слесарям инстру­ мент. * Необходимо повысить ква­ лификаций слесарей. Д тя этого нужно возобновить тех- учебу. * ПОДГОТОВКА НЕДОСТАТОЧНА При конвейерной системе все станки должны работать четко, если один станок оста­ навливается, то становится все производство. У нас так и получается каждый день и поэтому мы плана не выпол­ няем. Взять, например, смену 17-го июня. За смену выпустили 355 бочек, недодали 45 бо­ чек. Причины были следующие; 20 минут не было электро­ энергии, 15 минут не было па­ ра. При задании 400 бочек за смену, мы должны одну бочку выпускать в одну и две десятых минуты. 35 ми­ нут простоя—это значит недода­ ли 30 бочек. Мы приступаем к новой двух­ поточной системе со старыми не­ поладками. Эги неполадки тор мозили выполнение плана по трещанке. Еще острее они будут чувствоваться теперь при переходе на новую си­ стему. Необходимо поставить еще три паровых колдака. Нужно найти место для сшивки доньев, ускорить п у с к тран­ спортеров для подачи доньев. Особое внимание нужно об­ ратить на ремонг станков. ІП ДЕЛО ТРАНСПОРТА— ДЕЛО ВСЕЙ СП ОБРАЗЦОВО ОБСЛУЖИВАТЬ ПАССАЖИР Организовать образцовое обслуживание пассажиров- вая неотложная задача, которую партия и правительств ставило перед ж. д. транспортом. Работники ст. Мурманск, выполняя приказ Haj т. Андреева „об образцовом обслуживании пассажиров® ] на себя обязательство к первой годовщине июльского п новления ЦК и СИК СССР вокзал в Мурманске сд< образцовым. Помощь транспорту со стороны городских органи: в этом немаловажном деле еще крайне недостаточна. Необходимо провести на станцию водопровод, это г обещал т. Л у к с к , об этом много говорилось и писалось водопровод до сего дня не проведен, Пассажиры, уезжак из Мурманска даже в гПолярной стреле" не могут помы Тов. В и а д н м и ц а в давно обещал радиофицировать стан но обещание так и осталось обещанием. Неоднократно ставился вопрос и об открытии в го кассы предварительной продажи билетов. Д о сих пор рабочее предложение не реализовано Городские организации и в первую очередь Горе должны будут конкретно, на деле помочь транспорту вы нить постановление Наркома т. Андреева „об образцовом служивании пассажира*1. Р и с у н о к худоЬсника РЕШ ЕТНИКОВА ПРЕОДОЛИМЫ ГИ Д РО Г Р АФ ЧЕЛЮСКИНА * как например, в 1S32 году, масоив карского л ьда в августе был надви нуг на южную чаоть моря. Чем се­ вернее пересекали морѳ оуда. шед­ шие в Обь и Енвсэй тем слабее был лед. Похожую на это картину пред­ ставляло ледовое состояние Карско­ го моря и в авгуоте 1933 года. Юж­ ные проливы были закрыты, лѳдо кол „Ланин® проводил ль лом суда |по параллели Маточкина Шара. „Че- 'люскин*, пройдя пооледннм проли­ вом, шел ва северо-восток разре­ женным льдом о отдельными огу- П. Х М Ы З Н И В О В щениями- Потеряв, вследствие ава- |рии, возможность форсировать пере­ мычки, он принужден был ждать прихода ледокола „Красин*, кото- рыб без оообого труда вывел его 21 августа на чистую воду средней чаотн Карового моря. Эта чаоть Карокого моря между меридианами рек Оби и Еэиоея на­ ходится в более благоприятных ле­ довых условиях, чго обгоняется большим вынооом теплой пресной воды Обью и Еииоеем, в также т еп ­ лыми атлантическими водами, вхо­ дящими из Баренцова жоря. В южной чаотн этого учаотка льда обычно не бывает, в северной он более или менее разреженный, уп ­ лотняясь о удалением на север. ВДОЛЬ БЕРЕГОВ ЕВРАЗИИ Озвонть сквозной путь по ледовв- тому океану вдоль северных бере­ гов Евразии — боевая н, пожалуй, наиболее сложная проблема совет* ского мореплавания. Эго тав на зы ­ ваемый „северо-восточный проход" нз Атлантического океана в Тихий, вавоевать который человечество пы- ОТСУТСТВУЕТ ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Техника безопасности на бондарном заводе отсутствует. И на это никто не обращает внимания. На одном только донно-фуговочном диске по­ ставлен, но не закреплен, ог­ радительный щит. При не­ осторожном движении диском может захватить одежду ра­ бочего. На этом же диске труба для удаления стружек поставлена так, что мешает ___ подноске досок На пилостав- ных наждаках нет закрытых кожухов. Н а одном наждаке кож ух постав­ лен из тонкой жести. Е с л и разорвется наж дак то э т о т листок б у д е т плохой защи­ той. Работница. В КОМНАТЕ МАТЕРИ И РЕБЕНКА ПУСТО Пассажиры с маленькими детьми в ожидании посадки на поезд часами просиживают на улице около вокзала. Здѳсь-же, на расстоянии мет­ ра, мимо них проводят ма­ невровые паровозы с целы­ ми составами. На вокзале есть матери и ребенка. комната Но она ;.\ѵ.ѵлѵл* -ч. Женщины с л е т ьм л у в о к з а л а о я и д а ю г п о е з і а . всегда пус гая . Большинство пассажиров даже не знают о том, что на вокзале есть та­ кая комната, а дежурные по комнате не считают нужным обойти вокзал и предупре­ дить об этом пассажиров. 06 ‘явление о комнате тоже нет. В самой комнате нет ника­ кого инвентаря и и груш ек . Обращая внимание на это саннадзора ж. д. узла, мы одновременно предлагаем, что­ бы ГорОНО и Горздравотдел в порядке социалистической помощи транспорту помогли бы оборудованномнату кро ­ ватями, игруш ками и учзбны- ми пособиями. В. Л . КОГДА БУІ ВЫСТРОЕН ВЙАДЗ ІІа железной дороге приказ, запрещающий хо по железнодорожным n j Виновные в нарушении го правила подверга штрафу до 25 рублей. Но, „нет правил без ис ченай*. Так и на ста Мурманск. Ежедневно ш тям ходят сотни пассаж уезжающих и приезжая в Мурманск на глазах лезнодорожного начал* і Дело в том, что пог. на станцию нельзя и ка к через железнодоро: пути . Станция располо между путями. Еще в прошлом году нимапся вопрос о пост] виадука, т. е. моста железнодорожное п о л о т е і о постройке виадука ш рили и забыли. Титов, Горсулѳі ПРИХОДИТСЯ- п?ь ЧЕРЕЗ БР Еще зимой начальник станции пути т. Наваров порядился сделать пос ную плошадку у оотаі трудового поезда на 1446 метре. Площадка эта общего зования и Назаров до! был сделать ее своими ствами. Уложили осноі площадки из бревен и в, по распоряжению Назя работу прекратили. Еже но несколько сот пассан трудового поезда при п ке в вагон вынуждены гать через бревна. Нагаров обязан точно поднять приказ Нарком улучшении обслуживани сажиров. Площадку на 14* надо срочно выстроить. Группа пассажиров дового поезди: Гл Гвоадев, Ильин, Мо кин, Савельев, Ниі и Вейкша. Земли) к мысу Че­ люскина и в ценѵ ре Карского моря, о. Уедивевия дол­ жен в дальнейшем служить местом одной нз важней­ ших радиометеоро логических и ледо вых станций Кар­ ового моря. От острова Уеди нения „Челюскин* во льдах прошел почти до 80-й па­ раллели. Авиораз- водки на оѳвер и восток указывали на сплоченный, нии оотрова Колючина. К юго-восто- непроходнмый лед, тянувшийся при-, жу от острова судно было прижато мерно ог острова Визе на восток и к надвинутому в губу торошенному ватем на юг до шхер Минина. В юж- ОДНА ИЗ 11АЛАТ0К. В ней жили кочегары. Дельные люди! Они хорошо оборудовали свое случайное жилище. Каркас пілаток был сделан из дере­ вянных рам, чтобы не провиси брезент, а стены обложены фанерными щи­ тами н в некоторых палатках—войлоком. Палатки были довольно высокие: в средине можно даже стоять. Фонарь, печка, чайник—вот неприхотливая обстановка палатки, очень точно переданная нашим лагерным художником. „ П Р А В Д Ы “. таѳтся уже более трехсот лет. I Ледовнтость восточной чаотн Кар- Препятотвием служит малая изу- Jского моря изучена в общем очень ченнооть морѳй, через которые он пролегает, их берегов и метеороло­ гических факторов. Но развивая ис­ следовательские работы, разбрасы­ в а я сеть радиометеорологических станций, создавая мощную авнаци- слабо. Чаото эдесь наблюдается мощный ледяной маооив, опираю­ щийся на архиаелаг Нордѳншильда, выделяющий языки на юг ж Пяонн- окому заливу ж на север к проли­ ва^ Вилькицкого и Шокальского. онную службу, устанавливая нави- Этот последний отрог маооива иног гационные опознавательные знаки и маяки, мы решаем одну чаоть проб­ лемы пути. Другая чаоть—это меры борьбы «о льдом. Только два гру ­ зовых оудна преодолели северо-во­ сточный проход в одну навигацию: ■ледокольный пароход .Сибиряков*, вышедший из льдов без винта, и „Челюскин*, ватертый во льдах, пас­ сивно продрейфовавший в Берингов пролив. Участок от Мурманска до берегов .Новой Земли свободен ото льда большую ч&зть года. Наая картина ожидает мореплавателя в Карском море. Южная чаоть моря от мери­ диана уотья р..Оби обычно свобод­ на ого льда,в сентябре и аервэй по­ ловине октября, иногда также и в авгуоте. Однако в отдельные годы. да, как то было в 1933 году, со еди ­ няется ж ледяным маооивом, прижа­ тым к предполагаемым землям, веро­ ятно, расположенным к северу от ост­ рове Внае. ВО ЛЬДАХ Поески подхода ж оевѳро-зѳмѳль- осим ароливам заняли у „Челюзжи- на* вторую половину августа. 23 а в ­ густа он достиг озтроза Уединения, осазавшегооя расположенным на 50 миль западнее, чем показано на существующих картах. Равным о б ­ разом величина его оказалась мно­ го меньше предполагавшейся. Находись примерно на серо дине линии, проведенной от мыса Ж ела ­ ния (оевѳрная оконченаость Новой ной части этого ледяного массива застряли ледокольные пароходы .Седов* и , Сибиряков*. К к»ицу августа массив несколь­ ко отжало от берега- „Красин* о па­ роходами, направлявшимися в Лену, и освободившийся к этому времени иэо льда .Сяб іряков , воспользова­ лись этой прибрежной полыньей н, местами форонруя льды, прошли ж проливу вилькицкого. Этим путем направился н .Челюскин", вышед­ ший вновь к острову Уединения, а отоюда ж берегу Харитона Лаптева и - вдоль последнего—на северо- восток. В проливе Вилькицкого был встречен редкий лед, не представ­ лявший никаких препятствий для навигации. Море Лаптевых в ледовом отно­ шении — один из благоприятных участков Северного морового пути. Этот переход был сделан нами в чистой воде я в штормовую погоду. Пароходы Ленокой экспедиции, имевшее направление на юго-восток, коонучиоь упомянутого выше ледя ­ ного массива, но пересекли его своими силами, не пользуясь ледо­ колом, оставшимся у мыса Чэ- люскииа. Уже одно то, что это море непос­ редственно сопри­ касается о откры­ тыми честями Л е ­ довитого океана, должно уонлнть его деловитость. Нажимными вет­ рами море легко заполняется много летним арктиче­ ским льдом, так на зываемым, паком. Остальные моря Союза имают барьѳ ры в виде архипелагов, островов, ме­ шающих прннооу пака с севера (земля Франца-Иосифа, Северная, Новосибирские острова). Езли в них и встречается перѳлетовывающий (одно—двухгодовалый лед), то это берегом располагается тот ледяной масснв, который так препятствует движению судов на Колыму. УЧЕС ТЬ ОПЫТ .ЧЕЛЮСКИНА ' плаванию і л е д местного происхождения. В Чу- Г* * ТѵПТР.ІСПѴС Ѵ П Л Р U ( J i v u a a u и а л л л т т и т . льду. 5 октября изменившаяся ле­ довая обстановка, вследствие задув­ ших с берега отжимных ветров, позволила продолжать путь. Дальнейшее следование экопеди -’ вотском море мы имеем многолет- цин по разводьям среди льдов шло нне ледяные поля, нагоняемые с крайне медленно. 11 октября в рано-, севера. Сложный режим его течений на мыса Сердце Камень .Челюскин* j в совокупности с господствующими вновь оказался зажатым льдами, j ветрами изучен веоьиа слабо и нѳ- С эгого момента начался непрврыв-! достаточно. ный дрейф, продолжавшийся вплоть І Обычный путь рейсовых парохо­ де момента ого гибели. |д о в в устье реки Колымы идет под В октябре дрейфующий с судном чукотским берегом. Этот путь, вы- лед, описав большую, вытянутую работанный опытом двадцатилетие- вдоль берега петлю у мыоа Сердце- •го плавания,—долог, чаото требует Камень, пронесло к Беоингову про- выжидания, пока от берегов будет лнву. В проливе поле льда о важа- І отжат лед. Весьма нередко оудам тын „Челюскиным* придвинулось к оотрову Диомид и остановилось. Вокруг открылись пространства чиотой воды; самое поде уменьши­ лось до поперечника примерно в десять миль. Освобождение .Челюскина* ледо ­ колом не представило Оы труда, ѳолн бы такой имелся в наличии. На фоне проблемы северо-восточно­ го пути эго только деталь. С по­ мощью ледокола „Чедюокиа" про­ ходил Каровое море, такая же по­ мощь ему была вужза в Бзринго- вом проливе. В Вооточно-Сябироком море «Че­ люскин» сделал попытку пройти на I Б У Д УЩ Е Е СЕВЕРНОГО восток мористыми куроами—в на- правления предполагаемой „Земли Андреева”. Тяжелые льды, однако, заставили судно опуститься ж югу и прижаться к береговой лннжн Чукотка. 19 сентября в районе мыоа Ван- карем .Чадюзкин* был эатерт л ь д а ­ ми и начал дрейфовать в надравдѳ- М О Р С КО ГО ПУТИ Игав, можно па сути дела считать, что северо-восточный проход в одну навигацию „Челюскиным4 был совер­ шен. На атом пути наибольшие труд­ ности дели льды Чукотского моря. К его неудивительно. приходится эимовать, не дождав­ шись отжима льдов. Зимовки судов проходят благополучно в береговом припае льда, в котором всю виму подвнжѳк не наблюдается. Ддя продвижения одиночных су­ дов без проводки ледоколом илн небольшой группы во главе о пос­ ледним эгот путь по Чукотскому морю повидимому наилучшнй. Но он НЕ рѳшіет проблемы прохождения нескольких групп с/дов. Ледовые перемычки между берегом и льдом уморя, которые надо форсировать, разброоаны на 435 миль, грубо гово­ ря от мыса Сердце-Камень (иногда от Берингова пролива) до Чаунокой губы. Не исключена возможность друго­ го варианта пути. В летнее время, вследствие приноса о юга черев Бѳрннгов пролив больших масс теп­ лой воды, средняя часть моря сво­ бодна ото льда. Ог осгрова Вранге ­ ля на юг н далее под чукотским Вернемся, однако, „Челюскина*. Из Берингова пролива 5 ноября льдина вместе с судном была выне­ сена из пролива в Ледовитый океан, и вновь продолжился дрейф о з а ­ тертым судном. Продрейфовав ва север до 68 параллели, лед петлеоб­ разными нвгибами передвинулся на запад, северо-запад и вновь на юго- восток. Периоды торошения льда, начавшие­ ся с конца ноябоя. к весна усалились. Линии торосообрезования проходили то вдали от судна, то бли8ка от него. Наконец, 13 февраля 1934 года одна из них прошла рядом с судном, и подвиж«ами льда „Челюскин* был раздавлен. Торооообрааовавня и под­ вижен продолжались и за время пребывания экспедиции на дьдвне пооле гибели оудна. Внмовка .Челюскина* во льдах открытой части Чукотского моря— первый опыт, первая попытка зи­ мовки не в береговом припав и не' в глубоких частях Ледовитого океа­ на. Торосообразоааннѳ здесь осо­ бенно сильно—при затяжаых север­ ных и сѳвѳровосточных ветрах дрей­ фующий ледяной масоив быстро упираетзя в береговой припай, дед о севера продолжает нажимать и идет интенсивное торэсообразованне. Благополучная энмовка в эгнх условиях вряд ли возможна- Как было видно с самолетов, линии то- росообразовавия захватывают мно­ гомиллионные протяжения, разбра­ сываются густой сетью. Каждое то- росообразование влечет подвижки и смещения прилежащих полей- Выдержать нажпм многометрового льда вряд ли оможет какое-либо грузовое судно. Даже корабль со специальными обводами, выаираю- щями его при сжатии на лед , под­ вержен большому риску. С другой стороны, зимние под­ вижен льда в Чукотском море ведуг к частым образованиям разводий. Если нажимные ветры влекут ва собой торосообразование, то ветры береговые—огжнмныѳ—ооздают раз­ рывы льдов, разводья, быотро гивающаеся молодым льдом. 3' тянутые полыньи в дальнейшем с плацдармам торосообразоввннй. леаие разводий особенно набдк ся ооѳвыо н в первой полови?, мы. Пользуясь ими, затертое о< судно вероятно может быть бождено мощным ледоколом. * * * Из приведенного описания т] северо-восточного прохода п что оудам приходится перео две дедовых зоны: район Тай о оѳвѳро земельскими проливаі район Чукотского моря. Для безопасного ■ быстрого хождения караванов судов С вым морожнм путем каждая у довых воя должна обсдужнві отдельными группами дедожол облаетж Карского моря им опыт проводка судов в теченв д а лет. У западного Таймыра проливе Ввлькицсого работал сия* в истекшую навигация», достаточный, методнва вырабо местные условия освоены. В области Чукотского моря в ся лишь опыт работы ледореза , ке* в его плаваниях к о с Врангеля и в Колыму. Льды Ч ского моря иные, чем кірокие а тем менее они похожи на морские иди л ьды еще болег ных районов. Дяя их преодо: вероятно потребуется спѳци. свая методика ледокольной р, н мевеврирования во льдах. Механический перенос ледо ной практики фэроировання * валых льдов в зову полярного не дает дояжи іго эффекта. Н лее ріцчояальным является о нне постоянной ледокольной ( бы в Чукотском море в со гру зпы ледоколов разные ті Правильно организованная і вольная олужба может пооле. тельно освоить форсирование ч. ских льдов, научно учитывая специфику. Параллельно о разработкой і дов форэнрованвя доджао нтти внгнѳ опоообов разрушения льд взрывами, термическими явдеив онлою водных струй и т. п. \ Л ед на Северном морехом ' не является непреодолимой пр< дой. ( , ПРАВДА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz