Полярная правда. 1934, июнь.
П А Р Т И Й НОЕ С Т РОИ ТЕЛ ЬС ТВО КОНКРЕТНО, ПО ДЕЛОВОМУ Партийная о р г а н и з а д и я *ловецкие бригады задержива- УБРО практически реализует ла. [Бали простои ботов, ибо ращения городского собранна фактории одновременно ния партийного актива от производили и прием рыбы 29 апреля 1934 г . о выполне- и подготовку к приему. Фак* нии рыбного плана. В мае из 9 коммунистов в партийной организации 5 че ловек работали непосредст венно на факториях. Большую массовую работу на факториях проделали ком мунисты Беляков (пред. мест кома) и Клобуков (зам. на чальника УБРО). На фчктории Цып-Наволок они проработали с рабочими постановление собрания пар тийного актива от 29 апреля о выполнении рыбного плана. В ответ на постановление ра бочие фактории взали обяза тельство своевременно п ри нимать сырец от рыболовзц тория была в антисанитар ном состоянии. Клобуков директора фак тории Бейделятова с работы снял и назначил руководить факторией саециалиста-рыб- ника коммуниста Кондрашѳва. Беляков провел собрание рабочих, оформил профсоюз ную организацию. По рабочим общежитиям были проведены беседы по решениям ОК ВКП(б) о выполнении рыбного плана. Беляков провел ин структаж профоргов, органи зовал соревнование. Большая работа проделана на факториях Рында и Киль- дин Зхесь проведены произ- ки х бригад, обрабатывать всю родственные совещания, где рыбу, поступающую на ф а к -’ проработаны нормы выработ- торию первым сортом. Беляков и Клобуков помог ли администрации фактории организовать правильную рас становку рабочей силы, в ре зультате чего бригады, вы полнявшие план на 90 — 95 процентов, за май выпол нили на 120—130 процентов (бригада Лвѳицчого и другие). ки на каждую работу. Орга низована проверка соцяали ПОДГОТОВИТЬ „ВПОЛНЕ ГРАМОТНЫХ ЛЮДЕЙ, ХОРОШО ВЛАДЕЮЩИХ ОСНОВАЛИ НАУК“ (Из п о ст а н о в л е н и я Ц Е ВЕП (б ) о школе) РАССКАЗ О ЛУЧШИХ ЗА ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ Весенние испытания в этом j Тогда преподаватель обра- году имели особенно большое щается к другому учени ку значение в связи с постанов- который поднял р у ку , гото вый дать правильный ответ. лениями Ц К ВКП(б) о школах. Испытания дали возможность выявить действительные зна ния учащихся по отдельным предметам, чего мы в прош лом году сделать не могли.) стических договоров, организо ваны группы наблюдателей за качеством, проведены беседы в общежитиях рабочих. При проработке решений городского собрания партий ного актива рабочие фактории Рында взяли обязательство П л а н второго квартала по оказывать помощь другим фак обработке рыбы ф іктория ториям в тот момент, когда там завал рыбы. 30 мая бригада рабочих фактории выехала в Восточ ную Л и ц у для оказания по мощи в обработке рыбы. Сейчас на факториях рабо тает 3 коммуниста УБРО: Без денежных (начальник УБРО) Хчопотов (парторг) и Кузнецов (инженер). 7 июня партийная организа ция направляет тов. Беляко ва на факторию Сайда-губа для организации там массо вой работы. Вся работа партийной ор ганизации УБРО сейчяс пере несена на ф іктории. Петрова. Цып-Наволок выполнила на процентов. На фактории Гаврилово до приезца Белякова и Кяобуко* ва работой руководил ком мунист Б в й д е л я т о в . Бейделя- тов работу развалил, на фак тории отсутствовала дисцип лина, не было организации труда. В момент, когда на факторию рыба не поступала, рабочие по распоряжению ди ректора на работу не выхо дили, в то время, когда нужно было проводить подготовку к приему новой сельди. По дучилась, что когда .появля лась рыба, фактория рыбо- ПОЛОЖЕНИЕ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ Еще в начале мая О круж ной комитет ВКП(б) п р и л о жил Рыбаксоюзу и его пар тийной организации скомплек товать штат инструкторов и направить их в іко іхозы для организации массовой работы Это предложение до сих пор не выполнено. По штату Рыбаксоюз дол жен иметь 7 инструкторов. В Рыбаксоюзе же сейчас только три. Но И\ эти три инструкто ра используются неправильно. Основная задача инструк торов—организовать в колхо зах массовую-работу, п;»М)Чь правлению наладить труд в колхозах, организовать со циалистическое соревнование и ударничество. А чго имеется ях деле? Инструктор т. Дубинин вот у:к.« две недели сиди г в аппа рате (замещает секретаря правления). Инструктор т. бу рый—он же парторг так же сидит в аппарате. Единствен ный инструктор, который в мае был в колхозах, это тов. Курвинѳн, но и тот в колхозах Полярного района не провел никакой массовой работы. Со ревнования в прикрепленных к нему колхозах нет. Курви- нен массовую работу подме нил хозяйственной. Он зани мался посылкой ботов в море, тогда ка к это должен делать председатель правления. Парторг не проверяет как коммунисты организуют мас совую работу в колхозах, пар- Удалось выявить много недо ч е т о в . Испытания показали, к а к работали те или иные педагоги и школы в целом, ка к учащиеся овладели зна ниями. Проверочные испытания в этом году повысили ответст венность педагога за успеш ность учебы ребят. Не мень шую ответственность почув ствовали и сами школьники. В этом году школы Мур манска значительно лучше подготовились к испытаниям. По всем предметам учебного курса были составлены воп росники и контрольные ра боты. Уровень знаний учащихся был значительно выше прош логодних. Но немало еще крупных пробелов в знаниях учащихся. Ребята плохо знают русский язык. Особен но в письменных работах де лают много ошибок. Неуве ренно еще разбираются ребя та в географических картах. Особенно в 5-х и 8 х классах. Они слабо знают пограничные с СССР страны, слабо также владеют ребята фактическим материалом по литературе, плохо ориентируются в хро нологических датах и этапах. Можно привести такой при мер: в школе ФЗС № 5 в У І классе преподаватель рус ского языка тов. Бѳдих спра шивает одного ученика: — Когда жил и творил Пушкин? Ученик отвочаот: — П уш кин современник Ок тябрьской революции, начал оаботать за год до революции. Педагог спросил: — Какое первое произведе ние написал Горький? — „ Вечера на хуторе близ Ученик отвечает: — Не в 186L году был пер вый крестовый поход, а в 1895. Вывод можно сделать один. История не изучается ка к следует. В этом виноваты пе дагоги. Но не все педагоги одина ково плохо готовили о.вой класс к испытаниям. Есть и ударники педагоги, кото рые добились немалых успе хов. Так, в IV классах по школе № 2 хорошо подгото- товила своих учеников по географии тов. Румянцева, по естествознанию тов. Кучѳрова. В школе № 5 но математике тов. Нестерова. В школе № 1 по химии тов. Харламова. В) школе Jsč 4 тов. Ошин по фи зике хорошо подготовил свой класс к испытаниям. Опыт работы этих педагогов надо будет широко использовать для дру гих школ в будущем учебном году. К концу учебного года по успеваемости учащихся на первое мезто вышла школа № 5, второе место занимает школа № 1, третье—школа К» N 2 2 и 4 в на последнем месте стоит школ л № 3. Инструктор ОкрОНО А Михайлова. ЛЕТОМ ПОДГОТОВИТЬ ОТСТАЮЩИХ Диканьки Не лучше знания по исто рии. Схематизм, который от- тийоые собрания проводятся мечен в постановлении Ц К о от случая к случаю. Социали-1школе и у нас встречался ча- стического соревнозания меж-/сто. Немудріно, что когда ду работниками Рыбаксоюза'преподаватель Ф и л и п п о в а Веоение испытания показали нам ряд учителей-ударников. Мы имеем образцы методичеокого руководства в школе № 1 (зав. учебной чаотью тов. Коврыжных). Ояа вѳдвт еже дневное конкретное руководство каждим учителем и всем коллек- тивсм. Это незамедлительно сказа лось на всей работе школы. В ре зультате—ва второе полугоаие шко ла продвинулась настолько, что по успеваемости зяняла второе место. ІІо показатели успеваемости в этом году по школа* Мурмгнска все же неудовлетворительные. В основном низкая успеваемость уча щихся обгоняется недостаточной работой педагогов. Среда педагогов и учащихся пло хо было развито соцсоревнование и ударничество. Профсоюзные органи зации не возглавила это д«ло. Като 10 лет. Красный платочек на светлых волосах, красный галстук на груди. Катя Петрова—пионерка, учится в 3-й группе. Весь год Катя серьезно училась, потому ■ окончила учебный год по всем предметам на .отлично*. О іа не только сама училась хоро шо, но и помогала отстающим т о варищам. Зуев, с которым занима лась Катя по математике, из от стающих от*л хорошим учеником и перешел в ІѴ-ю группу без ваче- тов. Любит Катя школу, любят обще ственную работу. Какое бы дело не проводило школа, отряд,—на вое откликаѳтоя первая. Тасе Мѳдузовой тоже 10 лет, она тоже пионерка. У Таси чистая, грамотная тет радь, потому что весь год училась Гася отлично, так и закэачнла учебный год. Потому то лучше всех из группы, смело, уверенно отвеча ла Тася ва испытаниях н сдала их на .отлично*. Шуру Бглоголовову хорошо знает групаа отстающих ребят, о которы ми Шура занималась по физике. Ей не трудно было помогать товари щам, так как весь год сама Шура учнлаоь на „хорошо" и вотлично*- З а ударную ѵчебу пионерка -удар ница учебы Шура бнл а премиро вана поеэдкой с а праздник Октябрь- екэй годовщины в Ленинград. Председателя группового совета ѴІ-й группы Катю Савенкову лю бят и слушают все ребята. Не так просто добилась она любви и у в а жения. Весь год училась Катя на 9 хо рошо* н также хорошо его закон чила. Она веда занятия с группой от стающих по математике. Шефство вала над слабой ученицей, помогая готовить ей домашние вадаи ія . Пионерка о 1930 года, активная общественница. Катя 1 мая была торжествеіно передана в комсомол. В награду ва хорошую учебу, Катя вместе о другими премированными товарищами по школе, проводила праздник Октябрьской годовщины в Ленинграде. Не отстала от лучших и Нюра Андреева, ударница учебы 111 груп пы, окончившая учебный год на „отлично- , хорошая рбщественница. • * • В Зашейковской школе учатся дети железнодорожных рабочих ПРОСТОИ СЛУЧАИ Ф. С . В А Л Я В К И П не организовано. Вот уже скоро лва месяца, как ком мунист Никонов не может вы пустить стенвую г а з е т у . Внури партийно-воспитатель ной работы также не про-ічает: водится. Н. П. ! —..В 1861 году. (школа № 4) спрашивает уче ника: — Когда был первый кре стовый походѴ Ученик не колеблясь отве- отанции 8 ашэек, лесорубов, сплав щиков Леспромхоза, леоопилыци- ков Лесозавода. Ояи хотят учатьоя, они жадно поглащіют ввания, которые дает им школа. Эго дохазывают ребята—ударни ки учебы, общеотвѳнникн. Но Зашѳйковзкая ФЗС не укомп лектована нужными кадрами. Во второй ступени нет ни одного пе дагога с выошнм специальным Паохо также школы нсиолыовали . „ л __ имевшиеся возможности для развер- • образованием, шкода плох о ору- тываняя внешкольной работы в До ме культуры и клубах. За летнзй период надо усиленно работать о остающами учен&камя, чтобы все имеющие два—три „неу да*, смогли бы сдать осенние ис пытания и перейти в следующей клаос. Инструктор ОблСНО В. Ціаморовскии. дована. К новому учебному году в шко ле, должна быть создана такая об становка, которая помогала бы воспитывать всех ребят такими, как те, о которых мы напиоалн сегодня. Л. Каганер. т УГОЛОК ПРОПАГАНДИСТА КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЛОЗУНГОМ „0Б9ГАЩ4ИТЕСЬ“ И ЛОЗУНГОМ „СДЕЛАТЬ ВСЕХ КОЛХОЗНИКОВ ЗАЖИТОЧНЫМИ" іг д я ж е после Х УИ с'езда, где ски вредной является попыт- поставіенаый в заголовке воп рос еще раз затрагивался, в особенвости в докладе това рища Сталина, натпдись от дельные коммунисты, которые до сих пор не понимают раз- нвцн между правооппортуни стическим лозунгом „обогащай тесь*4и лозунгом партии „сде- ка толковать этот лозунг, как возвращение к старому, отвер гнутому партией лозунгу, „обогащайтесь*. Между эти ми двумя лозунгами нет и не может быть ничего общего. Правые оппортунисты вы ступили с лозунгом „обога- 'іц ій т е с ь ^ в период начальной л&ть всех колхозников зажи- j ствдИц нэпа, когда преобла- точными*. Так, например, ру-;дающей фірмой хозяйства в коаодигель кандидатской ш і о - ; д е р е в н ѳ б ЫЛф мелкое кресть- лы ремонтного цэха Харьков- | Яаское производство. Остава- ского тракторного завода, по- лась эксплуатация бедных пуляризируя решения XV И «богатыми, съезда и доклад товарищ. Ста- Эго В0ДЮ) хотя бц из того^ шате ія м °РчтоД°между этими ' что применение труда батра- :Г л ’ J . гЛ * тли.чіт ,ков в кулац ких хозяйствах лозунгами не? н и к іко р " j H3 ГОда в год, хотя и медлев- цы. Э гу же мяолъ раз‘ |но, увеличивалось. Помимо руководитель попі тш[ о> Ц-*’ того, развивались замаскиро- і £ Г 2 = £ З Я = £ ■*"« ф » р »“ •“>“ м , В этих условиях лозунг „обогащайтесь* по существу 05а пропагандиста, конечно, <мог привести только к лично- в корне не правы, а посколь- ; М у обогащению кулаков, ро к у п одобного рода слу чаи не ‘ стовщаков и спекулянтов. А единичны, мы вынуждены Ра" j *то дало бы только усиление вобрать вопрос по существу, j экономической мощи кулака, Лозун г, провозглашенный : расширенно его эксплуататор- товарвш^м Сталиным, „еде- скн х стремлений, еще боль- лать воех колхозников зажн- 'шее закабаленае бедноты, точными1 стал знаменем, во- j Да иначе и быть не могло, к р у г которого сплачззаются Ибо у нас в то время не было все ие ледовые элементы де- j мощн>й индустрии, способ- ревнн. * ной реорганизовать земдеде- Неправильной и политиче- лие. Экономические рычаги пролетарского государства еще не были достаточно силь ны для коренного социали стического переустройства деревни. Не было тех тысяч МТС, которые настоящее вреая тысяа. МТС. В руках колхо зов и совхозов было сосредо точено Ѵг, всех зерновых по севов СССР. Таким образом, лозунг „сде лать всех колхозников зажи точными* имел под собой прочную экономическую ос нову обобществление основ ных средств производства и уничтожение эксплуатации человека человеком. Именно поэтому лозунг о за житочной жизни осуществим мы имеем в*не только для отдельных лиц Не было I или групп , а для всех кол- мощной сети совхозов и к о л - ’ х о з а 0 К° в , тогда как лозунг хозов. Доля совхозов и кол-»„обогащайтесь* о т н о с и л с я хозов в общ*й иассе прод у к ции сельского хозяйства со ставляла незначительный про цент по сравне:^*ю с частяым сектором. В 1926 г. совхозы и колхозы вместе взятые да ли 1,7 проц. валовой продук ции хлеба, з то время ка к кулаки производили 13 проц. 0 6 щ і я сумма дохода капи талистических элементов де ревни в 1828 г. достигала 1 400 млн. рублей, в то вре мя как доходы колхозов со ставляли всего 260 млн. руб. В иной обстак ^ ке , в период позладнѳй стядьи нала и, еле довательно, н» совершенно иной экономической основе только к отдельным лицам или группам. В условиях преоб* ладания в деревне мелкого единоличного хозяйства „обо гащаются отдельные лица или щение кулацкой верхушки деревни, источником которого является эксплуатация. Про ведение же в жизнь лозунга о зажиточном колхознике предполагает укрепление производственной мощи кол хозов и на этой основе рост материальной обеспеченн >сти всех колхозников н превра щение колхозов в подлинно большевистские. Эксплуата ция здесь не может иметь места. Источником дохода 2S и ю л я 1932 года, моторно парѵсное судно ЩА Л Ь - Б А ТРОС * выш ло и з И гар ки в Усшь-Порт, и н е я н а fiop* m y весь состав рыбной научно -исследовательской э к с п е - д и ц и и . После нескольких шторно е щА*ь6атроея бы л в ы н у жден отпѵавтпься в А р хан г е л ь ск д л я ѵемонта . В кон- ц е с ент ября по п ут и в А з х а н г е л ь с к , сел на мель у Се- верной оконечности Белого острова. Команда и р а б от н и к и э кспедиции высадились н а берег. Уанав , что п р о л и в М а лы гина зам ер з , чоежь экспе д и ц и и отправилась пешком н а noAyočmpoe ЯМАЛ. Ког да они п р иш л и н а Я м а л , то оказалось , чт о т ам нет н и продовольствия, н и людей. У ча ст н и ки похода обмо р о з и л и ноги, з а б о л е л и и н е м о г ли двигаться дальше. Тогда матрос Б Е Р Е З Н К и автор этого отрывка т ѵ а лм е й ст е р В А Л Я В К И Н отправилис ь в глубь Я м а л ь с к о г? полуострова искать людей . Но н а т р ет ьи с ут к и они выбились и з си л и дальше пробираться н е могли. О т ом , что было после, расска зывает сам ФЕДОР С Е Р Г Е Е ВИ Ч В А Л Я В К ИН , сейчас матрос Р Т 27. Мы п ечат а ем за к лю ч ит е л ь ны й отрывок и з его и н т ер е с н е йш и х воспоминаний . Вот, в палатке мы живем уаѳ двое суток, щ Все соавгли, ^то было деревянного. Что теперь будем делать? Ходить не можем и на ноги одеть нечего—валенки разрезаны. Ноги опухлн сильно. И я говорю Березину: — Вы хлеб пеките и обед вари те, а я пойду за дровами. Обмотал ноги тряпками, натяпул на плечи полушубок дырявый и пополз из палатки к выходу. Вы* лез наружу. Луаа была—не энаю, день или ночь. О с м о т р е л с я кругом. От палатки в ста метрах отояла у нас солевая рыба в бочках. Я смотрю бечка пополам распилена, а рыбы нет. Вяжу вокруг палатка олений помет валяется. Тогда я понял, что партся капитана верну лась к лагерю, а ненцы-оакоеды ев вывезли. Добрался я к нартам, вахватился ва ручки и пополз за плавником. Положял чурку на нар ту и потащился к палатке. Мы дрова раопилили, а они сы рые и нѳ горят Сделали над пли той сушилку и стали их сушить. А Березин обед сготовил и мы стали обедать. — У нашей палатки были невцы, говорю я Березину .—Кругом палат ки олеаий помет и рыба увѳнена. Первая партия уехала с ними. Штурман Широкий добрался на шлюпке до Ялала и дал тревогу. Нас теаерь должны искать. Езля ненцы поедут по берегу ироливом Малыгина, найдут в палатке н а чальника. Туземные собаки мило не иробажат. Потом приедут на Белый остров эа нами. В палатке было холодяо. Бѳречнн все ползал, одной рукой хлеб пек и варил обед. Я за^отовчял дрова. . Холодно. Ив одежды только го ■ колхозника является Т р уд В обобществленном Х0- j осталось, чго на себе. Отдыхали в ЗЯЙ-іТВе, исчисленный В тру - сутки 5—6 часоз переменно. Один доднях, и частично домашяее подсобное хозяйство (корова, мелкий скот, птица, приуса дебный огород). Вот почему между этеми двумя лозунгами лежит про- группы ДЛЯ ТОГО, чтобы ПОД-|Ш1СТЬ_ Вот позему колхозы чинить себе остальных людей и эксплуатировать их, тогда ка к лозунг о зажиточной жиз ни веѳх колхозников п р и н а л и ч и и обобществления средств производства в кол хозах исключает всякую воз можность эксплуатации од них другими4 (Сталин Отчет ный доклад X V I I с‘езду пар тии, стр. 53). Каждый добро совестно работающий колхоз ник получает реальную воз- выдвинут лозунг „сделать'Можность стать человеком всех колхозная в зажиточны- обеспеченным, ведущем впол- м п \ К этому м^меату в глав ных зерновых районах была законтена сплошная коллек тивизация, и кулачество было не культурную жизнь. Побе да колхозного строя, воору жение колхозов новейшей тех никой обестечивают поднятие в основном Л іікнщаровано ка к ‘ всех колхозников (и бывших класс. Неиьме^.имэ окрепли экономические рычаги дикта туры пролетариата. На полях колхозов работало свыше двух бедняков и бывших середня ков) до уровня зажиточных. Лозунг „обогащайтесь4 оз начает только личное обога- могли победить, только отбро сив лозунг правых оппорту нистов, Ибо „лозун г „обога щайтесь14 означал по сути дела призыв — восстановить капитализм, тогда ка к лозунг „сделать всех колхозников зажиточными4 означает при зыв—добить последние остат ки капитализма путем у с и ления экономической мощи колхозов и превращения всех колхозников в зажиточных тружеников4' (Сталин. Там же стр. 54). Смешение этих двух, в корне отличных, лозунгов нельзя рассматривать иначе, как проявление живучести в г-лозах некоторых коммуни стов остатков идеологии раз битых ангилеш іяских гр уп п . („Правда-). отдыхал, другой пѳчку топил. Так про мучались 14 суток Сидим однажды в палатке у печ ки, готовимся ужинать. Вдруг слы шим снег скрипит (часто песцы у палатки бегали, резвились). А на этот раз слышим: сильный оврип. Я выполз не палатки вижу—ненцы. На двух нартах. Прибыли на оленях. Ог роду T f Koft минуты радости не было. Я закричал им. Показываю—идите, мол, в палатку. Они смотргт на нас и головами качают. Руки у гас забин тованы. Ноги тряпками «амотаны. С лиц. ушей обмороженных кожа облудается. Спирту у нас немного осталось Мы ненцам его поднесли, поиолам tj водой разБели. Выивлн они. Еще просят, а у нас 'больше пет. Мы чаем напоили. Они говорят, а что мы по нять не можем. Олин нз них подает мне бирку деревянную. На иеЛ вы резано ножем клеймо. Мы поняли, что это письмо их начальника. Стали они собираться. Мы пока зываем—возьмите пас. Они головой мотают, не берут нас с собой. По к*зывают—у вас одежда плохая. П д і т к оленям. Я вылез из палатки, кричу: — Возьмите нас. Остаться боимся. В аалатке замерзнем. Не можем дров таскать. Они ветщулиоь в палатку. При несли пимы и чижи. Бросили их мае, а я огдал Березину. У него но ги хуже моих. Оделись. Полеаяж, сели на разные нарты. Поехали. От‘- ^ехали недалеко, у меня ноги стали эябнуть. Саустил я с нарт ноги ■ стал ими о тундру бить. Согреть ие могу. Мой ненец эадремал ва нартах и мы о возчиком Березина раз'еха- •лнсь незаметно Остановили оленей— следов нет. Снимает о себя ненец малицу. Достает нож, все тряпки у меня с ног обрезал. Нега мои за- вервул в малвцу. Затянул крепко и сел на вих, чтобы не свалились о нарт. Болат ноги, не могу терпеть А он разогнал оленей, нврты с коч ки на кочку по воздуху летят. Я боялся, что он меня на проливе в торосах убьег. Ожидаю, когда пове зет через пролнв. Боюсь. А он гово* рит: —Чум. Я смотрю,—иа бугрѳ правда чум. Не заметил как 110 километров от махали, как чеоез пролна проехали. Под*ехали к чуму. Выходят из него бригадир чума Майма. Высокого ои роста, здоровый. Со мной поздоро вался и от нарт отвязал. Принес и» чума чижи и пимы, ноги моя ра скрутил. Смотрит, годоной качает что-то по своему говорит. Обул о меня в чижя и пимы, взял по мышки и унѳо в чум. Одели меня в малацу, а сами стали чай греть. У огля согрелся. Смотрю на них. Скна атялнояа воды в котле ведра два. Нарубила з р е лого мяса и стал*! чай пигь. Меня угощают кясом. Я от роду сырого мерзлого мя*за не ед ал . Намного поел с наин, ч*ю даѳ чвшкн выаил н лег. Ненцы чай пьют, вспотели, открыла вход в чум. Я озяб. ІШогь человек весь кипяток из котла вы інли. Еще вскипятили котел кизятку и тот выпали. Про шло часа яма, как мы в чум при ехала. Приезжает наконец Б^рез'іи Сильно озяб он. Ч іем ого напоили, отправили на факторна. Я остался нокать начальника. В ч у м е п о р у с к а ник го не говорил Толмача не было Жчву сугкя, вторые, в чуме холодч >, сильно аа болел. Показываю ненцам: — Надо ехать. На третьи сутки поехали иская начальника. Я иеицам показываю надо е і а т ь к речк* Холи-Яга Они меня то по торосам возят, тс в туадру везуг Я им на снегу чер чу по русски — Холи-Яга. Во* же понали. Поехали и пі>*вб»лі меня к памятнику — в 1929 год] померла жѳвщна*, начальник экс пѳднцаи Катащиковз. Приехала к речке Х>ли-Ягя. Вы ехала на устье реки. Вижу торооа где мы с Березиным ш іи. Налзв» о весту палатка должна быть Пошли к весту. Ходить я ие мсг Ненцы меня с ьарт от ащиг Увидели — из снега м -чга торчит Подошли. Смотрим. Сгал рукой онб разгребать. Попала под ру«у у мев* голова. Человек сидя вамера. Ненцы взяли меня под руки J увеэлн на факторию. Как приехал туда, как вашел я в помещена* там наша остальные сидят Только товарища не могли м*н признать, пока я ие стал здорі ваться. На другой день дали двух матр* сов здоровых и отправила их ■енцами ва вам-рвшами людьми. Эго было I января 19S3 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz