Полярная правда. 1934, июнь.

П А Р Т И Й НОЕ С Т РОИ ТЕЛ ЬС ТВО КОНКРЕТНО, ПО ДЕЛОВОМУ Партийная о р г а н и з а д и я *ловецкие бригады задержива- УБРО практически реализует ла. [Бали простои ботов, ибо ращения городского собранна фактории одновременно ния партийного актива от производили и прием рыбы 29 апреля 1934 г . о выполне- и подготовку к приему. Фак* нии рыбного плана. В мае из 9 коммунистов в партийной организации 5 че­ ловек работали непосредст­ венно на факториях. Большую массовую работу на факториях проделали ком­ мунисты Беляков (пред. мест­ кома) и Клобуков (зам. на­ чальника УБРО). На фчктории Цып-Наволок они проработали с рабочими постановление собрания пар­ тийного актива от 29 апреля о выполнении рыбного плана. В ответ на постановление ра­ бочие фактории взали обяза­ тельство своевременно п ри ­ нимать сырец от рыболовзц тория была в антисанитар­ ном состоянии. Клобуков директора фак­ тории Бейделятова с работы снял и назначил руководить факторией саециалиста-рыб- ника коммуниста Кондрашѳва. Беляков провел собрание рабочих, оформил профсоюз­ ную организацию. По рабочим общежитиям были проведены беседы по решениям ОК ВКП(б) о выполнении рыбного плана. Беляков провел ин­ структаж профоргов, органи­ зовал соревнование. Большая работа проделана на факториях Рында и Киль- дин Зхесь проведены произ- ки х бригад, обрабатывать всю родственные совещания, где рыбу, поступающую на ф а к -’ проработаны нормы выработ- торию первым сортом. Беляков и Клобуков помог ли администрации фактории организовать правильную рас­ становку рабочей силы, в ре­ зультате чего бригады, вы­ полнявшие план на 90 — 95 процентов, за май выпол­ нили на 120—130 процентов (бригада Лвѳицчого и другие). ки на каждую работу. Орга­ низована проверка соцяали ПОДГОТОВИТЬ „ВПОЛНЕ ГРАМОТНЫХ ЛЮДЕЙ, ХОРОШО ВЛАДЕЮЩИХ ОСНОВАЛИ НАУК“ (Из п о ст а н о в л е н и я Ц Е ВЕП (б ) о школе) РАССКАЗ О ЛУЧШИХ ЗА ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ Весенние испытания в этом j Тогда преподаватель обра- году имели особенно большое щается к другому учени ку значение в связи с постанов- который поднял р у ку , гото вый дать правильный ответ. лениями Ц К ВКП(б) о школах. Испытания дали возможность выявить действительные зна­ ния учащихся по отдельным предметам, чего мы в прош­ лом году сделать не могли.) стических договоров, организо­ ваны группы наблюдателей за качеством, проведены беседы в общежитиях рабочих. При проработке решений городского собрания партий­ ного актива рабочие фактории Рында взяли обязательство П л а н второго квартала по оказывать помощь другим фак обработке рыбы ф іктория ториям в тот момент, когда там завал рыбы. 30 мая бригада рабочих фактории выехала в Восточ­ ную Л и ц у для оказания по­ мощи в обработке рыбы. Сейчас на факториях рабо­ тает 3 коммуниста УБРО: Без­ денежных (начальник УБРО) Хчопотов (парторг) и Кузнецов (инженер). 7 июня партийная организа­ ция направляет тов. Беляко­ ва на факторию Сайда-губа для организации там массо­ вой работы. Вся работа партийной ор­ ганизации УБРО сейчяс пере­ несена на ф іктории. Петрова. Цып-Наволок выполнила на процентов. На фактории Гаврилово до приезца Белякова и Кяобуко* ва работой руководил ком­ мунист Б в й д е л я т о в . Бейделя- тов работу развалил, на фак­ тории отсутствовала дисцип­ лина, не было организации труда. В момент, когда на факторию рыба не поступала, рабочие по распоряжению ди­ ректора на работу не выхо­ дили, в то время, когда нужно было проводить подготовку к приему новой сельди. По­ дучилась, что когда .появля­ лась рыба, фактория рыбо- ПОЛОЖЕНИЕ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ Еще в начале мая О круж ­ ной комитет ВКП(б) п р и л о ­ жил Рыбаксоюзу и его пар­ тийной организации скомплек­ товать штат инструкторов и направить их в іко іхозы для организации массовой работы Это предложение до сих пор не выполнено. По штату Рыбаксоюз дол­ жен иметь 7 инструкторов. В Рыбаксоюзе же сейчас только три. Но И\ эти три инструкто­ ра используются неправильно. Основная задача инструк ­ торов—организовать в колхо­ зах массовую-работу, п;»М)Чь правлению наладить труд в колхозах, организовать со­ циалистическое соревнование и ударничество. А чго имеется ях деле? Инструктор т. Дубинин вот у:к.« две недели сиди г в аппа­ рате (замещает секретаря правления). Инструктор т. бу­ рый—он же парторг так же сидит в аппарате. Единствен­ ный инструктор, который в мае был в колхозах, это тов. Курвинѳн, но и тот в колхозах Полярного района не провел никакой массовой работы. Со­ ревнования в прикрепленных к нему колхозах нет. Курви- нен массовую работу подме­ нил хозяйственной. Он зани­ мался посылкой ботов в море, тогда ка к это должен делать председатель правления. Парторг не проверяет как коммунисты организуют мас­ совую работу в колхозах, пар- Удалось выявить много недо­ ч е т о в . Испытания показали, к а к работали те или иные педагоги и школы в целом, ка к учащиеся овладели зна­ ниями. Проверочные испытания в этом году повысили ответст­ венность педагога за успеш ­ ность учебы ребят. Не мень­ шую ответственность почув ­ ствовали и сами школьники. В этом году школы Мур­ манска значительно лучше подготовились к испытаниям. По всем предметам учебного курса были составлены воп­ росники и контрольные ра­ боты. Уровень знаний учащихся был значительно выше прош ­ логодних. Но немало еще крупных пробелов в знаниях учащихся. Ребята плохо знают русский язык. Особен­ но в письменных работах де­ лают много ошибок. Неуве­ ренно еще разбираются ребя­ та в географических картах. Особенно в 5-х и 8 х классах. Они слабо знают пограничные с СССР страны, слабо также владеют ребята фактическим материалом по литературе, плохо ориентируются в хро­ нологических датах и этапах. Можно привести такой при­ мер: в школе ФЗС № 5 в У І классе преподаватель рус ского языка тов. Бѳдих спра­ шивает одного ученика: — Когда жил и творил Пушкин? Ученик отвочаот: — П уш кин современник Ок­ тябрьской революции, начал оаботать за год до революции. Педагог спросил: — Какое первое произведе­ ние написал Горький? — „ Вечера на хуторе близ Ученик отвечает: — Не в 186L году был пер­ вый крестовый поход, а в 1895. Вывод можно сделать один. История не изучается ка к следует. В этом виноваты пе­ дагоги. Но не все педагоги одина­ ково плохо готовили о.вой класс к испытаниям. Есть и ударники педагоги, кото­ рые добились немалых успе хов. Так, в IV классах по школе № 2 хорошо подгото- товила своих учеников по географии тов. Румянцева, по естествознанию тов. Кучѳрова. В школе № 5 но математике тов. Нестерова. В школе № 1 по химии тов. Харламова. В) школе Jsč 4 тов. Ошин по фи­ зике хорошо подготовил свой класс к испытаниям. Опыт работы этих педагогов надо будет широко использовать для дру гих школ в будущем учебном году. К концу учебного года по успеваемости учащихся на первое мезто вышла школа № 5, второе место занимает школа № 1, третье—школа К» N 2 2 и 4 в на последнем месте стоит школ л № 3. Инструктор ОкрОНО А Михайлова. ЛЕТОМ ПОДГОТОВИТЬ ОТСТАЮЩИХ Диканьки Не лучше знания по исто­ рии. Схематизм, который от- тийоые собрания проводятся мечен в постановлении Ц К о от случая к случаю. Социали-1школе и у нас встречался ча- стического соревнозания меж-/сто. Немудріно, что когда ду работниками Рыбаксоюза'преподаватель Ф и л и п п о в а Веоение испытания показали нам ряд учителей-ударников. Мы имеем образцы методичеокого руководства в школе № 1 (зав. учебной чаотью тов. Коврыжных). Ояа вѳдвт еже­ дневное конкретное руководство каждим учителем и всем коллек- тивсм. Это незамедлительно сказа­ лось на всей работе школы. В ре­ зультате—ва второе полугоаие шко­ ла продвинулась настолько, что по успеваемости зяняла второе место. ІІо показатели успеваемости в этом году по школа* Мурмгнска все же неудовлетворительные. В основном низкая успеваемость уча­ щихся обгоняется недостаточной работой педагогов. Среда педагогов и учащихся пло­ хо было развито соцсоревнование и ударничество. Профсоюзные органи­ зации не возглавила это д«ло. Като 10 лет. Красный платочек на светлых волосах, красный галстук на груди. Катя Петрова—пионерка, учится в 3-й группе. Весь год Катя серьезно училась, потому ■ окончила учебный год по всем предметам на .отлично*. О іа не только сама училась хоро­ шо, но и помогала отстающим т о ­ варищам. Зуев, с которым занима­ лась Катя по математике, из от ­ стающих от*л хорошим учеником и перешел в ІѴ-ю группу без ваче- тов. Любит Катя школу, любят обще­ ственную работу. Какое бы дело не проводило школа, отряд,—на вое откликаѳтоя первая. Тасе Мѳдузовой тоже 10 лет, она тоже пионерка. У Таси чистая, грамотная тет ­ радь, потому что весь год училась Гася отлично, так и закэачнла учебный год. Потому то лучше всех из группы, смело, уверенно отвеча­ ла Тася ва испытаниях н сдала их на .отлично*. Шуру Бглоголовову хорошо знает групаа отстающих ребят, о которы­ ми Шура занималась по физике. Ей не трудно было помогать товари­ щам, так как весь год сама Шура учнлаоь на „хорошо" и вотлично*- З а ударную ѵчебу пионерка -удар ­ ница учебы Шура бнл а премиро­ вана поеэдкой с а праздник Октябрь- екэй годовщины в Ленинград. Председателя группового совета ѴІ-й группы Катю Савенкову лю­ бят и слушают все ребята. Не так просто добилась она любви и у в а ­ жения. Весь год училась Катя на 9 хо­ рошо* н также хорошо его закон­ чила. Она веда занятия с группой от ­ стающих по математике. Шефство­ вала над слабой ученицей, помогая готовить ей домашние вадаи ія . Пионерка о 1930 года, активная общественница. Катя 1 мая была торжествеіно передана в комсомол. В награду ва хорошую учебу, Катя вместе о другими премированными товарищами по школе, проводила праздник Октябрьской годовщины в Ленинграде. Не отстала от лучших и Нюра Андреева, ударница учебы 111 груп­ пы, окончившая учебный год на „отлично- , хорошая рбщественница. • * • В Зашейковской школе учатся дети железнодорожных рабочих ПРОСТОИ СЛУЧАИ Ф. С . В А Л Я В К И П не организовано. Вот уже скоро лва месяца, как ком­ мунист Никонов не может вы­ пустить стенвую г а з е т у . Внури партийно-воспитатель­ ной работы также не про-ічает: водится. Н. П. ! —..В 1861 году. (школа № 4) спрашивает уче ­ ника: — Когда был первый кре­ стовый походѴ Ученик не колеблясь отве- отанции 8 ашэек, лесорубов, сплав­ щиков Леспромхоза, леоопилыци- ков Лесозавода. Ояи хотят учатьоя, они жадно поглащіют ввания, которые дает им школа. Эго дохазывают ребята—ударни­ ки учебы, общеотвѳнникн. Но Зашѳйковзкая ФЗС не укомп­ лектована нужными кадрами. Во второй ступени нет ни одного пе­ дагога с выошнм специальным Паохо также школы нсиолыовали . „ л __ имевшиеся возможности для развер- • образованием, шкода плох о ору- тываняя внешкольной работы в До­ ме культуры и клубах. За летнзй период надо усиленно работать о остающами учен&камя, чтобы все имеющие два—три „неу­ да*, смогли бы сдать осенние ис ­ пытания и перейти в следующей клаос. Инструктор ОблСНО В. Ціаморовскии. дована. К новому учебному году в шко­ ле, должна быть создана такая об­ становка, которая помогала бы воспитывать всех ребят такими, как те, о которых мы напиоалн сегодня. Л. Каганер. т УГОЛОК ПРОПАГАНДИСТА КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЛОЗУНГОМ „0Б9ГАЩ4ИТЕСЬ“ И ЛОЗУНГОМ „СДЕЛАТЬ ВСЕХ КОЛХОЗНИКОВ ЗАЖИТОЧНЫМИ" іг д я ж е после Х УИ с'езда, где ски вредной является попыт- поставіенаый в заголовке воп­ рос еще раз затрагивался, в особенвости в докладе това­ рища Сталина, натпдись от­ дельные коммунисты, которые до сих пор не понимают раз- нвцн между правооппортуни­ стическим лозунгом „обогащай­ тесь*4и лозунгом партии „сде- ка толковать этот лозунг, как возвращение к старому, отвер­ гнутому партией лозунгу, „обогащайтесь*. Между эти­ ми двумя лозунгами нет и не может быть ничего общего. Правые оппортунисты вы­ ступили с лозунгом „обога- 'іц ій т е с ь ^ в период начальной л&ть всех колхозников зажи- j ствдИц нэпа, когда преобла- точными*. Так, например, ру-;дающей фірмой хозяйства в коаодигель кандидатской ш і о - ; д е р е в н ѳ б ЫЛф мелкое кресть- лы ремонтного цэха Харьков- | Яаское производство. Остава- ского тракторного завода, по- лась эксплуатация бедных пуляризируя решения XV И «богатыми, съезда и доклад товарищ. Ста- Эго В0ДЮ) хотя бц из того^ шате ія м °РчтоД°между этими ' что применение труда батра- :Г л ’ J . гЛ * тли.чіт ,ков в кулац ких хозяйствах лозунгами не? н и к іко р " j H3 ГОда в год, хотя и медлев- цы. Э гу же мяолъ раз‘ |но, увеличивалось. Помимо руководитель попі тш[ о> Ц-*’ того, развивались замаскиро- і £ Г 2 = £ З Я = £ ■*"« ф » р »“ •“>“ м , В этих условиях лозунг „обогащайтесь* по существу 05а пропагандиста, конечно, <мог привести только к лично- в корне не правы, а посколь- ; М у обогащению кулаков, ро­ к у п одобного рода слу чаи не ‘ стовщаков и спекулянтов. А единичны, мы вынуждены Ра" j *то дало бы только усиление вобрать вопрос по существу, j экономической мощи кулака, Лозун г, провозглашенный : расширенно его эксплуататор- товарвш^м Сталиным, „еде- скн х стремлений, еще боль- лать воех колхозников зажн- 'шее закабаленае бедноты, точными1 стал знаменем, во- j Да иначе и быть не могло, к р у г которого сплачззаются Ибо у нас в то время не было все ие ледовые элементы де- j мощн>й индустрии, способ- ревнн. * ной реорганизовать земдеде- Неправильной и политиче- лие. Экономические рычаги пролетарского государства еще не были достаточно силь­ ны для коренного социали­ стического переустройства деревни. Не было тех тысяч МТС, которые настоящее вреая тысяа. МТС. В руках колхо­ зов и совхозов было сосредо­ точено Ѵг, всех зерновых по­ севов СССР. Таким образом, лозунг „сде­ лать всех колхозников зажи­ точными* имел под собой прочную экономическую ос­ нову обобществление основ­ ных средств производства и уничтожение эксплуатации человека человеком. Именно поэтому лозунг о за­ житочной жизни осуществим мы имеем в*не только для отдельных лиц Не было I или групп , а для всех кол- мощной сети совхозов и к о л - ’ х о з а 0 К° в , тогда как лозунг хозов. Доля совхозов и кол-»„обогащайтесь* о т н о с и л с я хозов в общ*й иассе прод у к ­ ции сельского хозяйства со ставляла незначительный про­ цент по сравне:^*ю с частяым сектором. В 1926 г. совхозы и колхозы вместе взятые да­ ли 1,7 проц. валовой продук­ ции хлеба, з то время ка к кулаки производили 13 проц. 0 6 щ і я сумма дохода капи ­ талистических элементов де­ ревни в 1828 г. достигала 1 400 млн. рублей, в то вре­ мя как доходы колхозов со­ ставляли всего 260 млн. руб. В иной обстак ^ ке , в период позладнѳй стядьи нала и, еле довательно, н» совершенно иной экономической основе только к отдельным лицам или группам. В условиях преоб* ладания в деревне мелкого единоличного хозяйства „обо­ гащаются отдельные лица или щение кулацкой верхушки деревни, источником которого является эксплуатация. Про­ ведение же в жизнь лозунга о зажиточном колхознике предполагает укрепление производственной мощи кол ­ хозов и на этой основе рост материальной обеспеченн >сти всех колхозников н превра­ щение колхозов в подлинно большевистские. Эксплуата­ ция здесь не может иметь места. Источником дохода 2S и ю л я 1932 года, моторно парѵсное судно ЩА Л Ь - Б А ТРОС * выш ло и з И гар ки в Усшь-Порт, и н е я н а fiop* m y весь состав рыбной научно -исследовательской э к с п е - д и ц и и . После нескольких шторно е щА*ь6атроея бы л в ы н у ­ жден отпѵавтпься в А р хан г е л ь ск д л я ѵемонта . В кон- ц е с ент ября по п ут и в А з х а н г е л ь с к , сел на мель у Се- верной оконечности Белого острова. Команда и р а б от ­ н и к и э кспедиции высадились н а берег. Уанав , что п р о л и в М а лы гина зам ер з , чоежь экспе­ д и ц и и отправилась пешком н а noAyočmpoe ЯМАЛ. Ког­ да они п р иш л и н а Я м а л , то оказалось , чт о т ам нет н и продовольствия, н и людей. У ча ст н и ки похода обмо­ р о з и л и ноги, з а б о л е л и и н е м о г ли двигаться дальше. Тогда матрос Б Е Р Е З Н К и автор этого отрывка т ѵ а лм е й ст е р В А Л Я В К И Н отправилис ь в глубь Я м а л ь с к о г? полуострова искать людей . Но н а т р ет ьи с ут к и они выбились и з си л и дальше пробираться н е могли. О т ом , что было после, расска зывает сам ФЕДОР С Е Р Г Е Е ВИ Ч В А Л Я В К ИН , сейчас матрос Р Т 27. Мы п ечат а ем за к лю ч ит е л ь ны й отрывок и з его и н ­ т ер е с н е йш и х воспоминаний . Вот, в палатке мы живем уаѳ двое суток, щ Все соавгли, ^то было деревянного. Что теперь будем делать? Ходить не можем и на ноги одеть нечего—валенки разрезаны. Ноги опухлн сильно. И я говорю Березину: — Вы хлеб пеките и обед вари­ те, а я пойду за дровами. Обмотал ноги тряпками, натяпул на плечи полушубок дырявый и пополз из палатки к выходу. Вы* лез наружу. Луаа была—не энаю, день или ночь. О с м о т р е л с я кругом. От палатки в ста метрах отояла у нас солевая рыба в бочках. Я смотрю бечка пополам распилена, а рыбы нет. Вяжу вокруг палатка олений помет валяется. Тогда я понял, что партся капитана верну­ лась к лагерю, а ненцы-оакоеды ев вывезли. Добрался я к нартам, вахватился ва ручки и пополз за плавником. Положял чурку на нар­ ту и потащился к палатке. Мы дрова раопилили, а они сы­ рые и нѳ горят Сделали над пли­ той сушилку и стали их сушить. А Березин обед сготовил и мы стали обедать. — У нашей палатки были невцы, говорю я Березину .—Кругом палат­ ки олеаий помет и рыба увѳнена. Первая партия уехала с ними. Штурман Широкий добрался на шлюпке до Ялала и дал тревогу. Нас теаерь должны искать. Езля ненцы поедут по берегу ироливом Малыгина, найдут в палатке н а ­ чальника. Туземные собаки мило не иробажат. Потом приедут на Белый остров эа нами. В палатке было холодяо. Бѳречнн все ползал, одной рукой хлеб пек и варил обед. Я за^отовчял дрова. . Холодно. Ив одежды только го ■ колхозника является Т р уд В обобществленном Х0- j осталось, чго на себе. Отдыхали в ЗЯЙ-іТВе, исчисленный В тру - сутки 5—6 часоз переменно. Один доднях, и частично домашяее подсобное хозяйство (корова, мелкий скот, птица, приуса­ дебный огород). Вот почему между этеми двумя лозунгами лежит про- группы ДЛЯ ТОГО, чтобы ПОД-|Ш1СТЬ_ Вот позему колхозы чинить себе остальных людей и эксплуатировать их, тогда ка к лозунг о зажиточной жиз­ ни веѳх колхозников п р и н а л и ч и и обобществления средств производства в кол ­ хозах исключает всякую воз­ можность эксплуатации од­ них другими4 (Сталин Отчет­ ный доклад X V I I с‘езду пар­ тии, стр. 53). Каждый добро совестно работающий колхоз­ ник получает реальную воз- выдвинут лозунг „сделать'Можность стать человеком всех колхозная в зажиточны- обеспеченным, ведущем впол- м п \ К этому м^меату в глав­ ных зерновых районах была законтена сплошная коллек­ тивизация, и кулачество было не культурную жизнь. Побе да колхозного строя, воору­ жение колхозов новейшей тех­ никой обестечивают поднятие в основном Л іікнщаровано ка к ‘ всех колхозников (и бывших класс. Неиьме^.имэ окрепли экономические рычаги дикта­ туры пролетариата. На полях колхозов работало свыше двух бедняков и бывших середня­ ков) до уровня зажиточных. Лозунг „обогащайтесь4 оз­ начает только личное обога- могли победить, только отбро сив лозунг правых оппорту­ нистов, Ибо „лозун г „обога­ щайтесь14 означал по сути дела призыв — восстановить капитализм, тогда ка к лозунг „сделать всех колхозников зажиточными4 означает при­ зыв—добить последние остат­ ки капитализма путем у с и ­ ления экономической мощи колхозов и превращения всех колхозников в зажиточных тружеников4' (Сталин. Там же стр. 54). Смешение этих двух, в корне отличных, лозунгов нельзя рассматривать иначе, как проявление живучести в г-лозах некоторых коммуни стов остатков идеологии раз­ битых ангилеш іяских гр уп п . („Правда-). отдыхал, другой пѳчку топил. Так про мучались 14 суток Сидим однажды в палатке у печ­ ки, готовимся ужинать. Вдруг слы­ шим снег скрипит (часто песцы у палатки бегали, резвились). А на этот раз слышим: сильный оврип. Я выполз не палатки вижу—ненцы. На двух нартах. Прибыли на оленях. Ог роду T f Koft минуты радости не было. Я закричал им. Показываю—идите, мол, в палатку. Они смотргт на нас и головами качают. Руки у гас забин­ тованы. Ноги тряпками «амотаны. С лиц. ушей обмороженных кожа облудается. Спирту у нас немного осталось Мы ненцам его поднесли, поиолам tj водой разБели. Выивлн они. Еще просят, а у нас 'больше пет. Мы чаем напоили. Они говорят, а что мы по нять не можем. Олин нз них подает мне бирку деревянную. На иеЛ вы­ резано ножем клеймо. Мы поняли, что это письмо их начальника. Стали они собираться. Мы пока­ зываем—возьмите пас. Они головой мотают, не берут нас с собой. По к*зывают—у вас одежда плохая. П д і т к оленям. Я вылез из палатки, кричу: — Возьмите нас. Остаться боимся. В аалатке замерзнем. Не можем дров таскать. Они ветщулиоь в палатку. При­ несли пимы и чижи. Бросили их мае, а я огдал Березину. У него но­ ги хуже моих. Оделись. Полеаяж, сели на разные нарты. Поехали. От‘- ^ехали недалеко, у меня ноги стали эябнуть. Саустил я с нарт ноги ■ стал ими о тундру бить. Согреть ие могу. Мой ненец эадремал ва нартах и мы о возчиком Березина раз'еха- •лнсь незаметно Остановили оленей— следов нет. Снимает о себя ненец малицу. Достает нож, все тряпки у меня с ног обрезал. Нега мои за- вервул в малвцу. Затянул крепко и сел на вих, чтобы не свалились о нарт. Болат ноги, не могу терпеть А он разогнал оленей, нврты с коч­ ки на кочку по воздуху летят. Я боялся, что он меня на проливе в торосах убьег. Ожидаю, когда пове­ зет через пролнв. Боюсь. А он гово* рит: —Чум. Я смотрю,—иа бугрѳ правда чум. Не заметил как 110 километров от­ махали, как чеоез пролна проехали. Под*ехали к чуму. Выходят из него бригадир чума Майма. Высокого ои роста, здоровый. Со мной поздоро­ вался и от нарт отвязал. Принес и» чума чижи и пимы, ноги моя ра­ скрутил. Смотрит, годоной качает что-то по своему говорит. Обул о меня в чижя и пимы, взял по мышки и унѳо в чум. Одели меня в малацу, а сами стали чай греть. У огля согрелся. Смотрю на них. Скна атялнояа воды в котле ведра два. Нарубила з р е ­ лого мяса и стал*! чай пигь. Меня угощают кясом. Я от роду сырого мерзлого мя*за не ед ал . Намного поел с наин, ч*ю даѳ чвшкн выаил н лег. Ненцы чай пьют, вспотели, открыла вход в чум. Я озяб. ІШогь человек весь кипяток из котла вы інли. Еще вскипятили котел кизятку и тот выпали. Про­ шло часа яма, как мы в чум при­ ехала. Приезжает наконец Б^рез'іи Сильно озяб он. Ч іем ого напоили, отправили на факторна. Я остался нокать начальника. В ч у м е п о р у с к а ник го не говорил Толмача не было Жчву сугкя, вторые, в чуме холодч >, сильно аа болел. Показываю ненцам: — Надо ехать. На третьи сутки поехали иская начальника. Я иеицам показываю надо е і а т ь к речк* Холи-Яга Они меня то по торосам возят, тс в туадру везуг Я им на снегу чер чу по русски — Холи-Яга. Во* же понали. Поехали и пі>*вб»лі меня к памятнику — в 1929 год] померла жѳвщна*, начальник экс пѳднцаи Катащиковз. Приехала к речке Х>ли-Ягя. Вы­ ехала на устье реки. Вижу торооа где мы с Березиным ш іи. Налзв» о весту палатка должна быть Пошли к весту. Ходить я ие мсг Ненцы меня с ьарт от ащиг Увидели — из снега м -чга торчит Подошли. Смотрим. Сгал рукой онб разгребать. Попала под ру«у у мев* голова. Человек сидя вамера. Ненцы взяли меня под руки J увеэлн на факторию. Как приехал туда, как вашел я в помещена* там наша остальные сидят Только товарища не могли м*н признать, пока я ие стал здорі ваться. На другой день дали двух матр* сов здоровых и отправила их ■енцами ва вам-рвшами людьми. Эго было I января 19S3 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz