Полярная правда. 1934, июль.
БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПОВСЕДНЕВНЫМ НУЖДАМ РАБОЧЕГО, ЕГО СЕМЬИ, ДЕТЕЙ Р ЕЧ Ь тов . К И Р О В А Н А П Л Е Н УМ Е Л ЕН И Н Г Р А Д С КО ГО Г О Р О Д С К О Г О К О М И Т Е Т А ВКЩб ) 11 И Ю Л Я 1934 Г О Д А Все три вопроса, обсуждавшие ся на нашем пленуме, между собой тесно связаны. Все они на правлены на обслуживание повсе дневных нужд рабочего, тр у д я щегося, их семей. Мы сейчас *успешно справляемся с нашими народно-хозяйственными задания- * ми, справляемся и в области промышленности, и в области сельского хозяйства. Наша ленин градская промышленность, в частности, перевыполнила план полугодия. Но вот когда речь з а ходит об обслуживании непосред ственных нужд рабочего, его семьи и детей—картина п о л у чается несколько другая . J f B a u тов. Кодацкий уже гово рил о том, что мы в последние годы систематически не выпол няем плана жилищного строитель ства, недодаем рабочему жил площади, недостаточно ремонти руем ту площадь, которую он занимает. И в то же время мы почти систематически выполняем - план по промышленности и сель скому хозяйству. Если мы возьмем наши предприятия, по становку ухода за машинами, пи тание наших фабрик и заводов, то с этим делом мы, несмотря на все трудности, справляемся го раздо лучше, чем со снабжением и питанием рабочих. Конечно, тут много можно сказать в наше оправдание. До последнего време ни мы были заняты подведением основного фундамента социали стической стройки. Было бы не правильно, если бы мы подошли в строительству социализма о потребительской точки зрения. Мы бы проели скудные запасы, оставленные капиталистами, и ничего не создали бы. Но сейчас, когда мы достигли огромных успе хов, ею оправдание теряет силу. Сейчас мы можем и должны переключиться со всей силой на борьбу за полное удовлетворение нужд рабочего, его семьи и де тей. Имеем ли мы материальные воз можности, чтобы по-настоящему подойти к разрешению этой зада чи? Да^ѳти возможности мы име ем. Возьмем, к примеру, жилищ ное строительство. Не надо быгь особым знатоком, чтобы с уверен ностью сказать: программу по жилстроительству выполнить мож но. Можем ли мы поднять обще ственное питание? Несомненно, можем. Имеются у нас, конечно, и все возможности для того, что бы привести в порядок, отремон тировать наши школы. Вся беда в том, что мы считаем: есть более отватотввнныэ задачи, а ати участ ки потерпят. Посмотрите на наши промыш ленные' гиганты, созданные в по следние годы. Они отличаются своей прочностью, фундаменталь ностью. Видно, что мы строили их, исходя не только из интере сов сегодняшнего дня, но и учи тывая перспективу, строили не на годы, а на десятилетия. А если вы войдете в рабочий дом, у вас может создаться впечатление, что он построен временно,—сегодня в него в*едут, а поолезавтра вы едут. Нам все 'ещ е кажется, что нет у нас достаточных условий для 'Того , чтобы вопросами жшц>я, питания, культуры заняться так же , как мы занимаемся вопроса ми промышленности и сельского хозяйства. Кончается, например, полугодие. Любой район вам сра з у подсчитает, что программа выполнена предприятиями на 101 процент, что Металлический завод отстал, а Балтийский обо гнал, и т. д. и т. п. А вот мне ни разу не приходилось слышать, чтобы к концу полугодия какой нибудь район сообщил о том, что у него школы так то закончили учебу, у стольких-то учащихся хорошие отметки, столько - то учащихся училось неудовлетвори тельно. Или возьмем фабрику-кухнО, хлебозавод. Пока они строятся, мы их еще держим в поле зре ния. Рапортуем о том, что хлебо завод системы Марсакова, напри мер, построен до срока. А слы ш ал ли кто нибудь, чтобы район отрапортовал о том, что у него в такой то фабрике-кухне работа поставлена хорошо, стало меньше воровства, увеличилась калорий ность обедов? У нас еще нет вкуса к этим вопросам. Нам все еще кажется, что эти участки нам не по пле чу . Вспомните, как выстуаали н а нашем пленуме некоторые работ ники общественного питания. Ведь если и г слушать , может создаться впечатление, что ниче го для .улучшения общественно го питания сделать нельзя, что Советская власть не доросла еще, чтобы всерьез улучшить постанов ку общественного питания. Эго конечно, глубочайшее и вредное заблуждение. Мы имеем полную возможность осуществить все, что намечено партией в области улучшения обслуживания рабо чих и трудящихся масс. Если вы посмотрите стеног рамму выступлений по вопросам общественного питания, то вы увидите, что три четверти из н и і посвящены ценам на обеды. Ко нечно, здесь много еще безобра зий,—с ^произвольным повыше нием цен нужно бороться самым жестоким образом. Но в то же время—спросите любого рабоче го—и он вам скажет, что цен тральным вопресом является сей час вопрос о качестве обедов, о качестве общественного питания. Нам надо к ак следует оценить наши возможности, с одной сто роны, рост потребностей трудя щихся масс—с другой стороны, и мы тогда будем в области удовлетворения запросов трудя щихся двигаться вперед гораздо быстрее. Возьмем ремонт школ. Кто может поверить, что в огромном Ленинграде нельзя отремонтиро вать какую нибудь сотню школь ных зданий? Многие еще не хо тят понять, что сейчас мы дале ко не так бедны, как 7—8 лет назад. Нужно посмелее, покреп че подходить к удовлетворению бытовых и культурных нужд трудящихся . Кое-кто пытался здесь об'яс- нить низкое качество обществен ного питания тем, что мы кор мим больше людей, чем позво ляют нам наша фонды. Эго— разговоры для бедных. Мы и с пользуем безобразно то, что . мы имеем. Питание рабочих все еще на некоторых предприятиях счи тается третьестепенным делом. Давно ли уж прошло время, когда директор предприятия не знал дороги к столовой. Спроси те сейчас у директора: что пред ставляет собой на твоем пред приятии заведующий столовой? Не всякий ответит. А начальника производственного цеха он знает досконально. Нам следует и в деле общест венного г питания руководство ваться указаниями тов. Сталина, заняться здесь делом, а не бол товней, не подсчитыванием сред них цифр. Есть у нас районные тресты общественного питания. У каждого из них в среднем около 200 столовых. Может ли трест руководить двумя стами столовых? Несомненно, может. Надо только, чтобы дело у него было поставлено так, как постав лено на хорошем заводе, где ор ганизована диспетчерская связь , где директор внает, как у него идет работа в каждом цехе, на каждой линии, на каждом кон вейере. А сейчас дело в органах общественного питания запуще но до того, что там даже нельзя отпустить продуктов на два дня вперед—хранение не обеспечено. Если так будет продолжаться, никакого улучшения , конечно, не добьешься. Как у нас поставлен контроль над работой общественного пита ния? Приходит работник, спра шивает, сколько отпускает сто ловая мясных блюд в месяц, сколько рыбных, сколько м у ч ных, записывает, уходит и думает, что он изучил дело. А на самом деле он ничего не изучил и ни чего не понял. Надо больше го ворить с людьми, которые обе дают в этой столовой, расспраши вать их о качестве обедов, о це нах, внимательнее прислуши ваться к их запросам. Нужно по-хозяйски распоря жаться фондами, дифференциро ванно подходить к потребителю. Если ты сидишь в канцелярии, тебе требуется один обед, а если ты состоишь в молотобойцах — требуется другой. Мы много го ворим о калориях. Подсчитали, что в среднем приходится 1.100 калорий на обед. Надо вам сказать, товарищи, что калории дело темное. В лаборатории вы ходит 1.100 калорий, а на деле проверишь—и они куда-то вспорх нули. Давайте говорить не столь ко о калориях, но прежде всего проверять, сколько крупы, сколь ко мяса положено в обед, тща тельнее контролировать, и тогда дело пойдет вернее. Надо покончить и с таким по зором, как воровство в столовых. Надо окружить честных работни ков общественного лцтания вни манием, перестать считать пова ров, официантов и т. д. работни ками второго сорта. Ведь любо пытная история подучается: кто ухаживает, напр , за паровой ма шиной, тот считается ударником механиком, одной ногой в ЙТР стоит. А кто ухаживает за рабо чим, кто кормит его, тот считает ся работником двадцатого раз ряда . Нужно по-настоящему поста вить дело подготовки кадров общественного питания, создать школу ученичества. II если мы по-хозяйски будем относиться к фондам, если мы будем попол нять эти фонды дополнительными заготовками, положим конец воров ству—мы добьемся несомненных успехов. Наши партийные, хозяйствен ные и профсоюзные организации еще не переключились как сл е дует на борьбу за общественное питание. Бывает у нас сплошь и рядом так: льется из термосов пища и мы не можем никак по править термос. Печь «Мигэ* мо жем сделать, а вот термас почи нить—это у нас не выходит. Мы растем, у нас в цехах, у станков становится чище, цвет ники равбиваем, а зайдешь в столовку—порою грязь непролаз ная. Неужели нельзя поставить дело почище, по-кудьтурнее? Если на заводе, к примеру, 12 столовых, то директор нава лится на одну столовую, украсит ее цветами, линолеумом, а на вторую, на третью нехватает по роху. Между тем, хозяйственники должны понять, что от хорошей столовой, помимо всего прочего, прямая выгода производству. Пройдитесь по Путиловскому за воду. Неплохой завод и неплохие люди роботают там. А вот начи ная с 11 часов дня, там непре рывно бродят по заводскому дво ру люди. Оказывается, это все обедающие, это все обеденный перерыв. Столовых нехватает и вот сейчас обедает один цех, че рез час другой, а потом третий и так все время. Спрашивается, можно ли при таких условиях установить настоящую трудовую дисциплину? Перехожу к вопросу о школе. В чем ее основной недостаток? В том, что она выпускает ребят недостаточно грамотных, непод готовленных дл я учебы в высшей школе. Здесь много говорили об иностранных языках. Я за фран цузский язык и за английский, и ва диалектику, и ва логику, но давайте сначала сделаем так, чтобы наш учащийся был эле ментарно грамотным, чтобы он знал свой родной, русский язык, знал так, как говорит об этом Горький. Особенно плохо обстоит у нас дело, как указывает постановле ние ЦК, с преподаванием исто рии и географии. Один из това рищей, выступавших на плену ме, говорил, что у него из 40 преподавателей истории в райо не 27—коммунисты. Но беда то вся в том, что историки эти в подавляющем большинстве живут с историей в не совсем добро соседских отношениях. У нас по существу упразднили преподава ние истории. Упразднили исто рические факультеты, забракова ли , старые учебники истории, а новых не написали. Вот и полу чается: кончил человек педаго гический вуз, а кто его учил истории—неизвестно. Можем ли мы претендовать на звание гр а мотных людей, если мы не знаем истории развития человечества? В СНК СССР и ЦК ВКЩб) РЕШИТЕЛЬНО УЛУЧШИТЬ СНАБЖЕНИЕ Ш8ЕИН&И ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЫСОКОАЧЕСТВЕН ЫМИ ТКАНЯМИ Совет Народных К о м и с с а р о в Союза ССР на о с н о в е м а т е р и а л о в к о м и с с и я с о ветского к о н т р о л я у о т а н э в и л , что швей-' нал промышленность в четвертом квар тале 1933 года и в первом квартале 1934 года систематически снабжалась б а з а м и „Союзхлопкосбыт" Нарномлегпро- м а СССР недоброкачественными хлоп чатобумажными тканями в недопустимо высокйх размерах, вследствие чего н а фабриках швейной промышленности име лось больппе количество проотоев, а в торговой сети—затоваривание продук цией швейной промышленности. Перебои в работе швейной промышлен ности, вызванные плохой работой хлоп чатобумажной промышленности уоугуб- лялноь в отдельных случаях проивво- лом в деле отгрузки тканей швейным фабрикам. Фабричные склады отдель ных трестов и фабрик, как , например. Ореховский траст, фабрика Трвхгорной мануфактуры, Соболеве—Щелковский трест и другие систематически снабжали Мо- сквошаѳй, Мосбелье, Шаейпром и швейные тресты Белоруссии и Крыма преимуществен но низке сортными хлопчатобумажными т к а нями. В то же время Одесская, Виницная и Оршанская швейные фа&рики получали полностью чиетосортный товар. Материа лы комиооин Советского ковтроля о ра боте базы Ореховского треста говорят о том, что там имели место прямые зло употребления работников этой бозы (вы могательство, пьанотво о представителя ми швейных фабрик и т. д.). Союзхлопкосбыт Ніркомлегпрома СССР, на обязанности которого лежала провер ка равномерности отгруэок швейным фабрикам хлопчатобумажных тканей по сортам, недостаточно контролировал ход отгрузок тканей швейной промышленности. В принятом по этому вопросу реше нии Совнарком Союза ССР предложил Наркомлѳгарому СССР устранить в дальнейшем недопустимо небрежное от ношение к снабжению швейной промыш ленности хлопчатобумажными тканями, и коренным образом улучшить качество изделий швейной промышленности. Совнарком отметил, что Наркомлег* пром тов. Любимов не принял достаточ ных мер к устранению ненормальностей на фабриках. Заместителю Наркома легкой промыш ленности тов. Фушнану указано на то, что он 8нал о массовых отказах швей ных фабрик от приемки текстильных тканей второго разбора свыше 10 про- ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ РАБОЧИМ, РАБОТАЮЩИМ НА ЗАВОДАХ ИМЕЮЩИХ ОБОРОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СНК СССР и ЦК ВКЩб) принято постанов ление о повышения заработной платы в сред нем на 10 проц для рабочих, янженерно-тех- ничеекях работников, служащих и младшего обслуживающего персонала ряда заводов, имеющих важное оборонное значение. Этим же постановлением предусматривает ся для работающих на этих заводах снижение подоходного культурного налога на 50 про центов. Кроме того, для всех, работающих в указан ных заводах вводится особая выплата за выслугу лет в следующем порядке: для про работавших в заводе непрерывно 3 года— двухнедельный заработок; для проработавших в заводе непрерывно 5 лет—месячный зара боток; для проработавших на заводе непре рывно іО лет ■ выше—двухмесячный зара боток. Настоящее юстаневлеіяе вводится в действие с і августа, с агата же срока ис числяется стаж даюжіі нраве на аолучевяе выплати аа выеа#*7 ***. центов установленных договорами и 8ная, что выауск тканей второго* разбора в текстильной промышленности доходит до 50 процентов не принял необходимых мер к ликвидации этих ненормальностей. З а отсутствие систематического на блюдения над отгрузкой хлопчатобу мажных тканей . швейным фабрикам в ассортименте к по качеству об‘явлеи выговор 8аведующ*му товарооператнв- ным сектором Союзхяопкосбыта Наркэм- легпрома СССР тов. Кирпнчѳву и постав лено на вид управляющэму Союзхлоп- косбыта тов. Леонову. Совнарком принял к сведению, что ва преступно халатное отношение к овонм обязанностям, выразившиеся в отсут ствии контроля над работой баз, ответ ственный исполнитель Союзхлопкообыта Наркомлегпрома СССР по отгрузвам швейным фабрикам хлопчатобумажных тканей Акулов снят с работы. За произвол и ненормальную отгрузку тканей швейным фабрикам об'явлвны строгие выговоры: заведующему базой фабрики Трехгорной мануфактуры Гри шину и товароведу этой фабрики Жукоау. Помощнику директора по обыту этой же фабрики Прусакову ва отсутствие контроля по отгрузкам об'явлен выговор. Совнарком принял к сведению, что ва прямые злоупотребления, допущенные в деле отгрузки тканей швейным фаб рикам, сняты с работы и отданы под суд заведующий сбытовым отделом Оре ховского хлопчатобумажного треста Бегя- тов я товаровед этого треста *Неодинскнй. З а проиввол к безответственность в деле отгрузок хлопчатобумажных т к а ней швейным фабрикам об'явлен строгий выговор ответственному ва о б ы т Соболе- во-Щалковской фабрики Кабанову Заведующему отделом ебйта треста .Нѳстреткань" Волкову об явоон выговор ва отсутетвие і а і д в д в ѵ к иад онтрго- А у на# в школе заменила историю обществоведением. Ребя та в пятом, шестом классах изу чают—впрочем, у нас^ в школе по отношению к обществоведению даже такого термина нет „изу чают", он заменен термином „про- ✓ рабатывают'1—так вот 10 —12-лет ние ребята „прорабатываю^* Маркса, Энгельса, Ленина. Мы, говорят они, проработали Маркса, Энгельса до половины, прорабо тали и перешли к Ленину. Это не что иное, как издевательство- и над Марксом, и над Энгельсом, и над Лениным. Спросите у школьника, кото рый „прорабатывает® Маркса где находится Германия и какие речки в Европе — и он не знает. Центральный Комитеткатегори- чески потребовал, чтобы в шкоде начади по-настоящему учить истории и географии и чтобы бы ли написаны грамотные высоко качественные учебники. Нынешний год, говорят, — мы закончили с изветсным у с пехом, наблюдается повышение знаний, но всего этого еще очень мало. Нужно понять, что вопроо 0 шкоде — ато вопроо о нашей дальнейшем движении вперед. Священная обязанность Совет ской власти и партии — под нимать школу, давать больше знаний учащимся. Вот почему Центральный Комитет вплотную занимается школой, занимается каждым отдельным учебником. Ведь надо понять, что наши школьники на знают эксплоата- ции, не знают проклятого прош лого. Надо им рассказать о нашем пути, о нашей борьбе. Путем знаний, учебы, путем овладения наукой они должны дойти до того, до чего мы, в отличие от них, доходили не только через книжку, но и через тюрьмы, через ссылки, голодовку и экс- плоатацию. Я не склонен умалять и значе ние таких вопросов, как обес печенность школы помещениями, материалами, средствами. Но и j эти задачи нам будет легче решить; если мы поймем, какую огромную роль призвана сыграть наша школа. j Нужно установить в школах 1порядок и дисциплину. 12-ти летние ребята разбираются в своих поступках и могут за них отвечать. Нужно только к ним умело подойти. Нужно регули ровать поведение учащихся и вне школы, потому что если ребе нок вне школы проводит время на трамвайной кишке, то и в школе дисциплину установить трудно. Тут многое зависит и от родителей. Е зли мамаша за нимается еще кое-как детьми, то папаша не знает даже порой, кто когда родился, кому сколько лет. У нас бывает так, что ребе нок неделями не ходит в школу, а родител і узнают об этом лишь через полтора-два месяц*. Нуж но взять ребят в руки , сделать так, чтобы класс был похож на класс. Решение ЦІС о школе, о превращении заведующего шко лой в директора требует уста новления порядка и дисциплины в школе. Если мы говорим о том, что мы открываем новы* источника куль туры, если мы выступаем энаме- носцами великой социалистиче ской культуры, находящейся на такой васоте, которая и не сни- хась капиталистическим стра нам—то надо признать, что вся ндша дальнейшая работа в этой области, прежде всего, упирается в школу. Нужно сделать все к- тому, чтобы по-большевистски, по-настоящему выполнить дирек тиву партии о школе. Вопросы, обсуждавшиеся на нашем пленуме, имеют огромней шее значение. Каждый рабочий, честно работающий для укрепле ния Советской власти, имеет пра во потребовать от нас максимум того, что мы можем сделать дл я удовлетворения его культурных, бытовых запросов. Каждый ребе нок рабочего, трудящегося имеет право потребовать от нас, чгобы мы воспитали из него полноцен ного, творческого гражданина со циалистической страны, который мог бы заменить с в о и х . отцов н повести дело Ленина вперед еще белее мощными, еще более гран диозными темпами. (Бурная овация. Плакун ятяя . приветствует тая. Кирова). *) Пгнтаѳтшя в мкрящ&том eute п * т%9шй шаписи. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz