Полярная правда. 1934, июль.

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПОВСЕДНЕВНЫМ НУЖДАМ РАБОЧЕГО, ЕГО СЕМЬИ, ДЕТЕЙ Р ЕЧ Ь тов . К И Р О В А Н А П Л Е Н УМ Е Л ЕН И Н Г Р А Д С КО ГО Г О Р О Д С К О Г О К О М И Т Е Т А ВКЩб ) 11 И Ю Л Я 1934 Г О Д А Все три вопроса, обсуждавшие­ ся на нашем пленуме, между собой тесно связаны. Все они на­ правлены на обслуживание повсе­ дневных нужд рабочего, тр у д я ­ щегося, их семей. Мы сейчас *успешно справляемся с нашими народно-хозяйственными задания- * ми, справляемся и в области промышленности, и в области сельского хозяйства. Наша ленин­ градская промышленность, в частности, перевыполнила план полугодия. Но вот когда речь з а ­ ходит об обслуживании непосред­ ственных нужд рабочего, его семьи и детей—картина п о л у ­ чается несколько другая . J f B a u тов. Кодацкий уже гово рил о том, что мы в последние годы систематически не выпол­ няем плана жилищного строитель­ ства, недодаем рабочему жил­ площади, недостаточно ремонти­ руем ту площадь, которую он занимает. И в то же время мы почти систематически выполняем - план по промышленности и сель­ скому хозяйству. Если мы возьмем наши предприятия, по­ становку ухода за машинами, пи­ тание наших фабрик и заводов, то с этим делом мы, несмотря на все трудности, справляемся го­ раздо лучше, чем со снабжением и питанием рабочих. Конечно, тут много можно сказать в наше оправдание. До последнего време­ ни мы были заняты подведением основного фундамента социали­ стической стройки. Было бы не­ правильно, если бы мы подошли в строительству социализма о потребительской точки зрения. Мы бы проели скудные запасы, оставленные капиталистами, и ничего не создали бы. Но сейчас, когда мы достигли огромных успе­ хов, ею оправдание теряет силу. Сейчас мы можем и должны переключиться со всей силой на борьбу за полное удовлетворение нужд рабочего, его семьи и де­ тей. Имеем ли мы материальные воз­ можности, чтобы по-настоящему подойти к разрешению этой зада­ чи? Да^ѳти возможности мы име­ ем. Возьмем, к примеру, жилищ­ ное строительство. Не надо быгь особым знатоком, чтобы с уверен­ ностью сказать: программу по жилстроительству выполнить мож но. Можем ли мы поднять обще­ ственное питание? Несомненно, можем. Имеются у нас, конечно, и все возможности для того, что­ бы привести в порядок, отремон­ тировать наши школы. Вся беда в том, что мы считаем: есть более отватотввнныэ задачи, а ати участ­ ки потерпят. Посмотрите на наши промыш­ ленные' гиганты, созданные в по­ следние годы. Они отличаются своей прочностью, фундаменталь­ ностью. Видно, что мы строили их, исходя не только из интере­ сов сегодняшнего дня, но и учи­ тывая перспективу, строили не на годы, а на десятилетия. А если вы войдете в рабочий дом, у вас может создаться впечатление, что он построен временно,—сегодня в него в*едут, а поолезавтра вы­ едут. Нам все 'ещ е кажется, что нет у нас достаточных условий для 'Того , чтобы вопросами жшц>я, питания, культуры заняться так же , как мы занимаемся вопроса­ ми промышленности и сельского хозяйства. Кончается, например, полугодие. Любой район вам сра­ з у подсчитает, что программа выполнена предприятиями на 101 процент, что Металлический завод отстал, а Балтийский обо­ гнал, и т. д. и т. п. А вот мне ни разу не приходилось слышать, чтобы к концу полугодия какой нибудь район сообщил о том, что у него школы так то закончили учебу, у стольких-то учащихся хорошие отметки, столько - то учащихся училось неудовлетвори­ тельно. Или возьмем фабрику-кухнО, хлебозавод. Пока они строятся, мы их еще держим в поле зре­ ния. Рапортуем о том, что хлебо­ завод системы Марсакова, напри­ мер, построен до срока. А слы­ ш ал ли кто нибудь, чтобы район отрапортовал о том, что у него в такой то фабрике-кухне работа поставлена хорошо, стало меньше воровства, увеличилась калорий­ ность обедов? У нас еще нет вкуса к этим вопросам. Нам все еще кажется, что эти участки нам не по пле­ чу . Вспомните, как выстуаали н а нашем пленуме некоторые работ­ ники общественного питания. Ведь если и г слушать , может создаться впечатление, что ниче­ го для .улучшения общественно­ го питания сделать нельзя, что Советская власть не доросла еще, чтобы всерьез улучшить постанов­ ку общественного питания. Эго конечно, глубочайшее и вредное заблуждение. Мы имеем полную возможность осуществить все, что намечено партией в области улучшения обслуживания рабо­ чих и трудящихся масс. Если вы посмотрите стеног­ рамму выступлений по вопросам общественного питания, то вы увидите, что три четверти из н и і посвящены ценам на обеды. Ко­ нечно, здесь много еще безобра­ зий,—с ^произвольным повыше­ нием цен нужно бороться самым жестоким образом. Но в то же время—спросите любого рабоче­ го—и он вам скажет, что цен­ тральным вопресом является сей­ час вопрос о качестве обедов, о качестве общественного питания. Нам надо к ак следует оценить наши возможности, с одной сто­ роны, рост потребностей трудя­ щихся масс—с другой стороны, и мы тогда будем в области удовлетворения запросов трудя ­ щихся двигаться вперед гораздо быстрее. Возьмем ремонт школ. Кто может поверить, что в огромном Ленинграде нельзя отремонтиро­ вать какую нибудь сотню школь­ ных зданий? Многие еще не хо­ тят понять, что сейчас мы дале­ ко не так бедны, как 7—8 лет назад. Нужно посмелее, покреп­ че подходить к удовлетворению бытовых и культурных нужд трудящихся . Кое-кто пытался здесь об'яс- нить низкое качество обществен­ ного питания тем, что мы кор­ мим больше людей, чем позво­ ляют нам наша фонды. Эго— разговоры для бедных. Мы и с ­ пользуем безобразно то, что . мы имеем. Питание рабочих все еще на некоторых предприятиях счи­ тается третьестепенным делом. Давно ли уж прошло время, когда директор предприятия не знал дороги к столовой. Спроси­ те сейчас у директора: что пред­ ставляет собой на твоем пред­ приятии заведующий столовой? Не всякий ответит. А начальника производственного цеха он знает досконально. Нам следует и в деле общест­ венного г питания руководство­ ваться указаниями тов. Сталина, заняться здесь делом, а не бол­ товней, не подсчитыванием сред­ них цифр. Есть у нас районные тресты общественного питания. У каждого из них в среднем около 200 столовых. Может ли трест руководить двумя стами столовых? Несомненно, может. Надо только, чтобы дело у него было поставлено так, как постав­ лено на хорошем заводе, где ор­ ганизована диспетчерская связь , где директор внает, как у него идет работа в каждом цехе, на каждой линии, на каждом кон­ вейере. А сейчас дело в органах общественного питания запуще­ но до того, что там даже нельзя отпустить продуктов на два дня вперед—хранение не обеспечено. Если так будет продолжаться, никакого улучшения , конечно, не добьешься. Как у нас поставлен контроль над работой общественного пита­ ния? Приходит работник, спра­ шивает, сколько отпускает сто­ ловая мясных блюд в месяц, сколько рыбных, сколько м у ч ­ ных, записывает, уходит и думает, что он изучил дело. А на самом деле он ничего не изучил и ни­ чего не понял. Надо больше го­ ворить с людьми, которые обе­ дают в этой столовой, расспраши­ вать их о качестве обедов, о це ­ нах, внимательнее прислуши­ ваться к их запросам. Нужно по-хозяйски распоря­ жаться фондами, дифференциро­ ванно подходить к потребителю. Если ты сидишь в канцелярии, тебе требуется один обед, а если ты состоишь в молотобойцах — требуется другой. Мы много го­ ворим о калориях. Подсчитали, что в среднем приходится 1.100 калорий на обед. Надо вам сказать, товарищи, что калории дело темное. В лаборатории вы­ ходит 1.100 калорий, а на деле проверишь—и они куда-то вспорх нули. Давайте говорить не столь­ ко о калориях, но прежде всего проверять, сколько крупы, сколь­ ко мяса положено в обед, тща­ тельнее контролировать, и тогда дело пойдет вернее. Надо покончить и с таким по­ зором, как воровство в столовых. Надо окружить честных работни­ ков общественного лцтания вни­ манием, перестать считать пова­ ров, официантов и т. д. работни­ ками второго сорта. Ведь любо­ пытная история подучается: кто ухаживает, напр , за паровой ма­ шиной, тот считается ударником механиком, одной ногой в ЙТР стоит. А кто ухаживает за рабо­ чим, кто кормит его, тот считает­ ся работником двадцатого раз ­ ряда . Нужно по-настоящему поста­ вить дело подготовки кадров общественного питания, создать школу ученичества. II если мы по-хозяйски будем относиться к фондам, если мы будем попол­ нять эти фонды дополнительными заготовками, положим конец воров­ ству—мы добьемся несомненных успехов. Наши партийные, хозяйствен­ ные и профсоюзные организации еще не переключились как сл е ­ дует на борьбу за общественное питание. Бывает у нас сплошь и рядом так: льется из термосов пища и мы не можем никак по­ править термос. Печь «Мигэ* мо­ жем сделать, а вот термас почи­ нить—это у нас не выходит. Мы растем, у нас в цехах, у станков становится чище, цвет­ ники равбиваем, а зайдешь в столовку—порою грязь непролаз­ ная. Неужели нельзя поставить дело почище, по-кудьтурнее? Если на заводе, к примеру, 12 столовых, то директор нава­ лится на одну столовую, украсит ее цветами, линолеумом, а на вторую, на третью нехватает по­ роху. Между тем, хозяйственники должны понять, что от хорошей столовой, помимо всего прочего, прямая выгода производству. Пройдитесь по Путиловскому за­ воду. Неплохой завод и неплохие люди роботают там. А вот начи­ ная с 11 часов дня, там непре­ рывно бродят по заводскому дво­ ру люди. Оказывается, это все обедающие, это все обеденный перерыв. Столовых нехватает и вот сейчас обедает один цех, че­ рез час другой, а потом третий и так все время. Спрашивается, можно ли при таких условиях установить настоящую трудовую дисциплину? Перехожу к вопросу о школе. В чем ее основной недостаток? В том, что она выпускает ребят недостаточно грамотных, непод­ готовленных дл я учебы в высшей школе. Здесь много говорили об иностранных языках. Я за фран­ цузский язык и за английский, и ва диалектику, и ва логику, но давайте сначала сделаем так, чтобы наш учащийся был эле­ ментарно грамотным, чтобы он знал свой родной, русский язык, знал так, как говорит об этом Горький. Особенно плохо обстоит у нас дело, как указывает постановле­ ние ЦК, с преподаванием исто­ рии и географии. Один из това­ рищей, выступавших на плену­ ме, говорил, что у него из 40 преподавателей истории в райо­ не 27—коммунисты. Но беда то вся в том, что историки эти в подавляющем большинстве живут с историей в не совсем добро­ соседских отношениях. У нас по существу упразднили преподава­ ние истории. Упразднили исто­ рические факультеты, забракова­ ли , старые учебники истории, а новых не написали. Вот и полу­ чается: кончил человек педаго­ гический вуз, а кто его учил истории—неизвестно. Можем ли мы претендовать на звание гр а ­ мотных людей, если мы не знаем истории развития человечества? В СНК СССР и ЦК ВКЩб) РЕШИТЕЛЬНО УЛУЧШИТЬ СНАБЖЕНИЕ Ш8ЕИН&И ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЫСОКОАЧЕСТВЕН ЫМИ ТКАНЯМИ Совет Народных К о м и с с а р о в Союза ССР на о с н о в е м а т е р и а л о в к о м и с с и я с о ­ ветского к о н т р о л я у о т а н э в и л , что швей-' нал промышленность в четвертом квар­ тале 1933 года и в первом квартале 1934 года систематически снабжалась б а з а м и „Союзхлопкосбыт" Нарномлегпро- м а СССР недоброкачественными хлоп­ чатобумажными тканями в недопустимо высокйх размерах, вследствие чего н а фабриках швейной промышленности име­ лось больппе количество проотоев, а в торговой сети—затоваривание продук­ цией швейной промышленности. Перебои в работе швейной промышлен­ ности, вызванные плохой работой хлоп­ чатобумажной промышленности уоугуб- лялноь в отдельных случаях проивво- лом в деле отгрузки тканей швейным фабрикам. Фабричные склады отдель­ ных трестов и фабрик, как , например. Ореховский траст, фабрика Трвхгорной мануфактуры, Соболеве—Щелковский трест и другие систематически снабжали Мо- сквошаѳй, Мосбелье, Шаейпром и швейные тресты Белоруссии и Крыма преимуществен­ но низке сортными хлопчатобумажными т к а ­ нями. В то же время Одесская, Виницная и Оршанская швейные фа&рики получали полностью чиетосортный товар. Материа­ лы комиооин Советского ковтроля о ра­ боте базы Ореховского треста говорят о том, что там имели место прямые зло­ употребления работников этой бозы (вы­ могательство, пьанотво о представителя­ ми швейных фабрик и т. д.). Союзхлопкосбыт Ніркомлегпрома СССР, на обязанности которого лежала провер­ ка равномерности отгруэок швейным фабрикам хлопчатобумажных тканей по сортам, недостаточно контролировал ход отгрузок тканей швейной промышленности. В принятом по этому вопросу реше­ нии Совнарком Союза ССР предложил Наркомлѳгарому СССР устранить в дальнейшем недопустимо небрежное от ношение к снабжению швейной промыш­ ленности хлопчатобумажными тканями, и коренным образом улучшить качество изделий швейной промышленности. Совнарком отметил, что Наркомлег* пром тов. Любимов не принял достаточ­ ных мер к устранению ненормальностей на фабриках. Заместителю Наркома легкой промыш­ ленности тов. Фушнану указано на то, что он 8нал о массовых отказах швей­ ных фабрик от приемки текстильных тканей второго разбора свыше 10 про- ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ РАБОЧИМ, РАБОТАЮЩИМ НА ЗАВОДАХ ИМЕЮЩИХ ОБОРОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СНК СССР и ЦК ВКЩб) принято постанов­ ление о повышения заработной платы в сред­ нем на 10 проц для рабочих, янженерно-тех- ничеекях работников, служащих и младшего обслуживающего персонала ряда заводов, имеющих важное оборонное значение. Этим же постановлением предусматривает­ ся для работающих на этих заводах снижение подоходного культурного налога на 50 про­ центов. Кроме того, для всех, работающих в указан­ ных заводах вводится особая выплата за выслугу лет в следующем порядке: для про­ работавших в заводе непрерывно 3 года— двухнедельный заработок; для проработавших в заводе непрерывно 5 лет—месячный зара­ боток; для проработавших на заводе непре­ рывно іО лет ■ выше—двухмесячный зара­ боток. Настоящее юстаневлеіяе вводится в действие с і августа, с агата же срока ис­ числяется стаж даюжіі нраве на аолучевяе выплати аа выеа#*7 ***. центов установленных договорами и 8ная, что выауск тканей второго* разбора в текстильной промышленности доходит до 50 процентов не принял необходимых мер к ликвидации этих ненормальностей. З а отсутствие систематического на ­ блюдения над отгрузкой хлопчатобу­ мажных тканей . швейным фабрикам в ассортименте к по качеству об‘явлеи выговор 8аведующ*му товарооператнв- ным сектором Союзхяопкосбыта Наркэм- легпрома СССР тов. Кирпнчѳву и постав­ лено на вид управляющэму Союзхлоп- косбыта тов. Леонову. Совнарком принял к сведению, что ва преступно халатное отношение к овонм обязанностям, выразившиеся в отсут­ ствии контроля над работой баз, ответ­ ственный исполнитель Союзхлопкообыта Наркомлегпрома СССР по отгрузвам швейным фабрикам хлопчатобумажных тканей Акулов снят с работы. За произвол и ненормальную отгрузку тканей швейным фабрикам об'явлвны строгие выговоры: заведующему базой фабрики Трехгорной мануфактуры Гри шину и товароведу этой фабрики Жукоау. Помощнику директора по обыту этой же фабрики Прусакову ва отсутствие контроля по отгрузкам об'явлен выговор. Совнарком принял к сведению, что ва прямые злоупотребления, допущенные в деле отгрузки тканей швейным фаб­ рикам, сняты с работы и отданы под суд заведующий сбытовым отделом Оре­ ховского хлопчатобумажного треста Бегя- тов я товаровед этого треста *Неодинскнй. З а проиввол к безответственность в деле отгрузок хлопчатобумажных т к а ­ ней швейным фабрикам об'явлен строгий выговор ответственному ва о б ы т Соболе- во-Щалковской фабрики Кабанову Заведующему отделом ебйта треста .Нѳстреткань" Волкову об явоон выговор ва отсутетвие і а і д в д в ѵ к иад онтрго- А у на# в школе заменила историю обществоведением. Ребя­ та в пятом, шестом классах изу­ чают—впрочем, у нас^ в школе по отношению к обществоведению даже такого термина нет „изу­ чают", он заменен термином „про- ✓ рабатывают'1—так вот 10 —12-лет­ ние ребята „прорабатываю^* Маркса, Энгельса, Ленина. Мы, говорят они, проработали Маркса, Энгельса до половины, прорабо­ тали и перешли к Ленину. Это не что иное, как издевательство- и над Марксом, и над Энгельсом, и над Лениным. Спросите у школьника, кото­ рый „прорабатывает® Маркса где находится Германия и какие речки в Европе — и он не знает. Центральный Комитеткатегори- чески потребовал, чтобы в шкоде начади по-настоящему учить истории и географии и чтобы бы­ ли написаны грамотные высоко­ качественные учебники. Нынешний год, говорят, — мы закончили с изветсным у с ­ пехом, наблюдается повышение знаний, но всего этого еще очень мало. Нужно понять, что вопроо 0 шкоде — ато вопроо о нашей дальнейшем движении вперед. Священная обязанность Совет­ ской власти и партии — под­ нимать школу, давать больше знаний учащимся. Вот почему Центральный Комитет вплотную занимается школой, занимается каждым отдельным учебником. Ведь надо понять, что наши школьники на знают эксплоата- ции, не знают проклятого прош­ лого. Надо им рассказать о нашем пути, о нашей борьбе. Путем знаний, учебы, путем овладения наукой они должны дойти до того, до чего мы, в отличие от них, доходили не только через книжку, но и через тюрьмы, через ссылки, голодовку и экс- плоатацию. Я не склонен умалять и значе­ ние таких вопросов, как обес­ печенность школы помещениями, материалами, средствами. Но и j эти задачи нам будет легче решить; если мы поймем, какую огромную роль призвана сыграть наша школа. j Нужно установить в школах 1порядок и дисциплину. 12-ти летние ребята разбираются в своих поступках и могут за них отвечать. Нужно только к ним умело подойти. Нужно регули ­ ровать поведение учащихся и вне школы, потому что если ребе­ нок вне школы проводит время на трамвайной кишке, то и в школе дисциплину установить трудно. Тут многое зависит и от родителей. Е зли мамаша за ­ нимается еще кое-как детьми, то папаша не знает даже порой, кто когда родился, кому сколько лет. У нас бывает так, что ребе­ нок неделями не ходит в школу, а родител і узнают об этом лишь через полтора-два месяц*. Нуж ­ но взять ребят в руки , сделать так, чтобы класс был похож на класс. Решение ЦІС о школе, о превращении заведующего шко­ лой в директора требует уста ­ новления порядка и дисциплины в школе. Если мы говорим о том, что мы открываем новы* источника куль­ туры, если мы выступаем энаме- носцами великой социалистиче­ ской культуры, находящейся на такой васоте, которая и не сни- хась капиталистическим стра­ нам—то надо признать, что вся ндша дальнейшая работа в этой области, прежде всего, упирается в школу. Нужно сделать все к- тому, чтобы по-большевистски, по-настоящему выполнить дирек­ тиву партии о школе. Вопросы, обсуждавшиеся на нашем пленуме, имеют огромней­ шее значение. Каждый рабочий, честно работающий для укрепле­ ния Советской власти, имеет пра­ во потребовать от нас максимум того, что мы можем сделать дл я удовлетворения его культурных, бытовых запросов. Каждый ребе­ нок рабочего, трудящегося имеет право потребовать от нас, чгобы мы воспитали из него полноцен­ ного, творческого гражданина со­ циалистической страны, который мог бы заменить с в о и х . отцов н повести дело Ленина вперед еще белее мощными, еще более гран­ диозными темпами. (Бурная овация. Плакун ятяя . приветствует тая. Кирова). *) Пгнтаѳтшя в мкрящ&том eute п * т%9шй шаписи. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz