Полярная правда. 1934, июль.

И В ЛЕДЯНЫХ ПРОСТОРАХ АРКТИКИ СОВЕТСКАЯНАУКА ЗАВОЕВЫВАЕТМИРОВОЕПЕРВЕНСТВО •ѵ\ »»*\Г ОБЕСПЕЧИМ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО НАУЧНЫХ РАБОТ РАЗВЕДЧИКИ А ТМОСФЕРЫ Для оперативио- го обслуживания судов Карско-Лен- СКОЖ ЭКСПОДИЦИИ И жаучжо - исследова- тельско! работы ва .. ледоколе „Ермак", ШжШВ* как флагмаіском к о р а б л е акспеди- цжж, отправляется 6 жаучжнх работжжков Главно! задаче! по оперативжому об- служиванжю судов испеджцжж бу­ дет жаблюдежве жад расположежжек ж двжжежжеж льдов под вліяжжѳн ме­ теорологических ж гидрологжчесввх факторов. Для ато! целж жа ледоколе будут составляться карты расположе- жжя льдов жо дажжыж санолетжо! разведкж, береговых стажцж! ж судов другжх акспеджцжі. Сравжжвая ледовые карты с сжжо- птжчесвжмж, учмтывая прогжоз пого­ ды жа блжжаішае время и течежжя жожжо будет суджть об жзмеженжях в ледовом покрове. А в завжсжмостж от этого иожжо будет располагать ж курсы судов »кспедндиж так, чтобы ожі проходжлж по тем ра!ожам, где лвдовыі покров будет жаіболее раз- режеж. Б задача жаучио-жсследовательсно! работы будет входить целні комплекс Аэрологические на блюдения, гдо-бы о ей ни пронэводилиоь, | f ставят своей целью изучение соотоания Щ атмосферы. Эта ра- Ш бота вообще, а осо- l l 5евно в Арктике, Щ іредотавляет бевуо- ѵ: яовно большой науч­ ный и практический интерес. Влияние погоды в различных ее прояв­ лениях на условия ^ работы воздушного и воджого транспорта в настоящее время [не подлежит никакому сомнению. Чем КпаиА гкноптичлрклгл « ап»*™* болѳѳ развивается во здушный ' мор- й р ИѲ ^ЖКѵ,ІІТИЧ 6 С 50 Г 0 ЖЗуЧвІПЯ око§ транспорт, чем более мощными дирижабли, наблюдений по разным дисциплжиам. В программу рабат по гидрографяи входят точны! судово! промер, с по­ мощью ахолота ж жаблюдежж! жад поведением в высоких пиратах алевт- ро жавжгацжожжых прібэров, воторы- мж оборудован ледокол „Ермак*. Гидрологические работы будут ве- стжсь главжым образом, по наблюдѳ- жжю жад поверхностным течением, знание которого весьма необходимо для деле! кораблевождения н ледово­ го режима. ра!оиа будут вестись регулярные метеорологжчесвие наблюдения. Поми­ мо ітого будут производиться пуски радиозондов системы проф. П.А. Мол­ чанова. Научная группа экспедиции увере­ на, что возложенные на нее партяеі и правительством задачи по освоѳжню Велнвого Северного Морсвого пути будут разрешены с честью. Мы уве­ рены, что все научные работы во вреня анспедиции будут вестись точно по намеченному плану, без срывов и будут закончены с высоким вачеством. Старши! научны! сотруднив гидрограф ж гждролог — заме- стжтель нач. акспедицни Н. Н. Гакѳн. - МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ГЛУБОКО ИЗУЧЕНЫ Основной задачей научно-носледоватедь- окой работы в Арктике является реше­ ние ряда проблем, евяваниых с освое­ нием Северного Морского пути. В этом же разрезе отоят и вое гидрологические работы, которые должны &ыть проведе­ ны н а ледоколе „Ермак** Они заклю­ чаются в исследовании водных про- отранотв применительно к навигации. Общеизвестно, что льды являются ос­ новным препятствием для движения су­ дов вдоль берегов Сибири. А на состоя­ ние льдов, кроме!непосредственного дей­ ствия температуры воздуха, влияют еще н цглый ряд других пржчнн. Громадное значение имеют морские течения. Они действуют по двум направлениям: своей теплотой и силой текущей воды оогрѳ- вая или охлаждая окружающие воду и воздух. Течение если оно не местного харак­ тера, приносит воду, имеющую темпера­ туру несколько более высокую иди низ­ кую, чем имеет местная вода. В первом случае, лед быотрее тает летом н задер­ живается образование его зимой, во вто­ ром—задержка таяния летом н усилен­ ное образование его зимой. Течения также оказывают влияние и на оамый характер льдообразований, действуя также как реки, т. е‘. силой движущейся воды. Наглядным примером такого действия является сжатие погу­ бившее пароход „Челюскин". В месте его гибели встречаются дв а течения—одно из Берингова моря через Берингов про­ лив к острову Врангеля и другое с Се­ веро-Запада.—Встречаясь, эти течения с громадной силой сжимают лед, создавая ледяные валы, торосы и т. д. Таким образом для плавания в Поляр­ ных мирях течения имеют крупное зна ­ чение и исследование их являетоя осно­ вой гидрологических работ. Оно идет по следующим направлениям: непосред­ ственное инструментальное измерение величин и направлений скоростей частиц воды к исследование течений косвенны­ ми путями. Самым точным и детальным способом являетоя первый. Работы при нем произ­ водятся специальными приборами—вер­ тушками Экмана—Мерца. Но пользова­ ние этими приборами требует довольно длительных остановок н поэтому на •Ермаке* производиться не будет. Мы наменяем первый способ другим менее точным, но более быстрым—поплавками Митчелл. х » В овязи о этим большое вначение бу­ д у т иметь косвенные методы опредоле­ жня течений по температуре н солености (соленость—количество солей содержа- щнхоя в единице об'ема раствора). По температуре о течении оуднм сле ­ дующим обравом: измеряем температуру от поверхности до дна специальными термометрами. Особенность зтих термо­ метров заключается в том, что они мо­ гу т оохранять температуру воды того слоя, в жотором| нх держали, несмотря БУДУТ на то, что при под­ нятии о глубины они -будут проходить че­ рве воду о другой температурой. Второй косвевный способ по солености воды оонован насл е ­ дующем принпгае: в северных баооейиах соленость меньше южных, т. к. из аа низких температур воздуха испарение во ды гораздо слабее. Специальным прибором — батометром, предотавляющим собою цилиндр о гер ­ метически захлопывающимися крышка­ ми достается проба воды о любой глу­ бины Произведя химический анализ во­ ды узнаем количество солей, а по нему какая это вода: меотная, теплая или хо­ лодная. Вое произведенные' нами на судне гидрологические работы, по окончанию становятся самолеты и представляющие подвижной созтав это го транспорта, тем эта зависимость ста­ новится все более и более тесной. Для того, чтобы изучить влияние атмосферных давлений на оредотва свя- 8и с Севером в этом году организовы­ вается густая сеть пунктов с темпера­ турным зондированием атмосферы. Наряду с другими исследованиями Севера, в этом году Советское прави­ тельство широко отавит производство аэрологических наблюдений. Эта часть работы весьма важна для Арктики, я в ­ ляющейся лабораторией погоды всего Советского Союза. Повторяю, что аэрологические наблю­ дения в атом году займут почетное ме­ сто во всей системе научно-нследоваталь- ской рабеты на Севере. Естественно, что в столь важном и ответственном походе, каким является Карско-ленская экспедиция, нельзя было обойтись без постановки данного рода наблюдений. Каковы методы наблюдений по иссле­ дованию верхних слоев атмосферы? Прежде всего под‘ем радио-вонда попу­ лярной конструкции проф. Молчанова. Радиозонд имеет три основных части: прибор о коробкой температуры и давле­ ния, аккумуляторную часть и передат­ чик. Вое это заключено в целлулоидную коробку. В таком виде прибор подвязываѳтоя к метровому резиновому шару, наполнен­ ному водородом и выпускается в атмос­ феру. В чем ценность изобретенного про­ фессором Молчановым зонда? Для чаотых исследований постройка страто­ статов н под‘ем метеорографов на аэро­ планах обходится очень дорого. Кроме того, эти способы не дают в достаточной отѳпѳни ценных результатов. Граница подъемов равняется максимально 6 кило ­ метрам. Профессор П. А. Молчанов сконструи­ ровал такой прибор, сигналы которого могут быть слышимы на эемлѳ во время полета до 100 и выше километров, по­ средством радиопередатчика. Рекордная высота по Советскому Союву радиозон­ дом была достигнута в этом году 1 мая—22 километра. В Арктике макси­ мальная высота—16 километров—была достигнута аэрологом Гутерманом на пароходе „Сталинград*. Интересно отметить, что за все время полета радиозонда, радисту у приемни­ ка известно на какой высоте он нахо­ дится, какова температура, сила и на ­ правление ветра. Имея на борту ледокола „Ермак* 20 Рулевая рубка\ледокола „ Ермак'1 оборудована новейшими нави - гационними приборами—курсографом и эхолотом советской конструкции, советского изготовления . На снимке : 2-й помощник капитана Макаров в рулевой рубке за определением курса . БЮРО ПОГОДЫ В АРКТИЧЕСКИХ ЛЬДАХ Сеть метеорологи­ ческих станций, рас­ кинутых по воему вемному шару дает возможность наблю­ дать и регистриро­ вать все метеоро­ логические явления, происходящие в ат­ мосфере. Более густая сеть метеорологи ч е с к и х станций находится в местах, располо­ женных бли8 куль­ турных центров. Раз ­ витие сета метеорологических станций в местах малонаселенных встречает большие труднооти. З а границей метео­ рологические работы на окраинах со­ вершенно почти не вѳдутоя. У нас, в Советском Союве, где разви­ тию водного транспорта уделяетоя ко ­ лоссальное внимание, где во весь рост жоотавдѳн вопрос об озвоениж великого северного морокого пути метеорологиче­ ские станции на самых крайних точках оевера исчисляются уже не единицами, а многими десятками. Можно смело сказать, что по изучению метеорологических условий севера Совет­ ский Союз занимает первое место в мира* Сеть наших Северных метеорологиче­ ских станций значительно превосходит сеть Западно-Европейскую и Американ­ скую. Станции, производящие метеонаблю­ дения передают по радиотелеграфу свон метеосводки в центральные учреждения, в бюро погоды. Там, все получаемые обозначений ________ ________ ___ ___ сведения в виде условных таких разведчиков атмосферы, мы сумеем !наносятся на географическую карту, полностью выполнить поставленнные ‘которая таким образом отображает пого- перед нами задачи и внести достойный [ду данного момента всего района. всего земного шара эначение для всех отрас- Аэролог радиозовдист—М. В. Кичев. лей Народного хозяйства. Еще большее ио и лш г пшн-и экспедиции в. Ленинграде будут подвер - 1 вклад в дело освоения Великого Север-1 Знание погоды гнуты специальной обработке. | ного Морского пути. I имеет большое в Гидролог — Ю. К. Чернявский. В ПОЛЯРНЫЕ РЕЙСЫ С 1 А 1 Н А ЧАЛЬПИКА На крайнем северэ началась н івиг і » ция. В полярные рейсы выходят и го­ товятся к выходу оуда из Мурманска, Архангельска и Владивостока. В Мурманске готовятся оуда Карской и Ленокой экспедиций. Часть судов Ленской экспѳднциж готовятся к похо­ ду в Архангельском порту. Из Архангельска первым отошел 8 ию­ ля пароход .Онега*. Его путь: Архан­ гельск—Новая Земля (мыо Столбовой— полуостров Адмиралтейства — Русокая Г&вань—мыо Желания)—остров Белый— Маре-Сале (ал полуозтрове Яиал). Ледокольный парэход .Сибиряков* за­ канчивает погрузку н направляется к мысу Челюскин. Начальник полярной ставцнн мыса Челюскин тов. Пат&нин уже находится на борту парохода. Гру­ зятся также пароходы „Ломоносов* и „Малыгин*. Ю мюля начал погрузку „Седов* Суд­ но будет производить гндрографичеокие и гидрологические работы в оеверо-во- оточной части Карокого моря. Экспеди­ цию на „Седове* возглавляет тов. Самой- лович. „Таймыр* 7 июля вышел нз дока н готовится к походу на Землю Франца Иосифа. Заканчивает подготовку к рей­ су в море Лаптевых „Русанов*. Началь­ ником этой экспедиции назначен на­ чальник радио-службы Главеевморпутн тов. Воробьив. Закончен ремонт ледокола „Садко*. Эго еудно, вышедшее из дока вааода •Красная кузница*, закончило пробный рейс. Машниа н вспомогательные меха­ низмы работают хорошо. Региотр приз­ нал результаты испытания н качество ремонта вполне удовлетворительными. Главное управление Северного мороко­ го пути наградило ценными подарками н месячным окладом директора завода тов. Вежливцева, главного инженера Повоза, зав. котельным цехом тов. Ма­ карова, старшего механика тов. Катумина н капитана ледокола тов. Бурка. Кроме Ь Я З А М Е С Т И Т Е Л Я 1 ЛА В СЕВМО Р П У 1 И тов . С. ИОФФЕ Начальник Карско-Ленской экспедиции тов. П. В. ОРЛОВСКИЙ . того, 9 специалистов награждены ме­ сячным окладом содержания, а для пре­ мирования лучших ударников вавода выделено 12 тысяч рублей. В ближайшие дни „Садко" выйдет в саой первый совет­ ский рейс на Северную Землю. „Садво" построен в 1913 г. в Ныокѳ- отле (Англия). Его длжиа—76,2 метра, ширина—11,2 метра, осадка о полным груэом—20 футов и мощность машины— 8.500 лош. сил. „Садко*1 должен оменить зимовщиков жа островах Каменева и по­ ставить новую станцию жа мыее Оловян­ ном. В прошлом году ледокольный па ­ роход „Седов** из-за зольных жаден же мог подойти к этим пунктам. Если и в этом году условия будут столь же тяже­ лы, то станция будет поставлена на острове Уединения (,,Седову" в 1933 г. н эта операция не удалась). Суда, направляющиеся ив Владивосто­ ка, обслужат восточный сектор Арктики. Первым вышел 28 июня из Владивосто­ ка ледорез „„Литка*. 4 июля ледорев прибыл в Петропавловски 8 июля отпра­ вился дальше на оевер. „Литке* должен пройти черев Чукотокоѳ и Восточноси­ бирское моря в моое Лаитевых, помочь в проводке судов Ленокой экспедиции к обеспечить проход второго ленекого ка­ равана оудов. 7 июля ив Владивостока вышел паро­ ход „Смоленск1*. Его задача—завезти зи­ мовщиков на мысы Северный, Шелаг- скнй н Чаунекую губу. Пароход „Урицкий" заканчивает по- грувку ж на-днях отправляется на мыо Сердце-Камень, оотров Колючин и мыо Ванкарѳм. 8 июля пароход „Совет" начал прини­ мать на борт грузы для станции и коло­ нии острова Врангеля. Эти грузы будут доставлены им на ледокол „Красин", на ­ ходящийся ныне в бухте Авачниской. „Краонн" в этом году обеспечит смену зимовщиков с острова Врангеля (омена не производилась, как известно, о 1929 года). Следует отметить также и начало л ет ­ ной работы в Арктике, Самолет „Р—5*, находящийся нз авиобазѳ Главсевермор- пути на мысе Северном под командова­ нием летчика тов. Фариха и бортмехани­ ка тов. Бассейна проиввел уопешную ле ­ довую разведку в районе Чукотокого моря в очень трудных условиях. Эта разведка обеспечила зимовавшим в рай­ оне м. Якан ж м. Биллингса оудам Лен ­ ской экопѳдиции проход на чистую воду. В настоящее время суда доотнглн Бе ­ рингова моря, выйдя , таким образом, н открытые воды после тяжелой зимов- кж и суровых иопытаний. ѣПРАВДАв эначение имеет прогнов погоды на ближайшее время. В Советском Союзе мы имеем целый ряд бюро погод расположенных в центре и обслуживающих такие отрасли, как сельское хозяйство, авиацию, транопорт и т . д. На Севере, в Арктике до этого года мы еще не вмели постоянных бюро погод. В атом году впервые в Арктике создаются два бюро погоды: на острова Диксон и мыса Северном. Кроме того, на период навигации, на флагманских ледо­ колах организованы плавучие бюро по­ годы, которые будут работать во время экопѳдиции. В навигацию этого года будут рабо­ тать три бюро погоды: на ледоколах „Литке" в составе синоптика Радвинови- ча, на .Малыгине* в составе синоптиков Лучшева и Аристова и [на „Ермаке" в составе синоптика Самойловой и аэроло­ га Кнчева. Бюро погоды на „Ермаке* будет ~езсед- кевно составлять две синоптичеоких карты. Мы будем иметь метеосводки, подучаемые по радио иэ. Скандинавии, Финляндии и воѳй Северной половины Союза. Составление карты в полярном пла­ вании имеет огромное значение. Знание погоды воего Полярного баосейна, зна­ ние господствующих ветров даот воз­ можность учитывать движение льдов. Прогноз погоды позволит прокладывать более благоприятный куре корабля. Кро ме того, прн ледовых азиоравведках можно будет выбрать наиболее благо­ приятный момент д л я полета. Развитие метеорологии и изучение метеорологических условий Севера о каждым годом улучшает метеорологи­ ческое обслуживание наших полярных экспедиций. Мы уверены, что в ближай­ шие годы метеорологическая служба даот возможность выявить полную кар­ тину дедовых условий нашего Полярно­ го баооейпа, обеспечивая тем самым быстрейшее освоение Великого Мороко­ го пути Севера. Синоптик, зав. метеорологическим обслуживанием на ледоколе „Ермак* В. А. Самойлова. НА ПРОВОДКУ ОУДОВКАРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ВЫЛЕТАЕТ ЗВЕНО ГИДРОСАМОЛЕТОВ Для проводки оудов Карзкой экспеди­ ции Главное управление Северного мор­ ского путя сформировало ввено мор­ ских гидросамолетов под командой изве­ стного полярного летчика краснознамен­ ца А. Д. Алексеева. Часть этих самоле­ тов находится в Краснояроке, другая в Омске. Один из гидросамолетов авиозвена — „Н-26* под командой пилота т. Махоткина при бортмеханике т. Орлова н летчике- наблюдателѳ т. Зиброве, на-днях . выле ­ тает не Красноярска к оотрову Днксон. Тов. Махоткин только что совершил огромный перелет на мороком-: гидроса­ молете по сухопутной траоое из Сева­ стополя в Красноярок. Расстояние около- 9 тыс. километров он покрыл в 30 чао. 50 мин. летного времени: вылетел ив Севаотополя 8 июня и прибыл , в Кра­ сноярск 16 июня. 10—12 июля второй гидросамолет „Н-9* под командой летчика М. И. Козло­ ва вылетает из Омска и вдоль рек Иртыша и Обя направляется ж Ново! Земле. Начальник авноввена А. Д . Алексеев вылетает ив Красноярска на остров Дик­ сон 13—14 июля. На борту его гидрооа- модета .Н-2" бортмеханик Г. Т. Пабежи- иов награжденный орденом Красного внаменн, и летчик-наблюдатель радиот тов. Козлов. 15—18 июля вое еамохеты авноввена должны быть на меоте н приступить к операцниям но ледовой разведке ж про­ водке еудев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz