Полярная правда. 1934, июль.
И В ЛЕДЯНЫХ ПРОСТОРАХ АРКТИКИ СОВЕТСКАЯНАУКА ЗАВОЕВЫВАЕТМИРОВОЕПЕРВЕНСТВО •ѵ\ »»*\Г ОБЕСПЕЧИМ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО НАУЧНЫХ РАБОТ РАЗВЕДЧИКИ А ТМОСФЕРЫ Для оперативио- го обслуживания судов Карско-Лен- СКОЖ ЭКСПОДИЦИИ И жаучжо - исследова- тельско! работы ва .. ледоколе „Ермак", ШжШВ* как флагмаіском к о р а б л е акспеди- цжж, отправляется 6 жаучжнх работжжков Главно! задаче! по оперативжому об- служиванжю судов испеджцжж бу дет жаблюдежве жад расположежжек ж двжжежжеж льдов под вліяжжѳн ме теорологических ж гидрологжчесввх факторов. Для ато! целж жа ледоколе будут составляться карты расположе- жжя льдов жо дажжыж санолетжо! разведкж, береговых стажцж! ж судов другжх акспеджцжі. Сравжжвая ледовые карты с сжжо- птжчесвжмж, учмтывая прогжоз пого ды жа блжжаішае время и течежжя жожжо будет суджть об жзмеженжях в ледовом покрове. А в завжсжмостж от этого иожжо будет располагать ж курсы судов »кспедндиж так, чтобы ожі проходжлж по тем ра!ожам, где лвдовыі покров будет жаіболее раз- режеж. Б задача жаучио-жсследовательсно! работы будет входить целні комплекс Аэрологические на блюдения, гдо-бы о ей ни пронэводилиоь, | f ставят своей целью изучение соотоания Щ атмосферы. Эта ра- Ш бота вообще, а осо- l l 5евно в Арктике, Щ іредотавляет бевуо- ѵ: яовно большой науч ный и практический интерес. Влияние погоды в различных ее прояв лениях на условия ^ работы воздушного и воджого транспорта в настоящее время [не подлежит никакому сомнению. Чем КпаиА гкноптичлрклгл « ап»*™* болѳѳ развивается во здушный ' мор- й р ИѲ ^ЖКѵ,ІІТИЧ 6 С 50 Г 0 ЖЗуЧвІПЯ око§ транспорт, чем более мощными дирижабли, наблюдений по разным дисциплжиам. В программу рабат по гидрографяи входят точны! судово! промер, с по мощью ахолота ж жаблюдежж! жад поведением в высоких пиратах алевт- ро жавжгацжожжых прібэров, воторы- мж оборудован ледокол „Ермак*. Гидрологические работы будут ве- стжсь главжым образом, по наблюдѳ- жжю жад поверхностным течением, знание которого весьма необходимо для деле! кораблевождения н ледово го режима. ра!оиа будут вестись регулярные метеорологжчесвие наблюдения. Поми мо ітого будут производиться пуски радиозондов системы проф. П.А. Мол чанова. Научная группа экспедиции увере на, что возложенные на нее партяеі и правительством задачи по освоѳжню Велнвого Северного Морсвого пути будут разрешены с честью. Мы уве рены, что все научные работы во вреня анспедиции будут вестись точно по намеченному плану, без срывов и будут закончены с высоким вачеством. Старши! научны! сотруднив гидрограф ж гждролог — заме- стжтель нач. акспедицни Н. Н. Гакѳн. - МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ГЛУБОКО ИЗУЧЕНЫ Основной задачей научно-носледоватедь- окой работы в Арктике является реше ние ряда проблем, евяваниых с освое нием Северного Морского пути. В этом же разрезе отоят и вое гидрологические работы, которые должны &ыть проведе ны н а ледоколе „Ермак** Они заклю чаются в исследовании водных про- отранотв применительно к навигации. Общеизвестно, что льды являются ос новным препятствием для движения су дов вдоль берегов Сибири. А на состоя ние льдов, кроме!непосредственного дей ствия температуры воздуха, влияют еще н цглый ряд других пржчнн. Громадное значение имеют морские течения. Они действуют по двум направлениям: своей теплотой и силой текущей воды оогрѳ- вая или охлаждая окружающие воду и воздух. Течение если оно не местного харак тера, приносит воду, имеющую темпера туру несколько более высокую иди низ кую, чем имеет местная вода. В первом случае, лед быотрее тает летом н задер живается образование его зимой, во вто ром—задержка таяния летом н усилен ное образование его зимой. Течения также оказывают влияние и на оамый характер льдообразований, действуя также как реки, т. е‘. силой движущейся воды. Наглядным примером такого действия является сжатие погу бившее пароход „Челюскин". В месте его гибели встречаются дв а течения—одно из Берингова моря через Берингов про лив к острову Врангеля и другое с Се веро-Запада.—Встречаясь, эти течения с громадной силой сжимают лед, создавая ледяные валы, торосы и т. д. Таким образом для плавания в Поляр ных мирях течения имеют крупное зна чение и исследование их являетоя осно вой гидрологических работ. Оно идет по следующим направлениям: непосред ственное инструментальное измерение величин и направлений скоростей частиц воды к исследование течений косвенны ми путями. Самым точным и детальным способом являетоя первый. Работы при нем произ водятся специальными приборами—вер тушками Экмана—Мерца. Но пользова ние этими приборами требует довольно длительных остановок н поэтому на •Ермаке* производиться не будет. Мы наменяем первый способ другим менее точным, но более быстрым—поплавками Митчелл. х » В овязи о этим большое вначение бу д у т иметь косвенные методы опредоле жня течений по температуре н солености (соленость—количество солей содержа- щнхоя в единице об'ема раствора). По температуре о течении оуднм сле дующим обравом: измеряем температуру от поверхности до дна специальными термометрами. Особенность зтих термо метров заключается в том, что они мо гу т оохранять температуру воды того слоя, в жотором| нх держали, несмотря БУДУТ на то, что при под нятии о глубины они -будут проходить че рве воду о другой температурой. Второй косвевный способ по солености воды оонован насл е дующем принпгае: в северных баооейиах соленость меньше южных, т. к. из аа низких температур воздуха испарение во ды гораздо слабее. Специальным прибором — батометром, предотавляющим собою цилиндр о гер метически захлопывающимися крышка ми достается проба воды о любой глу бины Произведя химический анализ во ды узнаем количество солей, а по нему какая это вода: меотная, теплая или хо лодная. Вое произведенные' нами на судне гидрологические работы, по окончанию становятся самолеты и представляющие подвижной созтав это го транспорта, тем эта зависимость ста новится все более и более тесной. Для того, чтобы изучить влияние атмосферных давлений на оредотва свя- 8и с Севером в этом году организовы вается густая сеть пунктов с темпера турным зондированием атмосферы. Наряду с другими исследованиями Севера, в этом году Советское прави тельство широко отавит производство аэрологических наблюдений. Эта часть работы весьма важна для Арктики, я в ляющейся лабораторией погоды всего Советского Союза. Повторяю, что аэрологические наблю дения в атом году займут почетное ме сто во всей системе научно-нследоваталь- ской рабеты на Севере. Естественно, что в столь важном и ответственном походе, каким является Карско-ленская экспедиция, нельзя было обойтись без постановки данного рода наблюдений. Каковы методы наблюдений по иссле дованию верхних слоев атмосферы? Прежде всего под‘ем радио-вонда попу лярной конструкции проф. Молчанова. Радиозонд имеет три основных части: прибор о коробкой температуры и давле ния, аккумуляторную часть и передат чик. Вое это заключено в целлулоидную коробку. В таком виде прибор подвязываѳтоя к метровому резиновому шару, наполнен ному водородом и выпускается в атмос феру. В чем ценность изобретенного про фессором Молчановым зонда? Для чаотых исследований постройка страто статов н под‘ем метеорографов на аэро планах обходится очень дорого. Кроме того, эти способы не дают в достаточной отѳпѳни ценных результатов. Граница подъемов равняется максимально 6 кило метрам. Профессор П. А. Молчанов сконструи ровал такой прибор, сигналы которого могут быть слышимы на эемлѳ во время полета до 100 и выше километров, по средством радиопередатчика. Рекордная высота по Советскому Союву радиозон дом была достигнута в этом году 1 мая—22 километра. В Арктике макси мальная высота—16 километров—была достигнута аэрологом Гутерманом на пароходе „Сталинград*. Интересно отметить, что за все время полета радиозонда, радисту у приемни ка известно на какой высоте он нахо дится, какова температура, сила и на правление ветра. Имея на борту ледокола „Ермак* 20 Рулевая рубка\ледокола „ Ермак'1 оборудована новейшими нави - гационними приборами—курсографом и эхолотом советской конструкции, советского изготовления . На снимке : 2-й помощник капитана Макаров в рулевой рубке за определением курса . БЮРО ПОГОДЫ В АРКТИЧЕСКИХ ЛЬДАХ Сеть метеорологи ческих станций, рас кинутых по воему вемному шару дает возможность наблю дать и регистриро вать все метеоро логические явления, происходящие в ат мосфере. Более густая сеть метеорологи ч е с к и х станций находится в местах, располо женных бли8 куль турных центров. Раз витие сета метеорологических станций в местах малонаселенных встречает большие труднооти. З а границей метео рологические работы на окраинах со вершенно почти не вѳдутоя. У нас, в Советском Союве, где разви тию водного транспорта уделяетоя ко лоссальное внимание, где во весь рост жоотавдѳн вопрос об озвоениж великого северного морокого пути метеорологиче ские станции на самых крайних точках оевера исчисляются уже не единицами, а многими десятками. Можно смело сказать, что по изучению метеорологических условий севера Совет ский Союз занимает первое место в мира* Сеть наших Северных метеорологиче ских станций значительно превосходит сеть Западно-Европейскую и Американ скую. Станции, производящие метеонаблю дения передают по радиотелеграфу свон метеосводки в центральные учреждения, в бюро погоды. Там, все получаемые обозначений ________ ________ ___ ___ сведения в виде условных таких разведчиков атмосферы, мы сумеем !наносятся на географическую карту, полностью выполнить поставленнные ‘которая таким образом отображает пого- перед нами задачи и внести достойный [ду данного момента всего района. всего земного шара эначение для всех отрас- Аэролог радиозовдист—М. В. Кичев. лей Народного хозяйства. Еще большее ио и лш г пшн-и экспедиции в. Ленинграде будут подвер - 1 вклад в дело освоения Великого Север-1 Знание погоды гнуты специальной обработке. | ного Морского пути. I имеет большое в Гидролог — Ю. К. Чернявский. В ПОЛЯРНЫЕ РЕЙСЫ С 1 А 1 Н А ЧАЛЬПИКА На крайнем северэ началась н івиг і » ция. В полярные рейсы выходят и го товятся к выходу оуда из Мурманска, Архангельска и Владивостока. В Мурманске готовятся оуда Карской и Ленокой экспедиций. Часть судов Ленской экспѳднциж готовятся к похо ду в Архангельском порту. Из Архангельска первым отошел 8 ию ля пароход .Онега*. Его путь: Архан гельск—Новая Земля (мыо Столбовой— полуостров Адмиралтейства — Русокая Г&вань—мыо Желания)—остров Белый— Маре-Сале (ал полуозтрове Яиал). Ледокольный парэход .Сибиряков* за канчивает погрузку н направляется к мысу Челюскин. Начальник полярной ставцнн мыса Челюскин тов. Пат&нин уже находится на борту парохода. Гру зятся также пароходы „Ломоносов* и „Малыгин*. Ю мюля начал погрузку „Седов* Суд но будет производить гндрографичеокие и гидрологические работы в оеверо-во- оточной части Карокого моря. Экспеди цию на „Седове* возглавляет тов. Самой- лович. „Таймыр* 7 июля вышел нз дока н готовится к походу на Землю Франца Иосифа. Заканчивает подготовку к рей су в море Лаптевых „Русанов*. Началь ником этой экспедиции назначен на чальник радио-службы Главеевморпутн тов. Воробьив. Закончен ремонт ледокола „Садко*. Эго еудно, вышедшее из дока вааода •Красная кузница*, закончило пробный рейс. Машниа н вспомогательные меха низмы работают хорошо. Региотр приз нал результаты испытания н качество ремонта вполне удовлетворительными. Главное управление Северного мороко го пути наградило ценными подарками н месячным окладом директора завода тов. Вежливцева, главного инженера Повоза, зав. котельным цехом тов. Ма карова, старшего механика тов. Катумина н капитана ледокола тов. Бурка. Кроме Ь Я З А М Е С Т И Т Е Л Я 1 ЛА В СЕВМО Р П У 1 И тов . С. ИОФФЕ Начальник Карско-Ленской экспедиции тов. П. В. ОРЛОВСКИЙ . того, 9 специалистов награждены ме сячным окладом содержания, а для пре мирования лучших ударников вавода выделено 12 тысяч рублей. В ближайшие дни „Садко" выйдет в саой первый совет ский рейс на Северную Землю. „Садво" построен в 1913 г. в Ныокѳ- отле (Англия). Его длжиа—76,2 метра, ширина—11,2 метра, осадка о полным груэом—20 футов и мощность машины— 8.500 лош. сил. „Садко*1 должен оменить зимовщиков жа островах Каменева и по ставить новую станцию жа мыее Оловян ном. В прошлом году ледокольный па роход „Седов** из-за зольных жаден же мог подойти к этим пунктам. Если и в этом году условия будут столь же тяже лы, то станция будет поставлена на острове Уединения (,,Седову" в 1933 г. н эта операция не удалась). Суда, направляющиеся ив Владивосто ка, обслужат восточный сектор Арктики. Первым вышел 28 июня из Владивосто ка ледорез „„Литка*. 4 июля ледорев прибыл в Петропавловски 8 июля отпра вился дальше на оевер. „Литке* должен пройти черев Чукотокоѳ и Восточноси бирское моря в моое Лаитевых, помочь в проводке судов Ленокой экспедиции к обеспечить проход второго ленекого ка равана оудов. 7 июля ив Владивостока вышел паро ход „Смоленск1*. Его задача—завезти зи мовщиков на мысы Северный, Шелаг- скнй н Чаунекую губу. Пароход „Урицкий" заканчивает по- грувку ж на-днях отправляется на мыо Сердце-Камень, оотров Колючин и мыо Ванкарѳм. 8 июля пароход „Совет" начал прини мать на борт грузы для станции и коло нии острова Врангеля. Эти грузы будут доставлены им на ледокол „Красин", на ходящийся ныне в бухте Авачниской. „Краонн" в этом году обеспечит смену зимовщиков с острова Врангеля (омена не производилась, как известно, о 1929 года). Следует отметить также и начало л ет ной работы в Арктике, Самолет „Р—5*, находящийся нз авиобазѳ Главсевермор- пути на мысе Северном под командова нием летчика тов. Фариха и бортмехани ка тов. Бассейна проиввел уопешную ле довую разведку в районе Чукотокого моря в очень трудных условиях. Эта разведка обеспечила зимовавшим в рай оне м. Якан ж м. Биллингса оудам Лен ской экопѳдиции проход на чистую воду. В настоящее время суда доотнглн Бе рингова моря, выйдя , таким образом, н открытые воды после тяжелой зимов- кж и суровых иопытаний. ѣПРАВДАв эначение имеет прогнов погоды на ближайшее время. В Советском Союзе мы имеем целый ряд бюро погод расположенных в центре и обслуживающих такие отрасли, как сельское хозяйство, авиацию, транопорт и т . д. На Севере, в Арктике до этого года мы еще не вмели постоянных бюро погод. В атом году впервые в Арктике создаются два бюро погоды: на острова Диксон и мыса Северном. Кроме того, на период навигации, на флагманских ледо колах организованы плавучие бюро по годы, которые будут работать во время экопѳдиции. В навигацию этого года будут рабо тать три бюро погоды: на ледоколах „Литке" в составе синоптика Радвинови- ча, на .Малыгине* в составе синоптиков Лучшева и Аристова и [на „Ермаке" в составе синоптика Самойловой и аэроло га Кнчева. Бюро погоды на „Ермаке* будет ~езсед- кевно составлять две синоптичеоких карты. Мы будем иметь метеосводки, подучаемые по радио иэ. Скандинавии, Финляндии и воѳй Северной половины Союза. Составление карты в полярном пла вании имеет огромное значение. Знание погоды воего Полярного баосейна, зна ние господствующих ветров даот воз можность учитывать движение льдов. Прогноз погоды позволит прокладывать более благоприятный куре корабля. Кро ме того, прн ледовых азиоравведках можно будет выбрать наиболее благо приятный момент д л я полета. Развитие метеорологии и изучение метеорологических условий Севера о каждым годом улучшает метеорологи ческое обслуживание наших полярных экспедиций. Мы уверены, что в ближай шие годы метеорологическая служба даот возможность выявить полную кар тину дедовых условий нашего Полярно го баооейпа, обеспечивая тем самым быстрейшее освоение Великого Мороко го пути Севера. Синоптик, зав. метеорологическим обслуживанием на ледоколе „Ермак* В. А. Самойлова. НА ПРОВОДКУ ОУДОВКАРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ВЫЛЕТАЕТ ЗВЕНО ГИДРОСАМОЛЕТОВ Для проводки оудов Карзкой экспеди ции Главное управление Северного мор ского путя сформировало ввено мор ских гидросамолетов под командой изве стного полярного летчика краснознамен ца А. Д. Алексеева. Часть этих самоле тов находится в Краснояроке, другая в Омске. Один из гидросамолетов авиозвена — „Н-26* под командой пилота т. Махоткина при бортмеханике т. Орлова н летчике- наблюдателѳ т. Зиброве, на-днях . выле тает не Красноярска к оотрову Днксон. Тов. Махоткин только что совершил огромный перелет на мороком-: гидроса молете по сухопутной траоое из Сева стополя в Красноярок. Расстояние около- 9 тыс. километров он покрыл в 30 чао. 50 мин. летного времени: вылетел ив Севаотополя 8 июня и прибыл , в Кра сноярск 16 июня. 10—12 июля второй гидросамолет „Н-9* под командой летчика М. И. Козло ва вылетает из Омска и вдоль рек Иртыша и Обя направляется ж Ново! Земле. Начальник авноввена А. Д . Алексеев вылетает ив Красноярска на остров Дик сон 13—14 июля. На борту его гидрооа- модета .Н-2" бортмеханик Г. Т. Пабежи- иов награжденный орденом Красного внаменн, и летчик-наблюдатель радиот тов. Козлов. 15—18 июля вое еамохеты авноввена должны быть на меоте н приступить к операцниям но ледовой разведке ж про водке еудев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz