Полярная правда. 1934, июль.

ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ НАКАНУНЕ ЕЩ Е Б О Л ЬШ Е Г О ПОД' ЕМА Статья Управляющего Тралф л от ом И. Б. БОГАЧЕВА . *Ш* І £*щс. ' > ' s Непрерывный рост тралового фло­ та ставят перед наиж задачу реэрга- хізовать оперативное руководство траулерах* в море. Сейчас, как ото правильно указал капитан Лобанов, в одном из последних жомеров „По­ лярной правды*, уже одін руково­ дящий центр в норе не может долж- еым образом рувоводнть всей флотом. Необходим переход к отрядному лову. Имеются отдельные * и нения, которые отражены и в печати, что траулериые отряды должны быть по­ стоянного состава. Тавой опят нам* был проведен в 1932 году н дал езко отрицательные результаты, адержка траулеров в порту, пере­ группировка сил в море с учетом мощности судна, его мореходных качеств, запаса топлива и т. д.. от­ рыв траулеров с промысла на пере возку и лов оельдн, понятно, не до­ пускает нормальной работы отріда постоянного состава. В море трау­ леры концентрируются группами в местах аыоокого лова. Ва главе таких групп или отрядов мы бу­ дем етавнть флагманов, подчи­ ненных главному руководителю промысла. ІЬсле перегруппировки сил, кото­ рую мы проведем жа днях, система лова отрядами с непоотоянным составов! траулеров, во главе < опытными флагманами, і е освобож денными от командования промысло­ вым судном, будет жемедлежжо вве­ дена. В первом полугодии у части ра­ ботников Нурмаирыбы существовало мжежже, что на поисковую работу в основном нужно выделять отечест­ венные траулеры. Представители ато- го мнения же счжталнсь с целым ря­ дом причин, по которым отечествен­ ный траулер лишен возможности успешно выполнять поисковую рабо­ ту: отсутствие пеленгатора, радио­ телефона, незначительный запас угля, ограничивающий район плавания. Выделение на поисковую работу су­ дов, отвечающих всем требованиям •того дела, считалось нерентабель­ ным. Такой коммерческий подход, как иззестно, не ыог полностью обеспечить нормальную работу пр> мнслового флота. Указание Комме «ни партийного контроля на сла­ бую постановку нашей поисковой работы совершенно правильно. В порядке укрепления >той работы в первую очередь мы обязаны нвме- нить состав півсковых судов. Ва- совоБвалифнцированиому составу ка­ питанов—поисковиков, который мы сейчас имеем, управление фютом обязано дать суда, облацаюшие все­ ми техническими средствами, необхо­ димыми для поисковой работы. Это но так сказать, обезличку Баренце­ ва мора. Каждый поисковжк обязан изучать ж обрабатывать карту своего района, как это уже делает на Мвд- вежкэ капитан РТ-43 РоманэвА. Г., чтобы по »тии материалам проифлот и ПИЙРО иа будущее время могли бйлее точно составлять промысловый прогноз. В прошедшую декаду промысел протекал успешно. 9 июля мы выпол­ нили полугодовой план ж наша за­ долженность стране выражается в 8-ми суточной добыче. 450 тыс. цен­ тнеров—план 1-го полугодия, вылов­ лено к 9 июля 451784 центнера. К 1-му августа мы имеем все воя можности выполнить план аа 7 ме­ сяцев, то евть полностью ликви­ дировать овою рыбную задолжен­ ность стране. Траулеры за каждый под'ем берут от 1,5 тонн до 4 —4,5 тони. Ассор­ тимент уловов исключильный: 80 — 90 проц. промысловой рыбы Все »то указывает на густую концентрацию тресковых косяков в известных нам районах. Успех лова, помимо пере­ стройки поисковой работы и опе­ ративного руководства, решает ко­ личество траулеров, находящихся на промысле. В прошлую декаду в среднем еже­ суточно на промысле находился 41 траулер В оту девзду в море вполне может егедневно быть 51-, траулер, если РТ не будут отозван^ жа се­ ледку. Тралфлот обслуживает целый ряд оргажжзаций (судоремонтный за­ вод, угольная база, порт). На каждом жз »тих участков си­ стематически нарушается диспетчер- БЕСЕДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ О КРУЖ НЫ Х ОРГАНИЗАЦИИ ;с ЧЕЛЮСКИНЦАМИ В ДЕНЬ ИХ ПРИЕЗДА В МУРМАНСК МЕНЯ УВОЗИЛ МОЛОКОВ РАССКАЗ - — - ЧЕЛЮСКИНЦА Г. А. МОСОЛОВА особенно вызывается еще к тем, чтоіский график стоянии траулера в пор- в навигационном отиошѳінн 3-11ту. В основной задержка оудов в квартаі xf особеіко 4-й, являются наиболее трудными. ,Ми целиком согласим с систвиоі организации к методикой поисковых работ, подложенных жаи ДИНРО и изложенных в опубликованной „По­ лярно! правдой1 стать» тов Маслова. Из 6-ти поисковых траулеров одни мы постоянно будѳн держать жа дальней разведке, os почти всегда будет жаж гарантировать запасные жеста лова. Перед каиитаиаин-пои- сковикаии жч поставили обязатель­ ную эадачу ликвидировать, е;ли нож порту сверх плана происходит по ви­ не судоремонта. Траіовый флот добился перевы­ полнения пятидневных планов ж ож может добиться еще большего пед‘- ема. ОЗѳзаечкть атот под'ем обязано каждое звено Мурмаирыба больше­ вистской работой по обслуживанию траулера в порту в точно определен­ ные сроки, а так же капитаны, ди­ ректора РТ ж все моряки тралфлота высокими темпами работы, бережным обращением с механизмами и участи ем в судоремонте. Эго было ІЗ фэараяя. В два чаоа дня мне н плотнику Шуше было поручено опузтигься в первый трюм для вежры- тня кожухов паровой магистрали. Элект­ ричество днем у нао на судне не горе­ ло, так как мы его экономили, поэтому мы захватили с собой лампы .Летучая мышь*. Пржотуаили к работе. Прошло минут 10—15 н мы услышали звужи, похожие на отук пневматического молотка по пе­ реборке. Мае э?о показалось подозри­ тельным, стал приелушиватьоя. Шуша говорит: —Чего ты испугался, это машиниот работает, кожуха закрывает. Сгуки по переборке череэ несколько минут снова повторилась и тогда мне стало окончательно ясно, что начинает­ ся сжатие и жз борта выскакивают зак ­ лепки. —Идем на верх!—крикнул я плотнику. Выокочили мы с ним на палубу и видим вое уже собрались эдесь и на спардеке Собрались и смотря г ва подвижку льда. Прошло несколько минуг и „Челю скин" отодвинулся навад, под давле ­ нием льт^а. так, примерно, метра на четыре. В это время Владимир Ивано­ вич Воронин отдал распоряжение при­ ступать к выгрузке уже заготовленных продуктов на лвд. Воя команда .Челюскина* и соотав экспедиции уже давно были распиоаны по определенным участкам. Поэтому вы г р у з к а происходила организованно без всякой суматохи и сутолоки. Каждый делал свое д е л о . ИЗМЕНИТЬСОСТАВСУДОВПОИСКОВОГООТРЯДА Послевнй pete РТ-73 надо счи­ тать наиболее удачным за в;е прош­ лое полугодие. Нам удалось обнару­ жить густую концентрацию рыбы в Центральном районе ж по южному склону. Ж, самое главжое, мы жеот ступжо следили за движением кося­ ков, благодаря чему была полнаа возможность правжльно передвигать фронт промысловых судов. И все такж атот успех же в силах затмить основной недочет нашей, работы: РТ-73 по целому ряду при ; чин не отвечает требованиям по-! «скового судна. Нет радиопеленга­ тора ж микрофона, радиус действия жашеі аварнйкж весьма незначите­ лен, ж примеру, с Медвежки нельзя работать с центральным районом, н наконец, прж полном запасе топлива мы максимально можем ходить 22 суток. Дія поисковой работы вполне под­ ходят такие суда, как: .Большевик", „Архангельск*4, „Мурманск1*, „Горь­ кий", имеющие все технические воз- ножностн для атого ж способные продержаться в море же меньше месяца. Хочется указать жа две больные стороны промысловой работы. Во-первых— в море мы совещаем­ ся в жесколько раз больше, чем на­ до. Флагман устражвает ежесуточно до 4,*х совещаний, последнее созы­ вается в полночь. Каждый капитан в среднем ежедневно покидает моетжк ж наблюдение за промыслом ж пере­ бирается в радио-рубку же меньше, чем жа 3 часа. Прж чем конкретные указажжя по промыслу занимают де­ сяток минут, остальное вреня посвя­ щается очередному .распеканию" неудачливых капитанов. Во вторых— пэ прежнему наблю­ дается жежелажже многих капитанов ставить жа косяже буй. Я лжчо при­ держиваюсь старжжжой промысловой поговоркж: „кто ставит буй, тот больше N рыбы аоаит". Каждый судоводитель следит за свожм буем .позтожу ж лучше оржежтаруетея в прожысловом квадрате. На одни буй поискового еуджа жадеяться нельзя Бывает в свежую пегоду ere сорвет к нанесет течежжеж, а за жжж жежѳт хасравжтьея ж весь прожыеіовкй отряд. 6 иртова іж и траулеров, об‘« - цративе РТ „Ки роеа“ надо от* дельноучнтывать я сравнивать сце ціфические пока- шели промысло­ вых судов. На нашем суд­ не уже есть не которые достмже- *вя. Все помеще­ ния содержатся в исправной часто­ те. При удачных поисках рыбы в 8ТОК j/cato ійол. взялн ж же жлохой груз: пржвезлж 226 тожи сырца. По сортности: 90 проц. 1 сорта со- леной и 98 проц. 1 сорта свежей, остальная рыба принята заводом вто­ рым сортом. Но качество нашего клнпфиска оказалось недопустимо ннзкнм.Первым сортом сдали—48,5 проц., вторым — лбf ном по Инн - 48 8, бессортной—2,7. Снижение ка­ чества клнпфиска произошю по вине машиниста Плумѳра, который по ха­ латности выпустил большое. количе­ ство воды в соль. Эго значительное поражение в нашей соревновании. Все данные говорят, что июль мы продержимся с хорошими показателя­ ми на уже найденных косяках. Б августе надо ожидать жзменеиня районов лова ж в связи с этим боль­ шую перестановку промысловых сил в море. Ог поисковиков потребуется особенно четкая и плодотворная ра­ бота. Необходимо поисковый отряд укомплектовать такими еудами, чтобы они долгое время держа­ лись на промысле и яа 8-ти пои­ сковиков не меньше 4-х всегда бы­ ли в море. Тогда поисковый отряд с честью выполнит поставленные перед ним задачи. Капитан поискового РТ-73 И. Н. Демидов. Челюскинцы Мосолов и Харкевич на митинге , организованном в честь и х приезда , на станции Апатиты . Но я все-таки, еще не понимал, что это уже конец нашего судна. Подбегаю к боцману, опрашиваю, к чему такая спешка? Он посмотрел на меня как на сума­ сшедшего. Да ты взгляни, какая про- бовна! Я Сбежал по трапу левого борта на льдину и увидел: судно уже имеет ди- фѳрѳнт на нос, огромная пробоина про­ ходила посредине корпуса. Я понял, что спрашивать боцмана о причинах спешки было неуместно. Я снова побежал на борт гибнущего корабля и встал на свое место выгружать бочки с керосином. Выгрузка прѳдуктов, горючего и дру гого материала отняла у нао дв а часа. Эго было расчитано вашим талантливым и дальновидным руководителем Отто Юльевичем Шмидтом. КАЧЕСТВО РЫБЫ СНИЗИЛОСЬИА 10ПРОЦ. ОБВИНЯЕМ ОТДЕЛ СНАБЖЕНИЯ МУРМАНРЫБЫ В мае рыбообрабатывающий завод -переработал и отправил пролетарским центрам 3 733 тонны рыбопродукции Из них первыми сортами 95,4 проц. Но свежей рыбе первые сорта соста­ вили в среднем 96 проц. Такое высокое качество продукции обгонялось тем, что рыба иа базу поступала равномерно, льдом и тарой завод снабжался бесперебойно, вни­ мание руководителей всех цехов за­ вода было обращено иа высококачест­ венную н быстрейшую обработку при- бшающез рыбы. В нюне произошло реікоа «на- жение качватва. За втѳт иесяц переработан* ж от* правлено с завода 5.765 тонн рыбо­ продукции. Из инх первыми сортами только 85,7 проц. Особенно резко сни­ зилось качество по евежью. Бго от­ правлено только 83 проц. первым сор­ том^ по мороженой рыбо— 76 ароц Некоторые работники Мурмаирыба об'ясняют п о очень преете. — Слжшкож жжоге рыбы поступает с траулеров... Рмбы поступило же вмпе оаплаин- роважжого желжчеем. Іолоджльжжк аржнял от траулеров вжолжо добро­ качественную ршбу. Причина снижения качества заклю­ чается не в *тои. С 5-го нюня до конца месяца хо­ лодильник почти совершенно не по­ лучил льда от отдела снабжения. А а іто время он принимал в среднем по 175 темн рыбы в сутки, при про* пускией способности в 65 тонн. Рыба, принятая с траулеров, по 3—4 сут»к хранилась в ящиках без льда. Понижалась в еортности. Бондарный завод но обеспечивал холодильник ящиканн. Доходило до того, что работники холодильника вы­ нуждены были отправлять рыбу в дорогостоящих трещанках. В тону же, не справляясь с обра­ боткой рыбы, холодильник не переда­ вал своевременно посѳлцеху излишки рыбы того качества, которыж она бы­ ла принята с траулеров. Коммерческий директор треета тов. Обращав же жог же вжать о пере­ боях с тарой ж льдож, же ож жжчего же предпринял, чтобы жаіаджть беа- верабойиое ежабжоиие. Казалось бы, что на уроков жюня, работжжкж Мурнажрыбы должжы бы- лж сделать овоевремежжые выводы. Н*.~ • » н п и і е I жвія каждые суткж бождарный завод недодает хо­ лодильнику ст 400 до 700 штук ящи­ ков. 6-го июля на холодильник со­ всем не поступило нн одного ящика. Отдел снабжения не дает гвоздей,— говорят иа боидарион заводе. И снова повторяется то же, что бы­ ло н в іюне. На холодильнике ско­ пилось 200 тонн рыбы готовой для уборки в ящики. Такое же количест­ во лежит в засеках уже восьмые сут- вж. Рыба жачжжает оттаивать (размо­ раживаться), а следовательно ее нуж­ но будет (в пониженном качестве) сдавать в засол. В довершение к «тому возникло новое препятствие. Железная дорога ежедневно недодает холодильнику 10 ледников, а 9-го жюля холодиль­ ник не получил нн одного. Банеры забиты готовый грузон. Сотня тонн рыбы лежат готовые ж отправке. Ры­ бу ие отгружают. Все ото снова приведет в дальней­ шему пожижежжю качества. Этого жользя допустить. Нет надобное» гаи яеропржятжя перечислять. І а приведенного выше енн достаточно ясны Государственная жжежекиия во HunB f>X ia i» iM i- Очень поразило меня исключительно* спокойствие женщин. Никто ив них не плакал, не волновался. Вместе ео воемж они вели себя очень организованно, д е ­ жи *аясь жоманды сойти на льдину. И вот наконец команда: — На лед! О тин за другим, соблюдая порядок, мы сошли последний раз с б эрга ^Ч е ­ люскина* на льдину—ваше новое убе­ жище. Уже оголилоя винт н „Челюскин* по­ шел ко дну носом ввив. Гибель наше?» парохода сопровождалась страшным тре­ ском. Это лонаяиоь мачты, салинги, раздавленные огромными глыбамж. Лед сдвинулся похороннв судно, иа котором мы в течение семи н ем ц е в жили и работали, Уже отемнѳло. Мы оттащили от майнж продукты, проверили наличный состав. Не досчитались только одного,—хоро­ шего товариша, отличного работника Бори Могилевича. Очень жалжо был* нам его, грустно всем стало, мы обнажи­ ли головы и несколько минут иа льдине было тихо, тихо. Но медлить было нельэя. Мороз в этот день , был крепкий—38 градусов. Дул 7 балльный северный ветер, бушева­ ла пурга. Надо было скорее создавать жилье. Женщин и детей «разу устроили в заранее заготовленную инженером—фи­ зиком Фажидовым палатку. На перву» вочь сколотили для себя хоѳ-жав в а скорую руку палатки н валегли спать. Первую ночь на* льдине я провел в палатке верхней жоманды вместе о ка­ питаном Ворониным, всего нас туда набилооь 19 человек Спали мы в мали- : цах, прямо в а голом онвгу, кучей , что­ бы не замерзнуть. Мне пришлось спать I у самого входа и поэтому меня всеге занесло снегом. , Проснулись рано утром. Первое утре на льднне! Владимир Иванович внряшивает меня: — Ну, как, Мосолов, не замерз? Отвечаю бодро ему: — Пока нет ка­ питан. Было 7 часов утра. Совсем оветло. На месте, где утонул „Челюскин*, мы обна­ ружили зажатые льдом концы бревен, досок, д в а моторных вельбота, несколь­ ко шлюпок ледянок. Почти вое это мж потом спасли. Принялись готовить завтрак. На боль­ шой треноге подвесили котел и завари­ ли снег со льдины, на которой мы про­ веди первую ночь. Выпили по кружке кипятку, с(ели по банке консервов н быстро приступили к работе. Так началась новая жизнь, в новой обстановке на дрейфующей льдине, д а ­ леко от берегов в Чукотском море. Когда „Челюскин" шел ко дну мы ие разу не далн .SOS", только известили . правительство о том, что произошло. Уныния и страха мы не знали. Мж были сильны волей коллектива воспи­ танного в стране Советов, мы были уве ­ рены в наших руководителях — неболь­ шой но крепкой партийной ячейке, ж Отто Юльевиче Шмидте. Мы вналн, чт* наша страна поиожет нам выбраться ив ледяного плена, чтобы мы снова могли очутиться на родине н помогать ей строить социализм. _ И очень ежоро мы узнали от Кренвеля, что создана правительственная комис­ сия во главе о тов. Куйбышевым, чте мобняизуются вое транепортные возмож­ ности для оказания нам помощи. Огромной радостью было для нао на­ вестив о готовящемся придете Ляпидев- ежого. В 4—5 километрах от лагеря ста­ ли сооружать посадочную площадку н к 5 марта—первому прилету первого совет­ ского пилота в лагерь Шмидта, площад- жа была готова. Трудно сейчас передать то ликование, то праздничное торжество, которое был» на льднне, кода мы увидели самолет Ляпидевокого. Снижалась черная точка над льдиной н радость становилась все больше, радость ва силу страны, ва от­ важных и мужественных летчиков, з а близвую возможность быть онова в отраве, которая в а с родила и выростнла. Ляпидевский опуетилоя па площадку, но ему пришлооь ждать пассажиров око­ ло двух часов. Мелсду лагерем н аэро­ дромом образовались рагводья доходя­ щие до 15 метров ширины. Мы вывуж- дены были переправлять женщин е деть­ ми иа шлюпках-ледянках вплавь. На­ конец в оамолет были усажены 10 чело­ век женщин в двое детей. Ляпндѳвевжі улетел о ними в Уэллен. 7 апреля прилетел Слепнев. В тот же день, минут через lb н а площадку опу­ стились Каманин и Молоков. . Пооле женщин у меня была четырнад­ цатая очередь. Меня увез 10 апреля Мо­ локов. Вместе со мной, ледовый лагерь Шмидта оотаввли кочегар Зрмиаов, вок Сергеев, фотограф Новицкий х ехавяиИ вимовать на остров Врангеля—Оровеж»- вич. 10 апреля 1ЭД4 года я « т у в м в а н і а . дм Км» В&ЯВАМВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz