Полярная правда. 1934, июль.
РАССКАЗ О НИВАГЭС И ЕЕ СТРОИТЕЛЯХ Эт и р ади у сы по ка зы вают к уд а идет а п ат ит и н еф е ли н . добываемый боль ш евикам и в Хибинской т ундре ЗАКАЗЧИКИ От черного, с небольшим диаметром, кружочка разбегаются лучи. Нх путь завершается либо у ромбиков, либо у треугольников и квадратов, либо у кружков. ВЧЕРА Эго нити, связывающие Хибиногорск в основными потребителями апатита и J первые строители Ннвской гидростанции. Ее мало кто энал. Небольшая, зато обладающая звериной силой, она соеди няет озеро Имандра о Кандалакшским заливом. Это настоящая горная река: 34 километра длины и 127 метров высо та падения. Подсчитали. Низа может дать энергию раввую почти половине Днепроотроя — 200 тысяч киловатт. Здесь было решено строить три станции. Одну у Пинозера, другую—при впаденви Невы в Канда- лавшский валив н третью—у выгода реки из Имандры. Первая очередь—Ня- ва ГЭС 2 у Пиаозера—в 60 тыо. киловатт. Север. Суровая, девятимесячная зима Заполярья. Темнота. Мервлая вемля. Непроходимые болота. Все это знали Да, это был настоящий фронт. Люди и механизмы шли на врага, вооруженные стратегией наступления / Шли яростно, бились ва каждую пядь , з а каждый метр. II шли все вперед, не отрашаоь трудностей, которые подстерегали смель чаков на каждом шагу. МЕСЯЦЫ НЕДЕЛИ, ДНИ нефелина. Кружки—суперфосфатные за- <Но' они были не проста строители—ивже-, _ « £ , . П . Р . . , Ивав.во-Возввсенож, л ™ - {Д . - . ’Г У - >’ » » - ,.Й 7 П .'.Т .р Л * шшшьм « /%г\Т a n A TZ* Л МРТЧ Г .Л А 49 Л Ѵ Т ’ Л П*ГГТ И (Л _ * I TY - . . w > . ^ М ММ і П м #• .л.. т* *ѴѴ Так вы гл яд е ла т унд р а еще в 1931 году. Сегодня ядесъ вы сят ся , с п р ят а н ны е в л е с а х , корпуса ГЭС П ер вая вода\ Она подкатывается по р у с л у д е р и в а ц и онного к а н а га к н а п о р н ом у бассейну и сквозь горло трубопровода падает н а л о п ат к и т у р б и н ы град , Горький, Боекресенск, Константине ко, Виница, Одесса. Квадраты—металлургические взводы. Подольск, Ленинград, Нвжолаев, Керчь, Харьков, Луганск, Дзержинск. Т р еу гольнике—стекольвые и керамиче- Они долго изучали карту Кольокого полуострова. Карандаш оотавлял пунк- j нѳаного тирный след будущей линии перадач, где должны будут промчаться молнией силы порогов, воплощенные в двигатель ную искру тока. Они всматривались в цифру, указывающую географическую го года. На палатки долго рассчитывать нельзя. До морозов, вьюг оставалось оо- вкио заводы. Минск, Быково, Тарковичи ,.ШИр0Ту# Сравнивали о расположением Чагода, Березайка , Фнрово, Спирово. шведской гидростанции* Пориус*—самой Ромбики—прочие потребители нефедн на. Кроме этих потребителей хнбпаокой продукции указан еще: экспорт. Эго уже не заводы и даже отдельные горо да , а целые страны. А совсем еще недавно, всего лишь не сколько лет назад, такие олова, к?к Кукиовуичорр, Большой Вугьявр, Хиби ны, Монче-тундра, Юяозориок ввучалн к ак неразгаданный шифр, трудно запоми нал ись. Потребовался совсем небольшой исто рический орок и эти лопарские названия стали доходчевы, понятны. В каждом названии ощущаешь содержание. Кому же теперь неизвестно! Кукисвумчорр— это гора, это рудник имени Кирова. Большой Вудьявр—это озеро, на берегу которого построен самый, пожалуй, моло дой в нашей стране город—Хабиногорок. Хибины—тундра, бывшее белое пятно, раскрытое учеными, разведчиками, боль, шевккамн. Монче-тундра — богатейшие залежи м е д и . . . Здесь , в этом юном вз городов, вся богатейшая таблица Мен делеева, вдѳсь рудник, две обогати тельных фабрики, фосфорный вавод, производство дѳвчоррита. Здесь изуми тельными темпами развивается горно рудная, химическая промышленность Схема распространения хибинской про дукции рассказывает о росте, о размахе, о масштабах, о гигантских возможностях, какие раскрываются у Хибин, освоенных большевиками. Хибины были первыми заказчиками я а энергию. 6000 киловатт Хибиногор- окой тепловой станции—-это карликовое электрическое хозяйотво» оно уже стано вилось тормозом для развития апатито вой промышленности. Росли короуса гиганта—обогатитель ной фабрики второй очереди, фосфорного завода, на очереди—производство ловчор рита, нефѳливовая фабрика, механизация рудника. Но их лимитировала энергия 20 коп. стоит киловатт—час тепловой отанции. Ее пища—множество вагонов дров в день. Нет, нужен другой источ ник более дешевый, более мощный более удобный, У горда Белого меря воэдвигается огромный химический комбинат. Химиче ское производство едва ли ле самое электроемкое. Строющийся комбнжат — второй заказчик на энергию. Нашу дорогу когда то называли преврительно, нарочито уменьшѳнно , Мур* северной станцией в мпре. Нет, .ГІориуо*1 уже не будет самой северной. Теперь j еоть новый полнопоявньй претендент* на это место—НИВАГЭС. Заказчики были требовательны. К строительству первой станцсп приступи-j ли в 1931 году. Уже в конце 30 года приехали первые строители. Эго били будущие .речные цивилизаторы* за Полярным кругом. Они сошли поздясй ночью нд глухом >аз‘ѳздѳ Пянозѳро. Поезд стоит вдесь две-три минуты. Но эти минуты быстро проходят и состав убегает в темень Се вере, унося с собой огни, дорожный уют вагонов. Нет, они не были робкими, первые строители, они вое это внали, были го товы. И все таки первое время было не по себе. Правда, время это исчислялось буквально часами. Заштатный, н ѳ и з б ѳ с т - ный раз'езд Пинозеро принимал почти ежедневно новые груипы—десятки, по том оотни, потом тысячи инженерор, тех ников, прорабов, плотников, плинтов- щнкоп, бетонщиков, монтажников, элект риков... Они о удивлением глядели вокруг, поставив на вемлю чемоданы, сундучки, узелки; молодые и пожилые, неопытные и бывалые, москвичи и уральцы, калу жане и бакинцы глядели на болотную топь, на разбросанные валуны, на жал кую заполярную флору. Подходили к реке. Она встречала их диким ревом стремительно несущихся порогов, чер ная, страшная, буйная. Первые отрокди палатки и обживали тундру для следующих. Вмѳоте о людь ми на раз'езд Пинозеро стали прибывать ящики различных размеров и причуд ливых форм с надписями-русскими и иностранными. В помощь человеческой дерзости и упорству шла мудрость и сила машин аппаратов, механизмов. Первые экскаваторы тонули в болот ной тундре. Их выволакивали из тряон- ны и—вторые пошли уже со настилам. Зыбкая вемля чмокала под тяжеотью ста ли и железа, гигантские конструкции придавливали доски. Но уже тогда лю ди торжествовали первые победы. Ма шины добирались до нужного места и принимались действовать. 'Директор треста щАпат ит * и н а • ч а льчи к Ѵивастроя — В П. КОНДРИКОВ Принялись за жилье. Ужо через два— три мезяца во ідвнгауты первые четыре деревянных дома. А к 1-му мая 1931 го да вырсс благоустроенный поселок со отоловой, баней, клубом, амбулаторией, пожарной частью. И тогда началось завоевание следую щих позиций. В мае 31 года проклады валась грунтовая дорога к главному узлу, расчищалась и сушьлась ого т ер ритория, отроилоя первый камнедробиль ный вавод. Морена—жуткий грунт. Страшнее, чем свирокиѳ девоны. Первые тачки морены были вывезены из котлована узла уже в июне. Закончена паросиловая станция, прѳвый завод начал дробить камни. Тогда же прибивают компрессора н перфораторные молотки. Их встречали, как дорогих, желанных гостей. Не гостей, а помощников. Скальные работы—это оплошная ка- кафэния. Взрывы шпуров смешивались с грохотом молотков. Но эта адская ка нонада строителям головного была ми лее и оладоотнее, чем нежная музыка. Каждый удар молота означал поступа тельное движение, каждый взрыв был победой человека над силами природы. Начальник головного узла Елнсѳэв был ореди самой первой группы людей, со шедших о поезда в Пинозеро. Пятым по счету приехал па Ннвастрой Сергей Фоинч Сиротов—начальник монтажных работ. Тогда ему не было еще тридцати лет. Он только, что оковчнд электроме ханический факультет Ленинградского политехнического института, по специаль ности—гидростанции. С первого же дня, когда ему пришлось преодолевать коот- нооть, антимеханичеокие настроения сре ди отдельных групп, когда он яростно бился за эффективное использование, за плановую работу дерриков, думпкаров, эиокаваторов, до горячих апрельских дней 34 года, когда шел монтаж линии передач, до „оамой интересней ночи в моей жизни*, когда кончались послед ние испытания гонератора и трансфор маторов накануне пуска первого агрега та. Сергей Фомич Сиротов, член партии 0.1919 года, сохранил железную волю замечательного организатора, спокой ствие и выдержку талантливого кнже- нера-рукоюдителя, воспитавшею на строительстве но один десяток молодых саецкалпстоз, прорабов, бригадиров, ра- бочнх-монтажаиков, монтеров, электри ков. Василий Иванович Кондриков—пионер освоения Кол*ского полуострова, началь ник строительства НаьаГЭС и директор треста .Хватит* н Сиротов—самые по пулярные люли среди 12 титысячного коллектива п н в с к е ;; строителей. И на головном и на всех остальных участках Низасгроя были продемон стрированы еще и еще раз отличные качества наших, советских инженеров и рабочих. О Ннвской ГЭС нельзя ска зать просто: еастроили. За нее боролись, боролись ожесточенно в очень тяж елых условиях. И знаете, товарищи, эги бои, бессонные ночи, отужу, строители Нив ГЭС вспоминают ка* самые лучшие, самые приятные дни, недели, месяцы своей жизни. Вот какие замечательны* люди растут и воспитываются на наших стройках! I Ноября 1931 года котлован водо сброса закончен. И через 10 дней бе тонщикн, под руководством инженеров Губбера и Медведева, укладывают пер вую тачку бетона. А сколько сил, окодько энергии стои ла охрана бетона от холода. Полярная зима держалась долго, морозы креп чали, бетону угрожала серьезная опас ность. Но его спасли, выходили, словно дорогой н очень нежный цветов, где лнбо в теплице или в парнике. Никто, никто пз строителей нѳ забу дет никогда крупного ѵпоражения в 1932 году. Перемычку делали в то вре мя, когда увеличивался разлив и на ступил паводок. З а перемычку дрались, как за собственную жизнь. И закрыли. Но паводок 1932 года папонинад что то вверинное, в эда со страшной разру шающей силой ринулась на оградитель ные уотройотва плотины—перемычки. бОО кубометров воды обрушивалось каждую секунду. Эго жуткая цифра. В довершении стихии оказались про счеты в проекте. Плотина бы і а размыта. С удесятеренной энергией взялись ва ликвидацию аварии. Плотину восстано вили. Прошло с тех пор две весны, заградительные уотройства выдержали два паводка. Зверь бросается на бетон и железо. Н в беосильн отступает, закипая под бы ками. лопатами, дно канала.Здоровѳнные валу ны, попадающиеся в морене, называют ся .нвюминками*. Этакую, о позволения сказать, .ивюминку* приходилось иввле кать экскаваторами. Кавал длинной в 4,5 километра нужно было успеть забетонировать sa 50 дней до морозов. Сначала покрыть сплани рованные откосы дренажем, а уж по том одеть их в бетонную одежду. З а граничный Динглер,—механивм д л я бе тонирования, стоил очень дорого и ждать его было невозможно. В сказочно короткий срок инженеры н рабочие построила и смонтировали из местных материалов, в полукустарных ремонтных маст#рокнх, единственный в Союве бетонирующий снаряд. Они назвали его боевым именем — КироБский снаряд — КИРС. Все помнят инженера — комсо мольца Саркисова,, показавшего в дни монтажа КИРС 'а умение сочетать креп кие знаиия молодого специалиста со страотвостью с настойчивостью, о волей. Бѳтовнровка началась 7 сентября 33 года ровно через два месяца, 7 нояб ря, в 16-ти летнюю годовщину Октя брьской революции все было закончено. Здесь была проявлена большевистская смелость, основанная на точном расче те: все остальные участки строитель ства были на эти д в а месяца законсер вированы и евлы брошены я а канал. У них зже был осыт. выучка, зна ния. Они применили все это, когда вое вали о мореной, долбя русло отводя щего канала. огни ЗАПОЛЯРЬЯ Так шли онн, побеждая стихию, тунд ру, плывун, топь, холодище—от головно го узла, от ряжей перемычки—к стан ционному уеду, к монтаву последних аппаратов, к линии передач, к сигналам пульта. Множились ряды передовиков. На д о сках почета появлялись новые ■ новые имена и портреты: молодых, удыбающих ся и степенных бородачей: девушек, инженеров, рядовых бурильщиков, ком мунистов, беспартийных... На доске по чета рядом о фотографией выведено кал лнграфическнм почерком несколько отрок характеристики./Гонненѳн Ваои- Забота о человеке, в н им а н и е к быт у—об э т и х важ- I н е йш и х у с л о в и я х хорошо п о м н и л и руководит ели Нивской * гидростанции . В поселке организовано , создано , вез необ ходимое д л я к у л ьт у р н о й ж и зн и , д л я от ды ха , д л я учебы. Юное поколение нивастроевцев обеспечено зам ечат е ль н ы м коттеджем—я с л я м и с з е л ен о й площадкой . Здесь р а с т ут крепыши , з Оесь они водят хороводы, р а с п е в а я яп а л - ^ты занские от л я ды •... Д л я ст а рш и х есть фабрично-заводская д е в ят и л ет ка » где обучается уж е 1464 человека. Вечером и х от цы , м а т е р и , брат ья и сестры у х о д ят в к л у б , в библиот еку . Здесь можно прочесть к н и г у , га з ет у , посмотреть зві/ко- вой фильм, отдохнут ь от грохота взрываемой ска лы . У нивастроевцев свои о г урцы , своя к а п у ст а , свое мо локо. У нивастроевцев кр еп ки й коопсельхоз. Хорошо у н и х в поселке! КАНАЛО- СТРОИТЕЛИ Еще один замечательный этап—стро ительство деривационного канала. На Ниве, представляющей настоящую гор ную реку о большой высотой падения , не нужны искусственные сооружения— илотяны для напора воды. Здесь огра ничились постройкой деривационного канала, куда отводится через водооброо головного узда порожистая река. Канал! Вое, как один , работали здесь, еще раз познакомились о моренным грунтом, о валунами, бурили пневмати ческими молотками гнезда, закладывали в нвх аммонал и рвали овальную маосу на крохотные куекя. Нивастроевский фотограф очень удачно ааоняд один ив моментов аврала на канале. Яркая вол нующая картина! Вое в движении, все работают: деррики, вынямая грунт, пода вая груз, бетон, оборудование, чертят на сером небе ажурный рисунок; чудес ные самоозрокидывающиѳся в а г о н ы - думпкары беопреотранно наклоняются к земле, сбрасывая грунт, люди грыаут Н а ч а л ь н и к м о ьы а о к ны х работ , инженер-ком м у нѵ cm С. Ф. СИРОТОВ лий Иванович—лучший из лучших ма стеров по монтажу линвн передачи, вы поднявший свой план на 200 процентов*. .Пармаск Георгий Андреевич—лучший ударник, монтер по коммутации, преми рован 5 рае". .Ломоносов Михаил Ев геньевич—пионер строительства, удар ник о первых и до последних дней. Всегда на самых срочных и важнейших об'ектах. Блестяще смонтировал трубо провод* ... ...30 июня, в день пуска первой турбн ны, мощностью в 15 тысяч киловатт,— эти лучшие нз лучших шли в первых рядах демонстрантов. Они ликовали вместе со всеми строителями, вмеоте о трудящимися всего Кольского полуоотро ва, вмеоте со всей отраной великую по беду над дикой тундрой. Они торжествовали при виде иагорев- шихся лампочек—первых огней Запо лярья—двинувших вперед горнорудную промышленность Хибиногорока. Оии внают, герои Нивы, что первая турбина—это лишь искра, онн готовы драться ва большие полыхающие огни. Все фото о Нивастрое, напечатанные в , Полярной правде “ 30 июня, 2, 4 июля и сегодня сделаны М. А. ГОЛЬДШТЕЙНОМ. манка*. Она не могла тягаться о други ми дорогами ии ровным профилем, ни грузооборотом, нн порядками, нн хозяй ством. Но это все в далеком прошлом. Коль- окнй полуоотров превращается в цвету щий край, мурманская дорога начинает электрифицироваться. Она—третий заказ чик на энергию. Воля партии была сформулирована в коротком исчерпывающем приказе вождя: .Апатитовую промышленность надо форсиро ванно развивать. Нет городов, надо их строить. Нет дорог, надо нх строить. Нет электро энергии — надо строить гидростанции0. (И. Сталин). НЕЗАБЫВАЕМОЕ • Арк. Поневежский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz