Полярная правда. 1934, июль.

РАССКАЗ О НИВАГЭС И ЕЕ СТРОИТЕЛЯХ Эт и р ади у сы по ка зы вают к уд а идет а п ат ит и н еф е ли н . добываемый боль­ ш евикам и в Хибинской т ундре ЗАКАЗЧИКИ От черного, с небольшим диаметром, кружочка разбегаются лучи. Нх путь завершается либо у ромбиков, либо у треугольников и квадратов, либо у кружков. ВЧЕРА Эго нити, связывающие Хибиногорск в основными потребителями апатита и J первые строители Ннвской гидростанции. Ее мало кто энал. Небольшая, зато обладающая звериной силой, она соеди­ няет озеро Имандра о Кандалакшским заливом. Это настоящая горная река: 34 километра длины и 127 метров высо­ та падения. Подсчитали. Низа может дать энергию раввую почти половине Днепроотроя — 200 тысяч киловатт. Здесь было решено строить три станции. Одну у Пинозера, другую—при впаденви Невы в Канда- лавшский валив н третью—у выгода реки из Имандры. Первая очередь—Ня- ва ГЭС 2 у Пиаозера—в 60 тыо. киловатт. Север. Суровая, девятимесячная зима Заполярья. Темнота. Мервлая вемля. Непроходимые болота. Все это знали Да, это был настоящий фронт. Люди и механизмы шли на врага, вооруженные стратегией наступления / Шли яростно, бились ва каждую пядь , з а каждый метр. II шли все вперед, не отрашаоь трудностей, которые подстерегали смель­ чаков на каждом шагу. МЕСЯЦЫ НЕДЕЛИ, ДНИ нефелина. Кружки—суперфосфатные за- <Но' они были не проста строители—ивже-, _ « £ , . П . Р . . , Ивав.во-Возввсенож, л ™ - {Д . - . ’Г У - >’ » » - ,.Й 7 П .'.Т .р Л * шшшьм « /%г\Т a n A TZ* Л МРТЧ Г .Л А 49 Л Ѵ Т ’ Л П*ГГТ И (Л _ * I TY - . . w > . ^ М ММ і П м #• .л.. т* *ѴѴ Так вы гл яд е ла т унд р а еще в 1931 году. Сегодня ядесъ вы сят ся , с п р ят а н ны е в л е с а х , корпуса ГЭС П ер вая вода\ Она подкатывается по р у с л у д е р и в а ц и ­ онного к а н а га к н а п о р н ом у бассейну и сквозь горло трубопровода падает н а л о п ат к и т у р б и н ы град , Горький, Боекресенск, Константине ко, Виница, Одесса. Квадраты—металлургические взводы. Подольск, Ленинград, Нвжолаев, Керчь, Харьков, Луганск, Дзержинск. Т р еу гольнике—стекольвые и керамиче- Они долго изучали карту Кольокого полуострова. Карандаш оотавлял пунк- j нѳаного тирный след будущей линии перадач, где должны будут промчаться молнией силы порогов, воплощенные в двигатель­ ную искру тока. Они всматривались в цифру, указывающую географическую го года. На палатки долго рассчитывать нельзя. До морозов, вьюг оставалось оо- вкио заводы. Минск, Быково, Тарковичи ,.ШИр0Ту# Сравнивали о расположением Чагода, Березайка , Фнрово, Спирово. шведской гидростанции* Пориус*—самой Ромбики—прочие потребители нефедн на. Кроме этих потребителей хнбпаокой продукции указан еще: экспорт. Эго уже не заводы и даже отдельные горо­ да , а целые страны. А совсем еще недавно, всего лишь не сколько лет назад, такие олова, к?к Кукиовуичорр, Большой Вугьявр, Хиби­ ны, Монче-тундра, Юяозориок ввучалн к ак неразгаданный шифр, трудно запоми­ нал ись. Потребовался совсем небольшой исто­ рический орок и эти лопарские названия стали доходчевы, понятны. В каждом названии ощущаешь содержание. Кому же теперь неизвестно! Кукисвумчорр— это гора, это рудник имени Кирова. Большой Вудьявр—это озеро, на берегу которого построен самый, пожалуй, моло­ дой в нашей стране город—Хабиногорок. Хибины—тундра, бывшее белое пятно, раскрытое учеными, разведчиками, боль, шевккамн. Монче-тундра — богатейшие залежи м е д и . . . Здесь , в этом юном вз городов, вся богатейшая таблица Мен­ делеева, вдѳсь рудник, две обогати­ тельных фабрики, фосфорный вавод, производство дѳвчоррита. Здесь изуми­ тельными темпами развивается горно­ рудная, химическая промышленность Схема распространения хибинской про­ дукции рассказывает о росте, о размахе, о масштабах, о гигантских возможностях, какие раскрываются у Хибин, освоенных большевиками. Хибины были первыми заказчиками я а энергию. 6000 киловатт Хибиногор- окой тепловой станции—-это карликовое электрическое хозяйотво» оно уже стано­ вилось тормозом для развития апатито­ вой промышленности. Росли короуса гиганта—обогатитель­ ной фабрики второй очереди, фосфорного завода, на очереди—производство ловчор рита, нефѳливовая фабрика, механизация рудника. Но их лимитировала энергия 20 коп. стоит киловатт—час тепловой отанции. Ее пища—множество вагонов дров в день. Нет, нужен другой источ ник более дешевый, более мощный более удобный, У горда Белого меря воэдвигается огромный химический комбинат. Химиче­ ское производство едва ли ле самое электроемкое. Строющийся комбнжат — второй заказчик на энергию. Нашу дорогу когда то называли преврительно, нарочито уменьшѳнно , Мур* северной станцией в мпре. Нет, .ГІориуо*1 уже не будет самой северной. Теперь j еоть новый полнопоявньй претендент* на это место—НИВАГЭС. Заказчики были требовательны. К строительству первой станцсп приступи-j ли в 1931 году. Уже в конце 30 года приехали первые строители. Эго били будущие .речные цивилизаторы* за Полярным кругом. Они сошли поздясй ночью нд глухом >аз‘ѳздѳ Пянозѳро. Поезд стоит вдесь две-три минуты. Но эти минуты быстро проходят и состав убегает в темень Се­ вере, унося с собой огни, дорожный уют вагонов. Нет, они не были робкими, первые строители, они вое это внали, были го ­ товы. И все таки первое время было не по себе. Правда, время это исчислялось буквально часами. Заштатный, н ѳ и з б ѳ с т - ный раз'езд Пинозеро принимал почти ежедневно новые груипы—десятки, по­ том оотни, потом тысячи инженерор, тех­ ников, прорабов, плотников, плинтов- щнкоп, бетонщиков, монтажников, элект­ риков... Они о удивлением глядели вокруг, поставив на вемлю чемоданы, сундучки, узелки; молодые и пожилые, неопытные и бывалые, москвичи и уральцы, калу ­ жане и бакинцы глядели на болотную топь, на разбросанные валуны, на жал ­ кую заполярную флору. Подходили к реке. Она встречала их диким ревом стремительно несущихся порогов, чер­ ная, страшная, буйная. Первые отрокди палатки и обживали тундру для следующих. Вмѳоте о людь­ ми на раз'езд Пинозеро стали прибывать ящики различных размеров и причуд­ ливых форм с надписями-русскими и иностранными. В помощь человеческой дерзости и упорству шла мудрость и сила машин аппаратов, механизмов. Первые экскаваторы тонули в болот­ ной тундре. Их выволакивали из тряон- ны и—вторые пошли уже со настилам. Зыбкая вемля чмокала под тяжеотью ста­ ли и железа, гигантские конструкции придавливали доски. Но уже тогда лю­ ди торжествовали первые победы. Ма­ шины добирались до нужного места и принимались действовать. 'Директор треста щАпат ит * и н а • ч а льчи к Ѵивастроя — В П. КОНДРИКОВ Принялись за жилье. Ужо через два— три мезяца во ідвнгауты первые четыре деревянных дома. А к 1-му мая 1931 го ­ да вырсс благоустроенный поселок со отоловой, баней, клубом, амбулаторией, пожарной частью. И тогда началось завоевание следую­ щих позиций. В мае 31 года проклады­ валась грунтовая дорога к главному узлу, расчищалась и сушьлась ого т ер ­ ритория, отроилоя первый камнедробиль­ ный вавод. Морена—жуткий грунт. Страшнее, чем свирокиѳ девоны. Первые тачки морены были вывезены из котлована узла уже в июне. Закончена паросиловая станция, прѳвый завод начал дробить камни. Тогда же прибивают компрессора н перфораторные молотки. Их встречали, как дорогих, желанных гостей. Не гостей, а помощников. Скальные работы—это оплошная ка- кафэния. Взрывы шпуров смешивались с грохотом молотков. Но эта адская ка­ нонада строителям головного была ми­ лее и оладоотнее, чем нежная музыка. Каждый удар молота означал поступа­ тельное движение, каждый взрыв был победой человека над силами природы. Начальник головного узла Елнсѳэв был ореди самой первой группы людей, со­ шедших о поезда в Пинозеро. Пятым по счету приехал па Ннвастрой Сергей Фоинч Сиротов—начальник монтажных работ. Тогда ему не было еще тридцати лет. Он только, что оковчнд электроме­ ханический факультет Ленинградского политехнического института, по специаль ности—гидростанции. С первого же дня, когда ему пришлось преодолевать коот- нооть, антимеханичеокие настроения сре­ ди отдельных групп, когда он яростно бился за эффективное использование, за плановую работу дерриков, думпкаров, эиокаваторов, до горячих апрельских дней 34 года, когда шел монтаж линии передач, до „оамой интересней ночи в моей жизни*, когда кончались послед­ ние испытания гонератора и трансфор­ маторов накануне пуска первого агрега­ та. Сергей Фомич Сиротов, член партии 0.1919 года, сохранил железную волю замечательного организатора, спокой­ ствие и выдержку талантливого кнже- нера-рукоюдителя, воспитавшею на строительстве но один десяток молодых саецкалпстоз, прорабов, бригадиров, ра- бочнх-монтажаиков, монтеров, электри­ ков. Василий Иванович Кондриков—пионер освоения Кол*ского полуострова, началь ник строительства НаьаГЭС и директор треста .Хватит* н Сиротов—самые по­ пулярные люли среди 12 титысячного коллектива п н в с к е ;; строителей. И на головном и на всех остальных участках Низасгроя были продемон­ стрированы еще и еще раз отличные качества наших, советских инженеров и рабочих. О Ннвской ГЭС нельзя ска­ зать просто: еастроили. За нее боролись, боролись ожесточенно в очень тяж елых условиях. И знаете, товарищи, эги бои, бессонные ночи, отужу, строители Нив ГЭС вспоминают ка* самые лучшие, самые приятные дни, недели, месяцы своей жизни. Вот какие замечательны* люди растут и воспитываются на наших стройках! I Ноября 1931 года котлован водо­ сброса закончен. И через 10 дней бе тонщикн, под руководством инженеров Губбера и Медведева, укладывают пер ­ вую тачку бетона. А сколько сил, окодько энергии стои­ ла охрана бетона от холода. Полярная зима держалась долго, морозы креп­ чали, бетону угрожала серьезная опас­ ность. Но его спасли, выходили, словно дорогой н очень нежный цветов, где лнбо в теплице или в парнике. Никто, никто пз строителей нѳ забу­ дет никогда крупного ѵпоражения в 1932 году. Перемычку делали в то вре­ мя, когда увеличивался разлив и на ­ ступил паводок. З а перемычку дрались, как за собственную жизнь. И закрыли. Но паводок 1932 года папонинад что то вверинное, в эда со страшной разру­ шающей силой ринулась на оградитель­ ные уотройотва плотины—перемычки. бОО кубометров воды обрушивалось каждую секунду. Эго жуткая цифра. В довершении стихии оказались про­ счеты в проекте. Плотина бы і а размыта. С удесятеренной энергией взялись ва ликвидацию аварии. Плотину восстано­ вили. Прошло с тех пор две весны, заградительные уотройства выдержали два паводка. Зверь бросается на бетон и железо. Н в беосильн отступает, закипая под бы­ ками. лопатами, дно канала.Здоровѳнные валу ­ ны, попадающиеся в морене, называют ся .нвюминками*. Этакую, о позволения сказать, .ивюминку* приходилось иввле кать экскаваторами. Кавал длинной в 4,5 километра нужно было успеть забетонировать sa 50 дней до морозов. Сначала покрыть сплани­ рованные откосы дренажем, а уж по­ том одеть их в бетонную одежду. З а ­ граничный Динглер,—механивм д л я бе­ тонирования, стоил очень дорого и ждать его было невозможно. В сказочно короткий срок инженеры н рабочие построила и смонтировали из местных материалов, в полукустарных ремонтных маст#рокнх, единственный в Союве бетонирующий снаряд. Они назвали его боевым именем — КироБский снаряд — КИРС. Все помнят инженера — комсо­ мольца Саркисова,, показавшего в дни монтажа КИРС 'а умение сочетать креп ­ кие знаиия молодого специалиста со страотвостью с настойчивостью, о волей. Бѳтовнровка началась 7 сентября 33 года ровно через два месяца, 7 нояб ря, в 16-ти летнюю годовщину Октя­ брьской революции все было закончено. Здесь была проявлена большевистская смелость, основанная на точном расче­ те: все остальные участки строитель­ ства были на эти д в а месяца законсер­ вированы и евлы брошены я а канал. У них зже был осыт. выучка, зна­ ния. Они применили все это, когда вое­ вали о мореной, долбя русло отводя­ щего канала. огни ЗАПОЛЯРЬЯ Так шли онн, побеждая стихию, тунд ­ ру, плывун, топь, холодище—от головно­ го узла, от ряжей перемычки—к стан ­ ционному уеду, к монтаву последних аппаратов, к линии передач, к сигналам пульта. Множились ряды передовиков. На д о ­ сках почета появлялись новые ■ новые имена и портреты: молодых, удыбающих ся и степенных бородачей: девушек, инженеров, рядовых бурильщиков, ком­ мунистов, беспартийных... На доске по­ чета рядом о фотографией выведено кал лнграфическнм почерком несколько отрок характеристики./Гонненѳн Ваои- Забота о человеке, в н им а н и е к быт у—об э т и х важ- I н е йш и х у с л о в и я х хорошо п о м н и л и руководит ели Нивской * гидростанции . В поселке организовано , создано , вез необ ­ ходимое д л я к у л ьт у р н о й ж и зн и , д л я от ды ха , д л я учебы. Юное поколение нивастроевцев обеспечено зам ечат е ль ­ н ы м коттеджем—я с л я м и с з е л ен о й площадкой . Здесь р а ­ с т ут крепыши , з Оесь они водят хороводы, р а с п е в а я яп а л - ^ты занские от л я ды •... Д л я ст а рш и х есть фабрично-заводская д е в ят и л ет ка » где обучается уж е 1464 человека. Вечером и х от цы , м а ­ т е р и , брат ья и сестры у х о д ят в к л у б , в библиот еку . Здесь можно прочесть к н и г у , га з ет у , посмотреть зві/ко- вой фильм, отдохнут ь от грохота взрываемой ска лы . У нивастроевцев свои о г урцы , своя к а п у ст а , свое мо­ локо. У нивастроевцев кр еп ки й коопсельхоз. Хорошо у н и х в поселке! КАНАЛО- СТРОИТЕЛИ Еще один замечательный этап—стро­ ительство деривационного канала. На Ниве, представляющей настоящую гор­ ную реку о большой высотой падения , не нужны искусственные сооружения— илотяны для напора воды. Здесь огра­ ничились постройкой деривационного канала, куда отводится через водооброо головного узда порожистая река. Канал! Вое, как один , работали здесь, еще раз познакомились о моренным грунтом, о валунами, бурили пневмати­ ческими молотками гнезда, закладывали в нвх аммонал и рвали овальную маосу на крохотные куекя. Нивастроевский фотограф очень удачно ааоняд один ив моментов аврала на канале. Яркая вол­ нующая картина! Вое в движении, все работают: деррики, вынямая грунт, пода­ вая груз, бетон, оборудование, чертят на сером небе ажурный рисунок; чудес­ ные самоозрокидывающиѳся в а г о н ы - думпкары беопреотранно наклоняются к земле, сбрасывая грунт, люди грыаут Н а ч а л ь н и к м о ьы а о к ны х работ , инженер-ком м у нѵ cm С. Ф. СИРОТОВ лий Иванович—лучший из лучших ма­ стеров по монтажу линвн передачи, вы поднявший свой план на 200 процентов*. .Пармаск Георгий Андреевич—лучший ударник, монтер по коммутации, преми­ рован 5 рае". .Ломоносов Михаил Ев геньевич—пионер строительства, удар ­ ник о первых и до последних дней. Всегда на самых срочных и важнейших об'ектах. Блестяще смонтировал трубо­ провод* ... ...30 июня, в день пуска первой турбн ны, мощностью в 15 тысяч киловатт,— эти лучшие нз лучших шли в первых рядах демонстрантов. Они ликовали вместе со всеми строителями, вмеоте о трудящимися всего Кольского полуоотро ва, вмеоте со всей отраной великую по­ беду над дикой тундрой. Они торжествовали при виде иагорев- шихся лампочек—первых огней Запо­ лярья—двинувших вперед горнорудную промышленность Хибиногорока. Оии внают, герои Нивы, что первая турбина—это лишь искра, онн готовы драться ва большие полыхающие огни. Все фото о Нивастрое, напечатанные в , Полярной правде “ 30 июня, 2, 4 июля и сегодня сделаны М. А. ГОЛЬДШТЕЙНОМ. манка*. Она не могла тягаться о други ­ ми дорогами ии ровным профилем, ни грузооборотом, нн порядками, нн хозяй­ ством. Но это все в далеком прошлом. Коль- окнй полуоотров превращается в цвету­ щий край, мурманская дорога начинает электрифицироваться. Она—третий заказ­ чик на энергию. Воля партии была сформулирована в коротком исчерпывающем приказе вождя: .Апатитовую промышленность надо форсиро­ ванно развивать. Нет городов, надо их строить. Нет дорог, надо нх строить. Нет электро­ энергии — надо строить гидростанции0. (И. Сталин). НЕЗАБЫВАЕМОЕ • Арк. Поневежский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz