Полярная правда. 1934, июль.
/ К. У Х А Н О В . МУРМАНСК ВЫ РОСЛИ ПОЧТИ Н А ПУСТОМ М Е С Т Е Н О В Ы Е БОЛЬШИЕ ГОРОДА С БОЛ ЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ Н А С Е Л Е Н И Я КОЛОССАЛЬНО РА ЗРОСЛИСЬ С Т А РЫ Е ГОРОДА И П Р О М ЫШ Л Е Н Н Ы Е ПУНКТЫ* (И. СТАЛИН. ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД XVII ПАРТС^ЕЗДУ) Я а д а і е в е н Севере, з а я ел явным кру гам , растет нѵвый советский ти рад Мурманск. E a том aecrrc, где теперь бур я е книн т ж и з н ь больмог* полярного гер*д&, в 1915 году бил пу с тынный І е р ѳ г , в а которой н а р е к и правительство н а ен ех оберу со вало т р а я з и т а ы і пункт для достав к и военного сн ар яж ени я . В годы гражданский в*йяы Ыур мажску нришлоеь пережить балыиив испы т ани я . в л е д н иит ереенпич ввд- н ы ѳщв де с и х нор, в нн Мвкакьг- с кнх оетр^вах с ехранвлнеь р а з з а л н - щ тюрем, где сидеяя ж умирал* рабочее, коммунисты и к р а сяые я а р - т и в а н и . За годы мирного сециаднттичесзо- го стреиіельства Мурманск растет стремительными темпами: в 1926 г. в Мурманске насчитываюсь 8 800 че ловок, в 1929 г.—11.500,ч 1932 г.— 55.000 я, наконец, в 1934 г. насе ление в Мурманске і р е в м ш а в т 80 008 человек. За э?и годы жнлищ вый фэшд горела Муоманска увеаи- чилоя белее чеч в 10 pa*. В гор~д* поетроевы гостиница, i t тр, хлеб» завод, водейровод, влектростаиція, морской техникум я т. д. Мурманск— город по преимуществу р в б яы й , но рель его отнюдь не ог- раижчявает ся развитием рыбного хе зяйетва . Д>ствж*вня полярных иксае- дкцнй и«саедянх лет, в частности героический поход челюскинцев , до к а з а л и нреходямксть Северного нутв в одну н ави г ацию . В е в я і и в зтям возрастает роль Мурманска как базы для вабреекн гру зо в в Барингов* мере. Далее, Мурманск уже имеет сейчас ж в д а і ь н е йш е и будет нметч еще большее знач ение к а к к р у п н а * торговый норт, же замерзающий в течение круглого года. Н^коиен , за- в е р я е я в е строительства Беломорске- В а л т н і е к о г о к а ч а л а позволяет на правлять грузовые потзки в з Мур манск а в Ленинград в о д н ям мутен . Мурмая обладает рядом преяму - щаств і ѳ сравнению е другими вод ными бассейнами Союза: ого рыбные ен р ь е вы е ресурсы огромны: уело зня л о в а таковы, что р а б у можно добы в а в в течение всего года , н змо з я я орудия н методы добыч*. Эгж аре - жмущеетва ееадалж нредаосылку для форсированного строительства р и б я е і пронышл еняос ти ж позволили в зять р еиип ел ьиый курс в а мехьнй зац зю нрецессоз дебычи ж обработки р а бы . В дсвоеияггб время улов рыбы в а Мурманском а^бѳрежье составлял око- ло 10# тыс. д е а г в ѳ р ^ в , а в 1933 г добыча рыбы достигла почт# 1 300 дентиероз , или превысила довоенную в 18 раз. Рост добычи рыбы но годам виде а из следующих цифр (в t u g . щентне- роз): мукеяольво-зкетрактацвонинй, филь тровальной а бондарный заводы, та келажную мастерскую, соляные и материальные склады. На северо-вос- тев ж северо-запад от Мурманска вдоль берегов моря Баренца. тянется неиочка ба 8 -фа*терин: Сайда-губа, Яерт-Владимир. Ура губа, Тюва-губа. Торос-Остров, Тержберка и т. д. Наряду с общими для в?.ех баз- факторий задачами приемки и обра ботки рыбы каждая база имеет своз спеакфѵческне черты, выяелияя опре деленнуюфункщяю вебщ^м, постооев- яом на началах комбннвр>вания, хо- .айстве. Поэтому развитее каждоі фактории-базы ведется в определей- яом направлении. Так. на Т*рос-0ст- рове и Тернберке сесредетечены ре- ионтіо-мехаяическіе мастерские для ремонта деревянного гарусного я ма терного флота В Тюва-губе строится водопровод для снабжения судов прес- Яий водой. Там же ергаяи^уются для траулеров заготовки льда, размер «оторых в ближайшем году будет до веден до 30 тыс. тонн. На бача*-ф*кт<»риях ведется жом- мунальное стрэнтельство: возводятся жилке дома, стелгвне, пекарни, б«- кн, школы и т. д. В ітом году прі ступлено к строительству еще одной ямеющей бельшеѳ хозййстееаное в рыбопромышленное значѳаие базв- факторня на ІЬканьгскзх остреіах (губа Гремиха), Этот пункт, иавболее отдаленный от Мурманска (350 кило метров), находится в центре между Зурмбиском и Архангельском. Развертыеаяче тралфлота постави ло жа очередь постройку ' мощяого судоремоятного завода. К *аст#ящему времени строительство зазодз, оберу- яева^наго новейшими стаак&ми, за кончено, ж хетя отдельные его цѳ;я (деревообделочный, электросварочный) достраявьются, но уже в текущем году заюд вступил в эксалуат^ц^ю. Заканчивается оборудояаяне слипа, рассчитанного иа одвовремееэгыі ремонт нескольких судов. Пріступлз- но к вострзйке жозой боіее мощяоВ верфи. В дореволюционное время о боль ших запасах сельди в мэре Баре миг зяали, яэ сельдь вылавливалась ь йнч^сжяом количестве — 300 — 500 ц*мтяѳрэв в год Только соцвада- стяч?ское хозяйство могло сиеі* ваяться за освоение сельдазих богатств нового рыбного района н в короткий срок, бу^вільно в 2 —3 го да, создать мещную базу сельдяного лова. В 1930 году сельдз выловлен* 7.000 пеятнеров, в 1932 г.—223 000, а в 1933 году—496.000 цаптаиров Эго сосгавляет 25 проц, обще! доба- кя сельди по всему Союзу. 8 *ѳ*►5 П о а О си № О S- * ® . S* ® о W Ч m » о & • К а О о И ч о U9 о « 1929 г. 1930 . 1931 1932 „ 1933 „ 19J4 : не вяачит, что в организации мур манского рыбного хозійства все об стоят благополучно. За вреия недав ней поеикж в Мурнаиск ж ознако мился на месте в состоянием рыб ного хозяйства и, еб*ехав мурманское* аьбережье, побывав на бдіах-фаітз- (іиях, проследив процесс траловод добычи рыбы, я должен был приттв s выводу, что внереіи яредстоат огроииая работа. Недостатков, в по давляющей своей частя вызванных ;л&бо налажеяиыи руководством, ещ^ *чень иного. Механжзнр^ванные ору д«я лова, в первую очередь трало вый флэт ж другяе средства прэіз- подства, нсаолыуготся диеке же в полной мере. Ры5я«е богатства вкс- ілуатжруются лишь в жебальшоі степени. Главная проблема Мурманска—это ар&блема освоения новых орудиб лова, новой технической базы как в д«биче, так и обработке р«бж. Чг» означает эта проблема в контгретяыі условиях Мурманска и какими путями яадо итгж в еэ разрешению? &) Это прежде всего загрузка трау леров на полную мощность. Сведение дѳ минимума непроизводительных по терь н простоев тралфлота. 01 р»зцо- *ая организация днспетчерской служ бы, дозволяющая правильно расстав лять флот в процессе лова, сосредо точивая его в наиболее уловистых местах. б) Умелая организация пежзковых работ, оіирающаяся на данные науч ных изысканий. Развертывание на учно-исследовательской рабош дл» *зучеввя Северного рибного бассеі- «а ж перестройка ее под углом увяз- <к с текущвмя прахтіческіми запро сами рыбной промышленностн. в) ПравяльЕая организация бере- ггв»го о^служгваЕия траулеров н в іервую очередь судоремонта. г) Подбор подготовленных, опыт- яых кадров, умолея их расстановка, обучение и воспиіаіие в самом про цессе работы, жесткая д&сциплниа.' д) Реконструкция берегового лова, вчедреяиз активных методов лова в зргбргжнзй полосе, упорядочение ло ва в запорных вонах. Выполнение *т<х задач упирается в перестройку методов руководства. Органиация подлинно конкретного, ‘івератнвного и живого руководства ликвидация обезлички, твердое едяно- мнчалие и жесткий хозрасчет—вот ^лавчм 2 рычаг, с помощ ю иотпрэго Ц0Ж50 усаешя^ и наверняка разре шить віжиеішзе задачи сложной в оолыпой проблемы ссвеекия. На не которых узловых задачах блзжайше- го времен необхеДнмо остановиться. В настоящее время кьеффвцкеег ров ж жв'.ущях диспетчерскую службу Тралфют надо разбить иа нес*)іьк<> отрядов. Каждый огра^ формируется в составе твердо закрепляемых трау лерэв. Во главе отряда ставятся по мещанки главного капитана. Их обя занность отнюдь не огріиичявіѳтсв только руководствам траулезамж в море, они должны помогать н следит, за ходом ремонта траулеров, ва свое временностью их погрузка ж разгрузки, за снаідѳияеи топливом, производ ственными матеркаламз, за своевре менностью ухода в море н т. д. Большее зітруаиеияя приходится яреодэлевать тралфлоту из-за крайне низкого качества топлиза. Вясэкая зольность угля приводят к тому, что пр*д»л яигельяость рейсов сокращается вяестэ 25 діей траулер остается на лове от 15 до 18 дней. Это ведет, разумеется, к непроизводительным про бегам и сокращает улов. Больше год* на^ад в Мурманске в корне переем треяа н перестроена система зарчла*ы. Размер заработка всех работников яа траулерах, на чиная от каэітаяа ж кончая матра сом, поставлен в прямую «авяс^мость от фактического улова н качества >бработки рыбы. Эта система, при мененная в 1933 году, полностью ебя оправдала. Н*до н далее нтт* по этому, безусловно правильному, пути. Вот неекмько иллюстраций колебаний заработка в зависимости от успешкости работы траулеров: Цесячная зарплата к рублях. о. © Мз года в год растет в Мурманске j зсаользовачяя аронзвоісгкеяно д бы (ілъъ). Б^лячества рабочих В ѳдеоі только рабяей прсмышлеинмти колнчестіо рабочих превышает 16 тыз., тогда как 5 лет назад численность рабочих 275 7 — ся.чет 375 7 с?стаЕЛЯ^а ОКОЛО 1 500 ЧеіОЕв* Н*»- Зч 5 7 — 63.0 448.7. о5ыча®но быстрый рост города, спеца- 540.0 — Ю 1 ІО 701,0; фаческае условия северной ѳкраіны, я 904 1 ^ оягЛ:Л1шеяй#а MfCT*MX птрійаагеряалоя, 9000 250[0 350в ііВооів ивг« «• ^СТріИ, ЯИ«Щ!.:16* крйзнс. Нехватка жялящ рассасы вается недэстаточио бытро, хотя об'ем жилищного строительства, кіж дыб год нарастающий, достигает больших размерен. 6 *ыше 75 ароц. всей добычи рыбы Выетркй роет добычи явился ре зультатом больших каст*тал 9 вддже- ннй. б лет —<5 1929 г. по 1934 г.-—на разватіе р л б т э хо зяйства в Мурманске вложено, вклю чая затраты текущего года, 125 мля. руб. Мурмаяев, ото детще певвэй ня^ тнлеткн, по уровня цеханявацни, по соворяеявтву техяи і і добычи ж еѳ- визне методов и орудкй лоза дадек? опережает старые рыбэарѵнышіввяы* районы. В широких масштабах при меняется наиболее ееьершоянее ерf- дие активного лова—траловый флот. Довоенная Россия, базируя рибяое хозяіетво на медком кустарном про мысле н зверская ик^ялатацни доле вой рабочей С 2 лы, разумеется, не имела тралового фл^та. В наетоящеб время »М?рма*рыбаи располагает большим келиче :твол тр& 7 **р*в: в 1929 г. их было 21, в 1932 г.— 54, а в 1934 г. нх будет 7S. Гроваівые уеаехн индустриализа ции страны иозволжін создать соб ственную базу траулеростроаяня. С 1932 года нополяеяне тралового фюта идет Н ізключитѳіьио за счет советского тоаулер^сгрэеяня. Траловый дов не может протекать успешно без организация прочного, хорошо налаженного берегового хо зяйства—траловой баш н делай си стемы раввериутых вдоль берега баз факторий. Мурманская тралбаза иниеі носолочныв склад*, холодильник, яоіеерваый завод, утилизационный, в Мурманске даег гослов, окш> 25 пром.—колхозиая светом*. Мур маяск завершает сплошную коллок - ін - ьизицйю : коллоктявизиоов^нные хо зяйства е«£Т*вляюг свыше 83 проц' За иеследние 4 года добыча рыбы колхозной системе уволвчи^ась в 5 раз (с 63 тыс яеятаеров и 1930 г. до 298 тыс. центнеров в 1933 году). Рястот техяяческая вооруженность колхоіяой еистемы, увеличиваются заработки колхозников, улучшается ях материальное положенно, лозунг о заздтѵчяой колхозной жизни ус- іешяо реализуется н на далеких оерегах Севера. Г»лько страна нролегарвкой дикта туры, руководя мая аар-ией н жа- яраолиомія велящим кормчнм соцяа- лястяче ;к«го етронтозьстиа товарищем GraHHtMM, МОГЛ4 в короткий Срок іревр^тить безлюдную территорию северной окраины в оживленные необычайно быстро растущий новый хозяйственный раіоя. * * Большие достижения в стреитель- отео Мурманского рыбохозяйственного ассвйяа несомненны. Ср»дн десят ков других вступивших я етрой не- иых индустриальных центров Мур манску принадлежит далеко не нос- лодяее леею. Эхо, конечно, огжядь вающей мощности траулеров яязкні. В среднем олин тральщик в 1933 году виловял 14 7 тыс. цеятн*р*в. Рост против прошлого года—28 проц. Н. арі правильно’ налаженной ек^плу- *тадин траулер в среднем может діть 18—20 тяс. центнеров в год. Эга цифра вполне реаіьная, и дзя того, чтобы довести добычу до етогэ ур^в ня, требуется лишь умелая организа ция руководства зкеплуатацяой трал ^лота. А кгк раз в втой области ми*го недостатков. Ноисковбе работы ноглощііют около 15 ароц. времени, переходы— свыше 11 піюц. Дія того, чт?бы р?зко со кратить наароиіводнтельные потерн времени надо ярежде всего упорно- чать яенсковое дело, вакреанть опре деленное количество траулеров, выде лить нх в озорую груіау, не посредственно нэдчнкеняую главному капитану, и размежевать между ними исковы е районы. Д а лее, надо усилить борьбу с на рушениями прэмыслево- производ ственной днеципливыи самовольным изиеяенвем маршрутов, н раіояев лова. Де сих ж*р еще жмеют мест» случая, когда каиятаиы отдеіьиых траулеров по собственному почину вме:то выхода иа лов занимаются лоискэвымя рибогаии, нлн когда траулер, направленный в одни район, производят лов и другом. Необходимо укрепить влаеть глаз ного казятаяа как вукееодите^я дксялуатаціеяней работой всего трал флота. 0 )лзінностн главного каня- гаиа чрззиычазяо отвесбтвенны. Он должен зорко следит» за передвиже нием каждого траулера онератняю и ходе лева давать ему венкрегяы» указания, меяля в случае яадоіяосгя ма/кярут н раіоны лева. [и*иый канятан должея иметь яемзщянков, дезеодяевяо руководя щих оіределеяяой крупной ірауле ЯНВАРЬ 1934 г. Капитан . . . , ТралыѳВотѳр . , Via^non . . . , АПРЕЛЬ 1934 г. К аон г ан . . . , ТоалмвВстер . М&трос . . . чин: во-первых, рыба очень долго! задерживалась в запорах, во-вторых/ иевэда, прниѳяявшзѳзя при вылове/ перегружались чрззмеряо больиін количеством р*я5ы. Не выдержяваі перегрузки, невода обрывались, засо ряя губы сдавленной н сильно по мятой рыбой. Эги недостатки в на стоящее вреия устраняются, лимити рованы сроки вылоза, определены нормы единовременного максниадь-^ ного выюва ка каждое орудие лова, устаяозлеяы контроль ж ответствен ность за нарушіние порядка облів*;, зайертой рыбы. Д* последнего времени запорное хозяйство функционально было рес- щіплено между двумя организация ми: одна—управление запорного хс- -іяйства—производила только вапор губ, другая—у іравленне прибрежно го л*ва--производила облов" запер тых губ. Теперь оба етн управлении слиты в одно. Борьба за образцовую чистоту, за санитарную культуру, как неот'енле- мую основу каждого пящевеге нрэ-' вззодства, ведется недестаточие ии- TQMCH 3 H 9 . Особенно это относится к траулерам. Между тем всеусловяя для «ревращеяия траулера в хорошее са- аитарэое состояяне налицо. Мы бу дем жестко подтягивать тех капита нов к хозяйственников, которые пел- года снустя после решения ЦК ВМ(І) ет 22 декабря 1933 г. продолжают наплевательски относиться к сани тарным требованиям. 5 Наиболее узким местом в развитии е § {рыбного хозяйства в Мурманске на- и 2 . S : до aPH8saTb положение’ с кадрами. н д в н я \ Ощущается острый недостаток н в gees, s «во; няжеяераг, н в техниках, _ j l _ ж ^ о “ ° ^ с “• командном составе тралфлота, н в квалифицированных рабочих. Особен но 10 необходимо укрепить такое веду-, 293 , идее звено, как командный состав [ тралфгота. Рыбная промышленно ^ть ] нуждается не только в хорошем ка- 250 j питаяе-судоводмтеле. Капнтан-днрек- *тор тральщика должен быть также хорошим оргаягзатором лова, креп ким н рмч&тельным х#заниом,\ умею щим направлять н руководить левой н обработкой рыбы. Дисциплина среди команды трау леров недостаточная. Далеко не из житы расхлябаинесть, разгильдяй ство я распущенность, обгоняемые, в частности, слабостью подбора команд и «роннкновеяннм в их состав чуж дых елѳмеатав. Надо ввести в трал-, флоте жесткий дисцапленарный устав. ІЬр^шения дисциплины, особеино аестяые, должны сурово преследо ваться. Недостаточна н политико-воспита тельная работа. Далеко еще не все помощники капитанов по политчасти разверсулн напряженную массово- аелитячо^кую и обществеино-воспи- тательвую работу. Поднять эту рабо ту ьа высокий уровень, слить всех работа^к^в траулерзз. в крепкий, сплоченный коллевтив,широко взод рать социалистическое отношения в труду н социалистические методы ѳг 4 организация, добиться образцовой работы, прежде всего, партийной и комсомольской частя команды—тако ва первоэчеродная задача политиче ского восаитаиия в тралфлоте. • I я «■сЬ и я о , _ а . g “ « >» г; •5» с .гм і И О 314 189 78 400 295 110 815 506 152 667 501 195 1099 Громаднее влияние на интенсив ность н результаты тралового лова оказывают сво«*ремемиость н каче ств* ремонта Недостатков здесь ещз эчень ми*™. Так, в середине мая иі общего числа стоящих на причале 20 траулерэв не был свсезрэмбЯБо окончен ремонт 8 траулеров и про стои сверх установленного ср*ка ко лебались от 6 до 16 дней. Упорядо чение ремонтных раб^т—неотложная задача сегодняшнего дня. Ликвндв- роіав сбвзінчку, правильно расставн? чаличиые силы, можио сроки ремон та сжать и простоя траулерэв свеста до минимума. В пр^шіом году свы ше l l j всего времени траулеры пе- терялн, и р э с т в в порту на ремонте. НіДэ прежде всего правильно раз граничить ренѳятеыа работы раз личного сб'еиа ж значения. Нецеле сообразно колкий ремонт с§средот)- чн»ать на суд аремжитном заюд«, так гак мелкие рзмоятпые работы могут я дэлжиы быть норучѳаы командам тра?лѳрэв Равикзм образом нельзя загружать судоремонтный завод та кими работами, которые с успехом мегут быть выполнены ромонтиэ к&- хаяячессямя мастерскими тралфлота. Пря правильном распределении ре- ^«ятных раб^т н закрепления иа су доремонтным зазодои капитального ремонта и производства запасных ча стей ликЕядаруется неразбериха в ремонте траулеров. < Обезличка в ремонтном деле, на гаводе еще не изжита, нет лиц, от ветственных за качество ремонта в течение всего го{*. Ііажічй капягаа должен зиать прараба, когормй руко- «од«т ремонтом его .траулера н к которому он может ахоесевать cbjh «акіяяые арэгеязяи. Систему зарала* гы ітнх арорабов яаю цересмогрегь і « д углом стнмулнріваяія качества ремонта: наиболее высокую заралату должны получать те прорабы, у ко торых отремоненровахяые траулеры работают бееаеребоЯяо я период от дяоге реяеята до другого наиболь шей. л Не обэолѳеь без оаиіек ж в орга низация ааи^риеге леаа сельди. #с- яеипая яз них состоит в топ, что в результате слабого иадпра иа техяи- к»Й вылева иааертые сельднные^убы оказаінсь иа^ореянымя довольно ьільяим келнчеетаом мертвой рыбаі. Гибель, ваяор сельди явился след ствием, паяным йраіом, двух прн- * * * Быстрыми тзишшя развивается се- ветская рыбная премышленнесть. За годы первой пятилетки она шагнула от кустарного в праймом промысла к индустриальной, механизированной отрасли, оснащенной невеішипи дэстяженияия техники. Первая пяти летка обогатила советскую' страну зевым рыбохозяйственным райеяем, давая полтора миллиона центнеров рыбы в год. Мурманск занимает уже сегчас немалее месте в балансе ра- бэчего сеабженнн. За годы второй нятилеткн в мур манские рыбное хозяйство будет-вло жено 190 нлн. руб, а добыча рябы увеличится в 1937 г. до 2.80® тыс. центнеров. Мурманск превратится в крупнейший индустриальный центр дальне:# Севера, как жявее доказа тельств? технической мощи п хозяй ственного творчества егрінн прело- тарекой диктатуры н как наглядное свидетельство егроннык достижений, 1 а 8 ое*аняых под руководством пар тии и ее великого вождя товарищ Сгаяиня. ( .П *а«д *« ) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz