Полярная правда. 1934, февраль.

ЗАВОЕВАНИЕ АВТОРИТЕТА КО МА НД А Й К ОМ СО СТ А В РТ- 65 УЧАТ ВСЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СУДА КАК ДОБИВАТЬСЯ ПОБЕДЫ I . „МАРЕ IN LENINGRAD* Когда молодой механик да. С этого дн я Белобородов Белобородов пришел в а Се- аккуратно ходил на верфь, верную верфь, на одном из Время у него было занято стапелей среди переплетов испытаниями и пробой меха- строительных лесов уже мож- ниамов. но было различать четкие, бе-| Через три месяца , в сен- лыв буквы по черному полю:Ітябрѳ судовой т е л е г р а ф РТ-65, звякнув , впервые ук а ­ зал стрелкой на надпись: „пол­ ный*. Траулер бороздил воды Финского вадива. К у р с на Мурманск! После нескольких дней пе­ рехода, Белобородов с гор­ достью выслушивал первые комплименты. Эго было в гер майском порту Росток. Сюда РТ-65 защзл за тем, чтобы взять на буксир новенькое суд но „Тралбааа**, заказанное Сев- тралтрестом. Специалисты вер фи Ростока и з4явили желание осмотреть судно советской по­ стройки. — Хорошее судно,—тако£ вывод сделали немцы 25 октября 1932 года РТ-65 пришвартовался к стенк* Мурманской тралбазы . Д л тельный путь пройден удов летворительно .Р Т 65*. Белобородов прошел­ с я по судну . Везде и на палубе , "и в кочегарке, и в машинном отделении, и в р а ­ дио рубке, п в штурманской рубке он встречал энакомые близкие имена. Квадраты, по­ блескивающих медью фабрич ных марок, маячили на дина­ мо-ыаш иве, на котле, лебедке, компасе, брыппеле . Везде, на каждой мелочи, наша марки, марка ленинградских заводов. Сдельно у нас, из наших материалов, нашими руками! В результате обхода ” меха­ ник с удовлетворением кон­ статировал: „монтаж главных механизмов заканчивается4*. Так дроцаошло первое зна­ комство Белобородова с суд- ноя, на котором ему предстоя­ ло плавать стершим механи­ ком. Эго было в июле 1932 го- _ _ _ _ _ 2 . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОДНОЙ „ТЕОРИИ" 4. МАШИНА РАБОТАЕТ КАК ЧАСЫ — Д л я начала — неболь­ шая справка: тот самый бук ­ сир «Тралбаза», который на­ ми приведен из Германии,— сейчас находится в капиталь­ ном ремонте: Наш траулер сейчас впервые стал в капи ­ тальный ремонт. Этот пример говорит о маогом. Пра со­ ответствующем уходе за ме ханизиами отечественные тр а ­ улеры могут работать хорошо и не у с туп я т немецким—такой вывод нужно сделать нз при- виденного мною примера. Теперь я хочу остановиться иа тех недочетах, поломках и авариях, которые в нашем тралфлоте стали характерны ми д л я отечественных трау ­ леров. Первое — пережог топлива (Краткая запись рассказа тов . БЕЛОБОРОДОВА) Трудно выработать себе стан- РТ блестит, к а к зеркало? Д а дартное правило сж и г а аи і п о т о м у ч т о мы аккуратно еле как на каждый угля , так рейс мы получаем различный уголь- Но зато каждый рейс мы пробуем несколько слосо- брв сжигания у г л я — тонким слоем, средним, толстым. К а ­ кой из них дает наибалыгіий эффект -на том и останавли­ ваемся. З а состоянием парораспре­ деления мы следим строго. Эго тоже дает экономию в топлике и способствует кон­ денсации пара. Кроме » гого заглушкой лишних труб холо­ дильника мы достигли подо гревания воды4- А. раз вода теплая , то дли превращения дим за смазкой цилиндров, не допускаем перекоса пор­ шней. Проверка т р а л а перед выходом в море. жение о перенесении котель - Четвертоѳ . .Капризная ! g ^Железный трубопровод иѵЩь так механики отече- % ™ будет заменятся ственных траулеров отзывают- vjrM , ся о воздушных насосах. И « Вявсѳно предложениѳ 0 I.сГ)Н>°п о 8нее к о л и к ^ ра з b S заменѳ масЛ(;нккІ Б "ш ' обслУ* Гяѵ из сто я У нас же воа- «иаающей главную машину, д я і из стр я . У нас же воз К [ аслвнва в иШ очень нежна душный Hdcoc за весь год “ | и нѳ ствечает требованиям шеи из строя только один цаз , |траулера 0яабуд^т заменена но он может ни разу не выхо дить из строя, если аккуратно следить за регулировкой паро­ распределителя. П я т о е . ІІо существу ме­ л о ч ь - б о л ты мотылевых п го - бодее надежным молерупом. Семь поправок. Они говорят о том, что качество советско­ го траулеростроения решает­ с я не только на стапелях Северной верфи, но и здесь, в практической работе по ос воению отечественных РТ. Но­ вые т р а у л е р ы д о л ж н ы строиться с учетом оцыта освоения первых отечествен­ ных траулеров . 7. ее в пар требуется меньше р о в н ы х подшипников. А мас- тепта . »совая поломка их призоіщт к большим неприятностям. У На большинство отечестеен-j Наши кочегары Скворцов, н а х траулеров имеется пере- Бззменов и Шумилов ріОотаіот расход топлива, по несмотря! на судне с д е т о г о его про- da это пар у них почти на- рейса. Привыкла когда не держатся на марке, r РТ-65, изучили его коче- всегда им нехватает пара гьюку. * ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЛЮС БОРЬБА ЗА КУЛЬТУРУ Гокие суда преждевременно ьозвращаются с моря, не выполнив рейсового плпна. ЙИ горое . Еще недавно ка отечественных траулерах > 0 ; д а л а езоеобоазвая ,.*пяде- Вопрос о пережоге и да вло- —лопались першн* нкзко- чии пара на отечественных РТ j га дазявнля. Такие аварии на­ стоял и стоит остро. На нашем !несли траловому флоту ог- лсе судне эта . проблема** р а з - !рамный ущерб . Одной а з при- ретпена. \ чин разрыва поршней межно Пзр мы всегда держим на считать халатность машинной марке н в любое вреал можем !комавдк. Дело в том , ч т о во г o t l пппкмм‘‘. машина D8ČQ-І ап»>йа піѴГ:»ПО В октябре же 1932 год а . . чину этой аварии недостаткам РТ-65 сделал первый промыс-‘отечественных (тгаулероа . ловг*й рейс под командой ка- Действительные причины питана Григорьева. Но что эго аварии кроются не в этом, был за рейс! После него с Белобородов рассказывает: судна разбежалась всякоман- j — Осмотром судна в пор- да, набранная в Ленинграде, т у мы установили, что наш После эгого Григорьев отка- т р аул ер уш ел в мэре с Ис­ ая л е я плавать на РТ 65 и ра- регрузом, с яепрочищ>нным&9угля, явил . „Это же плавучий гроб ” *’Й а не траулер" . Люди, наст ро иные антнмеханвзаторски с г-азу же подхватили этот ва и д р у г и х жалеть не приш ф -кт, раздули его и п у с т и л и ;лось. Вскоре на РТ пришел в ход «теорию»: .Отечествен- новый капитан— Надгрывое- ные дѳ траулеры неизбежно ский, набрали и н о в у ю должны давать меньшую произ- команду, ведителькоеть и рыбу низших J — Нелегко мне было ари- сортор, так как они, якобы, нимать судно , о котором на- плохо обірудоз^ны*. (Из пере- ши моряки говорили, как о довой Ц.О. „Правда* от 18 „пьяной коробке'*. С его сеитября 1933 р ) . (именем связывались и другие Но что же произошло на эпитеты...—говорит капитан РТ-65? . | Надгрызовсвнй. На третий или четвертый! В таком состоянии нахо- депь промысла, испуганный дились (да и сейчас , нахо- кочегар доложил стармеху. Ідятся ) многие отечеотвеннйе j н 0 и в биогоафои РТ-65 - f Трюма заливает водой ... [траулеры . Исключение состав - !е(,ть мрачнЫй "эпизод. Эго Вода действительно при- ляют единица : РТ-62, 65... На случало сь осенью прошлого бывала. Под напором ее вн- последнем мы остановимся.; ' капитан Надгрызовский несло у г о л ь я з угольных ям. Каким аутем он пришел к ст’аомех Белобородов были С судрвой рации сразу же победе, к ак его команде уда- в 0ТПу СКѴ -роз Надгрызов-' ш ^ е с л и с ь сигналы бедствия, j лось наладить нормальную с к и й об этом вспоминает t h e : Григорьев другиѳ^скоро- работу отечественного т р ау - , _ в 0ТПуСКН0е время я со- верша л рейсовые поездки на Шпицберген на пароходе вас тоже один раз лопнули головные болты. Мы1 просле­ дили и в ы я с н и л и , что все дело заключается опять т а ю Все чащо бывают такие мо­ менты, когда судовой салон превращается в красный у го- r n r r v -тчт, в , - гвпрнпеменно 1Л05- ТогДа ЗДеСЬ *>лаитвУ*°Т полаввнп кАнг'о г а й к ѵ и б о л т к «иги, газеты, шахматы, гита- подвврнп коигр гайку и оолт < 5 алалаЙЕа. Бол ьш ах тру- не лопнет. Можно значительно про­ должить список этих н е у р я ­ диц, аварий и пгломок, став­ ших характерными д л я оте­ чественных РГ, но втих пяти примеров «полно достаточно для того, чтобы назвать при ­ чины этих «болезней»—халат- нЪсть, невнимательность, вар­ варское- отношение в меха­ низмам. У нас каждый знает свой дать „ олный**, раЬо ійремя остановки машины пар тает, как чзсы. II все же у поршнях начинает остмвг.ть пае и речті кет о д ер з к о г о * и превращаться в воду. Вот топлива Наоборот, в I н а а р - | э т а т о вода зачастую и при^о та*е иы сэкономили окопе 40 тн. да т к взрыву поршая нш я с го и я„ п„М(.п ч * меха- »о „ г о р » • м р я ж - і я м я я п » S s ш ' Д Г » техническим состоянием кот­ ла , брашпиля и траловой ле- Ібсдвп, 2-й механик Симаков— машаны и вспомо­ гательных механизмов, маши- Правзльное сжигание ? г - : сбрззагл удаляем (воду кз ци л я—вот в чем заключается ілиндроз. главной „секрет4' экономии топлива и Y p e r s ^ e . Царапины в цн- нормального давления пара. | ЛІ7чд?іе—какой ^ отечес твен- Пчст—ттнль -установки , паро- Конечно, д л я последнего во?ных РТ не имеет кх? Некого-) многом важно , а состоянке рые диас^ утверждают, что парораспределеятя , но о кем 'это неизбежное зло. Вовсе нет. я скажу ниже. л [Почему внугреняяя поверх Как мы сжигаем уголь* ность цилиндра 5. на нашем вого отопления, рулевой ма- шинкй и водопровода. К сожа­ лению, не на всех траулерах так забедено. МР А Ч НЫЙ ЭПИЗОД дов стоило добиться этого* потому что от первой коман­ ды осталось „неважное4 на­ следство: гря зь , антисанита­ рия. Помдиректор т. Белый, вме­ сте с судкомом развернули упорную борьбу за кул ь тур ­ ные методы работы, за при­ ведение судн а в порядок. Постепенно в салоне узако- нилась читка газет, начал работать кружок текущей по­ литики. В свободное время салон стал использоваться, кав место культурного отды­ ха и развлечений. В составе команды нашлись людж, к о т о р ы е встретили культурные в а ч и к а и з я . в шты ки“. Воспитательные меры, воздействие общественности судн а не оказали на них дол­ жного действия. Матрос Ката­ ла , не захотевший подчинить­ с я общим правилам, был спй- сан с судна за хулиганство. Также поступили с боцманом Чертовиксвы*. „Нет хозяина в машине" (Заметка, помещенная а сшігазе- те «Шгсряовзк») палительно приписали при- л ер а ? 3 . КАК МЫ РАБОТАЛИ В 1933 г . 30 января 1934: года на бор- механизмы судна работали ту РТ-65 состоялось собра- нормально в течение всего вне команды. На этом собра- года, пар всегда держался нии капитан тов. Надгрызов- на марке, никогда судно не ский выступил со следующей возврмцялось с моря по вине речью: “ команды. Этих успехов мы до — После моего назначения бились, прежде всего, потому, к а РТ 65, отаельнае капита- что до минимума сократила ны говорили, что не зави- текучесть на судне, подо­ ждуют мне. Каждый знал неу- брали и закрепили лучши е дачный „дебют4* этого с у д н а , ' к а д ры . но я, по колеблясь, пошел на отечественный тральщик. Суд­ но мною принято 11 ноября 1932 г. — Дать 8 075 центнеров рыбы полуфабриката—такое задание мы получили на 1933 год. В плане предусмот­ рено было первый рейс сде­ лать в начале февраля . Но гуд до задержалось в порту ьз-зн реконструкции лебедки к в море смогло выйти толь­ ко 13 марта. З а год мы с д е ­ л а л а 9 рейсов (вместо 10,7 рейсов по плану) и дали 6.663 центнера рыбы полу ­ фабриката, 87 процентов го ­ дового плана. Значит, за к аж ­ дый рейс мы в среднем дава- -ли по 740,3 центнера рыбы. Ь і933 году мы не только ло­ вили рыбу , но и перевЪели около іООО тонн сельди. Кри­ вая качества нашей продук­ ции в течение всего года неу­ клонно шла вверх: в послед е ш і рейс мы дали первым сортом 99 проц. полуфабри­ ката. — Под'ем нашей работы н ачался с тех пор, как мы у знали о коькурсе отечествен­ ных РТ. Команда РТ-62 „Во рошилов44 бросила нам вызов. 1<1ы приняли его. Нас никто не может упрекнуть в невы­ полнения своих обязательств: — Большую роль сыграла парторганизация в у л учш е ­ нии работы судна . ІІом. ди ­ ректора тов. Белый организо­ вал борьбу за освоение меха­ низмов, за дисциплину на судне, против пьянства и грязи. — Вот уже второй год я пла­ ваю на отечественном трауле­ ре и не могу пожаловаться на него. Мне не хочется ухо­ дить с этого судна. При уме­ лой постановке на нем можно работать так же хорошо, как и на других. Почему плохо идет дело на многих отече­ ственных траулерах? Потому что там не обеспечен уход за механизмами, потому что там не осваивают технику, а губят механизмы, там на траулер смотрят вѳ как на агрегат пе освоению богатств Баренцева мора, а как на „коробку", про­ ходной двор; „поплаваю, де- Ю ш а р \ Я интересовался ра­ ботой тралфлота я радясг „10шара" , по моей просьбе, держал связь с траулерами. Однажны радио принесйо-мае неприятную В'-сть: „РТ-65 ра­ ботает скверно4*... ІЮ возвра­ щении из шпицбергенского рейса я ср а зу j & q зашел на свой траулер, оказывается у него нехватает пару, как и У других отечественных трау ­ леров. О причинах этого л у ч ­ ше всего рассказывает замет­ ка, помещенная в судовой стенгазете. вез матросы могут ремонти- розать и изготовлять такелаж . Во время прохождения тех­ минимума тралмейстер научил всех матроеоз ѵчинить трал , штурмана подробно р а с ск а ­ зали устройство компаса, по­ казывали, к а к лучше всего стоять у руля . Гладких пришел на судно, не имея квалификации. На траулер он поступил юнгой. Ежедневно на промысле ему приходилось слышать разго­ воры о механизмах, о различ ­ ных клапанах, трубопроводах, донках, мавометрах, о всем том, что скрывалось за над­ писью: „машинное отделение*. Гладких попросился учеником в машинное отделение. C rap - гаех согласился на это. Теперь бывшего юнгу можно видеть у главной машины. Гладких , овладевает зна­ ниями. Дело у него идет довольно успешно. -~7 Я скоро перед отделом кадров буду аттестовать тов. Гладких как машиниста,-'Го­ ворит старший механик. В процессе учебы, освоения техники вырос не только один Гладких . Матрос Егоров стал квалифицированным засоль­ щиком. И не будет ошибкой Новый боцман тов. Федоренко назвать его мастером высо- начал свою работу с повыше ­ ния квалификации палубной команды. Эго сн первым при­ думал и гру по завязыванию морских узлов. Игра принесла свою пользу: когда с т али проходить тех- . Временный стармех Корытов безобразно относился к меха­ низмам. Его примеру следо­ вала и несознательная часть „Как говорится: „без хо--машинной команды. Врезуль- з я а и а и дом сирота44, так тате зтего в течение одно го___ __ _______ ___ ^____ и на н олем РТМІринадлеж- рейса механизмы РТ-65 ра&ша- 1Минимум, ~то оказалось, что ности машинного отделе- тались и у траулер*, стало не ния находятся в беспоря- хватать пара. Здесь тоже на- дочном состояния. К при - чали раздаваться жалобы на меру возьмем клингярят , ко* „негодность отечественных РТ* торый достается чу ть ли , Мрачный аяи&од, имеющий- ни „нн ім с о гн ем4,—а у с я в биографии РТ-65, еще вас он валяется, где п о п е - раз указывает на действвтель- ло, в мокрых местах, под ные причины плохой работы кого качества. Подняли свою квалифика ­ цию и другие моряки. Освоение техники, плюс кул ь турные методы обеспечили РТ-65 завоевание одного из пер вых мест среди отечественных траулеро з . ---------------- 8 . РАВНЕНИЕ НА РТ-65 Через 15 месяцев после*команда РТ-65 іапортовала о приема судн а на Северной jпервых результатах конкур* ногами и т. д. В таком же отечественных траулеров. Не!верфи , в сентябре 1933 года са соревнования. состояния находится и аз- конструкция судна виновата *механик Белобородов снова бест. Инструмент мяпііг&но- в эт »м, а плохие механики, делал генеральную ироаерку го отделения .находится в варварское отношение к ме- хаотическом состоянии, раз- ханизмам. батый; Механик Корытов По возвращении из отпуска должен навести порядив в капитана Надгрызовского и машинном отделении и боль- стармеха Белобородова, коман- ше следить за обслуживаю да была мобилизована*на лик- щим персоналом ммниаы . видацию последствий .хо іяй - „К»?ута. ствования* Корытова. 6 . ДОКУМЕНТ ОСВОЕНИЯ Сейчас РТ-65 стоит у при- j 1. Реконструкция лебедок, чалов СРЗ, проходя капиталь- Траловые л^ бед&и—отаетстьен ный ремонт. Дефектная ведо-*неЙшая часть с у д н а—на оте- мость составлена продуман- \ чествснных. траулерах рабо- но. Механик предусмотрел \ т а л и неудовлетворительно. Вот основные показатели. Несм -тоя на незначи* механизмам траулера . Снова тельяые уловы всего тралфло- перед ним вставали марки та , рейсовое задание РТ-65 советских заводов. Проверяя в октябре выполнил, механизмы, Белобородов нз j # В море тр аулер не имел знакомился с ними, а огляды- ни минуты простоя. Пар всег- вался н а пройденный путь, га был на марке. Машинное готовился включиться в кон- отделение приведено в образ- кур с - соревнование о т е ч е т - цовый порядок, венннх т р а у л е р о з . . Осматри-І © В т о р а я вахта спустила вал механизмы и делал вы- и подняла 14 тралов. В сред* вод. что они не подведут, сооб- нем затрачивалось на под'ем ражал, как л у чш е всего лик- й спуск трала 45 минут. Ка- видировать „ н а с л е д с т в о 41, чество полуфабриката было оставленное Корытовым, как высоким, смыть позорное пятно. Вклю- Q в междурейсовую стоян ­ к у после эгого рейса никто траулеров было низкое давле киэ пара. В процессе ос іое-»чаЯсь в конку*рс-соревнова- чия судов удалось выяснить, Hnef палубники пред4явили все мелочи, чтобы не вызы­ вать дополнительных работ, четко распланировал каждую работу что передать судоре ­ монтному заведу, что отремон­ тировать силами команды. Де­ фектная ведомость Я8ЛЯ0ТСЯ интереснейшим документом освоения отечественных трау­ леров. Ведомость содержит не только пункты, говорящие о необходимости отремонтиро­ вать изношенные части, но и пункты, требующие внесения некоторых'поправок в монтаж механизмов. - На основании этой ведо­ мости и опыта комавд других отечественных траулеров мо­ жно составить целый с п и с ' к скать, немного — и уйду1*. Мы : поправок к конструкции РТ, же у себя об'явили атому же- «поправок, которые в процессе стокую войну Л освоения судов внесены луч - На этом же собрании вы­ студил втарм«|: то*. Белобо­ родов. шима работниками техотдела флота, механиками и моряками северного тралового флота. Вот этот список: Вследствие этого на под 'ем и спуск трала уходили многие что одной из причин этого было неправильное устрой ­ с т в о холодильников (слишком много труб) и невозможность часы вместо десятков минут, подогревания воды в о в р ем я Лебедки сдавал7? во ѵвремя работы лебедки. Путем рекон- под‘ема трала и туго набитый отруьции холодильника и в о - рыбой мешок, уходил под доаодогревателя эти недо- воду. Стоило переконстру иро- статки у с тр .п яю т с я . Воду вать лебедки, исаравить у д л я питания котла можно бу- них парораспределение, как дет подогревать, не выклю эти недочеты исчезни. После чая траловой лебедки, реконструкции траловые лебед-j 4. Машинно питательные'пом­ ни отечественных траулзрав пы начали выходить из строя стали сильнее лебедок, усга- ; после первых же рейсов. * На новленных на немецких судах, некоторых отечественных трау PT-6S одним из первых пере ­ конструировал лебедку. лерах не пользовались м&шИн- но-пнтательными помпами из 2. Арматура котла па отече- з і того, что гнезда приемно- ственных траулерах была !отливных клапанов выскаки- стальной Первые ' ж е м е с яцы 1вали. Переделкой клапанов экеплоатации судов показали этот недостаток устраняется , непригодность стальной арма-і 5. Котельная донка распо- туры. Внесено предложение о ложена в неудооном месте, замене ее бронзоаой. Замена j за п&угиной паропроводов н буд^т произведена силами нагроможденнем д р у г а * де- Мурманского СРЗ. | талей. К ней невозможно под- s. Одним нз серьезнейших! с тупиться во время работы недостатков у отечественных ’ механизмов, внесено аредло-| счет: ,,Мы требуем от старшего механика, и кочегаров волной ликвидации простоев и і за под‘е на пара (в последний рейс простей хоть и небольшой— & часа—все же был44. Через несколько дней стен­ газета „Шгормовик4* сообща­ ла, чго судно в целом вклю­ чилось в , конкурс-соревнова­ ние. Палубники, машинная «оманда и вахты заключил * между собой договора на со ­ циалистическое соревнование. Радио принесло о моря такую телеграмму: «Баранцово море. 22/ІХ. Ко­ манда РТ ; 65 включилась в конкурс - соревнование оте­ чественных РТ. Команда полностью закрепилась за судном. Ведется борьба за то, чтобы к 16 й годоыцине Октября занять первое ме­ сто с р ед я отечественных РГ . Помдиректор Белый. Пред- судкома Пауков». Уж а в ! середине октября из команды не заявил о своем ж е л а н и и у й т и с РТ-65. Эго было р е з у л ь т а т о м то­ го, что гіомциректора т. Б е ­ лый сумел охватить п ар тий ­ ным влиянием всю команду и обеспечить помощь суд* кому. ч , Так был выдержан экіамен отечественного РГ , так в суровой борьбе со с гилиг < полярного мо­ ря завоевывался авторитет траль­ щика, построенного нз советских материалов, на советской верфд. Оныг освоения .техники, подбора и закрепления кад ­ ров, обеспечивший успешную работу РТ 65, достоин под­ ражания . Его нужно пере­ нести на все с у д а нашего тралфлота . Все отечественные тральщики должны взять равнение на РТ-65. Бри г ада ОК ВКП(б) и „Полярнойправды*: Кин- темиров (инженер, СРЗ), Н. Смирнов (механик тех- *отдела тралфлота), Иа. Порт. („Нол. правда*).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz