Полярная правда. 1934, февраль.

СЕВЕРНАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ зорко охраняет границы социалистического Заполярья Сем. Езерский КОРАБЛЬ ИДЕТ В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ За кориой.Чтоит высокий пен- тертссть до прозрачности На командном мостике ный бурун. Бѳшево вращающиеся винты,чкак гигантские жернова перемалывают студеную и тем­ ную воду залива. Перемолотая, она изменяет свой цвет и нежно­ зеленая стелется позади корабля длинной ковровой дорожкой. Корабль поджарист. Оа вытя- нб парили, так смазать механиз­ мы, чтобы они не были слышны находу. Военная выучка—это слово не- тВ гигантской работе по укреплению обороно- способности Советского Союза, проводимой под руководством и при помощи Центрального Коми­ тета партии , мы не могли ограничиваться только сухопутными силами и авиацией. При постоянном нут с боков и подобран внутри. и непосредственном участии и руководстве ш . Ста- | Его обводы, как будто вычерчены лина мы работаем и над усилением наших военно - |УЗКИМ,Г» стремительно сужающи- х и I мися, линиями. Заряженный энец- морских сил, имеющих д л я обороны нашей страны ; гмеВ’ И шін, ов летит, как стре- с многотысячной открытой морской границей очень (ла, выпущенная нз лука, На большое значение ... З а последние годы мы не только такой скорости воздух звенит, укрепили и усилили морские силы Балтийского и Черного морей, но, воспользовавшись тем , что тов . Киров вместе с тов. Ягодой во главе героиче - р р “ Ѵ А И І U V KJIŠLAJ A SA ской армии оеломорстроевцев соединили Ьелое море гудит в штагах и вантах. с Балтийским , перебросили кое-какую толику су- 5 Корабль идет і а боевой ско- дов по новому каналу на Север , чтобы не быть рости. Ритм безостановочного дви- ' ры. Как пережить эти "порази- бслмац&итными и на этом участке “. , ------------------------------------------------------- тельные по своей не (ІІЗ речи тов. Ворошилове j ва 17 п»ртс‘ездв). струя его становится резв ново упруга, она ударяет в грудь и заставляет смежить глаза. Ветер летит по переходам, запутавшись, стекол, белизна масляной всех j унизительная пора матроской кра- службы в царском флоте, грая ски, блестящий рзфлеаный пол.дансвая водяа в памятно о ней, без единой соринки. Это с л е д ы ! ______ любви, это признаки заботы, этоі еющий на груди орден суЕениры внимания. Только лю ; красного знамени. Пора выучки, бяшая рука'* могла так плотно!упорной и долгой учебы, работы оплетневать фланцы, чтобы они} над собой. Он мог бы рассказать, как не­ навидели их командиры в цар­ ском флоте, как глумились над зря вошло в обаход, как синоним ними и как все таки боялись их глубочайшей сознательности, точ- j Рассаженные во темным клеткам ности, слаженности глубокого оруДЕ1инх б пороховых знания дела и добросовестного І пт,г , лп w * * отношения к работе. ! погРебов, У адского плаиенн то- Нет ничего страшней на кораб-Іпок» в катакомбах машинных ле, чем обвинение в недобросо вестном отношении к механизму Перекрестный огонь заметок б стенгазеіе, частушки, карпкату- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Мурманского Окружного Исполни­ тельного Комитета Советов Рабочих, Колхозных, Рыбацких и Красно­ флотских Депутатов от 23 февраля 1934 года Празднуя 16 годовщину Рабоче-Крестьянской Красной армии и флот» Мурманский Окружной Исполнительный Комитет отмечает ряд выдающихся фактов самоотверженной работы личного состава Се­ верной Военной Флотилии по саасению в тяжелых штормовых ус­ ловиях Полярного моря многих жизней трудящихся—колхозииков- рыбаков и социалистической собственности. 1. 20/X1I 33 г. Н ский корабль под командой т. РЫКОВА в сплошном льву и густой тумане вынужден был стать на якорь. В| 24 часа благодаря бдительности вахты, были услышаны крики бед­ ствия и призыв о помощи. Терпел бедствие тграненыА льдом мото- Іот „Гнеіьый". Корабль для спасения погибающих выслал шлюпку мм командой т. ГОРБАЧЕВА с 6-тью гребцами. I результате четкой и самоотверженной работы краснофлотцев, вся команда м пассажиры в количестве 16 человек, среди них дети, взяты иа шлюпку. Бот на глазах спасенных пошел ко дну. 2. Военно-Гидрографическое судно „Мороз* под командой т. Юдина, в течение года спасло стране не только богатую матери­ альную часть, не многие десятки жизней тружеников моря. 4/1-34 г. спасено 84 человека с выброшенного штормом иа камни п/х. .Канин". 24/1-33 г. потушен пожар на мотоботе „Морзверь*, уже бро­ шенного командой. Бот спасен и приведен в бухту. В условиях штормовой погоды, взят на буксир полузатонувший парусник „Кивет* и спасен бот .Мысль*, оказана помощь в море другим судам. 3. В декабре 1933 г. Н-ский корабль под командой т. Моргу­ нова и политрука тсв. Морозова спас от неминуемой крупной аварии РТ 53, сеіший в глубокую воду ври густом тумане на мель. Ко­ раблю грозила опасность лечь на борт. Удачным и быстрым жанов ром твв. Моргунова РТ-53 был снят с мели. 4. В иоябре м-це 33 г. в районе Волоковой при шторме в 10 баллев погиб бот МРС 65. При личном участим командира Н-ский части тов. Острикова и политрука тов. Смирнова в спасении поги­ бающих рыбаков было спасено 2 чел. из состава команды. Отмечая эти заслуги, Президиум ОИК'а постановляет: 1. Объявить от лица рабочих м колхозников-рыбаков Мурман ского округа краснсфдотцам м нач. составу Северной Военной Фло­ тилии БЛАГОДАРНОСТЬ. 2. Особо отличившихся красЕофлотцев м начсостав НАГРАДИТЬ приииримости красно­ флотские с о б р а н и я . Краснофлотцы знают такие простые и такие беспощадные слова которые задевают за самсе нутро ^и долго, как заноза/ садвьт ВЕутри. Они не упот ребляют для этого ни­ каких крепких выра­ жений. Но что может сильнее всего оттенить проступок, чем наао- * ыияание о боевой об­ становке? Ничем не отмечен- выеостались за кормой километры пройденно­ го пути. Легко, почти на,месте, развернулось судно. Гулкая дрожь, ритмичная, как дыха- вие, умолкла. Прозву­ чали четкие слова ко­ манды. Застучали ноги бегущих краснофлот­ цев, дз клюзов п( бе­ жала суставчатая цепь. С биноклем на наблюдательной вышке Ксрабль стал на ЯЕОрь _ ~ — Сейчас, жения входит во внутрь какой то радостной дрожью. Люди за­ ряжаются бодростью. Но кав ни велика скорость корабля, ею владеют уверенно, как скрипач смычком. Отсюда, с мостика ее укрощают одним движением руки—поворотом руч­ ки телеграфа. Здесь ее рождают. Здесь управляют ею, з?есь на­ ходят ей пріменение. Здесь ее включают, как боевсе орудие ко рабля. И никогда, ни у кого не по­ является тревога, не вспыхивает опасение, что будет не так. В военном корабле безотказность действий всех его частей, начи­ ная с машин в кончая аппара таки, принимается как нечто неопровержимое, как дважды два четыре принимается в арифмети­ ческих расчетах. В этой уверенностью пронякнут иа судне каждый. Она црнсуща - десяткам людей, расставленных внутри этого огромного кораб ДЕНЕЖНЫМИ ПРЕМИЯМИ: Командиров кораблей и иолит. работников—т.т. Рыкова, Мор­ гунова, Юдина, Острикова, Горбачева, Морозова, Смирном по 2#0 рублей каждого. Краснофлотцев—т.т. Уварова, Попова, Пучкова, Лужилоиа, • они не колеблются в командире, Андреева, Вербина, Бустрама, Харитонова м тов. Синичеико пе они доверяют машине, х сотни ла у разных деталей п частей его замечательного организма. На судне люди уверены в се­ бе, онм не сомневаются в сосед#, 100 рублей каждого. 3. Для улучшения культурно-политического обслуживания и быта краснофлотцев отпустить кораблям под командей. іов. Рыком, тов. Моргунова, г/с. .Мороз4 м]Н-сксй часіи под команде! т. Остри- кова но 500 руб. каждой части. Председатель Мур. 0ИК‘а ГОРБУНОВ. Секретарь ПАВЛОВ. В ленинском уголке аа"шпроработкой мамершиш, 17 парг€эём мх воль сливаются в одну, к единстве и в направленности все­ го судна создается мощь этого корабля, которому скорость в дерзость заменяет броню. Вот сейчас, сменив прозрач­ ность и солнечность дня, нз за гористых берегов ударил снеж­ ный заряд. Корабль вошел в сплошную ваЕесу туиана. Сразу стало темно. Снег и ветер, холод и мгла обволокли судно. Ручка телеграфа описала дугу. Внизу это движение прозвенело сигна­ лом и тотчас же упал за кориой буруи, вовдух потерял свою уп­ ругость-корабль уменьшил свой ход. Нет зрелища красивее машин­ ной части военного корабля. И дело здесь не в мощнейших машинах, не в умнейших меха­ низмах, носящих гордую марку советских заводов. Восхищение вызывает исключительная, пре­ дельная чистота и безотказность работы механизмов. Блеск начищенных до огонька кедЕВХ и бронзовых частей, про- неподвиж­ ный, он хранил все ту же, присущую только военным кораб­ лям подобранность всех своих частей п стремительность очер­ таний. Покрытые чехлами неумо­ лимо смотрели орудия и грозно хохлились торпедные аппараты. На нижней палубе звенели алюминиевые миски, отстукивэя чечетку спускались по трапу краснофлотцы. И ьто-то, уже управившийся с обедом и при­ боркой-, растягивал звучные лады гармоники. Звука* ее вырывались сквозь иллюминаторы и плыли над темной водой залива. Они долетали до белых, светившихся в темноте гор и странно звуча­ ли знакомым мотивом в ущельях На судне отдыхали. Отдых шел говором, веселыми взрывами смеха, куплетани песен п усилив­ шимся движением на палубе. Корабль немного утерял свою строгость п стал домовитым, близким. В нем обнаружились любимые места, интимные уголки. Как молод корабль! Куда не поглядишь молодые, свежие лица, молодежь. Чуть ли не на каждой груди значек ГТО и даже сам командир кажется совсем моло­ дым, и можно не заметить се динки кое-где, как иней посереб­ рившей голову. Он молод, Константин Юрьевич Андреус—командир корабля—и трудно передать какая большая и замечательная жизнь пережи­ та нм. Оя редко вспоминает ее, но так ярко, что каждое слово запоминается надолго. Чье і то лицо показалось ему знакомым, и он рассказал о своем друге, пулеметчике. И образ этого от­ важного человека встал как жи­ вой. Вндишь, как, присев на та­ чанке, пугая лошадей своим бешеным криком, сн мчится на врага. Большая жизнь лежит за спи­ ной этого человека, жестовая в отделений, они были для коман­ дования врагами, которые в ре | шательную минуту могли из­ менить, нарушив единство этих громадных и, казалось, бы не- юбедимых кораблей. Их изолирэ- галк от событий в стране, их лишали гражданства, им остав­ или только особые—солдатские публичные дома. Каждый день открывается на судне библиотека. Полки ее тес­ но л плотно уставлены книгами. Названия книг говорят о кру­ гозоре—здесь и художественная литература, и классики, и книги ао технике и по культуре, и по политическим вопросам. Вече­ рами на судне открывается на­ стоящий университет, где профес­ сорами являются командиры, а студентами любой краснофлотец. Откуда-то вытаскиваются доски. II жесткие пальцы, осторожно сжимая хрупкий чез, выводят алпбраическт ■ баясь над листками бумаги, краснофлотцы заіідсьівают со­ держание лекций. Тысячи нитей связывают крас- Так интересоваться могут только люди, для которых победа проле­ тариев не вопрос праздного любо­ пытства, а кровное родное дело. Какое большое м искр еннее вос­ хищение светится в глазах вот этого- краснофлотца, когда он слышит, что венские рабочие предпочитали убивать себя, чем отдаваться. Далекий, далекий бе­ зымянный герой, его облив будет бережно сахранен в сердце крас­ нофлотца, его невависть будет жить! Страна посмлает во флот луч­ ших людей. Q это немудрено. Военный флот—одно из самых мо­ гущественных орудий обороны, самое сложное по своей технике и самое дорогое. До революции командный состав флота, состоял исключительно из дворян. Только люди, предки ко­ торых доказали на протяжении десятков лет верность царскому дому,—допускались сюда. Недаром морское командование было свое­ образной кастой, замкнутой ари­ стократической средой, недоступ­ ной даже для выскочек буржуа. Но что могла дать эта выхолощен­ ная худосочная дворянская по­ росль — записано во всемирной истории—позорной страницей Цу­ симы. Командовать военным кораблем необычайно сложно. Барабль— это исключительное сочетание це­ лой серии механизмов. И для тего, чтобы использовать боевую мошь чор^бля, нужно бить одновремен- f* только моряком, но только .•ат( (‘Ом, но нужно быть артил двристом* минером, химиком, ма­ тематиком и стратегом. Как же замечательна маша нофлотцев с землей и каждое жизнь, если она позволила Кон- событие доносится сюда десятками стачтину Юрьевичу Андриус—ра- _ ЛМтяш,„„ 'бочему, прошедшему школу мат- тняйи писем, тысячами газет j р0са в царском флоте, участнику и книг, сотнями постановок, ки-:гражданской войны и краснозна- нокартин, собраний, лекций, док-! менцу—одолеть эту сложную на- ладов. Между судном_________ _______________________________ а землей Еет стены отчуждения и ей одно событие, происходящее в стране, ие минует корабль. Вчера краснофлотцы совершили культпоход в Дом культуры В сегодня каждая минуть их ; досуга окраши­ вается впечатлением вчерашней пьеса. П как метки их отзывы, как верны характе-gfg ристикм. Эго относится не только в содержа­ нию пьесы, не только к ее сюжету, но и игре артистов, но и к режис­ серской постановке. Кто они? Рабочие, колхозники, и каж­ дого из них до сих пор, а может сейчас и еще больше волнуют дела своих заводов, своих фабрив и КОЛХОЗОВ, і Каждый день, где бы нн нахо- В машинном отде ении укѵ и стать командиром корабля. Как неграничевы в наше время возможностж для победившего ___ ___„___ , ____________ класса На том же корабле коче- дился корабль, у краснофлотцев I гаР» проделав длинный путь, проводится политинформация. J овладев техникой, стал главным Замечательны эти 15 минут. Сюда, под низкие своды палубы, простыми словами шмаолнтарры- вается яростная волна мировых событий. Накрепко в память вре­ заются баррикады и Париже, бои в Вене, волнения и Испании. Какой отзвук получают здесь бои В0_Флоридсдорфе, ПОХОрОВЫ уби- тых на кладбвще Пер-ла-шез. Нн одно слово не пропускаете» мимо, не опускается нж одна деталь. Залп вопросов раздается после окончания информации: по­ чему предали рабочих социал- демократы, можно ли ждать ре­ волюции, какие последние «веде­ ния. механиком корабля. От неграмотно го паревька поднялся до помполи- та судна тов. Ильин. И этот про­ цесс сдиваков и дня других ко­ раблей, он характерен для всей флотилии и для всего Красного флста* страны. Страна ростит свеих, пролетарских командиров. * * * Большевики создали на Коль­ ской полуострове народное хозяй­ ство, они овладели богатствами его недр и вод и, чтобы обеспе­ чить оборону этой части Совет­ ского Союза, создали Северную морскую флотилию. И море Барен: ца, не замерзающее, — столбовой путь во все врая земного шара— ПРОСТОЙ СЛУЧАИ 41* ниже нуля . Туман. G командирского мостика не видать, что делается на по- лубке . Вахтенный и рассыль ­ ный сталкиваются на палубе. Дальше итти невозможно. Ко­ рабль стал на якорь в несколь­ ких милях от Мурманска. Зам. комиссара судна тов. Синиченко вышел на палубу и первое, что он услышал (увидеть что либо было поч­ ти невозможно), это крики с помощи. Они неслись о под­ ветренной стороны и сквозь упру гую толщу тумана про бивалось: .Гибнем. Спасите* „На помощь*4. Быстро, быстрее чем это рас­ скажешь, был разработан плав действий. Опустить шлюпку Выделить л учших гребцов, В районе аварии сильное тече­ ние, образующее воронки. Шлюпку может завертеть. Перчатки прилипали к по­ ручням, смерзшиеся т али и болки шлюпбалок нѳ подава­ лись. С большим напряжением была спущена^шлюпка. Шесть лучших краснофлотцев п опыт нмй штурман Горбачев по­ шли в ту сторону, о ткуда не прекращаясь , почти через равные промежутки, словно маяк-ревун, неслись крики , о помощи. Исключительная выносли­ вость гребцов, опыт штурм а ­ на сделали свое дело. Помощь подоспела во-время. Когда шлюпка подошла к месту аварии, бот (к ак впоследствии выя 'нидооь, принадлежавший Териберскому колхозу) уже левым бортом бр&л воду. Команда и пассажиры иопу- ганно жались к правому борту, цепляясь оледеневши­ ми пальцами аа жгучие я ЛІІШШРЗД HOJTOSS сорта. До полного погружения осталась минута—полторы. Едва шлюпка подошла к боту, пассажиры оторвались от борта. Падая и скользя по обледенелой, круто накренив­ шейся палубе , они кинулись к шлюпке. Во время аварии паника может погубить все. Бели 17 человек кинутся в шлюпку, погибнет и шлюпка и люди. Штурман знал это. Он встал на осклизлую, мерно покачи­ вающуюся кормовую банку и громким голосом, не допу­ скающим возражений,'спокой­ но и четко сказал: — Никто не имеет самоволь­ но сойти в шлюпку, мы саки снимем вао. Соблюдайте пол­ ное спокойствие. Не торопиться. Спокойно, не допуская ни малейшего проявления пани* ки, моряки сняли с бота из­ мученных людей, они усади ­ ли их в свою м ботовскую шлюпки и медленно двину­ лись в обратный путь. Т а жѳ белая, морозная сте­ на тумана преграждала им дорогу. Но чуткое ухо р у л е ­ вого распознавало позывные г удки своего корабля. Шлюп­ ки почти на ошуп пришли к судну. 16 человек были спасены в ту ночь от неминуемой г и ­ бели. На корабле о п а с е н н ы х встретили к ак родных. Судо­ вой врач двое суток (судно отстаивалось из-за тумана 'в с вя зи с берегем не имело) не отходил от пассажиров . Лю­ дей напоили и накормили. Команда у с троил а вечер с а ­ модеятельности, чтобы, р а з ­ влечь гостей. . . ♦• Нам с к а ж у т — обыч­ ный случай . Пожалуй что и так . Он обычен в нашем фло­ те , на кор аблях , плавающих под алым вымпелом. Он обы­ чен в нашем флоте, где му ­ жество , дисциплина и орга- получило стража зоркого, сильно- НЙ80ВАІШ®еть на вахте, го ж всегда готового к откору. | g в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz