Полярная правда. 1934, февраль.
СЕВЕРНАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ зорко охраняет границы социалистического Заполярья Сем. Езерский КОРАБЛЬ ИДЕТ В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ За кориой.Чтоит высокий пен- тертссть до прозрачности На командном мостике ный бурун. Бѳшево вращающиеся винты,чкак гигантские жернова перемалывают студеную и тем ную воду залива. Перемолотая, она изменяет свой цвет и нежно зеленая стелется позади корабля длинной ковровой дорожкой. Корабль поджарист. Оа вытя- нб парили, так смазать механиз мы, чтобы они не были слышны находу. Военная выучка—это слово не- тВ гигантской работе по укреплению обороно- способности Советского Союза, проводимой под руководством и при помощи Центрального Коми тета партии , мы не могли ограничиваться только сухопутными силами и авиацией. При постоянном нут с боков и подобран внутри. и непосредственном участии и руководстве ш . Ста- | Его обводы, как будто вычерчены лина мы работаем и над усилением наших военно - |УЗКИМ,Г» стремительно сужающи- х и I мися, линиями. Заряженный энец- морских сил, имеющих д л я обороны нашей страны ; гмеВ’ И шін, ов летит, как стре- с многотысячной открытой морской границей очень (ла, выпущенная нз лука, На большое значение ... З а последние годы мы не только такой скорости воздух звенит, укрепили и усилили морские силы Балтийского и Черного морей, но, воспользовавшись тем , что тов . Киров вместе с тов. Ягодой во главе героиче - р р “ Ѵ А И І U V KJIŠLAJ A SA ской армии оеломорстроевцев соединили Ьелое море гудит в штагах и вантах. с Балтийским , перебросили кое-какую толику су- 5 Корабль идет і а боевой ско- дов по новому каналу на Север , чтобы не быть рости. Ритм безостановочного дви- ' ры. Как пережить эти "порази- бслмац&итными и на этом участке “. , ------------------------------------------------------- тельные по своей не (ІІЗ речи тов. Ворошилове j ва 17 п»ртс‘ездв). струя его становится резв ново упруга, она ударяет в грудь и заставляет смежить глаза. Ветер летит по переходам, запутавшись, стекол, белизна масляной всех j унизительная пора матроской кра- службы в царском флоте, грая ски, блестящий рзфлеаный пол.дансвая водяа в памятно о ней, без единой соринки. Это с л е д ы ! ______ любви, это признаки заботы, этоі еющий на груди орден суЕениры внимания. Только лю ; красного знамени. Пора выучки, бяшая рука'* могла так плотно!упорной и долгой учебы, работы оплетневать фланцы, чтобы они} над собой. Он мог бы рассказать, как не навидели их командиры в цар ском флоте, как глумились над зря вошло в обаход, как синоним ними и как все таки боялись их глубочайшей сознательности, точ- j Рассаженные во темным клеткам ности, слаженности глубокого оруДЕ1инх б пороховых знания дела и добросовестного І пт,г , лп w * * отношения к работе. ! погРебов, У адского плаиенн то- Нет ничего страшней на кораб-Іпок» в катакомбах машинных ле, чем обвинение в недобросо вестном отношении к механизму Перекрестный огонь заметок б стенгазеіе, частушки, карпкату- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Мурманского Окружного Исполни тельного Комитета Советов Рабочих, Колхозных, Рыбацких и Красно флотских Депутатов от 23 февраля 1934 года Празднуя 16 годовщину Рабоче-Крестьянской Красной армии и флот» Мурманский Окружной Исполнительный Комитет отмечает ряд выдающихся фактов самоотверженной работы личного состава Се верной Военной Флотилии по саасению в тяжелых штормовых ус ловиях Полярного моря многих жизней трудящихся—колхозииков- рыбаков и социалистической собственности. 1. 20/X1I 33 г. Н ский корабль под командой т. РЫКОВА в сплошном льву и густой тумане вынужден был стать на якорь. В| 24 часа благодаря бдительности вахты, были услышаны крики бед ствия и призыв о помощи. Терпел бедствие тграненыА льдом мото- Іот „Гнеіьый". Корабль для спасения погибающих выслал шлюпку мм командой т. ГОРБАЧЕВА с 6-тью гребцами. I результате четкой и самоотверженной работы краснофлотцев, вся команда м пассажиры в количестве 16 человек, среди них дети, взяты иа шлюпку. Бот на глазах спасенных пошел ко дну. 2. Военно-Гидрографическое судно „Мороз* под командой т. Юдина, в течение года спасло стране не только богатую матери альную часть, не многие десятки жизней тружеников моря. 4/1-34 г. спасено 84 человека с выброшенного штормом иа камни п/х. .Канин". 24/1-33 г. потушен пожар на мотоботе „Морзверь*, уже бро шенного командой. Бот спасен и приведен в бухту. В условиях штормовой погоды, взят на буксир полузатонувший парусник „Кивет* и спасен бот .Мысль*, оказана помощь в море другим судам. 3. В декабре 1933 г. Н-ский корабль под командой т. Моргу нова и политрука тсв. Морозова спас от неминуемой крупной аварии РТ 53, сеіший в глубокую воду ври густом тумане на мель. Ко раблю грозила опасность лечь на борт. Удачным и быстрым жанов ром твв. Моргунова РТ-53 был снят с мели. 4. В иоябре м-це 33 г. в районе Волоковой при шторме в 10 баллев погиб бот МРС 65. При личном участим командира Н-ский части тов. Острикова и политрука тов. Смирнова в спасении поги бающих рыбаков было спасено 2 чел. из состава команды. Отмечая эти заслуги, Президиум ОИК'а постановляет: 1. Объявить от лица рабочих м колхозников-рыбаков Мурман ского округа краснсфдотцам м нач. составу Северной Военной Фло тилии БЛАГОДАРНОСТЬ. 2. Особо отличившихся красЕофлотцев м начсостав НАГРАДИТЬ приииримости красно флотские с о б р а н и я . Краснофлотцы знают такие простые и такие беспощадные слова которые задевают за самсе нутро ^и долго, как заноза/ садвьт ВЕутри. Они не упот ребляют для этого ни каких крепких выра жений. Но что может сильнее всего оттенить проступок, чем наао- * ыияание о боевой об становке? Ничем не отмечен- выеостались за кормой километры пройденно го пути. Легко, почти на,месте, развернулось судно. Гулкая дрожь, ритмичная, как дыха- вие, умолкла. Прозву чали четкие слова ко манды. Застучали ноги бегущих краснофлот цев, дз клюзов п( бе жала суставчатая цепь. С биноклем на наблюдательной вышке Ксрабль стал на ЯЕОрь _ ~ — Сейчас, жения входит во внутрь какой то радостной дрожью. Люди за ряжаются бодростью. Но кав ни велика скорость корабля, ею владеют уверенно, как скрипач смычком. Отсюда, с мостика ее укрощают одним движением руки—поворотом руч ки телеграфа. Здесь ее рождают. Здесь управляют ею, з?есь на ходят ей пріменение. Здесь ее включают, как боевсе орудие ко рабля. И никогда, ни у кого не по является тревога, не вспыхивает опасение, что будет не так. В военном корабле безотказность действий всех его частей, начи ная с машин в кончая аппара таки, принимается как нечто неопровержимое, как дважды два четыре принимается в арифмети ческих расчетах. В этой уверенностью пронякнут иа судне каждый. Она црнсуща - десяткам людей, расставленных внутри этого огромного кораб ДЕНЕЖНЫМИ ПРЕМИЯМИ: Командиров кораблей и иолит. работников—т.т. Рыкова, Мор гунова, Юдина, Острикова, Горбачева, Морозова, Смирном по 2#0 рублей каждого. Краснофлотцев—т.т. Уварова, Попова, Пучкова, Лужилоиа, • они не колеблются в командире, Андреева, Вербина, Бустрама, Харитонова м тов. Синичеико пе они доверяют машине, х сотни ла у разных деталей п частей его замечательного организма. На судне люди уверены в се бе, онм не сомневаются в сосед#, 100 рублей каждого. 3. Для улучшения культурно-политического обслуживания и быта краснофлотцев отпустить кораблям под командей. іов. Рыком, тов. Моргунова, г/с. .Мороз4 м]Н-сксй часіи под команде! т. Остри- кова но 500 руб. каждой части. Председатель Мур. 0ИК‘а ГОРБУНОВ. Секретарь ПАВЛОВ. В ленинском уголке аа"шпроработкой мамершиш, 17 парг€эём мх воль сливаются в одну, к единстве и в направленности все го судна создается мощь этого корабля, которому скорость в дерзость заменяет броню. Вот сейчас, сменив прозрач ность и солнечность дня, нз за гористых берегов ударил снеж ный заряд. Корабль вошел в сплошную ваЕесу туиана. Сразу стало темно. Снег и ветер, холод и мгла обволокли судно. Ручка телеграфа описала дугу. Внизу это движение прозвенело сигна лом и тотчас же упал за кориой буруи, вовдух потерял свою уп ругость-корабль уменьшил свой ход. Нет зрелища красивее машин ной части военного корабля. И дело здесь не в мощнейших машинах, не в умнейших меха низмах, носящих гордую марку советских заводов. Восхищение вызывает исключительная, пре дельная чистота и безотказность работы механизмов. Блеск начищенных до огонька кедЕВХ и бронзовых частей, про- неподвиж ный, он хранил все ту же, присущую только военным кораб лям подобранность всех своих частей п стремительность очер таний. Покрытые чехлами неумо лимо смотрели орудия и грозно хохлились торпедные аппараты. На нижней палубе звенели алюминиевые миски, отстукивэя чечетку спускались по трапу краснофлотцы. И ьто-то, уже управившийся с обедом и при боркой-, растягивал звучные лады гармоники. Звука* ее вырывались сквозь иллюминаторы и плыли над темной водой залива. Они долетали до белых, светившихся в темноте гор и странно звуча ли знакомым мотивом в ущельях На судне отдыхали. Отдых шел говором, веселыми взрывами смеха, куплетани песен п усилив шимся движением на палубе. Корабль немного утерял свою строгость п стал домовитым, близким. В нем обнаружились любимые места, интимные уголки. Как молод корабль! Куда не поглядишь молодые, свежие лица, молодежь. Чуть ли не на каждой груди значек ГТО и даже сам командир кажется совсем моло дым, и можно не заметить се динки кое-где, как иней посереб рившей голову. Он молод, Константин Юрьевич Андреус—командир корабля—и трудно передать какая большая и замечательная жизнь пережи та нм. Оя редко вспоминает ее, но так ярко, что каждое слово запоминается надолго. Чье і то лицо показалось ему знакомым, и он рассказал о своем друге, пулеметчике. И образ этого от важного человека встал как жи вой. Вндишь, как, присев на та чанке, пугая лошадей своим бешеным криком, сн мчится на врага. Большая жизнь лежит за спи ной этого человека, жестовая в отделений, они были для коман дования врагами, которые в ре | шательную минуту могли из менить, нарушив единство этих громадных и, казалось, бы не- юбедимых кораблей. Их изолирэ- галк от событий в стране, их лишали гражданства, им остав или только особые—солдатские публичные дома. Каждый день открывается на судне библиотека. Полки ее тес но л плотно уставлены книгами. Названия книг говорят о кру гозоре—здесь и художественная литература, и классики, и книги ао технике и по культуре, и по политическим вопросам. Вече рами на судне открывается на стоящий университет, где профес сорами являются командиры, а студентами любой краснофлотец. Откуда-то вытаскиваются доски. II жесткие пальцы, осторожно сжимая хрупкий чез, выводят алпбраическт ■ баясь над листками бумаги, краснофлотцы заіідсьівают со держание лекций. Тысячи нитей связывают крас- Так интересоваться могут только люди, для которых победа проле тариев не вопрос праздного любо пытства, а кровное родное дело. Какое большое м искр еннее вос хищение светится в глазах вот этого- краснофлотца, когда он слышит, что венские рабочие предпочитали убивать себя, чем отдаваться. Далекий, далекий бе зымянный герой, его облив будет бережно сахранен в сердце крас нофлотца, его невависть будет жить! Страна посмлает во флот луч ших людей. Q это немудрено. Военный флот—одно из самых мо гущественных орудий обороны, самое сложное по своей технике и самое дорогое. До революции командный состав флота, состоял исключительно из дворян. Только люди, предки ко торых доказали на протяжении десятков лет верность царскому дому,—допускались сюда. Недаром морское командование было свое образной кастой, замкнутой ари стократической средой, недоступ ной даже для выскочек буржуа. Но что могла дать эта выхолощен ная худосочная дворянская по росль — записано во всемирной истории—позорной страницей Цу симы. Командовать военным кораблем необычайно сложно. Барабль— это исключительное сочетание це лой серии механизмов. И для тего, чтобы использовать боевую мошь чор^бля, нужно бить одновремен- f* только моряком, но только .•ат( (‘Ом, но нужно быть артил двристом* минером, химиком, ма тематиком и стратегом. Как же замечательна маша нофлотцев с землей и каждое жизнь, если она позволила Кон- событие доносится сюда десятками стачтину Юрьевичу Андриус—ра- _ ЛМтяш,„„ 'бочему, прошедшему школу мат- тняйи писем, тысячами газет j р0са в царском флоте, участнику и книг, сотнями постановок, ки-:гражданской войны и краснозна- нокартин, собраний, лекций, док-! менцу—одолеть эту сложную на- ладов. Между судном_________ _______________________________ а землей Еет стены отчуждения и ей одно событие, происходящее в стране, ие минует корабль. Вчера краснофлотцы совершили культпоход в Дом культуры В сегодня каждая минуть их ; досуга окраши вается впечатлением вчерашней пьеса. П как метки их отзывы, как верны характе-gfg ристикм. Эго относится не только в содержа нию пьесы, не только к ее сюжету, но и игре артистов, но и к режис серской постановке. Кто они? Рабочие, колхозники, и каж дого из них до сих пор, а может сейчас и еще больше волнуют дела своих заводов, своих фабрив и КОЛХОЗОВ, і Каждый день, где бы нн нахо- В машинном отде ении укѵ и стать командиром корабля. Как неграничевы в наше время возможностж для победившего ___ ___„___ , ____________ класса На том же корабле коче- дился корабль, у краснофлотцев I гаР» проделав длинный путь, проводится политинформация. J овладев техникой, стал главным Замечательны эти 15 минут. Сюда, под низкие своды палубы, простыми словами шмаолнтарры- вается яростная волна мировых событий. Накрепко в память вре заются баррикады и Париже, бои в Вене, волнения и Испании. Какой отзвук получают здесь бои В0_Флоридсдорфе, ПОХОрОВЫ уби- тых на кладбвще Пер-ла-шез. Нн одно слово не пропускаете» мимо, не опускается нж одна деталь. Залп вопросов раздается после окончания информации: по чему предали рабочих социал- демократы, можно ли ждать ре волюции, какие последние «веде ния. механиком корабля. От неграмотно го паревька поднялся до помполи- та судна тов. Ильин. И этот про цесс сдиваков и дня других ко раблей, он характерен для всей флотилии и для всего Красного флста* страны. Страна ростит свеих, пролетарских командиров. * * * Большевики создали на Коль ской полуострове народное хозяй ство, они овладели богатствами его недр и вод и, чтобы обеспе чить оборону этой части Совет ского Союза, создали Северную морскую флотилию. И море Барен: ца, не замерзающее, — столбовой путь во все врая земного шара— ПРОСТОЙ СЛУЧАИ 41* ниже нуля . Туман. G командирского мостика не видать, что делается на по- лубке . Вахтенный и рассыль ный сталкиваются на палубе. Дальше итти невозможно. Ко рабль стал на якорь в несколь ких милях от Мурманска. Зам. комиссара судна тов. Синиченко вышел на палубу и первое, что он услышал (увидеть что либо было поч ти невозможно), это крики с помощи. Они неслись о под ветренной стороны и сквозь упру гую толщу тумана про бивалось: .Гибнем. Спасите* „На помощь*4. Быстро, быстрее чем это рас скажешь, был разработан плав действий. Опустить шлюпку Выделить л учших гребцов, В районе аварии сильное тече ние, образующее воронки. Шлюпку может завертеть. Перчатки прилипали к по ручням, смерзшиеся т али и болки шлюпбалок нѳ подава лись. С большим напряжением была спущена^шлюпка. Шесть лучших краснофлотцев п опыт нмй штурман Горбачев по шли в ту сторону, о ткуда не прекращаясь , почти через равные промежутки, словно маяк-ревун, неслись крики , о помощи. Исключительная выносли вость гребцов, опыт штурм а на сделали свое дело. Помощь подоспела во-время. Когда шлюпка подошла к месту аварии, бот (к ак впоследствии выя 'нидооь, принадлежавший Териберскому колхозу) уже левым бортом бр&л воду. Команда и пассажиры иопу- ганно жались к правому борту, цепляясь оледеневши ми пальцами аа жгучие я ЛІІШШРЗД HOJTOSS сорта. До полного погружения осталась минута—полторы. Едва шлюпка подошла к боту, пассажиры оторвались от борта. Падая и скользя по обледенелой, круто накренив шейся палубе , они кинулись к шлюпке. Во время аварии паника может погубить все. Бели 17 человек кинутся в шлюпку, погибнет и шлюпка и люди. Штурман знал это. Он встал на осклизлую, мерно покачи вающуюся кормовую банку и громким голосом, не допу скающим возражений,'спокой но и четко сказал: — Никто не имеет самоволь но сойти в шлюпку, мы саки снимем вао. Соблюдайте пол ное спокойствие. Не торопиться. Спокойно, не допуская ни малейшего проявления пани* ки, моряки сняли с бота из мученных людей, они усади ли их в свою м ботовскую шлюпки и медленно двину лись в обратный путь. Т а жѳ белая, морозная сте на тумана преграждала им дорогу. Но чуткое ухо р у л е вого распознавало позывные г удки своего корабля. Шлюп ки почти на ошуп пришли к судну. 16 человек были спасены в ту ночь от неминуемой г и бели. На корабле о п а с е н н ы х встретили к ак родных. Судо вой врач двое суток (судно отстаивалось из-за тумана 'в с вя зи с берегем не имело) не отходил от пассажиров . Лю дей напоили и накормили. Команда у с троил а вечер с а модеятельности, чтобы, р а з влечь гостей. . . ♦• Нам с к а ж у т — обыч ный случай . Пожалуй что и так . Он обычен в нашем фло те , на кор аблях , плавающих под алым вымпелом. Он обы чен в нашем флоте, где му жество , дисциплина и орга- получило стража зоркого, сильно- НЙ80ВАІШ®еть на вахте, го ж всегда готового к откору. | g в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz