Полярная правда. 1934, декабрь.
ПОЧЕТНЫЙ КАПИТАН МЫДАЕМ ШЩЕНВПО ЗАВЕРШИТЬ НАЧАТОЕ ИМ КЛЯТВУ РАБОТАТЬ, КАК БОЛЬШЕВИК КИРОВ, ПОБЕДНО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Тупа* пуля влодея оборвала замеча тельную жизнь. Остановилось сердце человека, который весь был отдан исто рии, который нес на плечах своих боль шую, светлую эпоху человечества. Он (дал великим водчим социализма Он создавал в пустынях города, в тунд рах—про мышленность, прорубал каменн- лн уже не 17 (в 1926 году), а 29 кораблей* И еще через два года нх было уже 54. Каждый год в залив входили десятка ми новые корабли. И в канун его гибе ли в порт пришли с Дальнего Востока пять кораблей, последний его подароя Мурману. Сейчас траловый флот имеет на воде 67 единиц, среди которых только один Г. * . | и ' О Д И И И Ц , и и с д и к и т и и ь і х и к.и и д н и ^стую аемлю каналами. Он был лучший j жПалтус“ остался из той жалкой стайки земледелец ,-он сеял пшеницу там, где тысячелетия росли только мох да мо рошка. Он был великий исследователь— он направлял экспедиции в пустыни и океаны. Он был опытным мореплавате лем, он создавал флот.. Он весь был: пламенем, энергией, во лей, бесстрашием и мудростью. Суровый Север, далекий край темных ночей, хо лодных пустынь—Мурман—преображен ■им! И такого человека не стало! К горю нашему наука бессильна сде лать его кровь животворящей. Он не увидит больше преобразованного им корветов, национализированной у архан гельских купцов. За 8 лет он создал флот, порт и за воды. На голом берегу там, где теперь поселок им. Калинина, он воздвиг кра- савец-судорѳмонтный завод и гигант ский слип. Для флота он делал все до послед ней мелочи. В особых условиях Севера слабые люди часто не выдерживали. Он заменял их новыми, крепкими ком мунистами. Он снимал капитанов — пар тийцев с кораблей совторгфлота(Звиргзд, Егоров, Герсон и др.) и направлял ____________ _ _ их сюда. Он снимал людей с ответствен- юказочно растущего Севера. Но его вы- ных постов в Ленинграде (Леонов, Але- оокое имя будет жить вечно. Каждая . ксандров, Катаев, Чабанов и др.) и сядь земли Кольского полуострова, каж- , ставил их здесь. Он брал людей дый завод, созданный им, каждый ко- \ с учебной скамьи Академии (Богачев и рабль, бороздящий воды Баронцова мо-ідр.) и как знающих Север ставил во- каждый человек Севера будут вы- главе предприятий н флота Мурмана- иоко нести его имя создателя, творца социализма на Севере. Лично сам он подбирал комму нистов, знающих флот, прошедших су- Певцами нашей страны будут воспеты Р0ВУЮшколу пролетарской революции, и его яизнь и дело. И одной вз самых бросал их на Север. Десятки коммуни- зреих н звучных песен будет песнь о . ^тов, его посланцев, работают в трал- далйкок Севере, деком Мурмане, где на ;Флоте: механиками, капитанами, помполн суровой земле и незамерзающей воде он і таыи» штурманами н начальниками от- создал город, флот н открыл сказочные |Двлов. богатства рыбы. И пусть то, что мы р а с - ' Среди кораблей тралфлота много оте- ■скажем ниже, будет скромным матерна-; чественной постройки. Они созданы пд -jiQM для одной из песен. | его инициативе и непосредственном ру- • • I ководстве на Ленинградских судовер- л - * ___ *____ фях. За постройкой нх он следил, начн- Он был лучшнм другом флота. j ная с черТежа н кончая спуском на BO B' сутках не было столько минут, салазок эллинга сколько было предприятий н , людей. ДУ с салазок эллинга, которыми он руководил, о которых он Отечественные траулеры его детище, віботялся. Но он успевал сделать вСе. ] Особенно внимателен был он, когда на- Воды Баренцева мора богаты рыбой, чалось освоение этих кораблей. На оте- Но животворящая струя ГоЗіьфштрема ] цественных судах арматура н трубопро- . ^ Г Г в о з и л а с ь Г Т о р в е ^ н н ^ ф л о т І - Д б - н "— лены „з черного ме- н ^ щ і н ш я в государствах, отстоящих:.талла. В условиях промысла черный тридевять земель. ( металл ненадежен. В первых же рейсах На Баренцевом море ощупью в ПРВ*(потекли трубы, фланцы н клапана. Об прежней полосе ходило несколько жал- j Vnnnnij «ах суденышек, похожих на древние * внать^Ки рову. Быстро озна корветы. Они ловили -рыбу случайно “ * “ ^ * * попадавшуюся в с&н. Приходя &^про мысла, эти рыболовные корветы разгру жались у жалких мостков—прнстайеі «е было. Не было ремонтных мастер ских. Старый транспорт ЛСсення®, до ставленный на прикол, был мастерской, гд« £емодтн)р?эиался весь „флот* Коль ского ііалнва. *- л ' .г Он обложил себя книгами, справоч никами, толстыми как бнблня статисти- яОДІшн данными о мировом судострое нии, . о гидрологических работах, пор тальном строительстве н о рыбном про мысле. Он изучал 'историю экономиче ского И научного исследования Севера. , Он изучал океанографию,' гндробйоло- гню' н механику На «го столе были раз ложены хорскне, бнологнческнё, ледо- . в ^е, ііОЯЬныё, зональные — все /картй Ынра. В е*аяочно-быЬтрый Срок он ув- йнатнве создан сельдяной промысел. Он нал о миграции рыбы, о ледовом режи ме, о почвах, о строительстве причалов я 4). типе судна столько, чтобы его мне ние, стало бевапеляцнонным. Он всюду разослал людей: молодых іэнтузнастов, седых бородатых ученых. Вовращаясь, они рассказали ему все, дто он уже 8нал: все, что требовало только подтверждения. Тогда он начал строить, кропотливо, упорно вмешиваясь во все мелочи. Строя флот, он создавал институты для изучения закона размножения и жизни рыб. Строя флот, ов воздвигал причалы и заводы возле них для обработки рЫ- ^ы. Люди с его напутствием уезжали в Германию, чтобы обучиться строению промысловых кораблей, уезжали в Нор вегию, чтобы обучиться обработке ры бы и способам ее лова. Его энергия бы ж а неистощима, мудрость беспредельна. В 1928 году после кропотливых трудов на пустом месте возникли при чалы и комбинат по обработке рыбы. ]На зоде стояли два новых современно го типа корабля. Еще через два года в 1930 г. к расширенным причалам подходн- комнвшнсь с работой судовой армату ры в разных условиях, "он немедленно направил тралфлоту требуемое количе ство труб красной медн. Создав флот, тралбазу, подсобные предприятия, он внимательно каждо дневно следил за Ьаавитйем промысла н качества его работы. Он собрал всю литературу о рыбных промыслах, о тн- №х йр'омысловых судов; ч> способах ло ва н обработки рыбы. Его телеграммы и письма руководи телям рыбного Мурмана, его указания при приезде в Мурманск поражали всегда' вё&с, даже убеленных Сединой специалистов,—<*н был эрудит по во просам рыбного промысла. Он все знал. По его указанию открыт новый сырье- вой райоп—Медвежья Мнка. По его ннн Иревратйл ‘ Мурманск во всесоюзную рыбную базу и мировой порт. Ѳн не только указывал, но н воспитывал лю дей. Одних подстегивал лаконической телеграммой, других поощрял, третьим направлял посылки—журналы с под- ^черкнутыми его рукой статьями, раз‘я- сняющими те вопросы, в которых ру ководитель той или иной отрасли рыб ного дела испытывал затруднения. Он был великим капитаном! Рыбный Мурман потерял своего . лучшего судо водителя, прекрасно знавшего не толь ко лоцию морей, но и человеческих душ. В Смольном, в кабинете, обагренном сейчас кровью, на рабочем столе стоит, как Символ его деятельности, модель •корабля, поднесенная ему командой лучшего судна Баренцева моря РТ-29 „КИРОВ**. у Работать, как работал Киров, продол жая начатое нм дедо, превратить Север в цветущий край страны социализма— будет лучшим памятником ему—велико му почетному капитану. П. Самсии. ПАМЯТЬ 0 тов. КИРОВЕ НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ 8 СЕРДЦАХ МИЛЛИОНОВ УЧИТЕЛЯ И ЧУТКОГО ДРУГА ПОТЕРЯЛИ МЫ, КРАСНОФЛОТЦЫ... НАСТОЯЩИЙ ч е л о в е к В 33 году я работал столяром в мастерских Лентрамвая. Нам дали срочный заказ на постройку четы рехосных вагонов. Работа была Труд ная н сложная. Мы не выходная нз мастерских, осванвалн новое про изводство. Как сейчас помню день 19 авгу ста. В 4 часа дня в мастерские приехал. Сергей Миронович Киров. Мы в afo время были в курилке. Сергей Миронович обошел всех ра бочих, с каждым поздоровался за руку (а было нас 25 человек—сто ляров, слесарей, маляров). Вместе с нами он покурил, а потом по шли в вагон. Мы работали всю ночь, а Сергей Миронович сидел тут же на скамей ке и во время коротких перекурок расспрашивал нас о трудностях в работе, о ненормальностях в снаб жении материалами. К утру он за дремал, сидя на лавочке. В 12 час. утра следующего дня мы пошли в столовую, а вместе с нами Сергей Миронович. У кассы выстроилась длинная очередь. То варищ Киров стал в общую оче редь и взял чеки на обед. А корми ли нас, надо сказать, нз рук вон СТАМБУЛ, 4. На собрании совет ской колонии принята следующая резолюция: „Советская колония Стам була глубоко потрясена гибелью •тов. Кирова, непоколебимого боль шевика, ближайшего соратника то варища Сталина. Склоняя , знамена перед гробом тов. Кирова, павшего от рукн вра- =га пролетариата, мы, работники со ветских учреждений Стамбула, за являем, что пролитая кровь пламен ного трибуна пролетарской револю ции еще более усилит нашу клас совую бдительность, еще крепче сплотит нас вокруг ленинской пар- I тин и советского правительства в борьбе за построение бесклассового общества. Пусть не торжествуют враги про летариата,—на смену погибшему пе редовому бойцу нашей революции идут миллионы рабочих и колхозни ков. Память о тов. K«pOBO останет ся навсегда в сердцах миллионов трудящихся всех стран. В грядущие века бесклассового общества героическая жизнь и борь ба т. Кирова, его смерть на боевом посту войдут как незабываемые страницы исторической борьбы про летариата за социализм4*. А потом Сергей Миронович луч- Сергея Мироновича Кирова я ви- шим ударникам выдал премии—се- дел четыре раза и вот при каких ребряные часы, портсигары. обстоятельствах. * • А потом он принял участие в жг-^ 1931 год. Мы, краснофлотцы-пер- рах и т&нцах. вогодки, вышли на Октябрьскую де-. К Октябрьским праздникам мы монстрацню. Был серый1, пасмурный выпустили • еще два четырехосных День- проспекту Рошаля, мимо вагона. Они были сделаны целиком главпого штаба, мы вошли на плот своими еилами и полѵскаты на них *ЧаДь • рнцкого. Трибуна была густо были свои. Сергей Мйронович снова людьми. Но ры сразу ;узналк приехал в мастерские, осмотрел ва- Кирова. Он стоял с о т к ры т ^ голо^ гоны и "сказал: вой, ветер развевал его густые, во- — Теперь хорошо. На своих н о - ,ЛО<^ ‘1' . • Поравнялись е трнбунон. Тов. Кн- гах пошли* 1 ров І^ромко крикнул: • * - > .. - ‘ . . . И вот не стало дорогого лго- _ Да авствует и бнмого вождя. Ушел настоящнн че- л п - дость русской революции—красный ловек. Сегодня мы отдадим послед- л лоті . ннй долг великому большевику. И ^ т_ ’ в наших салютах прозвучат глубо- * мы радостно прокрича- кая скорбь, ненависть к врагу, го- лн в ответ прнветствйе любимому товность с еще большим упорством вождю. продолжать дело построения соци ализма. . Кааваовриоац Н-віой чаоти С В Ф —ВАСИЛЬЕВ. 1932 год. Большие маневры Бал тийского военного флота. Товарищ Киров участвовал в маневрах. Он подавал нам пример выдержанпостн, У ВХОДА В БЕЛОЕ МОРЕ Боцман просвистел большой сбор. I Это не была сухая беседа. Това- Краснофлотцы со всех кораблей |рищ Киров все время пересыпал плохо. После обеда мы долго бесе- выстроились на берегу, а впереди разговор воспоминаниями о своей довали с Сергеем Мироновичем о наши командиры. работе столовой. А к вечеру мы Первым выступил тов. Вороши узнали, что сняты с работы с тар - .иов . Он благодарил пас за хорошую столовой. Целые сутки пробыл в мастер ских Сергей Миронович, оставив о себе память, как о человеке очень чутком к нуждам рабочих, за ботливом и скромном. В сентябре первые вагоны были окончены постройкой. Победу мы отмечали торжественным заседанием в клубе. И снова к нам желанным гостем приехал дорогой Мироныч. Он выступил на торжественном за седании с большой речью, в которой отметил все наши достижения и не достатка. — Мы умеем,—сказал товарищ Киров,—работать но-болыпевистски. Вы эот доказали на деле. Плохо только то, что вагоны выходят на чужих ногах. Иолускаты вы снима ли с московских трамваев. Это ни куда не годится. подпольной большевистской работе. Ш д ‘ем духа личного состава. Мощ ная волна социалистического сбрев- ший врач, повар и заведующий службу, а потом большую речь!нования. Сокращение случаев на- произнес Свргвй Миронович Киров, і рушения дисциплинарного устава. Сергей Миронович дал нам наказ,[Все это явилось результатом исто- как нужно работать, чтобы хорошо рической встречи.краснофлотцев со освоить боевую и политическую своими любимыми вождями, подготовку, стать полноценными за- .••• направлялись к кораблям, щитниками социалистической родины. а впереди шли тт. Сталии и Ки- Мы слушали с большим внимани ем содержательную и яркую речь вождя и каждый из нас поклялся тогда выполнить наказ товарища Кирова. После отбоя товарищи Сталин, Ворошилов и Киров ходили по ко раблям, все внимательно осматрива ли, всем интересовались. С особен ным вниманием отнесся товарищ Киров к краснофлотцам. Он беседо- вал с нами, расспрашивал о жизни и работе, раз‘яснял отдельные воп росы. ров. Товарищ Сталин сказал: — Вот действительные пролета рии. Они надежные защитники на шей страны. — Я уверен,—ответил товарищ Киров, —что этот народ, приехав в Мурманск, сумеет образцово поста вить культурную работу среди тру дящихся столицы советского Запо лярья, * Это было 20 июля 1933 года в Сороке, у входа в Белое море, Краоиофлотоц ФАДЕЕВ. дисциплинированности, неутомимой деятельности. ' ’ - Вечерами он запросто приходил в матросеяне кубрики и подолгу Ѵ*ес&- довал . -O' работе, раз'яснял задачи краснофлотце* во *йрёмя -маневров. . Tpie'rtif встреча была осенью 193& года. цедя послали с корабля нй *вартар5р к тов.^ Кирову е донеу еѳнйем. На мой ‘звонок вышел" сам Сергей’ЙирОйовяч, принял пакет, к дока читал его, предложил мнѳ пройти в 'комнату и: посидеть, * . . Я был удивлен екромной обста новкой комнада. Ничего лишнего—• только еамое .необходимое. Я был порэяен, что в такое позд нее. время Сергей Миронович еще не спит. Он работал. Это было вид но по бумагам, аккуратно разложен ным на стодге, НО открытой книге, на корешке которой я прочитал: „Карл Маркс". ~ . . . . •; ' Последний раз я видел товарища Кирова в І 934 году. Мне очень хотелось поступить в военно-воздушную школу, но не было командировки. Приемная комиссия рекомендовала обратиться в Обком партии н я попгел к Сергею :Миро нович ‘ с ' KJL Товарищ Киров принял меня в рабочем кабинете, предложил сесть и начал расспрашивать, почему я желаю учиться на летчика. — Помните, товарищ, — сказал • ' і ,4 ‘* 1 ' »>; мне Сергей Миронович,—что наше му военно-воэдушному флоту нук- ны люди физически здоровые, хоро шо грамотные, вполне сознатель ные. Товарищ Киров дал мне совет куда обратиться - за командировкой с Я вышел из -кабинета, пораженный простотой приема, радушным отно шением к моим нуждам руководите ля большой организации. . . . Утром командир об‘яэил:— убит товарищ Киров. И стало невы носимо тяжело, больно. Большого, сердечного друга потеряли мы, крас нофлотцы. Краоиофлотоц Лѳбодоо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz