Полярная правда. 1934, август.
НАША Л И Т Е Р А Т У Р А - М Е Н БОРЬБЫ ЗА СОЦИАЛИЗМ ПИСАТЕЛЕМ ПОРЯДОК ДНЯ С'ЕЗДА 15 августа в Москве в Колонном заде Де ва союзов откроется первый всесоюзны! с'езд советских писателей. В порядке двя с езда: 1) доклад А. М. ГОРЬКОГО о советской литературе, содоклад С. МАРШАКА о детской литературе и соде- клвды о литературе национальных республик; (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Узбеки стан, Туркменистан и Таджикистан); 2) док лад К. РАДЕКА о международной іудожест- венной литературе; 3) о советской драматур гии—докладчики В. КИРПОТИН. Ал. ТОЛСТОЙ, В. КИРШОН, Н ПОГОДИН; 4) о советской поэ зии—докладчики Н. БУХАРИН и Н. ТИХОНОВ; 5) о работе с молодыми писателями—доклад чики В. СТАВСКИЙ и К. ГОРБУНОВ и 6) об устяРе союза советских писателей - докладчик 3L ЮДИН. Затем состоятся выборы руководящих орга- вов союза советских писателей. і ЗНАМЯ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ РЕЧИ ЗАВКУЛЬТПРОП ЦК ВКП(£) тов. А И. СТЕЦКОГО НА ПЕРВОМ ВСЕУКРАИНСКОМ С'ЕЗДЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Товарящ*, од ік аз важйеіш іх а»-: кожсулыацян, где ожі h o m e бы во просов, о которых будут говорить нз лучать подготовку и оценку своих і с'езде, «то вопроз о соцналнстнчвском произведен*# н где перед нвиж рас- (■‘ЕЗДСОВЕТСКЩПИСЯТЕЛЕИ-— КРУПНЕЙШЕЕ событие Известный датский писатель Андер сен—Нексе, прибывший в СССР на с'езд писателей, сообщал корреспон денту РОСТА следующее: — Предстоящей с‘езд писателе! СССР—крупнейшее событие для миро вой и пролетарской литературы. Мы, революционные пясатеаи, работающие в капиталистических страна^ ожида ем от с*взда точной ориентировки в вопросах художественного изображе ния социалистического строительства и классовой борьбы. На этом с‘езде мы поіучим зарядку, которая по может нам противостоять напору фа шистской идеологии. Время, протекшее посве моего про шлогоднего приезда в СССР, я исполь зовал двояко. Я прэчед 25 докладов о СССР в Шзеции и 20 докладов — в Данни. Отношение многотысячной ауди тории к моему правдивому рассказу показывает, как высоко стоит автори тет Советского союза среди трудящих ся скандинавских стран. реализме. Б последнее время в вопро- св о социалистическом реаінзие мю- го н&говореяо лишнего, Я бы сказал, что тут есть две тенденции: или вся кого рода общее мудрствование на счет того, что такое социалистический реализм, всякого рода схоластические высказывания и определения, кото рые не связываются с литературной практикой, или есть попытки пре вратить социалистический реализм в некоторый ярлычек н наклеивать его на флакон с любым содержимым, как бы он дурно нн пахнул. Если говорить о писателяг, что от нях в этом отношении требуется, то это выражено очень четко н кон кретно в уставе союза советских пи сателей. Этот пункт, мне кажеіся, на* до продумать, как основной. Здесь говорится таким образом: „Социали стический реализм является основ ным методом советской художествен ной литературы и литературной кри тики, требующим от художника прав дивого, исторически конкретного нзаб раження действительности в ее рево люционном развитии". Бэгда т. Сплин говорил относи- крывались бы лучшие крупнейшие ітроизвеіениа, на которых оии могли бы учиться. Все ітн вопрэсы как будто бы весьма практические и ор ганизационно, но на самом деле от них завнсит очень многое, потону что именно в этой культуре, в умении работать создается круаный писа- тель. Алексей Максимович, когда ои с этики вшросаии оіращаетея к вам обращается не зря. Он сам про шел большую щ*олу борьбы и рабо ты. Оя рассказывал, как во времена первых встреч с Л. Андреевым он ие поаимаі иногда тех ученых слов, которые Андреев, окончивший уни верситет, обладавший высшим обра зованием, употреблял в своей речи, в своем творчестве, как ему иногда было обндно и больно. Н) Андреев застрял на одной и той же стуаенп культуры, он позал в круг, нз ко торого не мог выйти до юнца своей жизни, г как писатель быстро стад выдыхаться. Горький же, несмотря яа все ареаятствня и гонения, кото рые обрушивались на его голову, С‘ЕЗД БУДЕТ ИМЕТЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ С большим нетерпением жду первого всесоюзного с ‘езда совет ских писателей, который считаю величайшим историческим актом жизни нашей литературы. Подыто жив все достижения, икающие меж дународное значение, с‘езд даст нам новое оружие для борьбы и новых побед. С ‘езд станет триумфом литера турных достижений всех народов Советского Союза, достижений, которых мы добились в результа те правильной национальной поли тики Ленина—Сталина. Весь пе риод после исторического поста новления ЦК партии считаю пери одом моих плодотворных работ. З а это время нагіисал и издал свои новые книги*. „Борение* (сборник стихов) и „На шестидесятом гори- зонтеи (роман из жизни рудокопов ПЕРЕД СЪЕЗДОМ ИЗ РЕЧИ СЕКРЕТАРЯ ОРГКОМИТЕТА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ тов. О ЮДИНА НА ОБЩЕГОРОДСКОМ СОБРАНИИ Во всей истории мировой литера туры нельзя найти ничего, что хотя бы в отдаленной мере быю похоже на этот с'езд. Три четверти налич ного состава всех советских писа телей примет участие в сезде. На О НА ЧИНАЮ Щ И Х Ноя работа с молодежью заклю чается сейчас в том, что я веду зяиятия с литературной группой ПИСАТЕЛЕЙ В МОСКВЕ1*УРвала- ‘ Работища і Врвстъявва». Разумеется, одними официальными днями занятий эта работа ие может ограничиться, так как она неизбежно влечет за собой и встречи иа дому, и переписку во время от'ездов і про сто дружбу. На самих занятиях мы читаем нем будут присутствовать 500 писа телей с решающими н совещательны- присутствующих авто. шел уаорно вперед, ои читал массу алавердских рудников). КИНГ, и ЭТО соединенно огромного,! Ликвидация РАПП дала весьма своими руками в течение десятиле- j нас еще дают себя чувствовать тнй» создало в настоящее время писа' пережитки рапповских традиций, теля, имя которого состазлает одну против которых мы развернули pe ns самых блестящих страниц в на - . шительную борьбу, шей литературе. (Аплодисменты). I Аркянскмй писатель АГіАЗАН. теіьио социалистического реализма' в *жизненного опыта и огромной куль-. положительные результаты в рабо- беседе с писателями, он особенно туря, которую чеювек добыл сан, ’ те армянских писателей: однако у подчеркнул, что в атом вопросе не допустимо всякого рода мудрствова ние. Мы ие требуем от людей, чтобы они применяли обязательно метод материалистической диалектики или еще какне-нвбудь очень сложные на учные механизмы. Мы тр-буен, что бы писатель вндел нашу действитель ность в ее революционном развитии, вндел ее основные тенденции, видел к чему идет это развитие; когда ои эту действительность изображает, то чтобы его произведение тоже звал » мн голосами н до 500 писателей с гостевыми билетами. Ни одна страна в мире не может пойтж на устройство такого съезда. Ни одно правительство не может до пустить, чтобы писатели свободно обсуждали все волнующие их вопро сы. Эго может сделать только проле тарское государство и только комму нистическая партия. Анализируя повестку съезда, тов. Юдин указывает, что с‘ езд займется ие организационными, а творчески ми вопросами. А так как творче ские вопросы не решаются резолю циями, то для предстоящего с(езда будет характерно, что он не выне сет никаких резолюций,—разве толь ко примет литературно-политический документ нечто вроде манифеста. Учитывая огромное историческое значение с'езда, оргкомитет подгото вился к его открытию серьезно и всесторонне. Порядок заседаний съезда разрабо тан детально С'езд продлится 11 дней. Вечер 15 августа должен быть посвящен докладу A. U. Горького о советской литературе. о с о в е т с к о й п о э зи и с'езд Первый всесоюзный писательский должен показать всеиу миру, что такое советская литература и вперед, чтобы оно показывало гниль,’ чем она отличается от литературы дется говорить о поэзии, главным образом, на материале Ленинград ненужность старого и в то же врем» дореволюционной русской и вообще вдохновляло на борьбу за новый) литературы буржуазией, строй, чтобы оно утверждало этот новый строй в сознании людей. Наконец, сегодня тут демонстриро валось творчество наших молодых писателей, в частности писателей из Донбасса. Пне самому пр«шл(сь про читать вчера стихи Матусовского, ои, кажется, способный поат н пишет стихи прямо иа ходу, но в части формы ему надо еще поучиться, то же и по части языка. Сейчас суще ствуют литературные вузы специаль но дли иолодых, начинающих писа телей. Там обучают молодежь, как писать, разбирают их произведения. Невредно иногда такую консульта цию иметь и большому писателю пе ред тем, как сдать в издательство свою книгу, комаегвигио обсудить, что ои иааисал ж как написано, не слишком ли длинно, не перевешива ют лн отдельные части другие, како ва архитектоника. Сгораний глаз иногда заметит лучше недостатки произведения. Это особенно относится II. ТИ ХОНО В Само собой разумеется, что оста навливаясь иа конкретной критике творчества отдельные Ленинград- На мою долю выпала серьезная свих поітов, мне невольно придет- задача—сделать доклад о поэзии, Іся затронуть и московских поітов; Особенностью моего доклада являет- Пвстѳрнака, Багрицкого, Асеева и ся то обстоятельство, чго мне при- других. Я попытаюсь в своей докладе определить развитие и движение с&их поітов. Но это, конечно, но поэзии в свете общих проблем со- значнт, чго я разделяю, обособляю ветской поэзии. Наша советская отрад ленинградских поэтов от об щего развития советской пеэзни. Наша поэзия — вгеего Советского Сою«а—едина в своих устремлениях, в своих конечных целях. В своем докладе я к а і раз постараюсь по казать характерные особенности со ветской поазни: ее интернацио нальное значение, отличие совет с к и поэзии ѳт поэзии дорезолю- циіниой и от поэзии Западе, во* прэс е положнтельнои герое в на шей поізии. Особенное виннаиие придется уделить чисто творческим процессам, вояросаи внутренней жизни стиха в его развитии. При дется «становиться иа анализе к молодым писателям, и практика творчества отдельных поэтов, исхо- такей работы должна быть результа том е‘еіда. Для мрлѳдых иисателай должны быть соадаиы семинары и дя ири этом из характера их твор чества и свойственных каицому поэту евоеоіразних приемов. поэзия несомненно имеет крупные достижения. R числу ее положительных ка честв надо отнести ее оптимизм, создание положительного героя. У нас создан яркий герой граждан ской войны, ие так благополучно с героем социалистического строи тельства— яркого типа мн еще не имеем. Оіеиь большие достиже ния ииѳет поэзия союзных рѳсау- блик. В настоящее время там мы иаходни ие только.крупные отряды ноэтов, ио и большие успехи, сде ланные отдельными национальными поэтани. Национальная литература необычайно расцвела только после революции. Имеем мы большие до стижения н иа пути создания со ветского апоса и советской лирики. Но наряду с достижеиняни, в нашей поэзии заметны и крупные недо статки. Такими я считаю: одно образие форм поэзии, тематическое отставание поэзии от жизни, наду манность проблем, поверхностную декларативность, „позу декламато ра", „водянистость** в стихах на чинающих поэтов и пелый ряд дру гих недостатков. Все формальные особенности стиха должны быть подчинены смыслово му содержанию стиха. За стихом должна отоять высокая мысль. Крупнейшим вопросом поэзии яв ляется также вопрос о поэтической простота. Дело тут заключается не в уничтожении самостоятельности, оригинальности лица поэта, ие в подражательности, ие в упрощении, а в умелом сочетании всей суммы поэтических приемов с внутрен ним замыслом произведения. Эту простоту можно назвать сложной простотой. Эгот принцип сложной простоты хорошо выражен Пастер наком: 4 И приходим мы однажды К заповеданной версте. Где тоиитьоя'должан каждый О труднейшей простоте. Все атн вопросы будут подверг нуты иа с‘езде серьезному обсужде нию и получат надлежащее прин ципиальное разрешение. ров и потом «кроем нх самым стро гим и нелицеприятным образом», после чего я подвожу итоги и под вергаю окончательному разбору как автора, так и критиков. Я настаиваю на том, чтобы кружковцы занима лись систематнчеекн. В прошлом го ду наш кружок мачравил 7 человек в рабочий литературный университет в 8 человек—в семинары Облпроф- издата. Сейчас в кружок пришла новая группа людей—это молодежь, окоичЕвшая семилетку и девятилетку. Какой ссновиой недостаток всей этой молодежи? Оно всетакж очень мало читали и читают. Многие из них еще предпочитают ознакомиться с «установкой» по поводу той или другой книги, нежели дрочесть са мую книгу. С этой «установкой» я веду самую активную борьбу. Многие товарищи предлагают ор ганизовать ^индивидуальное шефство, прикрепить начинающих писателей к маститым профессионалам. Я, при знаться, против такого шефства, если оно будет проводиться в порядке обязательной общественной нагрузки. Бели человек ие склонен к педаго гике, никакая общественная пагрузка не заставит его внимательно отне стись к начинающим. «Ловкач» бу дет шуметь, зарабатывая себе до полнительно популярность. «Равно душный даст медный грош н умоет руки. А мягкого, совестливого и ие особенно удачливого писателя заедят особого типа «начинающие», стропя щиеся ие столько к литературно! по- пощи, сколько к литературно! про текции. Мне кажется, ин должны стреиить- ся к настоящей товарищеско! связи, жнвоиу общению начинающего писа теля с маститым, заслуженным. Мне кажется, мы долж«н добиться того, чтобы кадры руководителе! ли тературных кружков н литкоисуль- тантов былн внимательно пересмот рены. Мы должны добиться того, что бы руководящи! литературно! рабо- той человек, будь то крудковец, кон сультант или редактор был образо ванный человекоп. И если у начи нающего есть литературный талант, такой писатель, консультант или ре дактор ие станет отрезать епу ноги или голову, приспособляя его к уста новленному приличному эталону, а попожет епу и будет радоваться его работе, как радуепся мы все, когда среди серых коеяков ежедневного «чтива»1мелькнет живо! рассказ» или стихотворедне тронет наш c jy x ин тонацией подлинного дедшфекога волнения. Е. ПОЛОНСКАЯ."
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz