Полярная правда. 1934, август.

НАША Л И Т Е Р А Т У Р А - М Е Н БОРЬБЫ ЗА СОЦИАЛИЗМ ПИСАТЕЛЕМ ПОРЯДОК ДНЯ С'ЕЗДА 15 августа в Москве в Колонном заде Де­ ва союзов откроется первый всесоюзны! с'езд советских писателей. В порядке двя с езда: 1) доклад А. М. ГОРЬКОГО о советской литературе, содоклад С. МАРШАКА о детской литературе и соде- клвды о литературе национальных республик; (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Узбеки­ стан, Туркменистан и Таджикистан); 2) док­ лад К. РАДЕКА о международной іудожест- венной литературе; 3) о советской драматур­ гии—докладчики В. КИРПОТИН. Ал. ТОЛСТОЙ, В. КИРШОН, Н ПОГОДИН; 4) о советской поэ­ зии—докладчики Н. БУХАРИН и Н. ТИХОНОВ; 5) о работе с молодыми писателями—доклад­ чики В. СТАВСКИЙ и К. ГОРБУНОВ и 6) об устяРе союза советских писателей - докладчик 3L ЮДИН. Затем состоятся выборы руководящих орга- вов союза советских писателей. і ЗНАМЯ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ РЕЧИ ЗАВКУЛЬТПРОП ЦК ВКП(£) тов. А И. СТЕЦКОГО НА ПЕРВОМ ВСЕУКРАИНСКОМ С'ЕЗДЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Товарящ*, од ік аз важйеіш іх а»-: кожсулыацян, где ожі h o m e бы во­ просов, о которых будут говорить нз лучать подготовку и оценку своих і с'езде, «то вопроз о соцналнстнчвском произведен*# н где перед нвиж рас- (■‘ЕЗДСОВЕТСКЩПИСЯТЕЛЕИ-— КРУПНЕЙШЕЕ событие Известный датский писатель Андер­ сен—Нексе, прибывший в СССР на с'езд писателей, сообщал корреспон­ денту РОСТА следующее: — Предстоящей с‘езд писателе! СССР—крупнейшее событие для миро­ вой и пролетарской литературы. Мы, революционные пясатеаи, работающие в капиталистических страна^ ожида­ ем от с*взда точной ориентировки в вопросах художественного изображе­ ния социалистического строительства и классовой борьбы. На этом с‘езде мы поіучим зарядку, которая по­ может нам противостоять напору фа­ шистской идеологии. Время, протекшее посве моего про­ шлогоднего приезда в СССР, я исполь­ зовал двояко. Я прэчед 25 докладов о СССР в Шзеции и 20 докладов — в Данни. Отношение многотысячной ауди­ тории к моему правдивому рассказу показывает, как высоко стоит автори­ тет Советского союза среди трудящих­ ся скандинавских стран. реализме. Б последнее время в вопро- св о социалистическом реаінзие мю- го н&говореяо лишнего, Я бы сказал, что тут есть две тенденции: или вся­ кого рода общее мудрствование на­ счет того, что такое социалистический реализм, всякого рода схоластические высказывания и определения, кото­ рые не связываются с литературной практикой, или есть попытки пре­ вратить социалистический реализм в некоторый ярлычек н наклеивать его на флакон с любым содержимым, как бы он дурно нн пахнул. Если говорить о писателяг, что от нях в этом отношении требуется, то это выражено очень четко н кон­ кретно в уставе союза советских пи­ сателей. Этот пункт, мне кажеіся, на* до продумать, как основной. Здесь говорится таким образом: „Социали­ стический реализм является основ­ ным методом советской художествен­ ной литературы и литературной кри­ тики, требующим от художника прав­ дивого, исторически конкретного нзаб раження действительности в ее рево­ люционном развитии". Бэгда т. Сплин говорил относи- крывались бы лучшие крупнейшие ітроизвеіениа, на которых оии могли бы учиться. Все ітн вопрэсы как будто бы весьма практические и ор­ ганизационно, но на самом деле от них завнсит очень многое, потону что именно в этой культуре, в умении работать создается круаный писа- тель. Алексей Максимович, когда ои с этики вшросаии оіращаетея к вам обращается не зря. Он сам про­ шел большую щ*олу борьбы и рабо­ ты. Оя рассказывал, как во времена первых встреч с Л. Андреевым он ие поаимаі иногда тех ученых слов, которые Андреев, окончивший уни­ верситет, обладавший высшим обра­ зованием, употреблял в своей речи, в своем творчестве, как ему иногда было обндно и больно. Н) Андреев застрял на одной и той же стуаенп культуры, он позал в круг, нз ко­ торого не мог выйти до юнца своей жизни, г как писатель быстро стад выдыхаться. Горький же, несмотря яа все ареаятствня и гонения, кото­ рые обрушивались на его голову, С‘ЕЗД БУДЕТ ИМЕТЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ С большим нетерпением жду первого всесоюзного с ‘езда совет­ ских писателей, который считаю величайшим историческим актом жизни нашей литературы. Подыто жив все достижения, икающие меж дународное значение, с‘езд даст нам новое оружие для борьбы и новых побед. С ‘езд станет триумфом литера­ турных достижений всех народов Советского Союза, достижений, которых мы добились в результа­ те правильной национальной поли­ тики Ленина—Сталина. Весь пе­ риод после исторического поста­ новления ЦК партии считаю пери одом моих плодотворных работ. З а это время нагіисал и издал свои новые книги*. „Борение* (сборник стихов) и „На шестидесятом гори- зонтеи (роман из жизни рудокопов ПЕРЕД СЪЕЗДОМ ИЗ РЕЧИ СЕКРЕТАРЯ ОРГКОМИТЕТА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ тов. О ЮДИНА НА ОБЩЕГОРОДСКОМ СОБРАНИИ Во всей истории мировой литера­ туры нельзя найти ничего, что хотя бы в отдаленной мере быю похоже на этот с'езд. Три четверти налич­ ного состава всех советских писа­ телей примет участие в сезде. На О НА ЧИНАЮ Щ И Х Ноя работа с молодежью заклю­ чается сейчас в том, что я веду зяиятия с литературной группой ПИСАТЕЛЕЙ В МОСКВЕ1*УРвала- ‘ Работища і Врвстъявва». Разумеется, одними официальными днями занятий эта работа ие может ограничиться, так как она неизбежно влечет за собой и встречи иа дому, и переписку во время от'ездов і про­ сто дружбу. На самих занятиях мы читаем нем будут присутствовать 500 писа телей с решающими н совещательны- присутствующих авто. шел уаорно вперед, ои читал массу алавердских рудников). КИНГ, и ЭТО соединенно огромного,! Ликвидация РАПП дала весьма своими руками в течение десятиле- j нас еще дают себя чувствовать тнй» создало в настоящее время писа' пережитки рапповских традиций, теля, имя которого состазлает одну против которых мы развернули pe­ ns самых блестящих страниц в на - . шительную борьбу, шей литературе. (Аплодисменты). I Аркянскмй писатель АГіАЗАН. теіьио социалистического реализма' в *жизненного опыта и огромной куль-. положительные результаты в рабо- беседе с писателями, он особенно туря, которую чеювек добыл сан, ’ те армянских писателей: однако у подчеркнул, что в атом вопросе не­ допустимо всякого рода мудрствова­ ние. Мы ие требуем от людей, чтобы они применяли обязательно метод материалистической диалектики или еще какне-нвбудь очень сложные на­ учные механизмы. Мы тр-буен, что­ бы писатель вндел нашу действитель­ ность в ее революционном развитии, вндел ее основные тенденции, видел к чему идет это развитие; когда ои эту действительность изображает, то чтобы его произведение тоже звал » мн голосами н до 500 писателей с гостевыми билетами. Ни одна страна в мире не может пойтж на устройство такого съезда. Ни одно правительство не может до­ пустить, чтобы писатели свободно обсуждали все волнующие их вопро­ сы. Эго может сделать только проле­ тарское государство и только комму­ нистическая партия. Анализируя повестку съезда, тов. Юдин указывает, что с‘ езд займется ие организационными, а творчески­ ми вопросами. А так как творче­ ские вопросы не решаются резолю­ циями, то для предстоящего с(езда будет характерно, что он не выне­ сет никаких резолюций,—разве толь ко примет литературно-политический документ нечто вроде манифеста. Учитывая огромное историческое значение с'езда, оргкомитет подгото­ вился к его открытию серьезно и всесторонне. Порядок заседаний съезда разрабо­ тан детально С'езд продлится 11 дней. Вечер 15 августа должен быть посвящен докладу A. U. Горького о советской литературе. о с о в е т с к о й п о э зи и с'езд Первый всесоюзный писательский должен показать всеиу миру, что такое советская литература и вперед, чтобы оно показывало гниль,’ чем она отличается от литературы дется говорить о поэзии, главным образом, на материале Ленинград ненужность старого и в то же врем» дореволюционной русской и вообще вдохновляло на борьбу за новый) литературы буржуазией, строй, чтобы оно утверждало этот новый строй в сознании людей. Наконец, сегодня тут демонстриро­ валось творчество наших молодых писателей, в частности писателей из Донбасса. Пне самому пр«шл(сь про­ читать вчера стихи Матусовского, ои, кажется, способный поат н пишет стихи прямо иа ходу, но в части формы ему надо еще поучиться, то­ же и по части языка. Сейчас суще­ ствуют литературные вузы специаль­ но дли иолодых, начинающих писа­ телей. Там обучают молодежь, как писать, разбирают их произведения. Невредно иногда такую консульта­ цию иметь и большому писателю пе­ ред тем, как сдать в издательство свою книгу, комаегвигио обсудить, что ои иааисал ж как написано, не слишком ли длинно, не перевешива­ ют лн отдельные части другие, како­ ва архитектоника. Сгораний глаз иногда заметит лучше недостатки произведения. Это особенно относится II. ТИ ХОНО В Само собой разумеется, что оста­ навливаясь иа конкретной критике творчества отдельные Ленинград- На мою долю выпала серьезная свих поітов, мне невольно придет- задача—сделать доклад о поэзии, Іся затронуть и московских поітов; Особенностью моего доклада являет- Пвстѳрнака, Багрицкого, Асеева и ся то обстоятельство, чго мне при- других. Я попытаюсь в своей докладе определить развитие и движение с&их поітов. Но это, конечно, но поэзии в свете общих проблем со- значнт, чго я разделяю, обособляю ветской поэзии. Наша советская отрад ленинградских поэтов от об­ щего развития советской пеэзни. Наша поэзия — вгеего Советского Сою«а—едина в своих устремлениях, в своих конечных целях. В своем докладе я к а і раз постараюсь по­ казать характерные особенности со­ ветской поазни: ее интернацио­ нальное значение, отличие совет­ с к и поэзии ѳт поэзии дорезолю- циіниой и от поэзии Западе, во* прэс е положнтельнои герое в на­ шей поізии. Особенное виннаиие придется уделить чисто творческим процессам, вояросаи внутренней жизни стиха в его развитии. При­ дется «становиться иа анализе к молодым писателям, и практика творчества отдельных поэтов, исхо- такей работы должна быть результа­ том е‘еіда. Для мрлѳдых иисателай должны быть соадаиы семинары и дя ири этом из характера их твор­ чества и свойственных каицому поэту евоеоіразних приемов. поэзия несомненно имеет крупные достижения. R числу ее положительных ка­ честв надо отнести ее оптимизм, создание положительного героя. У нас создан яркий герой граждан­ ской войны, ие так благополучно с героем социалистического строи­ тельства— яркого типа мн еще не имеем. Оіеиь большие достиже­ ния ииѳет поэзия союзных рѳсау- блик. В настоящее время там мы иаходни ие только.крупные отряды ноэтов, ио и большие успехи, сде­ ланные отдельными национальными поэтани. Национальная литература необычайно расцвела только после революции. Имеем мы большие до­ стижения н иа пути создания со­ ветского апоса и советской лирики. Но наряду с достижеиняни, в нашей поэзии заметны и крупные недо­ статки. Такими я считаю: одно­ образие форм поэзии, тематическое отставание поэзии от жизни, наду­ манность проблем, поверхностную декларативность, „позу декламато­ ра", „водянистость** в стихах на­ чинающих поэтов и пелый ряд дру­ гих недостатков. Все формальные особенности стиха должны быть подчинены смыслово­ му содержанию стиха. За стихом должна отоять высокая мысль. Крупнейшим вопросом поэзии яв­ ляется также вопрос о поэтической простота. Дело тут заключается не в уничтожении самостоятельности, оригинальности лица поэта, ие в подражательности, ие в упрощении, а в умелом сочетании всей суммы поэтических приемов с внутрен­ ним замыслом произведения. Эту простоту можно назвать сложной простотой. Эгот принцип сложной простоты хорошо выражен Пастер­ наком: 4 И приходим мы однажды К заповеданной версте. Где тоиитьоя'должан каждый О труднейшей простоте. Все атн вопросы будут подверг­ нуты иа с‘езде серьезному обсужде­ нию и получат надлежащее прин­ ципиальное разрешение. ров и потом «кроем нх самым стро­ гим и нелицеприятным образом», после чего я подвожу итоги и под­ вергаю окончательному разбору как автора, так и критиков. Я настаиваю на том, чтобы кружковцы занима­ лись систематнчеекн. В прошлом го­ ду наш кружок мачравил 7 человек в рабочий литературный университет в 8 человек—в семинары Облпроф- издата. Сейчас в кружок пришла новая группа людей—это молодежь, окоичЕвшая семилетку и девятилетку. Какой ссновиой недостаток всей этой молодежи? Оно всетакж очень мало читали и читают. Многие из них еще предпочитают ознакомиться с «установкой» по поводу той или другой книги, нежели дрочесть са­ мую книгу. С этой «установкой» я веду самую активную борьбу. Многие товарищи предлагают ор­ ганизовать ^индивидуальное шефство, прикрепить начинающих писателей к маститым профессионалам. Я, при­ знаться, против такого шефства, если оно будет проводиться в порядке обязательной общественной нагрузки. Бели человек ие склонен к педаго­ гике, никакая общественная пагрузка не заставит его внимательно отне­ стись к начинающим. «Ловкач» бу­ дет шуметь, зарабатывая себе до­ полнительно популярность. «Равно­ душный даст медный грош н умоет руки. А мягкого, совестливого и ие особенно удачливого писателя заедят особого типа «начинающие», стропя­ щиеся ие столько к литературно! по- пощи, сколько к литературно! про­ текции. Мне кажется, ин должны стреиить- ся к настоящей товарищеско! связи, жнвоиу общению начинающего писа­ теля с маститым, заслуженным. Мне кажется, мы долж«н добиться того, чтобы кадры руководителе! ли­ тературных кружков н литкоисуль- тантов былн внимательно пересмот­ рены. Мы должны добиться того, что­ бы руководящи! литературно! рабо- той человек, будь то крудковец, кон­ сультант или редактор был образо­ ванный человекоп. И если у начи­ нающего есть литературный талант, такой писатель, консультант или ре­ дактор ие станет отрезать епу ноги или голову, приспособляя его к уста­ новленному приличному эталону, а попожет епу и будет радоваться его работе, как радуепся мы все, когда среди серых коеяков ежедневного «чтива»1мелькнет живо! рассказ» или стихотворедне тронет наш c jy x ин­ тонацией подлинного дедшфекога волнения. Е. ПОЛОНСКАЯ."

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz