Полярная правда. 1934, апрель.

\ & ; ' : ;;::i ' !i i ' ;;! ! 1Ь И " и По несколько раз в год небольшое деревянное судно от­ правляется из Мурманска, держа курс на норд к кромке полярных льдов. Это разведчик науки— экспедиционное ___ _________ __________ __________ судно „Персей . Уже сделано 47 научно-исследовательских рейсов по Ьаренцову морю. Собрано множество материалов, которые способствуют освоению богатств Баренцова моря. Все увереннее и настойчивее раскрывают ^персеевцы'1 тайны Арктики. НАЧАЛО БОЛЬШОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССОР М. СОМОВ получен большой материал ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИИ ТРЕСКИ Программу 47-го рейса э/с #Персей" составляли следую­ щие работы: 1. Разрез по Коль­ скому меридиану по кромке льда (приблизительно до 74 градуса, 30 минут север­ ной широты), 2. Раввецка кромки льда к западу от Коль­ ского меридиана с океаногра­ фическим разрезом до о. Мед­ вежьего, 3. Разрез от о. Мед­ вежьего до мыса Норд-Кап (Норвегия) и 4. Два разреза у Норвежских берегов от острова Соре и от острова Ванне на 40 миль вглубь моря. Разрезом называется ряд точек, лежащих на каком-ни- ?! Біренцово море справедли­ во считается одним из наибо­ лее изученных морских бас­ сейнов земного шара. Здесь непрерывно с 1921 года—в течение 13 лет ведутся си стематические наблюдения по гидрологии, биологии моря и научно-промысловые исследо­ вания. К сожалению громад­ ный по своему об'ему и науч­ ной ценности материал в зна­ чительной своей части до сих пор еще не обработан и пото­ му не может быть в полной мере использован для практи­ ческих целей. Задача недавно организован­ ного на Мурмане Полярного научно - исследовательского института Морского рыбного хозяйства и океанографии заключается в том, чтобы в кратчайший срок, не только освоить и претворить в жизнь весь уже накопленный за мно­ гие годы опыт, но и органи­ зовать постоянные н сиотема тические наблюдения з \ все­ ми изменениями в гидрологи­ ческих и биологических усло­ виях моря и на основе взех этих данных своевременно давать необходимые прогнозы всем отраслям нашего хозяй­ ства, связанным с эксплоата- цией моря и его сырьевых запасов. Такие наблюдения ведутся институтом на наблюдатель­ ных пунктах , расположенных в различных участках М ур ­ манского побережья и на специальных экспедиционных судах, совершающих систе­ матические рейсы в Баренце­ во море. После длительного перерыва в экспедиционной работе, вследствие затянув­ шейся реорганизации инсти­ тута, 47-я экспедиция „Персея“ является первым шагом в боль­ шой экспедиционной програм­ ме, намеченной на этот год. В кратком отчете молодого начальника экспедиции тов. Величко приводятся предвари­ тельные выводы из собран­ ных материалов и дается описание условий плавания. Несмотря на тяжелые льды, j организмов, которые не имеют встреченные им на 76 граду - активных средств передвиже- се северной широты, старик |ння и переносятся течением или при помощи ветра. Эги маленькие организмы имеют пппйлйл ^ пппгп < • ! ! " : ®л и я ь я е м п у л ь с а ц и и т е п л о г о резка для определенного сро­ ка наблюдения, то мы у в и ­ дим, что в одни и те же ме­ сяцы, но в разные годы, сред­ ние температуры всей толщи во^ы не бывают одинаковы. Мы наблюдаем в отдельные годы, то потепление, то по­ холодание. Эго явление имеет большое значение для рыбно­ го промысла. Многолетними наблюдениями установлено, что с похолоданием на Коль­ ском меридиане уловы трески в Баренцевом море увеличи­ ваются. Потепление же, наобо­ рот, вызывает падение улова трески, но способствует улуч­ шению промысла пикши и осо­ бенно морского окуня. рис П. ТУИ течения, определяют харак­ тер погоды в значительной части нашего Союзо. В силу этих причин в за­ дачи 47 рейса „Персея4 и были включены ка к гидроло­ гические наблюдения, так и разведка по ледовой кромке. Нерест трески, начавшийся в марте, у западных берегов Норвегии, дает огромное ко ­ личество пкринок, которые, плавая на поверхности моря, уносятся морскими течения­ ми в различных направле­ ниях. Большие количества тресковой икры ежегодио приносятся Атлантическим течением в Баренцево море. Мальки,"’вышедшие из икры, оседают на дно в различных частях моря и дают новые поколения этой ценной про­ мысловой рыбы. Успешность нереста в разные годы бы­ вает не одинакова и дтя предсказания будущего на­ шего трескового промысла в Баренцовом море на несколь­ ко лет вперед, необходимо Кольскому меридиану, рас­ положенный к ю гу от 73’. параллели имеет значитель­ ное похолодание по сравне­ нию со средней температурой иа этом у ч а с т к е в марте прошлого года. Эго похоло­ дание выражается в 0,5 гра­ дуса. 2. Наши работы показали, что в районе норвежского по­ бережья в п л о т ь до мыса Норд-Кап в пла нктоие имеет­ ся болыноо количество тре­ сковой икры. Нам ближе к берегу,—тем количество и * - ры больше. Эгот материал имеет боль­ шое значение для предстоя­ щего летнего трескового про­ мысла. После обработки он немедленно будет передан Мурманрыбе. За 47 рс-ііс с д е л а н о : 46 океанографических станций и пройдено 1.679 миль. Эконо­ мия во времени против пла­ на выразилась в пять с чет­ вертью суток. Все участники экспедиции заключили меж- % * гуУ. У.Т знать, какое количество пр и -.д у собой плода получило тресковое ста-; ревнованпю. до Б а р е н ц о в а меря и з ! став организовал „П Е Р С Е Й " У О. ВАННЕ будь заранее намеченном на ­ правлении. На каждой такой точке производится наблюде­ ние по гидрологии—опреде­ ляется температура и соле­ ность воды на различных гл у ­ бинах от поверхности и до дне; по планктону—произво­ дится лов специальными се­ тями маленьких животных .Персей" не только с честью вышел из ледового плена, но состав экспедиции сумел пере­ выполнить план по воем раз­ делам, порученных ему работ Новые молодые советские кадры показали не только умение работать, но и спо­ собность ориентироваться в тяжелых условиях, не теряя энтузиазма и крепости тру ­ довой дисциплины. Начальни­ к у экспедиции тов. Величко едві минуло 20 лет. Капита­ н у „Персея* тов. Бильдяеву— 28 лет. Старшему механику тов,—Мовенко 24 года. Но все они уже не один раз бывали в полярных плаваниях и не являются новичками в высо­ к и х широтах. Команда „Персея” и весь личный состав экспедиции своей дружной работой спо­ собствовали успешному вы­ полнению задач 47 рейса. Материалы, собранные экс­ педицией немедленно посту­ пят в обработку и лягут в осно ау тех гидрологических, ледо­ вых и промысловых прогнозов, которые будут даны институ­ том на ближайший отрезок времени всем заинтересован­ ным в том хозяйственным ор­ ганизациям. большое значение для пита­ ния промысловых рыб. Их присутствие является одним из признаков, по которому производится поиск косяков сельди; по ихтио-планкто- ну—лов особыми сетями маль­ ков и икры рыб. Если взять гидрологические наблюдения по Кольскому ме­ ридиану за ряд лет и вычис­ лить средние месячные тем- В отношении ледяного по­ крова в Баренцовом море так­ же замечено, что в годы по­ тепления общий процент пло­ щади моря, занятой льдом, уменьшается, в годы похоло­ дания эта площадь увеличи­ вается. Эти изменения ледовых условий имеют решающее зна­ чение не только для хода зве­ робойного и тралового промыс­ лов, но также определяют воз­ можности и условия плавания наших судов в восточной ча­ сти Великого Северного пути. Состояние льдов в Баренцо­ вом море, а также температур­ ные условия во всей толще его воды, изменяющиеся под договора по COL.CO- Командный со - во время Атлантического океана и !рейса для команды особые как проходил нерест наш е й !кр уж ки по повышению ква- Мурманской трески в губах;лификации матросов а коче- нашего побережья. Чтобы Ігаров. иметь эти данные, ПИНРО ве­ дет постоянные наблюдения на различных пунктах Мур­ манского побережья. С этой же целью в задачи нашего' 47 рейса был включен поиск ! икры трески вдоль Норвеж-' екпх берегов. \ .Персей” вышел в рейс 7-го ! марта. На Кольском мери­ диане вместо намеченных по плану 11 станций, нам уда­ лось сделать 16 ставций. Полученные нашей экспе­ дицией материлы еще не об­ работаны, но позволяют сде­ лать следующие основные предварительные выводы: 1. Атлантическая теплая струя отклонилась несколько севернее обычного своего на­ правления. По этой причние „Персей- и смог дойти до столь высокой для этого вре­ мени года широты, не встре­ тив льдов. Весь участок по Наш рисунок показывает маршрут 47-го рейса „ Персея u и 9Нерсей“ во льдах. Штриховкой иа карте обозначено место обнаружения трески , точками—места нахожде­ ния тресковой икры. СОРОК СЕДЬМАЯ Р А З В Е Д К А В тихий солнечный деаь мы сня ­ лись в сорок седьмой рейс. Прощальный гудок. „Персей® стал бодро рассікать спокойные воды Кольского залива. Прошла Сеть-Наюлок. Каштан определил точное местоположение судна (что особенно важно при экспедиции) по пелегам и сб'явил: „Станций!*. Быстро измерили глубину, спусти­ ли инструменты и приборы для ПРОФЕССОР М. СОМОВ НА „П Е РС Е Е Сейчас „Персей1* ГОТОВИТСЯ і вэятия проб воды и измерения ее К н о в о м у р е й с у В западную ™“ “вра*Уры на разных глубинах. M J ; Начались производственные совеща- ЧаСТЬ Баренцева моря. j ния, технические кружка стали го- Начальник экспедиции ! Т0!,І!ТЬСЯ * выпуску стенгазеты. Станция за станцией подвигались мы на оевѳр по Кольскому мериди­ ану. . В. А Величко. ИЗ БИОГРАФИИ „ПЕРСЕЯ" Богата и содержательна биография этого судна. Незадолго до войны 1914 года северный рыбо­ промышленник Е п им а х Могучий заложил это суд ­ но на ст а п е л я х архангельской верфи. Когда были 'г в к а к и х у с л о в и я х достраивался „Персей". ыько первые ронгоуты , К пима х * В ладимир И л ьи ч Ленин , придававший бо внимашіе на недостроенное судно „Персей". Ста­ п е л я агрѣанге.'!ьской верфи вновь ожили. Нехватка продовольствия, материалов — вот положены еще тол уже предвкушал будущие прибыли , которые даст ему новое , мои^ное, по тогдашнему ра зм а х у , де­ ревянное судно. Р а з г р е л а с ь война, а затем п риш ла революция . Она смела и Епим а ха Могучего с его мечтами о больших прибылях Судно осталось недостроен­ н ы м . Так оно стояло на ст а п е л я х до 11)22 года. Сотруд ш к и Московского Плаѳлюрнина обратили значение на учным работам, лично помогал до­ стройке Персея “. Приборы с броненогца „Чесма ", машина зато- нувщего буксира и т. д. — вот откуда черпалось оборудование для нового судна Уже несколько л ет „Персей “ бороздит воды се- вернысс морей. Он сделал 47 рейсов , около 3 тысяч у „ ст а н ц и и “. Старик „Персей'* готовится в 48-йрейс, г ХРОНИКА НАУЧНЫХ РАЗВЕДОК БАРЕНЦОВА МОРЯ ПРОДЕЛАНО В МАРТЕ • Э/бот „РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ" В случае нахождения рыбы два раза ходил в губы Мотов ! будут поставлены опыты по ского залива для разведки лову сейнером с 2 -х ботов сельди и постановки опытных ее кошельковым нево­ дом калифорнийского типа. • Э/б „ВЕНУС* совместно с а/б «РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ* в на-[по Кольскому одновременно. • Э/судно „ПЕРСЕЙ- по 27/111 НАМЕЧАЕТСЯ НА АПРЕЛЬ Ф Поисковые рейсы для раз-• который после скончания ре- ведки сельди в губах Мотов-j монта пойдет по Кольскому ского зелива э/б пВенус“ и|меридиену до кромки льда и оттуда, с ледовой разведки— на Восток до Гусинной банки, где сделает три стандартных меридиану к стоящее время заняты поиском j о. Медвежьему и к севѳро- сельди в Мотовском заливе.’ западным берегам Норвегии. э/б „Рационёлизеция*. I © 48-й рейс 3.6 „Персей* с 6/111 на запад от Кольского мѳри- сделал свой 47-ой ДИана для гидрологических ра - }ра^ рв^ : рейс з с ик у в ж а \ полярный рейс к кромке льда бот, лова икры м молоди тре- По скончании ремонта’ это суд- ски у берегов Норвегии и у но пойдет на поиски мест на- Рыбачьего полуострова. роста сельди у западных бе- 39-й рейс а/г „КНИПОбИЧ” , регов Мурмана. Через несколько дней разразился шторм Волны яростно вздымались и бросали .Персей* с борта на борт. Крен был 30—35°. Вода . г у л я л а ” по палубе. В 2 часа ночи вода .путя ни неисповедимыми’ проникла в трюм с углем. Верхньіі слой угля превратился в жидкую кашу. „Каша” перекатывалась и била в борта и переборки. Одна из переборок не выдержала—дала трещину, уголь­ ная каша прорвалась и хлынула в нвжнне каюты и затопила там палу бу иа несколько дюймов. От качки гольная жкж і прескалаеь и забрыз ивала каюты до потолка. Но вскоре погода р*зко изменилась. Шторм прошел. Росло количество взятых станций. Заметно похолодало—мы приближа­ лись ко льдам. 12 марта судовой „Марюв іГ от стукал первое радио „Полярной правде* о перевыполнении плана по Кольскому меридиану и встрече льдов. „Персей* повернул на юго-запад дл я ледовой разведки, но встретил сплошной лед . Мороз уоилидол. Сде­ лали попытку выйти из льдов обрат­ ным курсом, во снова встретили оплошной дед до 1 фута Пробовали фороировать лед под машиной н па­ русами. „Переей” дрожал от усилий, но лед не поддавался. Тогда вся свободная чаоть коман- ны вышла на лед. Взяли пешни н - «л * ломы, оталн окалывать лед вокругция * а Уа *л а із а * а 10—15 прод- судна. штурман П. Тум. После околки удалось немпэго продвинуться, но продвинуться к . , еще более плотному льду. Мороз в 24° быстро ростнл и укреплял лад п покрывал молодым льдом редкие разводья. „Персей” вморз в лед , н поскрипывая своей толстой ледовой обшивкой, дрейфовал вместе со льдом. Некоторые мечтатели и любители острых ощущений (иди северной „ЭХ 80 ТНКИ*) стали воображать себя «челюскинцами* Баренцова моря. 12 марта на расовете, недалеко от судна появился .хозяин* Арктики — белый медведь. Быстро сошли на лед начальник экспедиции и стар­ ший штурман. Они залегли на льду вблизи судна, держа наготове винтов кн. Медведь остановился в оаженях 100 от судиа , а эатем пошел к за ­ легшим на льду охотникам. Коман да, собравшаяся на падубе, заранее предвкушала медвежье жаркое и уже начинался спор кому дать шкуру. Старая русская поговорка о дележе медвежьей шкуры сохрани­ ла свою действенность н в ледяных просторах Полярного моря. Реши­ тельное приближение медведя к охотникам неоколько их смутило и они поспешили выстрелить. Медведь крупной рысью побежал от охотни­ ков, оставляя на льду редкие кро­ вавые следы. Через двое суток начали иоявлят^ ся раэводья. Под машиной и пару­ сами стали продвигаться в разводья и фороируя лед, итти к эападу. Сделали станцию. Пробовали пройти к о-ву Надежда по встретили тяжелый лед. Повер­ нули южнее, придерживало*, кромки льда. Часто попадались одиночки- тюлени, много стаек кайр и л и р и ­ ков. Закончили ледовую равведку, пе ­ ревыполнив план ае. Курс на остров Медвежий. Оче* рѳдпой разрез по маршруту; . 0 Мед­ вежий—мыс; ІІорд-Кап“. Бее единой поломки и задержки был произ­ веден этот разрез. Команда прикла­ дывала все усилия, чтобы помочь быстрому проведению научных ра** бот. - На только выполнить, а перевы­ полнить план и дать при атом высо­ кое качество всех работ, было боевым лозунгом экспедиции. Производственные совещания и стенгазета всемерно помогали борь­ бе за план, за качество, за экономию средств... На учет были ввяты каж­ дая минута, каждый килограмм угля, каждый литр воды. Где только возможно, отавили яа- руса, чтобы увеличить ход и вы ­ играть во времени. Было одедано еще два paspesa от оотровов Соре и Ванне о целью поисков тресковой икры. Добыт целый ряд проб тре- оковой икры. 24 марта была взята поодедняя станция и проложен курс кна Мур­ манск. План экспедиции выполнен на 121 проц. Дана экономия около 2.500 р. Средни# ход „Пероея“ по еравнению о предыдущими экопедн-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz