Полярная правда. 1934, апрель.
\ & ; ' : ;;::i ' !i i ' ;;! ! 1Ь И " и По несколько раз в год небольшое деревянное судно от правляется из Мурманска, держа курс на норд к кромке полярных льдов. Это разведчик науки— экспедиционное ___ _________ __________ __________ судно „Персей . Уже сделано 47 научно-исследовательских рейсов по Ьаренцову морю. Собрано множество материалов, которые способствуют освоению богатств Баренцова моря. Все увереннее и настойчивее раскрывают ^персеевцы'1 тайны Арктики. НАЧАЛО БОЛЬШОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССОР М. СОМОВ получен большой материал ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИИ ТРЕСКИ Программу 47-го рейса э/с #Персей" составляли следую щие работы: 1. Разрез по Коль скому меридиану по кромке льда (приблизительно до 74 градуса, 30 минут север ной широты), 2. Раввецка кромки льда к западу от Коль ского меридиана с океаногра фическим разрезом до о. Мед вежьего, 3. Разрез от о. Мед вежьего до мыса Норд-Кап (Норвегия) и 4. Два разреза у Норвежских берегов от острова Соре и от острова Ванне на 40 миль вглубь моря. Разрезом называется ряд точек, лежащих на каком-ни- ?! Біренцово море справедли во считается одним из наибо лее изученных морских бас сейнов земного шара. Здесь непрерывно с 1921 года—в течение 13 лет ведутся си стематические наблюдения по гидрологии, биологии моря и научно-промысловые исследо вания. К сожалению громад ный по своему об'ему и науч ной ценности материал в зна чительной своей части до сих пор еще не обработан и пото му не может быть в полной мере использован для практи ческих целей. Задача недавно организован ного на Мурмане Полярного научно - исследовательского института Морского рыбного хозяйства и океанографии заключается в том, чтобы в кратчайший срок, не только освоить и претворить в жизнь весь уже накопленный за мно гие годы опыт, но и органи зовать постоянные н сиотема тические наблюдения з \ все ми изменениями в гидрологи ческих и биологических усло виях моря и на основе взех этих данных своевременно давать необходимые прогнозы всем отраслям нашего хозяй ства, связанным с эксплоата- цией моря и его сырьевых запасов. Такие наблюдения ведутся институтом на наблюдатель ных пунктах , расположенных в различных участках М ур манского побережья и на специальных экспедиционных судах, совершающих систе матические рейсы в Баренце во море. После длительного перерыва в экспедиционной работе, вследствие затянув шейся реорганизации инсти тута, 47-я экспедиция „Персея“ является первым шагом в боль шой экспедиционной програм ме, намеченной на этот год. В кратком отчете молодого начальника экспедиции тов. Величко приводятся предвари тельные выводы из собран ных материалов и дается описание условий плавания. Несмотря на тяжелые льды, j организмов, которые не имеют встреченные им на 76 граду - активных средств передвиже- се северной широты, старик |ння и переносятся течением или при помощи ветра. Эги маленькие организмы имеют пппйлйл ^ пппгп < • ! ! " : ®л и я ь я е м п у л ь с а ц и и т е п л о г о резка для определенного сро ка наблюдения, то мы у в и дим, что в одни и те же ме сяцы, но в разные годы, сред ние температуры всей толщи во^ы не бывают одинаковы. Мы наблюдаем в отдельные годы, то потепление, то по холодание. Эго явление имеет большое значение для рыбно го промысла. Многолетними наблюдениями установлено, что с похолоданием на Коль ском меридиане уловы трески в Баренцевом море увеличи ваются. Потепление же, наобо рот, вызывает падение улова трески, но способствует улуч шению промысла пикши и осо бенно морского окуня. рис П. ТУИ течения, определяют харак тер погоды в значительной части нашего Союзо. В силу этих причин в за дачи 47 рейса „Персея4 и были включены ка к гидроло гические наблюдения, так и разведка по ледовой кромке. Нерест трески, начавшийся в марте, у западных берегов Норвегии, дает огромное ко личество пкринок, которые, плавая на поверхности моря, уносятся морскими течения ми в различных направле ниях. Большие количества тресковой икры ежегодио приносятся Атлантическим течением в Баренцево море. Мальки,"’вышедшие из икры, оседают на дно в различных частях моря и дают новые поколения этой ценной про мысловой рыбы. Успешность нереста в разные годы бы вает не одинакова и дтя предсказания будущего на шего трескового промысла в Баренцовом море на несколь ко лет вперед, необходимо Кольскому меридиану, рас положенный к ю гу от 73’. параллели имеет значитель ное похолодание по сравне нию со средней температурой иа этом у ч а с т к е в марте прошлого года. Эго похоло дание выражается в 0,5 гра дуса. 2. Наши работы показали, что в районе норвежского по бережья в п л о т ь до мыса Норд-Кап в пла нктоие имеет ся болыноо количество тре сковой икры. Нам ближе к берегу,—тем количество и * - ры больше. Эгот материал имеет боль шое значение для предстоя щего летнего трескового про мысла. После обработки он немедленно будет передан Мурманрыбе. За 47 рс-ііс с д е л а н о : 46 океанографических станций и пройдено 1.679 миль. Эконо мия во времени против пла на выразилась в пять с чет вертью суток. Все участники экспедиции заключили меж- % * гуУ. У.Т знать, какое количество пр и -.д у собой плода получило тресковое ста-; ревнованпю. до Б а р е н ц о в а меря и з ! став организовал „П Е Р С Е Й " У О. ВАННЕ будь заранее намеченном на правлении. На каждой такой точке производится наблюде ние по гидрологии—опреде ляется температура и соле ность воды на различных гл у бинах от поверхности и до дне; по планктону—произво дится лов специальными се тями маленьких животных .Персей" не только с честью вышел из ледового плена, но состав экспедиции сумел пере выполнить план по воем раз делам, порученных ему работ Новые молодые советские кадры показали не только умение работать, но и спо собность ориентироваться в тяжелых условиях, не теряя энтузиазма и крепости тру довой дисциплины. Начальни к у экспедиции тов. Величко едві минуло 20 лет. Капита н у „Персея* тов. Бильдяеву— 28 лет. Старшему механику тов,—Мовенко 24 года. Но все они уже не один раз бывали в полярных плаваниях и не являются новичками в высо к и х широтах. Команда „Персея” и весь личный состав экспедиции своей дружной работой спо собствовали успешному вы полнению задач 47 рейса. Материалы, собранные экс педицией немедленно посту пят в обработку и лягут в осно ау тех гидрологических, ледо вых и промысловых прогнозов, которые будут даны институ том на ближайший отрезок времени всем заинтересован ным в том хозяйственным ор ганизациям. большое значение для пита ния промысловых рыб. Их присутствие является одним из признаков, по которому производится поиск косяков сельди; по ихтио-планкто- ну—лов особыми сетями маль ков и икры рыб. Если взять гидрологические наблюдения по Кольскому ме ридиану за ряд лет и вычис лить средние месячные тем- В отношении ледяного по крова в Баренцовом море так же замечено, что в годы по тепления общий процент пло щади моря, занятой льдом, уменьшается, в годы похоло дания эта площадь увеличи вается. Эти изменения ледовых условий имеют решающее зна чение не только для хода зве робойного и тралового промыс лов, но также определяют воз можности и условия плавания наших судов в восточной ча сти Великого Северного пути. Состояние льдов в Баренцо вом море, а также температур ные условия во всей толще его воды, изменяющиеся под договора по COL.CO- Командный со - во время Атлантического океана и !рейса для команды особые как проходил нерест наш е й !кр уж ки по повышению ква- Мурманской трески в губах;лификации матросов а коче- нашего побережья. Чтобы Ігаров. иметь эти данные, ПИНРО ве дет постоянные наблюдения на различных пунктах Мур манского побережья. С этой же целью в задачи нашего' 47 рейса был включен поиск ! икры трески вдоль Норвеж-' екпх берегов. \ .Персей” вышел в рейс 7-го ! марта. На Кольском мери диане вместо намеченных по плану 11 станций, нам уда лось сделать 16 ставций. Полученные нашей экспе дицией материлы еще не об работаны, но позволяют сде лать следующие основные предварительные выводы: 1. Атлантическая теплая струя отклонилась несколько севернее обычного своего на правления. По этой причние „Персей- и смог дойти до столь высокой для этого вре мени года широты, не встре тив льдов. Весь участок по Наш рисунок показывает маршрут 47-го рейса „ Персея u и 9Нерсей“ во льдах. Штриховкой иа карте обозначено место обнаружения трески , точками—места нахожде ния тресковой икры. СОРОК СЕДЬМАЯ Р А З В Е Д К А В тихий солнечный деаь мы сня лись в сорок седьмой рейс. Прощальный гудок. „Персей® стал бодро рассікать спокойные воды Кольского залива. Прошла Сеть-Наюлок. Каштан определил точное местоположение судна (что особенно важно при экспедиции) по пелегам и сб'явил: „Станций!*. Быстро измерили глубину, спусти ли инструменты и приборы для ПРОФЕССОР М. СОМОВ НА „П Е РС Е Е Сейчас „Персей1* ГОТОВИТСЯ і вэятия проб воды и измерения ее К н о в о м у р е й с у В западную ™“ “вра*Уры на разных глубинах. M J ; Начались производственные совеща- ЧаСТЬ Баренцева моря. j ния, технические кружка стали го- Начальник экспедиции ! Т0!,І!ТЬСЯ * выпуску стенгазеты. Станция за станцией подвигались мы на оевѳр по Кольскому мериди ану. . В. А Величко. ИЗ БИОГРАФИИ „ПЕРСЕЯ" Богата и содержательна биография этого судна. Незадолго до войны 1914 года северный рыбо промышленник Е п им а х Могучий заложил это суд но на ст а п е л я х архангельской верфи. Когда были 'г в к а к и х у с л о в и я х достраивался „Персей". ыько первые ронгоуты , К пима х * В ладимир И л ьи ч Ленин , придававший бо внимашіе на недостроенное судно „Персей". Ста п е л я агрѣанге.'!ьской верфи вновь ожили. Нехватка продовольствия, материалов — вот положены еще тол уже предвкушал будущие прибыли , которые даст ему новое , мои^ное, по тогдашнему ра зм а х у , де ревянное судно. Р а з г р е л а с ь война, а затем п риш ла революция . Она смела и Епим а ха Могучего с его мечтами о больших прибылях Судно осталось недостроен н ы м . Так оно стояло на ст а п е л я х до 11)22 года. Сотруд ш к и Московского Плаѳлюрнина обратили значение на учным работам, лично помогал до стройке Персея “. Приборы с броненогца „Чесма ", машина зато- нувщего буксира и т. д. — вот откуда черпалось оборудование для нового судна Уже несколько л ет „Персей “ бороздит воды се- вернысс морей. Он сделал 47 рейсов , около 3 тысяч у „ ст а н ц и и “. Старик „Персей'* готовится в 48-йрейс, г ХРОНИКА НАУЧНЫХ РАЗВЕДОК БАРЕНЦОВА МОРЯ ПРОДЕЛАНО В МАРТЕ • Э/бот „РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ" В случае нахождения рыбы два раза ходил в губы Мотов ! будут поставлены опыты по ского залива для разведки лову сейнером с 2 -х ботов сельди и постановки опытных ее кошельковым нево дом калифорнийского типа. • Э/б „ВЕНУС* совместно с а/б «РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ* в на-[по Кольскому одновременно. • Э/судно „ПЕРСЕЙ- по 27/111 НАМЕЧАЕТСЯ НА АПРЕЛЬ Ф Поисковые рейсы для раз-• который после скончания ре- ведки сельди в губах Мотов-j монта пойдет по Кольскому ского зелива э/б пВенус“ и|меридиену до кромки льда и оттуда, с ледовой разведки— на Восток до Гусинной банки, где сделает три стандартных меридиану к стоящее время заняты поиском j о. Медвежьему и к севѳро- сельди в Мотовском заливе.’ западным берегам Норвегии. э/б „Рационёлизеция*. I © 48-й рейс 3.6 „Персей* с 6/111 на запад от Кольского мѳри- сделал свой 47-ой ДИана для гидрологических ра - }ра^ рв^ : рейс з с ик у в ж а \ полярный рейс к кромке льда бот, лова икры м молоди тре- По скончании ремонта’ это суд- ски у берегов Норвегии и у но пойдет на поиски мест на- Рыбачьего полуострова. роста сельди у западных бе- 39-й рейс а/г „КНИПОбИЧ” , регов Мурмана. Через несколько дней разразился шторм Волны яростно вздымались и бросали .Персей* с борта на борт. Крен был 30—35°. Вода . г у л я л а ” по палубе. В 2 часа ночи вода .путя ни неисповедимыми’ проникла в трюм с углем. Верхньіі слой угля превратился в жидкую кашу. „Каша” перекатывалась и била в борта и переборки. Одна из переборок не выдержала—дала трещину, уголь ная каша прорвалась и хлынула в нвжнне каюты и затопила там палу бу иа несколько дюймов. От качки гольная жкж і прескалаеь и забрыз ивала каюты до потолка. Но вскоре погода р*зко изменилась. Шторм прошел. Росло количество взятых станций. Заметно похолодало—мы приближа лись ко льдам. 12 марта судовой „Марюв іГ от стукал первое радио „Полярной правде* о перевыполнении плана по Кольскому меридиану и встрече льдов. „Персей* повернул на юго-запад дл я ледовой разведки, но встретил сплошной лед . Мороз уоилидол. Сде лали попытку выйти из льдов обрат ным курсом, во снова встретили оплошной дед до 1 фута Пробовали фороировать лед под машиной н па русами. „Переей” дрожал от усилий, но лед не поддавался. Тогда вся свободная чаоть коман- ны вышла на лед. Взяли пешни н - «л * ломы, оталн окалывать лед вокругция * а Уа *л а із а * а 10—15 прод- судна. штурман П. Тум. После околки удалось немпэго продвинуться, но продвинуться к . , еще более плотному льду. Мороз в 24° быстро ростнл и укреплял лад п покрывал молодым льдом редкие разводья. „Персей” вморз в лед , н поскрипывая своей толстой ледовой обшивкой, дрейфовал вместе со льдом. Некоторые мечтатели и любители острых ощущений (иди северной „ЭХ 80 ТНКИ*) стали воображать себя «челюскинцами* Баренцова моря. 12 марта на расовете, недалеко от судна появился .хозяин* Арктики — белый медведь. Быстро сошли на лед начальник экспедиции и стар ший штурман. Они залегли на льду вблизи судна, держа наготове винтов кн. Медведь остановился в оаженях 100 от судиа , а эатем пошел к за легшим на льду охотникам. Коман да, собравшаяся на падубе, заранее предвкушала медвежье жаркое и уже начинался спор кому дать шкуру. Старая русская поговорка о дележе медвежьей шкуры сохрани ла свою действенность н в ледяных просторах Полярного моря. Реши тельное приближение медведя к охотникам неоколько их смутило и они поспешили выстрелить. Медведь крупной рысью побежал от охотни ков, оставляя на льду редкие кро вавые следы. Через двое суток начали иоявлят^ ся раэводья. Под машиной и пару сами стали продвигаться в разводья и фороируя лед, итти к эападу. Сделали станцию. Пробовали пройти к о-ву Надежда по встретили тяжелый лед. Повер нули южнее, придерживало*, кромки льда. Часто попадались одиночки- тюлени, много стаек кайр и л и р и ков. Закончили ледовую равведку, пе ревыполнив план ае. Курс на остров Медвежий. Оче* рѳдпой разрез по маршруту; . 0 Мед вежий—мыс; ІІорд-Кап“. Бее единой поломки и задержки был произ веден этот разрез. Команда прикла дывала все усилия, чтобы помочь быстрому проведению научных ра** бот. - На только выполнить, а перевы полнить план и дать при атом высо кое качество всех работ, было боевым лозунгом экспедиции. Производственные совещания и стенгазета всемерно помогали борь бе за план, за качество, за экономию средств... На учет были ввяты каж дая минута, каждый килограмм угля, каждый литр воды. Где только возможно, отавили яа- руса, чтобы увеличить ход и вы играть во времени. Было одедано еще два paspesa от оотровов Соре и Ванне о целью поисков тресковой икры. Добыт целый ряд проб тре- оковой икры. 24 марта была взята поодедняя станция и проложен курс кна Мур манск. План экспедиции выполнен на 121 проц. Дана экономия около 2.500 р. Средни# ход „Пероея“ по еравнению о предыдущими экопедн-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz