Полярная правда. 1933, январь
ОДИНИЗ БЛЕСТЯЩИХИТОГОВ ПЕРВОЙПЯТИЛЕТКИ 58 500 000 человек ликвидировали неграмотность за четыре года первой пятилетки ТРУДОВОЙ СААМСКИЙ НАРОД ВЫШЕЛ НА ПУТЬ КУЛЬТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА КУЛЬТУРНАЯ —это одно из j острова. Каждое становище, РЕВОЛЮЦИЯ самых главных зиеньев в борьбе за победу нового общественного строя. Культура в ленинском по имании —умение управлять с особым искусством всей хо зяйственно-п о л и т и че с к о й жизнью первой в мире стра ны пролетарской диктатуры ПОЭТОМУ везде и всюду не ЛЕНИН уставно подчерки ” ал исключительную важ ность вопросов культурной революции в нашей стране. Ленин учил, что сопротнз ление классового врага, на самой Мы этом участке будет „ глубокое, самое мощное имеем здесь дело с передел кой психологии двух третей вссго населения бывшей дар ской России. Вековая негра мотность, забитость и угне тенность абсолютного больший ства населения являлась серьезнейшим препятствием на путях культурной револю ции. у Несмотря на эти трудности партия за девять лет без Ле нина, неуклонно выполняя его заветы, одержала блеет- щие победы на фронте куль ѵурной революции. ПЕРВАЯ— выдвинувшая па ПЯТИЛЕТКА, ШУ стРацУ на одно из первые мест в мире в технико-экономическом оі ношении,—явилась пи гпле кой всеобщего начального обучения ^и сплошной гро мотиости. В 1932 году, в шк* лах ликбеза обучалось свы ше 20 милл. человек взросли го населения. 58 5о0 000 чело век ликвидировали неграмот ность за четыре года пяти детки. Сейчас, в нашей не 97 проц. грамотного .ления. Таким образом л^ітое наследие прошлого— вековая неграмотность %в на шей стране в основном лик видироі ана. Это один из бле стяіцих итогов первой пяти летки—итог всемирно - исто 1 р^ч^і кого значения. В СВЕТЕ не лишним бу ЭТИХ ИТОГОВ дет еще раз вспомнить о письме 20-ти те рибеі ских делегатов волост жого съезда в 1920 году, ад; е сованном рабочим и крестья нам, они писали: погост имеют свои школы, клубы, красные уголки. В 1930 году на ХУІ-ом с'езде партии' тов. Сталин го ворил: „главное теперь—пе рейти на обязательное перво начальное обучение. Я гобо рго „гланное", т. к. такой не реход означал бы решающий шаг в деле культурной ре ВОЛЮЦНІі". Мы не только совершили этот решающий шаг, но пош ли уя;е дальше—по округу! '-овершеп переход на всеоб щее обязательное семилетнее \ обучение. j М А Л Ы Е севера, ‘ кото Н А Р О Д Н О С Т И рые с особой беспощадностью угнетались политикой царского строя, получили полн ѵю возмож н )сть ликвидировать негра моIность на своем : родном языке и на эюй основе^строить национальную по . форме и социалистическую ио си держанию, культуру . Это—громадная .победа ле нинской национальной поли тики—единственно правиль ной политики. Конечно, здесь далеко еще не все сделано. В рабоіе на гпих-школ и во г,сей системе культурно-массовых органи заций еще мноі о недостатков, но мы находимся на верном пути к их устранению. Вступая в десятый год исторической борьбы без Ле tinна, по по ленинскому пути, іартия и впредь также туер [о и последовательно будет | выполнять его заветы. 1933 /ОД— задачей ПЕРВЫЙ ГОД которои 2-ой ПЯТИЛЕТКИ, являет я построение бесклассового со циалистического общества— естѴГТод б-»рьоы. за .-.качество всей нашей рабо ы. : | Т«»в. Молото» и своем докла 1 де на только что закончившем \ Только правильное проведение ленинской национальной политики жизнь и новое развитие малым народностям Севера дало новую ст| а наее про*. в области развития народно го хозяйства в первом году второй пятилетки лежит в плоскости поднятия произво дцтельности труда. Ленин, говоря об условиях, необходимых для поднятия производительности труда, выставляя как первое уело вие для этого создание мате риальной основы крупной ин дустрии, подчеркивал: я Д р у г и м у с л о в и е м п о в ы ш е н и я п р о и з в о д и т е л ь н о с т и т р у , а; я в л я е ш е я в о п е р в ы х о б р а з о в ' > т е л ь н ы й и к у л ь т у р н ы й п о о 1е м м а е с ы н а с е л е н и я . Э т о т п о д 1 е м и д е т т е п е р ь с г р о м а д н о й б ы с т р ы к о й ч е г о н е в и д я т о с л е п л е н н ы е б у р ч е у и з н о й р у • и н о й л ю д и , н е с п о с о б н ы е п о н я т ь с к о л ь р о + п о р ы в а к с в е >у и и н и ц и а т и в н а с т и р а з в е р т ы в а е т с я т е п е р ь в . ш р о д н ы х н и з а х , б л л г о О а р я с о в е т с к о й о р г а н и з а ц и и \ ИЗ ЭТОГО ЧТО борьба Зіі ВИДНО, а ° д ‘ем культурно го и образовательного уровня масс является первоочеред ной нашей задачей, тик >аі . от успешного разрешения этой задачи очеиь ви многое нави с ит народно-хозяпс і веь ныі) план первою ^юда ыо pofi пятилетки. Иод лозунгом^ борьбы за ювышеиие качества у іебы и работы всех политпросветуч реждений —-^должен пройти текущий^год. г^ппішппаяадда СМЕНА ДВУХ ЭПОХ “ ■ sT-'~ mfČL':rr-'C"r Т**-'" '■ ’ ~ .f-ZZZ f f В н а ч’ а л,е подобных. 1900-х го^до^в! История не оправдала про ^ один, из выды- j рочеств буржуазного ученого, хаюшихся уче- Иные^факты, иных людей вы ных старичков писал о судьбе саамского [ на рода: 4 „0« оказался совершенно не с п о с о б н ы м к культуре и)жи вя , при\ самых б л а г о п р и я т н ы х условиях , мало по м а гу вымирает, пии- чиняясь dcii - етшю естест венного , закона. j j . . . В один прекрасный и ьеизоежно близ кий день он изчезнст совершенно незамет но. Никто не будет сожи легпь об изчезновении лениво го, нетрудоспособного, Lгрязно го лопарского племени, их ме сто будет занято более силь ной человеческой расой и. Представителями т^а к о й именно „сильной человече ской расы‘* ученый станичек считал очевидно себя и себе двинула история, мобилизован нал пролетариатом на созда ние такого порядка и такого общее 1 ва, при котором путь идет не к вымиранию и не к нзчсзновеншо^ отдельных на іий. Саамы могли умирать недавно окончил Институт от эпидемий, как им заблаго рассудится. А культура . .. об этом рас сказывают живые свидетели В Мурманском педтехнику ме есть саамское отделен іе. Здесь учатся 30 студентов саамов. Био ірафия каждого из них—это живая история ровностей, аАк расцвету „ н а 1царского гнета, история Ок цноиальных культур, социа|тябрьской реьолюцни, исто диетических по содержанию ;рия побед революции на ►г ^национальных по форме*4, (культурном фронте. ((талин). 3. И. Ленин учил: «Помещичий и буржуазный на ционализм стремится травлей „инеродцеа* разделить и развра тить рабочий класс, чтобы легче было усыпить его. Сознательные рабочие отвѳча юг на это отстаиванием полного равноправия и единства рьбочих всех и национальностей на^драк пре тике История саамского народа служит самым ярким приме ром, подтверждающим прав дивость ленинских слов. При „благонрвятных . уело виях" царского времени, ^о которых писал буржуазный ученый, во : всез^ Северном крае не было никаких здра воохраннтельных і мероприя ся пленуме ДКи ЦКК ВКП(б) говорил, что узел всех з а лач CTPGKKA ;НОВОЙ ШКОЛЬ! КА УЛ. 1ЕРОЕСКОИ ,І.Ь —tnuvu Вот Осипов Алексей —один из старших студентов, в его памяти сохранилась еще прак тика и метод поаОвского уче ния. Известно, что при царском правительстве очагами „куль туры,, на Мурмане были по повские, так называемые, цер ковно-ирихотские школы.' Осипов помнит, как поп за ставлял изо дня в день твер дить молигвы и тянуть цер ковные напевы. —Не тянуло к такой учебе,— рассказывает Осипов,- и ча сто я убегал в лес, к оле ням. По поп был строг, за не послушание запирал в воню- чую:а промерзшую уборную, ставил на колени, для боль шего (.воздействия подклады вал под коленки острые щепы. Результат от такой уче? бы был обратный, ненависть к поповской „кульі туре4 и ко всему царизму, вот что во шитывала школа в учениках, детях саамов. —А сейчас другое дело,— говорит Осипов,— мы учим математику, географию, обще ствоведение, естествознание. ‘Больше всего меня интсре сует естествознание и смам ский 5:зык. Я теперь в лес от школы не нобегу. Хочу щучиться дальше. К Семья Осиповых живет на Ѵеке Туломе. Всего Осиповых '^человек, а из 7 детей пя те)|о старших учатся, из них троц в педтехннкуме. Стар шиА из д е т е й , О с и п о в Ивада^-первый учитель саам, Л „ и * ж и т е л и М у р м а н а , б ы в ш и к 00 их п о р п а с ы н к а м и п р • р о д и и ц и в и л и з а ц и и , в и д а м т е п е р ь д о к а к о й с т е п е н и о т с т а и м ы о т в а с , т о в а р и щ и , в у м с т в е н н о м р а з в и т и и . Т о ч і р и щ и , м ы п е с т ы д и м с я с о з н і т ь с я , ч т о и . і 4 iUi>ч е л о в к к о р е н н о г о н а с е л е н и я - т р и ч е т в е р т и и з н а с - ъ е г р а м о т н ы е . М ы п е с к р ы в а е м , ч т о с л о в о ь о н с т и т у ц и я , и н т е р н а ц и о н а л д л я б о л ь ш и н с т в а и з н а с н с п о н я т н ы . М ы т е п е р ь з н а е м , к т о в и н о в а . 7 . в н а ш е м у м с т в е н н о м о т у п е н и и В и н о в а т т о т п р о к л я і ы и “ ‘ А " к о т о р ы й п о е щ е и п о о щ р я л е з д и т ь н а н а с к у л а к а м , у р я д н и к а м и п о п а м п о 1 ь Но с о в в с у ш к и ' 1. ОТ ПЕТИЦИИ кИИКОЛКЮ КРОВНВОМУ кПОСТРОЕНИЮ БЕСКЛАССОВОГО СООИПЛИСТИИЕСКОГО ОБЩЕСТВА Бешеное наступление цар фкого правительства, • фабри кантов и заводчиков на зар плату, на жизненный уровень рабочего класса, явившееся следствием кризиса и русско- японской воины, привело в начале 1905 года к обнища нпю пролетариата. Средняя годовая заработная плата петербургского рабоче го в 1904: году равнялась 366 руб. 17 коп., а в 1905 г. рез ко снижается и доходит до 294 р. 83 к. К этому следует добавить, что сумма штрафов (своеобразный метод Сііиже ния реальней заработной ила ты, ириименявшиися канн га лшмом) с 19,4 код. на каж дые заработанные 10 рублей в 1903 году, повысилась до 29,9 коп. в 1904 году. Свое тяжелое положение большинство рабі чих об‘ясня ло несправедливостью чинов ников, фабрикантов и т. д. і ратия в то время представ j Поддавшиеся на полиций ляла собой „несколько сотен;скую провокацию Петербург революционных организаторов, !ские пролетарии были расст несколько тысяч членов мест 'реляны царскими холопами. И ных организаций, полдюжины j вместе с первыми выстрелами, выходящих не чаще раза в | вместе с первыми жертвами месяц революционных лист пала вера народа в царя, ков, которые издавались г л а в ! „Кровавое воскресенье,, яви ным образом, за границей и;лось могучим рычагом роста контрабандным путем, с н е ;классового самосознания ра вероятными трудностями, пе бочег-) класса России, ною многих жертв Пересы ла Владимир Ильич через 12 лись в Россию4. (В. Ленин лет после „кровавого воскре собр. соч. том XIX стр. 345). сенья4‘так характеризовал исто !борьбе. Доведенное до отчания лес потизмом царских чиновников, врагпепБЯ политического созна ния рабочих, это движение обра щается против самодержавия, становится взрывом пролетар ской классоз >й борьбы". (В. Ле нин собр. соч. том VII стр 76). Возросшее революционное движение, руководимое ок репшими соцьал-демокраіи ческими организациями, при вело к повышению классо вой сознательности рабочих, к укреплению их воли и ак тивности в революционной ну выеокойч классовой созна тельности п^арокнх слоев ра бочего к л а с ‘ народов севера, сейчас подает в педтехннкуме. Архипова, Мария - комсо молка. Ее отец и мать кол хозники ловят рыбу на озере Имандра, раньше, 4 когда не было еще железной доро ги, развозили на оленях поч ту от Кандалакши до Хибин Се ;тра Архиповой тоя:е комсомолка,'учится в Инсти туте народов севера. Архи нова одна из лучших уме ниц техникума, недавно была в Ленинграде на курорте. Братья Кобелевы жили в Пулозере, в колхозе, зимой рубили и возили на оленях дрова, летом уходили в тунд ру пасти оленей и ловить рыбу. Сейчас младший из братьев Кобелевых учится в педтехннкуме, комсомолец. Матрехин Арсений —с рекн Иоканьги, тоже» один из сту дентом педтехникума и тоже комсомолец. Отец и мать его состоят в Иокмньгском колхо зе, ловят рыбу в реках и озерах. От Иоканьги до Мурман ска не близко, около 500 ки лометров, надо плыть морем. По пат Матрехин в педт«*хни кум по командировке сельсо вета. Осиповы, Матрехин, Титов, Ті.желая {‘КоОелев, Герасимов—комсо мольцы, студенты педтехни кума, будущие учителя, вра чи —вот новое поколение Октября. Родители большинства из них еще иеі рамотны, это характерно для семей саамов. Дети вырастают в новых условиях, а старики роди лись и выросли в другое иремя. * Мы. сделали всемнрно-исто рический шаг, который воіиел в мировую историю, как сме на двух эпохи - так говорил Владимир Ильич. Эта смена двух эпох про водит на наших глазах. На сме ну безмозглых выдыхающих ся ученых старичков прихо дят новые советские студен ты, учителя, врачи, уч« ные из т» го .самого лопарского народа, о котором писалось, кцк о „неспособном к культу ре, ленивом и грязном, обр§- ченном на вымирание". Вас. Мих. Тов. Ст в своем докла де на январьс^ом пленуме ЦК и ЦКК ВКЩбі подводя т о ги выполнение пятилетки в 4 года, говор^ об основных силах, обеспечивших ре шающие поЗед^ пятилетнему плану, отмечаеД «Прежде все го активность ^ самоотвер • женность, энтуадазм и ини-. г о с у д а р с т в е н н ы й с т р о й , лманывавших Царя И народ - , и н е т о . і ь к о п о з в о л я л , г г ПРОШЛО а как далеко ЛИШЬ 12 ЛЕТ, шагнули мы вперед в области под‘ема кулмурного уровня трудя .щ а х с я масс Колі.ского полу а не существующим сицналь ным укладом жизни. Организованное полицией „Русское общество фабрично- заводских раОочих”, руководи мое в Пеіербурге ионом Ги ионом, всеми силами поддер живало и развивало - этот взіляд у рабочих. Революционная социал-дем» ИнОу стриальный Мурмане к Холодильник СТТ . политическим и экономиче ским порабощением трудовое население Петербурга но ини цативе священника Гапона 9 января 1905 года пошло про сить „у царя батюшки* по мощи и защиты. В этот день с пениез^ царских гимнов и церковных псалмов, с икона ми, царскими портретами и церковнымихоругвиями петер бургскне рабочие несли царю петицию, которая начиналась так: , Г о с у д а р ь , м ы , р а б о ч и е , ш ъ т г я и г о р о д а C.- Л е » е р б у р г а , р а з н ы х с о с л о в и й , н а ш и ж е н ы и д ^ т и и б е с п о м о щ н ы е с т а t ц ы —р о д и т е и , п р и ш л и к Т е (.е, Г о с у д а / и с к а т ь п р с . в О ы и з а ш и т ы “. Петиция заканчивалась ело ;мми: 8 , П о в е л и и п о к л я н и с ь и с п о л н и т ь и х ( т р е б о в а н и е р а б о ч и х В . У . ) и с о е л о е и і ь Р о с с и ю ь с ч а с л и в о й ѵ с л а в а о й , а и м я т в о е з а п е ч а т л е е ш ь в с е р д ц а х н а ш и х и н а ш и х ь о т о м к о в п а ] в е ч н ы е в р е м е н а , а н е п о в а л и ш ь и н е о н і о в і ш і с я н п н а ш у м о л » б у , —м ы у м р * м 3' е с ь , н и г т о ь п л о щ а д и , п е р е д Т е о и м д в о р ц о м Н а м п ек> **а й о л ы н с ummu ь н е и ч е м . . У н а с т о ы , о д в а п і т и и л и к ( с о б і д 1 и і ч а а ч ь ъ и л и в м о г и л у . . . П у с т ь * а й н н - и з н ь б dim ж е р т в о й д л я и с т р а д а в ш е й с : Р і с с і и . Н о м п< ж а л ь э т о й ж е р т в ы , м ы о х о т - о п р и н е с е м > е и . Вера в царя батюшку, без Iвешая покорность, владев пая тогда большинством пе . грбургских рабочих, полно л ью сказались в этой петиции. Царь „встретил „свой ньрод* нулями. циасива миллиону масс назначение 9 января: и эта с,ила, сила нарастаю* бочих н ьолхозн щей сознательности, огром ной классовой ^Р0 jническими силами колоссаль ную энергию^ п^разворачи рическое В п П ’ в О ’П и м е н н о в э т о м * р о б у ж д г и и к о о с с а л ь н ы х н а р о д g н ы х м а я к п о л и т и ч е с к о м у с о н а н и ю и к р е в о л ю и и о н н с у й б о р ь б е и з а к л ю ч а е т я и с т о р и ч е с к о е з н а ч е н и е 22 я н в а р я 1У05 г о д а и . ( В . Л е н и н с о б р . с о ч . т о м X IX с т р . 344). Утратив веру в царя, народ понял, что борьба с фабрикан там а, борьба с заводчиками и помещиками, борьба с царски Ленинские дни в Москве 22 января на предприятиях и во всех рабочих клубах про водятся торжественные собра ния ячеек ВКП(б), ВЛКСМ, профорганизаций и ударни ков завода. В 50 крупней ших рабочих клубах Москвы на ленинских вечерах высту пят старые большевики с вое вела пролетариат через рево люционные стачки 1905 года, привела его на баррикады классовой борьбы в дни де кабрьского восстания в Моск ве. Эта же сила, укрепляемая в гушах проле іариата пар тиеи большевиков, вела про пшу пѵірртр р иДК0В' Развив“ і поминаниями о Ленине, ших вместе с инженерно тех- ми чиновниками есть в то летариат через революцион Р.??1!1 ные вспышки в годы чертой реакции (ленские события в 12 году) на борьбу против империалистической войны 1914 года. царя, против вссго самодер жавпого строя. В течение нескольких ме сяцев необычайно возросла революционная сознатель ность рабочего класса. „Сотни реюлюционаых соц*ал- демгкратов* „внезапно- выр«»сли в тысячи, тысяча стали вождями (‘Т двух до трех миллионов про летариев. Пролетарская Оорьба вызвала большое брожение, ча стью и I еволюционное движение, в глубинах пятидесяти-стомил лнонной креѵіьянской массы, крестьянское движение нашло от звук в армии н повело к солдат ским восстаниям, к вооруженным столкновениям одной масти ар- у.ии с дгУГ0Ю- Таким образом колоссальная страна со 130 мил лионами жителей вступила в ре волюцию, таким образом ді>»‘*лю- шня Ро(сия превратилась в Р с- сию революцш'нн.)го иролетарп- 'зта и ргволюпні иного наропя (13. Л^нни собр. соч. том XIX СТр. 345). ЛІ если в .кровавое воскресенье" русский няр »д ш«*л к Зимнему Дворпу затемненный любовью и верой в паря, то после это дви жение протеста против угнете ния перерастает сі«ои рамки и намятое полицией ‘ в интересах полиции, в интересах поддержки самодержавия, в интересах раз- ванию социалистического со* ревнования и ударничества». Эта растущая клановая соз нательноеіь обес^ецих нам еще большие победы. Расстрелянная в дьНь .кро вавою воскресенья4 слепая вера в царя превратилась в острую ненависть рабочего класса против класса эксилоа- таторов, превратилась в вы сокую сознателі,досіь россий ских пролетариев, нриступив- Эта сила, сила революцион ших под руководством иартии ной сознательности явилась«Ленина к і остроению бесклас- I одной из основных предпо сылок и Февральской рево люции и Великой Октябрь ской революции 1917 года, когда пролетариат захватил власть в свои руки. . а . - й Под руководством ленин ской партии рабочий класс России проделал гигантский всемирно исторического зна чения путь от 9 января, от „] енеральной р е п е т и ц и и * 4 1905 года к диктатуре проле тариаіа, к построению бес классового социалистическо го общества во второй пяти летке. Сейчас, когда мы подводим итоги первой пятилетки, мы знаем о том, что одна из ос новных причин успеха вы- полн жря пятилетнего плана в четыре года заключается в том, что партия большеви ков организовала новую вол- сово і ©^-социалистического об щества. В. .Угер. Для 25 крупных клубов Институт Ленина организует передвижную в ы с т а в к у „Жизнь и работы Ленина4. 21—22 января во всех шко лах проводятся ленинские вечера и утренники. На ве черах выступят с воспоми наниями об Ильиче старые большевики. Среди старших групп учащихся будут про ведены беседы и доклады на темы: «Ленин о школе». «Как выполняются заветы Ленина» и «Решения пленума ЦК ■ ЦКК ВКП(б)». МГСПС организует массо вые экскурсии в ленинские дни в музей Ленина, музей Революции, музей PKKA.gjgg K r J i I Индустриальный М урм ан ск ѵ>ч;ill КЭНЯЙЮи:>s>.v Электростанция СТТ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz